Как стать автором
Обновить
231.79

Старое железо

Как это было, когда мы были молоды

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Реверс-инжиниринг программ DOS как в старом добром 1990-м

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 6.9K
На видео выше я записал наглядную реализацию процесса, описанного в разделе «Сборка и установка».

Эта статья посвящена запуску SoftICE, популярного отладчика для DOS и Windows, в эмулированной среде MS-DOS, а также обходу недостатка Bochs, эмулятора IA-32 (x86) PC.
Весь процесс выполнялся из-под Linux. Не знаю, получится ли проделать то же самое в MacOS, не говоря уже о Windows.
Читать дальше →
Всего голосов 61: ↑60 и ↓1 +59
Комментарии 11

Оживляем автоинформатор из подмосковного автобуса

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 10K
Приветствую всех!
Так уж вышло, что при наличии у меня немалого количества артефактов из мира транспорта, у меня до сих пор не было той штуки, с которой у многих ассоциируется этот самый транспорт, — той самой коробочки, благодаря которой мы слышим легендарное «Осторожно, двери закрываются». Ну что же, самое время восполнить это упущение.



Итак, в сегодняшней статье поговорим об одном из первых массовых отечественных автоинформаторов. Узнаем, как работала эта штука и какие неожиданные технологические решения есть внутри. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 112: ↑112 и ↓0 +112
Комментарии 58

Kontron Electronic IP Lite: что внутри у промышленного переносного компьютера из 90-х

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 5K

Яндекс Музей уже давно стал домом для многих интересных образцов компьютерной техники из разных эпох. Иногда к нам попадают уникальные вещи, которые вряд ли были доступны рядовым пользователям. Логично, что такие экземпляры представляют особый интерес. Мы бережно их восстанавливаем и настраиваем, а потом даем возможность любому желающему прикоснуться к истории. И сегодня мы поговорим про один из таких экспонатов.

Читать далее
Всего голосов 53: ↑53 и ↓0 +53
Комментарии 12

Ламповый дисплей для компьютера, часть 5: коллектор, видеоусилитель и изображение

Уровень сложности Сложный
Время на прочтение 15 мин
Количество просмотров 9.5K
Рад приветствовать всех, читающих уже пятую часть цикла статей о ламповом дисплее для компьютера, в которой можно рассмотреть долгожданный результат проделанной опытно-конструкторской работы. Прежде чем перейти к такому описанию, кратко напомню содержание предыдущих частей:

  • Часть 1 – обзор существующих концепций для построения необычных дисплейных устройств и выбор своей собственной
  • Часть 2 – запуск ЭЛТ и фокусировка электронного пучка в ней
  • Часть 3 – описание блоков синхронизации и кадровой развертки
  • Часть 4 – описание финальной сборки блока питания и блока разверток, получение растра на экране

image
Читать дальше →
Всего голосов 137: ↑137 и ↓0 +137
Комментарии 26

Истории

Суровый моддинг из нулевых: как энтузиасты увеличивали объём ОЗУ в коммуникаторах?

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 15K
image


Моддинг девайсов — тема очень широкая и невероятно интересная. При желании, чего только не сделаешь со своим любимым устройством: можно кастомизировать и преобразить интерфейс девайса, портировать свежую версию системы, прошить ядро с разгоном ЦПУ… Однако помимо программного моддинга, существует и аппаратный: умельцы умудряются наращивать объем ОЗУ и постоянной памяти, менять дисплеи на более качественные и даже добавлять поддержку беспроводной зарядки/квикчарджа! Предлагаю вам взглянуть на относительно редкую, дорогую, но такую желаемую в нулевых модификацию: наращивание ОЗУ на КПК аж в два раза! Сегодня мы с вами: узнаем предысторию моддинга телефонов в нулевых, самостоятельно перепаяем чипы ОЗУ на модули большего объёма, а также разберемся в программной стороне этого вопроса. Интересно? Тогда добро пожаловать под кат!
Читать дальше →
Всего голосов 66: ↑66 и ↓0 +66
Комментарии 62

Калькуляторы с обратной польской нотацией

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 13K

На хабре уже многократно проскакивали статьи и переводы о калькуляторах с обратной польской нотацией. Раньше я не придавал им большого значения, пока на глаза не попался перевод статьи «Мягкое знакомство с дополнительным кодом», где фигурировал программистский калькулятор HP-16C. Что сподвигло меня разобраться, что за зверь такой «обратная польская нотация» или reverse Polish notation (далее по тексту RPN).

Искра, буря, безумие… Спешно поставив эмулятор HP-16C на телефон, я полез искать калькуляторы с поддержкой RPN, попутно скупая найденные экземпляры. В этой статье хочу поведать о четырёх редких! экземплярах, которые мне удалось найти на отечественных досках объявлений, и дать некоторые рекомендации тем, кто решит прикоснуться к удивительному миру программируемых калькуляторов.
Читать дальше →
Всего голосов 133: ↑132 и ↓1 +131
Комментарии 80

Пишем трассировщик лучей для ZX Spectrum

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 16 мин
Количество просмотров 20K

Я люблю трассировщики лучей и даже посвятил им половину своей книги. Менее известна моя любовь к ZX Spectrum — домашнему компьютеру 1982 года, с которым я вырос и с которого начался мой интерес к графике и программированию. По современным стандартам эта машина столь смехотворно слаба (и даже по стандартам 1980-х), поэтому возникает неизбежный вопрос: в какой степени удастся портировать трассировщик лучей из книги Computer Graphics from Scratch на ZX Spectrum?

В ZX Spectrum установлен процессор Z80 на 3,5 МГц (в тысячу раз медленнее, чем современные компьютеры), который не может умножать числа (!!!), и 48 КБ ОЗУ (в миллион раз меньше); он имеет графический режим 256x176 (примерно в двести раз меньше современного разрешения), способный отображать 15 цветов (в миллион раз меньше, к тому же с довольно необычными особенностями). Интересная машина для графического приложения, активно задействующего CPU!

Я планирую реализовать его на Sinclair BASIC — встроенном языке программирования Spectrum. Это не просто BASIC, а древний, очень ограниченный диалект BASIC. Например, единственные структуры управления в нём — это FOR и IF (а у IF нет ELSE и даже ENDIF); все переменные глобальны; не существует вызовов функций, только GO TO и GO SUB; и так далее. Кроме того, он интерпретируемый, то есть сверхмедленный. Но, по крайней мере, он реализует программное умножение! Если мне нужна будет производительность, то я всегда могу переписать трассировщик на ассемблере.

Я настроил минимально необходимую среду: код на BASIC я пишу в VS Code, компилирую его с помощью BAS2TAP и запускаю в эмуляторе FUSE. Благодаря этому скорость итераций оказалась достаточно высокой.

Читать далее
Всего голосов 142: ↑141 и ↓1 +140
Комментарии 85

Реверс-инжиниринг электромеханического компьютера с самолёта-истребителя

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 14 мин
Количество просмотров 22K

Определить скорость полёта и высоту самолёта-истребителя сложнее, чем можно представить. При низких скоростях высоту, скорость полёта и другие «воздушные данные» можно рассчитывать по показаниям давления. Но когда самолёт близок к скорости звука, для точного вычисления этих значений требуются сложные уравнения.

В истребителях F-101 и F-111, в бомбардировщике B-58 ВВС США эту задачу решал Bendix Central Air Data Computer (CADC)1.

[1. Мне не удалось найти полный список самолётов, в которых использовался CADC. Судя по различным источникам, он применялся в F-86, F-101, F-104, F-105, F-106, F-111, а также в бомбардировщике B-58.]

Это электромеханическое чудо техники было реализовано на основе лучших технологий 1955 года: шестерней, кулачков, сельсинов и магнитных усилителей. В этом посте я загляну внутрь CADC, расскажу о выполняемых им расчётах и объясню, как он производил эти расчёты механически.
Читать дальше →
Всего голосов 133: ↑130 и ↓3 +127
Комментарии 43

Мапперы на Famicom, NES, Денди: откуда взялись и зачем нужны (часть 2/2)

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 24 мин
Количество просмотров 6.7K

Продолжаем обстоятельный разговор про «мапперы» — устройства управления расширенной памятью на игровых консолях Famicom, NES и Денди. Во второй части статьи рассмотрим особенности нескольких основных видов мапперов и их влияние на содержание игр, сложности программирования, а также ситуацию с мапперами на других платформах.
Читать дальше →
Всего голосов 67: ↑66 и ↓1 +65
Комментарии 20

Как запустить собственную GSM-сеть за пять минут при помощи SDR

Уровень сложности Сложный
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 34K
Приветствую всех!

Давным-давно я уже рассказывал про то, как в домашних условиях поднять GSM-сеть при помощи комплектующих, доступных любому школьнику. И в той статье я мельком упомянул, что идеальным в плане производительности вариантом будет запускать сети при помощи SDR, а не телефонов.



Итак, в сегодняшней статье поговорим о том, как быть владельцам SDR, желающим запустить свою GSM-сеть. Узнаем, какой софт нужен, чтобы заставить её работать в прямом смысле слова за пять минут. Попутно запустим GPRS и ненадолго побываем в 2007 году. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 107: ↑107 и ↓0 +107
Комментарии 88

Ламповый дисплей для компьютера, часть 4: блок питания, строчная развертка и первый растр

Уровень сложности Сложный
Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 7.9K
Краткое содержание предыдущих статей цикла:
  • Часть 1 – обзор возможных концепций и постановка задачи
  • Часть 2 – запуск ЭЛТ и фокусировка электронного пучка в ней
  • Часть 3 – построение канала синхронизации и блока кадровой развертки

В этой части будет рассказ о тех электронных узлах, которые я создавал дальше, а именно — описание окончательного оформления блока питания, переделки источника высокого напряжения кинескопа, строчной развертки и получения первого растра.

image
Читать дальше →
Всего голосов 75: ↑75 и ↓0 +75
Комментарии 34

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»?

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 12K

Многие миллениалы, не говоря уже о более старших поколениях, впервые познакомились с играми на экране либо посредством «Ну, погоди!» и других устройств «Электроники», либо на аркадных игровых автоматах. Уже в 90-е они повсеместно ушли в историю, но для советских детей 70-х и особенно 80-х годов они были отлично знакомым, популярным и местами даже культовым развлечением. Вспомним о том, какими были советские игровые автоматы — а заодно разберёмся, как они вообще возникли.
Читать дальше →
Всего голосов 61: ↑59 и ↓2 +57
Комментарии 66

Поделка в стиле 2000-х — блютус-колонка с пультом, MP3, ЧМ-радио и эффектами

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 9.6K


Привет, Хабр! Какие подводные камни таит в себе копеечный китайский модуль с этой фотографии, и как их преодолеть? Как сделать усилитель дешёвых компьютерных колонок менее чувствительным к помехам по питанию?

Как устроен расширитель стереобазы, он же «Surround sound» или «трёхмерный звук»? Как заставить маленькую моноблочную стереосистему звучать ещё объёмнее при помощи цифровых линий задержки?

Обо всём этом расскажет мой маленький проект, начавшийся десять лет назад и не законченный до сих пор.
Поделка работает и звучит, но я продолжаю её совершенствовать.
Всего голосов 56: ↑55 и ↓1 +54
Комментарии 7

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн

Игровая легенда из нулевых: каким был Nokia N-Gage QD? Обзор, аппаратный ремонт и программирование под Symbian

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 16 мин
Количество просмотров 8.2K
image

Друзья! Многие ли из вас помнят такой телефон, как Nokia N-Gage? В начале нулевых финская компания сделала смелую попытку ворваться на рынок игровых консолей, создав устройство, которое сочетало в себе сразу две функции: полноценный смартфон на базе аппаратной платформы WD2 с Symbian на борту и игровая консоль с собственными картриджами! Год назад читатель подарил мне N-Gage QD с некоторыми аппаратными проблемами, которую я успешно оживил и подготовил подробную статью, в которой мы: узнаем историю появления N-Gage на свет и на чём он работал «под капотом», отремонтируем устройство и узнаем о самых частых аппаратных «болячках» смартфонов Nokia на платформе WD2, а также посмотрим на местную игровую библиотеку подробнее и выясним особенности разработки игр под Symbian! Интересно? Тогда добро пожаловать под кат!
Читать дальше →
Всего голосов 68: ↑64 и ↓4 +60
Комментарии 62

МС6205. Плазменный дисплей советской эпохи

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 14K
Приветствую всех!
За годы своего существования советская промышленность успела выпустить многие десятки моделей газоразрядных индикаторов, начиная с опытных и заканчивая серийными. Среди них особый интерес вызывают матричные. Их было меньше всего, но именно они являются самыми интересными.



Итак, в сегодняшней статье рассмотрим, пожалуй, самый легендарный индикаторный прибор из этой серии — дисплей МС6205 на базе индикаторной панели ГИП-10000. Узнаем, как его запустить и как он устроен, попутно напишем софт для управления им. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 105: ↑105 и ↓0 +105
Комментарии 117

Ламповый дисплей для компьютера, часть 3: Синхронизация и кадровая развертка

Уровень сложности Сложный
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 7.7K
В первой части я привел обзор возможных концепций для построения необычных дисплеев и описал свой замысел на основе круглой ЭЛТ от индикатора кругового обзора РЛС. Во второй части я начал описание пути реализации замысла, который начался с построения высоковольтного источника питания ЭЛТ и узла магнитной фокусировки электронного пучка. В этой же части я продолжу описывать электронные узлы, которые пришлось собирать в рамках этого проекта.

image
Читать дальше →
Всего голосов 65: ↑65 и ↓0 +65
Комментарии 11

Артефакты прошлого: TabletPC Compaq TC1000 и загадка recovery-дисков

Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 4.6K

В обычной ситуации о наличии Recovery CD или специализированного раздела на жёстком диске никто не вспоминает. Но если речь идёт о ретрокомпьютинге, то всё меняется. Ведь именно эти способы позволяют восстановить оборудование с программной точки зрения до заводского состояния и взглянуть на то, что видел человек, выложивший несколько тысяч долларов на новенький компьютер в каком-нибудь 2002 году.

Когда я упомянул в прошлой статье драйверы, забыл рассказать об одной интересной особенности. В той же раздаче лежали 3 образа, снятые с оригинальных Recovery-дисков. Скачал их на свой «карман» Zalman с виртуальным приводом и попробовал запуститься с первого диска. Вместо ожидаемого Recovery вылезла странная ошибка USB Drive support is disabled. На тот момент времени разбираться не было, и образы отправились ждать своего часа. Неделю назад мне таки удалось заставить их работать. Подробности — под катом.

Читать далее
Всего голосов 58: ↑57 и ↓1 +56
Комментарии 5

Мапперы на Famicom, NES, Денди: откуда взялись и зачем нужны (часть 1/2)

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 17 мин
Количество просмотров 13K

Примерно раз в десятилетие на русскоязычных около-компьютерных ресурсах кто-нибудь поднимает тему такого элемента архитектуры 8-битной Денди и её прародителей, как «маппер», пытаясь на пальцах объяснить, что же это такое. И каждый раз у меня возникает ощущение, что рассказчики сами не вполне знакомы с сюжетом. К тому же практически всегда речь идёт о чисто технических моментах, совершенно не затрагивая историю вопроса: откуда взялось, как развивалось, чем было полезно для фактических игр — что, на мой взгляд, может быть интересно гораздо более широкому кругу лиц.

Так сложилось, что я имею довольно глубокий, примерно по локоть, практический опыт взаимодействия с этими самыми «мапперами», также могу рассказать кое-что и за их историю, и, разумеется, обладаю уверенностью, что уж я-то точно понимаю всё как есть, и расскажу так, что все вздрогнут. Поэтому под катом — всё, что вы когда-либо хотели или не хотели спросить про мапперы, но боялись или вовсе даже и не собирались спрашивать.
Читать дальше →
Всего голосов 101: ↑98 и ↓3 +95
Комментарии 19

Когда старый софт лучше нового

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 72K

У каждого из нас наверняка есть подборка старого проверенного софта, который много лет работает без сбоев. В такой ситуации возникает вопрос: а зачем его обновлять?

Практика показывает, что новые версии утилит часто изменяются к худшему, раздуваются, обрастают ненужными функциями, начинают тормозить или вовсе перестают запускаться. Ухудшение программного продукта со временем — известный процесс, для которого есть специальный термин: дерьмофикация (enshittification, слово придумал Кори Доктороу). Она происходит не только с десктопным или мобильным софтом, но и с платформами. Все мы за последние годы наблюдали дерьмофикацию Google, Reddit, Amazon, Twitter и Facebook (два последних вообще признаны экстремистами и запрещены в РФ). Аналогично с десктопным софтом и мобильными приложениями.

В то же время старый софт многолетней давности фантастически быстро работает. Программы в несколько мегабайт, которые запускаются мгновенно, потребляют минимум памяти и просто летают. По сути, ресурсы современных CPU для них избыточны. Пользоваться такими инструментами одно удовольствие. Такое чувство, что работаешь на суперкомпьютере, а не обычном ПК.
Читать дальше →
Всего голосов 231: ↑190 и ↓41 +149
Комментарии 508

Для Героев III вышло долгожданное полномасштабное обновление — Фабрика. Почему это по-настоящему уникальное явление?

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 92K

Если судить по группе ВК, дополнение вышло где-то 31 декабря в 7:38 минут по Москве. Новость дошла до меня где-то за час-два до нового года. Если вы в курсе, то думаю вы уже или без меня ознакомились или вот, прочитав новость, побежите прямо сейчас и статья для вас тут по сути заканчивается). Сначала Doom порадовал ... а сейчас Герои.

Если вы не в теме, то в остатке заметки попробую рассказать пару слов о том, почему: это дополнение важно, почему люди ждали его пять лет и почему это абсолютно уникальное явление для "игровой индустрии" (и да, там есть и кампания, и мультиплеерное обновление, и редактор карт новый, и музыка и новый замок).

Я с трудом удержал себя от того, чтобы не засесть на пару суток проходить кампанию залпом, но конце расскажу своё мнение про первые две карты (я специально не спешу). Итак, обо всём по порядку.

И почему же HotA так уникальна?
Всего голосов 133: ↑128 и ↓5 +123
Комментарии 165

Вклад авторов