Как стать автором
Обновить
232.83

Старое железо

Как это было, когда мы были молоды

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Секретная плата с китайской олимпиады по электронике

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 34K


Привет, Хабр! Сегодня мы соберём, изучим и заставим работать радиоконструктор «кодовый замок», авторы которого подошли к его созданию весьма творчески.

Здесь и секретный код, который нужно расшифровать, и нестандартное применение десятичного счётчика-дешифратора К561ИЕ8 (CD4017), и две ошибки, намеренно внесённые в плату. К обычному мультивибратору на КР1008ВИ1 (NE555) добавлены RC-фильтры, позволяющие наблюдать изменение формы сигнала.

А ещё имеются тиристор и тональный декодер на специализированной микросхеме ФАПЧ УР1101XA01 (LM567). Так на печатной плате размером 112 на 68 мм разместился целый мир электронных приключений.
Читать дальше →
Всего голосов 58: ↑57 и ↓1 +56
Комментарии 15

Раритет из мира термопринтеров

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 6.6K
Приветствую всех!

Думаю, все мы себе представляем, как работает термопринтер. Но неподвижная пластина и ряд нагревательных элементов не всегда были типичной конструкцией такого устройства.



Итак, в сегодняшней статье разберёмся, как устроен и работает термопринтер старого образца с подвижной головкой. Узнаем, как его подключить к микроконтроллеру и запустить. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 58: ↑58 и ↓0 +58
Комментарии 26

УКВ приёмник в пачке Marlboro или закончить начатое 25 лет назад

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 16K

Черновик этой статьи накидал еще на карантине, но, как всегда, все легло в долгий ящик. Помню засомневался тогда, что искушенной публике Хабра, вероятно, уже наскучила тема ностальгических терзаний из детства, да и «размах» устройства невелик. Что и говорить, опытные умельцы самостоятельно собирают целые компьютеры по схемам прошлых лет. Так что, возможно, так бы и пролежало в столе, если бы не такой замечательный повод. В итоге, вдохновленный новостями о сезоне DIY, заканчиваю начатое. Все же лучше поздно, чем никогда, как говорится. История эта, скорее, не столько техническая, сколько повод поделиться теплыми воспоминаниями из детства провинциального школьника 90-х через историю одной самоделки.

Погнали
Всего голосов 109: ↑108 и ↓1 +107
Комментарии 50

Релейный компьютер, телетайп и интересный алгоритм игры в крестики-нолики

Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 6.5K

Крестики-нолики – классическая игра, которую наверное пытался написать каждый. При этом программы иногда получаются довольно запутанные, несмотря на простоту правил. Электромагнитные реле – классическая элементная база для компьютеров и калькуляторов. Они тёплые, ламповые и прикольно щёлкают. Если добавить к этому телетайп, то получится игровая консоль в стиле 1940х.

Читать далее
Всего голосов 68: ↑68 и ↓0 +68
Комментарии 35

Истории

Голливудский 386 — сериал Fubar

Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 18K
Голливудские хакеры и голливудские компьютеры вообще давно уже превратились в мем и надёжно прописались в голове у людей. Ко мне тут на днях подходили с просьбой увеличить видео и повернуть человека, стоявшего к камере спиной так, чтобы лицо можно было рассмотреть. Пришлось просителя огорчить. Впрочем, сейчас я не об этом.

image

Тут на глаза попался новый нетфликсовский сериал Fubar со Шварценеггером, чем-то напоминающий «Правдивую ложь», растянутую на много серий. Сам сериал я не смотрел, так, мимо телевизора проходил, где его смотрели.

Клюквы в нём достаточно и так, но в шестой серии у героев стоит задача выбраться из старого советского бункера и при помощи старого советского компьютера. Посмотрим, на что способны голливудские хакеры сегодня.
Читать дальше →
Всего голосов 109: ↑108 и ↓1 +107
Комментарии 183

Новая жизнь советского джойстика

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 16 мин
Количество просмотров 7.6K

Так получилось, что уже долгое время в моей рабочей зоне лежал отечественный джойстик типа «джойстик», а точнее даже целый «игровой манипулятор», Веста ИМ-01. Маленький и симпатичный, подозрительно напоминающий джойстик ProLine для Atari 7800, он достался мне в комплекте с одним из приобретённых в начале года Спектрумов, и с тех пор периодически мозолил глаза, вызывая вопрос — что бы с ним сделать? У меня уже есть такой же в коллекционном состоянии, этот же немного повидал виды, и его не особо жалко перепрофилировать под какие-нибудь интересные нужды. Можно было бы приспособить его для клонов Atari 2600, которых у меня чуть больше, чем джойстиков к ним, но это же скучно.

Также хотелось бы для разнообразия сделать что-то простое, что не затянется на месяцы и годы, получив удовлетворение от небольшого быстро законченного проекта. И тут я вспомнил один незакрытый гештальт из середины 2000-х годов. Так родился этот маленький проект выходного дня, с очень низким порогом вхождения, который может повторить почти любой желающий.

Суть проекта: простейшая самодельная игровая приставка для телевизора, встроенная в корпус классического джойстика.
Читать дальше →
Всего голосов 64: ↑64 и ↓0 +64
Комментарии 13

«Мышеловка». Как менялись компьютерные мыши и зачем я собрал 170 из них в коллекцию

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 23K


Сейчас кажется, что все мыши одинаковые — две кнопки и колёсико посередине. Разве что в игровых моделях есть подсветка. Но так было не всегда: первые мыши были деревянными, квадратными, с неопределённым количеством кнопок, а устройства до середины восьмидесятых часто не шли в массовое производство.

Привет, я Михаил Павлов. Я уже десять лет коллекционирую компьютерные мыши и трекболы. В этом посте я коротко напомню, какой путь они прошли, и покажу свою коллекцию. Посмотреть на неё вживую можно в Яндекс Музее на выставке «Мышеловка», которая в последние месяцы гастролировала между Москвой и Санкт-Петербургом. В ближайшие пару дней (до 12 июля включительно) её ещё можно увидеть в московском Музее на Павелецкой — познакомиться с большей частью экспонатов, а какие-то даже попробовать в действии.
Читать дальше →
Всего голосов 87: ↑87 и ↓0 +87
Комментарии 134

Стрелочный мультиметр и цифровые вольтметры своими руками

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 13K

Привет, Хабр! Во многих случаях стрелочные измерительные приборы бывают более наглядными и быстрыми. С другой стороны, цифровая шкала позволяет мгновенно прочитать число.

Потому сегодня мы соберём большой стрелочный мультиметр и два цифровых вольтметра, причём не на микроконтроллерах, а на настоящих аналогово-цифровых преобразователях — АЦП.
Читать дальше →
Всего голосов 63: ↑62 и ↓1 +61
Комментарии 69

Современный TLS/SSL в Windows 3.11

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 7.7K

В последнее время происходит ренессанс новых программ для ретро-компьютеров — для них пишут клиенты Slack, клоны Wordle, клиенты Mastodon. Однако большинству этих программ при подключении к Интернету требуется запущенный на современном компьютере прокси для работы с SSL/TLS, которых требуют сегодня практически все API. Но заставлять Gateway 4DX2-66 с установленной Windows 3.11 for Workgroups использовать для подключения к Интернету современную машину — это довольно грустное решение, поэтому я решил изменить статус-кво.

Нельзя сказать, что Windows 3.1 не поддерживала защищённые соединения; например, в Internet Explorer 2 была поддержка SSL. Но со временем и клиенты, и серверы перешли на новые версии протокола и алгоритмов SSL (теперь называемого TLS), и отказались от поддержки старых версий, потому что в них обнаружены уязвимости наподобие POODLE.
Читать дальше →
Всего голосов 56: ↑55 и ↓1 +54
Комментарии 10

Почему в байте именно 8 бит?

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 60K

Я опубликовала в интернет-журнале статью на тему двоичного представления информации компьютерами и, среди прочих, неоднократно получала вопрос: «Почему в архитектуре x86 используются байты, состоящие именно из 8 бит, а не иного их количества?»

Я считаю, что на любой подобный вопрос можно дать два основных ответа и некую их комбинацию:

  1. Так сложилось исторически, и другой размер (например, 4, 6 или 16 бит) тоже вполне сработает.
  2. Восемь бит по какой-то причине является лучшим вариантом, и даже если бы история сложилась иначе, мы бы всё равно использовали именно 8-битные байты.
  3. Некая комбинация этих двух версий.

Я не большой специалист по компьютерной истории (мне куда больше нравится использовать компьютеры, чем читать про них), но меня всегда интересовало, есть ли какая-то весомая причина, по которой мир компьютеров сегодня выглядит именно так, или это, по большому счёту, просто историческая случайность. Так что в этой статье речь пойдёт об истории компьютеров.
Читать дальше →
Всего голосов 103: ↑97 и ↓6 +91
Комментарии 172

Портативный аппаратный проигрыватель музыки для AY-3-8910 — hway

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 18 мин
Количество просмотров 11K

Представляю вашему вниманию мою конструкцию такого экстремально нишевого, убер-гиковского гаджета, как портативный аппаратный проигрыватель чиптюновой музыки для звукового чипа AY-3-8910. В этой статье вы получите краткую историческую справку об истории компьютерной музыки, узнаете о довольно занимательном факте существовании класса подобных устройств, а также кому и для чего таковые могли понадобиться. Ну а если по прочтении вы обнаружите, что и вам тоже такое надо, и вы знаете, с какой стороны нагревается паяльник, у вас будет возможность собрать себе личный экземпляр, используя прилагающиеся исходники проекта.
Читать дальше →
Всего голосов 58: ↑58 и ↓0 +58
Комментарии 44

Оживляем скоростемер от ушедшего в историю метропоезда

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 12K
Приветствую всех!
Те, кто долго жил в Москве, наверняка вспомнят метропоезда типа «Яуза». Хоть они и вызывали самые противоречивые мнения что у пассажиров, что у работников метрополитена, можно с уверенностью сказать, что для своего времени в нашей стране они были уникальными.



Итак, в сегодняшней статье попробуем запустить часть приборной панели от теперь уже навсегда исчезнувшей модели поезда метро. Узнаем, как всё это устроено и работает. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 96: ↑96 и ↓0 +96
Комментарии 73

Big Muff на операционных усилителях своими руками

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 7.7K

Привет, Хабр! Сегодня мы соберём культовый фуз-дисторшн с просто космическим сустейном (послезвучанием). Его применяют почти во всех жанрах электрогитарной музыки, от амбиента до металла.

И конечно же, многочисленные вариации этого эффекта собирают если не все, то многие производители гитарных эффектов, особенно бутиковых. Потому что это классика — Electro-Harmonix Big Muff.

Попутно расскажу историю эффекта фуз, как он появился и превратил ритм-энд-блюз в рок-н-ролл.
Спаяем, сыграем, послушаем
Всего голосов 66: ↑66 и ↓0 +66
Комментарии 8

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн

Восстановление исходного кода старой игры с ленточного накопителя

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 7.5K

Моя история


Мне досталась лента с готовой версией игры Frogger 2: Swampy's Revenge. В детстве я очень любил эту серию игр.

Считалось, что эта лента — единственная резервная копия исходного кода готовой игры, игровых ресурсов и других данных разработки.

Как вы можете понять, эта находка в случае её восстановления оказалась бы бесценной. Но как же вообще считать/записать данные на ленту? Зачем вообще использовались ленточные накопители?

В 1999/2000 годах средний размер жёсткого диска составлял примерно 10 ГБ, к тому же они не славятся долгим сроком службы.

Очень привлекательным предложением были ленточные накопители OnStream, потому что имели картриджи по 50 ГБ (25 ГБ без сжатия) и к тому же стоили дешевле большинства жёстких дисков!

Ленты отлично подходят для резервного копирования, а при правильном хранении могут иметь долгий срок службы. К тому же можно купить ленточный накопитель, который вставлялся в компьютер как CD-привод или привод гибких дисков.
Читать дальше →
Всего голосов 69: ↑69 и ↓0 +69
Комментарии 9

Грааль номер три. Обзор необычного ноутбука-трансформера IBM Thinkpad TransNote

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 13 мин
Количество просмотров 8.9K


После двух предыдущих статей просто необходимо было найти для обзора такой девайс, чтобы читать о нем было интересно и техногикам, и просто любителям необычных красивых вещей. Признаюсь, искал недолго, как раз со дня на день должен был вернуться из ремонта один из моих самых любимых экспонатов коллекции “Digital Vintage” — ноутбук-планшет-блокнот IBM ThinkPad Transnote. Эта машина ждала мастера, которому можно доверить восстановление, ни много ни мало десять лет.
Читать дальше →
Всего голосов 55: ↑55 и ↓0 +55
Комментарии 12

Легенда о слоне: как IT-компания Steepler создала Dendy и основала российский консольный рынок

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 49 мин
Количество просмотров 33K
image
Dendy Junior II Автор: Ravy

Рисковый проект, который осчастливил миллионы детей.

17-го декабря 2022-го года исполнилось 30 лет с момента выхода Dendy на российский рынок. Кажется, что за последние десять лет о консоли сказали уже всё: популярные ютуберы регулярно делятся историями об играх своего детства, а блогеры и коллекционеры давно разобрали все виды картриджей и особенности клонов Nintendo Famicom.

Но эти материалы зачастую поданы через призму ностальгии и детских воспоминаний. Для полноты картины не хватало только всеобъемлющей бизнес-истории бренда, которая охватила бы весь период от запуска Dendy на российский рынок до закрытия компании Steepler.

Изначально этот текст я написал эксклюзивно для российского издания третьего тома серии «История Nintendo» от Флорана Горжа. С разрешения издательства «Белое Яблоко» я адаптировал материал и сильно дополнил его.
Читать дальше →
Всего голосов 176: ↑175 и ↓1 +174
Комментарии 74

Что такое функциональный генератор, и как им пользоваться

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 13K

Привет, Хабр! Какие и насколько значительные искажения, (или преобразования, если они желательные), привносит в сигнал тот или иной прибор, цепь или узел?

Функциональный генератор — это лабораторный прибор, который позволяет моментально увидеть эти искажения на экране осциллографа. Согласитесь, это максимально удобно и наглядно.

Сегодня мы соберём и опробуем такие генераторы на специализированных микросхемах ICL8038 и XR2206, а также простейший вариант на NE555.
Читать дальше →
Всего голосов 53: ↑53 и ↓0 +53
Комментарии 7

Причуды эволюции: необычное «железо», которое не должно было появиться. Часть 2

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 15 мин
Количество просмотров 15K


Здравствуйте, уважаемые читатели! Как я и обещал в первой части статьи, ждать продолжения долго не пришлось! Если три очерка из первой части идут в порядке очередности и следуют практически друг за другом, то следующие три — берут начало в одно и тоже время, весной 2003 года, когда Intel выпустила ряд крайне удачных продуктов, каждый из которых, в итоге, “засветился” по своему. Для поддержания преемственности, поговорим сначала о двухпроцессорных машинах.
Читать дальше →
Всего голосов 60: ↑60 и ↓0 +60
Комментарии 44

Причуды эволюции: необычное «железо», которое не должно было появиться. Часть 1

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 16 мин
Количество просмотров 27K


В наши дни производители комплектующих для самостоятельной сборки компьютера стараются всеми способами угодить пользователям. Разгон, управляемая подсветка, возможности расширения — список можно продолжать до бесконечности! Но никогда опции этого списка не идут вразрез с требованиями производителя платформы — за такое можно лишиться скидок на чипы или права раннего доступа к платформе.

То ли дело раньше — в погоне за кошельками пользователей производители комплектующих были готовы идти на куда больший риск, а иногда в роли авантюристов выступали даже создатели альтернативных чипсетов. Встречались даже материнские платы для двух разных поколений процессоров, например 386 и 486! Или, например с двумя разъемами — для процессора базового и для топового уровней. И это не только возможность выбора между Celeron (socket 370) и Pentium II (slot 1), но и даже между Pentium III (slot 1) и могучим Pentium III Xeon (slot 2).

Да, пожалуй, с материнских плат и стоит начинать эту тему. Но странных гибридов рассмотрим в другой раз, сегодня мы заберемся глубже — я откопал семь примеров таких химер, которых быть просто не должно! Расчехляем машину времени, устраиваемся поудобнее, откидываемся на спинку табуретки, поехали!
Читать дальше →
Всего голосов 110: ↑110 и ↓0 +110
Комментарии 67

Программирование для Palm OS: ставим CodeWarrior и оживляем ТСД

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 30 мин
Количество просмотров 5.7K
Приветствую всех!

Немало ушедших в историю платформ успели мы повидать. И столько же ещё будет у нас впереди. Но сейчас поговорим не о чём-то реликтовом и экзотическом, а о КПК, что наверняка успели застать многие пользователи данного ресурса. Эти девайсы имели массу поклонников, не удивлюсь, если кто-то до сих пор пользуется таким. Тем интереснее будет поговорить о разработке софта для данной ОС.



Итак, в сегодняшней статье рассмотрим разработку софта для КПК под управлением легендарной Palm OS. Узнаем, где взять весь нужный софт, как собрать свою программу. Поговорим о некоторых аспектах программирования для этих железок. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 54: ↑54 и ↓0 +54
Комментарии 26

Вклад авторов