Для восстановления гендерного паритета сразу после «женской» главы в книжке должна быть «мужская». И я немедленно к ней приступаю. Но посвящена она будет вовсе не выдающимся мужам, коих в Intel было в преизбытке. Она будет посвящена самым отъявленным разгильдяям light blue — команде Competitive Response Team(CRT), в которой я провел, наверно, свои лучшие годы в Интел. Чисто мужской коллектив — отнюдь не редкость в мире ИТ. Из этой главы вы узнаете, как мы справлялись с этим бедствием в Интел 😁
История IT
Занимательные истории из прошлого
Собираем и запускаем Linux-0.01 в Minix 1.5, (почти) как это делал Линус Торвальдс
Я люблю старые программы, мне нравится их изучать и смотреть, как они развивались и во что сейчас превратились, или умерли, так и не дожив до сегодняшнего дня. Ещё мне нравится смотреть разные YouTube-каналы, посвящённые ретро-тематике, на которых рассказывают об истории программ, игр, игровых приставок или старых компьютеров. Хочу сказать всем этим людям «спасибо» за то, что сохраняете частичку истории технологий. И, вдохновившись их трудами, мне захотелось попробовать самому прикоснутся к истории, собрав и запустив что-то относительно старое, но до сих пор живущее и развивающееся. Мой выбор пал на первую версию Linux, а именно версию 0.01.
Те, кто знаком с ранними днями создания Linux, знают, что Линус Торвальдс писал её для компьютеров на основе 386-х процессоров в пропатченной версия Minix 1.5.10. И не смотря на то, что linux-0.01 собирали не раз, в том числе и на современных версиях компилятора, мне хотелось побыть хоть немного в шкуре самого Линуса и самому собрать ядро в родной для этой ОС среде. А именно на максимально близком, хоть и виртуальном аппаратном обеспечении, в настоящей Minix 1.5.10 (точнее, Minix-386) с древней версией GCC 1.37.1
17 сентября ядру Linux исполнится 32 года. Это прекрасный повод вспомнить, как всё начиналось…
Исследуем внутренности Linux версии 0.01
Ядро Linux часто упоминают как ужасно масштабное опенсорсное ПО. На момент написания этой статьи последняя версия 6.5-rc5 состоит из 36 миллионов строк кода. Не нужно говорить, что Linux — это плод упорного многолетнего труда множества участников проекта.
Однако первая версия Linux, v0.01, была довольно маленькой. Она состояла всего из 10239 строк кода. Если исключить комментарии и пустые строки, то остаётся всего 8670 строк. Это достаточно малый объём для анализа и хорошее начало для изучения внутренностей ядер UNIX-подобных операционных систем.
Я получил удовольствие от чтения кода v0.01. Это походило на посещение Музея компьютерной истории в Маунтин-Вью — я наконец-то убедился, что легенды верны! Я написал эту статью, чтобы поделиться с вами этим восхитительным опытом.
Его Город Солнца
Михаил Алексеевич Лаврентьев был не только выдающимся учёным и создателем Сибирского Отделения Академии Наук СССР, сибирской науки. Он был патриотом, борцом за светлое будущее и созидателем.
Предлагаю вашему вниманию очень личную точку зрения на эту гениальную личность.
Истории
Репортаж из прошлого: чем нам помогут уроки, вынесенные из DIY в эпоху перемен?
Бывало, сидишь, прямо как сейчас, смотришь в монитор — и вдруг захотелось сделать что-нибудь необычное. В эпоху Интернета, кода, написанного нейросетями и 3D-принтеров всё для этого можно найти в продаже, прямо не сходя с дивана. Хочешь — закажи печатную плату, а хочешь — выточку или выплавку детали под твои нужды, хоть с со своим выгравированным на них именем.
Однако так было не всегда. Как же люди сами мастерили что-то до появления в продаже доступных деталей?
Когда я смотрел на ремонт каких-то вещей, выполненный людьми во время, ещё когда о развале СССР никто и не думал, я поражался их находчивости при поиске замены сломанным деталям. Сейчас-то, при имеющейся информации в Ютубе или просто в Интернете, многие умудряются склеить всё вкривь-вкось, но тогда можно было только восхищаться безупречной склейкой корпуса или заменой детали на самодельную. Детали после ремонта невозможно было принять за незаводские, при том, что в то время люди обменивались опытом, в основном, при встрече да по телефону.
Люди сами чинили телевизоры, радио, их сломанные корпуса из пластмассы и дерева, сваривали детали заборов или велосипедов. Когда появились первые ZX Spectrum, то люди собирали их вручную из "конструкторов". В какой-то статье тогда я читал о самой крутой поделке для Спектрума: кто-то писал, как сам спаял для него световое перо.
Итак, мы в 2000 году с подключением по модему 33Kbps с первого "Пентиума". У нас были: проволока, найденная на стройке, два советских конструктора "Юность-3" и "Механик", два микроподшипника, своевременно нашедшийся второй моторчик от сломанного кассетного плеера, в комплект в первому с Митинского радиорынка, и медные провода-лапша, которая валялась под теми же стройками в изобилии. Вы ее точно помните, такие тонкие и гибкие проволочки в оплётке всех возможных цветов.
Посмотрим, как с помощью элементной базы годов на перемене эпох и огромного желания мы проверим возможности построения компьютеризированной машины на телеуправлении.
Made at Intel. Женские истории
К теме diversity я уже обращался. Отношение к ней у меня неоднозначное, поскольку хорошая в общем-то затея, была доведена до абсурда рвением исполнителей на местах. Стоит, однако отметить, что в Интел всегда было очень много умных женщин. И я благодарен судьбе за то, что мне посчастливилось с ними поработать. Их историям и будет посвящена эта глава.
10 самых влиятельных (и почти мёртвых) языков программирования
Гиллель Уэйн*, разработчик и консультант по формальной верификации, обратил внимание на статью «20 наиболее значимых языков программирования в истории», которую сам автор называет «нелепой, только что придуманной таблицей». По мнению Уэйна, эта характеристика вполне справедлива: автор таблицы называет Go «наиболее значимым», но не включает в список ALGOL, Smalltalk или ML. И не учитывает Pascal, потому что тот «почти мёртв». Абсурд! Это противоречит всей сути понятия «значимость в истории».
Так давайте обсудим некоторые «почти мёртвые» языки и причины их важности.
Дисклеймер: Да, не все из этих языков мертвы и забыты. Ведь большинство людей слышали о Smalltalk, правда? Также, скорее всего, в этой статье полно ошибок, ведь их легко допустить, когда вы анализируете 60-летнюю историю компьютерных вычислений. Не стесняйтесь возражать, если что-то заметите!
Дисклеймер 2: Да, некоторые из упомянутых здесь языков были «первыми изобретёнными», а другие — «первыми популярными». История — это сложно!
*Обращаем ваше внимание, что позиция автора может не всегда совпадать с мнением МойОфис.
Как ID Software удалось выжать невозможное из EGA-карт
Я прочитал превосходную книгу Doom Guy Джона Ромеро, которую крайне рекомендую. В девятой главе Джон рассказывает о том, как его поразила увиденная им технология Adaptive Tile Refresh (ATR). Благодаря этому я понял, что пока не анализировал очень важную методику, лежавшую в основе серии игр Commander Keen (CK).
В процессе исследований я выяснил, что ATR использовалась только в первой трилогии CK. Во второй разработчики начали использовать нечто гораздо лучшее.
«ОКА 4401»: как работала знаменитая советская касса
Мы уже рассказывали вам про «Националь» — легендарные кассовые аппараты американской компании National Cash Register, изменившие представления о розничной торговле. Довольно долгое время они использовались в Российской Империи и в СССР, но с развитием собственного производства советские кассы начали вытеснять зарубежные. Сегодня поговорим про «ОКА» — знаменитые советские кассовые аппараты, впервые произведенные на Рязанском заводе счетно‑аналитических машин в 1970-х годах. Подробнее остановимся на «ОКА 4401».
Записки ездового кота
Подводя итоги второго десятка лет программирования на плюсах в самых разных областях, от гидроакустики и систем контроля доступа, до портирования старого софта и разработки игр, оглядываюсь назад и в памяти всплывают разные истории из жизни, иногда глупые и смешные, иногда пугающие и мистические. Но всегда настолько запоминающиеся, что их цвета не поблекли за давностью лет и сейчас. Сам удивляюсь, как у рядового программера набралось их так немало.
Не как у людей — история проекта 1tracker
Весной 2012 года я опубликовал первую версию экспериментального мультисистемного кроссплатформенного музыкального редактора с интерфейсом типа «трекер» — 1tracker v0.1. Экспериментальность заключалась в проверке новых подходов и отказе от общепринятых стандартов для подобного рода программ. Прошло десять лет, редактор до сих пор экспериментальный, до сих пор мало кому известен, и до сих пор не добрался до версии 1.0. Тем не менее, он регулярно пригождается нескольким странным людям на планете, а новые концепции вполне успешно выдержали проверку временем, хотя вряд ли когда-нибудь станут новым стандартом. Пора выйти из сумрака и рассказать обо всём этом подробнее. И заодно про историю трекеров.
Памяти Кевина Митника — хакера, ломавшего ФБР, АНБ и Кремниевую долину. Часть 1: бурная юность тёмного гения
16 июля 2023 года в возрасте 59 лет наш мир покинул Кевин Митник — один из самых знаменитых и архетипичных хакеров в истории. В середине 90-х он считался самым разыскиваемым хакером в мире, и было за что: Митник лихо взламывал сети корпораций и правительства США, обходил большинство систем безопасности, прослушивал агентов ФБР, добывал тонны конфиденциальной информации и данных о банковских картах, включая счета топов Кремниевой долины, — вот только денег, как считается, он никогда не воровал. Ну а закрыв проблемы с американским законом, Кевин Митник превратился в одного из лучших специалистов по кибербезопасности. Вспомним о человеке, на основе которого во многом и сформировался классический образ хакера 90-х годов.
Изобретение неодимового магнита: как Масато Сагава и Джон Кроат изменили современный мир
Неодимовые магниты сейчас с отрывом самый распространённый тип постоянных магнитов, занимая порядка 95% всего мирового рынка. Правда, они не просто неодимовые — это сплав редкоземельного металла неодима, бора и железа (полная формула Nd2Fe14B).
Появление этой технологии в 80-х годах буквально перевернуло промышленность: начиная от приводов CD-проигрывателей или HDD накопителей, заканчивая серводвигателями, шаговыми двигателями и МРТ аппаратами. В ближайшие несколько лет ожидается, что объём продаж неодимовых магнитов перевалит за 20 млрд долларов в год, во многом за счёт массового перехода на электромобили.
В успехе неодимовых магнитов нет ничего странного: при небольшой стоимости и размере они обладают огромной коэрцитивной силой и остаточной намагниченностью. Кто покупал их в упаковках, знает, что отлепить неодимовые магниты друг от друга — не самая простая задача.
Но с историей их открытия не всё так однозначно, и об этом до сих пор идут споры. Давайте посмотрим, как два человека, работая на противоположных уголках Земли, совершили революцию независимо друг от друга.
Ближайшие события
Моя 24-летняя HP Jornada может то, на что не способен современный iPhone
На нём можно разрабатывать, компилировать и запускать нативное ПО. В нём есть компилятор C и C++, Python и даже Perl, так что это полнофункциональная рабочая станция для разработки. На нём можно не только разрабатывать, но и запускать ПО.
Made at Intel. Неизбежное зло
Сегодня речь у нас пойдет о всякого рода отчетах и индикаторах. Из этой главы вы узнаете, насколько страшно это зло. А также поймете, почему оно неизбежно, если вы работаете в софтварном подразделении «железной» конторы.
Создаем веб-сайт, будто на дворе 1999 год
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как жилось веб-разработчикам 20+ лет назад, когда всемирная паутина была явлением совершенно новым, а чтобы войти в неё, приходилось некоторое время слушать специфические звуковые сигналы, JavaScript и CSS воспринимались скорее как диковинка, а не как привычные средства разработки веб-сайтов, а самым популярным браузером был Internet Explorer? Что ж, вероятнее всего, нет... Но, если у вас найдется несколько свободных минут и вы захотите разобраться в очередной бесполезной штуке — эта статья вас не разочарует!
«Мышеловка». Как менялись компьютерные мыши и зачем я собрал 170 из них в коллекцию
Сейчас кажется, что все мыши одинаковые — две кнопки и колёсико посередине. Разве что в игровых моделях есть подсветка. Но так было не всегда: первые мыши были деревянными, квадратными, с неопределённым количеством кнопок, а устройства до середины восьмидесятых часто не шли в массовое производство.
Привет, я Михаил Павлов. Я уже десять лет коллекционирую компьютерные мыши и трекболы. В этом посте я коротко напомню, какой путь они прошли, и покажу свою коллекцию. Посмотреть на неё вживую можно в Яндекс Музее на выставке «Мышеловка», которая в последние месяцы гастролировала между Москвой и Санкт-Петербургом. В ближайшие пару дней (до 12 июля включительно) её ещё можно увидеть в московском Музее на Павелецкой — познакомиться с большей частью экспонатов, а какие-то даже попробовать в действии.
AMD — вечная канарейка Intel
Предыдущий текст о крушении Intel можно было бы ошибочно воспринять как оду AMD, но на самом деле основной упор там делался на ошибках самой Intel. AMD же просто воспользовалась заносчивостью и слабостью «синего» гиганта в последние пять-семь лет. При этом у самой AMD проблем хватает с лихвой, а провалов, ошибок и просто спорных решений руководство компании принимало едва ли не больше, чем все прочие производители вместе взятые. По сути же, AMD — главная канарейка Intel, которая безошибочно сигнализирует о проблемах старшего брата, без какой либо надежды поменяться с ним местами. Просто потому что AMD не может существовать без Intel по определению, так уж исторически сложилось. И сейчас мы объясним, почему.
Disney уволила сотрудницу, спасшую «Историю игрушек»? Не совсем
Кадр из «Истории игрушек 4»
В конце мая студия Pixar впервые за десятилетие сократила штат. После неудач в прокате «Базза Лайтера» компания уволила 75 сотрудников, включая двух старших менеджеров. В ленты новостных агентств новость просочилась только в начале июня, но чуткий глаз тематических СМИ выцепил среди уволенных одну наиболее интересную персоналию. В числе прочих расстались с сотрудницей, которая когда-то спасла случайно удалённую «Историю игрушек 2».
Двадцать пять лет назад, когда Pixar готовила к выходу очередной полнометражный фильм, технический директор Гэлин Сасмен выполняла свои обязанности из дома. Когда в офисе случайно удалили всю работу над «Историей игрушек 2», на компьютере Сасмен нашлась резервная копия. Такой сюжет попытались рассказать некоторые тематические сайты (1, 2, 3, 4, 5). Другие не стесняясь заявили (1, 2), что Сасмен спасла всю $3,2-миллиардную франшизу.
Случившееся в реальности сложнее и интереснее, чем простая история о несправедливости.
Современный TLS/SSL в Windows 3.11
В последнее время происходит ренессанс новых программ для ретро-компьютеров — для них пишут клиенты Slack, клоны Wordle, клиенты Mastodon. Однако большинству этих программ при подключении к Интернету требуется запущенный на современном компьютере прокси для работы с SSL/TLS, которых требуют сегодня практически все API. Но заставлять Gateway 4DX2-66 с установленной Windows 3.11 for Workgroups использовать для подключения к Интернету современную машину — это довольно грустное решение, поэтому я решил изменить статус-кво.
Нельзя сказать, что Windows 3.1 не поддерживала защищённые соединения; например, в Internet Explorer 2 была поддержка SSL. Но со временем и клиенты, и серверы перешли на новые версии протокола и алгоритмов SSL (теперь называемого TLS), и отказались от поддержки старых версий, потому что в них обнаружены уязвимости наподобие POODLE.
Вклад авторов
-
ivansychev 3331.8 -
marks 3089.9 -
alizar 2959.4 -
vvvphoenix 2574.0 -
DRoman0v 2472.0 -
CyberPaul 2431.0 -
ereinion 2355.0 -
Erwinmal 2271.0 -
Holmogorov 2160.0 -
DataArt 1890.0