Как стать автором
Обновить
228.07

История IT

Занимательные истории из прошлого

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Made at Intel. Жесткая мужская игра

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 19K

Для восстановления гендерного паритета сразу после «женской» главы в книжке должна быть «мужская». И я немедленно к ней приступаю. Но посвящена она будет вовсе не выдающимся мужам, коих в Intel было в преизбытке. Она будет посвящена самым отъявленным разгильдяям light blue — команде Competitive Response Team(CRT), в которой я провел, наверно, свои лучшие годы в Интел. Чисто мужской коллектив — отнюдь не редкость в мире ИТ. Из этой главы вы узнаете, как мы справлялись с этим бедствием в Интел 😁

Читать далее
Всего голосов 73: ↑70 и ↓3 +67
Комментарии 15

Собираем и запускаем Linux-0.01 в Minix 1.5, (почти) как это делал Линус Торвальдс

Уровень сложности Сложный
Время на прочтение 28 мин
Количество просмотров 10K

Я люблю старые программы, мне нравится их изучать и смотреть, как они развивались и во что сейчас превратились, или умерли, так и не дожив до сегодняшнего дня. Ещё мне нравится смотреть разные YouTube-каналы, посвящённые ретро-тематике, на которых рассказывают об истории программ, игр, игровых приставок или старых компьютеров. Хочу сказать всем этим людям «спасибо» за то, что сохраняете частичку истории технологий. И, вдохновившись их трудами, мне захотелось попробовать самому прикоснутся к истории, собрав и запустив что-то относительно старое, но до сих пор живущее и развивающееся. Мой выбор пал на первую версию Linux, а именно версию 0.01.

Те, кто знаком с ранними днями создания Linux, знают, что Линус Торвальдс писал её для компьютеров на основе 386-х процессоров в пропатченной версия Minix 1.5.10. И не смотря на то, что linux-0.01 собирали не раз, в том числе и на современных версиях компилятора, мне хотелось побыть хоть немного в шкуре самого Линуса и самому собрать ядро в родной для этой ОС среде. А именно на максимально близком, хоть и виртуальном аппаратном обеспечении, в настоящей Minix 1.5.10 (точнее, Minix-386) с древней версией GCC 1.37.1

17 сентября ядру Linux исполнится 32 года. Это прекрасный повод вспомнить, как всё начиналось…

Читать далее
Всего голосов 73: ↑72 и ↓1 +71
Комментарии 20

Исследуем внутренности Linux версии 0.01

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 32K

Ядро Linux часто упоминают как ужасно масштабное опенсорсное ПО. На момент написания этой статьи последняя версия 6.5-rc5 состоит из 36 миллионов строк кода. Не нужно говорить, что Linux — это плод упорного многолетнего труда множества участников проекта.

Однако первая версия Linux, v0.01, была довольно маленькой. Она состояла всего из 10239 строк кода. Если исключить комментарии и пустые строки, то остаётся всего 8670 строк. Это достаточно малый объём для анализа и хорошее начало для изучения внутренностей ядер UNIX-подобных операционных систем.

Я получил удовольствие от чтения кода v0.01. Это походило на посещение Музея компьютерной истории в Маунтин-Вью — я наконец-то убедился, что легенды верны! Я написал эту статью, чтобы поделиться с вами этим восхитительным опытом.

Читать далее
Всего голосов 112: ↑112 и ↓0 +112
Комментарии 18

Его Город Солнца

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 16 мин
Количество просмотров 10K

Михаил Алексеевич Лаврентьев был не только выдающимся учёным и создателем Сибирского Отделения Академии Наук СССР, сибирской науки. Он был патриотом, борцом за светлое будущее и созидателем.
Предлагаю вашему вниманию очень личную точку зрения на эту гениальную личность.

Читать далее
Всего голосов 83: ↑79 и ↓4 +75
Комментарии 36

Истории

Репортаж из прошлого: чем нам помогут уроки, вынесенные из DIY в эпоху перемен?

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 22 мин
Количество просмотров 6.6K

Бывало, сидишь, прямо как сейчас, смотришь в монитор — и вдруг захотелось сделать что-нибудь необычное. В эпоху Интернета, кода, написанного нейросетями и 3D-принтеров всё для этого можно найти в продаже, прямо не сходя с дивана. Хочешь — закажи печатную плату, а хочешь — выточку или выплавку детали под твои нужды, хоть с со своим выгравированным на них именем.

Однако так было не всегда. Как же люди сами мастерили что-то до появления в продаже доступных деталей?

Когда я смотрел на ремонт каких-то вещей, выполненный людьми во время, ещё когда о развале СССР никто и не думал, я поражался их находчивости при поиске замены сломанным деталям. Сейчас-то, при имеющейся информации в Ютубе или просто в Интернете, многие умудряются склеить всё вкривь-вкось, но тогда можно было только восхищаться безупречной склейкой корпуса или заменой детали на самодельную. Детали после ремонта невозможно было принять за незаводские, при том, что в то время люди обменивались опытом, в основном, при встрече да по телефону.

Люди сами чинили телевизоры, радио, их сломанные корпуса из пластмассы и дерева, сваривали детали заборов или велосипедов. Когда появились первые ZX Spectrum, то люди собирали их вручную из "конструкторов". В какой-то статье тогда я читал о самой крутой поделке для Спектрума: кто-то писал, как сам спаял для него световое перо.

Итак, мы в 2000 году с подключением по модему 33Kbps с первого "Пентиума". У нас были: проволока, найденная на стройке, два советских конструктора "Юность-3" и "Механик", два микроподшипника, своевременно нашедшийся второй моторчик от сломанного кассетного плеера, в комплект в первому с Митинского радиорынка, и медные провода-лапша, которая валялась под теми же стройками в изобилии. Вы ее точно помните, такие тонкие и гибкие проволочки в оплётке всех возможных цветов.

Посмотрим, как с помощью элементной базы годов на перемене эпох и огромного желания мы проверим возможности построения компьютеризированной машины на телеуправлении.

Читать далее
Всего голосов 51: ↑51 и ↓0 +51
Комментарии 12

Made at Intel. Женские истории

Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 17K

К теме diversity я уже обращался. Отношение к ней у меня неоднозначное, поскольку хорошая в общем-то затея, была доведена до абсурда рвением исполнителей на местах. Стоит, однако отметить, что в Интел всегда было очень много умных женщин. И я благодарен судьбе за то, что мне посчастливилось с ними поработать. Их историям и будет посвящена эта глава.

Читать далее
Всего голосов 121: ↑115 и ↓6 +109
Комментарии 10

10 самых влиятельных (и почти мёртвых) языков программирования

Время на прочтение 13 мин
Количество просмотров 49K

Гиллель Уэйн*, разработчик и консультант по формальной верификации, обратил внимание на статью «20 наиболее значимых языков программирования в истории», которую сам автор называет «нелепой, только что придуманной таблицей». По мнению Уэйна, эта характеристика вполне справедлива: автор таблицы называет Go «наиболее значимым», но не включает в список ALGOL, Smalltalk или ML. И не учитывает Pascal, потому что тот «почти мёртв». Абсурд! Это противоречит всей сути понятия «значимость в истории».

Так давайте обсудим некоторые «почти мёртвые» языки и причины их важности.

Дисклеймер: Да, не все из этих языков мертвы и забыты. Ведь большинство людей слышали о Smalltalk, правда? Также, скорее всего, в этой статье полно ошибок, ведь их легко допустить, когда вы анализируете 60-летнюю историю компьютерных вычислений. Не стесняйтесь возражать, если что-то заметите!

Дисклеймер 2: Да, некоторые из упомянутых здесь языков были «первыми изобретёнными», а другие — «первыми популярными». История — это сложно!

*Обращаем ваше внимание, что позиция автора может не всегда совпадать с мнением МойОфис.

Читать далее
Всего голосов 126: ↑123 и ↓3 +120
Комментарии 469

Как ID Software удалось выжать невозможное из EGA-карт

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 16K

Я прочитал превосходную книгу Doom Guy Джона Ромеро, которую крайне рекомендую. В девятой главе Джон рассказывает о том, как его поразила увиденная им технология Adaptive Tile Refresh (ATR). Благодаря этому я понял, что пока не анализировал очень важную методику, лежавшую в основе серии игр Commander Keen (CK).

В процессе исследований я выяснил, что ATR использовалась только в первой трилогии CK. Во второй разработчики начали использовать нечто гораздо лучшее.
Читать дальше →
Всего голосов 90: ↑90 и ↓0 +90
Комментарии 24

«ОКА 4401»: как работала знаменитая советская касса

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 12K

Мы уже рассказывали вам про «Националь» — легендарные кассовые аппараты американской компании National Cash Register, изменившие представления о розничной торговле. Довольно долгое время они использовались в Российской Империи и в СССР, но с развитием собственного производства советские кассы начали вытеснять зарубежные. Сегодня поговорим про «ОКА» — знаменитые советские кассовые аппараты, впервые произведенные на Рязанском заводе счетно‑аналитических машин в 1970-х годах. Подробнее остановимся на «ОКА 4401».

Читать далее
Всего голосов 69: ↑66 и ↓3 +63
Комментарии 58

Записки ездового кота

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 5.8K

Подводя итоги второго десятка лет программирования на плюсах в самых разных областях, от гидроакустики и систем контроля доступа, до портирования старого софта и разработки игр, оглядываюсь назад и в памяти всплывают разные истории из жизни, иногда глупые и смешные, иногда пугающие и мистические. Но всегда настолько запоминающиеся, что их цвета не поблекли за давностью лет и сейчас. Сам удивляюсь, как у рядового программера набралось их так немало.

Поехали...
Всего голосов 64: ↑62 и ↓2 +60
Комментарии 17

Не как у людей — история проекта 1tracker

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 23 мин
Количество просмотров 4.7K

Весной 2012 года я опубликовал первую версию экспериментального мультисистемного кроссплатформенного музыкального редактора с интерфейсом типа «трекер» — 1tracker v0.1. Экспериментальность заключалась в проверке новых подходов и отказе от общепринятых стандартов для подобного рода программ. Прошло десять лет, редактор до сих пор экспериментальный, до сих пор мало кому известен, и до сих пор не добрался до версии 1.0. Тем не менее, он регулярно пригождается нескольким странным людям на планете, а новые концепции вполне успешно выдержали проверку временем, хотя вряд ли когда-нибудь станут новым стандартом. Пора выйти из сумрака и рассказать обо всём этом подробнее. И заодно про историю трекеров.
Читать дальше →
Всего голосов 64: ↑64 и ↓0 +64
Комментарии 15

Памяти Кевина Митника — хакера, ломавшего ФБР, АНБ и Кремниевую долину. Часть 1: бурная юность тёмного гения

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 28K

16 июля 2023 года в возрасте 59 лет наш мир покинул Кевин Митник — один из самых знаменитых и архетипичных хакеров в истории. В середине 90-х он считался самым разыскиваемым хакером в мире, и было за что: Митник лихо взламывал сети корпораций и правительства США, обходил большинство систем безопасности, прослушивал агентов ФБР, добывал тонны конфиденциальной информации и данных о банковских картах, включая счета топов Кремниевой долины, — вот только денег, как считается, он никогда не воровал. Ну а закрыв проблемы с американским законом, Кевин Митник превратился в одного из лучших специалистов по кибербезопасности. Вспомним о человеке, на основе которого во многом и сформировался классический образ хакера 90-х годов.
Читать дальше →
Всего голосов 82: ↑78 и ↓4 +74
Комментарии 33

Изобретение неодимового магнита: как Масато Сагава и Джон Кроат изменили современный мир

Время на прочтение 14 мин
Количество просмотров 33K

Неодимовые магниты сейчас с отрывом самый распространённый тип постоянных магнитов, занимая порядка 95% всего мирового рынка. Правда, они не просто неодимовые — это сплав редкоземельного металла неодима, бора и железа (полная формула Nd2Fe14B).

Появление этой технологии в 80-х годах буквально перевернуло промышленность: начиная от приводов CD-проигрывателей или HDD накопителей, заканчивая серводвигателями, шаговыми двигателями и МРТ аппаратами. В ближайшие несколько лет ожидается, что объём продаж неодимовых магнитов перевалит за 20 млрд долларов в год, во многом за счёт массового перехода на электромобили.

В успехе неодимовых магнитов нет ничего странного: при небольшой стоимости и размере они обладают огромной коэрцитивной силой и остаточной намагниченностью. Кто покупал их в упаковках, знает, что отлепить неодимовые магниты друг от друга — не самая простая задача.

Но с историей их открытия не всё так однозначно, и об этом до сих пор идут споры. Давайте посмотрим, как два человека, работая на противоположных уголках Земли, совершили революцию независимо друг от друга.

Читать далее
Всего голосов 125: ↑125 и ↓0 +125
Комментарии 115

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн

Моя 24-летняя HP Jornada может то, на что не способен современный iPhone

Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 27K
Я люблю баловаться со старым железом. DEC PDP-8 — мой любимый ретро-компьютер, а Office 2003, на мой взгляд — лучшая версия «офиса» из всех. Ещё одно из моих любимых ретро-устройств — это HP Jornada 720. Маленький карманный PC (меньше нетбука) с Windows CE или, как в моём случае, с Linux. У него хорошая клавиатура, экран с CFL-подсветкой, 32 МБ ОЗУ(!), карта compact Flash для хранения данных и стилус для резистивного сенсорного экрана. А, и ещё у моего есть сетевая PCMCIA-карта на 10 Мбит, но до сих пор можно купить и беспроводные карты. Пусть он стар (выпущен в 1999 году), зато способен на то, чего не может современный iPhone.


На нём можно разрабатывать, компилировать и запускать нативное ПО. В нём есть компилятор C и C++, Python и даже Perl, так что это полнофункциональная рабочая станция для разработки. На нём можно не только разрабатывать, но и запускать ПО.
Читать дальше →
Всего голосов 106: ↑97 и ↓9 +88
Комментарии 158

Made at Intel. Неизбежное зло

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 29K

Сегодня речь у нас пойдет о всякого рода отчетах и индикаторах. Из этой главы вы узнаете, насколько страшно это зло. А также поймете, почему оно неизбежно, если вы работаете в софтварном подразделении «железной» конторы.

Читать далее
Всего голосов 108: ↑104 и ↓4 +100
Комментарии 55

Создаем веб-сайт, будто на дворе 1999 год

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 16 мин
Количество просмотров 36K

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как жилось веб-разработчикам 20+ лет назад, когда всемирная паутина была явлением совершенно новым, а чтобы войти в неё, приходилось некоторое время слушать специфические звуковые сигналы, JavaScript и CSS воспринимались скорее как диковинка, а не как привычные средства разработки веб-сайтов, а самым популярным браузером был Internet Explorer? Что ж, вероятнее всего, нет... Но, если у вас найдется несколько свободных минут и вы захотите разобраться в очередной бесполезной штуке — эта статья вас не разочарует!

Читать далее
Всего голосов 85: ↑84 и ↓1 +83
Комментарии 84

«Мышеловка». Как менялись компьютерные мыши и зачем я собрал 170 из них в коллекцию

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 23K


Сейчас кажется, что все мыши одинаковые — две кнопки и колёсико посередине. Разве что в игровых моделях есть подсветка. Но так было не всегда: первые мыши были деревянными, квадратными, с неопределённым количеством кнопок, а устройства до середины восьмидесятых часто не шли в массовое производство.

Привет, я Михаил Павлов. Я уже десять лет коллекционирую компьютерные мыши и трекболы. В этом посте я коротко напомню, какой путь они прошли, и покажу свою коллекцию. Посмотреть на неё вживую можно в Яндекс Музее на выставке «Мышеловка», которая в последние месяцы гастролировала между Москвой и Санкт-Петербургом. В ближайшие пару дней (до 12 июля включительно) её ещё можно увидеть в московском Музее на Павелецкой — познакомиться с большей частью экспонатов, а какие-то даже попробовать в действии.
Читать дальше →
Всего голосов 87: ↑87 и ↓0 +87
Комментарии 134

AMD — вечная канарейка Intel

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 18 мин
Количество просмотров 43K
Если прямо сейчас посмотреть на рынок процессоров, то может сложиться обманчивое впечатление, что AMD на равных конкурирует за место под солнцем с компанией Intel. Кто-то может посчитать, что так было всегда. Реальность же заключается в том, что если Intel всю свою историю колебалась между полной гегемонией и просто доминированием на рынке процессоров для персональных компьютеров и серверов, то AMD в хорошие моменты своей истории была строго второй, а в плохие — находилась буквально при смерти.

Предыдущий текст о крушении Intel можно было бы ошибочно воспринять как оду AMD, но на самом деле основной упор там делался на ошибках самой Intel. AMD же просто воспользовалась заносчивостью и слабостью «синего» гиганта в последние пять-семь лет. При этом у самой AMD проблем хватает с лихвой, а провалов, ошибок и просто спорных решений руководство компании принимало едва ли не больше, чем все прочие производители вместе взятые. По сути же, AMD — главная канарейка Intel, которая безошибочно сигнализирует о проблемах старшего брата, без какой либо надежды поменяться с ним местами. Просто потому что AMD не может существовать без Intel по определению, так уж исторически сложилось. И сейчас мы объясним, почему.


Читать дальше →
Всего голосов 132: ↑127 и ↓5 +122
Комментарии 176

Disney уволила сотрудницу, спасшую «Историю игрушек»? Не совсем

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 23K

Кадр из «Истории игрушек 4»

В конце мая студия Pixar впервые за десятилетие сократила штат. После неудач в прокате «Базза Лайтера» компания уволила 75 сотрудников, включая двух старших менеджеров. В ленты новостных агентств новость просочилась только в начале июня, но чуткий глаз тематических СМИ выцепил среди уволенных одну наиболее интересную персоналию. В числе прочих расстались с сотрудницей, которая когда-то спасла случайно удалённую «Историю игрушек 2».

Двадцать пять лет назад, когда Pixar готовила к выходу очередной полнометражный фильм, технический директор Гэлин Сасмен выполняла свои обязанности из дома. Когда в офисе случайно удалили всю работу над «Историей игрушек 2», на компьютере Сасмен нашлась резервная копия. Такой сюжет попытались рассказать некоторые тематические сайты (1, 2, 3, 4, 5). Другие не стесняясь заявили (1, 2), что Сасмен спасла всю $3,2-миллиардную франшизу.

Случившееся в реальности сложнее и интереснее, чем простая история о несправедливости.
Читать дальше →
Всего голосов 89: ↑84 и ↓5 +79
Комментарии 71

Современный TLS/SSL в Windows 3.11

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 7.7K

В последнее время происходит ренессанс новых программ для ретро-компьютеров — для них пишут клиенты Slack, клоны Wordle, клиенты Mastodon. Однако большинству этих программ при подключении к Интернету требуется запущенный на современном компьютере прокси для работы с SSL/TLS, которых требуют сегодня практически все API. Но заставлять Gateway 4DX2-66 с установленной Windows 3.11 for Workgroups использовать для подключения к Интернету современную машину — это довольно грустное решение, поэтому я решил изменить статус-кво.

Нельзя сказать, что Windows 3.1 не поддерживала защищённые соединения; например, в Internet Explorer 2 была поддержка SSL. Но со временем и клиенты, и серверы перешли на новые версии протокола и алгоритмов SSL (теперь называемого TLS), и отказались от поддержки старых версий, потому что в них обнаружены уязвимости наподобие POODLE.
Читать дальше →
Всего голосов 56: ↑55 и ↓1 +54
Комментарии 10

Вклад авторов