Как стать автором
Обновить
3.65

Логические игры

Развиваем логику

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Игра, которую невозможно не полюбить

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 16 мин
Количество просмотров 4.3K

Здравствуйте, уважаемые хабровцы!

Меня зовут Ернар Шамбаев, я - разработчик компьютерной версии игры “Мастер тогызкумалака”, и сегодня я бы хотел рассказать вам об одной увлекательной настольной логической игре, про которую вы вряд ли слышали, несмотря на то, что в нее играют сотни тысяч человек по всей планете и по ней проводятся даже чемпионаты мира, Европы и Азии. Надеюсь, после прочтения данной статьи количество поклонников этой игры увеличится.

Трудно сказать, какая настольная игра является древнейшей на Земле. Споры не утихают по сей день. Кто-то говорит, что самой древней игрой является египетский сенет, кто-то настаивает, что древнейшая игра - это ур из Месопотамии, кто-то считает таковой го, кто-то - игры семейства манкала. А может, банальные игральные кости - древнейшая игра? Думаю, точка в этом вопросе не будет поставлена никогда. В любом случае не оспаривается, что игры семейства манкала (к ним относится тогызкумалак, которому посвящена статья) - это крайне древние игры, и им насчитывается несколько тысяч лет.

Человеку нужен не только хлеб, человеку нужны и зрелища. Ему нужна пища для ума, какой-то способ времяпровождения, который скрасит быт и рутину. Такой пищей для ума кочевников, которые пасли скот в бескрайних степях на территориях, сейчас относящихся к Казахстану, стала игра тогызкумалак (в переводе с казахского - “девять шариков”). Число 9 было священным у тюркских народностей. Российский исследователь игр А.П. Шиляев полагает, что казахская игра - свидетельство зарождения десятеричной системы счисления. Считается, что тогызкумалаку около 4 тысяч лет (возможно, цифра слегка завышена). Тогда, естественно, никто не мог предположить, что игра станет настоящим вызовом в эпоху компьютеров и нейросетей.

Читать далее
Всего голосов 24: ↑23 и ↓1 +22
Комментарии 9

Новости

Квест в честь миллиона студентов на курсе для начинающих программистов

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 2 мин
Количество просмотров 1.3K

Хабр, привет! Давно я не писал этих слов... На связи Тимур, автор серии курсов по программированию "Поколение Python". 🐍

Последний раз я публиковал статьи около 10 лет назад. За это время произошло много интересного, обязательно расскажу об этом, но позже. А пока хочу поделиться новостью: на нашем курсе для начинающих питонистов набралось более миллиона студентов. Это первый курс на платформе Stepik с таким количеством студентов.

Для нас и для Stepik это очень большое событие, и мы бы хотели разделить его с нашими студентами и со всеми, кто изучает программирование вообще. Поэтому мы проводим онлайн-квест: его участники будут решать задачи по программированию, математике, логике, а самые успешные и удачливые получат призы. Ведь программирование — это не только про написание кода, это про умение решать самые разные задачи.

Читать далее
Всего голосов 4: ↑3 и ↓1 +2
Комментарии 4

Яндекс, Банк России и Louis Vuitton: 7 компаний, которые неожиданно для всех выпустили успешные мобильные игры

Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 2.9K

На рынке мобильных игр неожиданность часто становится ключом к успеху и популярности. Особенно когда за тайтлами стоит компания, которая до этого никогда не выпускала подобные проекты. В посте — несколько примеров брендов, сумевших привнести нечто новое в индустрию и выпустить успешные мобильные игры неожиданно для всех.

Читать далее
Всего голосов 9: ↑8 и ↓1 +7
Комментарии 4

Фоторамка-лабиринт. DIY-подарок — головоломка с секретом

Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 4K


В 2015 году я прочитал статью @AlexeyStn про открытку-лабиринт — подарок, который невозможно открыть, не разгадав головоломку. Восемь лет спустя я повторил этот DIY-проект на новом технологическом уровне. Получилась 3D-печатная фоторамка с секретным отделением для подарка и длинной историей создания.


В процессе я сломал 3D-принтер, столкнулся с загадочными багами Cura, чуть не поругался с косплеерами и, кажется, наступил на все возможные грабли, но успел до Нового года. А теперь вот написал эту статью.

Читать дальше →
Всего голосов 38: ↑37 и ↓1 +36
Комментарии 5

Истории

Человек против ИИ в играх: история противостояния

Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 1.9K

Такие игры, как шашки, шахматы, го, представляют собой сложные задачи, требующие высокого интеллектуального уровня. Разработка ИИ, способного с ними справиться, помогает исследователям понять принципы принятия решений, поиска оптимальных стратегий. Они могут обучать на играх нейросети, чтобы затем использовать их для решения других задач с неполной информацией – как, например, помощь врачу с постановкой диагноза.

В этой статье мы не будем говорить об ИИ-системах, которые отвечают за поведение NPC в играх. Тем более что любую игру человек может пройти, и никакой ИИ этому не мешает, он лишь делает игру более интересной.

Мы вспомним и рассмотрим противостояние искусственного человека и логических игр, а также соревновательных дисциплин в киберспорте.  

Читать далее
Всего голосов 11: ↑10 и ↓1 +9
Комментарии 9

Теория игр за 15 минут

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 15 мин
Количество просмотров 49K

Многие из вас, я уверен, слышали о теории игр в какой-то момент своей жизни. Если вы хотите выглядеть умным и произвести впечатление на свою девушку — просто упомяните «игру с нулевой суммой» или «эволюционную стратегию», и ваши шансы отвести её домой сегодня вечером только что подскочили на 50%. Или вы можете использовать теорию игр, чтобы принимать решения в инвестировании своих денег (чтобы их полностью потерять и разориться) или, например решая, на какой девушке жениться (что также очень вероятно вас разорит). Как видите, это очень полезная теория.

Чтобы казаться умным - достаточно выучить эти пару выражений, но чтобы на самом деле что-то понимать - придется разобраться. Оказывается, это не так уж сложно и довольно интересно. Давайте посмотрим.

Читать далее
Всего голосов 109: ↑106 и ↓3 +103
Комментарии 27

Квесты — мëртвый жанр или надежда инди-разработчиков?

Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 8.3K

Помните ощущение интеллектуального триумфа, когда смогли открыть холодильник Братьев Пилотов или справиться с музыкальной дверью в The Neverhood? Решение сложных и подчас весьма неочевидных загадок было основой квестовых игр, которые в свое время завоевали сердца миллионов геймеров. Проекты таких разработчиков, как Sierra и LucasArts, стали культовыми и оказали огромное влияние на развитие видеоигр. Но с течением времени интерес к этому жанру начал постепенно угасать. В статье поразмышляем, как так получилось.

Читать далее
Всего голосов 28: ↑28 и ↓0 +28
Комментарии 35

Обнаружены шахматы для DOS… 1980 года

Время на прочтение 2 мин
Количество просмотров 27K

Шахматы для DOS... 1980 года! Вытащены с найденной в 2024 году системной дискеты 86-DOS (QDOS), при этом без особых проблем работают в MS-DOS 2.11, 3.31 на 86Box, MS-DOS Player, FreeDOS, DOSBox-X, NTVDM на современных ОС.

Читать далее
Всего голосов 57: ↑56 и ↓1 +55
Комментарии 103

Искусственный интеллект для игры Точки

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 5K

Кратко о правилах: игроки поочерёдно ставят точки двух цветов в перекрестия линий. Цель — окружить точки соперника замыканием вокруг них непрерывной цепи своих точек.

Читать далее
Всего голосов 30: ↑29 и ↓1 +28
Комментарии 22

Алгоритм minimax в шахматах

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 9.5K

Привет, Хабр!

Сейчас, когда вы слышите про ИИ в шахматах, наверняка первое, что приходит в голову – это AlphaZero, который "научился" играть в шахматы, превзойдя чемпионов мира, не имея никакого предварительного знания об игре. Но позвольте, это же только верхушка айсберга!

Не будем тратить время на объяснение того, как двигаются фигуры – это вы и так знаете. В сегодняшней статьи мы разберем алогоритм Minimax.

Читать далее
Всего голосов 31: ↑21 и ↓10 +11
Комментарии 5

Мат (часть 8)

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 11K

Что самое главное в шахматах? Конечно МАТ! Именно умение ставить его, искать в любой ситуации путь к мату – определяет способность выигрывать. Если игрок не умеет ставить простейшие маты, не видит их – он просто не сможет выиграть шахматную партию. А еще - у матов есть различные названия. И об этом я тоже хочу рассказать. Так что - запасаемся терпением, берем мышку в руки чтобы решать задачи и добро пожаловать во вселенную мата!

А забегая вперед - самое смешное название у мата — «Слепые поросята»... Но об этом уже в статье.

Мат в шахматах
Всего голосов 34: ↑31 и ↓3 +28
Комментарии 64

Как я наконец осуществил мечту заняться разработкой игр

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 24K

Начало 2024 года. У меня на руках демка игры, над которой я работал последние полгода. Ещё год назад я занимался разработкой мобильных приложений и сидел на хорошей зарплате, а сейчас я безработный инди-разработчик! Но как так вышло?

Читать далее
Всего голосов 52: ↑50 и ↓2 +48
Комментарии 29

DagazBot — Хранитель ключей и мётел

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 927
История проекта Dagaz прошла у вас перед глазами. Когда я только начинал писать про Zillions, главным возражением было то, что платформа эта платная и запускается только под Windows. Появился Dagaz — полностью бесплатный проект с открытой лицензией и общедоступным исходным кодом, игры которого можно запускать из браузера, даже на мобилках. Блокирующим фактором стало отсутствие адекватных ботов. Пришлось осваивать GarboChess и разрабатывать DagazServer, на котором игроки могли бы играть по сети друг с другом. Это стало большим шагом вперёд, но на сервере требуется авторизация, а логины и пароли — это как раз то, что забывается легче всего. Счастлив сообщить, что теперь их запоминать не надо.
Читать дальше →
Всего голосов 8: ↑8 и ↓0 +8
Комментарии 3

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн

Эпоха Flash: как разработчики в одиночку делали мировые шедевры

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 6.2K

Мы уже поговорили об инди-студиях и об играх, которые разработчики создавали в одиночку. В комментариях к последней статье поступило замечание о том, что пропущены целые эпохи – и в их числе эпоха Flash-игр. Спасибо за идею! 

В 1996 году появилась платформа FutureSplash Animator, которая открыла новые возможности для создания игр и анимации. С одной стороны, разработчики получили удобный инструмент; с другой – сделанными ими результатами можно было пользоваться прямо в браузере без необходимости скачивания. Об эволюции Flash вы можете прочесть в этой статье.

Во многом благодаря этой технологии была запущена целая отдельная индустрия “инди-игр”. От самых простых – вроде вирусных Dancing Bush и BaffOtron до таких шедевров, как Crush the Castle (тот же подход переизобрели в Angry Birds), и аркадной Sonny. Разработчики фантазировали, используя Flash для создания абсолютно разных механик – и смена направления гравитации, и управление разными частями тела, и классические платформеры в стиле Prince of Persia. 

Но мы поговорим именно об играх, созданных одним человеком. Не считая, правда, композитора в одном из примеров как второго члена команды. 

Читать далее
Всего голосов 24: ↑22 и ↓2 +20
Комментарии 36

Как вырастить из ребёнка айтишника долгими зимними вечерами?

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 7.4K

Привет, Хабр! Жизнь удалёнщика вдвойне веселее с детьми. Изредка переводя взгляд от монитора вовне, я пытаюсь воспитывать дочку. Пока чаще получается наоборот. Эта гибридная нейросеть неохотно соглашается переключаться в режим обучения с учителем, но при этом требует 200% внимания. Такое взаимодействие требует немалых душевных сил, а за выходные я порой устаю сильнее, чем за рабочую неделю. Чего уж говорить о длинной череде красных дней календаря!

Приближаются новогодние праздники, а значит — снова назревает вопрос о том, как провести время с детьми и не свихнуться помочь им развиваться в увлекательной форме. Раньше я рассказал как играю с дочкой «в шифры», а один из читателей предложил более простой вариант — настолки. Как сотруднику компании «Криптонит», мне стало интересно: а есть ли настольные игры на тему криптографии? Сходу нашлось две, а затем я решил опробовать с дочкой ещё одну — более универсальную и направленную (как заявлено) на всестороннее развитие когнитивных функций. Результат нашего небольшого эксперимента оказался слегка неожиданным, и я спешу поделиться с вами свежим опытом.

Читать далее
Всего голосов 14: ↑11 и ↓3 +8
Комментарии 1

Без логики сложно, а с логикой непросто

Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 4.3K

Прочитал недавно статью Без логики сложно. Публикация скорее понравилась. Не со всем я согласен, но статья запустила мыслительный процесс. Результат хочу опубликовать.

Автор исходной статьи рассматривает проблему общения в Интернете. Все сталкивались с проблемой непонимания и необоснованной критики. Далее делается предположение, что всё из-за отсутствия у некоторых людей способности мыслить логически. Далее идут выдержки из книги Никонова, в которой описываются исследования логических способностей необразованных людей. Само исследование проводили среди жителей одной из деревень Узбекистана. В процессе разбирается несколько задач, но думаю, хватит и одной.

Читать далее
Всего голосов 17: ↑16 и ↓1 +15
Комментарии 39

Без логики сложно

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 11K

Частенько в сети происходят дискуссии, в просторечии называемые срачами:)
Признаюсь, я раньше тоже участвовал, пока не понял одну вещь - любые аргументы разбиваются об отсутствие у собеседники понимания простейших логических законов. Конечно, здесь, на Хабре, такие не должны встречаться, ну в самом деле, как без понимания логики можно хотя бы булеву алгебру понять:), но логика штука сложная.

На открытом образовании есть курс "Логика и теория аргументации". Если честно его проходит, то упражнения вовсе не простые, часто с первого раза не получается правильно выполнить. В общем, нет у нас, человеков, врожденной логики.

И вспомнил я тогда одно интереснейшее исследование, посвященное этому вопросу. Долгое время считалось, что логическое восприятие мира - это чуть ли не врожденное человеческое состояние, отличающее его от мира зверушек. Но вот оказалось, что нет. Логическому мышлению надо учиться. И если не научился, то всё, будут проблемы с логиков.

А теперь выдержка из книги Никонова, где он рассказывает об исследованиях на наличие логического мышления у жителей горного селения в Узбекистане:

Тогда еще не было такого понятия, как «политкорректность», но Лурия, тем не менее, в самом начале своей работы извинительно расшаркался перед аудиторией: «Узбекистан по праву гордится высокой древней культурой, выдающимися достижениями в области науки и поэзии, связанными с такими личностями, как Улугбек, математик и астроном, оставивший замечательную обсерваторию под Самаркандом, философ Аль-Бируни, врач Авиценна, поэты Саади и Низами и т. д.».

Читать далее
Всего голосов 49: ↑42 и ↓7 +35
Комментарии 152

Трёхмерные задачи с замкнутыми цепочками

Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 1.2K

Идея компьютерной головоломки: трёхмерная форма состоит из элементов, связанных между собой замкнутыми цепочками. Цепочки вращаются, элементы перемешиваются - получается пазл. Задача, вращая цепочки, восстановить исходное состояние формы.

Читать далее
Всего голосов 3: ↑3 и ↓0 +3
Комментарии 0

Нераскрытые тайны из культовых видеоигр: Half-Life, Resident Evil 8, Red Dead Redemption 2, GTA 3, Cyberpunk-2077

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 17 мин
Количество просмотров 14K

Мир игр изобилует множеством интересных и уникальных историй, с которыми кинематограф пока не может соперничать. Видеоигры охватывают широкий спектр жанров, и одним из аспектов, обладающих универсальной привлекательностью, являются тайны и загадки, скрывающиеся глубоко в основе сюжета, которые игроки могут самостоятельно разгадывать. Эти загадки привлекают массу внимания геймерского сообщества.

Геймеры — по-своему творческие люди. Если разработчик игр случайно оставит коробку или ящик в игре не в том месте, то после релиза игры появятся целые форумы, с размышлениями о том, было ли это подсказкой или ключом к прохождению игры. Такие дискуссии свидетельствуют не только о том, насколько творческими могут быть геймеры, но и о том, насколько они полюбили эти игры. Будь то обыскивание каждого укромного уголка в поисках подсказки и скрытых предметов или новая интерпретация мотивов и судьбы персонажа, геймеры пойдут на всё, чтобы узнать ответы на свои вопросы.

Но, лучшая загадка — это та, которая не разгадана. И, будь то из-за действительных упущений разработчиков или из-за таинственных персонажей, намеренно получивших только поверхностное раскрытие, в игровом мире существует множество неразгаданных загадок, которые оставляют игроков в недоумении даже спустя годы с момента их первого выпуска.
Читать дальше →
Всего голосов 45: ↑40 и ↓5 +35
Комментарии 10

12 GitHub записок

Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 4.2K

Наверное, многие помнят детскую (или не очень) игру: "12 записок". В ней нужно последовательно искать записки, в которых есть подсказки, указывающие на место, где лежит следующая записка из цепочки в 12 элементов. Игра длится до тех пор, пока не будет найдена последняя записка. Играть можно как командами, так и индивидуально. Побеждает тот, кто первый найдёт последнюю записку. Давайте вспомним босоногое детство, смешаем старые идеи с новой реальностью и попробуем изобрести 12 записок заново: 12 GitHub записок. 

Читать далее
Всего голосов 9: ↑7 и ↓2 +5
Комментарии 2

Вклад авторов