Как стать автором
Обновить
154.13

Звук

Это «ж-ж-ж» неспроста

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Всё ещё храните музыку в формате Hi-Res? Тогда мы идем к вам

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 75K

Люди делятся на 2 лагеря: те, кто слышит разницу между lossless и lossy, и те, кто нет. Формат аудио с потерей качества — это интересная тема, но сегодня мы поговорим о звуке в высоком разрешении — это PCM 24/96 и выше, а также DSD во всех его проявлениях. Я не буду рассказывать теорию, чем отличаются эти форматы, такие статьи легко гуглятся. Лишь вскользь упомяну о теореме Котельникова (Найквиста — Шеннона), которая гласит следующее: «Для того, чтобы оцифровать аналоговый сигнал, а потом его БЕЗ ПОТЕРЬ восстановить, необходимо и ДОСТАТОЧНО, чтобы частота дискретизации была в 2 раза СТРОГО больше максимальной частоты полезного сигнала».

Читать далее
Всего голосов 186: ↑182 и ↓4 +178
Комментарии 442

Новости

Стереогарнитура с бинауральным звуком

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 3.6K

В этой статье речь пойдёт о новом, перспективном на мой взгляд устройстве в виде стереогарнитуры, способном при малых габаритах обеспечить воспроизведение/запись, а также пямую передачу бинаурального звука с высокой точностью.

Читать далее
Всего голосов 12: ↑12 и ↓0 +12
Комментарии 12

Ещё один шаг в сторону оптических наушников

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 14K
Картинка Freepik

История эта началась достаточно давно, и внизу будет некоторый результат моих исследований этой темы. Возможно, кто-то тоже захочет двигаться в таком же направлении. Итак…

Дело в том, что мне не сильно нравится обилие электромагнитных полей вокруг нас, а в последнее время ещё и существенно усугубившееся. Эволюция человеческого тела занимала миллионы и миллионы лет, чтобы приспособиться к возникающим изменениям, исходя из этого, было бы странно ожидать, что человеческое тело быстро приспособится к лавинообразному росту электромагнитного излучения, увеличившегося буквально за десятилетия. Тут, конечно, критики наверняка захотят меня «поддёрнуть», что свет тоже является электромагнитной волной, но я сейчас не об этом, а о более проникающих излучениях, среди которых: сотовая связь, разнообразные беспроводные устройства и прочее, прочее, прочее.
Читать дальше →
Всего голосов 60: ↑51 и ↓9 +42
Комментарии 97

Пароль как мелодия. Генерация стойких паролей в музыкальных аккордах

Время на прочтение 3 мин
Количество просмотров 3.3K


Несмотря на популярность парольных менеджеров, никто не отменяет необходимость в реальном запоминании длинных стойких паролей. В крайнем случае, мастер-пароль для самого парольного менеджера ведь надо запомнить.

К сожалению, человеческая память не приспособлена для запоминания абсолютно случайных символов, включая буквы в разных регистрах, цифры и специальные символы. Лучшие профессионалы на чемпионате мира по памяти используют ассоциации и фантазию с выстраиванием сюжета истории, в которой последовательные карты или цифры ассоциируются с различными объектами и действиями. В виде истории можно запомнить очень длинную последовательность событий (случайных символов) с первого-второго раза.

Но существуют более простые методики.
Читать дальше →
Всего голосов 21: ↑17 и ↓4 +13
Комментарии 20

Истории

KORG в кармане

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 8.1K
image

Игровые консоли могут издавать звуки? Звуки могут меняться, если в игре происходят разные действия? Могут. Так, стоп! Но ведь это уже основа для создания музыкального софта для консолей. «Ни слова больше!», — слова не мальчика, но композитора, который стоит за созданием портативных версий KORG для Nintendo.
Читать дальше →
Всего голосов 57: ↑57 и ↓0 +57
Комментарии 10

Фантомное питание для микрофона

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 6.6K


Привет, Хабр! Большинство распространённых аудиоинтерфейсов имеют всего два входных канала, которые обычно используются как левая и правая половина стереосигнала или два канала моно. Например, для микрофона и гитары.

Но если синтезатор или гитарный процессор, который нужно подключить к компьютеру вместе с микрофоном, имеет стереофонический выход, то потребуется либо другой аудиоинтерфейс, либо микшер — смеситель аудиосигнала.

В свою очередь, микшеру необходим микрофонный предусилитель с балансным входом, фантомным питанием и фильтром верхних частот, отсекающим низкочастотные шумы, прежде всего, от вентиляторов. Именно такое устройство мы сегодня изучим и соберём.
Заодно узнаем, какие бывают микрофоны
Всего голосов 44: ↑43 и ↓1 +42
Комментарии 12

Цифровая музыка на микрокомпьютерах (часть 2/2)

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 31 мин
Количество просмотров 6.2K

В первой части статьи мы узнали про существование такого явления, как цифровая музыка, то есть состоящая из оцифрованных кусочков звучания реальных инструментов, на маломощных 8-битных микрокомпьютерах 1980-х годов, а затем углубились в детали этой истории в рамках горячо любимой на постсоветском пространстве платформы ZX Spectrum в реалиях 1990-х годов.

Но в то же самое время аналогичные разработки существовали и активно развивались и на других платформах, в основном на зарубежных. Конечно, будучи заморской диковиной, толком не встречавшейся в наших краях, они не столь близки читателю, и перспектива знакомиться с подробностями их истории может на первый взгляд показаться не слишком привлекательной. Тем не менее, и на этих машинах случалось множество интересных свершений, достижений и технических решений, часть из которых оказалась присуща только определённым платформам — всё это может быть довольно интересно любителям покопаться в восьми битах.

Настало время где-то узнать, а где-то вспомнить об этом поподробнее, а заодно и послушать побольше музыкальных примеров. И начнём мы не с зарубежной, а с другой, близкой многим местным компьютерным энтузиастам платформы.
Читать дальше →
Всего голосов 84: ↑83 и ↓1 +82
Комментарии 51

Инструментальный усилитель для микрофона

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 5K


Привет, Хабр! В наши дни многие микрофоны для создателей цифрового контента оснащены встроенным аудиоинтерфейсом и предоставляют возможность подключения к компьютеру по USB без необходимости использовать звуковую карту.

С другой стороны, многие ноутбуки имеют ограниченные возможности шины USB. Если необходимо одновременно задействовать несколько внешних устройств, и при этом обрабатывать несколько источников аудиосигнала, то на USB-микрофон просто не хватит ресурсов.

Не хватит их и на аудиоинтерфейс с достаточным числом каналов, поэтому приходится использовать микшер, смешивающий несколько моно- и стереосигналов в один стереосигнал. Чтобы подключить качественный микрофон, микшеру необходим чувствительный балансный аудиовход. Сегодня мы изучим и соберём такой модуль.
Схема основана на операционных усилителях.
Всего голосов 58: ↑56 и ↓2 +54
Комментарии 14

Учим Ладу Весту петь пионерским голосом

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 11 мин
Количество просмотров 8.5K

В 2020 году я решил перенести электронный темброблок из Pioneer DEH-P4500R в кнопочную мультимедийную систему Лады Весты. Цель - заставить второе звучать как первое - достигнута за один месяц. Не обошлось без пайки микросхем и реверс-инжиниринга.

Слушать далее
Всего голосов 61: ↑61 и ↓0 +61
Комментарии 15

Датчик объёма на основе резонанса Гельмгольца (микрофон = датчик объёма)

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 5.7K

Что общего между скрипкой и крылатой ракетой ФАУ-1?

Ответ прост - резонатор Гельмгольца.

На основе физических эффектов можно создавать различного рода датчики.

В этом тексте я высказал предложение использовать резонанс Гельмгольца для измерения объёма ёмкостей. Как следствие датчик уровня жидкостей.

Читать далее
Всего голосов 36: ↑35 и ↓1 +34
Комментарии 31

Цифровая музыка на микрокомпьютерах (часть 1/2)

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 25 мин
Количество просмотров 9.1K

Сегодня, когда любой школьник имеет возможность сочинять модные биты на своём домашнем компьютере или смартфоне, идея применения компьютерных устройств для создания музыки никого не удивляет. Кажется, что эти технологии с нами уже очень давно. Однако, массовому пользователю возможность составления мелодий из фрагментов реалистичных звуков на компьютере стала доступна лишь немногим больше четверти века назад. Поговорим о том, как это устроено, о первых шагах цифровых музыкальных редакторов в дома обычных людей, и о неожиданной запинке, приключившейся на этом пути в странах запаздывающего технического прогресса.
Читать дальше →
Всего голосов 118: ↑117 и ↓1 +116
Комментарии 76

Зачем выступы на мембране наушников ТДС-15?

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 2 мин
Количество просмотров 4.5K

Зачем на мембране изодинамических наушников ТДС-15 такие странные выступы?

Речь вот об этих выступах на фото:

Читать далее
Всего голосов 15: ↑13 и ↓2 +11
Комментарии 35

Как устроены функции Мультирум и Стереопара на устройствах Sber

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 14 мин
Количество просмотров 2.5K

В феврале 2023 года на части устройств SberDevices мы анонсировали поддержку двух новых режимов работы — Мультирум и Стереопара.

Мультирум позволяет прослушивать музыку на нескольких устройствах различного типа одновременно. Например, колонка SberBoom может находиться в спальне, а SberPortal — в гостиной, и в таком режиме музыка на этих устройствах будет играть синхронно. Стереопара отличается от Мультирума тем, что в Cтереопаре могут участвовать только две одинаковые колонки, при этом устройства, воспроизводя звук так же синхронно, делят его на каналы — левый и правый (каждое устройство проигрывает свой канал), в зависимости от выбранных пользователем настроек.

От этапа идеи до выхода в продакшн прошел примерно год, после чего уже столько же времени вышеупомянутые фичи используются нашими пользователями. За это время мы провели ряд исследований. Было много попыток исправить различные баги, большинство из которых увенчались успехом, также случались и тупиковые ветви направления развития.

В этой статье мы с коллегами @kpvf2dи @Alergenхотим поделиться и, возможно, обсудить некоторые проблемы и их решения.

Читать далее
Всего голосов 24: ↑24 и ↓0 +24
Комментарии 3

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн

DOD 250 — самый простой гитарный овердрайв

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 6.7K


Привет, Хабр! Сегодня мы соберём любимый перегруз Ингви Малмстина и узнаем, почему педали овердрайва были и остаются настолько необходимым дополнением к ламповым усилителям, как винтажным, так и модерновым.
Посмотрим и послушаем
Всего голосов 43: ↑42 и ↓1 +41
Комментарии 9

Поделка в стиле 2000-х — блютус-колонка с пультом, MP3, ЧМ-радио и эффектами

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 9.6K


Привет, Хабр! Какие подводные камни таит в себе копеечный китайский модуль с этой фотографии, и как их преодолеть? Как сделать усилитель дешёвых компьютерных колонок менее чувствительным к помехам по питанию?

Как устроен расширитель стереобазы, он же «Surround sound» или «трёхмерный звук»? Как заставить маленькую моноблочную стереосистему звучать ещё объёмнее при помощи цифровых линий задержки?

Обо всём этом расскажет мой маленький проект, начавшийся десять лет назад и не законченный до сих пор.
Поделка работает и звучит, но я продолжаю её совершенствовать.
Всего голосов 56: ↑55 и ↓1 +54
Комментарии 7

Как я сделал ремастер всех серий Том и Джерри в 2к всего за пару месяцев

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 74K

Улучшение Том и Джерри из 480p в 1440p

С чего всё началось? Как-то я решил в третий раз с детства пересмотреть всю оригинальную коллекцию "Том и Джерри", но я, в отличие от маленького ребёнка, не потребляю любой контент вне зависимости от его качества. И вот я собрался посмотреть самую доступную версию, а там вот это цветошоу с постоянными царапинами на всём экране.

Мур-мур-мур
Всего голосов 397: ↑392 и ↓5 +387
Комментарии 193

Собираем электрогитару из конструктора

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 14K


Привет, Хабр! Что может быть лучшим новогодним подарком для гитариста, чем электрогитара, которую он собрал сам? Конечно, многие предпочли бы престижный инструмент, усилитель или эффект от известного производителя.

И они были бы правы, потому что мир музыки и искусства вообще — это мир субъективных чувств, которые воплощаются в виде аудиовизуальных произведений. И результат напрямую зависит не только от объективного качества инструментов, но и от тех эмоций, которые они вызывают у творческого человека.

Лично мне нравится не только играть на гитаре, но и мастерить, а также украшать свои поделки. Поэтому у меня теперь есть самодельная гитара, о процессе изготовления которой я подробно расскажу.
Читать дальше →
Всего голосов 84: ↑83 и ↓1 +82
Комментарии 33

Видео — это вам не фото: о чём нужно знать разработчикам видеостриминговых сервисов

Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 5.6K

В видеостриминге есть два типа инженеров: разработчики, которые создают сервисы потокового вещания, и инженеры, которые делают контент. Два этих множества практически не пересекаются — в результате не все айтишники понимают, насколько легко может пострадать качество видео во время его обработки.

Привет, меня зовут Антон Кортунов, я техлид Yandex Infrastructure. В 2017 году мы запустили новый для Яндекса проект — платформу потокового видео Яндекс Эфир. Сам проект закрылся, но на основе платформы работают Кинопоиск, видеокарточки товаров в Яндекс Маркете, Реклама и множество других сервисов.

Как разработчик тогда я столкнулся с чудным дивным миром телевидения и кино, и понял, что видео — не просто последовательность кадров на фоне звуковой дорожки. Под катом расскажу о тонкостях, о которых я узнал от видеоинженеров за последние 5 лет.

Читать далее
Всего голосов 39: ↑38 и ↓1 +37
Комментарии 12

Свободная музыка со словами, созданная нейронными сетями в «Бесконечном нейронном радио»

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 3 мин
Количество просмотров 7.2K

Привет, поклонники музыки! Думали ли вы о том, что наступит день, когда нейронные сети начнут генерировать музыкальные композиции в различных жанрах, начиная от Heavy Metal и заканчивая 80-ми? Недавно я выпустил большой апдейт для своего проекта с открытым исходным кодом «Нейронное радио», где музыка и подкасты созданы нейронными сетями. Однако в первых релизах музыка была без слов, и, мягко говоря, слабая. Но сегодня все изменилось. Качество музыки улучшилось, и появилась музыка со словами и голосами под жанры.

Послушать подробнее
Всего голосов 25: ↑24 и ↓1 +23
Комментарии 22

А что если обучать нейросети через речь, а не текст?

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 4.8K

Устная речь человека — уникальная по своей сложности система коммуникации. Ещё не изучено полностью, как язык работает на уровне человеческого мозга. Но мы знаем, как его осваивают дети, и с появлением технологий глубокого обучения (deep learning) мы впервые можем смоделировать этот процесс. Мы можем создать самообучаемую модель генеративного ИИ, которая изучает язык через звуки, а не текст. В этом посте мы чуть подробней рассмотрим этот подход к нейросетям, его целесообразность и перспективы.

Читать далее
Всего голосов 27: ↑24 и ↓3 +21
Комментарии 6

Вклад авторов