Как стать автором
Обновить

Эмоции у человека и лампочки у робота

Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 2.5K
Написав «Возможный путь создания сильного ИИ» я, конечно, понимал, что краткость изложения не позволила объяснить существенные моменты и уж тем более их обосновать. Попробую теперь сделать несколько постов, в которых остановлюсь на самых существенных идеях.

Первое с чем я всегда сталкиваюсь – это достаточно смутное понимание, даже у специалистов, роли эмоций у человека и того как эмоции управляют поведением.

Бытовой подход выглядит так:
  • когда некая ситуация вызывает у нас эмоции или ощущения, мы совершаем поступки под действием возникших эмоций;
  • если некий поступок сулит возникновение положительных эмоций, мы совершаем этот поступок, а эмоция является стимулом;
  • эмоции являются источником нашей активности и «заставляют» нас действовать;
  • эмоции реализуют инстинкты – заложенные от природы программы поведения, направленные на реализацию некого «целесообразного» поведения.

Во всем вышесказанном нет ни слова правды!

Основной источник заблуждений описывается принципом, который был сформулирован пару тысяч лет назад: «после того не значит вследствие того». Действие происходит после эмоций или их ожидания, но это не означает, что вследствие них.

Удивительно, дальнейшее повествование будет напоминать «путешествие в трех соснах», но, сколько народу до сих пор блуждает в этих соснах!

Представим, что информация с наших органов чувств образует сенсорный слой. Изначально от рождения есть безусловные рефлексы, они срабатывают на определенное состояние сенсорного слоя и вызывают, связанное с ним действие. Тут надеюсь пока понятно.

А теперь представьте, что есть безусловные рефлексы, которые не вызывают никаких действий, а ведут к возникновению эмоций или ощущений. Что бы удобнее представить вообразите себе лампочки, одни окрашены в теплые тона, а другие в холодные. Одни соответствуют положительным эмоциям, а другие отрицательным. Представьте, что мы связаны, обездвижены, но воспринимаем происходящее. Лампочки будут весело моргать, отображая наше эмоциональное состояние. Эмоции определяют наше отношение к происходящему, они констатируют, то, что твориться «хорошо» или «плохо».

Причем это «хорошо», «плохо» зашито от рождения в системе безусловных рефлексов. Не буду сейчас усложнять повествование и описывать, как происходит оценка сложных явлений, как воспитание влияет на систему ценностей, поверьте на слово, что я знаю ответ, но сейчас хотелось бы на простых примерах донести основную идею.

Лампочки мигают и что дальше? Хорошо, развяжем нас. Будем ли мы двигаться, конечно, ведь у нас есть безусловные рефлексы. В результате наших движений меняется ситуация, меняется ее оценка эмоциями, меняется свечение лампочек. А теперь на сцену выходит память. Стоп, сразу оговоримся, сейчас разговор не о том, что мы можем вспоминать и представлять себе события прошлого, а о том, что есть память как инструмент, состоящий из нейронов.
Каждый раз, когда происходит изменение эмоционального состояния, память запоминает ситуацию, в которой мы находимся, из каких элементов она складывается, какие действия мы совершаем и к какому изменению эмоций это соответствует. То есть роль лампочек, то есть эмоций, не толкнуть нас на действие, а оценить уже свершенное и позволить сформировать воспоминание.

Дальше все просто. Когда мы сталкиваемся с чем-то знакомым все элементы памяти, которые узнали происходящее, начинают «толкать» нас на поступки, которые они запомнили, если этим воспоминаниям соответствовало положительное изменение эмоций и «тормозить» от поступков, которым соответствовало отрицательное изменение эмоций.

Чем сильнее была эмоция и свежее воспоминание, тем сильнее будет вклад воспоминания. Если воспоминания противоречивы будем суммировать и смотреть, что победит.

Поступок, который мы в итоге совершим, мы совершим под действием памяти, совершим подсознательно. Осознаем же мы эмоцию, которая будет в этот момент и сам совершенный поступок. И многие все еще подумают, что это эмоция вызвала это действие.

Для особо придирчивых читателей, которые скажут, что это объясняет далеко не все, замечу, что наши фантазии вызывают такую же эмоциональную оценку, как и реальные события. И мы создаем воспоминания на их базе, и эти воспоминания о «виртуальном» опыте тут же начинают формировать наше поведение.

Собственно по такому принципу у собаки Павлова за серию из тридцати опытов формируется условный рефлекс, звонок-слюна. А ребенок, один раз упав с лестницы, начинает бояться высоты. Принцип тот же, разница в силе эмоционального подкрепления.

Зачастую мы не отдаем себе отчета, чем вызвано наше поведение, где причины, а где следствия, где безусловные рефлексы, а где работа памяти. Разберемся на простом примере. Предположим, вы дотронулись рукой до раскаленной докрасна электроплиты. Вам больно вы отдергиваете руку. Вот вроде и все.

А теперь по пунктам:

  • Импульсы от периферических болевых рецепторов вызывают безусловный рефлекс – отдергивание руки.
  • Эти же импульсы вызывают другой рефлекс – ощущение боли.
  • Мы видим красную плиту, этот образ распознается нами. Мы испытываем сильное ухудшение эмоционального состояния, вызванное резкой болью. Формируется воспоминание относительно красной плиты и прикосновением к ней с сильным отрицательным «окрасом».
  • Рефлекторное отдергивание руки приводит к тому, что резкая боль проходит и даже если остается более слабая боль от ожога это соответствует сильному положительному изменению эмоционального состояния. Формируется воспоминание, увязывающее красную плиту, руку, прикоснувшуюся к ней и факт того, что отдергивание было сильно положительно «окрашено» («положительно» не надо путать с «приятно», положительным является и переход из состояния очень плохо в состояние менее плохо).

Итого:
  • мы уже не прикоснемся больше к красной плите;
  • случайно прикоснувшись к чему-то похожему на красную плиту, мы отдернем руку, даже если там нет ничего горячего или опасного.


Может быть коротко и невнятно, но не хотелось становиться занудным.

В следующей статье я опишу модель на нейронах, которая реализует все вышеописанное.
Теги:
Хабы:
+3
Комментарии 14
Комментарии Комментарии 14

Публикации

Истории

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн