Обзор российских интернет-лейблов

    Интернет-лейбл — это сетевой аналог оффлайнового музыкального издательства. Если изначально традиционные рекорд-лейблы занимаются дистрибуцией музыкального контента, раскруткой коллективов и исполнителей в реальном мире, то интернет-лейблы ведут ту же работу в сети. В связи с тяжелым положением традиционной музыкальной индустрии, когда даже титаны музыкального бизнеса вынуждены сильно рисковать при выпуске новых релизов, в последнее время рекорд-лейблы стараются работать с коллективами, которые наверняка отработают вложенные средства. В культурном плане эта ситуация достаточно плачевна — ведь сейчас даже не совсем андерграундные коллективы не могут надеяться на издание, и в прокат идут только стопроцентно успешные коммерческие проекты.

    Как известно, причиной тому интернет — и он же предлагает новые пути распространения музыки. Уже с начала нулевых в Америке и Европе появляются новые схемы — когда релизы не выпускаются на CD, а публикуются только виртуально, и группы и исполнители раскручиваются через интернет. Скопировав подход традиционных-рекорд лейблов и перенеся его в сеть, появились так называемые net-labels или, по-русски, интернет-лейблы, или сетевые лейблы, или mp3-лейблы.

    Что же такое вообще рекорд-лейбл? Во-первых, это организация, которая занимается распространением не любой музыки, а какого-то определенного формата или даже узкого специфического направления. Есть продюсер, или несколько, которые занимаются отбором музыки, и хороший лейбл обязательно имеет свое лицо и звук. Некоторые релизы слушают только потому что их издал лейбл 4AD, к примеру. Во-вторых, лейбл занимается защитой авторских прав. В случае с интернет лейблами защита авторских прав ограничивается только публикацией контента под свободной лицензией, но отбор музыки может быть довольно серьезным. Лейблу выгодно, чтобы люди слушали именно его музыку, он занимается промоушеном — может устраивать концерты, распространяет информацию о релизах в сети, и так далее и тому подобное.

    Впрочем, отличий интернет-лейблов от традиционных больше — как правило, это лейблы некоммерческие, как правило, релизы распространяются на свободных лицензиях и в основном по Creative Commons. Интернет-лейблы редко занимаются раскруткой группы и организацией концертов, в основном их дело — просто распространение музыки в сети. Так как вести дела интернет-лейбла проще, то часто ими занимаются несколько человек или даже один.

    Отличие интернет-лейбла от таких площадок по распространению музыки, как soundkey.ru или kroogi.ru очевиднее. Такие порталы просто предлагают любому разместить у них музыку и получать за нее вознаграждение. Ни отбором, ни защитой прав, ни раскруткой они не занимаются. Проще говоря, лейбл — это издательство, а soundkey.ru и kroogi.ru — это магазины.

    Исторически первые интернет-лейблы занимались изданием электронной музыки (так как количество самопальной электронной музыки чрезвычайно велико), да и сейчас подавляющее большинство интернет-лейблов выпускают именно электронную музыку. Со временем появились лейблы издающие инди, альтернативу — то есть, в основном такую музыку, в основе которой лежит принцип Do It Yourself (собственно, интернет-лейблы и сами следуют этому принципу). За рубежом количество интернет-лейблов уже давно неисчислимо, достаточно их и у нас. Обычно техническая составляющая непритязательного сетевого лейбла также непритязательна — часто это standalone блог на wordpress, а то и просто аккаунт на blogspot. Но в этой статье я бы хотел рассказать про несколько отечественных интернет-лейблов, которые интересны музыкально, обладают своим лицом, выделяются но общем фоне и задают тренды.

    Otium/Sonux



    Старейший работающий российский интернет-лейбл, точнее, теперь два — Otium выпускает ambient, idm, downtempo, Sonux — techno. Предпрослушивания нет, но есть rss и отдельные страницы по авторам. Контент распространяется по лицензии Creative Commons.

    Mimonot Records



    Самый крупный российский интернет-лейбл, выпускающий живую музыку. Предпочитаемые стили — indie, post rock, indietronica. Есть предпрослушивание музыки, rss, контент распространяется по лицензии Creative Commons.

    Free as a Bird



    Выпускает музыку стилей indie, rock, ethno. Молодой и небольшой интернет-лейбл, однако, выгодно отличающийся содержательными рецензиями на каждый релиз, подробными страницами об авторах, на которых есть фото и видео. На сайте есть rss и присутствует псевдо-интернет-радио — флеш-плеер, который в случайном порядке воспроизводит треки с релизов. Самое главное отличие этого лейбла в том, что, наряду с бесплатным скачиванием, он позволяет платить за релизы — эти деньги направляются авторам. Лицензия не указана, но написано, что «все релизы свободны для скачивания, прослушивания и дальнейшего распространения, если вы не собираетесь зарабатывать на них деньги».

    Pulsations For You



    Предпочитаемые стили — IDM, ambient, minimal, easy jazz. К каждому релизу прилагается развернутая рецензия. На сайте присутствует раздел «видео пульсации», где предполагается выпускать музыкальное видео, однако сейчас видео-релиз лишь один. Контент распространяется по лицензии Creative Commons.

    Fragilité



    Уникальное музыкальное направление — лейбл занимается изданием академической музыки, работает под эгидой Московской консерватории, и издает музыку композиторов этой консерватории. Направления — современная классика, академическая электроника и авангард. Все релизы отрецензированы, в дополнительных материалах к ним может быть концертное видео и даже ноты и исходные материалы. Есть предпрослушивание, весь контент распространяется по лицензии Creative Commons, если иная не указана отдельно.

    RAP-A-NET и A-HU-LI rec.



    Лейблы являются частью творческого объединения UnderGroundWiggaz и занимаются хип-хопом, RAP-A-NET — тру-русскоязычным рэпом, A-HU-LI rec. — инструментальным хип-хопом. Лицензия не указана, предпрослушивания тоже нет, но коллекция весьма богатая.

    Clinical archives



    Музыкальные стили — alternative, post-punk, avant-garde, psychedelic, free jazz. Знаменитый лейбл организован на платформе Blogspot. Музыка распространяется по лицензии Creative Commons, предпрослушивания нет, есть rss, музыку можно скачать как потреково, так и альбомом, есть доступ к дополнительным материалам.
    Метки:
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 48
    • +4
      Кстати — бизнес-идея. Как известно, сейчас РАО трясет кафе и рестораны, заставляя платить отступные за проигрываемую музыку. Возможно, будет выгодно подготавливать музыкальный контент с подобных лейблов и за небольшую плату поставлять легальную музыку.
      • 0
        Кажется, у нас в законодательстве нет определения легальной музыки (8 Объект авторского права, ататат и всё такое.
        • +2
          Читайте четвертую часть гражданского кодекса.
          Если у вас есть прямой договор с автором, передающим вам (желательно исключительные) права, — проблем нет. Правда, в случае если автор сам взял чужое произведение, то даже выиграв регресс, взыскать с него деньги будет сложнее, чем с физического лица (т.е. с вас, компании, использовавшей эту музыку). В общем, работать лучше с проверенными людьми.
        • +2
          На данный момент — это бессмысленно. РАО будет так же вымогать деньги за музыку. Их CC не остановит, т.к. она у нас законодательно не утверждена. Сейчас такая схема возможно только с прямым участием авторов, с их личными отказами от услуг РАО. Кстати, с такой схемой Тунгуска работает, я ниже давал на них пуфлинк.
          • +2
            Думаю, такими услугами должен заниматься сам интернет-лейбл, заключая договора с исполнителями.

            Но вот я одного не пойму — на чем эти лейблы зарабатывают? Понятно, что это все энтузиасты, но повешать тот же директ или адсенс что мешает? Какая-то у них отсутствующая бизнес-модель, ИМХО.

            Поймите меня правильно, я рад, что есть энтузиасты, то с деньгами-то всегда проще работать :)
            • 0
              Да, мне кажется, эта идея так и должна работать в условиях российского законодательства — прямые договора с исполнителями и готовый каталог для публичных мест, где хотят воспроизводить музыку. Действительно, этим нужно заниматься либо самими лейблам, либо какая-то организация будет сотрудничать с несколькими лейблами подготавливать контент.
              • 0
                Реклама на сайтах лейблов, обычно плохая практика. Но даже если её ввести, максимум будут окупаться только технические ресурсы домен, хостинг и т.д.

                Заработать есть много ходов. Они могут устраивать свои мероприятия и зарабатывать там. Например, музыканты пишут музыку, распространяют её бесплатно, а зарабатывают выступлениями, коммерческими заказами, чем-то ещё. Тут много способов есть на самом деле, не всё так безнадёжно как кажется на первый взгляд.

              • 0
                Сколько раз можно говорить! Для лицензий Creative Commons не нужно никаких «утверждений». Всё что нужно уже есть в гражданском кодексе. Лицензии Creative Commons можно и нужно использовать уже сейчас.
                • 0
                  Можно то можно. Вот только РАО, будет продолжать требовать денег…
              • 0
                Кажется именно такая бизнес-модель у jamendo.
              • +2
                А у вас есть чем поделиться в плане качественных подкастов по такого плана музыке? Помню когда-то был ElectroSound и иже с ними, раз в месяц выпускали подкасты неплохие, я по наводкам оттуда много хорошей музыки натаскал.
                • 0
                  к сожалению, нет
                • +1
                  Ничего себе, Отиум еще жив =) Я почему-то думал, что все это не очень серьезно. Была пара треков на нем релизнута :)
                  • +2
                    А чего знаменитую Тунгуску забыли? tunguskagrooves.com/ru/

                    Конечно, они выпускают сборники и на CD. Но их релизы свободно распространяются по сети под лицензией Creative Commons.
                    • 0
                      к стыду своему, ничего о ней не знал
                      • 0
                        Ох, спасибо за них… Я вчера весь вечер слушал и сегодня тоже «не отпускает». Классный лейбл!
                      • +1
                        Спасибо за список, узнал парочку интересных ресурсов.

                        А в целом, у сетевых лейблов, особенно специализирующихся на электронной музыке, есть большой минус (без него никуда) — зачастую очень посредственное качество материала. Технический прогресс и наличие свободного времени позволяет делать и выкладывать большое количество довольно низкокачественной эээ… музыки. А вот на то чтобы понять что она недостойна быть прослушана дважды нужно потратить время на скачиваение и ознакомление.

                        Хотя, с другой стороны не скрою, встречаются там и жемчужины, но редко. Ласт.фм обычно музыкантов выпускающихся на сетевых лейблах не особо советует, поэтому приходится ориентироваться на собственные глаза и репутацию сайта, с которого скачиваешь эти релизы.
                        • 0
                          Интернет-лейблы — это, конечно, хорошо, только учитывая зверства РАО им сложно будет протянуть…
                          • 0
                            мне кажется, у них вполне безопасная позиция — в случае чего все авторы, думаю, без проблем смогут документально подтвердить их невиновность. Тем более что обычно при выпуске релиза заключается если не договор, то какое-то соглашение.
                          • +5
                            Спасибо автору что назвал нас крупный российский интернет-лейбл, конечно РАО нам не победить, да мы и не когда не стремились к этому. Уже 2 года занимаюсь этим как хобби. В некоторых странах уже есть кафе и рестораны работающие с лицензией СС, например тот же сайт jamendo.com предлагает владельцем заведений приобрести компиляции!
                            • +1
                              Я так понимаю вы представитель mimonot.net?

                              Если так, то тогда у вас и прошу — в чем ваша бизнес-модель? Или это все только энтузиазм? А если энтузиазм — то что не позволяет начать хоть как-то монетизировать предприятие, чтобы направить вырученные средства на развитие?
                              • +3
                                Это энтузиазм, бизнес модель была, когда только мы проект запустили в 2008 году, хотелось тогда сделать систему светофор (зеленые релизы — бесплатные/ желтые — условно бесплатные, часть релиза можно бесплатно скачать остальное купить или пожертвовать деньги/ Красные — Только купить).Продавать музыку в игры, аудиокниги и.т.д Но тогда было сложно даже объяснить что такое интернет-лейбл, не то что бы воплотить в жизнь часть идей, музыканты записывали релизы и чуть их в сейфе не хранили, все ждали когда прилетит продюсер на белом вертолете и заключит сними контракт! А пока мы убеждали музыкантам делиться музыкой, уже появились такие проекты как: kroogi.ru, bandcamp.com, jamendo.com. Мы успокоились и решили что мы будет первой ступенью, знакомить слушателей с их творчеством а дальше они уже могут отправляться в свободное плавание, без посредников.
                                • 0
                                  Но ведь и на первой ступеньке можно чуть-чуть зарабатывать, работая только с порталом. Я так понимаю или этим некому заниматься, или есть какие-то препятствия со стороны авторов?
                                  • +2
                                    NB Когда зарабатывать можно «чуть-чуть» (через контекстную рекламу на сетевой лейбле, например), то не всегда это имеет смысл. Иногда лучше отказаться от пары-тройки долларов и оставить сайт без рекламы :)
                            • +1
                              Musica Excen­trica был интересный лейбл. Потом исчез вместе с сайтом и релизами. Ни у кого нет копии релизов?
                              • +1
                                www.discogs.com/label/Musica+Excentrica — имхо главное знать названия релизов, скачать можно.
                                Мне больше запомнился их лейбл Share My Wings, зарелизивший жемчужину Prologue
                              • +3
                                Фражилите, кстати, — довольно уникальный проект. Консерватория — это кузница новых талантов, и учитывая, что эти люди дают согласие на публикацию своих работ на условиях creative commons, ещё и идейно продвинутых людей. Инди-рока в настоящий момент в мире перепроизводство, а гармонические и мелодические находки юных «академиков» — очень интересно.
                                • +1
                                  На мой взгляд, для подобной академической музыки Creative Commons — это самая естественная лицензия. Музыка изначально некоммерческая (не учитывая меценатов/гранты/спонсоров), распространяется почти всегда свободно — за исключением отдельных «топовых» авторов.

                                  тут есть более серьезная проблема — с исполнителями и студиями звукозаписи. Как правило, композиторы подобного направления не записывают музыку за свой счет (оркестр+аренда большой студии влетит в копеечку, и очень мало кто может себе это позволить, дешевле записать пару-тройку рок-альбомов), а получают запись за символическую плату или бесплатно, но на определенных условиях. Которые часто не дают выложить это свободно (хотя копировать можно сколько угодно). В том числе поэтому фражилите оказался уникальным проектом — в нем этот вопрос был решен :)
                                • +2
                                  А индикатор — indierock.ru/ — на роль лейбла не катит?
                                  • 0
                                    Это же не лейбл, а, скорее, система коллективных блогов, типа хабра. Кто угодно же может музыку выложить.
                                    • +2
                                      На индикаторе раздел пластинок активно поддерживает упомянутый мимонот. Чему я очень рад.

                                    • +2
                                      Из собственных закладок:
                                      childrenofdos (8bit, chiptune)
                                      RUS ZUD (всяческая неформатная электронная музыка, типа breakcore, noise и т. п.)
                                      Небольшой оффтоп: 3pbeats. Отличный лейбл, с отличными артистами, правда не сетевой. Однако, на сайте есть раздел с приличным количеством свободно распространяемой музыки.
                                      • 0
                                        О, как я про Rus Zud то забыл!
                                      • 0
                                        Немного не поняла ваше определение.
                                        Согласно ему, soundkey.ru и kroogi.ru — тоже лейблы? Они ведь тоже занимаются распространением контента начинающих музыкантов. Если да, то почему упустили? Если нет, то в чем разница?)
                                        • +2
                                          Рекорд-лейбл занимается распространением не любой музыки, а той, которая ему, условно говоря, нравится. Есть продюсер, или продюсеры, которые занимаются отбором, и хороший лейбл имеет свое лицо и звук. Некоторые релизы слушают только потому что их издал 4AD, например. Во-вторых, лейбл занимается защитой авторских прав. В случае с интернет лейблами защита авторских прав ограничивается только публикацией контента под свободной лицензией, но отбор может быть довольно серьезным. Лейблу выгодно, чтобы люди слушали именно его музыку, он занимется промоушеном — может устраивать концерты, распространяет информацию о релизах в сети.

                                          soundkey.ru и kroogi.ru просто предлагают любому разместить у них музыку и получать за нее вознаграждение. Ни отбором, ни защитой прав, ни раскруткой они не занимаются. Грубо говоря, лейбл — это издательство, а soundkey.ru и kroogi.ru — это магазины.
                                          • 0
                                            Поняла, спасибо!
                                            • 0
                                              Спасибо за понятное объяснение. Вообще давно напрашивается статья на тему «что есть что и кто есть кто в музбизнесе», потому что, как я заметил, понимание того, вот например чем занимается «лейбл» в массе читателей (и комментаторов) отсутствует полностью.
                                              Отсюда и знаменитый в народе образ «лейбла-кровопийцы», который отдает от розничной стоимости диска авторский гонорар в 5-10%, при этом забывая, что большая часть остального это вовсе не прибыль лейбла, а расходы, которые как раз лейбл и платит из оставшихся 90-95%.
                                          • +1
                                            Еще есть Fragment (давно не обновлялся) и Passage — тоже в основном русские ребята.
                                            • +1
                                              лицензии creative commons — это великолепно. только вот в России они не работают.
                                              • +1
                                                забыли весьма известный — clinicalarchives.blogspot.com/
                                                • 0
                                                  Очень понравилось:
                                                  Хип-хоп в России 3 сезона на 6 dvd
                                                  .
                                                  У нас тогда вся Петровка в Киеве получается представителем СНГ -интернет-лейблов.
                                                  И все по 10 грн всего-то.

                                                  • 0
                                                    Почему на сайте не может висеть рекламы? По-моему, это нормально, тем более, что на этом сайте только два раздела под лейблы, остальное к ним не имеет отношения.
                                                    • 0
                                                      Не находите прикольным, на сайте, продающим легально музыку, такого плана реклама?
                                                      • 0
                                                        Плюсую. Альтруизм это, конечно, хорошо, но хоть содержание сайта\сервера должно как-то откупаться?
                                                    • +1
                                                      Насчет RAP-A-NET и A-HU-LI rec:

                                                      СЕРИАЛ это интернет проект, после съёмки вывешивается БЕСПЛАТНО в сеть, а то что на сайте есть возможность заказа лимитированного издания на DVD — ну на то это и лимитированное издание. То есть сам сериал можно скачать с сайта, а если есть желание DVD — могут заказать.
                                                      • +1
                                                        Глава лейбла с радостью бы ответил на Ваши вопросы, вот только у меня нет инвайта.
                                                        Если у кого-то есть и желает услышать ответы на свои вопросы, о интернет-лейблах и т.д. вышлете инвайт по этому адресу:
                                                        mad [собачушка] ugw.ru
                                                      • 0
                                                        Synthematik добавьте. :)
                                                        Synth, goth, industrial.
                                                        • 0
                                                          То, что используют лицензии Creative Commons это, конечно, очень хорошо, современно и прогрессивно.
                                                          Но вот только эти товарищи проприетарщики жуткие, они используют лицензию CC-BY-NC-ND, а она не является свободной лицензией.

                                                          Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.