Как стать автором
Обновить

Хрупкость бесплатного

Время на прочтение5 мин
Количество просмотров1.4K
Автор оригинала: Бен Брукс
Мне приятно платить за вещи, которыми пользуюсь, даже если я не получаю за это никаких преимуществ — мне всё равно приятно платить. Я не всегда был таким, а большую часть жизни провёл, пытаясь найти и использовать только бесплатное программное обеспечение. Поэтому одной из первых программ под Macintosh, которые я полюбил, стал прекрасный Quicksilver — бесплатный менеджер приложений с большим количеством других функций.

Я провёл бессчётные часы, изучая эту программу и пытаясь выжать из неё последнюю каплю функционала, и благодаря сайтам вроде 43folders.com узнал все скрытые опции. В смысле, я владел этой утилитой на уровне гуру.

Потом, как и многие другие бесплатные программы, Quicksilver умер медленной смертью*.

Когда Quicksilver пропал, я заплатил за лицензию LaunchBar и жил дальше**. Она недешёвая: $35, но эти деньги дают разработчикам повод не прекращать развитие программы — она становится настоящим бизнесом вместо любимого хобби.

Я заплатил за Tweetie, а позже и за Tweetie 2, не только потому, что это лучший твиттер-клиент, но ещё и потому, что я мог заплатить. У меня была возможность заплатить и помочь разработчикам. Что случилось с Tweetie, впрочем, может быть прекрасным примером, насколько хрупким является бесплатное программное обеспечение на самом деле.

Когда Twitter купил Tweetie и переименовал его в Twitter for iPhone, всё выглядело нормально, да и Лорен Брихтер (Loren Brichter) оставался на посту ведущего программиста. Думаю, что последние несколько недель преподали всем нам один урок — трудно форсировать изменения в бесплатной программе.

До того, как Tweetie стал бесплатным, пользователи платили, потому что Брихтеру нужны были эти деньги, и все были счастливы, так что у автора программы был нормальный бизнес. Затем программа стала бесплатной и всё изменилось.

Когда Twitter выпустил Quickbar — полупрозрачную панель, известную по нежному названию #dickbar — пользователи подняли революцию из-за навязывания им «продвигаемых трендов» и назойливых объектов, которые смешиваются с основным пользовательским контентом. Если бы Twitter for iPhone всё ещё назывался Tweetie и продавался за деньги, я могу вас уверить, что Брихтер удалил бы этот Quickbar немедленно и обсуждал бы с пользователями все аспекты данной проблемы.

Рейтинг программы влияет на количество продаж гораздо сильнее, чем на количество скачиваний, если она бесплатная.

Вместо этого, Twitter втихую выкатил апдейт, который сделал панель Quickbar слегка менее назойливой***. Думаю, в тот момент каждый увидел хрупкость бесплатного так, как вижу я.

Хрупкость бесплатного — это броский термин, который объясняет, что происходит, когда заканчиваются бесплатные деньги. Точнее, когда у инвесторов/основателей/венчурных капиталистов заканчиваются или деньги, или терпение, или и то, и другое. Потому что на каком-то этапе Twitter и всем остальным компаниям приходится переходить от «благотворительности» к «бизнесу» — или, другими словами, от траты безумно большого количества денег к получению доходов чуть больше, чем они тратят.

В этот момент мы начинаем видеть хрупкость бесплатной системы. Программы, в которых никогда не было рекламы, получают рекламу. Программы, которые были бесплатными, начинают брать месячную плату. Мы все видели это раньше с сотнями сервисов, многие из которых уже прекратили своё существование.

Ещё раз, я хочу платить за сервис, и вот почему:

1

Когда ты платишь за софт/сервис вперёд, ты знаешь, в какую сумму он обойдётся. Это может показаться очевидным, но представьте, что разработчики любимой программки Alfred App решат, что единственный способ продолжить разработку — это начать брать деньги за программу. Будет не очень славно.

Что если завтра Google решит брать плату за Gmail? Какую сумму вы бы хотели заплатить? И не думайте, что они не могут этого сделать, они могут. Дело в том, что когда разработчик устанавливает плату с первого дня, то он назначает цену такой, какая поддержит его, пока продажи не превысят определённый уровень. Большинство пользователей даже не узнают об этой программе, пока продажи не превысили этот уровень. Можно предположить, что в дальнейшем разработчик скорее снизит цену, чем повысит её.

А в случае с Alfred App или чем-то подобным в какой-то момент разработчики могут решить, что им понадобились деньги, и начнут брать по $5, этого окажется недостаточно, они начнут брать по $8, потом по $10 и так далее. Проблема в том, что они не хотят брать деньги и страдают из-за этого, но им нужны эти деньги и придётся их брать. Вместо того, чтобы назначить цену $10 с первого дня, они ждут, пока не станет слишком поздно.

2

Продолжая пример с Gmail, представьте, что Google посчитает и окажется, что Gmail приносит одни убытки — и компания решит закрыть этот сервис. Неважно, сколько бы вы хотели заплатить, через неделю его уже не будет.

Это происходит с бесплатным программным обеспечением и сервисами, иногда с даже платными сервисами (но гораздо реже). Бывает, что бесплатное финансирование и развитие проекта просто заканчивается. Возможно, это было чьим-то хобби (хобби, от которого вы зависели) — не важно, потому что сейчас оно исчезло.

3

Два вышеописанных сценария вероятны в будущем, и они не очень плохи. А вот третий сценарий хуже всех — тот, с которым сейчас столкнулся Twitter: ситуация «нам-нужны-деньги-но-мы-хотим-остаться-бесплатными».

Вот это настоящее шило в заднице.

Пользователям неважно, прибыльны вы или нет, им только важно, как ваше финансовое состояние отразится на них самих. В случае с Twitter всё идёт к тому, что разрешат только официальные твиттер-клиенты, которые будут транслировать рекламу в потоке сообщений.

И это при том, что куча пользователей буквально вопит с просьбами предоставить им платные аккаунты. К сожалению, этот хоровой коллектив также известен как меньшинство.

Я говорю, что это худший сценарий, потому что он часто заканчивается смертью от нерешительности. Каждый хочет создать что-то новое и классное вместо того, чтобы использовать старые и проверенные способы. Они пытаются заново изобрести колесо. Варианты у Twitter просты: продавать информацию о пользователях и их контент маркетологам (маловероятно), размещать рекламу в каждой дырке (похоже, к этому они идут), брать с пользователей деньги (это уменьшает аудиторию, но оставшиеся будут лояльны и счастливы).

Ещё раз, лично я бы платил вперёд с первого дня.

Стабилизация бесплатного

Единственные бесплатные вещи, которые мне нравятся и которым я доверяю, называются «бета-версия». Всё остальное должно оплачиваться с первого дня — я не призываю зарядить цены как за Basecamp, но идея у них правильная. Что хорошего останется в твиттере через месяц, когда 20% контента в ленте среднего юзера будет составлять реклама?

Буду ли я тогда пользоваться им?

А вы будете?

Я бы лучше выбрал гарантию долгой жизни сервиса и отсутствия рекламы, что даёт ежемесячная оплата.

____________

*Позже он возродился, но уже никогда не будет прежним.
**Здесь пропущен эпизод о слезах и других немужественных вещах.
***Я сказал «слегка», потому что она всё ещё страшна как моя жизнь. В смысле, я понимаю этот стиль — но не понимаю, почему если потрясти телефон из стороны в сторону, то она меняется. Это не имеет смысла и какой-то абсурд. Если вы хотите поменять чёртов интерфейс, то последнее, что может придти в голову — потрясти телефон. Просто нелепо.
Теги:
Хабы:
+36
Комментарии121

Публикации

Истории

Ближайшие события

Weekend Offer в AliExpress
Дата20 – 21 апреля
Время10:00 – 20:00
Место
Онлайн
Конференция «Я.Железо»
Дата18 мая
Время14:00 – 23:59
Место
МоскваОнлайн