Пользователь
0,0
рейтинг
18 апреля 2011 в 08:31

Как продвигать игру в AppStore: делюсь опытом на примере Wordrive

Хочу поделиться опытом по продвижению своей новой игры для iPhone/iPad — Wordrive.

Статья может быть полезна не только для продвижения iPhone-приложений, но любого мобильного или прикладного софта, потому что часть советов довольно универсальны. Многое из описываемого тут я в сети нигде не нашел. Надеюсь, это поможет пройти этот этап без типичных ошибок.

Итак, вот у вас готово приложение и оно появилось в AppStore. Первый поток людей на него направляется из iTunes/App Store, сам собой — за счет появления в «новинках». Рассчитывать на него нечего — он как пришел, так и уйдет через пару-тройку дней. За это время нужно делать все, чтобы о программе или игре стали писать в сети. Если программа за это время сможет собрать еще и интернет-аудиторию, то выйти в топы будет сильно проще. А чтобы ее собрать, к моменту запуска в App Store нужно уже много что сделать.


Чтобы было дальше немного понятнее, чем я иллюстрирую советы, пара слов о самой игре.

Это ворд паззл, головоломка, но при этом обильно наполненная юмором. Собирать нужно фразы типа «Учимся варить суп с фрикадельками. Для начала необходимо очистить пельмени от кожуры…» или «Если уж любить, то такую женщину, чтобы с ней было не стыдно показаться на глаза жене», «Reality is an illusion caused by alcohol deficiency» и т.п… Собирать фразу на иностранном языке еще и полезно — кроме приятного ощущения от того, что понял непереводимую игру слов, практикуешься, вспоминаешь правила грамматики, какие артикли перед чем ставятся, порядок слов в предложении и прочее-прочее, что в игровой форме очень неплохо усваивается.



Для того, чтобы аудитория игры и ревьюеры были счастливы, еще на этапе разработки я для себя отметил основные моменты:
  • в игре должен быть фан! Для мобильников софт должен быть или очень полезный, или развлекательный. Все, что между — как-то не идет. Юмор — один из «недорогих», но эффективных способов воздействовать на эмоции. Можно еще «брать» супермузыкой и красивой анимацией (пример — World of Goo, Angry Birds), но эти пути сложнее, дольше, дороже и ваша игра может тогда вообще не увидеть свет из-за того, что вы недооценили свои силы. Поэтому в Wordrive сделана ставка на юмор. На очень хороший юмор.
  • Совместимость со всей линейкой продуктов apple-iOS. Айпад, айфон 4 и айфон 3G имеют разное разшение, и под каждое для Wordrive выпущена своя графика. Это чаще всего несложно и не особо дорого, когда задумываешься об этом на «нулевом» этапе. Это увеличило размер игры, это небольшой минус.
  • профессиональный дизайн. Очень многие разработчики вопрос с дизайном решают своими силами. Для игр так, похоже, нельзя, но редкие экземпляры за счет отличного геймплея пробиваются. Я решил на этом вопросе не экономить, и нашел дизайнера, специализирующегося на игровом дизайне именно под айфоны.
  • оригинальный саундтрек. Эта «фишка» стоит тоже недорого, а придает как программе, так и обзорам дополнительные плюсы. Я этот саундтрек уже слушать не могу — игру тестировал несколько месяцев каждый день, но народу нравится, да.
  • многоязычность. Что тут скрывать, российский рынок, к сожалению, довольно мал для того, чтобы окупить игру, за которой нет больших денег и возможностей. Добавить локализацию интерфейса на основные европейские языки обычно очень просто и недорого. В моем случае было сложнее — я привлекал нейтив-спикеров, по три-четыре из каждой страны для участия в подготовке контента (фраз).
  • многоязычный веб-сайт бренд, логотип и «красивый домен». Во-первых, нужно найти такое название, которое не пробивается в гугле и яндексе, более-менее благозвучное и короткое. Wordrive — сочиненное слово из слов word (слово), drive (ездить) или rive (раскалывать). Это неплохо отражало геймплей, где из разорванных слов нужно собирать фразы. эту же мысль отражает и логотип. Удалось зарегистрировать домены wordrive.com, wordrive.ru, wordrivegame.com.


По ходу мы добавили в проект еще две «фишки», которые должны «сработать» и которые несложны в реализации: это постинг из программы в твиттер/фейсбук и наличие бесплатной версии WordriveLite. В конце статьи я затрону появившиеся минусы, связанные с этими пунктами.

LOOK & FEEL



Вопрос с дизайном и логотипом крайне важен для продвижения. Сайтам-обзорщикам нет особой радости вставлять непривлекательную картинку в на свой сайт, потому что они и делают это не столько ради вас, сколько ради кликов на ссылки типа «подробнее» — ведь помимо прочего им нужен траффик. Далее срабатывает, насколько удачно редакторами был выбран продукт для обзора — если аудитории он понравился, то эти люди еще раз вернутся на этот сайт. Но это уже потом. А сначала нужно на нем появиться. Ведь  до тех пор, пока люди не опробовали вашу игру или программу, они видят лишь скриншоты и слова. Если тут недоработать, оценить игру смогут лишь немногие. Да и обзоры будут делать чаще за деньги и чаще за бОльшие.

Пресс-кит



Для продвижения любого продукта нужно снабдить прессу качественным материалом. Лого в хорошем разрешении, саундтрек, видеоролики, пресс-релизы, иконки приложения в разных разрешениях. Мы сделали для этого отдельный раздел с коротким именем. Если целевой рынок — весь мир, то и скриншоты, и видео, и пресс-релизы должны быть переведены на основные языки. Заодно и письма, рассылаемые по сайтам с обзорами приложений.

Веб-сайт был переведен на шесть языков, при этом индексная страница определяет регион, с которого пользователь попадает на веб-сайт и перенаправляет его на соответствующую языковую версию. Также стоит сделать отдельную ссылку, перенаправляющую пользователя на appstore в зависимости от региона. Эту ссылку имеет смысл давать партнерам вместо прямой ссылки, чтобы можно было отслеживать переходы. Эппловский софт, к сожалению, крайне лаконичный по части статистики. Так вот, у нас такой ссылкой является itunes.wordrive.com. Из Америки редиректит на американский аппстор, из России — на российский.

ОБЗОРЫ НА ВНЕШНИХ САЙТАХ



Для записи видео был использован плагин к эмулятору айфона для XCode, о котором писали на Хабре ранее. Записанное видео требует, правда, постобработки — в горизонтальном режиме видео создается перевернутое и без звука, но iMovie быстро решает эти проблемы.

Для создания скриншотов использовались сами устройства. Со скриншотами нужно повозиться — шесть языков и два устройства (iPhone & iPad) — это 12 скриншотов одного экрана. Если у игры три показательных экрана, в итоге выходит 36 скриншотов. У меня их получилось в два раза больше. Но оно того стоит. То же самое с видео. Мы сделали отдельно видео для русской аудитории, отдельно для англичан, отдельно для французов, немцев, испанцев и итальянцев.

Перевод на английский и французский я делал сам, для переводов пресс-релизов на немецкий, испанский, итальянский я задействовал сервис onehourtranslation.com. Они очень неплохо сделали перевод, причем у них есть «фишка» — после оплаты заказа они рисуют большие часы с секундомером и обещают не позже, чем через час выдать перевод. Мне торопиться было некуда, я закинул задание и ушел в магазин. Прихожу — весь почтовый ящик в волнительных письмах от переводчика. Стоит недешево — перевод одного пресс-релиза обходился долларов в 20. Зато нейтив-спикерами. И с ними можно продолжать общение после выполнения перевода.

Есть путь потратить раза в 4 меньше, который я не испытал, но по качеству он будет не сильно хуже. Есть сервис fiverr.com, где люди совсего мира предлагают услуги за пять баксов. перевести три-четыре абзаца на родной язык с английского для француза-студента — дело 10 минут, и по пять баксов он за день себе на чай зарабатывает. Качество — сами понимаете, не угадаешь. Но это лучше, чем не иметь перевода вовсе. Для бюджетных решений — выход.

Кстати, на wordrive.com очень неплохо себя показал геотаргеттинг — открытие соответствующей языковой версии местонахождению посетителя. Итальянцам показывается итальянская, немцам — немецкая и т.д.

Пример, почему важны переводы

Насчет важности общаться а родном языке, покажу пример из своей практики. В ответ на обращение на один из французских сайтов за рецензией, их менеджер присылает такое письмо:

Cause of lot submission for free test to application.
The team of ... can be make review for 35€.
The website do 13k visitors per day for 600 000 views pages per month.
Tell me if you want a complete review for your app.


35 евро — это реально дофига. Сайт у них замечаю, и правда посещаемый, но какая-то дохлая активность у пользователей. Смотрите на комментарии — чем их больше, тем лучше. Все остальное — от лукавого. Погуглил, решил, что все-таки стоит с ними работать.

Я ему отвечаю:

Salut!

Actuellement les prix sont très élevés pour moi. Mais je comprends un compromis, qui puis me permettre d’accepter cette offre avec de légères modifications.
Je suis prêt à payer 10€ online et je suis et je suis prêt à vous envoyer 5 codes promo pour faire un concours. Et aujourd’hui.
Que pensez vous de cette variante?

Rauf.

P.S. Je m’excuse pour mon mauvais français, J’ai étudié le français les trois derniers mois :-)


(Привет! На данный момент чего-то дорого для меня. Я предлагаю компромисс, с которым я готов принять ваше предложение с небольшими изменениями. Я готов заплатить 10 евро, и вдобавок дать еще пять промо-кодов. И все сегодня. Как вам такой вариант?
Рауф.
P.S. Я извиняюсь за мой французский, я его последние три месяца только изучаю :)


Минут сорок этот текст «рожал», у меня французский совсем слабый. Через минуту приходит письмо:

Bonjour,

C’est ok pour 10€ + 5 promocodes (+1 pour le test)
Dans l’attente des 10€ (...) ainsi que les promocodes.
Le test sera en ligne d’ici demain maximum.
En vous souhaitant une bonne journée !


Обзор сделали шикарный, десять евро не жалко.


Также нужно быть внимательными к небольшим мошенничествам на этом этапе. У вас вышло новое приложение и информация о выходе сразу растекается по специализированным сайтам, автоматически собирающим новинки, на которых обитают весьма специфические личности. В зависимости от степени наглости они могут либо подписаться представителем какого-нибудь обзорного сайта и попросить небольшие деньги за обзор, либо пообещать написать отзыв за промо-код. Мне приходил несколько таких писем — нужно быть очень внимательным к е-майлам, с которых пишутся такие письма. Довольно часто официальные е-майлы даже немаленьких сайтов хостятся на гугловской тли майкрософтовской бесплатной почте. Изменил одну букву или символ — и это уже другой е-мейл. Деньги заплатите, а обзора не будет. Те же, кто выпрашивает промо-коды, зачастую делает это, чтобы не покупать — ведь отписать им письмо — полминутки, а для вас промо-код все равно бесплатный, и, наверное, многие так новые игры получают, «нахаляву». Деньги же переводить нужно очень аккуратно.

Похоже, некоторые сайты специально создаются, чтобы на них продавать обзоры. Там почти никого из посетителей нет, и это владельцев вообще не волнует, а весь контент состоит из таких, кто расстался с небольшой деньгой. Незаконного в такой деятельности ничего нет, но вложенные в обзор срества он не «отработает». Гуглите, обращайте внимания на комментарии, на активность форума.

Например, мне пришло предложение от сайта AppDictions.com. Сайт красивый, какие-то обзоры, просят баксов 20-40 за обзор. При этом все обзоры идут с нулевыми комментариями, а эти друзья даже не стесняются от ника appdictions писать в форумах отзывы о себе в третьем лице, какие они хорошие.

Стоит иметь под руками заранее заготовленные письма на разные ситуации на разных языках. Еще лучше, найдите (или выдумайте, наконец) западного представителя, от имени которого будете рассылать анонсы. Если это будет реальная личность, то легче будет с «языком». Чтобы понять, зачем это нужно, можно представить себя на месте российского вебмастера ресурса про айфоны, которому приходит из Китая письмо, в котором в поле from иероглифы, внутри вроде все по-английски, но половину вы не понимаете (хотя бы потому что нас и китайцев учили разному английскому), скриншоты он прислал с китайскими буквами в статус-полоске — явно переделать надо. В общем, проигрывает его письмо любому письму от родного Вани с очередной его русской «виселицей».

Рассылать анонсы нужно быстро и сразу в кучу мест пачкой, за короткий промежуток времени. Для этого нужно подготовить заранее не только текст, но и список. Я воспользовался одним из сервисов по рассылке — iSpreadNews. Они молодцы, отработали хорошо, в качестве подтверждения прислали пару сотен скриншотов, где мой пресс-релиз был вбит в формы. На почту посыпались ответы, с кем-то договорились, с кем-то — нет. Поэтому с точки зрения эффективности этот способ еще себя не окупил. Но, впрочем, и времени прошло еще немного.

Но просто сделать рассылку через macpr или iSpreadNews мало. Почти каждый такой сайт имеет форум. Толк от каждого отдельного форума небольшой, но присутствие «на каждом углу» начинает работать. 99% западных форумов работают на движках с одним и тем же языком разметки (теги в квадратных скобках). Хорошо оформив пост для одного форума, почти всегда он без изменений переносится на другие. Такую заготовку тоже стоит сделать, использовав по-максимуму возможости языка разметки.

iSpreadNews в своей рекламе пишет, что их фишка в том, что кроме тупой работы по вбиванию в формы за короткое время, они продают знания «куда вбивать». Скриншоты от них приходят без адресной строки, но есть сервис, отвечающий на вопрос «есть ли сайт в их базе». Вероятно, они с этого сервиса получают ссылки на новые сайты, которых в базе не было и тут же добавляют и их.

Как найти список региональных сайтов с обзорами?

Каждый региональный аппстор включает в топе как минимум одну-две программы, разработанные строго на локальный рынок. Если предположить, что раз они в топе, значит с промоушеном у них все неплохо (ну и софт интересный, конечно). Вводим в гугле название приложения, ограничиваем поиск по домену или языку. Получаем список сайтов, где упомянута игра. Там через один идут сайты с «красивыми» доменами, вполне подходящими под наши нужды. Составляем список, потом проходимся по нему.

К примеру, возьмем немецкий аппстор. На сайте applyzer.com смотрим рейтинги по Германии и находим в них явно немецкий софт со специфическим для немцев названием. Среди прочего на 19-м месте стоит «J. Lafer — Meine besten Rezepte». Убеждаемся, что язык приложения — немецкий. Значит продвигать авторы должны преимущественно на немецком сегменте сети. Пробуем поискать в гугле страницы на немецком. В итоге получаем следующий набор сайтов:

www.macwelt.de macnotes.de iszene.com appleunity.de
macpodcast.de appletrend.de aboutmacs.de apptests.de
ipodmod.de apfelpower.de computerwissen.de admartinator.de
youmac.de apfelcenter.de macinplay.de textlab.de
macnewsblog.de application-store.net appsblog.de iphone-notes.de
podcast.de macuser.de ipod-forum.de iphoneblog.de
apfelmag.com apfeltalk.de appfuchs.de macbug.de
loadblog.de mobiload.de chip.de pcgames.de


Еще один способ найти региональные сайты на тему – скормить гуглу список, который у вас уже есть и понаблюдать, что выйдет в ответ. Работает не всегда, но если сейчас поискать домены, которые я вверху указал, то гугл укажет на эту страницу. Возможно где-то проходят такие же списки для других стран, на каком-нибудь форуме.

БАННЕРЫ



Совершенно осознанно вложил деньги в AdMob, несмотря на то, что весь интернет пишет, что не работает сеть как надо для айфоновских приложений. Было 250 переходов на за 20 долларов, пользы — ноль. Осталось там еще 30, буду рад любым советам, куда их пристроить (вывести деньги оттуда нельзя).

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ



Что касается продвижения в социальных сетях, у нас также, как и с баннерами пока больше негативный опыт. Разумеется, это работает. И твиттер, и фейсбук дают свои результаты. Но по соотношению «потраченные силы/продажи» этот инструмент сильно проигрывает обзорам — даже на каких-нибудь малопосещаемых форумах. Для того, чотбы социальная сеть дала результат, нужно, как в ядерной энергетике, достичь критичной массы. Пока ее не будет, толку — ноль. Доля айфонов среди друзей в моем фейсбуке, скорее всего, из специфики отрасли, раза в два превышает среднюю по рынку, а средняя составляет 1,5-2%. Поэтому для того, чтобы продвигать в социальных сетях, судя по всему, нужно привлекать профессиональные услуги раскрутчиков, а это уже сродни спаму. Опять же, оглядываясь на процент, вряд ли окупится.

Тем не менее, добавлять сервисы постинга в социальные сети, подключать Game Center, создавать странички в фейсбуках — необходимо. Когда это заработает как надо — предсказать довольно тяжело. Но это хоть какая-то обратная связь. Вот, например, кто-то довольно часто постит из нашего приложения английские фразы в свой твиттер.

Фейсбук особенно плох тем, что он крайне непрозрачен. Я не знаю, кто написал о моей игре в Facebook, лишь вижу какие-то переходы оттуда, даже непонятно, от кого и этих переходов пока немного. Твиттер значительно более прозрачен.

Кстати, стоит проверить обязательно такую штуку — когда ваш сайт цитируют в фейсбуке, он подгружает сам картинку и пытается вытащить первые строки текста. Так вот, на большой части вполне неплохо сделанных веб-сайтов, фейсбук ошибается с картинкой и текстом и выходит билиберда. Я у себя на сайте для фейсбука специально отдаю другую страничку, где подставлена иконка приложения и специальный «фейсбучный» текст к нему.

Аккаунт в ЖЖ создать просто, он даже вовсю может участвовать в «общественной жизни», но для того, чтобы он хоть как-нибудь работал, ему нужно внимание, много внимания. Для того, чтобы хоть как-то запустить интерес в социальных сетях, я сделал сервис «создай свою фразу» и отошли другу. Это мой следующий эксперимент и я расскажу, если аудитории будет интересно, чем он закончится. Опять же, вспоминая про критическую массу, больших надежд не возлагаю. Хотя получилось прикольно.

СТАТИСТИКА



С этим обстоит очень плохо. Меня поначалу удивило, насколько сильно различается качество интерфейсов и сервисов Apple, ориентированных на широкую публику и на разработчиков. Статистика, да и сам бэкофис iTunes Connect, требуют отдельной статьи для обзора. Например, у меня вчера ушло два часа, чтобы залить заране подготовленные скриншоты для четырех языковых версий программы — при этом все эти два часа я знал, что делать и находился на очень быстром выделенном канале. Как пример странностей из «родной» статистики: в браузере Safari, на MacOS X, раздел статистики выполнен на флэше, грузится через раз, и дает цифры в очень непотребном виде, очень упрощенные. К примеру, как я уже говорил, у нас в AppStore два продукта — полнофункциональный Wordrive и его бесплатная версия. Так вот, при отображении статистики отдельно по платным и бесплатным цифры есть, но по странам идет только совокупная, суммарная статистика. Понять, сколько КУПИЛИ, например, в США — из стандартной статистики невозможно. Также очень не хватает realtime-статистики, которую не предоставляет Apple в принципе, не хватает информации по referer-ам, чтобы отслеживать продажи. Приложение для айфона/айпада iTunes Connect Mobile найти через поиск в AppStore невозможно, что тоже бесит — нужно переходить по ссылке из itunes Connect Web. Как неплохую замену статистики очень рекомендуют AppViz for Mac, но эта штука платная и довольно дорогая. Бесплатных сервисов нормальной статистики я не нашел, как и бесплатных приложений. Я пользуюсь также платным, но онлайновым AppFigures, он из того же iTunes Connect вытягивает значительно более внятную статистику, накладывает ее на контурные карты…

UPDATE: В соседнем блоге я опубликовал статью про статистику. Там разъясняется, что в статистике понимается под «вчера». Как оказалось, там далеко не так все очевидно.

ВЫВОДЫ



Наверное, ими я никаких америк не открою — обзоры работают лучше всего. Надеюсь, некоторыми примерами из практики я предостерег кого-то от ошибок, а какие-то находки могут пригодится при создании собственных проектов читателям этого материала. Наверное, самый ценный материал по нашему проекту появится тогда, когда проект станет успешным и хотя бы окупит вложенные в него средства и время. Пока это далеко не так, но всего лишь начало. Несмотря на то, что при старте проекта я намеренно не ставили перед ним коммерческих целей, его успешность для нас крайне ценна. Если аудитория Хабры поддержит этот материал, я с радостью буду делиться подробностями раскрутки этого продукта и далее.

Продолжение: Рассылка пресс-релизов: делюсь опытом на примере Wordrive и prMac
Рауф Алиев @raliev
карма
130,2
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (89)

  • +3
    А можно вопрос? Сколько стоят услуги такого «профессионального» дизайнера под мобильную платформу?
    • –1
      Вот теперь дочитал статью целиком :)

      Спасибо, очень хорошо изложено. Плюсую, мне будут интересны подробности.
    • +7
      Давайте посчитаем вместе. Предположим, что типовой дизайнер под айфон получает в месяц 80-150 тыс. чистыми (я знаю тех, кто имеет больше, но они и пашет как вол, но для расчетов их не будем включать) или хотя бы рассчитывает на эти деньги. Значит дневной заработок — 3 тысячи. Далее все зависит от объема работы. Я не верю, что дизайн игры можно сделать быстрее, чем за неделю. Больше всего времени уйдет на концепцию — почти неделя и уходит в среднем. Отрисовать макеты по готовой концепции довольно быстро — пусть 4-5 часов на макет. Сколько макетов нужно — зависит от приложения. Так что прикиньте часы и пересчитайте в деньги.

      В то же время, верхнего предела нет — порой приходится менять задачу, отрисовывать новые экраны, о которых подумалось на полпути. Вот как-то так и выходит — от 25 тысяч и выше в зависимости от проекта.

      Есть еще момент. Если дизайнер УЖЕ где-то работает, то времени у него свободного меньше, работать для вас ему придется по ночам и выходным, и если он не трудоголик или не «загорелся» вашим проектом, то вышеприведенные цифры он может умножить на какой-то коэфициент, как правило, от 1 до 2.
      • +1
        Спасибо за более чем полный ответ.
      • 0
        Дизайнер интерфейсов? Игр? Или дизайнер программист получает более 5К$?
        • 0
          80-150 тыс. руб — это 2,5-5 тыс. долларов. По Москве хороший дизайнер получает деньги в этих пределах. Есть единицы, получающие выше и есть тысячи, получающие ниже, но чаще всего они не дали бы нужного качества. Есть неплохие дизайнеры с Украины и Белоруссии, есть не из «столиц». К сожалению, не могу поделиться опытом работы с ними.
  • +1
    Отличный гайд.
    По приложению будет конечно посложнее, но принцип и схема понятны.
    Автор большой молодец.
  • +1
    А каковы получились суммарные вложения в проект?
    • 0
      Не, настолько открытым я быть не пока не готов :) При личной встрече, может быть, чем-то еще поделюсь.
    • +4
      Вы правда хотели, чтобы чувак из хронопэя вам честно ответил? :)
  • 0
    Что-то я все найти не могу, куда баги-то слать? :)
    • 0
      В lite версии, если при просмотре страницы «Игрок» нажать «Улучшить», мы увидим нелокализованное сообщение ALERTTITLE_NO_SENTENCES_TO_IMPROVE…
      • 0
        Уже исправили, баг возникает только в ситуации, когда нечего улучшать (например, при первом нажатии после запуска игры). Точнее, даже апдейт уже в эппл ушел, теперь ждем недельку, пока опубликуется. На геймплей баг не влияет, слава богу.
  • +10
    Как продвигать игру в AppStore?

    Написать топик на хабре :)
  • 0
    1. Где промо коды для хабравчан? :)
    2. Когда фраза длиная то трудно видеть то что уже составленно, конечно можно двигать туда-сюда, а можно просто на фоне написать простым текстом то что уже вместе и имеет дину больше 3 слов.

    А так весьма неплохо.
    • 0
      Спасибо)

      Сейчас вот апдейт зашлется, будет новая партия промо-кодов, можно будет пораздавать.
      Насчет того, как сделать так, чтобы умещалось на экране все — ломали голову долго. Хорошего интерфейсного решения не нашли, сделали лучшее, из того, что придумали. Боюсь, любое возможное решение сделало бы интерфейс сложнее… потому что собрав кусок фразы в принципе ведь помнишь, о чем он. Ну если не помнишь — подвигал и вспомнил. А если оно все будет на странице умещаться, так ведь места не будет :) Для длинных фраз в процессе игры место разгребаешь как раз за счет того, что склеиваешь слова в цепочку.

      За отзыв спасибо) Кстати, мне будет вдвойне приятней, если кто-то еще его в аппсторе оставит)
      • 0
        см. ответ ниже. не туда нажал :)
  • 0
    оставил отзыв и оценку для lite версии в appstore.
    Удачи
  • 0
    Раньше iTunes Connect был еще хуже, гораздо хуже.
    То что есть сейчас уже немного ближе к appfigures, хотя у последних выдача гораздо красивее, плюс можно добавлять юзеров с правами просмотра на отдельные приложения и т.д.

    С первого раза dashboard со статистикой загрузок у меня вообще никогда не грузится, открывается страница и показывает вечный activity indicator. Нужно нажать, внимание, кнопку «назад» в браузере, и оно перегрузится, на этот раз уже успешно.

    Статья полезная во всех смыслах, попробую предложенные сайты переводчиков. Я пробовал icanlocalize.com, вроде бы один текст перевели, а потом, внезапно, пропали все куда-то, а именно переводчики с французского, или они все из Туниса были, хз.

    Ах, да, если кто из сильных Хабра сего читает.
    Доколе блог «Я пиарюсь» будет оставаться закрытым?
    Зачем вынуждаете нас, грешных девелоперов, поститься в непрофильном блоге Apple? :)
  • +1
    Я занимаюсь сейчас раскруткой игры, поэтому тема для меня актуальна.
    1. На сколько сайтов вы послали просьбу о том, чтобы они сделали обзор?
    2. Сколько сайтов из них хоть как-то отреагировали?
    3. Сколько реальных обзоров вышло?

    у нас примерно такие цифры:
    1. 70
    2. 5
    3. 2

    А у вас?
    • +1
      iSpreadNews сделали рассылку по полной базе, это около 360 сайтов.
      Отреагировало человек 10. Где-то 7-8 из них просили деньги (правда, совершенно разные).
      Обзоров вышло штуки четыре пока, но еще штуки 2-3 выйдет, там конкурсы, время нужно. Выйдет 23-24-го. То есть, с половиной договорились.
      Насчет обзоров — все по-разному. Французы выпустили отличный обзор, но с него немного заходов. А итальянцы опубликовали на iphoneitalia заметку в один абзац — и полтвиттера в ссылках. Не поймешь.
  • +1
    Судя по www.appannie.com/wordrive/ranking/#view=best-ranks:
    14 апреля ваше приложение было в ТОП-5 по edu- и word-играм и 600 в общем рейтинге
    Можете огласить примерное количество покупок в этот день?
    • 0
      черт, ответил не туда — см. ниже
    • 0
      Я так понял там показываются места в топах? На закладке Highest Ranks поясните что значит столбец Overall (цифры в нем для каждой страны)
      И что значит:
      Store Overall Lifestyle
      # of top 100 stores 0 2
      # of top 500 stores 0 9
      # of top 1000 stores 1 23
      • 0
        Overall — общий топ по всем категориям
        # of top 100 stores — число стран, в которых в топ 100
        • 0
          Если на закладке Features написано что в России «Lifestyle > New & Noteworthy» Russia (#3) это что значит? В New & Noteworthy" попадают все новые приложения после релиза? Или только некоторые какие понравились модератору? Причем я выбираю дату что дня выпуска приложения что сейчас (прошла неделя) все равно написано что оно Featured. Причем в AppStore я его там что-то не вижу в New =)) И после выпуска не видел.
          • 0
            это где-то в разделе What's Hot на аппсторе с девайса
  • +1
    Да, порядка 27 штук в день. В основном не наши, конечно. Надо только посчитать, кажется, там не совсем полный день был. Вечером выложили, у них сутки начинаются с 4 часов дня по Москве или с 12 по Москве?
  • 0
    1) Не пробовали Adwords? Там есть таргетинг на iphone/ipad
    2) Как отслеживаете, с какого обзора сколько прямых скачиваний из AppStore? Или только переходы на сайт?
    • 0
      1) нет, только admob. Думаю, что с adwords будет похожая история. Хотя если там входной бюджет небольшой, можно потратиться… у вас есть опыт?
      2) к сожалению, AppStore не предоставляет такой статистики. Мало того, так еще у них нет (или мне неизвестно) ссылки на локальную страницу по территории посетителя, определяемую по IP. Сайт Apple открывается на нужном языке, а AppStore — ровно тот, на который ссылка ведет. Поэтому у меня ссылки указываются в сети не на http://itunes.apple.com/ru/app/wordrive/id430326108?mt=8&ls=1, а на itunes.wordrive.com
      • 0
        1) у меня только опыт для русского сегмента. Там за последний месяц 0,83 рубля/клик. Около 100 кликов в день из них около 20 скачиваний. И это бесплатное приложение. Возможно так стоит продвигать Lite-версию…

        2) Свой хост с редиректом, отличная идея! Стоит также попробовать.
        • 0
          редирект в AdWords продвигать не дадут — они автоматом проверяют ссылки и банят объявления с редиректами (инфицированных сайтов боятся).
          • 0
            это обидно(( Тогда как отслеживать статистику кто откуда в AppStore пришел непонятно совершенно
  • 0
    Спасибо за обзор, надеюсь пригодиться в скором будущем
  • 0
    Спасибо, хорошая статья!

    Мне кажется, кнопочку «Апстор» нужно куда-то повыше на сайте повесить, а то не сразу ее найдешь.
    • 0
      Спасибо, временное решение придумал — http://wordrive.com
  • 0
    Очень интересное приложение. Захватывает, и музыка приятная. Особенно здорово, когда читаешь что получилось.

    Расскажите, насколько эффективна для продаж была разработка lite-версии приложения? Какой процент скачавших lite-версию в последствии ее приобрели?
    И еще не заметил, есть ли в приложении функция If you like it, please rate? Если нет, то как вы мотивируете пользователей голосвать в айтунсе?
    Спасибо.

    З.Ы.: Очень надеюсь на промо-код. Если не получу, то куплю обязательно.
    • 0
      Спасибо за отзыв.

      У нас сейчас апдейт заслан в Apple, через недельку смогу оттуда промо-код дать. Только вы сами обо мне вспомните, пожалуйста :-)

      Насчет конвертации — мне сложно судить. В первый день, когда нас айтюнс пиарил на 260 бесплатных скачек было 26 платных — причем это в существенной части не Россия, то есть не «свои». Но о конвертации это почти никак не говорит — потому что люди могли сразу купить платную версию. Apple не дает статистики «сколько купили сначала один продукт, а потом — другой» (хотя мог бы). Потому что бесплатная версия для Apple — это отдельная программа. То, что у нее в названии Lite — ничего не значит.

      Есть такая функция, но только один из известных багов — окно RATE ME выводится для России немножко криво. Все равно понятно, что это вопрос и о чем, но очень похоже на баг почти для всех. Уже исправили, уже в новом релизе будет все в порядке.
      • 0
        Спасибо.
        А что разве в лайт версии нет функции купить полную версию? О и кстати заметил, что при постинге в фейсбук сообщение Saved с галочкой появляется в вертикальной ориентации, хотя режим работы с приложением был горизонтальный. Так мелочь, но как создатель приложений, считаю, что внимание к мелочам залог нашего успеха.
        Удачи вам. Приятно будет почитать продолжение истории.
        • 0
          Есть, просто непонятно как отслеживать. Точнее, понятно, но мы это еще не сделали. И все равно считать получится не покупки, а переходы.

          Правильно — делать in-app purchase. Пока в планах…
  • +1
    И еще вопросик. Вы как-то боролись с пиратством? Защиту ставили? Огроменное спасибо
    • 0
      Насколько это вообще реально, защитить программу от воровства или появления клонов на AppStore? Есть ли прецеденты появления и (в последствии) удаления клонов?
      • 0
        Вообще реально, но не от клонов, а от бесплатных трекеров. Есть какие-то пути решения этой задачи. Не бесплатно.
      • 0
        iworld-club.com/news/kali-anti-piracy-zaschita-prilozhenij-iz-app-store/ вот такая вещь существует. Сам еще не пробовал. Интересно узнать о чужом опыте.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Хз, я в код не глядел, вероятно не флэш. Для эппл это правда был бы ХОД.
      Кстати, а вы с часовыми поясами разобрались? Почему отчет за прошлый день приходит в четыре по Москве? Какой период по Московскому времени есть ихнее вчера?..
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • 0
          Я лично вижу статистику за предыдущий день не раньше 15:00 настоящего.
        • 0
          Правильно я понимаю, что по московскому времени «вчерашний день» — это не с 12am-23:59pm, a со сдвигом на час раньше? (потому что день по времени CET)?
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            • 0
              Так, все-таки непонятно. То, что с Москвой разница 11 часов мне известно (8 gmt-pst плюс три — Москва). в доке эппл говорится, что для Европы статистика собирается по времени CET — это час разницы с Москвой (gmt+2). то есть, когда у нас час ночи, в эппл закрывают день. А отчеты, как я понимаю, присылаю в период от (через 11+5 часов после часа дня), т.е. в 16:00 по Москве, как оно и по факту происходит. Следовательно, сегодня я получил цифры за период «вчерашний день по Москве, не считая последнего часа и захватывая один час позавчерашнего дня».
              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                • 0
                  Черт, ответ ушел отдельной веткой, забра не дает выделить текст с телефона. Гляньте плз, там много букв в конце вопросительный знак.
  • 0
    Простите, пожалуйста, может я туплю, но я третий раз пытаюсь задать другой вопрос, а вы отвечаете тем, что я и так вроде бы знаю. Если у меня вчера по мск между 23:00 и полуночью прошла рекламная кампания, посчитает ли эппл ее за вчера (17.04) или за сегодня (18.04)? Я считаю, что за сегодня. Я прав?
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • 0
        Это не так. Отчетные сутки примерно соответствуют локальному времени отчетной страны, быть может со сдвигом час-два. Я это четко отслеживал по бесплатным акциям своей программы.
        Пример. В полночь с 25 на 26 МСК заканчиваю бесплатную акцию. В США в это время середина 25го дня, а в Японии почти середина 26го.
        В отчете за 25е в США 6700 беспл. загрузок и 50 платных, в Японии одни бесплатные загрузки.
        За 26е уже по США одни платные, а в Японии 3500 беспл и 21$ платных.
        Всё сходится, отчеты соответствуют локальному времени.
      • 0
        А отчет приходит тогда, когда на всей территории США заканчивается определенное число. На Гавайях разница с Москвой 14 часов, вот и отчет приходит в 14 по Москве.
  • 0
    Спасибо за очень полезную ссылку на appannie.com, открыл для себя новый мир.

    И гигантское спасибо за историю продвижения.
    Никогда не буду заниматься таким хлопотным делом.

  • 0
    Спасибо, было интересно!

    PS «теги в квадратных скобках» — «bbCode» называется :)
  • +2
    Почему в российском App Store описание на английском? Странно это. Не разобрались с iTunes Connect до конца?

    Расскажите про финансовую и юридическую составляющую дела. Это было бы очень интересно, т.к. такой информации в рунете практически нет, а о своем способе раскрутки (даже не всегда удачном) каждый новичок App Store считает своим долгом рассказать во всех подробностях, кроме самого важного: как заработать-то? Вы сами на какой доход рассчитываете, больше $5k в месяц? Вопрос связан с тем, что Вы пишете о способах раскрутки, но какой с этого прок, если банк может деньги на транзитном счете заблокировать.
    Судя по информации в App Store, Вы зарегистрировались как физ. лицо. Регистрация в России? Если да, то как планируете выводить средства? Мало создать отличное приложение и раскрутить его, надо бы еще деньги как-то получить. В РФ это огромная проблема, особенно когда речь идет не о хобби, а о заработке. Если же для Вас это хобби, то Вы ошиблись с ценой на приложение :)
    • +2
      С русским описанием тупо не успел — создавать локализации можно после отправки в эппл, но до их аппрува. На это есть несколько дней, которые я из-за загрузки по работе профукал. Можно было раньше сделать, ну причина та же — дооткладыаался. Уже все создано, ждем апдейта из эппл. Там все будет. И скриншоты даже локализованные.

      Насчет как заработать… У меня МОРЕ всего полезного. Подождите месяцок, потом расскажу. Для затравки — я знаю, как сделать полноценный американский счет, не выезжая с Штаты. Также и о белой схеме. Про пять тысяч долларов в месяц — я пока на такие доходы от продаж не рассчитываю. Но если вдруг будет — схема есть и, похоже, я первый, кто ее прошел. Детали или лично, или в каком-то виде — через месяц;)
      • 0
        Насчет всяких хитрых схем вариантов много. Есть специально для этого созданные компании, паблишерами зовутся. Самый пока что интересный вопрос без ответа — это как будучи резидентом РФ абсолютно легально получать деньги из App Store. Остальные варианты с легкостью можно найти в любом поисковике или подсмотреть у разработчиков, которые не парятся по поводу легальности.
      • +1
        По поводу счета в штатах, если это не Virtual Bank Account от Payoneer, и белые альтернативные схемы — очень интересно, если не в статье, хоть в личку…
        • +3
          Это физически существующая Visa Classic с магнитной полосой + банк-клиент — все на имя российского гражданина от нормального американского банка.
          • 0
            Звучит, как чудо. Делитесь! :)
          • 0
            очень надеюсь, что вы опубликуете эту информацию — звучит фантастически, и многим облегчит жизнь :)
    • 0
      Физику в России как раз легко. Только банк нужный выбрать, чтоб вопросов лишних не задавал, и бумажек не просил (α), и платить 13% НДФЛ, и всё.
      • 0
        А как же предпринимательская деятельность? Вы знаете тех, кто смог получить перевод, скажем, в $5-10k от Apple, заплатить налоги и спать спокойно? :)
        • 0
          Пока не зарегистрировался как ИП — деятельность не предпринимательская, Вы не обязаны регистрировать ИП для написания программ и получения авторского гонорара.
          Вот здесь человек задавал вопрос в налоговую, оттуда:
          В Гражданском кодексе Российской Федерации не определены конкретные существенные признаки, позволяющие с достаточной степенью достоверности признавать физическое лицо индивидуальным предпринимателем, а его деятельность предпринимательской, не основываясь при этом исключительно на факте государственной регистрации физического лица в таком качестве.

          Да и чтение налогового кодекса и обилие в нём абзацев, уточняющих особенности уплаты налогов физ.лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, убедило меня в том, что регистрироваться не обязательно.

          А по второму вопросу — я вроде сплю спокойно. :)
          • 0
            Не вводите людей в заблуждение. В текущем договоре с Apple нет слов об авторском гонораре. Apple выступает как агент или комиссионер. С авторскими было бы намного проще. Кому-то везет и служба валютного контроля смотрит сквозь пальцы (или не обращает внимания). А большинство инди-разработчиков действительно не получают больше 5 тысяч долл., посему про проблему даже не слышали или не хотят слышать, или не читали договор с Apple и Приложение 2 к нему. Или же думают, что пронесет. Удачи, конечно.

            Вопрос стоял про легальность в рамках законодательства РФ. Вы же предлагаете обходной вариант, которых очень много.

            Интересно, если бы все, кто советует схемы работы с нерезидентами через договор-оферту (причем этот самый нерезидент прямо отказывается платить НДС с прибыли за свои услуги), ручались за их правильность и чистоту своими кровными в случае штрафов (в лучшем случае), было бы их так много? :)
            • 0
              В той теме, ссылку на которую я привёл, высказана очень здравая на мой взгляд мысль, что приложения-то не продаются, а на них лишь передаются неисключительные права на использование, что соответствует понятию авторского гонорара. А Apple является агентом по доставке лицензированных приложений, и только. Мне эта мысль кажется исключительно верной и укладывающейся в правовое поле. В любом случае я не вижу в законодательстве РФ какой-нибудь статьи, указывающей на то, что я что-то нарушаю, и ответ из ФНС это подтверждает.

              По поводу НДС, не очень понял, почему Apple — налоговый нерезидент РФ, должен его уплачивать.

              А вообще, я знаю, Вы ведь тоже разработчик. Вы какую схему выбрали?
              • 0
                В первых версиях договора с Apple было понятие royalty и тогда все было замечательно. Теперь все немного иначе. И Apple продает лицензии от имени разработчика. Это не авторские отчисления, а предпринимательская деятельность. Некоторые разработчики прикрываются и пока успешно старой версией договора. Еще психология человека такова, что хочется верить в хорошее, в то, что тот самый ответ на форуме и есть панацея, но жизнь суровее :)

                Мы пока работаем через посредника. Но хотелось бы создать свою компанию здесь и получать деньги сразу здесь. Возможно, это будет проще, дешевле и безопаснее, чем через посредника. Поэтому пока что хочется узнать как этот путь прошли другие, чтобы знать, где лежат грабли. Законы почти все изучаем, но практика интереснее.
                • 0
                  И Apple продает лицензии от имени разработчика. Это не авторские отчисления, а предпринимательская деятельность.

                  Это Ваше мнение. Но я не знаю законов РФ, однозначно определяющих такую деятельность как предпринимательскую. Факта регистрации лица в качестве предпринимателя нет.
                  • 0
                    Можно нарушать закон, не зная об этом. От ответственности это не спасет, увы. Я тоже не юрист, поэтому не спорю, а интересуюсь фактами и практикой применения закона. А в Вашем случае тот факт, что Вас еще не привлекли к ответственности не означает, что и мне повезет :) Против Вас ничего не имею, коллега.
                    • –1
                      Да я к тому, что если говорите, что нарушаю, то хотелось бы ссылок на законы для более предметного разговора.
                      У меня была Ваша точка зрения, пока я не изучил подробнее законодательство, что есть предпринимательская деятельность, есть ли нормы по определению деят-ти как предпринимательской и правоприменительную практику по 171 ук рф. По тому, что я нашел, следует, что статья эта применяется лишь на пару с нарушениями в области лицензирования, либо с неуплатой налогов.
                      А потому лично я оцениваю вероятность возникновения проблем при работе как физ. лицо (при условии оплаты налогов) как минимальную. По моей информации эта схема абсолютно «белая».
                      Быть ИП или ООО в этом плане куда сложнее, там нарушения мерещатся на каждом шагу.
                      • +1
                        Позволю себе процитировать выдержки с форума одного русскоязычного форума.

                        ...фраза в договоре "Настоящим Вы назначаете компанию Apple и дочерние компании Apple (совместно именуемые «компания Apple» или «Apple»): (i) агентом по реализации и поставке Лицензированных приложений конечным пользователям " все убивает сразу. Никак такой договор под гражданско-правовой не подведешь - поэтому 13% и НДФЛ не получится....

                        и

                        1. РОЯЛТИ. Отдать часть прав на использование программы это типа выписал лицензию и получаешь пассивный доход - роялти, юридически это значит что ты ничего не делаешь, а доход-роялти за переданные права идет и тебе платят за эти права, которые ты выдал (выписал лицензию). Пример пассивного дохода проценты по кредиту , ты дал дененег в банк и ничего не делаешь проценты капают.

                        2. ПРОФИТЫ. Ты заключил договор комиссии где поручил от своего имени ( имени Эпла) и за твой счет ( за счет разработчика) продавать твою программу ( твой товар) никаких прав ты не передаешь, и лицензию не выписываешь, просто отдал товар на реализацию это активный доход, предпринимательская деятельность. Пример активного дохода- на базар принес выращенную картошку дал на реализацию, реализатор продал твою картошку, а по сути ты сам ее продал, потому что по закону она всегда была твоя, даже когда была на прилавке у реализатора т.е. ты получил активный доход ПРОФИТЫ. Либо ты дал не реализатору, а агенту продавать твой товар, разница только в том что реализатор это делает от своего имени и за твой счет, а агент это делает от твоего имени и за твой счет.Но вид дохода тот же -активный доход.
                        ВЫВОД:
                        Разница в том, что пассивный доход может получать и физ лицо ( роялти и проценты получай плати налоги слова тебе никто не скажет) , а активный доход физ лицо не может получать, оно должно зарегаться предпринимателем. Когда ты открываешь в банке счет физ лица там в договоре или в заявлении обязательно написано что ты через этот счет не будешь вести предпринимательскую деятельность, банк пытается отследить по назначению платежа что средства упавшие на счет это не активный доход, не предпринимательская деятельность.
                        • 0
                          Да я это всё читал. Только вот понятий роялти, профит, пассивный/активный доход в законодательстве я не нашёл. Понимаете, не видно в законах юридического подкрепления фразе «активный доход физ лицо получать не может». Кроме того, программа — не картошка, она не может продаваться, но на неё могут быть переданы неисключительные права на использование. От меня к конечному пользователю (посредством EULA). А это и есть прописанный в законодательстве «доход от использования авторских прав», который вполне может получать физ. лицо.
                          В общем, спорить тут можно долго, у всех разное понимание законодательства и видимо без проф. юриста, причем имеющего опыт в данной сфере, не обойтись.
                          • +1
                            В наших реалиях я подхожу к вопросу с такой стороны: все что явно не разрешено — запрещено.
                            Поэтому если в договоре стоит «агент по реализации» и ни слова про роялити, то лучше считать что оценивать деятельность будут исходя из пунктов закона про «агенты по реализации и все что с ними связано».
                            Если у вас доходы более 5 тыс. в месяц и есть желание работать не как частник — открывайте две фирмы. У нас и за границей. Сможете работать в белую.
                            • 0
                              По точке зрения, с которой я согласен, в договоре нет про роялти, потому что это не предмет договора с Apple.
                              А в плане работы хочется просто программировать, и не отвлекаться на юридические и бюрократические моменты. Не предприниматель я, и не юрист, а программист. :)
                              Про схему с 2 фирмами я знаю, но в ней тоже не все моменты ясны, организационных дел масса, да и по деньгам может быть и не выгодней.
              • 0
                Про НДС беда в том, что он не входит в сумму вознаграждения агента (30% с выручки) и в худшем случае придется отдать еще 18% от этой суммы в бюджет.
                • 0
                  На сколько я знаю, физ. лицо может быть плательщиком НДС только при ввозе товаров через границу. Очевидно, что услуги агента Apple — не этот случай.
                  • 0
                    Налоговым агентом будет юр. лицо, конечно же. Про физика речи нет, т.к. в текущем виде нет никаких гарантий, что все будет пучком (а даже наоборот).
  • 0
    Насчет локализации на множество языков возможно лучше прислушаться к разработчикам Evernote. Они советуют добавлять переводы только для тех стран, в которых приложение находит хоть какой-то отклик. Своим опытом подтверждаю, что не всегда локализация приносит хоть какой-то значимый результат по продажам. Обзоры на мелких сайтах с аудиторией меньше 20 тыс. пользователей также пустая трата времени. Хорошо показали себя Macworld.com, AppAdvice.com. Причем лучше всего работают не заказанные, а честные обзоры. Распродажи работают но не всегда.

    Вообще, подобных тем очень много и очень подробно все моменты продвижения и раскрутки расписаны на одном российском профильном сайте на форуме в разделе для разработчиков.
    • +1
      На указанные сайты только еще попасть надо… А переводы — это ж недорого, что б не сделать?.. Я про основные языки, конечно. У меня скоро выйдет конкурс на румынском сайте, разумеется, я никогда не посовеиую иметь румынскую версию;)
  • 0
    спасибо за пост
  • 0
    спасибо за обзор. игру купил. интересная.
  • 0
    Купил в благодарность за статью! Спасибо!
  • –1
    Здравствуйте,
    Скажите уже есть промокод? Вы обещали
  • 0
    Спасибо за статью. Но хотелось бы видеть результат проведенной вами работы. И оценить эффективность. Понимаю что уже 2014 год и данные не так актуальны, но все же… Я не скрываю свои цифры, чего тут скрывать:)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.