Пользователь
21,6
рейтинг
15 июня 2011 в 19:28

Могут ли электронные книги заменить учебники

Последнее время часто приходилось слышать об инициативах по переходу к электронным книгам вместо учебников в школах. Беглый анализ новостей говорит о том, что у нас пока дальше слов дело не зашло, а вот на соседней Украине активно готовятся к внедрению ридеров вместо учебников.

Что может выйти из этого опыта и пригодится ли он нам?

Сейчас в пользу ридеров есть два аргумента: физический (вес меньше, таскать удобнее) и финансовый — электронная книга стоит дешевле, чем комплект бумажных за все 10 лет.

Пройдёмся по обоим тезисам.

Фактор веса


Действительно, один ебук весит примерно как один учебник, а школьникам на один учебный день приходится таскать с собой до 6-8 книг (малец, волокущий на себя ранец, в который легко поместился бы сам — обыденное явление).

Но весь смысл этого решения убивается его половинчатостью. Оно никак не тянет на фундаментальное изменение образа преподавания в школах, поскольку главный реальный минус бумажных изданий — неудобность работы с информацией — не решает.

С электронных страниц учебника придётся переписывать условия задачки или нужный абзац также, как и со страниц обычного. При этом возникают чисто технические ограничения: например, по исследованиям Amazon, возможности использования того же Kindle в учебном процессе весьма ограничены, т.к. электронные книги «не имеют достаточной гибкости, чтобы создать необходимый уровень вовлеченности в процесс обучения. В частности, не так легко перемещаться между страницами, документами, таблицами и графиками по сравнению с тем, как это происходит при использовании бумажных изданий». В принципе, это же касается и всех других ебуков.

Но дело даже не в технике. В конце концов, у электронных читалок останется своя ниша, ориентированная более на потребление информации, чем работу с ней, генерирование контента или общение. Чтение книг то же самое. Возможностей править текст для этого или делать небольшие пометки — вполне достаточно.

Но этого недостаточно для учебного процесса, основой которого как раз является работа с информацией, а не тупая зубрёжка прочитанного. Всевозможные рабочие тетради, ставшие популярными в школах уже в последнее десятилетие — из этой области. И электронная читалка в своих возможностях уступает даже им. Зато вокруг — огромный рынок планшетов, нетбуков и ноутбуков. И только естественный консерватизм образовательной системы пока сдерживает их вторжение в учебный процесс. Но таковое проникновение в обозримом будущем в той или иной форме — неизбежно. И тогда у электронных книг будут большие проблемы — по разным параметрам они уступают и книгам, и компьютерам. А значит, это решение заведомо промежуточное, создающее только лишний стресс и без того замученной реформами системе образования.

Нужно ли тратить время и силы на его внедрение? В государственном порядке, уверен, нет. В частном — да, возможно. На уровне отдельных школ или родителей. В конце концов, 10-летний (минимум) лаг между текущим моментом и радикальной информатизацией школьных занятий — небольшой период для целой системы — это как раз период школьного обучения конкретного ребёнка.

Финансовый фактор


Сторонники внедрения электронных читалок упирают на экономичность этого решения — мол, съел и
порядок
купил разок книжку, залил комплект учебников на 10 лет вперёд — и учись.

Нереальность этой модели очевидна — а кто будет писать и на какие деньги издавать эти книжки? Снижение расходов на типографию и распространение не делает их бесплатными. Такой подход оправдан разве что для мхом покрытых учебников советского периода — оцифровал и раздавай кому хошь. И ладно, если это учебник математики. А физика, литература, история? Новые редакции, научные и образовательные методики — это целая отрасль, которая должна получать деньги за свою работу. Поэтому в случае с электронными учебниками оправданнее схема «магазина учебных приложений» — заходишь с планшета или даже ебука туда, и выбираешь учебное пособие — рекомендованное учителем или рейтингу скачиваний :)

При таких раскладах издательский бизнес мог бы дотировать электронные книги, как сотовые операторы, например — айфоны. Ведь, если подумать, выгода от этого может быть огромная: договориться со школами, а ещё лучше — с Минобразования, закупить партию самых простых читалок из Китая, раздать их в школы и зарабатывать на продаже учебников в электронном виде, сняв с себя кучу расходов по печати изданий и необходимость делиться прибылью с магазинами. Огромный (миллионы детей!) рынок с гарантированными продажами — всё равно все учатся по одним и тем же книгам одних и тех же издательств — открыт.

Выиграет от этого и потребитель, получив те же книги по меньшей цене + электронную читалку в подарок.

Но это, конечно, пока утопия. Издательский бизнес весьма консервативен и неповоротлив, как и учебная среда, которую они обслуживают. Но, если для образования консерватизм — благо, то в бизнесе это почти всегда гарантия упущенных возможностей и прибыли.

Однако без коммерческой инициативы, внедрение электронных читалок в школах — бесперспективный шаг, лишняя трата государственных денег и только. И уж точно это не стоит доверять министерству, которое даже ЕГЭ без скандалов провести не может.

В общем, читайте книжки, бумажные или электронные :)
егорро @andorro
карма
219,5
рейтинг 21,6
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (42)

  • 0
    Ссылка по теме — об особенностях восприятия информации с ридеров: «Электронные учебники хуже запоминаются».

    • +1
      В последнее время столько приходится читать, что уже мечтаю об обычной бумажной книжке. Так что дело не только в запоминаемости текста.
  • 0
    Буквально 2 месяца назад, проходил какой-то симпозиум по русским нанотехнологиям, там как раз показывали электронную бумагу, на которую как раз таки возлагали надежды по замене учебников.
    • 0
      Собственно, речь о том, что дело не в бумаге — электронной или нет.
  • 0
    Электронная книга заменит бумажную, а толку больше не станет.
    Через еще 3 года планшеты вытеснят электронные книги, а толку станет еще меньше

    Нужно менять программу обучения с нуля
    • 0
      Программу нужно менять, да. Но это совсем отдельная от этого топика тема, Вам так не кажется? А толку больше станет- вместо 7-8 учебников по 500-700 грамм легче взять ридер весом 300гр.
      • 0
        а что тут объяснять, вот уже и вес посчитали

        В этом плане электронная книга далеко впереди
        1. вес легче
        2. обновление материала книг — 5 минут времени
        3. возможность аудио сопровождения
        4. библиотеки станут в интернете — 5 минут и взял домой почитать Анну Каренину :)

        Прогресс всегда опережает прошлое время, это факт!
    • 0
      Тут речь идет не об профите обучения, а об удобстве.
  • +6
    электронная книга стоит дешевле, чем комплект бумажных за все 10 лет

    Показали бы те, кто приводит этот довод, хоть одного ребенка у которого читалка продержится не десять лет, а хотя бы год. По моему даже титановый корпус не спасет.
    • +4
      на титановом корпусе будет здорово с горки кататься!
  • –1
    ничто не заменит наши, бумажные книги!
    • +2
      Угу, не во всех электронных книгах можно будет усы Пушкину пририсовать синей ручкой. :)
  • 0
    — Петров, вы почему не выучили уроки? — Марь Иванна, у меня аккумулятор сел! И электричество во всем районе отрубило.
    • –1
      Не пройдет данная отмазка. Эл. книги способны проработать от одной зарядки на 3000 — 7000 (в зависимости от модели и аккумуляторов в них) перелистываний. ;-)
      • +1
        Вы говорите так, как будто они вообще не садятся. Аккумулятор-то в них может сесть, а с отключенным электричеством Вы его не зарядите — Вы это и сами прекрасно понимаете. Так почему же не пройдёт отмазка?
        • 0
          Прокатит максимум один раз, ибо чтобы одновременно и электричество отключили, и ебук сел, надо быть либо очень везучим, либо листать страницы круглые сутки.
          • 0
            Ну вот например у моего одногруппника РЕАЛЬНО полетел жесткий диск перед защитой диплома и все его труды торжественно похерились =)
            • 0
              Я на такой случай делаю копии в дропбокс
              • 0
                А когда я писал диплом, я себе запакованные материалы на почту почти каждый день высылал :)
                Жаль, что 5 лет назад дропбокса не было.
        • 0
          В данном случае будут эффективнее пальчиковые батарейки. Ученик может забыть поставить на зарядку ридер. Да и данная отмазка тогда не пройдет — всегда можно купить новые в ближайшем киоске.
          • 0
            Пальчиковые — это вес и толщина. А значит — «немодно». Школьникам не подойдёт.
            • 0
              Можно таблетки, навроде как на матплаты ставят
            • 0
              Утолщение в правой части корпуса (или левой для левшей), заодно держать одной рукой будет удобнее.
  • +2
    В России в данный момент нету нужных учебников в электронных форматах. Я искал пол года назад- нашлось только 2 из 15 предметов… Есть ЦОРы- но юзать их на уроках- извращение. Да и там большинство в флеше и PDF. Но все-же, мне было довольно удобно использовать kindle вместо словаря по английскому(он просто идеален для этого), а так же для справочных материалов\решебников\билетов и прочего учебного материала. Да и при проведении презентаций удобно вместо вороха бумаг читать с ридера, где можно нормально все разбить по разделам, и в случае чего быстро вернуться к предыдущей части. Вес ридера конечно несравним с учебниками и справочниками, но большинство материала все-еще приходится таскать в бумажном виде. Где-то на хабре читал, что издательства учебников не хотят их выпускать в электронном виде. Пока их мнение не изменится- использование ридеров будет крайне ограниченно.
  • +5
    Не понимаю я всей этой «принудиловки». На мой взгляд не нужно никаких глобальных решений вида повсеместного одновременного перехода на ебуки по указам минобра. От всего этого жутко отдает «совком» и к тому же ведет к не менее глобальным распилам. Давайте просто подождем и посмотрим как сыграет рынок.
    Если е-буки действительно станут более удобны, практичны и окажутся дешевле, чем покупка учебников на протяжении 10 лет, то родители уже задумаются о покупке. Не запрещайте при этом их использование в школе вместо книг и их будут покупать еще больше. Если получится не кошмарить бизнес, а наоборот помочь наладить контакты с издательствами, то появятся магазины электронных учебников с нормальной ценой ( конкуренция все-таки полезна).
    В итоге, если идея жизнеспособна — рынок ее вытянет. Если нет, то она умрет в зародыше и не вытянет из народного кармана сотни «кайенов».
    P.S. Еще хотелось бы сказать по поводу убиваемости е-буков в руках детей. Если они будут «школьными» — то долго они не проживут. А если их купят родители из своего кармана, то и у детей будет к ним другое отношение. В конце концов ходят же сейчас дети с телефонами и плеерами по 5-10к ( а то и с айфонами) и не катаются на них с горки.
  • +3
    Хочу оспорить этот момент: «Такой подход оправдан разве что для мхом покрытых учебников советского периода — оцифровал и раздавай кому хошь. И ладно, если это учебник математики. А физика, литература, история? Новые редакции, научные и образовательные методики — это целая отрасль, которая должна получать деньги за свою работу. „
    1 ИМХО, советские учебники — отличные учебники. И как бы не развивалась современная физика и литература, на школьном курсе этих предметов, это сказываться не должно. Школьники учат азы наук, а азы не меняются десятилетиями.
    2 А “целую отрасль», которая кормится за счет новых учебников, закрыть нафиг!
    • 0
      ВУЗы ругают за ветхость знаний, но начинается всё со школы. Поэтому учебники должны быть с лагом, может, лет 10, но актуальны.
  • +1
    Поэтому в случае с электронными учебниками оправданнее схема «магазина учебных приложений» — заходишь с планшета или даже ебука туда, и выбираешь учебное пособие — рекомендованное учителем или рейтингу скачиваний :)
    Я считаю, что затраты на оцифровку и на цифровое переиздание школьных учебников должно на себя взять министерство образования за бюджетный счёт.

    Ну т.е. так же, как и сейчас, должна быть комиссия преподавателей/профессоров/академиков, которые периодически собираются и отбирают наиболее качественные рекомендованные учебные издания для школ. Далее Мин.образования эти электронные издания выкупает (или находит на конкурсной основе подрядчиков, которые качественно оцифруют имеющиеся в распоряжении мин.образования издания), а дальше предоставляет их всем школам совершенно свободно и бесплатно. Т.е. все учебники по утверждённой министерством стандартной школьной программе для конечных пользователей должны быть бесплатны.

    Какие-то дополнительные учебные материалы (по расширенной учебной программе) могут быть опционально куплены уже за деньги школы/лицея (в крайнем случае самих учащихся и их родителей). А все учебники по основной программе обязательно бесплатны.
  • +2
    Как будто вы не знаете, кто печатает в основном учебники для школ, а также почему их ТАК ЧАСТО переиздают и перепечатывают…

    P.S. Для наивных объясню — существует ограниченный ряд конкретных типографий, которые имеют нереальные доходы от печати учебно-методичной литературы. И эти типографии принадлежат чиновникам из министерства образования или которые платят хорошие откаты за заказы. В Украине точно так.
  • +1
    В частности, не так легко перемещаться между страницами, документами, таблицами и графиками по сравнению с тем, как это происходит при использовании бумажных изданий».
    Не соглашусь. Во-первых, при обучении не так часто нужно перелистывать страницы учебника назад. Во-вторых поиск в ридере по определенному слову удобнее многоминутного листания учебника. Так же, есть возможность делать заметки к теормам и прочему.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      >Основную стоимость книг составляют расходы на, собственно, их изготовление и продажу.

      О чём и речь. Электронные книги были бы дешевле. Но внедрять их — не забота государства.
  • 0
    Проблема не только в работе с информацией, она-то чисто софтовая — больше ничего не мешает на обычной читалке с тачскином решать тесты. Главная проблема не в работе с информацией, а с ее получением. Ни одна читалка на eink пока не может показать картинки в цвете, а это очень важно для обучения. Можно конечно использовать PixelQi, но лучшим решением будет пока ничего не внедрять, а подождать распространения цветных eink-читалок.
    А проблему с тем, что сами учебники кто-то должен писать можно решить так: государство дает деньги авторам, корректорам, верстальщику и всем, кто там еще нужен, а книга потом выпускается под лицензией CC BY-SA, CC-BY или вообще под CC-0. В итоге и авторы получат деньги, и школьники получат учебники.
  • 0
    В экономическом расчете не учитывается главный фактор — вряд ли такое хрупкое устройство, как ридер, выживет у школьника 10 лет. Дети есть дети. В лучшем случае 3-4 года. А внедрять современные технологии будут тогда, когда вымрет старое поколение людей для которых современные технологии это что то непонятное и ненужное. Когда придет новое поколение учителей, уже выросших с IT и начнется внедрение.
    • 0
      Уже сейчас стоимость ридеров 100-120$. Примерно столько же выходит комплект учебников на один год. Так что даже если ридер проживет 2 года, выгода все-равно будет.
      • 0
        Это в рознице. Если закупать напрямую в Китае и продавать без наценки, раза в два как минимум дешевле будет.
  • 0
    Да главная проблема в том что ридеры будут красть, не сами ученики так «после школы за углом» :)
    • 0
      Кто? Зачем? Средний мобильник у школьника уже дороже среднего ридера, и их воруют, конечно — но это далеко не «главная проблема».
      • 0
        Сама проблема была озвучена намного выше, это живучесть ридеров. Слишком уж часто их придется менять.
  • 0
    Не, читалки тут не подходят. Вот нетбуки дюймов в 12 и PDFки (или любой другой формат, пусть даже проприетарный, лишь бы кроссплатформенный и с возможностью редактирования (но не исходного текста, а чтобы можно было только добавлять текст)) — очень даже подошли бы.
    • +1
      А, ну и да — книжки в TeX рулят.
  • +1
    Было бы удобно, если только:
    1. Стоимость эл. книги будет по 2 рубля/ведро, чтобы дети могли на переменах и после школы в футбол ими играть.
    2. Учебники должны загружаться с сервера облака.

    Тогда будет действительно удобно. Первоклашек правда жалко, метр+ топает, а партфик, как у альпинистов больше ребенка сзади чуть не опрокидывает ребенка назад.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.