Пользователь
0,0
рейтинг
2 июля 2011 в 11:28

Почему литий-ионные батареи умирают так рано? перевод

Смерть батареи: мы все видели, как это происходит. В телефонах, ноутбуках, фотоаппаратах, а теперь и электромобилях, процесс болезненный и — если повезет — медленный. С годами, литий-ионный аккумулятор, который когда-то питал ваши устройства в течение нескольких часов (и даже дней!) постепенно теряет свою способность удерживать заряд. В конце концов вы смиритесь, быть может, проклянёте Стива Джобса, а затем купите новую батарею, а то и вовсе новый гаджет.

Но почему это происходит? Что происходит в батарее, что заставляет её испустить дух? Короткий ответ заключается в том, что из-за ущерба от длительного воздействия высоких температур и большого числа циклов зарядки и разрядки в конце концов начинает нарушаться процесс перемещения ионов лития между электродами.

Более подробный ответ, который проведет нас через описание нежелательных химических реакций, коррозию, угрозу высоких температур и других факторов, влияющих на производительность, начинается с объяснения того, что происходит в литий-ионных аккумуляторах, когда всё работает хорошо.

Введение в литий-ионные аккумуляторы

В обычной литий-ионной батарее, мы найдем катод (или отрицательный электрод), сделанный из оксидов лития, таких как оксид лития с кобальтом. Мы также найдем анод или положительный электрод, который сегодня, как правило, изготавливается из графита. Тонкий пористый сепаратор удерживает два электрода друг от друга для предотвращения короткого замыкания. И электролит, изготовленный из органических растворителей и на основе солей лития, который позволяет ионам лития перемещаться внутри ячейки.

Во время зарядки электрический ток перемещает ионы лития от катода к аноду. Во время разрядки (другими словами, при использовании аккумулятора), ионы движутся обратно к катоду.

Даниэль Абрахам, ученый из Аргоннской национальной лаборатории, ведущей научные исследования деградации литий-ионных элементов, сравнил этот процесс с водой в системе гидроэнергетики. Движущаяся вверх вода требует энергии, но она очень легко течет вниз. Фактически, она поставляет кинетическую энергию, говорит Абрахам, похожим образом, литий-кобальтовый оксид в катоде «не хочет отдавать свой литий». Подобно движущейся вверх воде, необходима энергия, чтобы переместить атомы лития из оксида и переместить их в анод.

Во время зарядки ионы помещаются между листами графита, входящих в состав анода. Но, как выразился Абрахам, «они не хотят быть там, при первой возможности они будут двигаться назад», как вода течет вниз по склону. Это и есть разрядка. Долгоживущая батарея выдержит несколько тысяч таких циклов зарядки-разрядки.

Когда мёртвая батарея действительно мертва?

Когда мы говорим о «мёртвой» батарее, важно понять две метрики производительности: энергия и мощность. В некоторых случаях очень важна скорость, с которой вы можете получать энергию из батареи. Это мощность. В электромобилях высокая мощность делает возможным быстрое ускорение, а также торможение, при котором батарее требуется получить заряд в течение нескольких секунд.

В сотовых телефонах, с другой стороны, высокая мощность менее важна, чем ёмкость, или количество энергии, которое может вместить батарея. Батареи высокой ёмкости работают дольше от одного заряда.

Со временем батарея деградирует несколькими способами, которые могут влиять и на ёмкость, и на мощность, пока, в конце концов, она просто не сможет выполнять базовые функции.

Подумайте об этом по другой аналогии, связанной с водой: зарядка аккумулятора, как наполнение ведра водой из под крана. Объем ведра представляет собой вместительность аккумулятора, или ёмкость. Скорость, с которой вы можете наполнить его — повернув кран на полную мощность или тоненькой струйкой — это мощность. Но время, высокие температуры, множественные циклы и прочие факторы, в конечном итоге образуют дыру в ведре.

В аналогии с ведром вода просачивается. В батарее, ионы лития убираются, или «привязываются», говорит Абрахам. В итоге, они лишаются возможности перемещаться между электродами. Поэтому после нескольких месяцев мобильный телефон, который первоначально требовал зарядки раз в пару дней, теперь необходимо заряжать каждые сутки. Затем дважды в день. В конце концов, слишком много ионов лития «привяжутся», и аккумулятор не будет держать сколько-нибудь полезный заряд. Ведро прекратит держать воду.

Что ломается и почему

Активная часть катода (источника ионов лития в батарее) разработана с определенной атомной структурой для обеспечения стабильности и производительности. Когда ионы перемещаются к аноду, а затем возвращаются на обратно в катод, в идеале хотелось бы, чтобы они вернулись на прежнее место, чтобы сохранить стабильную кристаллическую структуру.

Проблема в том, что кристаллическая структура может меняться с каждой зарядкой и разрядкой. Ионы из квартиры А не обязательно вернутся домой, но могут вселиться в квартиру B по соседству. Тогда ион из квартиры B находит свое место занятым этим бродягой и, не вступая в конфронтацию, решает поселиться дальше по коридору. И так далее.

Постепенно эти «фазовые переходы» в веществе преобразовывают катод в новую кристаллическую структуру кристалла с иными электрохимическими свойствами. Точное расположение атомов, первоначально обеспечивающее необходимую производительность, изменяется.

В батареях гибридных автомобилей, которые необходимы только для подачи питания, когда транспортное средство ускоряется или тормозит, отмечает Абрахам, эти структурные изменения происходят гораздо медленнее, чем в электромобилях. Это связано с тем, что в каждом цикле в системе перемещается только небольшая часть ионов лития. В результате им легче возвращаться на свои исходные позиции.

Проблема коррозии

Деградация может происходить также и в других частях батареи. Каждый электрод соединен с коллектором тока, который является по сути куском металла (обычно медь для анода, алюминий для катода), которая собирает электроны и перемещает их во внешнюю цепь. Итак, у нас есть глина из такого «активного» материала, как литий-кобальтовый оксид (который представляет собой керамику и не является очень хорошим проводником), а также клееподобный связующий материал, нанесенный на кусок металла.

Если связующий материал разрушается, это приводит к «шелушению» поверхности коллектора тока. Если металл разъедается, он не может эффективно перемещать электроны.

Коррозия в батарее может возникнуть в результате взаимодействия электролита и электродов. Графитовый анод является «легкоотдающим», т.е. он легко «отдает» электроны в электролит. Это может привести к появлению нежелательного покрытия на поверхности графита. Катод, между тем, весьма «окисляемый», что означает, что он легко принимает электроны от электролита, что в некоторых случаях может разъедать алюминий коллектора тока или формировать покрытие на частях катода, говорит Абрахам.

Слишком много хорошего

Графит — материал, широко используемый для изготовления анодов — термодинамически неустойчив в органических электролитах. Это означает, что с самой первой зарядки нашей батареи, графит реагирует с электролитом. Это создает пористый слой (называемый твёрдым электролитным интерфейсом или ТЭИ), что в итоге защищает анод от дальнейших атак. Эта реакция также потребляет небольшое количество лития. В идеальном мире эта реакция происходила бы один раз, чтобы создать защитный слой, и на этом всё закончится.

В действительности, однако, ТЭИ является весьма нестабильным защитником. Он хорошо защищает графит при комнатной температуре, говорит Абрахам, но при высоких температурах или когда заряд батареи снижается до нуля («глубокий разряд»), ТЭИ может частично растворяться в электролите. При высоких температурах, электролиты также имеют тенденцию разлагаться и побочные реакции ускоряются.

Когда благоприятные условия вернутся, сформируется другой защитный слой, но это съест часть лития, приводя к тем же проблемам, что и у дырявого ведра. Нам придётся заряжать наш сотовый телефон чаще.

Итак, нам требуется ТЭИ для защиты графитового анода, и в таком случае хорошего может быть действительно слишком много. Если защитный слой слишком утолщается, он становится барьером для ионов лития, от которых требуется свободно перемещаться вперед-назад. Это влияет на мощность, которая, как подчеркивает Абрахам, «чрезвычайно важна» для электромобилей.

Создавая лучшие батареи

Так что же можно сделать, чтобы продлить жизнь наших батарей? Исследователи в лабораториях занимаются поиском электролитических добавок, которые бы функционировали подобно витаминам в нашем рационе, т.е. позволят батареи работать лучше и прожить дольше за счет уменьшения вредных реакций между электродами и электролитом, говорит Абрахам. Кроме того, они ищут новые, более стабильные кристаллические структуры для электродов, а также более стабильные связующие материалы и электролиты.

Тем временем, инженеры в компаниях, производящих батареи и электрические автомобили, работают над корпусами и термальными системами управления в попытке сохранять литий-ионные аккумуляторы в постоянном, здоровом диапазоне температур. Нам же, как потребителям, остается избегать экстремальных температур и глубокой разрядки, а также продолжать ворчать по поводу батарей, которые, кажется, всегда умирают слишком быстро.
Перевод: Josie Garthwaite
Alex Ponomar @ponomar
карма
80,8
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (122)

  • –33
    В конце концов вы смиритесь, быть может, проклянёте Стива Джобса
    Казалось бы в такой нейтральной статье, а блин опять притянули дедушку Стива. Это что массовая паранойя? :)
    • +42
      А может быть такая реакция на небольшой подкол это тоже своего рода паранойя? :-) Автор перевел интересную статью, зачем цепляться к мелочам.
      • –5
        Гляжу как минусуется первый камент… видимо все же паранойя. :) статья хорошая, переводчик молодец, тут вопросов нет.
        • –14
          Вы посягнули на Имя Бога, вот вас и минусуют. Еретик, не знает что литий-ионные аккумуляторы создал Великий Стив, на третий день сотворения великого Эпл, для питания всех i-устройств.
          • 0
            Судя как всё заминусовано и слито, люди искренне верят, что злобный Стив таки виноват в проблемах литий-ионных аккумов, ведь в статье речь идёт сугубо о их долговчности и ни о чём другом. :) Ещё они искренне верят, что аккумы в айдевайсах совершенно никак не заменимы. Я считаю, что трудно заменить — не значит невозможно (тут должен идти нудный монолог с размышлениями, что купертиновцы вообще всегда идут в угоду дизайну. Вам красота или удобство разбирания? Если удобство ковыряния отвёрткой — купите что-то другое и не ищите виноватых). Ну и уж совсем точно уверен в том, что большинство заминусовавших не имеют этих самых айдевайсов из-за которых этого злобного Стива им надо бы проклинать. Сплошной парадокс. :)
        • –4
          Известно ли вам значение слова паранойя, сэр?
          • –9
            Паранойя (др.-греч. παράνοια — безумие) — психическое расстройство
            Данное психическое расстройство характеризуется длительными периодами необоснованного недоверия к окружающим, а также повышенной восприимчивостью.

            По моему, это определение больше подходит вам, сэр?

            Известно ли вам значение слова сарказм, сэр?
        • +25
          Проще. Его фирма производит множество устройств с батареей, которую обычно не так просто поменять на новую.
    • +15
      iPod и далее остальное — идут с намертво встроенным, неменяемым аккумулятром, т.е. в отличии от мобил или ноутов сменть аккума = смерть устройства
      • +3
        Серьёзно? :)
      • +13
        Наверное так думают многие, пока не погуглят «ipod замена аккумулятора»
      • +2
        Заменить можно, но сложно и в сервисных центрах.
        • +3
          Чо правда? Мне открыть сервисный центр по ремонту макбуков и иподов с ифонами?
          • +2
            Есть Apple Store, re-Store и куча других контор, где за деньги вам вынут старый аккум и вставят новый.
            Тем самым можно не хило сэкономить на открытии своего СЦ.
            • +1
              Раскрути MacBook и посмотри что там внутри. На том же mid-2010 батарейка просто слева под крышкой и вынуть ее не составляет труда.
              • 0
                В маке себе менял аккум, требуется только крестовая и tri-wing (как крестовая, но на три зубца) отвёртки. Процедура занимает 10 минут, новый аккумулятор оригинальный с доставкой в 2т.р. уложился. Так что не надо ругать эппл :)
            • –2
              елиственный батарея «сложно» меняется в iOS девайсах — нужно отпаивать и припаивать провода (2 шт.), в макбуках сначала она просто вынималась — теперь надо откручивать крышку (за, это гарантия не слетает, инструкция по добивки памяти, замены винта и батареии если в user manual.
              • 0
                Отпаивается только на iPhone 2G, на остальных устройствах можно обойтись без паяльника.
      • +3
        Справедливости ради, а в каких плеерах предусмотрена замена батареи? У моего волкмана она тоже встроена.
        Думается, что это сделано для уменьшения размеров, потому как механизм крепления крышки и разъемы батареи занимают место, а плеер это не то устройство где его с избытком )
        • +6
          У меня в прошлом iriver t10 вообще была палчиковая :-)
          • 0
            Наверняка еще и со встроенным усб разъемом закрытым колпачком. Это совсем другой тип устройств, тяжелые, с маленьким экраном, но сменные батарейки в дальних поездах это клево ))
            • +4
              Не, usb был только через провод. Но сам по себе плеер был очень крутым — благодаря карабину.

              До сих пор люблю его, хоть и променял в 2008 на ipod touch.

              Собственно вот он, красавец:

              image
              • +27
                Красивый молоток.
                • +4
                  жаль не видно, где у него usb через провод
                  • +1
                    Прям под указательным пальцем резиновая «затычка», её даже видно немного
                    • +3
                      Вы не поняли. Подавляющее большинство читателей видят на вашей картинке не плеер, а логотип THG с молотком. Видимо, в THG не любят hot-linking.
                      • +2
                        ёмаё :-S
          • +2
            До сих пор его слушаю. Неубиваемый плейер, он у меня с 2006 года на рюкзаке болтается :)
      • 0
        у меня получилось восстановить ipod с такой же надписью, как на картинке №1
        • 0
          «Please, wait...»

          Наверное подождали чуть чуть? )
      • 0
        Смена аккумулятора в продукции Apple занимает примерно 10-15 минут. Сам несколько раз менял батареи в iPod'ах и iPhone'ах. Другое дело, что это менее удобно, чем в большинстве других мобильных устройствах.
        • +1
          Интересно, в склеенном iPad2 она тоже займет 15 минут? :)
    • +19
      Упомянут он за прекрасные цельные корпуса мобильных девайсов из которых батарейку хрен достанешь!
    • –2
      Вы так пишите, что будто имеете ввиду, что только он один на земле производит литий ионные батареи!
  • +4
    Я тут две недели назад прикупил корпус для своего старого w800i. Которому уже 6 лет (проходил с ним 3 года). Поменял корпус и зарядил телефон. Еще 6% заряда осталось. Блин, были же времена когда раз в две недели заряжал телефон =\
    • +2
      Я свой относительно новый Nokia C5(год ему) заряжаю раз в неделю обычно
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • 0
          может я что-то не понимаю, но вроде ж у него симба?
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +2
    А если батарея (Li-Pol в моем случае) долго лежит на полке без дела — с ней что-то плохое случается? Ну, например, год лежит. Просто интересно для себя.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • 0
        Правильно ли я понял, что получается лучше хранить ее заряженной? И как быстро стекает заряд у новой батареи? Ну там примерно — неделя, месяц? И извиняюсь, если мой вопрос глупый :)
        • +1
          В теории, заряд не стекает совсем. Но на практике, в большинстве батареек есть защитная электроника, она-то и стягивает на себя заряд. Зависит от батареи, но достаточно медленно (на год можно спокойно рассчитывать). Да, и ещё рекомендуют хранить при заряде 40%. Уже не помню с чем там это связано.
        • +6
          И литий-ионные и литий-полимерные батареи надо хранить полностью заряженными.
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • 0
        > через недельку разряда может и не ожить,2-3 дня переживет

        Это не так. Литий-полимерные батарейки так просто не убить. Если мне память не изменяет, за пару лет лежания «на полке» ёмкость может деградировать на 20-25%.
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
          • 0
            Вы, наверное, путаете Li-Pol и Li-Ion аккумуляторы. Вторые да, достаточно хорошо дохнут при глубоком разряде.
            • 0
              Li-Pol и Li-Ion ничем не отличаются по износу, в полимере только оболочка жесткая.
              • +1
                Еще одно важное отличие — полимерные не подыхают с очень большой вероятностью при глубоком разряде (кстати, мне тут разведка донесла как-то, что фактически, даже если полимерный акк после разряда не заряжается, он не помер. просто встроенной схеме защиты не хватает напряжения на банках для работы).
                Ну и следует сказать еще про то, что полимерные акки более безопасны в эксплуатации. см. например — www.powerinfo.ru/accumulator-lipol.php
            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • 0
        у меня батарея от телефона нокиа год отдельно от него пролежала, вздулась, но заряд один день таки держала
  • +15
    Американская статья, очень много лишнего и аналогий, написано для обывателя, и, похоже, она вообще рекламная как представление некоей лаборатории для инвесторов. Я, собственно, не знал, что и почему, но тут всё буквально в двух словах: литий оседает на аноде и катоде, коррозия и реакция графита.
    • +1
      Ага, мне тоже аналогия с водой показалась характерной для американской «популярной науки». Нашему брату кажется, что его держат за идиота, а у них это нормально :) Интересно, почему движение ионов в электролите, по их представлению, сложнее понять, чем движение воды в кране?
      • +4
        Представьте, как вы надкусываете вкуснейший бенгальский орех. Ммм, вкуснятина, правда? Только дело в том, что такой вещи не существует, я его только что выдумал.
        А теперь представьте, как вы кусаете со всей силы желтый лимон, кислота наполняет весь рот. Непроизвольно у вас слюнные железы прямо заработают. Это потому что лимон пробовали за редкими исключениями все.
        Вот поэтому и легче представить непонятный термин через аналогию понятных — знание должно вызывать устойчивый ассоциативный ряд. Иероглифы, например, иногда приходится заучивать взрослым людям, для этого используются тоже ассоциации.
        • 0
          Тогда почему в программе «Как это устроено» все рассказывается, как есть, без воза аналогий? Ведь тоже американская передача, на американского зрителя рассчитана.
          • +1
            Там всё показывается, воспринимается визуально. А через текст надо, чтобы читатель мог сам всё это представить (не обязательно, но желательно), поэтому используются аналогии.
          • +2
            «Как это устроено» это эталон амеровского разжевывания. Смотреть невозможно, по пятнадцать раз повторяют каждую мелочь.
  • 0
    У меня так ipod shuffle умер. Пролежал в шкафчике пару месяцев и перестал включаться. Выкинул.
    • +6
      Тамагочи )
  • +1
    Странная штука, мотороловская b60 работает в L7 уже 6 лет бессменно с момента покупки.
    А в новом гнусмасе пришлось сменить ровно спустя год со дня начала пользования. Купил увеличенную баттарею для дольшего срока работы (теперь двое трое суток без проблем, правда для некоторых людей будет слишком толстым и ужасно выглядящим, но мне все равно). Ясно что траты у них разные, не спорю, но вот почему зарядка спустя год на самсунговской баттарейке перестала держаться дольше 2-3 часов, не ясно
    • 0
      Литиевые аккумуляторы «стареют», даже если не используются, а просто лежат на полке. Через 2 года батарея теряет около 20% ёмкости (это при учёте того что она не используется)
      • 0
        C RAZR схожая ситуация, работает уже лет 5 тоже, одно время лежал на полке, т.к. когда на него наступили каблуком верхний экран треснул. Все еще работает, заряд держит два дня минимум. А вот razr v3 после поломки (под дождь попал) не проснулся и батарейке кабздец явно.
        Что удивляет в L7 уже кнопка не работает одна, но батарея дня 3 точно проработает. А на самсунге проработает если вырубить все что можно и включить экономию на экран (у меня олед экран, экономия отключена, звук вырублен, виброзвонок включен, L7 в похожем состоянии только сами понимаете экран).
    • 0
      Кстати заметил, что после перепрошивки L7 стал держать в 2 раза больше времени.
      Так заряжал каждые 3 дня при среднем использовании, после перепрошивки стал неделю держать (хотя прошивку не оригинальную ставил)
      • +1
        Возможно, что до перепрошивки у вас сбилась калибровка. Это может быть из-за того, что ставили батареи с другой емкостью или был сильный перепад температур с одновременной зарядкой.

        Заряд литиевых батарей ложится полностью на электронику устройства, поэтому возможны незначительные сбои. Электроника обычно больше волнуется, что бы не перезарядить батарею, т.к. заряд больше 100% емкости может привести к самовозгоранию, даже при наличии защиты в батареи.

        Как вариант оживить не старую батарею, это разрядить ее хотя бы до 2-5%, вынуть из устройства, вернуть обратно и не включая начать процесс зарядки. Возможно надо будет сделать это пару раз. Но не увлекаться этим часто.

        В вашем случае, как раз получилось, что контроллер «обнулился» и заряд батареи был не скорее всего не выше 20%.
      • 0
        можно поинтересоваться названием прошивки?
  • +1
    > В конце концов вы смиритесь, быть может, проклянёте Стива Джобса

    Извините, я только что из криокамеры. Чего там Джобс с литий-ионными батарейками натворить успел?
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • +1
        Да, эти ребята наделали шуму в 2002:
        iPod's dirty secret
  • –1
    1. Да, действительно надоели эти анальные рабы Джобса. Apple ваш говно, а Джобс вас всех имеет.
    2. «литий-кобальт оксид» — это не по-русски.
    • –3
      Толсто, сэр
  • +11
    Эплоненавистники, я с вас балдею. Из всей интереснейшей статьи вы смогли увидеть (понять?) только упоминание Джобса.
    • +6
      > (понять?)

      Да, только у фанов аппл мозг достаточно развит чтобы понять механизм работы литий-ионного аккумулятора рассказанный в терминах американской домохозяйки.

      Это, сэр, не менее толсто, чем комментарием выше.
  • 0
    В батареях гибридных автомобилей, которые необходимы только для подачи питания, когда транспортное средство ускоряется или тормозит, отмечает Абрахам, эти структурные изменения происходят гораздо медленнее, чем в электромобилях. Это связано с тем, что в каждом цикле в системе перемещается только небольшая часть ионов лития. В результате им легче возвращаться на свои исходные позиции


    Вот тут я чего-то не понял. Почему эти структурные измнения роисходят медленнее? В чем принципиальное отличие электромобиля от гибрида? — ускоряются то и те и те. А ну то есть динамика движения одинакова, а структурные изменения происходят по-разному…
    • 0
      Динамика разная.
    • +2
      Имеется в виду, что электромобиль постоянно едет на батарее, а гибрид включает электромотор только при разгоне и торможении. Хотя, как минимум, тойотовские гибриды ездят на малых скоростях только на электродвигателе, не включая ДВС.
  • 0
    Последних двух предложениях подразумеваются не полные циклы заряд-разряд. Т.е. 3 цикла разряд-заряд на %33 лучше чем один полный. Еще дольше проживет батарея если не заряжать ее выше %90 емкости. Но такая возможность мне встречалась только в нетбуках Samsung.
    • 0
      > выше %90
      А за этим разве не должен следить встроенный контроллер акб?
  • 0
    А что лучше для современных литий-ионных батарей в телефонах? У меня за день телефон разряжается к примеру на 40%, мне лучше проходить еще один день и посадить его до конца? Или же от зарядки каждый день ему хуже не будет?
    • 0
      Посадишь до конца. Потом не будет возможности / забудешь зарядить и проблемы батарее обеспеченны. Зачем лишний раз рисковать? Запас циклов зарядки больше, чем проживет батарея при самом хорошем раскладе.
      • 0
        Мобилы выключаются заблаговременно. Не думаю, что вот так просто можно обнулить батарейку, что она перестанет заряжаться. Макбук у меня выключается (уходит в сон) при падении заряда ниже 10mAh (из 5400), при этом бук даже на кнопку питания не реагирует (думаю, как раз для устранения вышеописанных проблем). А мобила (андроид) выключается в зависимости от текущего уровня потребления, иногда даже на 15% при активном использовании + файл калибровки собирается системой.
        • 0
          Посадил до конца. В батарейке сработал защита и она отключилась. Что дальше? Есть еще и саморазряд. Вот полежит и уйдет за то напряжение, ниже которого её разряжать нельзя. Как тут автоматика поможет? Никак. Она сделала, что могла. Отключила устройство от батареи, но доразряжаться самой по себе батарее она помешать не может. А вот при подключении к зарядке может и не дать её заряжать посчитав неисправной.

          Такие просаженные батареи можно «умной» зарядкой зарядить в обход защиты, до приемлемого уровня и потом уже её родной до нормы. Но это если проблема именно в электоронике защиты, а не в самой батарее — она не любит полный разряд.
  • +2
    Как это все соотносится с привычной рекомендацией при покупке нового гаджета «первые три зарядки нужно разрядить батарею до конца и потом зарядить до 100%». Получается мы вот так сходу разрушаем всю сложную кристалическую структуру которую строят инженеры на первых трех циклах?
    • 0
      Никогда не встречал. Зарядить полностью первый раз — да, есть такое. Но разрядить полностью?
      • +3
        Сколько раз покупал телефоны, плееры, ноутбуки себе, друзьям, родителям продавцы говорят одно и тоже: разрядите батарею полностью, потом зарядите и так три раза. Чтобы она «вышла на рабочую емкость». Просто слово в слово.
        • +2
          Потому что у продавцов этот миф засел еще со времен никель-кадмиевых батарей, там этот пункт был первым в инструкции к телефону. А еще все боялись «эффекта памяти» и старались на заряжать наполовину заряженную батарею )
          • 0
            Больше циклов разряда-заряда — меньше жизнь оригинальной батарейки. А потом эти же продавцы продадут новую батарею на замену.
  • +2
    У г-на Радищева есть хороший ликбез по аккумуляторам.
    А ещё этот замечательный тип написал статью "Надкусыватели мифов", в которой описал свой эксперимент по замораживанию аккумуляторов, из которого следует, что мороз почти не влияет на их характеристики.
    • +1
      У меня всю зиму китайский навигатор в машине протусил. Зима у нас была холодной, по утрам доходило до минус сорока. Ничо, батарейка не сдохла. Также держит полтора часа в режиме работы как и при покупке.
      • 0
        У меня у первого бука акк вспух через год использования, у второго через два. Думал от холода (таскал на учёбу часто, в т.ч. зимой), но теперь опять сомневаюсь в причине. Поменял пару недель назад, стараюсь теперь его чаще разряжать (раньше, при использовании в качестве рабочей станции, бывало, по несколько недель на постоянной зарядке стоял). Хотя в MBP Unibody и расхваливали аккумы по кол-ву циклов (1к против 300 у «обычных») и по независимости банок (да, реально вздулось две из трёх; но ведь целых две сразу!), но почти за два года ёмкость упала до 62% при 250+ циклах плюс ещё это вздутие, что вовсе не радует. Понимаю, что маркетинг, но реально же, сколько лет уже именно батареи являются узким местом современных устройств: смарты работают лишь по 6-8 часов при постоянном использовании, это заряжать надо два раза в день, минимум.
        • 0
          Ниже же пишут, что и это не причина. Так почему же??? :(
  • +9
    Жаль в статье нет рекомендаций по правильному использованию таких аккумуляторов.
  • +5
    > В обычной литий-ионной батарее, мы найдем катод (или положительный электрод)

    А почему катод стал положительным электродом?

    Катод:
    Катод (от греч. χάθοδος — ход вниз; возвращение) — электрически отрицательный полюс источника тока (гальванического элемента, электрической батареи и т. д.) или электрод некоторого прибора, присоединённый к отрицательному полюсу источника тока.
    • 0
      Спасибо за замечание, доверился первоисточнику, у него указано так. Исправил.
  • +1
    Я литий-полимер батарею в своём устройстве каждый раз стараюсь разряжать в ноль перед зарядкой? Я правильно делаю или наоборот гублю батарейку?
    • 0
      В 0% не рекомендуется… лучше заряжать в пределах заряда 2-5%. Если у вас смарт, то можно следить по вольтажу. Рабочий диапазон от 3 до 4 В. Только не замеряйте вольтметром, сделаете замыкание и можно будет выкинуть батарею после этого.
      • 0
        Всю жизнь проверял батареи вольтметром и ни одну не выкинул. Внутреннее сопротивление вольтметра ОЧЕНЬ большое для КЗ, поскольку он включается параллельно и не должен вносить искажения. Коротнуть можно амперметром, но зачем?
        • 0
          Я только лишь предупредил, что по неопытности можно коротнуть в процессе замера.
      • +1
        в большинстве современных аккумуляторов в различных девайсов есть чипы, которые как раз предотвращают полный разряд, так что черезчур бояться разряжать в ноль тоже не стоит.
  • 0
    Вопрос к знающим людям: у меня ноутбук всегда подключен к сети, т.е. аккумулятор заряжен на 100%. Очень редко отключаю. Как это влияет на аккумулятор?
    • 0
      Никак, хуже батарее точно не будет. У меня уже 2 года стоит, так потерял только 3% батареи только из-за старости.
    • +1
      По моему[1] скромному мнению — никак. Это может влиять только на калибровку контроллера зарядки. Однако, да, пользователю может казаться, что подсел аккумулятор.

      [1] — Источник «моего» мнения — тут, см. последние комментарии Dibr'а.
    • 0
      В ноутбуках sony есть режим сохранения жизни аккумуятора. В таком режиме батарея держит заряд на 50%. Полагаю это неслучайно.
    • 0
      у меня так постоянно было. но, то ли от температуры (плохое охлаждение), то ли от постоянного питания, через год износ батареи 60+ %
  • +1
    По-моему фраза «говорит Абрахам» станет мемом, как фраза «отвечает Александр Друзь» :)
    • +2
      если обратиться к первоисточнику, фамилия ученого — Abraham. Эдак можно допереводиться до «молвил Авраам» :)
    • +1
      Вроде безобидно написал, а в карму кто-то вскакнул. Уж извините, коль кого-то обидел.
      • +2
        Друзь на Хабре?
  • +1
    Хорошая статья. Аналогичные процессы происходят во всех типах аккумуляторов.
    Потребность «прорыва» в этой сфере уже давно стоит остро.… я недавно видел как взорвалась шаровая молния… Крохотная, а бахнула, как дуплетом из двустволки. Думаю, там офигительная плотность энергии, вот бы её приручили!
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • 0
        Однако, это не мешает носить мобилки в карманАх, впритык к самым драгоценным местам. =)
  • +1
    Вот еще неплохая статья по аккумах… Хоть и не свежая, но еще актуальная.
    dl.dropbox.com/u/930948/akkum.pdf
  • 0
    <занудство>
    Создавая лучшие батареи

    Откуда вы берете такие переводы… «Создание лучших батарей» гораздо лучше же. Что за мания переводить герундий деепричастием %)
    </занудство>
  • 0
    MacBook 401 (late 2008), 1316 циклов, 92% жизни и знаете, оно прекрасно работает. За батареей нужно ухаживать…
    • +1
      Научите, пожалуйста! Советы везде разнятся, а тут, в статье, вообще полный разгром мифов…
      • 0
        Советы действительно разнятся, я делаю так:
        Заряжаю до сотни, потом полностью разряжаю. Если я не трогал ноут пару дней, в независимости от уровня заряда я ставлю его заряжать до 100. Если я не трогал ноут часов 8-10, в зависимости от заряда заряжаю. Если 60 и более не заряжаю, если 50 или 40, ставлю на зарядку, но в следующий рпз уже точно разряжаю до нуля (если строк не более пары дней).
        И кстати не знаю важно ли это, но практически никогда не выключаю ноут, просто закрываю крышку. Буквально выключаю раз в пару месяцев. Даже когда ноут в сумке при переносе на работу, дачу и.т.п. ноут не выключен, а просто закрыт.
        Нигде методику не вычитывал, просто так пользуюсь уже третий год и батарея радует)
        P.S. Недавно менял зарядку, старая совсем никакая. Ребята в магазине когда увидели кол-во циклов не поверили что батарея может жить более 15 мин. Доказал им обратное и гордо уехал домой.
        • 0
          проще говоря, проводите процедуры заряда-разряда с максимальной амплитудой? Удивительно, что это так хорошо помогает, ведь из стати и комментариев можно сделать выводы, что эффект памяти не страшен и прочее. А про выключение – да, не понимаю, зачем выключать мак ) Дома вообще круглосуточно работает, при минимальной нагрузке (im онлайн да торренты с ограничениями по скорости) от него ни звуку) Единственное, после апгрейда оперативы до 8гб стал сильно медленнее (пропорционально, т.е. в два раза) засыпать, секунд 30 надо ждать (в это время активно работает винт, так что «трясти» его опасно). Но безопасный сон (с сохранением данных на винт) отключать не хочется, т.к. это помогает при сбоях питания, например, когда батарея садится в ноль в режиме сна.
        • +1
          Очень странно. Вообще литий не любит глубокий разряд, и его лучше держать постоянно заряженным. Идеальный уровень для долговременного хранения — 80%.
  • 0
    99% современных гибридов работают не на литии, а на NiMH. Батареи этих машин часто живут более десяти лет даже в холодных регионах.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.