Пользователь
0,1
рейтинг
8 июля 2011 в 11:30

XGI Technology, история амбициозной компании

    В настоящие время рынок дискретных графических ускорителей делят между собой два гиганта — AMD, в прошлом ATi, и NVIDIA, но так было не всегда. В начале 21 века был и третий амбициозный игрок на рынке графических ускорителей. Сегодня многие забыли XGI Technology, а ведь в свое время, впрочем совсем не так давно, в 2003 году, эти ребята грозились распахнуть двери и влезть на рынок производительных графических видеокарт, подвинув сегодняшних лидеров этой отрасли…



    XGI Technology была основана в июне 2003 года в г.Тайбэй, Тайвань.


    Рассказ о XGI, как бы странно это не показалось, стоит начать с другой компании, а именно с Trident Microsystems. Trident, специализирующиеся на поставке бюджетных графических процессоров, широко прославилась в 90-х годах. В свое время Trident обеспечивала видео для большей части компьютеров с 286-ми и 386-ми процессорами, в большинстве случаев это были 2D ускорители. Несмотря на широкое распространение и успех в секторе 2D ускорителей, в конце 90-х попытки сделать что-либо в русле 3D раз за разом терпели крах. В конце концов, пройдя через череду неудач, инженерам компании удалось сделать небольшой скачек и на рынок в 1999 году вышел Trident Blade3D. Я думаю многие еще помнят этот ускоритель, хотя претендовать на лучшее место под солнцем Blade3D не мог, архитектура этого 3D-акселератора была 64-битная, максимальное количество видеопамяти составляло всего 8 Мб, по производительности он не выдерживал никакой конкуренции с монстрами того времени — 3dfx Voodoo Banshee, Matrox Millenium G200 и NVIDIA RivaTNT, но мог потягаться с бюджетным Intel i740, а учитывая нововведения, такие как Trident Hardware-Assisted MPEG-2 Architecture for DVD (железная поддержка проигрывания DVD) и Full scene anti-aliasing, а также цену около $20 — достаточно хорошо продавался и завоевал себе место во многих системных блоках того времени. В будущем Trident доработала свой Blade3D, а также даже готовилась побороться в секторе DirectX 8.1 видеокарт с помощью разрабатываемого детища Trident XP4, где тогда властвовали GeForce4 Ti 4600 и ATi Radeon 9700. Trident XP4, ценой менее $99, с производительностью уровня GeForce4 Ti 4200, для компании должен был стать пробивной картой на рынок высокопроизводительной графики. К сожалению необходимость постоянно наращивать бюджет на разработки в области 3D и бурная конкуренция с Intel в нижнем ценовом сегменте графических карт медленно убивали компанию. В июне 2003 года, Trident сделала заявление о полной реструктуризации компании. Именно в это время графическое подразделение и купила, героиня сегодняшней статьи — XGI Technology, а сама Trident ушла в сферу разработки чипов для бытовой техники.


    XGI Technology сразу после основания поглотила Trident Microsystems в 2003 году.


    На рубеже 21 века, другая, не менее известная компания Silicon Integrated Systems (SiS) занимала видную долю на рынке чипсетов для материнских плат. В ассортименте SiS имелись чипсеты под все тогдашние платформы, некоторая доля приходилась на чипсеты со встроенной графикой — SiS Mirage Graphics. Компании достаточно удачно удавалось конкурировать на рынке в сегменте чипсетов для материнских плат с VIA и Intel, но попытки выйти на рынок дискретных карт постоянно с треском проваливались. У SiS в то время был видео чип — SiS Xabre, который компания всеми силами пыталась продвигать. Chaintech, выпустившая в свое время много продуктов на базе SiS Xabre, отдавала их практически за бесценок, пытаясь хоть как-то освободить склады и уменьшить убытки. В рознице эти карты лежали на полках по цене около $30, даже по такой цене они были никому не нужны. Вполне ясно, что такое положение дел совсем не устраивало руководство SiS, и совет директоров подумывал, что дальше делать с графическим подразделением компании. Нужно было принимать решение — или закрывать подразделение по разработки графики, либо, дав ему денег и свои наработки, а также хорошего «пинка под зад», пустить в свободное плавание. У Trident как раз вовремя для SiS начались проблемы. Советом директоров был выбран второй вариант и было принято решения выделить свое подразделение по разработке графических решений в отдельную компанию и прибрать к рукам инженеров, находившийся в трудном положении, Trident. Так родилась дочка SiS — XGI Technology.


    Прошло менее 3 месяцев с момента основания XGI до анонса первых продуктов.



    XGI Technology с момента основания имела сразу две команды инженеров, выходцев из SiS и Trident. Обе команды имели практически готовые продукты — SiS Xabre и Trident XP4. Руководство надеялось, что имея под своим крылом две группы высококлассных специалистов, XGI сможет создавать конкурентно способные продукты и отхватить приличную долю на рынке у лидеров — NVIDIA и ATi. В планах значилась цифра в 10% рынка уже через год! Уже в сентябре 2003 года была анонсирована целая линейка продуктов Volari, а также двухчиповый! видео акселератор Volari Duo. Полностью вся представленная модельная линейка графических чипов XGI Volari для настольных и мобильных систем выглядела следующим образом:
  • Volari Duo V8 Ultra и Volari Duo V5 Ultra — двухпроцессорные решения для наиболее производительных графических систем
  • Volari V8 Ultra и Volari V8 — high-end чипы
  • Volari V5 Ultra и Volari V5 — mainstream-чипы
  • Volari V3 — чип начального уровня
  • Volari XP5m32 — для легких ноутбуков
  • Volari XP5m64 — для производительных ноутбуков
  • Volari XP5 — для других сегментов сектора мобильных ПК


    Выпуск готовых продуктов был намечен на конец 2003 года, через 6 месяцев после основания XGI.



    На деле чип Volari V3 являлся не чем иным как доработанным давно известным Trident XP4. Точно также и мобильные версии Volari XP5 являлись тем же самым старым чипом, подпиленным специалистами Trident для использования в мобильных компьютерах. Остальные же карты были разработаны командой SiS, которая использовала свои наработки по SiS Xabre. Volari V3 и XP5 поддерживали только DirectX 8.1, все остальные продукты уже довольствовались поддержкой DirectX9 и OpenGL 1.4. Интересно отметить, что анонс новых продуктов XGI не был бумажным. Уже на Computex 2003 в конце сентября 2003 года, на стенде компании был показан инженерный прототип двухчиповой карты на Volari Duo V8 Ultra, а также представлены общественности его первые бенчмарки! Результатом которых стало 5370 очка в 3DMark 2003, что было весьма впечатляющим, хотя немного и не дотягивало до именитых соперников — GeForce FX 5900 Ultra и Radeon 9800 Pro.
    В планах XGI была отгрузка готовых решений к концу 2003 года, в приближенных партнерах значились такие компании, как CP Technology, Gigabyte и Club-3D, а с ASUS и MSI во всю шли переговоры. Многие авторитетные печатные издания и обозреватели с нетерпение ждали взрыва на рынке графических ускорителей. Ведь появление еще одного сильного конкурента на рынке, поделенного между двумя гигантами, всегда интересно и неизвестно чем может закончится. Как говорится в известной поговорке — третий лишний, все указывало на то, что XGI хочет и готова разрушить этот стереотип.


    Первые карты Volari добрались до обозревателей только к январю-февралю 2004 года.



    Когда пресса наконец таки получила образцы продуктов XGI, эксперты взялись за изучение производительности новых карт. Практически всю общественность конечно же интересовал топовый продукт — Volari Duo V8 Ultra. Сразу выявилась основная беда продукта — если в синтетических тестах, в том числе и в 3dMark, двухчиповый монстр показывал сносную производительность, конечно он отставал от топов своих основных конкурентов того времени в лице ATi и NVIDIA, но это отставание можно было хоть как-то невелировать ценой на конечный продукт, то в реальных играх производительность была просто никакой. Мало того, что практически во всех приложениях не работал второй GPU и фактически обозреватели имели на руках однопроцессорный Volari V8 Ultra, так еще не к месту всплыли большие проблемы с драйверами и качеством рендеринга. Во многом проблемы имели место быть из-за нежелания сотрудничать и отсутствия кой-либо эффективной работы с разработчиками игр на этапе разработки самой игры. Зачастую разработчики даже не могли протестировать свои игры на картах Volari, т.к. попросту не имели их в наличии. В итоге XGI приходилось городить огород своими силами в драйверах. Кстати интерфейс утилиты настройки драйверов был внешне точной копией старой утилиты SiS. Чтобы хоть как-то поднять производительность, пришлось идти на уступки, где-то понизить качество рендеринга, вообще отключить какие-то функции, некоторые игры совсем не работали на картах XGI. Доходило до смешного — разработчики драйверов блокировали возможность снятия скриншотов в играх, что бы было невозможно сравнить качество обработки изображения с другими картами. Забавно, но факт — вероятно ребята из XGI получали прибыли только от продажи сэмплов таких карт прессе, ибо, они практически не высылали образцов, но продать их были готовы с удовольствием. Volari Duo V8 Ultra начал поступать в продажу по цене около $500, желающих купить продукт, на котором не работают некоторые игры, было не много.


    В начале 2004 года только один крупный партнер решился на выпуск карт Volari.



    В 2004 году казалось компанию вообще не волнуют неудачи собственных продуктов, XGI всем и каждому трещала о будущем своих графических чипов, не забывая демонстрировать график (roadmap), а планы у ребят были амбициозные, DirectX10 ускоритель к 2005 году! Был заявлен спешный переход на перспективную в то время шину — PCI Express x16. В тоже время XGI начинает продажи видеоадаптеров под собственной торговой маркой, т.к. все партнеры начали разбегаться с тонущего корабля, а как мы знаем, на примере 3dfx, собственное производство карт дорогостоящее предприятие, а также очень рискованное дело. Цены сразу пошли в низ, стараясь стимулировать покупателя XGI, вкупе с остававшимися преданными китайскими производителями, начала продавать Volari Duo V8 Ultra 256MB DDR2 по цене менее $200, а Volari V8 Ultra – менее $100. К концу 2004 года XGI представила свои решения для серверов, линейку Volari Z7 для ускорения 2D графики, которые, к слову говоря, завоевали свое место в сервером сегменте. До сих пор во многих доживших до нашего времени серверах трудятся Volari Z7. К сожалению в 2004 году ждали от XGI немного другого, а именно новых продуктов, которых так и не появилось. Компания постоянно переносила сроки, это, с точки зрения логики, было естественно и понятно — разработка полноценного нового продукта у лидеров отрасли (ATi и NVIDIA) занимает порядка полутора лет и это при наличии за спиной колоссального опыта инженерной команды с учетом создания предыдущих поколений графических чипов. Неужто компании, которая была образованна всего немногим более года назад, удастся выкатить действительно мощный продукт, да еще какой сложности, с двумя процессорами GPU! В то время никто из лидеров рынка еще и не думал о реализации карт с двумя GPU. На Computex 2004 были представлены все те же старые добрые ускорители Volari V3, V5, V8 и их двуглавые братья, с одной лишь разницей, ускорители мигрировали с шины AGP на перспективную в то время PCI Express x16.


    В феврале 2005 года XGI вышла на североамериканский рынок со своими продуктами семейства Volari.



    В 2005 году на рынке уже во всю продавались новые монстры от NVIDIA и ATi — GeForce 6800 Ultra и Radeon X850 XT. Конкурировать с этими картами, даже с учетом сильной доработки и усовершенствования драйверов, продукты XGI не могли. Если в 2004 году карты хоть как-то продавались, то в 2005 году реализация на рынке совсем зачахла. Желающих приобрести карты Volari, пусть и за копейки, практически не было. Хоть как-то улучшать ситуацию пришлось снова команде Trident. В 2005 году на суд общественности выкатили новый бюджетный ускоритель — Volari 8300, разработанный инженерами Trident. Продавать новую карту было решено по $49.95. Графическая карта имела интерфейс PCI Express, чип имел встроенный MPEG-2 декодер, т. е. с этой видеокартой DVD декодирование осуществлялось силами видеокарты, а не процессора, поддерживался только DirectX 9.0 с шейдерами версии 2.0, в то время когда GeForce 6 серии уже поддерживали шейдеры 3.0. Volari 8300 мог выводить HDTV изображение до 720P/1080i через S-Video. В общем карта получилась достаточно удачной для мультимедийных PC и медиацентров, но увы, спасти компанию она уже не могла.


    К концу 2005 года XGI так и не показала новые чипы High-End сегмента.


    К 2006 году уже никто не верил в светлое будущее XGI, даже если бы случилось чудо и новые продукты увидели бы свет, то им бы пришлось конкурировать с уже новым поколением карт от «графической двойки». XGI была на грани банкротства, ходили слухи о продаже компании и сворачивании деятельности. В марте 2006 года в судьбе этого, казавшегося когда-то перспективным, производителя была поставлена окончательная точка — появились официальные данные, компанию XGI покупает ATI Technologies. По оценкам экспертов сделка была завершена за копеечные 8-12 млн. долларов. ATi, по своим же словам, интересовали две вещи — команда инженеров XGI и широкие связи с партнерами на китайском рынке. Так и закончилась история некогда амбициозной компании, XGI просуществовала менее 3 лет со дня своего основания и не слабо смогла взбудоражить мировую общественность. XGI быстро забыли, но до сих пор на ebay можно купить старые карточки, в основном это Volari Z7, но иногда попадаются действительно интересные экземпляры — Volari Duo V8 Ultra, любители компьютерного антиквариата моментально расхватывают такие экземпляры…
Александр @AbyssMoon
карма
52,0
рейтинг 0,1
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (14)

  • +9
    К написанию статьи меня побудил вот этот материал — HTC купила S3 Graphics за $300 млн
    Благодаря ему я вспомнил о XGI, в свое время я очень пристально следил за разработками компании и был, так сказать, в курсе всех дел. Позже я выпустил на некоторое время из виду развитие железа и не знал чем закончилась история XGI. Перед глазами был только факт, что в данный момент на рынке нет продуктов этой компании.
    Было принято решение восполнить свои знания, а заодно и написать статью. Я искрине надеюсь, что моя работа не пошла коту под хвост и будет кому-то интересна…
    • +3
      Такие статьи действительно интересно читать. Спасибо за проделанную работу!
  • +1
    очень интересно, спасибо. Такие статьи в принципе интересны не только для любителей, но и так скажем для истории.
  • +1
    Да, тягаться с монстрами «графической двойки» и тогда было тяжело, а сейчас и вовсе невозможно.
    Даже Интел заочно проиграл в борьбе, отказавшись от Larabee, как от дискретного решения для игр.
  • +2
    Зачем в статье столько полужирного текста?
    • 0
      В чем вы видите неуместность полужирного текста в данном случае? Я считаю, что текст так легче воспринимается. В общем-то убрать его — пара кликов мышкой…
    • 0
      Знаете, хочу выразить вам благодарность за ваш вопрос, попробовав переформатировать текст, я решил оставить его вообще без жирного, так действительно выглядит лучше. Вот только сохранилось ли удобство чтения?
      • +1
        Удобней читать с выделением действительно главного, что можно пропустить при беглом чтении. При обилии выделений глаза за них цепляются, теряется нить и приходится заново искать место, где оборвал чтение предложения, что ухудшает восприятие материала.
      • 0
        Сейчас отлично, форматирование хорошее.
  • –1
    Добавьте тегов, маловато.
  • 0
    Читать интересно, хотя и тема как будто не горячая, да и про компанию XGI я раньше ничего не знал (в отличие от trident и sis).
  • 0
    У меня до сих пор крутится на серваке XGI Volari.
    • 0
      Та, которая Z7?
      • +1
        Драйвера говорят:
        XGI Volari Z7-Z9-Z9s-Z9M-Z11-Z11M
        Ид Карты:
        PCI\VEN_18CA&DEV_0020&SUBSYS_D88015D9&REV_00\4&2C3BA146&0&20F0

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.