Пользователь
0,1
рейтинг
18 июля 2011 в 12:23

История игрушки. Поле Чудес

Случилось это в городе, закрытом от шпионов, цыган и бед социалистической экономики. В Советском Союзе было ровно 10 таких городов, повязанных атомным секретом.

Жизнь мальчиков с математическими способностями в атомных городах была предопределена — школа с пятерками по алгебре и геометрии, мех-мат столичного университета, возвращение в систему, квартира через год, кандидатская степень в 40 лет, ВАЗ 2103 к пятидесяти годам, звание доктора, гараж, шесть соток, четыре квадратных метра.

Бесконечные размышления о математическом моделировании ядерных взрывов разрывали мальчикам мозг. Мозг можно было отвлечь тремя способами — алкоголем, азартными играми и спортом. Секс и музыка помогали не всегда.

Pole Chudes для iPhone

Далее я проваливаюсь в историю компьютерной игры.
Под тегом личные воспоминания ветерана без ссылок, рекламы, картинок и кода.
Спасибо за чудесные комментарии, парни.


Чуть-чуть пояснений о 80-ых годах


Интернета не было. Настольных компьютеров не было.
По телевизору вещало целых два канала.
Тем не менее, играли везде и на всем.

ЭВМ БЭСМ-6, ЭЛЬБРУС (СВС) денно и нощно считали сумасшедшие энергии водородной бомбы и хранили в своих 48 разрядных недрах игру ПЕЩЕРА.

-Коли тролля ножом, — лихорадочно печатали на гигантских клавиатурах будущие КФМНы. Клавиатура весила как 7 современных MacBookов. Терминал весил центнер. Кстати, в Германии центнер — 45.359 кг.

Казалось жизнь пройдет среди формул, перфокарт, FORTRANа и черно-зеленых мониторов.
И вдруг в институте появился тот, кого журнал TIME назвал человеком 1982 года.

Его звали IBM PC/XT.
Из Америки до СССР он шел 6 лет.

В наш город их пришло два, мальчик и… еще мальчик.
Яркие, звонкие, цветные, с игрушками Digger и Cats и процессором 8088 на борту.
Во ВНИИЭФ на тот момент было 26 000 сотрудников. Один IBM PC/XT поставили в терминальном зале для всеобщего восхищения, другой — по невероятному стечению обстоятельств — ко мне в комнату 632А. Это была неслыханная удача.

Успех Марка Цукерберга по сравнению с моим — ничто. За 10 минут погонять ДИГГЕРА девушки предлагали любовь до гроба или секс на час. Парни давали ключи от мотоциклов и квартир, чтобы раздеть Мелиссу в стрип-покер или потренироваться в DECATHLON.

Как тут было не написать программу для расчета сферической ударной волны, вирус и первые игрушки. На моем месте так поступил бы каждый.

Преподавание программирования на мех-мате МГУ


Надо сказать, что на мех-мате программированию не учили. К ребятам, не умеющим решить задачу аналитически, относились как к преступникам и сжигали на кострах.

Единственное место, где узнавали таинство кодирования — военная кафедра. Мы — офицеры ПВО.
Месячные военные сборы после 4-ого курса были сродни командировке в Santa Clara. Нас заслали в чудесное место — Пушкинское Высшее Училище РадиоЭлектроники — ПВУРЭ.
Там я потерял IT девственность — на пару с Мишей Гринчуком написал код для складывания целых чисел. А может быть это был Саша Михалев? Не помню.
Но помню настольную машину НАИРИ, с 16 лампочками на фасаде и командами типа FE66. Офицер, прогнавший нас, чтоб не совали руки, куда не понимаем. Царскосельский лицей неподалеку…

IBM PC/XT


ИксТишка, ласково называли его бабки у подъезда.
Что мы про него знали?
Напомню, в то время было полное отсутствие интернета и тотальный дефицит литературы.
Ксерокопии книг Нортона меняли на валюту и водку.

Операционная система MS DOS.
Таинственное слово прерывания — знаменитое INT 21h.
Диск на 20 МБ!
5-ти дюймовый дисковод для 360КБ дискетт!!!

Монитор CGA — 3 режима.
1) Текстовый, 16 цветов, на нем программисты творили свои тетрисы и пакманы.
2) Черно-белый графический режим -640х200 точек.
3) Цветной графический режим 3 цвета + фон. Разрешение — 320х200.

Встроенный интерпретатор языка BASIC, компилятор MASM и полноценный Turbo Pascal.

Картинки в формате *.rle рисовались клавиатурой в редакторе DrHalo. Мышек в это время не было. Или нам их не выдавали. Администрацию института можно было понять. Компьютер в 1988 году стоил 20 000 рублей. Новейший автомобиль ВАЗ — 7000. Мышка, видимо, была дороже холодильника.

Все создавалось на TURBO PASCAL. Почему не на TURBO C? Не знаю, до сих пор загадка. Может быть по той же причине первые версии Windows были написаны на Pascal?

Компилятор от Борланда был восьмым чудом света.
Детище фирмы умещалось на одной дискетке!

IBM PC/AT


Через год иксТишку Мур и его закон заменили на более совершенный компьтер. IBM PC/AT. Эйтишка. Процессор 80286. Диск 40 МБ. Мышка в com-норе!
Монитор EGA!!! Простите за грохот восклицательных знаков.
Цветной графический режим 16 цветов. Разрешение — 640х350.
И цветной режим VGA 320х200 с 256 цветами. Здесь уже можно было создавать полноценное порно.

Вместе с компьютерами в страну ворвалась свобода, разруха, реклама, сникерсы и телевизионные шоу.

Даже я смотрел Поле Чудес и мечтал о коробке Сникерсов. Простите меня. Они были как бусы от Васко Да Гама для туземцев.

Все что происходило в реальном мире отражалось в стихах и компьютерных играх. На развал страны я возмутился Морским Боем. Битва между Россией и Украиной. Корабли и карту изобразил сам. Я люблю Крым наизусть от Керчи до Севастополя. Портье из Pref Club был украден и одет в тельняшку. Флаг Украины нарисован по текстам Булгакова — жовто-блакитным. Сегодня меня справедливо укоряют, что цвета незалежнего стяга перевернуты.
Игра распространялась дискетным путем, других не было.
И, о трепещи Герострат, МОРСКОЙ БОЙ показали в программе ВРЕМЯ летом 1991 года. А меня назвали ястребом, разжигающим войну между братскими народами.

В создании границы между Россией и Украиной виноват не Горбачев и не Ельцин. Виновата игра Морской Бой. У советского человека неистребима вера в телевизионное слово диктора Кириллова.

Надо добавить, что я плодил игры как кролик. В свободное от работы и спорта время. Конечно, это был шлак, типа ВЗЯТИЕ БЕЛОГО ДОМА. Но авторский ВОДОПРОВОДЧИК, ДЕБЕРЦ и МАПИК завоевали институт. В каждой комнате в эти игры рубились научные сотрудники и техники — лаборанты. За эти игры не было стыдно.

Мало того. Три поделки 1991 года выпуска побывали на половине компьютеров бывшего Советского Союза. МОРСКОЙ БОЙ, КИНГ и ПОЛЕ ЧУДЕС. Их успех определили не дизайн и не gameplay. Стечение обстоятельств и безлюдность на русскоязычном рынке софта.

Денег игротворчество не приносило. Так же в свое время думал Пушкин про стихотворчество. Эти аксиомы я знал с рождения и до сих пор их никто не опроверг, в том числе Александр Сергеевич. Околоигровые проекты другое дело. Проекты могут быть прибыльны, если игрушка привязывалась к железу.

Помню, подходит как-то ко мне Семен Шавердов в 1992 году.
— Ну что, — говорит, — Дима, поехали на завод Звезда (Томилино, станция метро ЖДАНОВСКАЯ), бабосиков срубим.

Ладно, поехали — беру Борландовский компилятор на дискете и игру Трехмерный АРКАНОИД.
В результате на месте приделали игру к космическому тренажеру и девайс уехал на выставку в Израиль. Заработали с Семеном по 8 000 рублей при окладе 250.
Удачно купил 2 велосипеда КАМА для своих дочерей. В магазинах, напомню, было шаром покати.

И так далее. Все коммерсанты подходили со стандартным вопросом.
— Хочешь машину, дачу, яхту? Прикрути что-нить к нашей дыхательной трубке, горным лыжам, АРМу танкиста, симулятору ЯК-52…
Я прикручивал. В Паскале был чудный массив для чтения/записи внутренних портов

Port[$03df] := $FF; // пишем в порт
a := Port[$03de]; // читаем из порт


Но яхты у меня до сих пор почему-то нет.

Поле чудес


Pole Chudes - 7 июля 2011
Поле Чудес было сделано за неделю дней и ночей. Сутки на создание картинок.
Заставка, срисованная из одноименной цветной газеты Поле Чудес и Якубович, срисованный с ч/б фотографии в СПИД-ИНФО.
Адрес телевизионной редакции, сфотографированный с экрана первого канала Полароидом.
Фоновая картинка — стены из ВолфенШтайна, безусловного шлягера тех лет.
2 дня кода и наполнения базы данных слов, тем и подсказок.
3 дня тестирования девчонками из соседнего отдела 0816.

Душа горела. Словарную базу данных наполнял тем, что было под рукой. А под рукой был секретный телефонный справочник с фамилиями сотрудников отделения 08. Там были те, кто спас мир от ядерной войны.

Математическое отделение института. 1 500 человек.
Теоретическое отделение института. 250 человек.
Половина, понятно, евреи с характерными фамилиями. Как говорится, нет такого подлежащего, которое не может быть фамилией еврея.

Рабинович, Бахрах, Холин, Урм.
Бурят Хомич.
Малороссы Карапыш, Дегтяренко, Житник, Кочубей.
Николай Петрович Ковалев.
Математик Змушко и физик Жмайло.
Доктор Кибкало и кандидат Шамраев (чеченец, кстати).
Леха Барченков, доверенное лицо Харитона.
Секретные ученые и мои товарищи в играх на первенство города по футболу.

Вечная память ушедшим. И долгих лет здоровья живым.

Чуть-чуть кода


Единственная в то время книга на русском языке про IBM PC была написана
David Bradley и стала настольной.
Только благодаря ей удалось так быстро крутить барабан. Turbo Pascal позволял делать inline функции прямо на ассемблере.

Вопросы быстродействия графики разрешались прямым обращением к видеопамяти.
Видеопамять использовалась даже для хранения данных. В каких-то эпизодах было смешно наблюдать за пляской цветных пикселов. Каждые 320 байт видеопамяти соответствовали 640 пикселам горизонтальной строки экрана монитора.

Засветить точки на экране дисплея на языке Pascal выглядело примерно так

var
scr:array[] of byte absolute $A000:0000; // адрес начала видео памяти
scr[0 + 320*47] := $FF;


Это значило зажечь белым цветом первых ДВА пиксела на 47 строке экрана.
Тоже самое на ассемблере было быстрее в 2 раза

mov bx, 00FFh // белый цвет
mov ax, 0A000h // начло сегмента видеобуфера
mov es,ax
mov ax, 0012Fh // 47 строка
mov si,ax
mov [es:si],bx // зажигаем


Извиняюсь за возможные опечатки, пишу исключительно по памяти, 20 лет не видел с тех пор ни Pascal, ни ассемблер.
На самом деле в играх функция рисования картинок работала еще быстрее — я использовал механизм задвижек. Подробно об этом написано в другой шлягерной книге 90-ых годов Джордейна Справочник программиста персональных компьютеров. Кроме того, напоминаю, по рукам ходили ксерокопии книг Нортона и Питера Абеля.

Вокруг света


Выставка игр в Лондоне
Выпуская игру я потешил авторское самолюбие вставкой в код своего мыла и домашнего телефона.
Город Арзамас-16 к тому времени еще не был переименован обратно в Саров. Позывные bashurov@vniief.su и bady@vniief.su работали только на прием. КГБ и СБ не дремало.
Телефон 5-92-73 был домашним, поскольку на рабочий звонить с Большой Земли было запрещено.

Кстати, все ограничения на отсылку по электронной почте действуют и поныне. Сотовые, ежу понятно, носить с собой на службу запрещено присно и во веки веков под угрозой отрезания всех прав.
Институт, славный ВНИИЭФ по-прежнему скрыт завесой гос. тайны.
Но Бериевский режим потихоньку смягчается.
И, о чудо! Недавно появилась возможность звонить на рабочий номер телефона по межгороду.

Первые пару месяцев после выхода игрушки в свет было спокойно. Раз в день кто-то из любопытства звонил. Звонили девушки, бандиты и программисты. Я с удовольствием общался с девчонками и IT-шниками. Смело дерзил бандитам. Бандиты требовали мерседес в качестве приза и грозились приехать. Их я не боялся. Не потому что отважный, а потому что мой Город обмотан 7-мью рядами колючей проволоки и охраняется дивизией ВВ. Лаврентий Павлович был мудрым человеком.
Что с местными бандитами? С ними я играл в хоккей в одной команде. Играю до сих пор, но состав дружины сильно поредел в лихие 90-ые. Вечная память борцам за передел собственности. Аминь.

И вот, однажды почти ночью я вздрогнул. Раздался звонок межгорода. Израиль. Майоры на прослушке замерли. Качество связи стало изумительным.
— Алло? Это, Сергей. Ведущий на радиостанции Эхо Тель-Авива.
Вежливо попросил разрешения распространить игру в каком-то FIDO.
— Да ради Христа! ой! То есть, пожалуйста.

И понеслось. Неумолкающий телефон 5-92-73 пришлось сменить.
На почту каждый день приходили письма. Часто с милым или смешным содержанием.
Письма шли из США и Израиля от бывших соотечественников и кружков по изучению русского языка.

Отвечать я не мог. Публично на Хабре прошу за это прощения.
Но некоторые адреса сохранил.
Это было единственное рациональное действие с моей стороны.
Лучше бы я сохранил код, он был бы здесь уместен. Эх-эх…

Редакция газеты ПОЛЕ ЧУДЕС


Наступило тяжелое время. Зарплата в институте упала до 15 долларов в месяц. И ту задерживали.
Всеобщий дефицит колбасы и моральных ценностей. Рушилась страна и семьи.
Я не выдержал и решил подзаработать на хлеб халявным способом.

Прочитал адрес редакции в газете Поле Чудес. Наивно полагая, что бумажная и телевизионные организации являются братьями-близнецами. Как выяснилось позже, они были прямыми конкурентами.

Ладно. Во время командировки в январе-феврале 1993 года я забежал по указанному столичному адресу и оставил дискету с игрой. Через месяц был любезно принят гл. редактором г. Шварцем. Мужик мне понравился, в отличии от его правой руки г. Семанова. С первого взгляда было ясно что г. Семанов тип скользкий и темный.

В результате мне было обещано что-то смехотворное в обмен на код, который я безмятежно отдал г. Семанову на дискете. Вот у кого есть вариант исходников. Нынешняя судьба товарища и исходников мне неизвестна.

Я, конечно, тоже жук — за счет редакции ездил в Москву и Питер в СВ. Как крутой коммерсант того смутного времени.
Ладно. Вернулся в Арзамас-16, работаю. Жду подписания договора со стороны редакции газеты Поля Чудес, она же газета Частная жизнь, она же еженедельник Семья и еще куча изданий. И тут, бабах! Октябрь. 1993 год. Танчики. Белый Дом горит. В редакции пусто. Я думал, все прогрессивные издатели спасали демократию. Увы. Оказывается все прогрессивные парни в октябре 93 собрали бабки, чемоданы и паспорта и всей компанией спрятались в Испании.

Они сидели на фиесте три месяца, ждали исхода и конца курортного сезона.

Через полгода спасители отечества вернулись на Русь и стали меня допытывать: -Где ты был, подлец? И почему твоя (то есть теперь наша) игра стоит на каждом втором компьютере с русской клавиатурой?
Ну что я мог ответить? Ничего. Плюнул и забыл.

Лампорт, eHouse и Улендеев


Pole Chudes
Автомобиль Форд, который можно купить на все деньги, заработанные на Поле Чудес

Ухмыльнувшись своим коммерческим успехам, я успокоился. Пока случайно в Москве не встретил сокурсника Славу Улендеева.
Мы с удовольствием выпили, и в пьяной беседе я рассказал ему анекдот про свое Поле Чудес.

Он молча вынул 400 долларов и новый компьютер со склада.

В город я вернулся Крезом.

Трехкомнатная квартира на 3-ей Фрунзенской в сталинском доме стоила в 1993 году три тысячи долларов США.
На 200 долларов в то время можно было съездить в Крым вчетвером на 2 недели и быть там Рокфелером.
Что я и сделал. Хороший номер в пансионате между Алуштой и Гурзуфом стоил миллион купонов или 1 доллар в день.

Однако деньги и компьютер были вручены не просто так. Я должен быть изучить язык Форт и склепать Морской Бой под ДЕНДИ, чрезвычайно популярную тогда игровую телевизионную приставку.

Форт я изучил, программу под эмулятор написал, но время ушло. Зарабатывать на играх было невозможно.
Инфляция съедала все (с) Ильф и Петров.
Деньги делались исключительно на торговле. Лес — за кордон. Компьютеры — на отчизну. Прибыль исчислялась тысячами процентов. Какие уж тут Денди.

А программист, как женщина, капризен и требует ухода.
Улендееву я благодарен и скучаю по тому времени. Но потерял все его номера телефонов.

Якубович, да, да, нет, да


Наступил 1995 год, я забыл про Поле Чудес.
Пришла эпоха 486 машин и трехмерных игр.
Я оставался сотрудником ВНИИЭФ, но деньги зарабатывал по контракту с фирмой Intel.
Intel был щедрым и ежеквартально устраивал OpReview в дорогих пансионатах страны.
В Нахабино мы играли в гольф вместе с А.Б. Пугачевой, например.
Как известный в прошлом игродел я работал в проекте 3DR и делал приложения и геометрический engine.
Было интересно. 3DR обогнал конкурента DirectX и настигал лидера OpenGL.

А страна готовилась в выборам президента. Рейтинг Ельцина упал до 0. Демократы зашевелились. Запахло жаренным и возвращением наворованного. Вся попса ринулась охмурять электорат. Якубович и Николаев на личных самолетах устроили тур по стране. Все за Ельцина!

Мы пересеклись с авиаторами в Нижнем Новгороде.
Выходя из гостиницы Волна на Волжской набережной я столкнулся с Якубовичем.
Мой кореш Федор Плетенев тронул шоумена за рукав.
— Леонид Аркадьич, а вот тот самый Дима Башуров с игрой Поле Чудес.
Телезвезда нахмурился.
— А вы в курсе, молодой человек, что мы на Вас в суд чуть не подали?

Я был не в курсе. Оказалось, ТВ редакцию завалили письмами с просьбой выслать призы. Шнурки от калош?? Боже, страна Чехова и Гоголя…
Так вот, что интересно. Письма читателей — это святое. Они должны храниться не менее 2 лет. На Королева, 12 было забито две комнаты мешками с письмами-просьбами от игроков в мое Поле Чудес.
Редакция несла материальный ущерб. Я злорадно ухмылялся. Якубович хмурил брови, но при расставании пожал мне руку.
Нормальный короче дядька, хоть и мудак.

Дальше было круче — из соседнего номера вышел… Ричард Гир. Алле, это Нижний Новгород!?
Больше ни я, ни кто другой голливудского красавца не видел.
Оказалось, он приехал в НН на трое суток. В первый же день с какой-то местной девахой умотал в Макарьевский монастырь. В гостинице больше не появлялся. Наш парень. Впрочем, к Полю Чудес это отношения не имеет.

Калифорния


E3 at LA

Intel вывозил команду разработчиков не только в пансионаты. Но и в Калифорнию.
Однажды в Америке я достал ветхий список email адресов от сыгравших в Поле Чудес космополитов.
И послал дружелюбные письма.
Почти все адресаты ответили. Прошло три года, но игру помнили.
Звали в гости.
Я выбрал тех, кто жил в Калифорнии и с удовольствием с ними познакомился.
Влился в их футбольную компанию. Играли еженедельно в Купертино.
Игроки оказались сотрудниками NVidia, Apple и Sun, бывшие наши соотечественники.

Вообщем, мне теперь есть где переночевать в Пало-Альто и Сан-Хозе.

Intel в лице Джима Хёрли свозил меня на E3 в Лос-Анжелес. Это крупнейшая выставка компьютерных игр. Биенале, а может ежегодная. Игра Falcon летала на нашем 3DR движке быстрее конкурентов на 25%.
Как game developer и Интеловский контрактер я посетил почти все игровые компании того времени в Silicon Valley.
ЮбиСофт, Паралакс, Микропроус, Електроникс Артс, Спектрум Холобайт — все было. Все рядом.
В каждом офисе мне дарили коробки с новыми играми. Они всем дарили, но все равно приятно.

В основном стрелялки-бродилки. Я не игроман, но убил месяц на одну игру. Десент от Паралакс Софтваре. Игра помещалась в то время на 4 трехдюймовых дискетах.

Это был 1996 год. В России переизбрали президента и появился первый CD диск. Он вмещал целых 7 мегабайт.

Завершилась история моей игрушки и старых технологий.

Впрочем, иногда Поле Чудес напоминало о себе. В 2005 пришло приглашение в Лондон на конференцию. Меня позвали как game developer-а из закрытого города. Там были парни из Сарова (бывший Арзамас-16), Снежинска (бывший Челябинск-70) и Железногорска (бывший Красноярск-26).

Что сейчас? Меня знает администрация любого областного города, как автора игры Поле Чудес. Ведь все чиновники — бывшие вращатели полосатого барабана.
Но я не чиновник, не бизнесмен и не сын лейтенанта Шмидта.

Я — русский, а значит инженер и программист.
Программирование для русских парней — не профессия, а удовольствие.

Заключение


Неужели есть люди, одолевшие топик до конца?
Все опечатки сделаны умышленно.
Вадим Башуров @PapaBubaDiop
карма
925,5
рейтинг 0,1
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (295)

  • +179
    >> Неужели есть люди, одолевшие топик до конца?
    Я одолел, и с превеликим удовольствием. Большое Вам спасибо за великий труд Ваш, эти игрушки — моя молодость)
    • +40
      И, кстати, наконец-то я узнал, кто ж такие эти загадочные «Сотрудники отд. 08» :)
      • +3
        а как приятно было видеть эту игрушку у кого-то не из Сарова, и угадывать те самые фамилии, которые у людей вызывали только ругательства… а потом смотреть на их недоумевающие глаза )
    • +6
      Прочитал полностью. С удовольствием.
      • +19
        Аналогично :) У автора отличный способности к письму. Прочел почти на одном дыхании
    • +8
      Автор, спасибо, Вы сделали наше детство.
      Очень тематичный пост!
    • 0
      >>Я одолел
      на одном дыхании прочел.
      и все таки, все мы вышли из тех. времен, когда каждая игра была на вес золота.

      ЗЫ: я кстати поле чудес последний раз запускал в году 2002, на удивление она заработала даже без шаманств с настройками.
  • +12
    Целая история! Спасибо за игрушку, много времени было проведено за ней в далеком 1997 году после покупки второго пенька в Германии ;)
  • +7
    Спасибо за воспоминания. Было приятно узнать об истории одной из любимых игр детства.
  • +50
    Здравствуйте.
    Хотел бы получить рулон мягкой туалетной бумаги, куда можно обратиться?
    • +13
      А я стульчак!
      • +6
        А я расческу для трусов и подтяжки для носков! Большое спасибо за наше счастливое детство.
        • +6
          Расческу для усов, конечно же. А то для трусов — это ж бессмыслица какая-то получается.
          • +2
            и беруши для ушей!
            • 0
              И пивную открывашку, круг для унитаза, порошок ариель.
  • +20
    Дочитал. Очень интересно! Специально сегодня пойду на 6 этаж посмотреть на дверь этой легендарной 632А ;-)
    • +8
      лучше запости эту статью в закрытую сеть)
      • +5
        там сейчас все носом к верху ходють
        • 0
          угу, чсв 100500
  • +28
    Хехе, я один угорал с рисованного Якубовича? :)
  • +6
    Спасибо Вам большое за отличные воспоминания! :)
  • +4
    Спасибо за великолепную статью! Игра, действительно, в своё время была очень крутая. А на фото — порт на телефон? Или в эмуляторе запущено?
    • +34
      На фото приложение под iPhone, где кроме крутящегося барабана ничего не работает. Сделал специально для иллюстрирования статьи на Хабре.
      • +5
        Вот это подход к написанию статей! =) Даже мне, знакомому с теми временами только по наслышке, было очень интересно. Играл в порт на денди, причем на российском картридже, большом таком, тяжелом) Это не вы его делали?
        • +5
          Нет, это не мое.
          • 0
            Кстати, думаю если бы вы написали порт на iPhone и Android то игра не плохо бы разошлась как раритет. Можно платно, можно с рекламой. Буду рад сыграть.
            • 0
              play.google.com/store/search?q=pname:holod.pole.ru — кто-то (не я) уже сделал, с рекламой и сомнительными дополнительными персонажами.
      • +8
        Уже мечтаю о порте под Android. Даже если только барабан крутится :)
  • +22
    Была бы возможность плюсовать пост несколько раз — я бы это сделал с приогромным удовольствием! Спасибо Вам за такой щедрый автобиографией пост!
  • +5
    История супер, одолел до конца :))) Спасибо за Морской Бой :)))
  • +34
    Такая статья заставляет задуматься и о своей жизни.
  • +7
    У меня Трёхмерный АРКАНОИД от вашего поста, спасибо.
    • +1
      А можно и мне архивчик?
  • +5
    Читая такие посты, жалею что не родился на 30 лет раньше :)
    • +26
      Радуйтесь! Время было романтичное лишь для тех, кто умеет крутиться, для всей остальной страны оно было крайне суровым.
      • 0
        Странная у вас реакция.
        • +1
          Напишу еще один коммент, чтобы в него можно было поставить еще минус!
  • +2
    Пост в мемориз!
    Уж очень интересно!
  • +2
    Да ладно! Сколько часов я провел в эту игру в свое время:) Спасибо вам большое
  • +60
    Загадка развеяна, все таки стены из Wolfenstein!
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +6
    Первый мой комп 80286. Обожал ваши игры, особенно Кинга, всей семьей рубились

    Спасибо вам
  • +13
    Я помню, как шустро Якубович шевелил усами и ртом при переходе с 286 на 486 DX 100. Там всё так сразу быстро становилось, ууу… Сейчас уже в кармане производительность в десятки раз выше. Закон Мура всё ещё действует.
    • +6
      он еще при это забавно трещать начинал
      • +8
        Это дааа =) PC Speaker зажигал =)
    • 0
      А кнопки «Медленно» «Turbo» разве на четвёрках уже не было? Вроде, я их даже на пентиумах встречал…
      • 0
        У меня была. Юзал.
  • +4
    Офигенно, было очень приятно прочитать, спасибо большое!
  • 0
    Cool story, bro!
  • +4
    Стоп, а на iOS это Поле Чудес есть-то?
    • +7
      Приложение под iPhone урезано — кроме крутящегося барабана ничего не работает. Сделал специально для иллюстрирования статьи на Хабре.
      • +9
        Жаль, с удовольствием бы купил.
        • +1
          Ну если под iOS есть что-то вроде DOSBox, то какие проблемы?
          • +2
            Вот, ниже как раз zenden2k упомянул некий iDOS. Попробуйте в нём.
      • 0
        Даешь игру на мобильных платформах! :)
  • +4
    Спасибо вам за счастливое детство!
  • +27
    Дочитал взахлёб, расстроился, хочу еще.
  • +11
    Прочитал на одном дыхании, полжизни в голове промелькнуло… Спасибо!
  • +2
    Простите, а где взять Поле Чудес для iPhone?
    Или это оригинальная игра, запущенная под iDOS?
    • +4
      ответил повыше.
      • +10
        пора делать полноценную версию ;)
        • 0
          и на iPad, играл бы часами. Думаю успех обеспечен.
  • +15
    Отдельное спасибо за прекрасный слог, которым написана статья. Видно, человек большого ума.
  • +8
    Собрать бы такие воспоминания в книгу, получился бы бестселлер. Офигенный пост, спасибо.
  • +8
    Я помню, что после нажатия на кнопочку Turbo у девушки открывающей буквы увеличивалась скорость передвижения раза в два.
  • +6
    Люблю читать такие истории успеха. Мотивируют и поднимают настроение.
  • +22
    Все создавалось на TURBO PASCAL. Почему не на TURBO C? Не знаю, до сих пор загадка.

    Да нет никакой загадки. Компиляция даже большой программы на Turbo Pascal на IBM PC XT (4,7 Mhz, 640 Kb RAM) занимала менее минуты. А вот программа в несколько сотен строк на Turbo C, компилировалась на IBM PC AT (16 Mhz, 1MB RAM) в лучшем случае полчаса. Причём не было никакой гарантии, что по истечении этого получаса получится exe-файл. Вполне реально было получить ошибку линковщика или ещё что-нибудь. После чего быстренько исправив опечатку/ошибку процесс компиляции запускался заново.

    А компьютерное время было на вес золота. И позволить себе вот так вот им разбрасываться мог позволить далеко не каждый программист. Вот потому и повсеместная любовь к Turbo Pascal. Который был для своего времени очень хорошим инструментом. Да и сейчас остаётся для обучения студентов.
    • +4
      А вот программа в несколько сотен строк на Turbo C, компилировалась на IBM PC AT (16 Mhz, 1MB RAM) в лучшем случае полчаса.
      Ну это вы загнули, на несколько сотен строк — минут 10-15, не больше. Хотя… Смотря сколько наинклудить.
      Зато отображаются все ошибки при компиляции, а не только первая. Если нормально читать журнал ошибок — можно враз исправить все оЧепятки.
    • 0
      И почему-то Turbo Pascal давал более компактные exe-файлы, чем Turbo C (разумеется, сравнивались программы, делавшие одно и то же).
  • +1
    Я играл в Поле Чудес в детстве, правда плохо уже помню.
    Почему-то напомнило «Вы конечно шутите, мистер Фейнман»
    • +3
      Простой рассказ о себе, без выебонов. Так определяю стиль Фейнмана, так и тут. Вот за это и любим!
  • +1
    А помните еще была такая игра «Коммерсант»?
    • +2
      Ага, она ещё вылетала при звонке другому бизнесмену в случайном порядке
  • +4
    Спасибо за то, что дали понять нам, молодым, какое было программирование тогда, — 30 лет назад!
    • +6
      20 же.
  • +3
    Я ещё в школе наигравшись в Ваши игры, садился за бейсик писать свою игру. Пал выбор на карточные игры, хотел «дурака» написать. Не хватило знаний, дальше отрисовки 5 карт уйти. Но программистом всё же стал :)
  • +5
    DrHalo! Я лет 10 вспоминал как называется этот редактор!
    • 0
      Ага. И в нём окружности и эллипсы рисовались от центра, а не вписывались в прямоугольник, как сделано по умолчанию в современных редакторах.
  • +13
    Человечище! Жму руку!
  • +9
    Читая первые предложения, в голове крутилась мысль «погоди неужели это тот поле чудес, который я первый раз увидел в 95». Спасибо Вам!
  • +2
    на Турбо-Паскаль потому, что он был ощутимо раньше, чем Турбо-Си. Си вообще Борланд, если не путаю, с нуля не создавала, а купила кого-то…

    Турбо Паскаль 3.0… 40Кб компилятор со встроенным редактором, и еще несколько Кб — файл с описанием ошибок… правда, при неудачно переставленной дискетке, затиравший таблицу файлов… ЕС1840 с текстовым желто-зеленым монитором, «Нейрон»…
  • +4
    Спасибо за статью =)
  • +4
    Я так полагаю, сейчас есть шанс зарабатывать на этих играх снова — на мобильных версиях. Вон Пажитный до сих пор получает денежки от Tetris, который активно продвигает EA на мобильных платформах.
    • 0
      Пажитный
      Пажитнов же!
  • +8
    Официально объявляю этот пост постом добра!
  • +6
    Спасибо! Воспоминания о школе нахлынули. Уроки информатики :)
  • +8
    С ума сойти :) Оказывается, и у народных песен есть авторы! Спасибо Вам за игру :)
  • +16
    Да, Поле Чудес — это веха в отечественном игромире. Я помню, как у Якубовича иногда челюсть внизу зависала, потом в какой-то момент захлопывалась. Было смешно.
  • +9
    Это восхитительная смесь сурового олдфажества и романтики :) Прочитал не отрываясь.
  • +12
    аааа =) имхо самая лучшая статья на хабре за крайние полгода
    огромный респект за игры и вообще!
  • +7
    Человек-легенда!
  • +3
    ой спасибо за эти лихие игровые 90-е с политической параллелью. Читалось очень легко и приятно
  • +4
    Да, играли-играли. Одновременно с принцем, реталом, утиными историями и прекрасной игрой «Демократ», где лягушечка прыгала по сжимающимся кружочкам и убегала от бюрократов :)
  • +5
    Спасибо Вам!
    В школе это была любимая игрушка, старался сделать все быстрее чтобы поиграть! Спасибо!
  • +6
    Спасибо большое!
    Не один час провел за игрой когда-то :)

    Про любовь к Turbo Pascal вспомнилось как украинцы презрительно говорили «москали любят паскали» (в незалежной исторически сложилось, что Си был популярнее)
  • +3
    Увидя поле чудес на Дельта-С (Клон Спектрума) я решил связать свою жизнь с компами :)
    И да пост добра
    • +2
      О да, одна из любимейших игр на спейке была)
    • 0
      Но это же не сабжевая версия была, верно? Я помню, у меня была «Поле чудес», написанная на бейсике, с кучей псевдографики и голосовым синтезатором :) Это она?
      • 0
        Нет, именно сабжевая не на бейсике была она точно…
  • +3
    Отличный пост! в свое время был очень удивлен, что вы-из Сарова
    Скажите, а версия для денди это был уже не ваш проект?
    • +8
      Не мой. И поздние коммерческие версии рекламируемые в ТВ — не мои.
  • +5
    Морской бой, Поле чудес, Коммерсант, Перестройка, ВолфенШтайн, Дум и Принц Персии после занятий в школе в первом классе. Эти игры, в моем сознании, просто существовали, до сегодняшнего дня не задумывался, что у них есть авторы. Спасибо!
  • +3
    Спасибо за статью, нахлынули светлые воспоминания из детства. В «Поле чудес» играл в году так 1995-ом у мамы на работе в одном из институтов ДВО РАН, дома тогда еще компьютера не было.
  • +9
    Поле Чудес, Кинг, Морской Бой… Детство :)

    В игре Кинг еще была интересная «защита» — перед началом игры надо было ввести код, индекс Комсомолки :) ЕМНИП он был написан на изображении газеты на фоне.

    Обожаю эти способы защиты того времени.

    «Введите 34 слово с 65 страницы мануала»

    А поиск заветных слов по BBS или среди знакомых? Романтика…
    • +2
      Ну для этого должен быть хоть один человек, у которого был официальный бумажный мануал. А на BBS такую штуку закинуть было бы проблематично — по тем временам ни отсканировать, ни уж тем более OCRнуть. Зато при наличии прямых рук и дизассемблера можно было заменить jnz на jmp.
      • +5
        То что такие проверки взламывались влет это да. Хуже обстояло с тем, когда в мануалах была жизненно важная для игры информация :)

        До сих пор помню как обидно было застрять на мусоровозе в Space Quest V только потому, что список координат нужных планет находился в мануале. Перепробовал тогда все на свете, но так и застрял там :(
        • +3
          У меня добрые ребятки текстовый файлик в папке с игрой оставили, так и играл. А PDFный мануал я скачал только лишь в 2007 году.
        • +1
          ох, точно, какие воспоминания:)
  • +1
    Потрясающе! По скриншотам сразу вспомнил свой первый компьютер, пачку дискет…
    Поле Чудес и Морской Бой — точно были у меня такими))
    • +3
      А озабоченный чувак Ларри Лаферадзе? (в переводе)
      Где ответами на вопросы надо было доказать, что тебе 18 лет.
      Помню был вопрос «Что такое ВМФ»?
      -Видеомагнитофон
      -Военно-Морской Флот
      и т.п.
      • +2
        даа! помню! один раз только смог ответить на все вопросы :D
      • 0
        Глупый пингвин робко прячет… что? «Акваланг, оружие и документы» до сих пор так говорим.
  • +6
    Спасибо за наше счастливое детство! (8
    Поле Чудес — одна из первых старых игр, которые приходят на ум. В одном списке с такими мировыми хитами, как Doom.
  • +1
    Приятно слышать, что одна из любимых игр детства — детище, можно сказать, земляка из Сарова. Мы с сестрой туда к родственникам почти каждые каникулы раньше приезжали. Возможно знаете Романова Ю.А.?
    • +11
      Я всех знаю и всех помню.
      • +1
        страшно
  • +1
    Спасибо за хороший рассказ!
    И отдельно спасибо за игру детства!
  • +8
    Спасибо, шикарная история! Никогда не забуду, как я, малолетний мальчуган, изменял надписи прямо в бинарниках морского боя (а потом и поля чудес) на свои — и это было круто, верх хакерства в то время :)

    Спасибо за счастливое детство.
    • +2
      Все начинающие кодеры видимо это делали =)
      • +1
        Но по итогу я стал UI дизайнером :)
    • +1
      Видимо все начинающие программисты этим баловались)
      • +1
        глюк(
    • +2
      Я как-то так испортил Sextris. Хотел прикоснуться к прекрасному :)
    • +1
      Я как-то так испортил Sextris. Хотел прикоснуться к прекрасному :)
      • +2
        Пардон. У Хабра похоже от этого поста Хабраэффект, не сразу коммент отсылается.
    • +7
      Забыл добавить! Все свои exe-шники я выкладывал в debug моде.
  • +1
    Хорошо пишете, вас легко читать. Спасибо за игры!
  • +3
    Спасибо за игрушки!
    И как жаль что сейчас уже вырастает поколение, которое никогда не поймет эти игры, и ту радость которую мы получали в свое время…
    • +2
      Чего жалеть? о_О Каждому поколению свои игры.

      Наверняка через 10 лет они про Crysis будут так же говорить :D
      Ну, не конкретно про него разумеется, на фоне сегодняшнего изобилия он несколько смазывается. Но что-то в этом роде.
      • +3
        Я как-бы к тому, что «игры уже не те». Имхо.
        Но я очень рад что еще застал «Поле Чудес».
        • +53
          Ну да, про не те не могу не вспомнить картинку:

          image
          • +12
            Стоит заметить, что игры 1994 года вызывают теже ощущение, как изображено на картинке до сих пор.
          • +3
            иначе просто играть не будут
          • +1
            А мне эта картинка почему-то игру Dave напомнила.
            Именно с ней связаны такие эмоции ))
          • 0
            Я недавно прошел TinyToon за полдня в эмуляторе с функцией сохранения. После это понял секрет «сложности» игр тех годов.
    • 0
      Я играл в нее в лагере на старых компах правда помню что мне доставалось только 2 минуты и я не разобрался… завтра скачаю эмулятор и буду играть, я никак не мог вспомнить что это за игра там была.
  • +1
    Спасибо за статью, очень понравилось.
  • +2
    Спасибо Вам за игру и интересную историю про её жизнь!
    Помню как в школе оставался после уроков и на перемены в классе информатики, доделывая придуманные в программки, а в качестве сладкого (после успешной компиляции кода) была эта самая игра!
  • +3
    Помнится, у меня у папы на компьютере были три игрушки: дюк нюкем (который я называл думом, а лежал он в папке c:\dum), второй принц персии и какая-то леталка.

    В памяти сохранились лишь обрывочные воспоминания о них: сам я не играл, но требовал, чтобы играл папа, а сам увлеченно наблюдал=)

    Позже я пытался вспомнить эту троицу. С принцем было просто — помнил название, с «думом» — посложнее… а вот стрелялку я так и не вспомнил…

    Так вот, к чему я это все… это был Descent=) Спасибо…

    А Поле чудес я просто обожал. Ненавидел этот ящик сникерсов. И каждый раз расстраивалcя поражению.
    Огорчало десятки минут ждать, пока высыпется весь иногда колоссальный выигрыш в виде банкнот (не помню, что на них было изображено, кажется, рубли советские)
    • +1
      ага, там кажется были советские красные рублики = 10 рублей вроде бы
      • +3
        Помню, я как-то дождался выдачи миллиона. Ждал минут 20.
        • +3
          я всегда дожидался=)
    • +1
      Точно, Descent!
      Тоже не мог вспомнить.
  • +3
    Лучший топик за последние-много-недель!
    Получил огромное удовольствие от прочтения. Спасибо Вам большое за ваши воспоминания и рассказ. Сколько часов в детстве было проведено за Вашими играми.
  • +1
    спасибо за игру.
  • +4
    … МОРСКОЙ БОЙ показали в программе ВРЕМЯ летом 1991 года. А меня назвали ястребом, разжигающим войну между братскими народами…

    А сейчас бы могли привлечь упечь «за экстримизм» 8)
    Огромное спасибо за статью. Поностальгировал. Сам я был на другой стороне этой системы. 5 лет службы в ядерно-технических частях 12 ГУМО РФ.
    • +1
      В принципе, если захотят, то и сейчас упекут. Кто сомневается в идиотизме наших властей — ознакомьтесь.
  • +1
    Похоже начнется новый виток популярности этой игрушки)
    Мне самому так жутко поиграть захотелось после статьи.
    • +1
      Пишите, их есть у меня.
      • 0
        а мож архивчик на хостинг и ссылочку сюда?
  • +5
    Не люблю засорять топики комментариями типа "спасибо", но тут просто не могу ограничиться плюсами!
    Спасибо большое за увлекательнейшую историю не только игры, но и Вашей жизни. Читал, не отрываясь!

    Ваше «Поле Чудес» на стареньком 386-м скрашивало не только вечера (играли всей семьей!), но и очень отвлекало от реалий того нелегкого времени. Через эту игру Вы абсолютно безвозмездно стали яркой частью моего детства, за что огромное Вам спасибо!

    Удачи и счастья Вам и Вашим близким!
  • +1
    Великолепная статья, спасибо!
    И, пожалуйста, пишите больше, если есть возможность — очень уж интересно рассказываете!
    • +1
      И ещё — у Вас ошибка на сайте лезет.
      • +1
        • +2
          Спасибо, сейчас исправлю. Чертов Drupal.
          • +1
            Обращайтесь, помогу, я вам уже писал, что вы мне помогли своими играми.
  • +14
    Спасибо вам, в детстве играл во все игры что вы назвали, при этом даже не догадывался что их делал один и тот же человек. Тогда в основном думал что это все делают суровые конторы. Ну и просто невозможным кажется то, что вы есть, и после стольких лет вы написали на хабре о том как это все происходило и создавалось. Прямо мистерия какая то.
    Когда играл в ваш морской бой, было даже ощущение что на максимальном уровне компьютер жульничает :D Сейчас пошел его скачаю, есть много дисков со старыми игрушками, наверно он там есть, но на всякий случай солью отдельно.
    А уж ускорение всего в поле чудес при нажатии на кнопку турбо это было очень весело. Вот с перестройкой было хуже, чтобы ее нормально играть на 486sx приходилось ставить специальную замедлялку. А поле чудес просто немного ускорялся, и это было круто.
    Не знаю даже что написать. Вы создали то что уже никогда не забудется. У меня вроде до сих пор родители в вашего Кинга рубятся. ^_^
    Как приеду домой наверно похвастаюсь тем что поблагодарил вас, и вы это даже прочитали. Спасибо.
    • +19
      На уровне адмирала компьютер знал местоположение всей Вашей армады)

      Но были парни, которые выигрывали и у адмиралов! Мода debug при компиляции игры была оставлена не случайно.
      • +1
        В общем все жульничали :)
      • +1
        если не ошибаюсь — то можно было выйграть на любом уровне сложности — выставив все корабли по краям поля
  • +2
    Не знал что у нас в Нижнем Н. был Ричард Гир)

    Спасибо за интересную историю кстати.
    • +14
      а той девахе, что с ним «отдыхала», небось до сих пор никто не верит))
      • 0
        А ей это и не нужно. То была Моника Белучи:)
        ЗЫ. Белучи тоже бывала в Нижнем…
    • 0
  • +3
    Дмитрий, а чем вы сейчас занимаетесь?
    • +1
      просмотрите блог ТС, там всё есть. он писал уже.
    • +5
      Дима — от Вадим. Пишу все подряд для мобильных устройств. Вернее не все подряд, а что считаю полезным и интересным.
  • +3
    Огромное спасибо за изящное повествование легендарной игры.
  • +2
    Очень интересная история!!!
    Огромное спасибо за воспоминания!
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +1
    Спасибо.
  • +1
    Спасибо, помню игры :) И помню сходство боцмана с конферансье :) Я тогда думал, что это игры от одного разработчика :)

    У Вас замечательный стиль изложения, читать легко, чувствуется, что Вы интересный человек :)
    • +4
      Автор ПрефКлуба — русский, по слухам был приглашен в Японию на работу творить игрушки.
  • +1
    просто пять, читал в захлёб, написано очень хорошо
  • +2
    Спасибо, в Снежинске все еще нельзя дозвонится на рабочий )))
    • +7
      Да, кстати — Снежинск мой родной город. Привет Снежику и Андюхе Чеснокову, моему корешу школьному.
      • +1
        Вах! Обязательно передам! Если будете в наших краях — можно встретится за рюмкой чая ))
  • +3
    А ж слезы пошли…
    Автор молодец!
  • +2
    Спасибо! Мне кажется одна из лучший статей на этом сайте!
  • +2
    Спасибо большое за игру.
    Я прям зачитался, игры моего детства. Первый 286 я попробовал в 4 года )
  • +3
    В нашей школе барабан крутили до 2005-го года, пока не обновили компьютерный парк :) Спасибо Вам!
  • +3
    Дочитал до конца на одном дыхании.
    Чем то напомнило стиль изложения книгу«Хакеры герои компьютерной революции»
  • +2
    Захватывающе! Спасибо!
    Помню «Поле чудес»!
    Помню диггера, кэтс. Был я юн и наивен, а в PC влюбился сразу как увидел. CGA, EGA — всё это вызывает тёплые ностальгические воспоминания…
    Помню descent, когда еще был игроманом — играл напропалую. Кстати, прекрасно тренирует пространственное мышление, я с тех пор перестал теряться на местности.
    Спасибо ещё раз.
  • +2
    Ааааааа!!!
    Я вырос на этих играх!!! Я в них играю время от времени до сих пор, уже почти 20 лет прошло!!!
  • +2
    Во-первых, спасибо за замечательную статью. И спасибо за замечательные игры. Я не устану повторять: мы — все, кто как-то связан с ИТ живем в совершенно замечательное время: у нас у всех есть возможность прикоснуться к легендам: послушать лекцию Столлмана, попререкаться с Торвальдсом в LKML, написать e-mail Джобсу (говорят, иногда он даже отвечает), задать вопрос автору «Поля Чудес»…

    Во-вторых разрешите задать вопрос:
    Однако деньги и компьютер были вручены не просто так. Я должен быть изучить язык Форт и склепать Морской Бой под ДЕНДИ, чрезвычайно популярную тогда игровую телевизионную приставку.

    В середине 90-х мне довелось видеть картридж для NES (Dendy) c русскоязычной игрой «Морской бой». Это и был порт на Денди, о котором написано в статье?
    • +1
      Ответили выше:

      alexbeep, 18 июля 2011, 14:00 #
      +1
      Отличный пост! в свое время был очень удивлен, что вы-из Сарова
      Скажите, а версия для денди это был уже не ваш проект?
      ответить
      PapaBubaDiop, 18 июля 2011, 14:08 #

      +3
      Не мой. И поздние коммерческие версии рекламируемые в ТВ — не мои.
      ответить


      habrahabr.ru/blogs/history/124363/#comment_4088138

      Про «попререкаться с Торвальдсом» это метко :D
      • +1
        Наверно это немного не то, автор отвечал про Поле чудес, а спрашивают про Морской бой. Про поле чудес для денди я слышал :) А вот морской бой не видел, может кто-нибудь где-нибудь видел ром?
        • +1
          У меня был картридж с вот этой вот игрухой goo.gl/D6fTb
        • +2
          cah4e3.shedevr.org.ru/dumping_2004.php
          На этом сайте есть дампы многих игр для NES/Денди, не выходивших официально. Так на странице дампов 2004-го года есть и Морской бой и Поле чудес.
    • +4
      Нет, под Денди не мое.
  • +2
    Буду неоригинален: спасибо огромное за эти игры, они часть самых светлых и радостных воспоминаний детства.
    • +3
      За статью также спасибо. Написана легко и весело, читается влет. Смысл — философский.
  • +2
    Мы молоды пока мы веселы.
    Прочитал два раза.
    Пап Буба, Жму правую!
  • +1
    Превосходно изложили все!
    Спасибо за ваш труд!
  • +1
    Дочитал, супер, Спасибо!:)
  • +4
    После этого топика все статьи хабра как-то побледнели =(
  • +2
    Прям Форрест Гамп, человек который застал и повидал все:)
  • +2
    >Неужели есть люди, одолевшие топик до конца?

    Это чуть ли не единственный топик такой длины, который я прочитал от начала и до конца.
    Спасибо за топик и за игры, в «Поле Чудес» играла вся семья!
  • +2
    Таким людям памятники надо ставить… при жизни, чугунные, на вокзалах :))
    Спасибо!
  • +1
    Спасибо, «Поле Чудес» была одна из первых, которые я увидел.
  • +2
    Чудесный пост, спасибо Вам, в кинга до сих пор играю :)
  • +1
    Спасибо за «Поле Чудес» и «Морской бой» — играл, когда было лет 5-6, после детского сада у Мамы на работе сидел, где уже появились компьютеры :)

    А я, кстати, в том нежном возрасте верил, что приз таки можно получить, но когда убедился что нет — выбирал деньги. Думаю, что все помнят, как весь экран на протяжении пяти минут заполнялся розовыми бумажками :)
  • +3
    Кстати, IBM PC стал человеком 1982 года. Исправьте, пожалуйста.
    • +3
      Исправил. Гугл попутал. А ведь я помнил, что число четное)
  • +4
    Помню времена, когда я выходил из игры «Поле чудес» нажатием… кнопки Reset :) Как запускать приложения — знал (точнее, нашел методом тыка в Norton Commander), а про существование клавиш для выхода (Escape, Control+c, Alt+q) тогда еще не догадывался. Год 96-97, кажется, когда родители купили б/у 486sx за 400$ (если мне память не изменяет) — достаточно большие деньги.
  • +3
    Благодаря Полю Чудес я стал не программистом, но уверенным пользователем. Когда у нас дома появился первый 486 (мне было лет 7-8), то папа или брат загружали мне Поле Чудес и оставляли развлекаться. Системник стоял под столом и я постоянно нажимал ногой ресет. Приходилось звать папу или брата, чтобы мне вернули игрушку. Им это, конечно, не нравилось. Поэтому мне пришлось освоить Нортон. Гордость я ощутил, когда научился переключать диски — Поле Чудес стояло на D. Ну а дальше пошло-поехало.

    Так что спасибо за ваш вклад в мою компьютерную грамотность.
  • +2
    Когда талантливый человек находит свое дело — рождаются шедевры.
    Хотите заработать на Поле Чудес? Делайте порт на iOS, тем более, что опыт разработки на эту платформу у вас имеется. Жаль только, что исходники не сохранились, все заново делать нужно.
  • +21
    Вы не поверите, но в детстве эта игра произвела на меня такое впечатление, что я даже попытался создать её аналог на флеше, программировать практически не умев.

    Сегодня чудом нашёл swf-ку в давно забытом архиве:


    Конечно, дописать игру я тогда до конца я не смог — не хватило энтузиазма и умения, но какой-никакой опыт создания чего-либо это дало. Судя по времени модификации файла, это был 2001-й год. Спасибо!
    • +4
      Здорово. Девушки на картинке не хватает.
      • +2
        Да там для начала половины самой картинки не хватает. :)
    • 0
      Хо-хо, а я в детстве под Borland C++ Builder пытался портировать) Барабан в 3D Max рендерил сам))
      Тоже так и не дошла до победно-работоспособного состояния.
  • +3
    rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1956762
    Если вдруг кто захотел поностальгировать. Full Version Repack

    P.S.: Дмитрий, спасибо вам огромное за эту игру. Это одна из первых игр, в которые я вообще когда-либо играл на PC. Помимо Поля Чудес, помню, были еще Lines и виндовые пасьянсы.
  • –5
    Скажите Вадим, это вы на аг.ру всем трем упомянутым играм поставили максимальную оценку? :) Не то чтобы они этого не заслужили…
    • +7
      Я — пока готовил статью.
      Искал в сети ссылки и скриншоты игры. Ну и заодно уж плюсанул от души. Имена сайтов не помню. Первые пять из Гугл-запроса.
      На всех зарегистрировался и на всех плюсы нажал.
  • +1
    читал запоем))) спасибо за отличный позитивнейший пост и за отличные игрушки времен отрочества))))
  • +2
    Ах, ностальжи :) Классная статья!
  • +1
    Вот, действительно хорошая история. Спасибо за позитив.
  • +1
    Игра из детства. Играли в неё с лучшим другом на компьютере бухгалтера ЖЭУ в выходной день, когда никого не было. Спасибо вам за игру!
  • +1
    Спасибо Вам. Просто спасибо.
  • +1
    PapaBubaDiop — болеете за Сенегальскую сборную по футболу?)
    • +4
      Болею за Папу Бубу. Он в составе греческого АЕК полгода назад приезжал в Питер. Лично лицезрел толстого и вальяжного Папу Бубу на Петровском. Зенит выиграл 4-1. Но Папа сделал пенальти в ворота сине-бело-голубых. Впрочем, это кажется не IT-тематика.
      • +1
        помним как он французам всунул на ЧМ2002)
  • +3
    Статья шедевральна. И хоть в силу возраста(сегодня 23 исполнилось) я не застал всех этих машин и переворотов(ну вернее застал, но еще ссался в пеленки), но от прочтения статьи у меня внутри все переворачивается!!! Это как для археолога найти какой ниб город — он в нем небыл, это все произошло задолго до него, но для него все тама родное.
    С компами впервые столкнулся на комп курсах, я не помню что были за машинки(ну уже персоналки), на них стояли 95 винда, какой то офис, в котором нас учили работать, что то типа варкрафта, и внимание… — поле чудес, да да, я с него начал свой компьютерный путь. Это был где то 97 год.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +7
      1 000 000 рублей. Все по-честному. Купюрами по 10 карбованцев.
      • 0
        А сколько купюр 10 карбованцев в 1 000 000 рублей?
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +2
    У Вячеслава день рождения через неделю…
  • +4
    Тоже играл. Причем недавно (если недавно это конец 20 века)) и на первом моем компе — Pentium MMX :)
    Интересно, рейтинг статьи является теперь абсолютным рекордом на хабре или был у какой-то статьи выше?
    • +4
      На втором месте. habrahabr.ru/top/all/
      • 0
        Спасибо!
    • 0
      А вот автор — на первом :)
  • +4
    Спасибо вам большое за игры тогда. И за эту прекрасную статью сейчас.
    Хоть я и не застал ваши игры 90е но в 2000х на 80286 и 8088 наигрался в удовольствие. Вы часть моего детства!
    PS так и знал что адмирал жульничает :)
  • +1
    > Выпуская игру я потешил авторское самолюбие вставкой в код своего мыла и домашнего телефона.
    В то время у вашего института уже появился интернет и у сотрудников были электронные почты? Это в 1993 году?
    • +4
      UUCP-UUPC никто не отменял, а почта в союзе была и раньше.
      У меня к примеру с 92 был ящик на релкоме, через uucp. Первые mail-игры, переписки с заграницей… Ностальгия :)

      Автору топика отдельное спасибо. Я был одним из счастливых обладателей копии игры на своём 286 с русской клавиатурой :)
    • +2
      В нашей конторе почта появилась в 90 году. Mail.ru тогда еще не родился. Но электронные адреса существуют с 70-ых годов.
  • +4
    Играли всей семьёй в ваши игры, даже и не зная, что у них у всех один автор.
    Я очень любил «Морской бой», родители — «Кинг»а, а в «Поле Чудес» вообще играли все и каждый, а уж когда приезжали гости, «Поле чудес» стабильно было центральным пунктом программы на вечер!!!
    Спасибо огромное за счастливое детство в нелегкое время.

    P.S. А еще, помню, у друзей циркулировала какая-то пропатченная версия «Поле Чудес» с чуть переделанными спрайтами, матерными текстами и прочим тюнингом.
    • +3
      Ага, тоже видел эту версию, на первых порах было прикольно, ну как же, все дети, ругаться нельзя, а тут матюгаются постоянно, да и играть в такое родители не разрешают, а раз запрещают значит интересно. А потом все равно в скором времени опять вернулись к обычной версии, ибо мат на самом деле скучен.
      • 0
        Ну, потому и пишу, что «помню… циркулировала», ведь в итоге действительно все в обычную версию играли.
  • +3
    Черт побери! Как же было интересно читать! Спасибо! Не смотря на 756 голосов добавлю вам и свой как только получу возможность.
  • +2
    5 баллов за пост. Здорово было прочесть о том, чем в детстве убивался. Спасибо Вам и за морской бой и за поле чудес.
  • +4
    Спасибо! Сам в школьные годы (1991) пытался написать «Поле чудес» для УК-НЦ в текстовом режиме псевдографикой (квадратный барабан — это здорово...) Позже, в студенчестве, играл и в «Кинга» вашего, и в «Поле Чудес». Теперь наконец-то узнал точно, что это за тема «сотрудники отд. 08» (хотя я примерно такой ответ с самого начала и предполагал).
  • +1
    Спасибо!
  • +2
    Когда я играл в «Поле Чудес» — был ещё совсем маленьким, очень радовался выигрышам и всяким весёлым призам, даже говорил родителям «давайте съездим их заберём» (даже крышку от унитаза, да).
    Но Кинг мне потом понравился больше, не знаю почему здесь про него мало кто вспоминает.
  • +3
    Дмитрий, спасибо. Я помню Борландовский компилятор на дискете, я помню икс-тишку, я помню, как заводил 5-МЕГАбайтный сигейтовский винт плоскогубцами (у него шпиндель заедало, но он торчал наружу — ура!), и как тащился от наличия того винта. Я помню первый собственноручно набранный код на бейсике из книжки, исполнение которого я увидел на Искре — клоне ХТ, принесенном папой домой на новогодние каникулы, детишкам посмотреть — 1990 год. Я помню свою первую программу, попытки переписать Нортон Коммандер (я знаю, как будет лучше!). Я ничего не забыл.

    Спасибо вам.
    • 0
      А не сохранилось случайно фотографий сего чуда, запускаемого плоскогубцами? :)
      • +1
        Вряд ли… мне тогда было 11 лет, цифровые камеры были только у фантастов в головах, а на пленку снять никому в голову не пришло :(
      • 0
        Мне кажется, этих MFM-винтов сейчас должно быть полно во всевозможных компьютерных музеях. У друга был 20 Мб винт, он его раскручивал тыкая авторучкой в шипндель. А на моей XT винт сам раскручивался, без дополнительной помощи!
  • +1
    Ни одну художественную книгу с таким удовольствием не читала :)
    Автору огромное спасибо, что поделился таким интересным жизненным опытом!
  • +1
    одолел! спасибо огромное, чудесный топик, нахлынули воспоминания. вспомнил 95й год и как сам шизовал в «Поле чудес». была еще чудесная игра, ее к сожалению не нашел, может кто из хабровцев в курсе? звалась она Troika, логическая игра из трех частей. буду премного благодарен, если кто вспомнит. а «Поле чудес» у меня до сих пор осталось на пятидюймовой дискете. вставить только некуда — дома только ноуты. постараюсь победить лень и сваять внешний USB-MFM, если получится — отчитаюсь на хабре. еще раз спасибо за статью! как в прошлое вернулся
    • 0
      вы случаем не эту Тройку имели введу?
      или имелось ввиду что то от Troika Games.
      • 0
        да! спасибо огромное!!!
        ЗЫ пойду попрощаюсь с мозгом и делами…
  • +2
    Супер! Хоть и не довелось поиграть в Поле чудес, и сначала для меня были Денди, затем уже старые процы, но всё равно было полезно узнать историю «пионера» русских игр. Сразу вспоминаю наш класс информатики в школе, где у стены стоял диск такой здоровый, что я вечно пырился на него и представлял как туда пишут информацию…
    По поводу топика, слог отличный у автора! Спасибо, с удовольствием прочитал!

    P.S. E3 — ежегодно проводится по-моему
  • +1
    Изумительная статья :)

    Но ободок унитаза на бочку!
  • +2
    Вадим, спасибо вам за ваши игры! Удалось их «застать» — часы радости на моем первом 80286))
  • +2
    Спасибо за ваши игры.

    Разместил ссылку на ваш топик на dtf.ru
    dtf.ru/blog/read.php?id=66218
  • +2
    Фантастика! Прочитал на одном дыхании, спасибо!
  • +1
    Буду скучен и краток — вы создали игры, которые привлекли больше пользователей ПК чем все современные, вместе взятые )
  • +3
    image

    ах, да, еще картинка для ностальгирования )
  • +1
    Только благодаря Вашей игре я запомнил дичайшее название столицы Мадагаскара. Спасибо.
  • +2
    Пост года, давно ничего подобного на хабре не было. Огромное спасибо за историю и за игры!
  • +1
    В Cats я играл не помню во сколько лет, как и в «Поле чудес» и King. Очень интересно было прочитать об авторе!
    • 0
      Очень не любил вспоминать индекс «Комсомолки» при запуске Кинга.
      • +1
        Его не надо было вспоминать. Он высвечивался на экране запроса пароля в фоновой картинке)
  • +2
    Эх, уж теплилась надежда увидеть исходники поля чудес… очень жаль, что они не сохранились.
    Так хочется взглянуть на сорцы старых-добрых игрушек: поля чудес, dangerous dave 2, принца персии и т.п. Может там ничего интересного и нет, может там дремучий быдлокод, но просто очень интересно взглянуть в «душу» воспоминаниям.

    Но даже без исходников, спасибо за статью — играл на слабеньком монохромном ноуте Sharp (386SL @ 20MHz, ой да вот же он) и у меня Арзамас-16 с тех пор крепко ассоциируется с игрой и лишь потом со всем остальным :)
  • +1
    Первый раз в Поле Чудес, я поиграл в 2000 году, тогда я жил в городе Наманган (Узбекистан) за 300 км от столицы, техника до наш шла очень медленно и стоила очень дорого. На моем первом компьютере она была самой любимой игрушкой! Огромное спасибо, увлекательнейший рассказ.
  • +1
    Моим первым компьютером был pentium-166MMX. И хотя шли такие игры как Age of Empires, KKnD, C&C или Duke Nukem, очень много времени было потрачено в «Поле чудес» и в «Морской бой».
    Огромное спасибо за эти игры, и за эту статью!
  • +1
    Интересная история из вашей жизни!
    Помню, как и все кто здесь отписался, эти игры и хочу выразить вам благодарность за них, просто за то, что вы сами объявились и рассказали о себе и о ваших творениях. Не болейте! ;)

  • 0
    > и появился первый CD диск. Он вмещал целых 7 мегабайт.
    Это та самая умышленная опечатка или тоже какая-то очень интересная история?
    • 0
      Нет, не опечатка. Это они сейчас по 700 МБ. А первые были именно такие.
      • 0
        Почему спрашиваю — потому что слышу в первый раз про 7-мегабайтные диски. А ещё в 98-ом году читал книжку и там рассказывалось про красную и желтую книгу, про 650 мегабайт, про суперновые драйвы аж с 4-мя скоростями :)
        Может просто туда данных на 7 мегов было записано, а ёмкость по стандарту?
        • 0
          Точно помню 1995 год, CD RW — 7 МБ. Но теперь зародились сомнения — вдруг больше можно было записать?
  • 0
    У вас есть талант писать. Прочиталась быстро и интересно.
    Спасибо вам за все игрушки, которые вы сделали =)
  • 0
    Иногда я задумывался о судьбе людей писавших лучшие игры моего детства, но вот чего не предполагал это что один из них будет писать мемуары на хабре! Спасибо за интересную статью
    • 0
      Согласен, нам повезло, что у нас есть возможность общаться с такими людьми через столько лет.
  • +1
    Надо же! Та самая игра…
    У меня было тайное детское желание — действительно попасть по «тому самому» адресу и потребовать мои беруши и держатель для туалетной бумаги =)
  • –1
    Помню Морской бой… Кинг — вроде карточная игра?!

    Спасибо за рассказ — интересно.
    Почему-то нахлынули воспоминания.

    Death Track и hex-редактор
  • 0
    Спасибо за игры и топик!
    Ах сколько удовольствия получено))
  • 0
    Боже, как же я Вам благодарен за все эти игрушки… сколько лет я в них играл, сколько эмоций они мне подарили! Просто не вмещается в голову, что Вы сделали поле чудес за неделю! Я суммарно по часам проиграл в неё месяц так точно на 386-м!

    А морской бой! Сколько было сражений дома и в школе в начале 90-х!!!
  • +1
    Спасибо… просто человеческое спасибо
  • 0
    А я думал что бесконечные купюры — это мой первый баг и в итоге стал тестером.

    Спасибо вам за детство!
  • 0
    Великолепная история! Спасибо!
  • 0
    Отличная игра. До сих пор храню копию.

    Не помню почему, но я был убежден, что призы можно реально получить. Конечно шнурки и бумага (кажется от Трактор и Грабли Проктор и Гэмбл) меня не интересовали. Но я верил, что там должен быть приз АВТОМОБИЛЬ…

    К чему я это?

    Был там файлик, вроде WORDS назывался (могу путать...) там были ответы. Но не было вопросов. Я тогда только учился… (96 вроде шел год). Почему то мне не пришло в голову обращаться к процессу и подглядывать ответы… да и не спортивно было… или я почему то решил, что разработчик сможет узнать об этом… и приза не будет. Поэтому была написана утилитка (на Паскалях седьмых), которой я указывал длину слова. Она предлагала самую частую букву (алгоритм был не идеален, он просто считал все буквы по отдельности). Я открывал букву, сообщал алгоритму где и какие буквы открыты, он сужал список ответов и подсказывал буквы.

    Автомобиль я так и не выиграл. (:

    Автор, спасибо, тебе большое. Твоя игра спасала меня в часы скуки. Она же стала первой игрой, которую я пусть и криво, но пытался ломать сам.

    P.S. Кстати за быстрое вращение барабана, отдельные аплодисменты. Помню все пытались плодить клонов. Но с мощами тех компьютеров… У тебя был самый быстрый барабан. (:
    • 0
      PS2 А может не автомобиль… Честно говоря, я не помню о чем я мечтал тогда. Вроде об автомобиле.
      PS3 С файлом я точно напутал. Нашел копию. Пытаюсь вспомнить, где я тогда доступ к словам смог «нарыть».

    • 0
      pole.ovl (:
    • 0
      image
  • +1
    Спасибо за пост! И фразу:
    Я — русский, а значит инженер и программист.
  • 0
    Дмитрий, спасибо Вам огромное за игры детства, и за эту прекрасную статью, читал на одном дыхании.
  • 0
    Хороший номер в пансионате между Алуштой и Гурзуфом стоил миллион купонов или 1 доллар в день.

    Такого не было. Максимально, 1 доллар стоил 160 тыс.
    За пост спасибо.
  • 0
    Офигеть! Все эти игры были у меня и всех друзей на компах. Я не играл, жанр не нравился. Предпочитал Старкон 2. Но все равно держал для друзей, игр мало было. История конечно круть!
  • 0
    Автор, а к вышедшем на мобильных платформах «Полям Чудес» Вы имеете отношение?
    • 0
      Привет, к мобильным Полям Чудес отношений не имею. Разве что уважаю любые прилично сделанные приложения.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.