Thrustmaster HOTAS WARTHOG: Палочки радости


    Я никогда не считал себя фанатом авиасимуляторов, дотошно изучающим виртуальный кокпит каждого самолета, чтобы потом строчить на форумах о несоответствии двух винтиков и шрифта на правом нижнем переключателе режима работы автопилота. Но при этом был не прочь иногда полетать, для чего пользовался древним лоджитековским джойстиком. За давностью лет, механика износилась, и положение «По центру» соответствовало чему угодно, но уж никак не нейтрали, а кнопка, обычно отвечающая за огонь из пулемета, нажималась только при нажатии особым способом. Не сказать, что это меня расстраивало настолько, чтобы идти покупать новый набор — я любитель, а не профессионал. Но тут провидение все решило за меня. Весьма необычным путем, но все же, в мои руки попал набор от французов — Thrustmaster HOTAS Warthog. После моего древнего джойстика, это было как пересесть из старого раздолбанного Уазика в новый BMW.

    Что это вообще?


    Начнем с того, что это не только джойстик, а комплект, в который входит так же и ручка управления двигателем. Вместе они образуют активно используемую американскими конструкторами самолетов логику управления HOTAS (Руки на «педали газа» и ручке управления), при которой возможно осуществлять полноценное управление техникой в боевых условиях не снимая рук с рукояток и, соответственно, не отвлекаясь на поиск нужных переключателей — все под рукой. Внешне они являются точной копией аналогичных органов управления легендарного штурмовика ВВС США A10C «Thunderbolt». При чем, по утверждению создателей, все кнопки, переключатели и рукоятки требуют для нажатия ровно тех же усилий, которые требуются реальным пилотам этого самолета. И если внешнее сходство я подтверждаю, то насчет нажатий могу сказать только одно — металлические переключатели ощущаются и щелкают именно так, как они это делали в далеком детстве, когда я часто бывал на боевом корабле.

    Вместе с упомянутыми переключателями, на блоке с РУД имеется всего 32 кнопки, микро-джойстик и восьмипозиционный POV-переключатель. Выглядит все это внушительно, чему способствует зеленая — «как в настоящем» — подсветка тумблеров и массивное основание, благодаря которому в любой жаркой схватке весь блок остается на месте, не сдвигаясь ни на миллиметр. Так же в правой части есть ползунок, в «настоящем» A10 регулирующий усилие, необходимое для перемещения ручек управления двигателем. Но в реплике для этого есть отдельный регулятор в верхней части, а ползунок можно использовать как дополнительный орган управления. Для контроля положения ручек управления используются магнитные датчики, основанные на эффекте Холла. Это обеспечивает регистрацию 16384 положений (14 бит) и гарантию того, что через пару лет механический износ не повлияет на точность позиционирования. В минимальном положении ручки перемещаются только после небольшого подтягивания вверх, что не позволяет в процессе боя случайно выключить двигатели и начать искать ручку катапульты.

    Сам джойстик обладает только девятнадцатью кнопками, но зато под большим пальцем оказывается сразу три четырехпозиционных переключателя и еще один восьмипозиционный POV-контроллер. Это безумно помогает в процессе поиска и захвата цели, позволяя управлять сразу несколькими системами не снимая рук с элементов управления и не заставляя искать нужные кнопки на клавиатуре. «Пулеметная» кнопка под указательным пальцем имеет две степени нажатия — как спуск в фотоаппаратах. В A10C легкое нажатие активирует систему компенсации отдачи, а полное нажатие уже включает пушку. С учетом того, что, например, аналогичная 2А42, стоящая на наших Ка-50, при стрельбе в прямом смысле разворачивает вертолет, это далеко не лишнее.

    За позиционирование самого джойстика отвечают аналогичные магнитные датчики, обеспечивая точность в 65535 положений по каждой оси. Если поначалу это и кажется излишним, то после первого же бомбометания все претензии отпадают. И, как и в случае с РУД, использование немеханической системы контроля гарантирует, что и через два года положение «По центру» будет таким же, как и сейчас. Широкое и массивное основание позволяет не беспокоиться за сохранность устройства в любых условиях.

    Так же присутствует возможность заменить текущую ручку на младшего брата — Cougar десятилетней давности, специальная опция для тех, кто привык к старому, проверенному железу. При этом система позиционирования останется новой, замене подлежит только сама ручка с кнопками, поэтому это действие не приведет к потере точности.

    Как это вообще?

    С подключением никаких проблем не возникло — достаточно поставить идущее в комплекте ПО и освободить два USB-порта. Устройства являются полностью независимыми и могут использоваться как вместе, так и по-отдельности. Кроме собственно драйверов, на диске имеется так же некий программный комплекс T.A.R.G.E.T. — специальный софт для управления и конфигурирования джойстика и РУД. Данная программа позволяет настроить и сконфигурировать практически любое устройство от Thrustmaster, включая даже MFD Cougar — реплика дисплеев, устанавливаемых в американских самолетах с полным набором кнопок. Так же можно создать отдельные макросы для любого из управляющих устройств. Каюсь, разобравшись в местном скриптовом языке, я написал специальные макросы для некоторых рутинных действий по нажатию одной кнопки — при этом в списке команд были как нажатия кнопок клавиатуры, так и задержки.

    Например, просто для запуска двигателя вертолета Ка-50 цепочка выглядела примерно так: включить батареи, включить топливомер, включить систему самодиагностики, отключить сигнализацию гидросистемы, включить радио, получить разрешение на запуск, включить топливные насосы, включить топливопровод ВСУ, запустить ВСУ, включить систему управления левым двигателем, включить топливный насос левого двигателя, перевести тумблер выбора двигателя в положение «левый», нажать кнопку запуска двигателя, после чего снять стоп-кран двигателя. Затем повторить процедуру для правого. То есть, при желании, можно записать чуть ли не отдельную программу для каждого нажатия. Кроме, собственно, интерфейса между компьютером и джойстиком, T.A.R.G.E.T. позволяет налету мгновенно обновлять прошивку устройств нажатием одной кнопки, регулировать подсветку, реакцию на нажатия и прочие милые сердцу мелочи.

    Переходим к самому вкусному — как же оно ведет себя в игре. Раз уж я получил такое устройство, грех было не опробовать его в идеально подходящем для него симуляторе «A10C Warthog» от Eagle Dynamics. Да, это можно считать рекламой — но игра создана с учетом существования этого джойстика и в настройках управления все команды уже привязаны к соответствующим кнопкам и переключателям, благодаря чему требуется минимальная перенастройка, исключительно если вы привыкли к другим привязкам.

    Так же в настройках есть пункт, позволяющий синхронизировать состояние управления самолета с джойстиком при старте полета, что позволяет оставить включенным, например, систему противоракет и больше не заморачиваться её постоянным включением. С учетом доскональной симуляции самолета в игре, включая самый распоследний тумблер включения системы проверки датчика подачи жидкого кислорода, использование в игре именно комплекта от Thrustmaster добавляет и без того отличному симулятору настоящий эффект присутствия. Джеймсы Кэмероны с их «Аватарами» отдыхают. Так как все органы управления соответствуют именно этому самолету, чувствуешь себя настоящим пилотом A10 на боевом вылете, осознавая, что где-то в Афганистане летчик-штурмовик пользуется точно теми же переключателями, точно так же наводит рамку целеуказателя маленьким рычажком, точно так же большим пальцем сбрасывает неуправляемые бомбы.

    Точность управления вне всяких похвал. Если раньше наземное бомбометание было для меня самым ненавистным действием, то теперь это вдруг стало легко и просто. Ведь на скорости в 300 километров в час малейшее отклонение от курса обеспечивает падение бомбы в десятках метров от нужной точки. С этим джойстиком самолет стал реагировать на малейшую корректировку курса, позволяя уничтожать неуправляемыми бомбами и ракетами такие цели, которые раньше я с трудом поражал управляемыми бомбами с лазерным наведением. Через некоторое время настолько привыкаешь к переключателям, что все действия выполняются интуитивно, как комбо в старых аркадах на «Сеге» — переход в режим боя, выбор оружия, поиск-захват цели, выброс ловушек — ни секунды не тратится на поиск на клавиатуре нужных кнопок.

    Итого

    В общем, это, наверное, лучшее устройство управления, которое попадало в мои руки. Единственный его недостаток для меня — это излишне чувствительный микро-джойстик на РУД, который используется для перемещения прицельной рамки, и слишком легко переключающийся тумблер на левой стороне ручки. Кажется, что вот-вот что-то внутри сорвется и начнет гулять туда-сюда. В остальном оба модуля выглядят несокрушимыми монолитами, качество сборки не вызывает ни малейших нареканий. Будь у меня этот джойстик лет пять назад, я бы точно вылетел из института, проводя в небе больше времени, чем на земле. Это, наверное, последний рубеж между «казуальным» пилотом и теми летунами, которые оборудуют у себя в комнате точную копию кокпита любимого самолета, любовно подбирая и кастомизируя каждую деталь. Дальше — только идти в летное училище.
    Метки:
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    Комментарии 64
    • +9
      Отличная вещь! Куплю себе такую. При этом сразу вспоминаю случай про одного грабителя, который угнал частный самолет и улетел на нем. Когда его спросили где он научился управлять, он ответил что играл в авиасимуляторы :)
      • +5
        В авиасимуляторы не играю, но джойстик выглядит очень круто!!!
        • +3
          Он еще и «ощущается» круто — металлические переключатели и рычажки щелкают так, что так и тянет просто подергать их, без смысла
          • +4
            Последний авиасимулятор, в который я играл, был F16 (ещё в бородатые 90е).
            До сих пор с ностальгией вспоминаю боевые вылеты: воздушные бои, противоракетные помехи, бомбежки, эх… Долетался почти до полковника.

            После этого был F117, но с ним у меня как-то не срослось. А потом времени не было с новыми симуляторами разбираться. Сейчас с удовольствием бы поиграл. Но как представлю, сколько времени нужно потратить на обучение всем тонкостям. А сколько времени потом уйдет, чтобы играть и сколько усилий уйдет, чтобы снова заставить себя заняться делом, а не играми…

            Нет-нет-нет! Надо работать!
            • 0
              Ну на самом деле не особо. Буквально пара вечеров — и уже можно взлетать в начальных миссиях. Еще пара вечеров — и руки привыкают к кнопкам и проблемы пропадают полностью )
              • 0
                … ещё пара вечеров и: "да ну нафиг, позже разберусь с тем проектом", "ещё чуть-чуть и начну работать", и т.д.

                В WoW и Lineage даже не пробовал начинать играть, зная, как меня это все может затянуть.
                После «Смутных Времен» (до ОСИ дошел, а это не самая красочная и интересная онлайн-игра) понял, что к онлайн играм вернуться мне можно будет только на пенсии.
              • 0
                F117 и AV8B тоже играл.

                Джойстик классный
          • 0
            Не хватает только костюма пилота и кресла в виде самолета...:)
            • +3
              Ну, когда я для более четкого управления вертолетом в «коллеге по цеху» DCS Ka50 подключил к компу педали от старого руля, я решил, что следующим шагом будет именно кресло и шлем )
              • +1
                Ну тогда уже сразу вертолёт надо покупать)
              • 0
                Не хватает только самолета
              • 0
                Эхх. Ностальгия. А сколько часов было проведено в лок оне с друзьями…
                • +1
                  Аналогичное могу сказать про ИЛ-2 Штурмовик. Столько приятных воспоминаний =)
                  • +1
                    А я все равно раньше. Я начал с Фланкера, который тоже от Иглов, но как раз перед Лок Он )
              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                • +1
                  Ну да, но А10 тут не цель ) Тут цель — небо. Половину времени я проводил не в А10, а в Ка50 )
                  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                    • 0
                      Но пострелять опять-таки не дадут ))
                      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                        • 0
                          Ну ХУД сейчас даже в автомобили встраивают )
                          Вот хотел в детстве стать летчиком боевым. Только к возрасту «принятия решения» осознавал, что в стране керосина нет, и летают только на МАКСе. Или в Чечне, куда почему-то совсем не хотелось.
                      • +1
                        Меня до сих пор просто поражает идиотизм наших гражданских авиаучилищ, которые набирают себе абитуриентов как в космос. Думаю, для них будет шоком узнать, что в мире абсолютно спокойно летают пилоты в очках на -7, и даже дальтоники и глухие.
                        А потом наши ещё жалуются «ай-яй-яй, нашей авиации остро не хватает лётчиков».
                        • 0
                          Ну, если у нас самолеты такие, что ВСЕ остальное должно быть идеальным, чтобы они не разваливались на лету…
                          • 0
                            А ты там был? Ты видел что там происходит?
                            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                              • 0
                                Ни я, ни отец туда пройти не смогли, хотя очень хотели — и именно по причине зрения. И если в советские времена я ещё кое-как могу понять причину ограничения по здоровью, то сейчас не могу ни понять, ни оправдать.
                                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                  • 0
                                    За PPL однозначно надо ехать либо в США, либо хотя бы в Прибалтику.
                                  • 0
                                    Ну это конечно печально, когда мечта уходит (если было мечтой)…
                                    Я тоже не избежал этой участи (

                                    Но если по сути, то есть не только летчики.
                                    Есть технари, вооружейщики, двигателисты, радиоинженеры и т.д.

                                    Я сильно сомневаюсь, что пустят летать с плохим зрением и не только, а в другие специальности относящиеся к авиации пожалуйста.

                                    Лично я тоже не прошел по зрению и пошел на факультет радио-електронного оборудования.
                                    • 0
                                      Ну вот и у меня отец пошёл тем же путём, стал главным технологом на авиаремонтном заводе.

                                      А что с плохим зрением пускают летать — посмотрите, например, на США. Разрешено летать вообще с любым уровнем зрения, главное, чтобы оно компенсировалось очками.
                        • 0
                          Я с ним точно взлечу в игре «Ил-2 Штурмовик»?
                          • 0
                            Что до «Ил2» — взлететь не проблема. Но на максимальной реалистичности все равно придется задействовать клавиатуру — в каком-нибудь восьмимоторном бомбардировщике там на каждый карбюратор по отдельной кнопке. На джойстике вешаются только самые «общие» команды — завести все двигатели, открыть бомболюк.
                            А вот что до управления — все получается просто шикарно. Самолеты там летают медленней, чем всякие А10, прицеливаться еще проще. А «двойная» гашетка позволяет вести огонь при полном нажатии сразу из пушек и пулеметов.
                            • 0
                              А почему нет?
                            • 0
                              Здорово, я наконец-то придумал себе подарок на НГ :) В связки с педалями от G-25, игра будет Бомба!!!
                              • 0
                                Ну если честно — этому подарку скоро год ) Но соглашусь — для фаната это отличная игрушка
                                • 0
                                  За год были проблемы? Говорят, РУД через пару месяцев у приличного количества человек давал сбои.
                                  • 0
                                    Не-не, у меня он всего месяц. Год — это возраст самой модели. За это время в моих руках ни единого нарекания. РУД тоже ок. Если что и появится — поделюсь
                                    • 0
                                      Вот эту темку советую прочесть, про прошивку. Если ещё не в курсе.
                              • 0
                                Ну черт побери ааа ...!!!

                                Я только оторвался от ил 2 штурмовика а вы тут с такими цацками…

                                А педальки для хвостового оперения есть?
                                • 0
                                  Неа. Но с учетом наличия на ручке джойстика трех 4-позиционных переключателей — можно повесить рули на них. Или — как я сделал — воспользоваться педалями от руля )
                                  • 0
                                    А на самом джойстике 3 или 2 оси? На моем логитече руль направления управляется вращением рукоятки.
                                • 0
                                  «Педальки для хвостового оперения»?! OMFG…
                                • +2
                                  А с Saitek X52 Pro не сравнивали? Понятное дело, тут металла куча, копия и всё такое… но по удобству и функциональности интересно сравнить. Не только под Бородавочник, но и под остальные самолёты из тех же «Горячих скал».

                                  Тем более, что Saitek X52 Pro + педали — тысяч 12-14. А тут только джойстик 16 в среднем.
                                  • +1
                                    Сравнивал «по обзорам» — лично Сайтек не пробовал. Этот будет потяжелее, плюс кнопочек больше. Более точное позиционирование. Судя по отзывам, у Сайтека проблемы с датчиками, но «мопед не мой». Две РУД — в вертолетах можно отдельно ставить на управление мощностью двигателей и шагом винта. И — повторюсь — всего 5 четырехпозиционных переключателей. В условиях кучи экранчиков и целеуказателей, это реально аргумент )
                                    • 0
                                      Надо где-нибудь найти мне, чтоб потрогать оба набора. А то по обзорам выбирать между ними не то.

                                      У сайтека, кстати, на тему переключателей есть куча «плюшек», например, вот это:


                                      В общем, я когда всё вместе собранное представляю, жутко крутой кокпит получается :)
                                      Но средств требует, да. Недешёвые игрушки. Ещё и потрогать вживую мало где можно, чтобы сравнить. X52 Pro найти в моём городе легко, а Warthog только под заказ — не полапать перед покупкой.
                                      • 0
                                        Трастмастер еще вот такие ништяки предлагает, тоже «как в А10»
                                        image
                                        • 0
                                          Да, видел. Хорошая штука. Но это вроде и всё, а у Сайтека куча разных панелей.
                                          Впрочем, если только под один самолёт затачиваться, то да, набор Трастмастера — вне конкуренции.
                                          • 0
                                            Ну мне, как не особо разбирающемуся, судить сложно. Я как любитель, не более. Поэтому и рассматриваю с точки зрения любителя и тонкостей могу не знать ) Про Сайтек знаю только то, что они «в почете» у симмеров. А лично для меня — больше кнопочек — круче! Особенно для управления в космосимах. В «Завтра Войне» в принципе тоже очень удобно оказалось, клавиатура вообще не нужна.
                                            • 0
                                              А TrackIR себе не покупали? С ним вообще круто, на хатки не надо переключаться.
                                              Летишь себе, головой вертишь — лепота.
                                              • 0
                                                Не, вот это точно не ) Начни я фанатеть чуть позже, когда уже работать стал — возможно. А так в старших классах школы не было возможности, а потом интерес снизился
                                              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                • +1
                                                  О, точно, Хоумплэнет! Вот там я его еще не тестил!
                                                  • 0
                                                    Да после него все космосимы как-то вяло выглядят. Ну кроме орбитера.
                                                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                      • 0
                                        Всегда мечтал такой комплект цепануть к компу, а с него сделать перевывод на футабу (уже кто то делал) и всем этим счастьем управлять самолётом с fpv (радио-моделью)
                                        • 0
                                          Ну для этого хватит и джойстика за 2к ) Куда там столько кнопок?
                                        • 0
                                          Интересно когда в авиасимах начнут рисовать ноги пилота?
                                          • +1
                                            Они есть ) Включаются RCtrl-RShift-P. Просто они непринципиальны. А «внешняя» камера показывает голову пилота, при чем она повернута в ту сторону, в какую ты смотришь сейчас в кокпите
                                          • 0
                                            во flightgear пробовали? интересует работа из под линукса
                                            • 0
                                              Под линуксом проблем не было, но там дальше тестов в самой системе не пошло. Я не особо знаком с симуляторами под никсы ) Но все кнопочки и оси определялись прекрасно в тестовой софтинке.

                                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.