Как стать автором
Обновить

Театр абсурда, или Ещё раз о фикции «общественное достояние»

Время на прочтение 2 мин
Количество просмотров 6.8K
Эпиграф:
Приходит мужик к барину и говорит:
— Барин, у меня что-то с деньгами совсем туго. Одолжи мне рубль, а я тебе весной два верну, и вот топор в залог оставлю.
Почесал барин голову и говорит:
— Ну ладно, так и быть, вот тебе рубль. Только тебе ж по весне тяжело будет два рубля отдавать, давай один прямо сейчас отдашь, а весной ещё один?
Подумал мужик и говорит:
— И правда, тяжело два рубля будет отдавать, — и отдал рубль обратно.
Идёт домой и думает: рубля нет, топора нет, рубль должен остался — и ведь всё правильно!


К чему этот эпиграф. Недавно я писал топик про то, как звукозаписывающие компании воруют фонограммы из общественного достояния. По следам топика о повышении срока охраны смежных прав в Евросоюзе я решил выяснить, сколько длится исполнительское право в США. И выяснил.

До 1972 года в США не было федерального закона, касающегося копирайта на фонограммы, но было множество местных законов. Принятый в 1971 году The Sound Recording Amendment перевёл все фонограммы под крыло копирайта и зафиксировал, что все фонограммы, выпущенные до 1972 года, защищаются копирайтом до 2047 года, а последующий Sonny Bono Copyright Term Extension Act (aka закон Микки Мауса) продлил этот срок до 2067 года (см. en.wikipedia.org/wiki/US_copyright_law#Duration_of_copyright)

А из этого вытекает следующее: на данный момент в Штатах НЕТ НИ ОДНОЙ ФОНОГРАММЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ ДОСТОЯНИИ И НЕ ПОЯВИТСЯ В БЛИЖАЙШИЕ 56 ЛЕТ. Вообще ни одной.



И, типа, всё правильно. Ну как же, если я вдруг выложу на американском сервере записи, скажем, «Бориса Годунова» в исполнении Фёдора Шаляпина, то я, тем самым, лишу законной прибыли компанию HMV, которая к этим записям имеет следующее отношение: никакого. Подчеркну, права издателей фонограмм принадлежат ТОЛЬКО владельцу лейбла — ни композитору, ни исполнителю, чьими правами так любят прикрываться копирасты, эти права по американским законам НЕ ПОЛОЖЕНЫ.

Впрочем, по опыту предыдущих дискуссий на Хабре, я уверен, обязательно найдутся люди, которые и здесь заявят, что, мол, «всё правильно»; что нормальной альтернативы такому праву нет; что я просто не хочу платить за чужой труд и прочая. Однако у меня просто не получилось придумать ни одного аргумента в защиту существования этого театра абсурда. Кого я в этот-то раз ограбил?

UPD. Да, я в курсе, что звукозаписывающая компания могут сами передать фонограмму в общественное достояние. Только вот примеров подобной передачи я не знаю.
Теги:
Хабы:
+112
Комментарии 129
Комментарии Комментарии 129

Публикации

Истории

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн