Пользователь
19 октября 2011 в 14:54

Дизайн мышление для стартапа

Дизайн прочно и глубоко вошел в нашу жизнь. Форме придают не меньшее значение, нежели функции и успех компании Apple явное тому доказательство. Но под дизайном тут следует понимать не только внешний вид продукта, но и то, как этот продукт работает, как предоставляется услуга, каково взаимодействие клиентов с ними.

В наше стремительно меняющееся время все говорят об инновациях. А стартап – почти всегда ассоциируется с чем-то новым и передовым. Для того, чтобы поставить инновации на поток, сделать великолепный дизайн, оставаться гибкими и сделать мир лучше, необходимо изменить подходы к созданию продуктов и услуг, изменить подходы в управлении компанией, стать инноваторами в области стартап-строения. В этом как раз и поможет дизайн-мышление.

Сразу оговорюсь, что дизайн мышление нужно применять не только к дизайну продукта и не только дизайнерам! Его стоит применять ко всем областям бизнеса и наиболее впечатляющие результаты он дает именно тогда, когда его применяет смешанная команда, состоящая из специалистов из разных областей.

Итак, что же это такое – дизайн мышление?


Очень коротко – это методика создания инноваций. Ее ключевой элемент – это наблюдение и глубокое понимание проблемы. Чаще всего ее описывают в контексте создания новых продуктов и услуг. Но на самом деле, сфера ее применения значительно шире. Дизайн мышление можно применять везде, где есть проблемы, люди и смесь нескольких областей знаний. Конечно, Вы не решите проблемы ядерной физики, но создание бизнеса по применению достижений ядерной физики вполне!

При создании стартапа, кроме задачи по созданию продукта или услуги, перед основателями возникает масса других проблем и сложностей. Для того, чтобы стартап выстрелил, необходимо сделать не только качественный продукт, но и качественно его упаковать, доставить, организовать весь процесс от закупки ресурсов до послепродажного обслуживания. Во всем этом может помочь дизайн-мышление.

Процесс решения задачи с точки зрения дизайн мышления итеративен и состоит из следующих шагов:
  • Понимание — понимание текущих сложностей и их контекста
  • Фокус — фокусировка на конкретной проблеме
  • Идеи — разработка идей
  • Прототип — создание прототипа
  • Тест — тестирование решения

Понимание


На этом шаге необходимо собрать информацию о том, как люди поступают в контексте проблемы, а только потом, спросить у них, почему они поступают именно так. Все дизайн мышление базируется на этом шаге. Если спросить у человека о проблеме, он расскажет Вам, что он думает по этому поводу. Но для того, чтобы сформировать положительный опыт взаимодействия человека с Вашим стартапом, необходимо затронуть его чувства. А чувства отражаются на его дей ствиях, а не речи, так как мы с детства привыкли скрывать свои чувства и озвучивать только социально-правильные мысли.

Основная задача этого этапа – это понять причины того, почему люди поступают именно так, а не иначе. Почему они покупают именно у тех конкурентов, почему они в строке поиска ищут именно с помощью тех слов, какие проблемы и задачи стоят перед ними в этот момент, что они чувствуют и о чем думают.
Понимание – это этап сбора первичной информации, которую после этого еще необходимо правильно обработать, классифицировать и использовать для получения понимания. Для этого существуют различные методики, которые невозможно описать в рамках короткой статьи.

Но важно учесть, что этот шаг не сводится к опросу потребителей. Для поиска инновационных решений по закупке и доставке товара для интернет магазина, контекстом проблемы являются поставщики, курьерские и транспортные компании, потребители и Ваши сотрудники. В данном случае необходимо проводить наблюдение на примере других уже работающих компаний, чтобы решить проблему стартапа до того, как он фактически начнет работать.

Фокус


После того, как Вы собрали информацию о проблемах, касаемо интересуемой Вас области, необходимо выбрать фокус. Фокус – это та проблема или несколько проблем, на которых Вы сосредоточите свои усилия.
Для того, чтобы создать инновацию, нужно решать то, что не решено у других, а все остальное копировать. То есть сосредоточиться на тех проблемах и задачах, которые на данный момент считаются не разрешимыми, которые никто не решает и считает необходимым злом. Именно в них скрыт наибольший потенциал для дизайн мышления.

Задача этого этапа заново четко и более узко сформулировать задачу, которую надо решить. При этом очень важно не обращать внимания на исходную задачу, а опираться на результаты понимания!

Идеи


Задача этого этапа – сгенерировать, как можно большее количество разнообразных идей для решения сфокусированной проблемы из предыдущего шага. При этом не стоит концентрироваться на очевидных решениях, так как они могут увести внимание группы от креативных решений и снизить вероятность инноваций.

Следует помнить, что эти идеи не являются окончательными и более качественные решения будут придуманы во время тестирования.
Для генерирования идей можно использовать различные техники, для групповой работы подойдет мозговой штурм. Его стоит провести в любом случае, для того, чтобы использовать силу смешанной команды (специалистов из разных областей).

Прототип


На этом этапе разрабатывается прототип для отобранных идей. Идей лучше всего отобрать несколько по числу набравших голосов. Каждый участник процесса может выбрать 4 идеи:
  • Лучшая для пользователя
  • Безумная
  • Рациональная
  • Моя любимая

Далее 4 отобранные идеи воплощаются в прототипы.

Прототипирование – это итерационный процесс. В ходе него Вы сможете сгенерировать новые идеи, улучшить старые, получить более четкое представление о проблеме и решении. В качестве прототипа может выступать все, с чем можно взаимодействовать:
  • Доска со стикерами
  • Эскизы на бумаге
  • Программные прототипы
  • Ролевые сценарии
  • И так далее.

Главное, чтобы пользователь мог получить свой опыт от прототипа, поиграться с ним, прочувствовать в действии. А команда сможет использовать это для изменения прототипа.

Прототип нужно начинать делать, как можно раньше. Он может быть грубым, приближенным, на него не нужно тратить много времени!

Тест


Тестирование – это фаза получения отзыва о решении. Его нужно четко спланировать, не надейтесь, что Вы просто положите прототип перед пользователем, и он перечислит Вам все, что необходимо доработать.
Нужно четко понимать, что именно Вы хотите протестировать: какие участки взаимодействия, какие проблемные места. Во время тестирования Вы так же проверяете поставленную задачу: верно ли она была сформулирована.

Очень желательно воспроизводить тестирование с реальными физическими предметами или в реальных местах. Это позволяет пользователю максимально погрузиться в опыт использования прототипа. Старайтесь больше показывать, а не рассказывать, и продолжайте наблюдать! Именно тут мы возвращаемся к первому шагу – пониманию.

Для каждого шага существуют методики, которые можно использовать в качестве эффективных инструментов для достижения целей каждого из этапов процесса дизайн мышления. О них можно почитать в интернете или специализированной литературе. Но не стоит воспринимать дизайн мышление, как некий конвейерный процесс. Дизайн мышление – это, прежде всего, система ценностей и взглядов, способ мышления, в основе которого лежит дизайн решений, ориентированных на человека.
Некоторые считают, что дизайн – это внешний вид продукта. Но, конечно же, если копнуть глубже, становится понятно, что дизайн – это то, как продукт работает.
Для того чтобы обеспечить действительно хороший дизайн продукта, необходимо понять этот продукт. Нужно по-настоящему разобраться в том, что он собой представляет.

Стив Джобс, создатель компании Apple
Михаил Польшин @dreaminsider
карма
16,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (9)

  • +3
    Товарищ дизайнер, не скупись на png, артефакты же ужасные у схемы.
    • +1
      Поправил :) спасибо за подсказку
    • +2
      И схема ужасная
      • +1
        слабо сказано :)
  • 0
    Заменил картинку, так как выяснилось, что я нарушил авторские права тех людей, которые адаптировали дизайн мышление из западных источников. В западных источниках диаграмма немного длиннее. А изначально его придумали в компании IDEO, на сколько я понял.
  • +3
    Диздец пизайну.
  • 0
    уважаемый, это вы свой реферат по теории дизайна выложили?
  • +2
    мне кажется, или на диаграмме comic sans?
  • 0
    очень интересная статья

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.