Как стать автором
Обновить

Медицина будущего. Взгляд программиста

Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 9.5K
Доброе утро. В силу разных причин часто сталкиваюсь с медработниками и учреждениями здравоохранения. Так вот в век высоких технологий меня очень удивляет, что большая часть информации находится на бумаге. Причем, если лечишься у разных врачей в разных клиниках, это начинает еще больше доставлять неудобства, ведь каждый врач хочет знать полную картину болезней, от которых меня лечили. Вот и носишь с собой эти кипы бумаг. Отдельная тема здесь это получение справок. Ну думаю многие были в очередях.

Так вот сегодня прочитал пост "Медицина: электронные истории болезней — взгляд со стороны врача" и решил поделиться своими соображениями как программиста на возможный вариант реализации подобной системы.



На мой взгяд подобные системы должны решать несколько задач:

  • перевод документооборота, связанного со здравоохранением, в больницах и за ее пределами в электронный вид;
  • сбор данных медицинских исследований (данные осмотра врача, рентген, узи, тесты, анализы крови и т.п.);
  • анализ и систематизация полученных данных;
  • доступ больного к истории болезни и назначениям через интернет, mobile apps;
  • информирование о результатах исследований через sms, email, mobile apps;
  • дистанционное общение больного с лечащим врачом (в том числе и из другого региона);
  • создание системы для объективной оценки эффективности мед.работника, учреждения здравоохранения или регионального подразделения;
  • исключение возможности подмены данных исследований, изменений их в последующем, сокрытия врачебных ошибок – что должно повысить уровень качества предоставляемых услуг;
  • единая централизованная база позволит избежать череды проблем с получением той или иной карты или справки, так как любой врач даже из другого города способен получить всю историю болезни пациента вне зависимости, где была открыта карта;
  • помощь в постановке верного диагноза на основе статистического анализа предыдущего опыта (исключение заведомого неверных диагнозов, помощь в прогнозировании течения болезни при определенных условиях);
  • доступ врача к обобщенному опыту других медиков;


Остановимся на некоторых пунктах подробнее. Сбор и анализ данных медицинских исследований — уже сейчас большое количество медицинских приборов могут отдавать данные в электронном виде (не вижу смысла держать их на бумаге). Эти данные могут в будущем стать той незаменимой статистической базой для исследований. Опыт в любой области незаменим, тем более в медицине. Но просто хранить такие данные я считаю прошлым — медицинские системы должны сделать шаг вперед: они могут помогать врачам избегать банальных ошибок постановке диагнозов, они могут помогать ставить верный диагноз (это больше похоже на системы в самолетах, когда пилот забыл убрать шасси после взлета — то система ему напомнит об этом). Возможно в будущем система сама сможет ставить простые диагнозы (такие как ОРВИ, ОРЗ, ВСД и прочие).

Такие пункты как информирование и доступ к истории болезни через интернет делают жизнь больного проще. Ведь это не здоровый человек, которому может и не сложно пройтись пару км к мед учреждению. А так Вы сидя дома получите все нужные результаты, а также и назначения. Быстро и удобно. Большим плюсом может стать дистанционное общение больного с лечащим врачом.

Единое информационное пространство в пределах всей страны дает Вам возможность не заботиться о том, что приехав в другой город и заболев, придется новому врачу пересказывать чем же Вы когда то болели. Я уже молчу про экстренные случаи, аварии и прочее, где нужно действовать а не рыть бумаги в поисках противопоказаний для конкретного пациента. Возможно это будет спасать жизни.

Все данные в системе должны храниться без возможности их удаления и подмены. Это больше похоже на систему контроля версий. Все изменения будут фиксироваться, создавая лишь новую версию документа, но не заменяя старую. Врачебная ошибка будет доступна и видна сразу. Учитывая распределенную систему хранения данных будет сложно «занести» кому надо с целью подменить данные. На этих же данных можно построить систему оценки качества услуг, объективную, с числами.

Большая проблема сейчас — лекарства по рецептам. В системе могут быть аффилированные аптеки. Тогда врач просто информирует удобную для больного аптеку о том, что необходимо будет определенное лекарство, а больному останется только придти и забрать его (лекарство).

Как может выглядеть стандартная схема взаимодействия врача и больного:
  • Больной N обратился в отделение больницы B;
  • врач M1 выдает больному документ идентифицирующий его с сессией обслуживания; для идентификации используется QR-код, содержащий идентификационные данные пользователя. Причем на стороне системы остается только ID сессии, и без QR-кода привязать конкретного человека к этому ID нет возможности. Это обеспечивает сохранность и анонимность данных.
  • Врач M1 проводит первичный осмотр, вносит данные первичного осмотра в систему, регистрирует направления на исследования.
  • больной забирает документ идентифицирующий его с сессией обслуживания. И идет к врачу исследование у которого у него было назначено.
  • Врач M2 сканирует QR-код и получает ID сессии обслуживания больного. Проводит назначенное ему исследование и фиксирует данные в системе.
  • Далее больной возвращается к врачу M1. Он сканирует QR-код и смотрит результаты исследования. Ставит промежуточный диагноз. Система фиксирует его. И выписывает назначения, которые также фиксируются. Система дает врачу исчерпывающие накопленные статистические данные по заболеванию на основе предположений врача и анализу результатов проведенных исследований.
  • Далее больной опять возвращается для повторной консультации к врачу M1. Он опять сканирует его QR-код и проводит повторный осмотр, фиксирую динамику течения болезни. Если прогноз негативный, то может быть поставлен дополнительный промежуточный диагноз, если первый был ошибочным и зафиксированы новые назначения.
  • Если же больной излечился, то сессия обслуживания закрывается. И врач подтверждает окончательный диагноз. Теперь система может идентифицировать весь опыт взаимодействия данного больного с конкретным заболеванием и врача, а также опыт лечения данной болезни.


Таким образом система хранит всю полную исчерпывающую картину болезни человек и методов лечения. Наличие карты больного в электронном виде дает значительный прирост в скорости принятия медицинских решений.

Большая ставка должна делаться на мобильные приложения. Так рабочее место врача может быть мобильным, а не привязанным к кабинету. Медик может оказывать помощь и получать информацию в любом месте, где есть доступ к интернет.

Я бы выделил четыре уровня в структуре системы:

  1. уровень взаимодействия больной — врач. Сюда входят: веб-интерфейсы врача, веб-интерфейсы клиента, системы рассылки результатов, мобильные приложения.
  2. уровень учреждения. Та часть системы, которая обеспечивает связь между учреждениями в одном регионе.
  3. уровень федеральный. На данном уровне устанавливается связь между региональными центрами.
  4. уровень. Здесь только головной центр, собирающий информацию со всех региональных центров.


Для обеспечения безопасности нужно придерживаться нескольких правил:
  • база не должна содержать прямые связи между данными исследований и данными, способными идентифицировать конкретного гражданина;
  • хранилища должны быть распределенными (часть данных Тульской области лежит на серверах в Калужской);
  • данные должны дублироваться (усложняет подмену — одновременно подменить данные в трех источниках — как-то маловероятный сценарий);
  • обмен данными идет по шифрованным каналам.


Прошу прощения, что отнял много времени, просто хотел высказать, как я бы хотел видеть систему здравоохранения будущего. Не претендую на истину в последней инстанции :). Буду рад любой критике и комментариям.

P.S. Был бы счастлив принять участие в разработке подобной системы у нас в России.
Теги:
Хабы:
+31
Комментарии 84
Комментарии Комментарии 84

Публикации

Истории

Ближайшие события

PG Bootcamp 2024
Дата 16 апреля
Время 09:30 – 21:00
Место
Минск Онлайн
EvaConf 2024
Дата 16 апреля
Время 11:00 – 16:00
Место
Москва Онлайн
Weekend Offer в AliExpress
Дата 20 – 21 апреля
Время 10:00 – 20:00
Место
Онлайн