разработчик
0,1
рейтинг
13 апреля 2012 в 19:09

Рынок краудфандинга в 2011 году вырос в три раза

Согласно исследованию The Daily Crowdsource в 2011 году компании и проекты привлекли 102 миллиона долларов с помощью краудфандинга на основе разовых вознаграждений (модель kickstarter — каждый, кто заплатит, получает заранее оговоренное неденежное вознаграждение в случае успеха проекта) и 20.5 миллионов долларов с помощью краудфандинга на инвестиционной основе (традиционная модель — деньги в обмен на долю в бизнесе или будущие прибыли). Цифры получены на основе анализа показателей восьми краудфандинговых платформ, работающих по принципу разового вознаграждения и шести инвестиционных.

В 2011 году 31 тысяча проектов пыталась получить совместное финансирование (в 2010 году — 12 тысяч) При этом важно, что число проектов, которым удалось собрать нужную сумму, тоже значительно выросло — это значит, что модель краудфандинга сохраняет свою эффективность. Из 102 миллионов, собранных путем краудфандинга за вознаграждение, 85.4 достались проектам, профинансированным на 100% или более. Таких проектов в 2011 году было на 263% больше, чем в 2010.

При таких темпах роста крупнейшая краудфандинговая платформа kickstarter в 2012 году поможет арт-проектам привлечь больше денег, чем National Endowment for the Arts — правительственная организация США, занимающаяся поддержкой искусств.

Инвестиционный краудфандинг отстаёт в абсолютных цифрах, но показывает относительный рост в пять раз. Скорее всего, опережающие темпы роста он будет показывать и в будущем, так как 5 апреля Барак Обама подписал JOBS (Jumpstart Our Business Startups) Act — пакет изменений в законодательство, легализующий краудфандинг. До сих пор краудфандинг был в США вне правового поля — именно поэтому наибольшее распространение получила модель финансирования в обмен на “побрякушки”, которая официально не считается инвестицией. Инвестировать в стартап раньше могли только те, кто попадал под определение “аккредитованного инвестора”, то есть имел свободный капитал не меньше 1 миллиона долларов и годовой доход не меньше 200 тысяч за последние два года. Теперь каждый американец может инвестировать в молодые быстрорастущие компании от 2% до 10% своего годового дохода (но не больше 10 тысяч долларов в год). Стартап может привлекать таким образом до 1 миллиона долларов в год.

К сожалению мы пока чужие на этом празднике жизни. Пожалуй, единственным примером успешного краудфандинга в СНГ остаётся политический проект «РосПил» Алексея Навального. Среди немногочисленных отечественных клонов kickstarter более-менее живым выглядит только «С миру по нитке». Кроме него мне удалось найти только «Time to start» и IT-rockout. Оба на нуле. Грустно…

Илья Сименко @ilya42
карма
469,7
рейтинг 0,1
разработчик
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (15)

  • 0
    Вот интересно, можно ли потом будет посмотреть статистику взносов по странам, скажем по кикстартеру. Из моих знакомых многие заслали Брайану Фаргу на возрождение Black Isle Studio (Fallout 1,2, Planescape Torment etc), но в абсолютных цифрах и процентах это будет нагляднее. Надеюсь мы собрали не менее, чем, к примеру, Чехия.

    А самый главные вопрос: Краудфайндинг в России не работает из-за «нищебродства», или из-за того что проекты плохие/не привлекательные.

    Кроме того, есть авторитетное мнение Каганова про добровольные пожертвования от массового потребителя.
    lleo.me/dnevnik/2012/03/24.html

    p.s. Страница про новый проект Black Isle на кикстартере, если кто не видел. Осталось 3 дня.
    www.kickstarter.com/projects/inxile/wasteland-2
    • 0
      Не сразу разобрался с тем, что надо было ответ писать. И получилось, что ответил вам соседним комментарием.
  • +1
    Краудфандинг в России работает. Но на то, чтобы стать похожим на западный (или, что более вероятно, оформиться в свой собственный образ) требуется время.

    Вот Каганов пишет про массового потребителя (спасибо за ссылку!), но массовый потребитель в России сегодня действительно живёт на уровне ВКонтактика: посмотреть свежую серию сериальчика в смешном перводе, поржать над демотиватором. Потребителям как и авторам надо время на эволюцию.

    В России нет нищебродства. На хорошие проекты приходят люди и приносят деньги. Много денег. И, что интересно, они

    а) действительно не знают, как заплатить (т.е. для них удивительно, что вот так, оказывается, можно — зайти на сайт, увидеть проект, познакомиться с автором, и дать денег, и он их получит и потратит на то, на что обещал)

    б) действительно ищут интересные проекты, и с этим пока объективно слабо.

    Нищебродство в голове, не в карманах. Посмотрите на машины и телефоны в любом нормальном городе. Добрая четверть студентов уже бегает с последней моделью «яблочной» техники. Но то, что можно скинуться на скейтпарк вместо того, чтобы ходить выпрашивать его градоначальника, в голове пока не поселяется. Пока, потому что чтобы это произошло надо всего-то несколько хороших примеров.

    Ещё один сильный момент заключается в том, что яркого проекта, оказывается, тоже мало. Надо потом суметь ещё «завести» туда своих друзей, и тех, кому это будет полезно. Хотите построить тот же скейт-парк, не думайте, что разместите картинку в интернете и все вам тут же скинутся — идите туда, где катают, и рассказывайте о своём проекте, снимайте видео, пишите. Грамотно вести проекты в России пока что умеют только несколько человек.

    Что касается области искусства, то тут я бы с уважаемым господином Кагановым пообщался. Лично я считаю, что такое столкновение автора и читателя очень полезно для обоих (хотя и подобно шоку). Сегодня порог входа в среду искусства стал очень низок: для записи диска хватает компьютера и ещё железок на такую же сумму, книгу написать и распространить стало просто благодаря интернету, сотни художников заполоняют своими работами форумы. Посморите сами, сколько стало музыкальных групп, где «мы просто собрались с друзьями, и решили записать диск» — а раньше это было огромное дело. В таком взрывообразно растущем рынке «искусства» нельзя работать на старых схемах. Должно прийти что-то новое. И iTunes, кстати, не решает проблему.

    Боюсь продолжать дальше — много напишу :)
    • 0
      А вы топик напишите. Хорошо излагаете. А то и правда многовато нытья вокруг, что, мол, народ у нас неправильный, жадный — а вы с другой стороны эту проблему показываете.
    • 0
      Ба! Оказывается «С миру по нитке» — ваш проект? Что ж это получается — автор единственного в СНГ действующего краудфандиногового сайта тихо прозябает с мизерной кармой! Надо с этим что-то делать.
      • 0
        Да, мы думаем написать топик. Поделиться некоторым наработанным опытом и «взглядами в будущее». Ситуацию с кармой поправим :)
    • 0
      Андрей,

      Предположим всё так. Но я на Вашем сайте (с миру по нитке) не нашёл ни одного проекта больше 20 000 т.р. Поправьте меня если это не так. Почему?

      Ну в качестве пробного шара. Я руководитель Лекториума (www.lektorium.tv). Если кратко, то мы продвигаем идею записи лекций на видео в российских вузах. Это дело сложно, долгое. Многое достигается исключительно личным примером. За последний год мы записали и опубликовали 1000 академических лекций. Они опубликованы бесплатно, открыто и без рекламы.

      Недавно я писал на хабре недвусмысленный пост насчёт того, что требуется допфинансирование. Так вот мне пришли десятки благодарственных писем, но за 3 года работы лишь один человек спросил как он может помочь проекту деньгами (500 р./яндекс деньги). И это при посещаемости в 150-200 тsc/ хостов в месяц. То есть проект востребованный, нужный.

      Себестоимость записи, монтажа и публикации одной лекции составляет несколько тысяч рублей. То есть в год нам необходимы миллионные суммы. Доставать их сейчас приходится по сути из смежных бизнесов и от нескольких меценатов. И этого не хватает на резкое развитие проекта.

      И как вы полагаете, возможно ли привлечь необходимые суммы на краудфандинге для моего проекта?

      PS Специально пишу не в личку.
      • +1
        У нас не было проектов больше 20 000, потому что мы пробуем, отлаживаем процессы. Краудфандингу в России очень сильно «завязаны руки» особенностями работы платёжных инструментов и налогового законодательства. Илья Сименко попросил написать статью, и я думаю, что детали я буду открывать отдельно. Более того, в течение месяца у нас на сайте мы откроем раздел с тематическими статьями, так что милости просим просвещаться в деталях.

        Если говорить кратче, то заведя сразу проекты «на миллион» мы всей командой сильно бы рисковали вляпаться. А такие проекты у нас есть, и за рамками нашей системы мы знаем о случаях сбора и гораздо больших сумм.

        По поводу вашего примера мои мысли следующие: российский потребитель, как мы уже обсудили выше, немного неправильно представляет себе востребованность, о которой вы пишете. Для него это означает «Я лучше подожду, а потом скачаю в хорошем качестве.» (Хорошо сформулировал Каганов, спасибо!). Россию сильно покоцала эра пиратского софта. Потому что до неё, если помните, и VHS, и картриджи для приставок люди покупали. Сейчас же лицензионную музыку, например, покупают только совершенно особенные люди, а на рынке фильмов остались только те, кто волею судеб не пользуется компьютером (водители, рабочие и т.д., которым по привычке ближе «видик»).

        А производством видео мы тоже занимаемся и я совершенно согласен с вашими оценками. Это вы ещё по минимуму оцениваете. Но тут снова прав Каганов:
        А теперь, когда электронная технология позволит выгнать этих паразитов, исчезнет необходимость раскошеливаться на материальный предмет, и тогда авторы радостно продолжат свой труд — разумеется, бесплатный и бескорыстный, как и был всегда.


        Вот и ваша востребованность такая же. Вы сделали огромное добро и делитесь им бесплатно. Глупо же не брать! Вот и берут. В своё время мы запускали проект-аналог ~ДаруДар (его в то время ещё не было) и со временем увидели то же самое. На ~ДаруДаре миллионы даров и посещений, но владельцы ресурса с самого начала приучили пользователей, что всё бесплатно, и теперь не знают, как хотя бы заработать на команду на своём популярном сайте.

        Наверное, сейчас, когда вы уже так много сделали без помощи людей, начать собирать с них деньги будет довольно трудно. Но я бы ещё подумал отдельно. Давайте созвонимся с вами и подумаем вместе.

        Краудфандинг же, как само явление, как раз и приучает к обратному: дай денег в то, что тебе интересно, и получи пользу. Модель кикстартера, по сути, позволяет не жертвовать деньги (чего «средние люди» в России то ли боятся, то ли стыдятся), а по-умному их потратить, с дополнительным удовольствием. И авторам проектов надо тоже немного поменять своё сознание, чтобы увидеть эту задачу под таким углом.

        В краудфандинге вы как автор даёте возможность человеку не только что-то «купить» (потому что за все взносы предполагается вознаграждение), но и почувствовать себя причастным к созданию проекта. Т.е. в вашем случае он должен думать, например «Класс! Я не только получил VIP-доступ к лекциям, но и вообще без меня этот проект бы загнулся! Теперь все пользователи будут мне благодарны, и смогут прочитать об этом на сайте». Такой образ должен быть в голове у того, кто несёт деньги в краудфандинг.

        Эх… опять портянка получилась :-\
  • 0
    Я случайно наткнулся на статью, решил отписать. На РИФе буду читать доклад по Инвестиционному КраудФандингу на основе своего опыта и проекта YouMax на базе форума MMGP.ru.

    Если вкратце, то нам удалось за 1,5 дня уже год назад собрать более 50к $ на мелкий проект. Так что есть и в РФ интересные истории, но есть и сильные ограничения, которые тормозят этот рынок.

    Приходите! После можно будет обсудить в калуарах эту тему более подробно.
    • 0
      К сожалению, в этом году я не буду в Москве в этих числах, так что на РИФе встретиться не удастся. Но можно обменяться контактами, созвониться и поговорить. Очень интересен ваш опыт.
      • 0
        Андрей, уже есть видео-запись этого доклада:
        live.digicast.ru/ru/view/1062
        справа выберите «16:30 Инвестиционный краудфандинг. Алексей Гидирим»
        • 0
          а контакт на слайде был указан такой: feedback@youmax.ru
        • 0
          Спасибо вам большое за напоминание и ссылку! Иду смотреть :) Очень интересно.
        • 0
          Спасибо, интересный доклад! Хотя от классического краудфандинга инвестиционный существенно отличается.
          Интересно, какой же выход с юр. составляющей будет найден.
  • 0
    IT-rockout, кстати, под шумок альфу запустили, судя по всему после вашего поста)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.