Пользователь
0,0
рейтинг
2 мая 2012 в 17:34

Рассвет Haiku OS из песочницы

Как команда добровольцев вернула операционную систему к жизни.
image

Это случилось летом 2001, когда у программиста Михаеля Фипса (Michael Phipps) возникла проблема: его любимая операционная система BeOS была в шаге от исчезновения. Чувствовать эмоциональную привязанность к какому-то ни было программному обеспечению может казаться поразительно странным, но для Фипса, как и многих других (включая меня), BeOS заслужила это. Она работала потрясающе быстро на железе того времени; у неё был чистый интуитивный пользовательский интерфейс; и она предоставляла богатое, весёлое и современное программное окружение. Вкратце, мы видели, что она существенно превосходит любую другую операционную систему из доступных. Но компания, создавшая BeOS, не смогла пробиться на рынок, и её активы, включая BeOS, были проданы конкуренту.

Обеспокоенный, что с новым владельцем BeOS умрет долгой мучительной смертью, Фипс сделал единственный логический шаг: он решил воссоздать BeOS абсолютно с нуля, но сделав её с открытым кодом. Открытая система, как он рассуждал, не принадлежащая ни какой-либо компании, ни человеку, не способна исчезнуть только потому, что бизнес идет плохо, или ключевые разработчики покинули компанию.

Если вы когда-либо программировали, то вы можете представить, что создание операционной системы — это огромная работа. А ожидать, что люди будут делать это, когда им не платят, было бы слегка невероятным. Но для десятков разработчиков-добровольцев, которые работали над Haiku, это был труд во имя любви. За 11 лет со дня основания проекта мы выпустили 3 альфа-версии продукта, и в этом месяце мы ожидаем выпустить 4-ую, финальную альфа-версию. После этого мы перейдем к бета-этапу, который мы надеемся закончить до конца этого года, за которым последует первый официальный выпуск, известный как R1, где-то в начале 2013.

Уже сегодня каждый может установить и запустить операционную систему на Intel x86-совместимом компьютере. Многие пользователи отмечают, что даже альфа-версии Haiku кажутся настолько же стабильными, как финальные версии некоторых других продуктов. Определённо, среди всего многообразия операционных систем в разработке, Haiku, возможно, наиболее направлена на конкуренцию с распространёнными операционными системами, такими как Microsoft Windows и Mac OS. Для пользователей и разработчиков опыт работы с Haiku удивительно слажен: она быстра, отзывчива и эффективна, как BeOS. Кроме того, Haiku, не в пример своим устоявшимся соперникам, удивительно хороша в решении одной из тяжелейших проблем современных вычислений — работы с многоядерными микропроцессорами. Давайте увидим, как Haiku пришла к этому, и так ли хорошо работает операционная система вашего компьютера.

Для начала, немного истории. В 1991 году француз по имени Жан-Луиз Гассе (Jean-Louis Gassée) вместе с несколькими другими бывшими сотрудниками Apple основали Be Inc., потому что они хотели создать компьютер нового поколения. В частности, они хотели избежать ловушки обратной совместимости, свидетелями которой они были в Apple, где каждая новая версия железа и программ должна была учитывать годы прошлых систем. Первым продуктом компании стал настольный компьютер с названием BeBox. Не найдя ни одной подходящей операционной системы, инженеры Be написали собственную.

image
Выпущенный в октябре 1995, BeBox просуществовал недолго. BeOS же, напротив, быстро обрела небольшую, но верную группу приверженцев, и уже скоро работала на Intel x86-совместимых PC и Macintosh PowerPC клонах. В какой-то момент Apple даже рассматривала BeOS как замену своей операционной системе. В итоге компания выпустила урезанную версию BeOS для Internet-оборудования, но этого было недостаточно. В 2001 Palm приобрела Be за объявленные 11 миллионов долларов.

Ещё в то время как сделка по продаже Be подходила к завершению, Фипс запустил проект Haiku, известный в те времена как OpenBeOS (имя было изменено голосованием сообщества спустя несколько лет).

С самого начала Фипс решил, что единственной целью проекта станет воссоздание последней официальной версии BeOS, известной как R5. Оглянувшись назад, понимаешь, что это был гениальный ход. Проекты с открытым кодом, как правило, делаются для собственного удовольствия в свободное время, часто выдыхаются и откладываются, так и не добившись ничего существенного. Haiku избежала такой участи, потому что все разработчики верили в возможность пересоздания R5.

И всё же перед Фипсом и теми, кто присоединился к нему, стояла очень сложная задача. Операционная система чрезвычайно сложна, особенно такая большая как BeOS, чьи многочисленные слои и приложения проектировались изначально для совместной работы. Некоторые из наиболее одарённых инженеров Кремниевой Долины разрабатывали программу более 10 лет. Создание заново такой системы командой из добровольцев в их свободное время было сумасшедшей идеей. Но ведь именно так появился Linux, как и программное обеспечение GNU от Free Software Foundation, начиная с GNU C компилятора и заканчивая GnuCash, бухгалтерской программой.

К счастью BeOS была написана в модульном стиле, позволяя достаточно просто разрабатывать, тестировать, и затем подменять каждый из компонентов BeOS на его двойник с открытым кодом. Некоторые части BeOS уже были выпущены компанией Be в открытом коде, такие как Tracker и Deskbar, являющиеся аналогами Explorer и Taskbar в Windows, а также Finder и Dock в OS X. Одним из первых кусков кода, написанных добровольцами, был инструментарий для хранителей экрана (screen-saver kit), у которого очень простая функция, но также множество деталей. Кроме прочего, он должен постоянно следить за активностью клавиатуры и мыши, загружать настройки хранения экрана в нужные моменты, и спрашивать пароль при выключении хранителя экрана. Когда со всеми частями разобрались, Фипс заменил хранитель экрана BeOS на его версию с открытым кодом, и ко всеобщему удивлению и радости, оно заработало. Что более важно, это было доказательством концепции, показывающей, что разработчики могут заменять каждый из модулей BeOS, зная, что они будут полностью совместимы.

В 2008 мы достигли вехи (milestone). Достижение было в том, что мы смогли впервые собрать исходный код Haiku из-под самой Haiku; программисты называют эту способность само-базированием (self-hosting). Этот этап критичен для разработки любой операционной системы, потому что без него ОС всегда будет зависеть от других систем.

В то время как разработка шла полным ходом, Фипс работал над созданием организационной части для Haiku, в конце концов основав Haiku Inc. как некоммерческую организацию в 2003. В дополнение к контролю за проектом и приёмом пожертвований, Haiku Inc. владеет правами и торговыми марками web-сайта Haiku, её логотипа и, конечно, исходного кода. Весь код Haiku теперь доступен по лицензии MIT, позволяющей полный и свободный доступ к коду каждому, включая частные компании и другие проекты с открытым кодом.

Конечно же, команда Haiku должна быть внимательна, чтобы не нарушить патенты BeOS, которые всё ещё в силе. Как правило, мы поддерживаем дружеские отношения с японской программной компанией Access, которая сейчас владеет правами на BeOS; к примеру, компания позволяет нам выкладывать документацию BeOS на нашем сайте, и она никогда не мешала нашим попыткам воспроизвести технологию BeOS. Стала бы Access или какая-либо другая компания, которая думает, что имеет права на наш код, судиться с маленьким проектом как мы? Финансово это не имело бы никакого смысла, а также создало бы плохую репутацию компании. Но нам остаётся только ждать и увидеть самим. Судя по текущему бешеному состоянию в судебных тяжбах по интеллектуальной собственности в Соединённых Штатах и где бы то ни было, ни один программный продукт нельзя назвать совершенно иммунным к проблемам легальности.

В 2007 году Фипс объявил о своём уходе из проекта по личным причинам, и новая группа людей захватила Haiku Inc. Как он и ожидал перед уходом, потеря лидера не обрекла проект на смерть. Я в настоящий момент являюсь хранителем сокровищ и, вместе с другими исполнительными директорами Haiku Inc., состою в совете директоров. До сих пор мы поддерживали обороты, и на прошедшем апрельском собрании в Düsseldorf, Германия, разработчики Haiku работали над приближающейся алфа-версией.

На текущий момент мы воспроизвели BeOS R5 так точно, что даже старые приложения BeOS, которым теперь уже более 10 лет, могут работать на Haiku. Когда проект только стартовал, многие думали, что такого рода совместимость будет невозможна. Во многих областях, Haiku даже превзошла своего предшественницу. К примеру, Haiku поддерживает больше языков, чем BeOS, и более сговорчива к переводу на другие языки. Она также поддерживает современные видео-карты, новые процессоры, доступ к беспроводным сетям и позволяет задействовать больше памяти, чем BeOS.

И в плане программирования Haiku значительно облегчает дизайн пользовательских интерфейсов для приложений, потому что у неё есть встроенный инструмент раскладки (layout tool), позволяющий автоматически располагать иконки и другие виджеты (widgets) на экране. С BeOS разработчикам приходилось указывать каждую деталь раскладки, выравнивать кнопки с флажками вручную, к примеру. Эти и другие улучшения позволили Haiku оставаться действенной, учитывая молниеносный темп инноваций в компьютерном оборудовании и программах.

Вы можете удивиться: при существующих Windows, Mac OS X, сотен версий Linux и бесчисленных мобильных ОС, действительно ли нужна миру Haiku?

Да, нужна, по многим причинам. Во многом схожи с природными, компьютерные вирусы цветут в моно-культуре, и потому что среди нас так много компьютеров Windows, вирусы для Windows находят много жертв. Далее, если одна операционная система установила монополию, её создателям нет большого смысла улучшать программное обеспечение. (Вызов со стороны Mozilla Firefox и есть, в конце концов, движущая сила для Microsoft к обновлению Internet Explorer). Также разнообразие ведёт к взаимной совместимости, потому что оно призывает разработчиков ПО создавать код, который слаженно работает с другими. Когда нет соревнования — нет побуждающей силы стремиться к этому.

Но Haiku делает больше, чем просто расширяет генофонд операционных систем. Одна из первых особенностей, которые люди замечаю в Haiku — это то, что она не похожа ни на Windows, ни на OS X или Linux. Она уникальна. Linux, к примеру, основан на ядре (kernel), которое изначально было спроектировано для использования на серверах и только потом было адаптировано для настольных систем. Как следствие, ядро иногда прокидывает пользовательский интерфейс, что пользователи Linux ощущают как раздражительные задержки, когда их компьютеры делают что-то тяжёлое, как прожигание DVD или сборку кода. Ядро Haiku всегда существовало для персональных компьютеров, и, как полагается, оно всегда отдаёт приоритет тому, что происходит с графическим пользовательским интерфейсом.

Между ядром и графическим интерфейсом есть то, что называется программным интерфейсом приложений, или API. API — это то, что разработчики приложений используют для доступа к другим программным системам; дизайн API оказывает влияние как на разработчиков, так и на непосредственных пользователей. У Haiku есть только одно API. Linux, напротив, имеет сотни API и примерно столько же пользовательских интерфейсов, так что вы не можете переключиться плавно с одной версии Linux на другую. Та версия, которую вы используете, может значительно изменить внешний вид экрана вашего компьютера, методы загрузки и исполнения программ, а также множество других вещей, все из которых усложняют разработку приложения, которое выполняется одинаково хорошо на всех Linux системах.

Все компоненты Haiku изначально построены для совместной работы, включая такие приложения, как медиа-проигрыватель и web-просмотрщик. Их исходный код выполнен в строгом стиле, что очень любят разработчики, потому что это позволяет им быстро набрать скорость. Разработчик, который пишет код для Haiku, может быть уверен, что он будет работать и вести себя одинаково на всех машинах с Haiku. Несмотря на то, что Haiku имеет открытый код, всегда будет только одна официальная версия. Всё это сделано для обеспечения слаженной работы в системе.

Что действительно отличает Haiku, так это её эффективность и скорость. На моём настольном компьютере 3-хлетней давности Haiku загружается с холодного старта за 10-15 секунд и занимает только около 170 мегабайт RAM во время работы. В сравнении с другими операционными системами она наиболее эффективно расходует вычислительные ресурсы. Haiku ощущается быстрой и отзывчивой даже когда работает на старых системах, которые иначе были бы признаны устаревшими, ибо они не могут больше совладать с неэффективностью и загруженностью других операционных систем.

Во многом эффективность и скорость Haiku есть прямой результат наследия BeOS. BeOS была спроектирована изначально для максимального использования потоков, которые в компьютерных терминах представляют собой последовательности исполняемого кода. Как ткань состоит из множества нитей (threads) сплетённых вместе, так и операционная система сделана из потоков (threads), которые делят время процессора. Обычно выделяют по потоку на каждое приложение, плюс один на пользовательский интерфейс операционной системы. Проблема в том, что пользовательский интерфейс, в частности, требует более чем один поток. Те самые сообщения «Приложение не отвечает» в Windows и "пляжный мяч смерти" в OS X, которые все из нас видели чаще или реже с разочарованием — это прямой результат использования только одного потока для пользовательского интерфейса. Когда этот поток оказывается слишком загружен работой, или есть другая проблема (такая как медленная сеть), интерфейс всего приложения заклинивает.

Этого не случалось в BeOS, и этого не случиться в Haiku. Где BeOS опережала другие операционные системы того времени (и где Haiku всё ещё впереди современных операционных систем), так это в том, что каждое приложение использует много потоков. Ядро приложения само по себе является потоком, плюс каждое окно приложения создаёт поток. Это немного усложняет код, но в результате приложения почти никогда не притормаживают и не заклинивают.

Для системы быть многопоточной значит, что Haiku может хорошо использовать множество процессоров либо CPU ядер, которые распространены повсеместно. Ядро Haiku позволяет каждому потоку работать на своём собственном ядре или процессоре, включая потоки внутри одного приложения. Добавление потоков к другим задачам, таким как получение данных из сети, также просто. Другие операционные системы прибегают к использованию многих ядер только когда выполняют много приложений одновременно, или когда какое-либо приложение имеет специальный многопоточный код, реализованный для него. Но этот многопоточный код сложен, так что большая часть приложений не могут им похвастаться.

Haiku упрощает процесс написания многопоточного кода путём сокрытия большей части взаимодействия между потоками, так что разработчикам не нужно думать об этом. Во многом это возможно благодаря обширному использованию механизма сообщений. Скажем, Поток А и Поток Б в одном приложении оба хотят получить кусок данных от Потока В. Вместо того, чтобы прямо обратиться к этим данным, Потоки А и Б посылают по сообщению, которые помещаются в центральную очередь сообщений и обрабатываются в определённом порядке. Без этого механизма два потока попытались бы доступиться к Потоку В одновременно и зашли бы в тупик (deadlock), в результате чего они ждали бы друг друга вечно. В Haiku сообщения могут быть посланы как внутри приложения, так и другим приложениям. Таким образом, механизм сообщений Haiku берёт на себя всю сложность управления потоками, освобождая от этого разработчика.

Главная причина, по которой BeOS использовал множество потоков, была тем, что BeBox был задуман как медиа-платформа. Фактически одним из рекламных имён BeOS было "медиа-ОС". Хотя реклама слегка преукрашала достоинства, система действительно хорошо справлялась с мультимедиа. В типичной демонстрации BeBox играл полдюжины разных видео-роликов одновременно без задержек и пропуска кадров, в то время как система оставалась отзывчивой. Эффективность системы также позволяла обрабатывать аудио сигнал с низкой задержкой. В то время как Haiku всё ещё предстоит много работы в этих областях, она уже далеко впереди многих других систем.

Ещё одно преимущество Haiku перед другими состоит в обширном использовании файловой системы типа базы данных, которая позволяет любому файлу иметь различные свойства привязанные к нему. Эти свойства могут быть проиндексированы и получены так же, как и в обычной базе данных. К примеру, каждое электронное сообщение (e-mail) в Haiku хранится вместе со свойствами, такими как: тема, имя отправителя с адресом, имя получателя с адресом. Из программы управления файлами, известной как Tracker, вы можете проводить поиск по любому из этих свойств. Свойства также позволяют вам извлекать информацию о песне из MP3 файлов, а также легко организовать и находить файлы в музыкальной библиотеке через Tracker. Записи в адресной книге Haiku, известные как People files, состоят практически полностью из таких свойств.

Позволить вашей ОС организовывать адресную книгу даёт преимущество: вы больше не привязаны к только одной программе, управляющей вашими письмами и контактами. Каждый, кто когда-либо пробовал извлекать старые письма из раздутого файла Microsoft Outlook, поймёт всю красоту данного подхода. Вместо того, чтобы скрывать вашу корреспонденцию за форматом, доступным только из одной программы, Haiku позволяет вам использовать любую программу — вы даже можете использовать несколько программ для операций с одними и теми же письмами. Точно также People files в Haiku может редактироваться и управляться многими программами, можно даже изменять их из Tracker. Ни одна другая ОС не реализовала так удачно концепцию базы данных в своей файловой системе.

Учитывая все достоинства, Haiku недостаёт некоторых ключевых моментов, которые ожидают пользователи. К примеру, большая часть современных ОС имеют аппаратно-ускоренные интерфейсы. Это позволяет отображать причудливые эффекты: тени от окон, прозрачные границы, эскизы содержимого окон — всё это быстро и эффективно, используя видео-карту. Пользователи популярных ОС также имеют доступ к широкому набору приложений. Haiku в настоящий момент ограничена всего несколькими родными приложениями, не считая того, что осталось от BeOS.

Как и другие открытые ОС, Haiku страдает от недостатка драйверов. Современные видео-карты, принтера, а также другие компоненты достаточно сложны: они как маленькие компьютеры сами по себе, и требуют для работы специальные программы — драйверы. Драйвер служит мостом между ОС и железом. Сегодня существует так много типов и марок железа, что разработчикам проектов с открытым кодом трудно за ними угнаться.

К счастью, Haiku может опереться на работу, сделанную тысячами разработчиков Linux, FreeBSD и других открытых ОС. Haiku уже использует сетевые и беспроводные драйвера FreeBSD через специальный интерфейс-переводчик. Работа также ведётся над внедрением новой системы Gallium3D, которая может стать будущим для драйверов видео-карт в Linux.

Что более важно, многие из сильных сторон Haiku, возможно, никогда не сравняются с ведущими ОС, или уж точно не скоро. Приложения для Linux не продуманы для мультипоточности так же глубоко, как в Haiku, а, следовательно, они не могут воспользоваться всей силой современных многоядерных процессоров. С выходом OS X Snow Leopard два года назад Apple добавила новую технологию Grand Central Dispatch, которая облегчает использование многих потоков для приложений. Но там всё ещё только один поток для пользовательского интерфейса, так что «пляжный мяч смерти» никуда не денется.

Последний выпуск Windows 7 был большим шагом вперёд по сравнению с предшественницей, но у неё осталось много проблем, таких как повсеместная нескладность интерфейсов, а также простая перегруженность информацией. Панель управления сама по себе уже может вызвать у пользователя мигрень. Windows огромна: чистая установка Windows 7 Ultimate займёт 20 гигабайт места. Даже если вы включите десятки бесплатных приложений, которые идут с Haiku, установка ОС будет стоить вам всего 700 мегабайт — одна тринадцатая от жилой площади Windows 7. А что касается открытости и свободы — то Windows и Mac OS это не светит.

В итоге, Haiku позволяет по-иному взглянуть на ваш персональный компьютер. Если вам не нравятся глючные программы с несовместимостями и недостатками, если вы ненавидите, когда вас заставляют менять железо и программы каждые пару лет только потому, что «улучшения» системы сделали их устаревшими, и если вам нравится идея ОС, которая быстра, отзывчива и просто освежающе нова и привлекательна, тогда, возможно, Haiku как-раз для вас.
image


Об авторе.
Райн Ливенгуд (Ryan Leavengood) — компьютерный консультант в Boynton Beach, Fla., занимающаяся разработкой сайтов на Ruby on Rails. Впервые он был вовлечен в проект с открытым кодом для разработки Haiku в 2003 году, и теперь он хранитель их сокровищ. Ни одна ОС не идеальна, замечает он, но «некоторые совсем неидеальны. Я понял, что каждая ОС, над которой я работал, была не хуже, чем то, что я уже использовал». Когда Ливенгуд не программирует, он с женой Франческой (Francesca) проводят время со своими четырьмя кошками, одним сенбернаром и садом из местных растений Флориды.

От переводчика: Я был большим фанатом BeOS и уже давно слежу за Haiku, периодически принимая участие в проекте. Система развивается с переменным темпом, но достаточно стабильно. Недавно объявили о принятых в GSOC проектах — звучит многообещающе. Выпуск беты, а также единороги с радугами, действительно не за горами.
Ссылка на оригинал: The Dawn of Haiku OS.
Об ошибках и неточностях, пожалуйста, сообщайте через личные сообщения.
Dzmitry Malyshau @kvark
карма
57,7
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (142)

  • +54
    Спасибо, текст таков, что хочется все бросить, и пересесть на Хайку.
  • +14
    Haiku, несомненно, перспективная OS. Но увы, у неё есть несколько весьма субъективных, но неприятных недостатков: древний интерфейс, отсутствие пакетного менеджера, совместимость с BeOS (Держать совместимость с осью и ради неё собирать программы GCC2/GCC4 — не устали?). Не пришло ли время выкинуть совместимость и пойти дальше?
    Например, в Haiku Ideas для GSoC 2012 есть замечательная на мой взгляд идея:
    Evaluate Qt as a potential native Haiku R2 API, replacing partially or even completely the previous BeOS/Haiku API.
    • +5
      У Qt до пятой версии рендеринг интерфейса таки однопоточен. Это кстати и привело к созданию графа сцены, где рендерить можно будет в несколько потоков. Но даже демки с его использованием у меня подтупляли.
      Да и это потребует таки рабочего аппаратного ускорения.
      Ну и в таком случае чем Хаику окажется круче, чем Linux+Wayland? Только ядром и системным апи?
      Насчет совместимости, то почему бы и не держать песочницу, собранную при помощи GCC2 для старого софта. Она в общем-то существует отдельно и кушать не просит.
      А новую систему таки собирать llvm/clangом бы. Можно было бы в итоге получить универсальный формат бинарников, способных запускаться на любом 32битном или 64битном железе.
    • +6
      Всё верно, только всему своё время.
      Древний интерфейс — очень субъективно. И в Linux/BSD многие выбирают легковесные рабочие окружения, не сильно отличающиеся по функциональности от рабочего стола Haiku. Меня, к примеру, оный вполне устраивает.
      Пакетный менеджер в разработке, и сообщество отнесло его к классу «Must have» в списке требований R1.
      Совместимость с BeOS — тоже цель только на R1. Дальше — свободный полёт. Как указывает автор статьи, именно эта совместимость позволила Haiku крепко держать паруса в своём долгом путешествии.
      Qt… заманчиво и перспективно, но неоднозначно, ибо это слегка уменьшает статус «оригинальности» Haiku, на которую она всегда претендовала.
      • +5
        Интерфейс не самый худший, но его явно можно сделать чуточку лучше :)
        А насчёт пакетного менеджера — ту блогозапись я видел, только вот дата публикации меня смущает.
        За оригинальностью ради оригинальности гнаться не стоит, это очевидно. Qt приложений огромное количество — то, чего недостаток так остро ощущается в Haiku OS.
      • +4
        А зачем нужна совместимость с BeOS? Я спрашиваю без иронии: что такого за 15 лет могло сохраниться, без чего нельзя было бы прожить?
    • +2
      Как по мне, то совместимость с BeOS это отличный краеугольный камень для разработки первой версии Haiku. Как уже многократно говорилось, многие открытие проекты часто начинают на этапе разработки превращаться в черте что из-за желания разработчиков засунуть в проект все сразу, даже ценой качества и удобства. Здесь же, по сути дела, сначала делают современную замену BeOS, которая должна остаться совместимой с оригинальной ОС, после чего уже можно думать о чем-то новом.
      • 0
        Сначала скопируете недостатки BeOs, а потом будете от них избавляться?
        Если вы делаете современную операционку, то делайте её современно.
        И не бойтесь оглядываться на другие операционки — оригинальность может и потеряеете, но в качестве выиграете.

        Насчёт линукса.
        Был такой проект как microxwin, упразднявший клиент-серверное взаимодействие между ядром и гуи
        сейчас проект почему-то не развивается.
        QT — отличная библиотека.
        • 0
          а какие недостатки у BeOS? я не ерничаю, просто по статье все уж слишком красиво получается, идеально как-то. я с beos/haiku знаком только по статьям, но ос очень интересует как потенциальная замена линуксу и макоси, мне кажется у нее есть плюсы обоих.
    • +2
      > отсутствие пакетного менеджера

      pkgsrc на ней вполне бутстрапится. Считай, полдела сделано.
      • –2
        так и хочется спросить «и че?». в pkgsrc нет (очень мало?) приложений, которые используют родное API haiku, потому всеми достоинства операционной системы портам pkgsrc недоступны. поправьте меня, если я ошибаюсь.
        • +2
          Упоминалось отсутствие «пакетного менеджера», а не «приложений, которые используют родное API haiku».

          Так что на вопрос «и че?», буде таковой всерьёз задан, последует ответ «а ниче» и просьбы
          1) не разводить демагогию
          2) не подменять понятия
          3) не съезжать с одной темы на другую, пока с первой не разобрались :)
          • –2
            давайте не разводить демагогию и пр.

            почему именно пкгсрц? а portage не пробовали бутстрапить? под ним приложений в три раза больше, например. идем далее: саму систему установки портов отбутстрапили, далее пробуем собрать приложения. сколько приложений установится без проблем? по моему опыту использования pkgsrc на линуксе, их будет довольно мало, приложение для десктопа — ничтожно мало.

            в общем ответ «и ничо» самый правильный: пкгсрц это ничего. это совсем не «полдела сделано» для менеджера пакетов в haiku, а очередной повод поразмахивать лозунгом «наш pkgsrc работает на 9000+ платформах» для любителей этого пакетного менеджера.
            • +1
              То есть, Вы меня немедленно записали в «любители этого менеджера»? Вот она и демагогия.

              Почему? Потому что его я хотя бы видел в диком виде на платформах, отличных от «родной», в отличие от portage, которого лично я не видел за пределами линукса даже в лабораторных условиях. Охотно верю, что он за этими пределами живет, цветет и пахнет. Предлагаете отвечать за то, что Мойша напел? Не ко мне.

              Причем здесь приложения вообще? Вы продолжаете подменять понятия и складывать в один горшок «пакетный менеджер» и «систему сборки». Пакетный менеджер — это, грубо говоря, pkg_add pkg_delete. Гуевая программа для Хайку, использующая родное API, скомпилированная автором и обернутая в пакет. Что, pkg_add не сможет её поставить, отследив зависимости? При чем здесь дерево исходников и патчей овер9000 линуксового софта?

              Не знаю, какой там ответ «самый правильный», если смотреть на вопрос, сидя на шее у пингвина.

              Я могу отвечать только за себя. У меня была дофига отличная от родной NetBSD платформа, Solaris. И за упомянутое «далее пробуем собрать приложения» могу ответить. «По моему опыту использования pkgsrc на solarise, их будет дофига». Зачем всё это _собирать_ на хайку, я понятия не имею и причин этого делать не вижу. Пакетный менеджер к этому отношения не имеет.

              Любители portage могут попробовать portage. Если еще не попробовали. Что касается pkgsrc, то его уже попробовали. Он работает.
              • –2
                > То есть, Вы меня немедленно записали в «любители этого менеджера»? Вот она и демагогия.

                это вы додумали, я ничего не утверждал про ваши предпочтения.

                >portage… которого лично я не видел за пределами линукса даже в лабораторных условиях.

                www.gentoo.org/proj/en/gentoo-alt/prefix/ — посмотрите. руководство для макоси и солярис существует уже годами.

                > Причем здесь приложения вообще? Вы продолжаете подменять понятия и складывать в один горшок «пакетный менеджер» и «систему сборки».

                следите за нитью дискуссии, я не говорю про недостато приложений или систему сборки приложений (уж будьте уверены, я прекрасно понимаю различаю понятия «менеджер пакетов» и «система сборки»), я говорю о том, что пкгсрц как менеджер пакетов гораздо менее гибок в настройках, чем портаж хотя бы потому, что PKG_OPTIONS поддерживает гораздо меньше опций, чем USE флаги. соответственно отключение зависимостей, которые по разным причинам не смогут быть установлены, в портаже легче. а у десктопных приложений этих зависимостей гораздо больше, потому вероятность, что хотя бы одна из них не установится, выше. или вы опять будете петь, что дело в пакетах/приложениях, а не в менеджере пакетов?

                > Не знаю, какой там ответ «самый правильный», если смотреть на вопрос, сидя на шее у пингвина.

                это вы про что?

                > Он работает.

                это хорошо, пусть работает. но тут он практически бесполезен. именно это я и пытаюсь вам сказать.
                • +1
                  > именно это я и пытаюсь вам сказать.

                  Не надо никому ничего доказывать. Если Вас тема интересует, молча идите и делайте.

                  Я Вас понял. Дешевле было сформулировать так.

                  Как минимум, pkgsrc на ней вполне бутстрапится. Считай, полдела сделано. Сейчас в комментариях напишут, что запросто заработают и все стопицот линуксовых portage, yum, etc ..

                  Чтобы не было повода агриться и меряться, у кого длиннее, полезнее и USE флаги толще.

                  • –1
                    >> именно это я и пытаюсь вам сказать.
                    > Не надо никому ничего доказывать.

                    сказать, молодой человек, сказать. вы совсем не хотите правильно читать, да?..

                    и никаких «полдела», побаловались, сообщили миру и все. а когда оценивается перспективность использования в качестве базы для дальнейшего развития нужно именно меряться и искать наиболее подходящее.
    • –2
      BeAPI, вероятно, намного лучше чем Qt.
      И какой смысл использовать Qt если есть нативное объектно-ориентированное апи.

      Например, в статье сказано — потоки и приложения могут обмениваться сообщениями друг с другом (для этого есть класс BMessage). В QT ничего подобного нет, несмотря на то, что она славится своими сигналами/слотами.

      Я сам в данный момент пишу на Qt, но имея опыт разработки на BeAPI, могу сказать — был бы выбор, он был бы однозначно в пользу Be.
      • +3
        >Например, в статье сказано — потоки и приложения могут обмениваться сообщениями друг с другом (для этого есть класс BMessage). В QT ничего подобного нет, несмотря на то, что она славится своими сигналами/слотами.

        Вы документацию пробовали открывать? Аналог BMessage в Qt это, внезапно, QEvent, они прекрасно кидаются между потоками как и сигналы со слотами, которые тоже превращаются в QEvent'ы в этом случае.
    • 0
      По поводу пакетного менеджера есть некоторые обновления. Почитать можно тут haikuforum.ru/viewtopic.php?id=234
  • +5
    Вот интересно, а какое место в системе в будущем будет Qt занимать? Я слышал, что его хотят в Haiku использовать повсеместно.
    • 0
      Чем больше, тем лучше.
      А если портируют еще и JDK, в тот же самый день на эту ось и пересяду.
  • –1
    Портировать webkit, сделать его полноэкранным и двигать как веб-ОС. Вопрос с приложениями отпадёт сам собой.
    • +19
      Зачем рынку второй ChromeOS, если даже первый никто толком не использует?
      • +11
        Потому что иначе BeOS сталкнётся с суровым миром: пользователям пофигу, что у них за операционная система, их волнует, что они могут делать. А это означает — тысячи и тысячи приложений. Откуда они под BeOS появятся?
        • +6
          Вы так говорите, словно существование Haiku в качестве нормальной полноценной декстопной ОС не позволит использовать в ней веб-приложения :)
          • +1
            позволит, но что именно там будет работать? Я имею в виду, приложения.
            • +2
              Любой вебсофт, нет?
            • –1
              Я не даром сказал выше про JDK.

              При наличии явы проблем с софтом уже нет.
              • +9
                Это вы про те 3.5 уродливых приложения на Swing?
                • 0
                  плюс нужно добавить что только openjdk, что так же уменьшает количество(стабильно) работающих приложений. я сколько раз не пытался перейти на openJDK, никак не выходило. Постоянно что-то не так работает, к примеру софт от банков и парочку полноценных тяжелых внутренних корпоративных приложений. Это конечно может и не openJDK виновато, но факт есть факт.
        • +6
          Судя по всему, проект столкнулся с жестоким миром давным-давно, и идет с ним параллельно с тех пор. И выживание проектов, особенно подобных Haiku, не зависит от срочного набора кучи казуальных юзеров, которым подавай все и сразу.

          Про Linux более десяти лет многие говорят, что «он не готов для десктопа», но кого это е беспокоит? У Linux есть прочное сообщество его любителей и сторонников, потому что он дает им нечто уникальное, что не может дать ни одна другая ОСь.
          • +6
            У линукса есть очень чёткая ниша, которую хорошо озвучил интеловский спец по storage technologies: когда нам нужно посмотреть, как будет работать та или иная фича, мы берём линукс, потому что «contains everything» и «easy to patch in». То есть сейчас линукс (извини, bsd) — площадка по-дефолту для игр с околоядерными фичами. Это даёт ему некоторую позицию bleeding edge для технологий.

            Но такой ОС достаточно одной (потому bsd плавно сползает в сторону).
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            • 0
              Ммм, вы пробовали что-то другое?
              Линукс неплох для всего этого, но в каждой узкой нише есть что-то с плюшками.
              Мак для десктопа как самый яркий пример.
        • +4
          БеОС столкнулась с этой проблемой около 15 (?) лет назад. Сейчас есть операционная система Хайку в некотором виде, для каждодневного использования она пригодна мало. Программ под нее нет и скорее всего не будет. Таких операционных систем довольно много, например, десктопный QNX, (Open)Solaris (по большому счету), OS/2 и попытки ее возрождения, Symbian (по большому счету). Про все эти операционные системы можно написать длинный текст об уникальности, истории, технологиях. Вот только зачем? Смотрите в будущее, делайте новые операционки с совершенно новыми приемуществами, кому сейчас интересна «работа на старом железе».
          • +1
            Отсюда и мой комментарий, что если портировать webkit, то получившееся будет иметь какую-то практическую пользу. В т.ч. для старого железа.
            • 0
              Так с драйверами проблемы в том числе и для старого железа.
            • +1
              Портировали его уже давно, даже Qt портировали и KDE.
          • 0
            > кому сейчас интересна «работа на старом железе».

            Мне интересна!
            Мне старые лэптопы с работы даром достаются, для которых такая операционка — самое оно!
    • +2
      Благодаря автору оригинальной статьи (Ryan Leavengood) WebKit порт в Haiku живёт и процветает. Ощущения от него исключительно положительные, на то он и WebPositive.

      А если серьёзно, то я очень хотел бы увидеть Haiku на таблетках, где ядер нынче много, а ресурсов всегда дефицит. Работа над ARM портом ведётся, так что шанс есть…
      • 0
        В порте на ARM сразу умирает вся совместимость с BeOS софтом. Ну или придется юзать извращения типа бинарных трансляторов.
        • +2
          Да никто, скорее всего, в будущем за совместимость с BeOS и не будет держаться — это просто цель для первой версии. Обратная совместимость может умирать на некоторых этапах развития даже одной ОС, абсолютной обратной совместимости не бывает.
  • +12
    Linux, к примеру, основан на ядре (kernel), которое изначально было спроектировано для использования на серверах и только потом было адаптировано для настольных систем. Как следствие, ядро иногда прокидывает пользовательский интерфейс, что пользователи Linux ощущают как раздражительные задержки, когда их компьютеры делают что-то тяжёлое, как прожигание DVD или сборку кода. Ядро Haiku всегда существовало для персональных компьютеров, и, как полагается, оно всегда отдаёт приоритет тому, что происходит с графическим пользовательским интерфейсом.

    Абзац фееричного бреда с неработающей ссылкой.
    Во первых, ядро линукса не писалось для серверов, а изначально не было ядром. К тому же, оно ни на чем не основано.
    Во-вторых, причина тех «фризов» не в этом, а в нескольких багах, которые зовут 12309. Они проявляются далеко не у всех и не всегда, так что фатальным недостатком линукса их нельзя.

    В сравнении с другими операционными системами она наиболее эффективно расходует вычислительные ресурсы
    занимает только около 170 мегабайт RAM во время работы
    Большой шаг «Вперед» для такой системы

    Я так понимаю, что автору нужно было сказать что-то против, но нормальных аргументов он не нашел.
    • +4
      Линукс не основан на ядре, линукс это название ядра. Говорить «ядро линукса» — не корректно, это тавтология.
      • +1
        А вот это очень интересный вопрос. udev, например, это Линукс или нет? Если да, то у нас уже есть раздельно udev, а раздельно bzImage.
        • +1
          Linux можно и на mdev запустить.
        • +2
          Конечно не линукс. udev это менеджер устройств для линукса.
      • +1
        википедия с вами не согласна: «Linux is a Unix-like computer operating system assembled under the model of free and open source software development and distribution. The defining component of Linux is the Linux kernel...»
        • 0
          Точных определений того, что есть операционная система в природе не существует. А википедия в данном случае не очень надежный источник информации.
          Но Linux это в любом случае ядро. Операционной системой будет, к примеру, Debian GNU/Linux.
          • +1
            если 10 человек договорились считать «вот этот» цвет белым, то это и есть определение белого цвета. статья на википедии отражает точку зрения большего количества человек, потому ее вполне можно принимать за определение. мне очень жаль, если эта точка зрения не совпадает с вашей, но это уже ваши проблемы. с определением можно соглашаться или нет, но отрицать его крайне глупо.
            • +4
              Это «определение» возникло из-за того, что так банально короче, чем говорить каждый раз GNU/Linux и тем более короче, чем еще и название дистрибутива указывать. В связи с этим на слуху осталось слово Linux и многие считают это названием всей ОС. В следствии этого, для того чтобы не путать обычных пользователей, которым все эти нюансы глубоко по барабану много где смирились и стали писать, что Линукс — ОС.
              Что, кстати, вполне возможно и верно, зависит от определения операционной системы. Но, если принять то, что Линукс — ОС, он от этого не перестанет быть ядром и говорить «ядро операционной системы Линукс» или «ядро Линукса» будет все равно не верно. Правильно будет ядро Линукс. Или Линукс-ядро, хотя это уже калька с английского и по русски звучит некрасиво

              А еще есть например такие операционные системы как Debian GNU/Hard и Debian GNU/freebsd. И это ни разу не линукс, хотя окружение по сути тоже самое.
              В свою очередь Linux вполне работает без всякого GNU, как пример можно взять Android или busybox.

              Тут мы опять приходим к тому, что следует считать операционной системой.
              Некоторые говорят, что нужно правильно говорить GNU/Linux. Другие резонно возражают, что GNU компонент вполне заменяемый и не факт что самый важный и с тем же успехом тогда можно называть систему X.org/Linux или KDE/Linux или чем-то жутким вроде KDE/X.org/GNU/Linux и дабы не плодить сущностей предлагают оставить просто Linux.

              Мне больше всего нравится третий подход. Я считаю, что каждый дистрибутив является операционной системой. Операционные системы Ubuntu, Open Suse, Debian GNU/Linux(это официальное название дистрибутива), Android, ChromeOS и т.д.
            • –1
              Учитывая повальную технологическую безграмотность, царствующую на просторах интернета (пробовали проверять правописание по количеству найденных гуглом страниц?), позволять большинству определять ключевые понятия — идея сомнительная.

              Лучше почитайте, что знающие люди говорят. К примеру, утверждает ли сам Линус, что он написал именно ОС, а не ядро? Столлмэн упорно взывает называть вещи своими именами, не забывая приписывать GNU/ ко всему, что его использует. И если Linux — ОС, то почему я невижу этого имени в Debian GNU/Hurd и Arch Hurd, которые на 90% состоят из «того же материала»?
    • –2
      Как оказалось, ссылка действительно указывает на сайт с региональными ограничениями. Попробуйте вот эту в качестве замены, ибо материал там заслуживает ознакомления.
      • +1
        Местные «склоки» 5-летней давности заслуживают ознакомления?

        По всему тексту видно, что автор оригинальной статьи также далек от Linux, как я от Haiku. Только я не осмеливаюсь при этом сравнивать их между собой.
  • +5
    Есть ли в Haiku shareware-программы? Другими словами, есть ли там «малый бизнес»?
    • +1
      Для появления такого рода зверей, боюсь, требуется устоявшаяся экосистема, а это не раньше R1… если, конечно, не считать мамонтов-программ для BeOS.
    • 0
      Если появляется Qt и Java, то перенос под эту систему программ «от малого бизнеса» существенно упростится.
  • +4
    >Приложения для Linux не продуманы для мультипоточности так же глубоко, как в Haiku, а, следовательно, они не могут воспользоваться всей силой современных многоядерных процессоров.
    Очевидная ложь. С использованием питона, даже простой аудиоплеер может достаточно успешно загрузить все ядра современного процессора.
    • +31
      С использованием питона даже хелловорд может нагрузить все ядра :)
    • +6
      Ну, кстати, нет. Он загрузит исключительно одно ядро. Потому что многопоточности в стандартной реализации питона нет вообще)
      Так что можно запустить аж несколько приложений на питоне — по числу ядер.
      • +1
        Как же нет, если threading и multiprocessing давно уже в мейнстриме.
        • +2
          Это старинные камлания вокруг giant lock имеются в виду. Автор комментария «где-то что-то слышал» :)
          • 0
            Видимо, но multiprocessing и биндинг тредов решает эту проблему.
            • +1
              Ну так я и говорю, автор слышал какой-то звон, но не более :) Повторяет, как попугай, не углубившись в смысл услышанного.
          • 0
            Более того, gil никак не мешает грузить все ядра в этой ситуации, т.к. конкурировать аудиоплееру за gil не придется (если мы говорим про чтение данных из файла, в противном случае проблемы скорее всего будут в случае долгих операций декодирования, когда интерпретатор не может отдать инфу другому треду, если один нагружает процессор и выполняет одно действие за долгий период).
            Но опять же тредирование можно полностью опустить и запустить пул мультипроцессов — форки дешевые — и это опять же нагрузит систему по самое немогу. Не понимаю за что ему 5 плюсов накатали…
            • –1
              Школиё с похапе наперевес и накидало плюсов. Они обожают такое читать «пачему ваш пейтон гавно» :) В топике на любую тему, причём.
              • 0
                Ну же, вперёд, расскажите школьнику, как выполняющийся в каждый момент времени один поток загрузит все ядра.
                В документации ясно сказано: «Global interpreter lock (это то, что вы обозвали giant lock'ом). The lock used by Python threads to assure that only one thread executes in the CPython virtual machine at a time.»
                • –1
                  Отлично, один абзац уже прочли. Читайте дальше.
        • 0
          threading не загрузит — GIL мешает. Мультипроцессинг хорош, но оверхед большой.
          • –2
            Чем же он мешает?
            Вы изучали вопрос?
            • –1
              Абсолютно. Если у нас I/O преобладает, то всë ок, конечно, но разве в аудиоплейере это главное?
              • 0
                Я уже написал выше habrahabr.ru/post/143176/?reply_to=4798722#comment_4798699
                Какой оверхед от форка?
                • –1
                  Гм, обычный. На создание новых структур данных интерпретатора, на переключение между интерпретаторами (это, конечно, не новый процесс, как у subprocess'а, но оверхед больше, чем у тредов или корутин), на обмен данными, в конце-концов. Это в питоне никто нигде не оптимизирует.
                  • –1
                    Причем здесь оптимизация, дано:
                    Нагрузить аудиоплеером несколько ядер.
                    Решение — использовать multithreading с биндингом или если мозги недостаточны multiprocessing.
                    А Вы пишите про заимствования, структуры и переключение контекста.
                    Переоптимизировали головной мозг чтоли?
        • 0
          multiprocessing != многопоточность. Отдельный процесс и поток — это разные сущности, или школьники это уже не изучают?
          • 0
            Причем здесь это, нагрузить все ядра позволит? Позволит. Я не про трединг конкретно говорю.
    • +2
      Хе. Это вы не видели как BeOS умеет работать с мультимедиа. Простейший пример это запуск 10 плееров одновременно. Винда в те времена на таком тесте тупо помирала и звука не выводила. А BeOS вполне себе бодро это играла и еще можно при этом в ней можно было еще запускать приложения. Из-за этой особенности одна фирма делала на ней специальное оборудование для студий.
      • +3
        Как заметили выше, это был сарказм относительно того, что в наше время даже самые простые приложения иногда могут легко воспользоваться всеми возможностями современных процессоров.
      • +1
        Я не верю, что если в форточках запустить 10 экземпляров mplayer на звуковых файлах, то с ними что-то случится.
        • +4
          Во времена BeOS актуальной версией была Windows 95. Вопросы есть? :)
  • +4
    Жду-жду той самой «последней альфы», никак не дождусь… Вот всё в Гайке хорошо, и даже хрен с этим её хипстерским интерфейсом. Софта вот только нет, браузера даже нормального нет и WPA2 всё ещё фронт работ на будущее (или уже работает?)

    Ещё мне, как питонщику, было бы приятно найти какие-то актуальные биндинги, чтобы я мог писать под Хайку софт. Увы, с сишкой у меня туго. Кроме Bethon`а хз-какой годичной давности не нашёл ничего.

    Это я к тому, что надо как-то чем-то завлекать разработчиков софта, отдать приоритет каталогу нативных приложений а-ля App Store… Сама операционка альфой уже даже не пахнет, дай бог каждому такие альфы :) Софт и дрова — две беды.
    • 0
      Alpha 4 на офф сайте, с поддержкой WPA2.
  • +1
    Я с удовольствием пользовался бы этой ОС в том числе. Но небольшой опыт использования Alpha2 — сильно отпугнул. От лица обычного пользователя я заметил такие недостатки: с браузерами проблема (на тот момент можно было с трудом собрать firefox 3.6x), с IM клиентами — тоже, шрифтов распространённых нет и установить неизвестно как, WPA2 не поддерживается.

    … когда вышла Aplpha3 — хотел вновь попробовать, но она даже не запустилась на моём Q8200, запаниковала при загрузке и заглохла.

    Буду ждать релиза! Простой графический интерфейс всё-таки привлекает.
  • +12
    Странно: на дворе 2012 год, а аргументами, приведенными в статье я агитировал за Линукс в 1999м.
    • 0
      Видимо совместимость с BeOS :)
  • +3
    Спасибо за минуты легкой ностальгии!

    Помню, как году в 1999-ом были статьи об BeOS в Компьютерре. Тогда все это казалось перспективным, и интерфейс был в самый раз — стильно выглядело по тем временам. А Линукс на домашнем компьютере тогда был совершенно неюзабелен, для настоящих фанатов.

    Помню, добыл тогда дистриб BeOS, но она не завелась из-за проблем с дровами видеокарты. Если бы завелась — скорее всего оставил.

    Думаю, что Haiku имеет неплохие перспективы сейчас, особенно если для нее будет нормально работающие средства виртуализации вроде Oracle VM VirtualBox, который прекрасно решает большую часть проблем с windows-приложениями, не идущими в wine.
  • +2
    На моём настольном компьютере 3-хлетней давности Haiku загружается с холодного старта за 10-15 секунд и занимает только около 170 мегабайт RAM во время работы
    Если мне не изменяет память, то когда я в последний раз запускал Xubuntu, оно жрало меньше.
    • +1
      Я надеюсь, они говорят про usage, а не про занятую память после загрузки. То есть система И приложения, а не только система.
    • +2
      Это так.
      К слову — моя сборка Gentoo с Gnome2 для Toshiba AC100 кушает ~95 Mb ОЗУ при холодном старте.

      … но всё-таки разработчики Haiku — молодцы. Нужно иметь много мужества, чтобы работать над столь крупным проектом, несмотря на достаточно туманные перспективы. А они уделяют уйму внимания мелочам при проектировании — это достойно уважения, определённо!
      • +1
        о! И как оно, работает? Ставил Ubuntu — тормозит нещадно.
        • 0
          Вот она. Работает чуть быстрее, чем Ubuntu. Но всё-таки — AC100 не особо удавшееся устройство. Всё бы исправилось, будь там Android 4, но его так и не портировали, как я понимаю.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • 0
          Я думаю, что часть памяти, отведённая под кэш, всё-таки будет занята запущенными процессами, если процессы, которым отведён этот кэш, закрыты.

          Windows распределяет память похожим образом, только не отображает это пользователю.
  • +2
    Ради интереса поставил на Virtualbox. Сетевой адаптер видит, сети нет. Шел 2012 год.
    • +4
      Оффициальное руководство упоминает об этой проблеме и рекомендует выбрать адаптер Intel PRO/100 MT в сетевых настройках VirtualBox. Надеюсь поможет.
      • +5
        Работает. Пишу из нее. Очень похоже на линукс образца года 2001го.
  • –3
    Windows 7 тупиковый путь, и Haiku идет в тот же тупик, пытаясь конкурировать с устаревшими идеями, при этом существенно проигрывая старичкам. Этим бы парням обратить внимание на облачные технологии, обратить внимание на первые шаги ChromeOS, учесть, что у парней делающие ChromeOS руки связаны менеджерами Google. И может тогда у этой ОС появится шанс стать вторым линуксом в облачных ОС. Вот это перспективная тема.

    А иначе всё бессмысленно, тот же линукс вполне справляется с функциями как десктопной ОС, так и ОС для разработки. Слишком уж много здесь конкурентов, вон и ReactOS даже пилят… В общем, сменили бы они направлении сторону облаков, запили, что-то удобное не завязанное на бренд (как ChromeOS), вот было бы здорово :)
    • +9
      Сплошные облака — это как пузырь доткомов, рано или поздно лопнет.
      • –4
        Сплошные облака это будущее ИТ, сейчас это на уровне ru.wikipedia.org/wiki/Windows_1.0 через 2-3 года это будет на уровне ru.wikipedia.org/wiki/Windows_2.x ну а там, кто не успеет на паровоз облачных ОС — те станут первыми кандидатами в музей ИТ… В общем, история повторяется по спирали.
        • –3
          Почитайте, кстати описания возможностей и перенести это на сегодняшние возможности облаков, я не зря дал ссылки на эти ОС :)
          • +1
            А кто будет поддерживать и платить за облачные сервера у бесплатного проекта?
            • –2
              У вас узкое понимание облачных решений, даже не можете слегка посмотреть в сторону… Облака это не обязательно здоровенный кластер за огроменное бабло. Для этого иногда хватит личного дедика или аренда мощностей у дата-центров. Главное здесь не железо, а софт.
        • +1
          Уж точно это будут не эти костыльные недооблака, которые сейчас штампуют.
          • –2
            А какие «костыльные облака» сейчас штампуют, можно примеры?
            • +1
              Все облака сейчас это костыли на костылях.
              Пока не будет интерфейса, который из двух-десятков машин на аппаратном уровне делать одну ноду с приоритезацией ресурсов но единым пространством, до тех пор будут костыли.
              • –2
                Ну и? То что сейчас аппаратные и программные костыли в облаках => «Сплошные облака — это как пузырь доткомов» или что?
    • +1
      Ну так попробуйте использовать Jolicloud OS, там у парней руки менеджерами гугла не связаны. Операционка на «поиграться пару часов».
      • –2
        Зачем мне недолинукс с ссылками на веб-приложения с рабочего стола? Мне для этого с убунты с хромом вполне достаточно…
        • +1
          :D
          А Chrome OS принципиально чем-то круче?
          • –2
            ничем
      • 0
        Там у парней руки были «связаны» венчурным капиталом.

        Как только деньги «отработали» — на проект практически забили.
        В самой разработке допустили огромную ошибку — решили делать на движке mozilla firefox, и в последний момент, спохватившись наспех переделывали на webkit. Финалом стало принуждение пользователей быть онлайн для загрузки ОС в последней версии. Конечно есть пути/патчи — но это бред…

        Тем не менее 4 месяца я юзал joli как дополнительную ОС на «включить компьютер для инета на 5 минут» и dev-станцию для ACM-контестов.
        Потом пришлось перейти на Mint.
        Я думаю что если бы web-ориентированной ОС занимались действительно энтузиасты, то из этого вышел бы толк.
  • +2
    Когдато ставил BeOS, юзал недолго, но четко помню когда загружал много процессов медиаплееров и система на 166 MMX не тормозила ни разу. был удивлен. но к сожалению, пока не будет достаточно прикладного софта — системе так и быть на «Восходах»…
  • +1
  • +5
    Гайка такая какая она есть. И все ваши хотелки в ней реализуются только при помощи вас самих же. Никто для вас ничего делать не будет. В Гайке каждый занимается тем, что ему интересно. Как пример, я портировал Quake 3 для Гайки, ждём завершения портирования Gallium3D и можно будет поиграться.
  • +1
    Ad: qube.ru/ — сообщество русскоязычных пользователей. haiku-os@conference.jabber.ru — конференция.
  • +1
    файловой системы типа базы данных, которая позволяет любому файлу иметь различные свойства, привязанные к нему.

    Windows тоже это умеет, называется Extended Attributes, досталось в наследство от OS/2.
    hex.pp.ua/extended-attributes.php
    Поддержка этих атрибутов заложена в NTFS (и в FAT16).
    • 0
      Действительно, умеет, хотя на это нет ни утилит стандартных, ни документации.
      В те давние времена, видимо, свойства ФС были в моде, только вот никто, кроме BeOS, так и не смог найти им адекватного применения.
      • 0
        Win2k и XP их использовали для пользовательских заметок о файлах, вкладка «Сводка» в explorer'овских свойствах файла. Потом убрали, потому что так их слишком легко убить: blogs.msdn.com/b/oldnewthing/archive/2012/05/01/10299322.aspx. BeOS не интересует возможность бэкапа, к примеру, на CD?
        • 0
          Из вики:
          It is case-sensitive and capable of being used on floppy, hard disks and read-only media such as CD-ROMs
          Судя по всему, ничего не мешает резервному копированию.
  • +1
    Эх, помню диск BeOs 5 в далеком 2000 году, жажда эксперементов и новых открытий — эх, тогда Beшка рвала в тряпки BlackCat (который то же у меня появился), как жаль эту операционку, тогда я ей восхищался и только полное отсутствие софта привело меня к reformat и обратно на Windows ME.
  • 0
    Года 2-3 назад пробовал. Неплохо, но сыровато, паники случались. Вот теперь еще гляним, сравним
  • –1
    В свое время с огромным удовольствием ставил себе BeOS R5 PE — на тот момент она была очень неплоха, только разве что софта не было в достатке.

    Но, простите, судя по статье, за последние 11 лет (!) выпущены 3 альфа (!) версии ОС, и об этом пишется, как о чем-то выдающемся — работа-то и правда сделана огромная, но такие темпы, вкупе с подходами к построению 11-летней давности, вряд ли позволяют надеяться на что-то серьезное. С софтом ситуация, посмотрел, не сильно улучшилась, так что поставить эту (без сомнения — остроумную) систему можно только из ностальгии, да и то, скорее всего, в виртуальную машину. Так, подозреваю, ее и ставят, потому и нет в ней необходимости, и пишут в результате ее «для души», а не с четкими (и недолгими) сроками.

    Честно — хочу увидеть, и попользоваться, но чтобы а) свежее железо успешно работало б) был бы хотя бы минимальный набор нужного софта — я бы в таком случае поставил бы ее хотя бы своим родителям, чтобы вирусы им были поменьше страшны, а скорость работы была бы повыше.

    Пока же — виват тебе, BeOS, за радость, что ты мне подарила в свое время, и пусть же последователи смогут дать хоть кому-то столько же минут удовольствия!
  • +4
    Интересно, а можно ли адаптировать Haiku под Mac железо и таким образом решить проблему с необходимотью неописуемого количества драйверов и выйдя на достаточно интересный рынок.
    • 0
      Компания Apple, ограничив выбор железа, решила именно эту проблему :)
  • +2
    Да, система внешне очень приятная :)

    Но ОС — это только база для запуска полезных приложений. Так что нужно больше программ, хороших и разных :) Например, почтовый клиент + браузер + ICQ-клиент — получится хорошая начинка для таскаемого с собой нетбука.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    На фото улыбнуло как на первом плане чел тянется к бутылке пива :)
    Что же будет делать команда добровольцев когда оно у них кончится?
  • 0
    На чем пишется софт, C++?
    • +1
      Haiku написана на С++ и предоставляет объектно-ориентированный С++ интерфейс. Можно много спорить, как это лучше или хуже стандартных C API, но это как минимум смелая попытка сделать шаг вперёд. Подробнее на вики.
  • 0
    Если цель — ниша «user OS» — то требуется обеспечить полноту простых и понятных конечному пользователю требований.
    Т.е. по сути — тот же Linux давно стал адекватной desktop осью, на котором отлично можно как работать, так и просто браузить/слушать музыку/смотреть видео и т.п. И даже во многие игрушки играть (хотя тут конечно еще до по настоящему хороших результатов далеко).
    Но что позволило Linux стать desktop осью? Именно его популярность как серверной операционной системы. Опыт людей, их знания, удобство работы с консольными приложениями. И только потом уже шла плавная и непростая адаптация изначально серверной оси к запросам пользователей. И только тогда производители железа, увидев необходимость — стали делать драйвера.
    Но откуда взяться пользовательской базе у Haiku? Имо только если ее будут ставить как бесплатную ось для новых компьютеров, при том сделав ее полноценной для оных.
    • 0
      Или если она найдет свою нишу, в которой можно наловить пользователей, про нишу вебос уже писали выше :)
    • 0
      Да, всего только нужно — договориться с производителем этих железяк (Lenovo?), добавить необходимые драйвера да подлатать дыры в надёжности — и моя бабушка будет счастливой обладательницей Haiku.
      Осталось только найти богатого и влиятельного спонсора для осуществления всего этого…
  • 0
    Без инвестиций со стороны крупных игроков IT рынка, эта операционка так и останется just for fun. А если какой нибудь условный google, apple, и т.п. вкинет несколько десятков лимонов и организует рекламную компанию, производство десктопов (неттопов, нетбуков) с привлекательными (демпинговыми) ценами с haiku на борту — тогда, возможно…
  • 0
    Поставил vmdk образ с их сайта на virtualbox, не запускается :( Виснет на ракете…
    • +1
      Отключил ускорение — запустилась
  • 0
    Добрый человек, большое спасибо за перевод. Несколько лет назад пытался ставить сию ОС, но железо подвело :( Но некоторые идеи действительно гениальны. Взять хотя бы «теговую» ФС, думаю, с помощью неё было бы легко организовать мультимедиа коллекцию (как фильмов, так и музыки/книг).
  • 0
    Преклоняюсь.
    Молодцы!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.