О гиках, индустрии массового искусства и о том, как копирайт убил классическую музыку

    Идея написать подобный пост у меня появилась давно; в некоторых кописрачах я прямым текстом писал, что копирайт убивает классическое искусство и обещал раскрыть этот тезис позже. Долгое время меня останавливало то, что на Хабре такой топик вряд ли будет сильно интересен. Но, после некоторых раздумий, я пришёл к выводу, что проблема «копирайт — искусство» шире собственно классической музыки и литературы и затрагивает многие куда более приземлённые вещи. Например, игровую индустрию.

    Если мы посмотрим внимательно на жанровое разнообразие в игровой индустрии (сразу оговорюсь, я имею в виду сюжетные single-player игры, не касаясь mmorpg и казуальщины), то мы обнаружим, что оно существенно деградировало по сравнению с 90-ми годами. Жанр квеста исчез совсем, TBS находится на грани вымирания. Существенно сократилось поголовье классических RPG типа Baldur Gate, Planescape Torment (т.е. таких RPG, где надо думать головой при билде персонажа). Стало значительно меньше игр с оригинальной игровой механикой (типа Settlers I-II). Собственно, за меня здесь уже всё сказали, см. картинку слева.

    Большая часть современных игр — это какая-то помесь RPG от первого лица, шутера и аркады. При этом, что характерно, на разработку этих игр тратится очень много денег, так что проблема явно не в желании издателя сэкономить. Ровно то же самое произошло и с музыкой: всё многообразие жанров (опера, симфония, соната, фуга, etc.) в классическом искусстве деградировало ровно до одного — песни. И, если я не ошибаюсь в своих предположениях, то очень скоро с геймдевом произойдёт то же самое.

    Собственно, если некоторые студии перестанут регулярно выкапывать труп стюардессы (см. Might & Magic Heroes VI, Civilization V, Diablo 3, etc), то это может произойти прямо завтра. Почему же? Что общего у геймдева 90-х и классической музыки?



    И то, и другое делалось гиками для гиков. Следует поблагодарить здесь 20-й век за это замечательное слово, потому что другого термина я здесь подобрать не могу.

    Кем, если не гиками, были венские аристократы начала 19-го века, устраивающие у себя каждодневные музыкальные салоны, играющие сами на нескольких инструментах, и даже иногда разоряющиеся (!) из-за своего увлечения музыкой? Самыми настоящими гиками и были :)

    В чём ключевое отличие гика от обычного массового потребителя? Гик живёт в своём мире, где объект его увлечения доминирует. Ему плевать, по большому счету, на коммерцию; он готов с огромным интересом тратить очень много времени на свою страсть, и, как правило, рано или поздно гик начинает делать свой лунапарк, то бишь сам включается в производство интересного ему контента.

    Гику не просто плевать на трудности — чем труднее, тем лучше! Это гик изобретает режим «nightmare» и проходит Morrowind за 8 минут. Гик Моцарт, например, играл на фортепиано носом, а некоторые произведения Бетховена при его жизни так и не исполнили вследствие их неимоверной сложности.

    Итак, и геймдев 90-х, и эпоху классицизма можно вполне описать как формирование многочисленного гиковского общества, производившего и потреблявшего тонны оригинального контента. В общем-то, практически любое заметное явление в культуре именно так и формируется — за счёт массы людей с акцентуацией на этом явлении.

    Гораздо интереснее то, что происходит дальше.

    Индустрия



    Если гиковское увлечение оказывается достаточно качественным и интересным, оно начнёт постепенно захватывать и не-гиков. Если этот процесс ещё и коммерчески выгоден, то возникнет индустрия массового производства — с играми и музыкой это произошло.

    Поначалу индустрия ориентируется на гиков — они готовы тратить больше денег. Потом рынок растёт, и в какой-то момент массовая аудитория начинает приносить сопоставимые деньги.

    Итак, мы имеем некоторую область производства контента, сегментированную (условно, конечно) на гиков и массовую аудиторию. Понятно, что первые предпочитают сложный и оригинальный контент, вторые — контент попроще и поэффектнее.

    И вот он, ключевой вопрос: как будет меняться соотношение производимого контента во времени?

    Понятно, что и массовый сегмент, и гиковский будут сами себя воспроизводить. Поэтому здесь нам интересны мотивации перехода потребителя из одного сегмента в другой. В общем случаем, мы имеем дело с мотивациями участников рынка — производителей (которые могут стремиться перетянуть потребителя в другой сегмент) и потребителей (у которых существует внутренняя мотивация).

    1. Ни потребитель, ни производитель не мотивированы. Т.е. обществу в целом всё равно на данное конкретное увлечение, а производителю нет никакого экономического смысла работать на массовый сегмент. Пример — рынок изобразительного искусства. Т.к. копии картин не ценятся и товар уникальный и штучный, никакого массового рынка нет, не считая художников на Арбате и репродукций Моны Лизы на гобеленах. Отрасль как держалась на гиках во времена Микеланджело, так и сейчас держится, средний обыватель к современному изобразительному искусству равнодушен.

    2. Потребитель мотивирован на переход в гиковский сегмент, производитель не мотивирован влиять на выбор потребителя. Такая ситуация происходит там, где гиковость повышает социальный статус — привлекательность для противоположного пола либо возможность померяться пиписьками. Рынок в этом случае строго сегментируется и мало меняется со временем. Пример — рынок спортивных автомобилей, который вполне уживается рядом с массовым сегментом и тенденций к смерти не обнаруживает. По сути, это ситуация равновесия.

    3. Потребители не мотивированы на переход, а произодители — да. Ситуация возникает, когда один из сегментов (как правило, массовый) для производителя привлекательнее. Вот это как раз наш случай.

    Рынок, я напомню, уже сегментирован. Производитель генерирует контент и для гиков, и для массы. Но, при этом, генерировать контент для массы для производителя чуть удобнее. Почему?

    Потому что в этом случае производство более предсказуемо. Снял фильм с погонями и спецэффектами, пригласил «звёзд», отвалил 100М на графику — на выходе блокбастер, который себя как минимум отобьёт. (Конечно, тут всякое случается, но мы же говорим — в целом.) Снял артхаусное кино — черт его знает, что из этого выйдет. Больших денег точно не соберёшь, а уважение ценителей в карман не положишь.

    (Кстати, внезапные взлёты и падения, богатства и разорения — это ещё один надёжный признак формирующегося гиковского рынка; в стабильной индустрии эти процессы растягиваются на десятилетия.)

    Итого, производитель начинает больше акцентироваться на массовом рынке и меньше — на гиковском. Иногда ситуация доходит до абсурда, когда сотня радиостанций работает в поп-сегменте, и полтора калеки — на рокеров или, скажем, любителей блюза.

    В итоге, соотношение аудитории за счет более интенсивной рекламы поп-сегмента, за счёт его большей эффектности и доступности начинает потихоньку сползать в сторону массового рынка; естественно, это дополнительно стимулирует производителя работать на массовый рынок — процесс ускоряется. В итоге, гиковский сегмент может просто вымереть или сократиться до микроскопических размеров — как произошло, например, с классикой, которая составляет примерно 3% мировой музыкальной индустрии, и то из этих 3% бОльшая часть — сборники «100500 лучших классических мелодий для посещения солярия».

    Да-да, и с геймдевом это произойдёт в ближайшее время.

    Казалось бы, причём здесь копирайт? А при том, что авторское право — это, по определению, набор правовых норм, регулирующих рынок. Сейчас оно устроено так, что массовый сегмент выгоднее гиковского — ровно за счёт того, что доход = количество проданных копий, а не качество. Вот, например, в сфере изобразительного искусства копирайт неважен — ценится только оригинал, а не копии, — и там никакого массового рынка нет.

    Если бы копирайт был изначально устроен по принципу подписки (есть агрегаторы контента, которые скупают его у авторов и продают потребителю подписку сразу на весь контент), то описанные процессы, как минимум, существенно замедлились бы — потому что производителю теперь надо не как можно больше копий продать, а как можно более качественно удовлетворить потребителя.

    Кстати, сейчас уже поздно — изменение принципов авторского права никак не поможет реанимировать 3%-ый сегмент любителей классической музыки.

    В заключение



    Многие вещи происходят не потому, что люди плохие, а потому, что нет обратной связи. Непонятно, что может потенциально остановить сползание геймдева в эти бесконечные цветастые тайм-киллеры, нет обратной связи. Музыку вот уже не спасти.

    И непонятно, что может разрушить копирайтную систему в смысле принципа оплаты по числу произведенных копий. Тоже нет обратной связи.

    Примечание. Я знаю, что темы «а правда ли геймдев скатился в УГ» и «а правда ли музыка скатилась в УГ» очень холиворны. Поэтому я участия в этом флейме (а я не сомневаюсь, что он сейчас начнётся) принимать не буду.
    Метки:
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 337
    • +158
      • +11
        и добавить то нечего =) А если серьезно, буквально вчера думал о том, как было бы хорошо заиметь первые, те же Starcraft, Fallout, HF etc… Но с возможностью играть без танцев с бубнами, на современных системах, и разрешением 1680/1050 а не 640/480. Я более чем уверен многие бы купили/играли/получали удовольствие от старых игр в современной оптимизации. Нежели как зомби тыкали в бессмысленные новинки, от которых прет консольностью, абсудностью и предсказуемостью сценариев, и ограниченностью. В таком виде как сейчас, игры конечно же вымрут.
        • +18
          Чтобы играть без танцев с бубнами есть GOG.com ;)
          • 0
            Не совсем понятно — у них игры пропатчены для высокого разрешения или нет? Не нашёл упоминания об этом.
        • 0
          wine for windows решает множество проблем со старыми играми
          • +3
            Разрешение 640x480 (да даже 1024x768) на FullHD 24" мониторе выглядит как-то, хм..., странно. По-моему, имелась в виду перерисовка контента для современных ПК. То есть не изменяя гэймплэй, не изменяя принципов движка (была изометрия не крутящаяся — её и оставлем) просто адаптируем под большее разрешение и лучший звук, ну и сетевой режим не только по IPX, но и по IP.
            • +1
              именно! =) сценарии есть, только перерисовать. И хочу заметить раньше были такие развилки и сценарии, что не стыдно каждый год перепроходить. А сейчас, ну реально как на картинке выше =)
              • 0
                Тут тоже момент спорный. Недавно скачал Another World HD перерисованный. Запустил… не… не то! совсем не то же! Запустил оригинал с масштабированием — аааа! My sweet pixels! ^_^
                • +1
                  да да! мне даже странно, что такую безусловную классику не только жанра, а и вообще гейм-дева сами разработчики не перевыпустят под современные технологии под видом типа “Game of the decade” и закинут на тот же Steam… просто уверен что окупятся все затраты на перевыпуск!
                  • +1
                    Может как вариант попробовать коллективно закидать их suggestions?
              • 0
                у меня до сих пор стоит комп XP с первый starcraft-ом bw 1.19 кажется
                и до сих пор играюсь с компами 3 на 5

                А ещё стоит «stars!» TBS (Turn Based Strategy). ща её даже найти сложно. ей бы нормальную графику и конфетка получилась бы. хотя так тоже играть интересно
                • 0
                  до сих пор бывает играюсь в Colonization/Master of Magic через DOSBOX =)
                  из мэйнстрима по возможности прохожу серию CoD — но это хорошая игра, хоть и современная.
                • 0
                  Fallout точно не проблема на современной системе.
                  www.youtube.com/watch?v=_TGS4ccpxNw
                  • +2
                    а 22-24 дюйма с 640 на 480? конечно моды есть, но это уже не нативно, не без багов, и страдает геймплей
                    • 0
                      Зависит от того какое разрешение выставить в настройках патча.
                      Правда тогда на столько-же увеличивается обзор героя по карте. Думаю при FullHD вполне можно поместить небольшой городок без скролов.
                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                  • +12
                    Вы тоже подумали что было бы здорово, если бы плюсик к комментарию был размещён под ним, и не требовалось бы крутить экран вверх?
                    • 0
                      Не-а, мы без плюсиков, ананасов и рябчиков перебиваемся %)
                    • 0
                      и это.

                      Ссылка не работает.
                      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                        • +5
                          оригинал: image
                          • 0
                            С каждым аддоном (примерно два раза в год) поднимаются вопли на форумах, мол еву оказуалили, и что в старые времена было сложнее, а сейчас нубам халява и раздолье.
                            Хотя на мой взгляд порог вхождения до сих пор довольно высок.
                            • 0
                              Разумеется, всё так и есть. ОКАЗУАЛЕЛЕЛЕ!!!!111III Но ещё есть куда упрощать. Хотя само ццп как бы прозрачно намекает: HTFU
                  • +21
                    Indie разработчики + бум краудсорсинга сейчас разрушают эту систему. По-моему это очевидно.
                    Вообще как и в кино в играх рождается 2 направления Indie и массовые проекты. В кино это артхаус и блокбастеры, а до этого тоже самое было с музыкой, и тоже самое с книгами, живописью, фотографией. Ничего нового в общем. Просто появился и стабилизируется новый вид искусства. Играм, от силы, 30 лет всего, а реально 20.
                    • +8
                      Пардон, краудфандинг имел ввиду, не краудсорсинг.
                      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                        • +3
                          Super Meat Boy не пропёр. Binding of Isaac круче. :)
                          • +1
                            SuperMeatBoy не вставил, а вот Syobon Action вполне!
                            • 0
                              Попробуйте I wanna be the guy.
                          • +2
                            Нет, не разрушают. В этой сфере через пару лет произойдёт ровно то же самое.
                            В сфере MMORPG уже произошло — куча разнообразного новодела, ни одной свежей мысли, лидеры отрасли клепают говносиквелы.
                            • +8
                              Вы же обещали не холиворить.
                              • +9
                                Угу, сам в расстройстве. Желание похоливорить перевешивает здравый смысл (
                              • +1
                                Вообще не умею в MMORPG, но есть же всякие Realm of the mad god и иже с ними. На досуге попробуйте доказать, что в нем «ни одной свежей мысли».
                                • +3
                                  MMORPG ориентированы на массового потребителя. Там изначально надо зацепить и удержать игрока. Есть показавшие себя рецепты — Lineage-like, WOW-like и всё остальное. Вот во «всём остальном» есть на что посмотреть.

                                  Для примера — старая-добрая UO. Кто помнит веселье жизни на Felucca? Где можно было «выйти в магазин за хлебушком» и получить от PK в голову «низачто», так сказать. Просто потому что тебе не повезло. Опять же развитие персонажа никак не было ограниченно классовостью. Хочешь быть ремесленником — пожалуйста!, хочешь магом? не вопрос. воином? Да как нефиг. Хочешь всё вместе? ну извини, всё и сразу ты уметь не можешь. Да ладно это… В какой ещё игре можно было быть карманником/медвежатником/картографом/попрошайкой и ещё много кем, при этом органично вписываясь в игровой мир? При этом откровенно ненужных умений не было. Тот же spirit speak давал возможность говорить с призраками умерших игроков и видеть их. Получаем шпионаж за другими игроками(хотя скорее гильдиями). Но игра в таком мире — занятие не для казуалов и это стало приговором.

                                  Из менее свежих, но тем не менее интересных примеров — Eve online. Опять же, отсутствие ограничений на развитие, но требующее серьёзных затрат реального времени. Плюс мир игры достаточно открыт, что позволяет вести серьёзные политические игры, в т.ч. с применением военной силы за контроль над звёздными системами. плюс опять же — «проигравший теряет всё, что на нём одето», что поднимает ставки в PvP на совершенно другой уровень в сравнении с теми же WOW/SWTOR/Lineage и иже с ними. Там PvP скучно.
                                  • 0
                                    Ева мне намоминает ДФ на картинке сверху :). Нескучно, да. Фармить кредиты правда заебывает неимоверно, вспоминаю Ла2 и ее квесты на 1000 предметов как детский сад после Евы.
                                    • 0
                                      в приличных местах есть компенсации. альянс отвовевывает территории профит с которых идет на прокорм игроков.
                                      • 0
                                        «Фармить кредиты» надо просто уметь. Применив немножко мозгов и знаний можно за часик-полтора заработать столько, сколько «обычные игроки» зарабатывают за десяток часов, а нубы и за месяц такую сумму не набирают.
                                      • 0
                                        Eve тут не самый удачный пример, с течением времени она все больше и больше катится к казуалу.
                                        • 0
                                          Я в eve последний раз играл года 3 назад. Казуальщины тогда было немного и не раздражающе.
                                          • 0
                                            за три года как раз очень многое изменилось — я начинал играть 4 года назад, и тогда действительно все было довольно хардкорно, например первые несколько чаров ушли в мусорку в силу неисправимых ошибок при создании :) сейчас все упростилось — такое ощущение что скоро вообще вся генерация персонажа сведется к выбору портрета. Зато новые кораблики, новые сектора, обновления графики и прочих свистелок.
                                            • +1
                                              Не могу сказать, что это сильно плохо. Если хочется сделать действительно успешную игру, то приходится идти на компромисс между хардкорностью и казуальными элементами. В Eve этот баланс соблюдался, как сейчас — не знаю.

                                              Тем не менее, из того, во что я играл, мне больше всего понравились именно UO и Eve. SWTOR сейчас я прохожу скорее как сингловую игру, в которой волею судьбы оказались другие игроки :)
                                              • +4
                                                А вот не соглашусь. То, что убрали лёрнинги, имхо плюс, а не минус. Генерация перса с набором статов имхо тоже была… даже не знаю, как сказать. Нет, прикольной, конечно, но когда через три-четыре месяца игры, вложенных сил и времени игрок понимал, что у него запоротый перс, это не очень мотивировало. И 100500 ачур потихоньку уходят в прошлое. Ева не стала проще, она стала чуть лояльнее к новичкам.

                                                Зато хардкорщики получили ВХ, наконец-то после долгих лет забивания правится баланс в пвп, вводятся новые классные плюшки. Да, частенько вместо обещанного улучшения разрабы выкатывают фигню, но в целом направление развития выбрано верное.
                                                • +1
                                                  да, и фул-лут ПВП! мне кажется это основной признак «хардкорности» EvE
                                                  • 0
                                                    Неужто вагу понерфили? :)
                                                    • +1
                                                      Нет. Как можно? Вага и дрейк это святое.
                                                  • 0
                                                    а что хорошего в этом? какой-то глупый хардкор, в итоге в игре все многообразие персонажей сводилось к Калдари-Ачура у которых были «правильные» аттрибуты при старте.

                                                    Зато новые кораблики, новые сектора, обновления графики и прочих свистелок.


                                                    это далеко не все. давно не играю, но знаю что нововведений очень много всяких разных.
                                                    • 0
                                                      Амарр-Ханид, имхо, лучше был :)
                                              • 0
                                                Да, помню свой Киевский шард… Покажите мне современную игру где я словлю кайф сравнимый с тем моментом, когда додумался добывать руду прямо с корабля из прибрежных скал. Внезапно, выработка руды и прочих ресурсов, на которую раньше надо было несколько вечеров сидеть у компа, стала добываться макросом за ночь, не потому что я стал больше времени проводить в игре, а потому, что я стал играть умнее. 12 лет понадобилось индустрии, чтоб создать следующую игру, в которой добыча ресурсов и крафт сравнились с УО по кайфовости — привет Майнкрафт!
                                                • 0
                                                  Вы напрасло задыби про даркфолл (Darkfall). Реальное мясо гиками для гиков. Без новомодных ультимовских страховок шмота и т.д. С здоровенными линкорами на море и джаггернаутами на суше. Кач как в еве, мир как в еве (только континент бесшовный — но здоровееенный), но корабль блин не сменишь. :) Можете на ютубах поискать охоту на дракона или кракена в этой игре — эпичнейшие зрелища :)
                                                  • 0
                                                    *забыли
                                                    пардон. Утро — пальцы путаются :)
                                                  • +1
                                                    UO — для меня лично лучшая игра всех времен. Играл прав да не на официальных серверах, а на Oskom, еще во времена до появления второго сервера. Сейчас они всё еще живы, но что-то уж совсем намудрили, войти в одну реку дважды не получится.
                                                    Ни в одной другой игре не было настолько глубокого погружения. Продуманная система домов и их обустройства утварью, интересная PvP система, великолепный крафт, живая экономика.
                                                    Сегодня сильно mmorpg контрастируют очень сильно по всем параметрам:
                                                    1) банальный «общий» или приватный чат — пардон, где тут реалистичность? В UO желающий найдет способ подслушать чужие разговоры. И не получится «орать» с одного края континента на другой.
                                                    2) крафт стал чем-то побочным — многое добывается через квесты или рейды на боссов, а делать всякие айтемы — чисто для поднятия игровой валюты. В UO все лучшие предметы только крафтились. И сперва приходилось вдоволь покопать руды, порубить деревьев и пр., при чем за это отвечали скиллы. Поруби-ка древесину с 30% lumberjacking :) Воистину, те, кто имел 100% в ремесле — настоящие мастера.
                                                    3) ПвП — интересные замесы по несколько минут с тонной адреналина, поскольку на кону — дорогущие доспехи и оружие. Сейчас в mmorpg — это редкость, хардкор для гиков.
                                                    • 0
                                                      Все MMORPG не равняйте под одну гребенку. Уже не раз упомянутая в комментах EVE Online имеет два из трех указанных вами свойств:

                                                      — Производство неотъемлемая часть игры — практически все корабли производятся игроками, оборудование для них тоже большей частью. Сырьё для производства тоже добывается игроками. Торговая система по праву считается одной из наиболее (по мне так самой) реалистичных, сделана по принципу бирж, ордера на покупку и продажу, люди миллиарды делают играя второй цифрой после запятой или на разнице цен в торговых хабах (а перевозка это всегда риск потери товара, абсолютно безопасных зон в игре нет, «суицид» — нападение в относительно безопасных зонах с гарантированной гибелью нападающего от «правоохранительных органов» — не редкость). Игры на понижение и повышение, спекуляции, распускание слухов, в общем всё по взрослому.

                                                      — ПвП пожалуй самое разнообразное из известных мне игр — от скоротечных схваток на 1:1 до многочасовых замесов с участием тысячи (а может и больше уже) людей. Плюс бой ещё надо начать, это, например, многочасовые «кемпы» на «гейтах» или также многочасовые «роуминги», различная «охота на живца», и прочие подставы. И это только джаст фор фан типа «собрались и полетели пиу-пиу», а стратегические операции с экономическими и/или политическими целями готовятся, наверное, месяцами и с использованием таких «взрослых игрушек» как разведка (внедрение агентов во вражеское руководство вплоть до первых лиц альянсов и коалиций, состоящих из тысяч людей) и контрразведка (дезинформационные игры например). И да, фул лут пвп с кораблями стоимостью в сотни и даже тысячи долларов (по внутриигровому курсу, но доната как такового нет, можно оплатить другому игроку подписку в обмен на игровую валюту, просто оплаченная подписка — «плекс» — такой же игровой предмет как и остальные и также торгуется на «бирже»).

                                                  • 0
                                                    Ну почему же? На горизонте есть пара нестандартных проектов TSW и WoD.
                                                    Другое дело, что интуиция шепчет — «не взлетит, там нет эльфов»
                                                • +18
                                                  Все правильно сказано.

                                                  Когда мы объяснили, что мы не хотим делать переиздание КР в трехмерке не сколько потому, что нас мало и мы не вытянем ни по времени, ни по деньгам — а потому что это тогда будут не КР (за примером того, что из этого выходит, можно сходить в сторону Master of Orion 3), а какая-то хрень, на нас посыпались угрозы и претензии — дескать, ГЕЙМЕРЫ ПРОСЯТ А ВЫ НЕ ДЕЛАЕТЕ СКОТИНЫ ТАКИЕ ДА МЫ ДАЖЕ С ТРЕКЕРОВ НЕ СКАЧАЕМ ТЕПЕРЬ.

                                                  А ответ прост, на самом деле. Мой маленький свечной заводик вырос из клана модмейкеров. Мы именно гики, стараемся делать для гиков (ну, коньюктура рынка штука страшная, но мы пока умудряемся не допускать прихода бесполезных свистелок), и мы безумно любим нашу игру.
                                                  • +16
                                                    Не надо делать КР в 3D, мы тоже любим ее такой, какая она есть!
                                                    • +2
                                                      Конкретно мы и издатель и не собираемся. А вот некоторые новофанаты возраста лет четырнадцати-шестнадцати уже откровенно кипятят мозг своими требованиями реализовать вагон их рацух, которые они в три часа ночи придумали.

                                                      Не поймите меня неверно — контакт разработчика с игроком быть должен, но всерьёз прислушиваться, на мой взгляд, стоит к одной идее из пары тысяч.
                                                      • +34
                                                        Боюсь нарваться на праведный гнев, но что за КР?
                                                        • +13
                                                          Видимо, Космические Рейнджеры
                                                        • 0
                                                          В 98 писал бумажное письмо в Westwood, как надо сделать, чтобы C&C: RA стала нормальной игрой (стыжусь). Неофиты были всегда, раньше точно так же разработчики игнорировали 99% всех писем; не вижу ничего странного в том, что у некоторых из современных юных фанатов есть желание увидеть игру в иной оболочке. На мой взгляд никакого признака распада в этом нет.
                                                          • +1
                                                            Вся разница в культурном уровне тогдашних и сегодняшних неофитов.
                                                            • +1
                                                              Возрастная планка упала, да; про культурный уровень судить не берусь: некультурные выскочки, которые выделялись бы на общем фоне, были всегда.
                                                              • 0
                                                                Вопрос в соотношении выскочек и уютных няш. Может, конечно, мне кажется, но выскочек становится больше.
                                                              • +4
                                                                Если бы эту фразу сказал Моцарт или Сократ в своё время, она тоже была бы актуальна. :)
                                                              • +1
                                                                Всегда были желающие грабить корованы.
                                                                • +3
                                                                  Кстати забавно, я как раз работал в Мистленде, когда туда пришло это письмо. Точно так же рассуждали о «культурном уровне» :)
                                                            • 0
                                                              Обратная связь это хорошо, но только при наличии ядра вменяемых фанов-гиков, которые в состоянии сами модерировать хотелки. Пример такого сообщества можно посмотреть на форуме wasteland2. Тут постоянно толчется значительное число заинтересованных фанатов, которые на корню давят неудачные идеи, ломающие мир игры, типа «не демонизируйте китайцев» и «не делайте детей-солдат»
                                                              • 0
                                                                Ну, раньше таким ядром были мы сами, а сейчас приходится тащить на своем горбу две обязанности сразу.
                                                                • 0
                                                                  в этом и разница между Вами и inXile — у них достаточное количество хардкор-фанов помимо самих разработчиков, при этом разработчики на форуме появляются ежедневно.
                                                                  • +1
                                                                    Мы-то тоже форум постоянно мониторим — фишка просто в том, что раньше было так: разработчик (то есть Elemental Games), хардкор-фаны и модмейкеры (то есть мы — СНК), и все остальные.

                                                                    Сейчас же все повернулось так, что EG из схемы ушла, мы заняли её место, остальные остались там же, где и были, а место хардкорпипла осталось вакантным, так сказать.
                                                                    • 0
                                                                      Я, собственно о том же — у КР хардкор фанов было в разы меньше, чем у Wasteland, Fallout и Fallout2.
                                                                      • 0
                                                                        Ну, собственно, сравнивать КР по масштабу известности с Wasteland и Фоллами тоже не вполне корректно.
                                                                        • 0
                                                                          Согласен, хотя мне жаль, что КР не столь популярны.
                                                                          • 0
                                                                            Вся причина в хилом выходе на англоязычный рынок. КР легенда, но только в рускоязычных странах.
                                                                • 0
                                                                  70% обратной связи — это сделайте меня круче, вот, например, вот таким заковыристым способом.

                                                                  В сетевых играх — это 95% обратной связи.
                                                            • 0
                                                              Сейчас же пилится(наверное, такого слова не существует или мне надо пойти на tsya.ru, хром подсветил его красным) новый аддон для КР, вроде народ доволен (я, например, доволен. HD это хорошо). Может просто хотели продолжения?

                                                              Смысла то ведь в трехмерности для КР то особо и нету.
                                                              • +1
                                                                Все верно, он пилится под моим начинанием- про него и речь.
                                                                • 0
                                                                  Поддержку Linux там обеспечить никак?
                                                                  • +3
                                                                    Слегка подкрутили пару гаек, заводится на ванильном вайне без гвоздей.

                                                                    Для трёхмерных боёв нужны будут проприетарные fglrx для Ати (или эквивалент для Nvidia) — на noveau тольком D3D не работает, а radeonhd пока слишком медленный (на X1600 фреймрейт в 1280х800 примерно 5-8 кадров, при том что GF Ti4600 перекрывает потребности движка полностью).
                                                                    • 0
                                                                      > Слегка подкрутили пару гаек, заводится на ванильном вайне без гвоздей.
                                                                      И на том спасибо :)
                                                                      • +4
                                                                        На самом деле, первую демку которую мы показывали в 1С, я заводил под Дебианом на своём ноуте :)
                                                              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                • +1
                                                                  Поддержу! Пошаговок на Android очень не хватает.
                                                                  • 0
                                                                    Движки надо переписывать: основной модуль написан в пропорции 80 к 20 на дельфи и ассемблере.
                                                                    У нас сейчас нет ни людей на это дело, ни денег — мы ж не Katauri.
                                                                    • 0
                                                                      исходники в массы, и народ допилит =)
                                                                      P.S. Наверное, очень классно, чтобы быть правдой, поэтому считайте, что это юмор.
                                                                      • +4
                                                                        На самом деле, я не исключаю, что такое произойдёт.
                                                                        • +1
                                                                          Можно по принципу idSoftware: исходники на движок открыты, а на ресурсы — нет. Хочешь — покупай игру, и используй кастомный движок с оригинальными ресурсами.
                                                                          И продажи будут, и развитие движка тоже.
                                                                          • +2
                                                                            Это, к сожалению, не от меня зависит, а от 1С, но повторюсь — прогноз на эту тему скорее положителен.
                                                                            • 0
                                                                              О, есть шанс, что 1С разрешит пустить сорцы в паблик? Только для КР или ещё для КР2?
                                                                      • 0
                                                                        Недавно размышлял о том, как бы переписать КР под тач-девайсы, всё-таки для годного порта надо большую команду с серьезной мотивацией, не только девелоперов, но и художников, штука выглядит идеально для порта, но дьявол кроется в мелочах.
                                                                  • 0
                                                                    Привет =)

                                                                    Я делаю игрушку похожую на КР и EVE.
                                                                    Главная фишка: игроки могут давать задания другим игрокам.

                                                                    Я люблю своих игроков, потому что они помогают делать игру.
                                                                    Все эти баталии по улучшению игры — уже как наркотик, блин.

                                                                    Потому что я знаю: чем лучше ты делаешь игру — те больше тебя ненавидят игроки.
                                                                    И это потрясающе. =)
                                                                  • +6
                                                                    Ну, в общем-то, топик в стиле К.О. :)

                                                                    Если бы копирайт был изначально устроен по принципу подписки (есть агрегаторы контента, которые скупают его у авторов и продают потребителю подписку сразу на весь контент), то описанные процессы, как минимум, существенно замедлились бы — потому что производителю теперь надо не как можно больше копий продать, а как можно более качественно удовлетворить потребителя.

                                                                    Спорно. С учетом того, что большинство игр (как современных, так и олдскульных) проходятся все же за десятки часов чистого времени, а не дней (а то и быстрее), то критерием стал бы фактор не качества, а частоты выпуска. В формате подписки лидерами стали бы разработчики как раз казуалок, также это наверняка привело бы к еще более раннему появлению DLC и всех связанных с ними проблем
                                                                    • +15
                                                                      Не согласен с тем, что игры стали УГ. Игровая индустрия процветает.
                                                                      Причина в том, что вы выросли. Для вас (и меня) в старых играх есть то, что нынешняя молодежь не ощутит. Никто и молодежи сейчас не играет в первую Диаблу, первый Quake или первый Старкрафт. Меняются потребности, мода, а копирайт здесь ни причем.
                                                                      • 0
                                                                        Примечание. Я знаю, что темы «а правда ли геймдев скатился в УГ» и «а правда ли музыка скатилась в УГ» очень холиворны. Поэтому я участия в этом флейме (а я не сомневаюсь, что он сейчас начнётся) принимать не буду.
                                                                        • +5
                                                                          Игры не главное. Суть в том, что меняется спрос, мода, развиваются новые направления. Это относится ко всему — к играм, музыке, книгам. Сейчас тоже есть талантливые разработчики, писатели, музыканты. Современные произведения могут не нравиться вам по ряду причин, но копирайт здесь ни при чем. Если вы захотите гиковских произведений, то всегда их найдете.
                                                                          • 0
                                                                            Простите, я не знаю, что Вам ответить.
                                                                            В топике я описал, как действую механизмы деградации жанрового разнообразия искусства. У Вас есть какие-то соображения по смыслу выдвинутых мной тезисов?
                                                                            • +8
                                                                              Половина вашей статьи о том, что раньше игры были лучше и качественнее. Повторюсь, что это банальная ностальгия. Аналогично про музыку. Во второй половине статьи вы за уши притягиваете копирайт и пытаетесь свалить на него вымышленные вами проблемы. Я в третий раз повторяю, что в упадке некоторых жанров виноват не копирайт, а мода, тенденции, смена поколений. В том, что молодежь не играет в Марио, не слушает Queen, Beatles, Моцарта, виноват не копирайт, а нынешняя культура.
                                                                              • +3
                                                                                Ну, надо сказать, вообще сейчас какая-то общая тенденция «отупения» в массовой культуре… И игры тоже попали под раздачу.
                                                                                • +4
                                                                                  Тупеет общий спрос, а за ним и предложение. Раньше компьютеры почти полностью были уделом гиков, у них были свои запросы, под эти запросы игры и делались. Теперь же игры больше напоминают фильмы, в которых время от времени полагается нажимать на кнопки и думать, что от этого что-то сильно изменится. Но что-то сильно заумное большинству и не нужно, они хотят после учебы/работы впериться в монитор и расслабиться, дотянуть до ночи. Им напряги не нужны совершенно.
                                                                                  • 0
                                                                                    То что в «Алмазный век или Букварь для благородных девиц» зовётся «рактивка». Интерактивное кино.
                                                                                    • +2
                                                                                      Более 20 лет назад в игровом центре мы поменяли у двух рядом стоящих Ямах мониторы. Детишки минут 10 увлеченно долбились в леталко стрелялку (с упором на стрелялку) пока сообразили, что что-то тут не так.

                                                                                      Так что казуалы и гики были будут и есть всегда.

                                                                                      Опять же я сейчас предпочитаю казуалки, потому что по 20 раз азартно переигрывать уровень как в детстве (точнее юности) тупо жалко времени, а эмоциональныя доставляющая уже не та. И не скажешь, это от возраста или от того, что сейчас игры так не цепляют.
                                                                                    • +4
                                                                                      Массовая (попсовая) культура понятна и доступна типичному потребителю. Большинству людей не нужен Моцарт и остальные гики. Люди в общей массе хотят удовольствий и развлечений. Так было всегда. И в «гиковские» времена люди собирались в светских салонах и праздно прожигали время и деньги. Так что все в порядке.
                                                                                    • 0
                                                                                      Моя статья — про то, какие силы меняют соотношение «гики — масса». Здесь есть какие-то возражения?
                                                                                      • +4
                                                                                        Да, если б не проклятые копирасты — все бы были гиками!
                                                                                        • 0
                                                                                          Это очень ценное замечание, спасибо.
                                                                                          • +4
                                                                                            помоему это была ирония… Или ваш коммент тоже ирония?
                                                                                            • +1
                                                                                              Нет, конечно. Я правда искренне благодарен Вам за столь ценные, аргументированные и уместные замечания.
                                                                                        • 0
                                                                                          А можно поинтересоваться — вы в игровой индустрии в какой роли?
                                                                                        • +2
                                                                                          слушают, ещё как слушают, поверьте :) AC/DC, гансы, все дела :)
                                                                                          Хорошая музыка, да и хорошие игры, имхо, никогда не стареют
                                                                                  • +2
                                                                                    Играют, ещё как играют. И в наше время люди открывают для себя X-Com, Star Control, Wizardry, Wolfenstein 3D. И ностальгия тут абсолютно непричастна.
                                                                                  • +18
                                                                                    Вы совершенно неправы. Сейчас хватает и оригинальных геймплеев и игр всех тех жанров, которые вы называете вымирающими. И их в абсолютных цифрах куда больше чем в 90х. Да, их меньше в процентном соотношении, так как играть стали юзеры, которые раньше не играли впринципе.

                                                                                    А если уж искать кто виноват — вините рыночную экономику, а не копирайт. Девелоперы делают то, что люди покупают. Можно еще поплакать за то что искусство изготовления кольчуг умерло и все ходят в попсовых джинсах. Но блин — не хотят люди носить кольчуги, что ж поделать.
                                                                                    • –1
                                                                                      Ок. Напомните мне хотя бы один годный stand-alone квест, выпущенный в 2010-2012 гг.
                                                                                      • +11
                                                                                        Botanicula, Machinarium — не?
                                                                                        • +6
                                                                                          В копилку еще и новую Amnesia тогда.
                                                                                          • –3
                                                                                            Botanicula — адвенчура
                                                                                            Машинариум — 2009 года.

                                                                                            Ещё попытки будут?
                                                                                            • +4
                                                                                              Botanicula — квест. Так считают сами авторы

                                                                                              The Walking Dead — пойдет?
                                                                                              • +15
                                                                                                Не позорьтесь.

                                                                                                Жанра «квест» не существует, есть только жанр «приключение». У нас его прозвали «квест» ввиду засилья «Police Quest», «King's Quest», «Space Quest», примерно как подгузники — «памперсами».

                                                                                                В копилку современных прекрасных адвенчур, просвещайтесь:
                                                                                                — Superbrothers: Sword & Sworcery EP
                                                                                                — Ghost Trick: Phantom Detective
                                                                                                — To the Moon
                                                                                                — Dear Esther
                                                                                                — Black Mirror 3
                                                                                                — Gray Matter
                                                                                                — The Next Big Thing
                                                                                                — Gemini Rue
                                                                                                — Ну и Telltale'овские поделки — на любителя, конечно, но формально тот же жанр
                                                                                                — Ну и Нэнси Дрю бессмертна, хотя в России малоизвестна.
                                                                                                Бонус-трек — 2009-го года, но обязан воткнуть как одну из любимых — Downfall: A Horror Adventure Game

                                                                                                И наверняка еще столько же забыл или не знаю.
                                                                                                • +1
                                                                                                  Как минимум половина из них — инди :)
                                                                                                  Из последних не-инди мне пришлось по нраву — Deponia и The Lost Chronicles of Zerzura.
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Какой тонкий способ сказать, что вы шпарите по-немецки и, стало быть, о куче адвенчур узнаете раньше остального мира :-)
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Ок. Я уже понял, что зря ввязался в этот холивор несмотря на мной же декларированное обещание этого не делать.
                                                                                                    • 0
                                                                                                      ну да. при отсутствии аргументов лучше помолчать :)
                                                                                            • +3
                                                                                              Lone Survivor, к примеру.
                                                                                              • –15
                                                                                                indie-игры не в счет.
                                                                                                • +13
                                                                                                  Может тогда и все игры, использующие аппаратный рендеринг не в счет? Что за странные ограничения, инди-игры уже не игры?
                                                                                                  И да, временной промежуток в два с половиной года — сильно, учитывая сколько шикарных игр вышло в прошлом десятилетии (и в этом выйдет, дайте время). Может будем сравнивать хотя бы «до 2000-го» и «после»?
                                                                                                  • +3
                                                                                                    Любые ограничения, абы доказать свою правоту. «Опросим литейщика сталепрокатного завода. Согласно статистической выборке 100% населедния не имеют высшего образования.»
                                                                                              • 0
                                                                                                Samorost
                                                                                                • 0
                                                                                                  Ок. Напомните мне хотя бы один годный stand-alone квест, выпущенный в 2010-2012 гг.

                                                                                                  Amnesia: The Dark Descent
                                                                                                  И хотя официальный жанр — «survival horror», она вполне подходит под определения квеста.
                                                                                                • 0
                                                                                                  Назовите плз несколько хороших современных TBS плз?

                                                                                                  Не, серьёзно интересно. Не ради спора — ради изучения.

                                                                                                  Или тех же классических RPG.
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Чистые жанры интересуют — и интересовали всегда — достаточно малое количество людей.

                                                                                                    А (j)RPG клепаются Square Enix — и то, они постоянно ищут новые формулы
                                                                                                    • +1
                                                                                                      Хорошо. Предложите современную интересную альтернативу тем же Героям. Шестых не предлагать.
                                                                                                      • +13
                                                                                                        Русский King's Bounty. Одна из лучших игр последних лет.
                                                                                                        • 0
                                                                                                          Спасиб, опробуем.
                                                                                                          • 0
                                                                                                            С чего вдруг он TBS стал? Там только бои пошаговые.
                                                                                                          • +2
                                                                                                            Сейчас выйдет Warlock — Master of the Arcane. Выглядит очень интересно.
                                                                                                            • 0
                                                                                                              Уже вышла. Слабовата, но затягивает чертовски… :)

                                                                                                              А ещё — Эадор. Первая версия вышла в 09ом. Ремейк выйдет в конце 12ого.
                                                                                                              • 0
                                                                                                                Слабовата, но затягивает чертовски… :)

                                                                                                                Не осилил :)
                                                                                                            • 0
                                                                                                              Dominions 3. Альтернатива не совсем современная, не совсем героям, но один только мануал на 200+ страниц внушает уважение.
                                                                                                              • 0
                                                                                                                Случайно не по настолке?
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  Нет, даже не близко.
                                                                                                            • +4
                                                                                                              Серьезно? Square Enix ищет новые формулы? Персонажи устоялись еще со времен 6-7 части. Боевка практически не менялась с первой части, за исключением press 'x' to win, в 13 части и QTE в 13-2. Из 13 части даже карту выпилили и сделали игру полностью линейной. Из игры выкинули всю собственно игровую составляющую и сделал кино (я ел попкорн когда играл)

                                                                                                              Всякие Disgaea продают одну и туже игру (оно конечно хорошая, но как-то не правильно так наживаться на фанатах) вот уже 4 части. Monster hunter точно так же. Рынок jRPG практически не развивается – возьмите любой jRPG psp тайтл, все та же диалоговая система, 2д спрайты персонажей в игре, одна из стандартных боевок.
                                                                                                              • +1
                                                                                                                >Чистые жанры интересуют — и интересовали всегда — достаточно малое количество людей.
                                                                                                                В смысле? А старик 1/2 не чистые? И людей не интересовали?) Старик это я просто первый попавшийся пример привёл, ещё можно кучу подобных «чистых» взять.
                                                                                                              • +8
                                                                                                                Frozen synapse — TBS да еще и с оригинальным геймплеем.
                                                                                                                Janna D'arc для PSP (оне не совсем свежая, но игра затянула меня на недели).
                                                                                                                Вообще я не фанат TBS потому надо бы порыть. Но найти не проблема.

                                                                                                                RPG — вам торчлайта, дьяблы, магики, бастиона, драгон ейджев, елдер скролов итд мало??? Да их туча!
                                                                                                                + есть бордерлендс — шутер, а по духу чисто рпг. Дикая смесь жанров — раньше такого не было.
                                                                                                                • +2
                                                                                                                  Спасибо. Искренне. :)
                                                                                                                  • –1
                                                                                                                    Магика кстати отличнейшая штука. Даром что на «богомерзком» XNA.
                                                                                                                    А RPG сейчас доходный и беспроигрышный жанр — удобнее всего DLC делать и переигрывать интересно.
                                                                                                              • +1
                                                                                                                В склеп вымерших жанров торжественно отправился и жанр симулятора.
                                                                                                                Авиасимуляторы теплятся благодаря маленьким гиковским компаниям, которые зарабатывают деньги в другом месте (X-plane, серия DCS). Большие издатели забили и забыли — флагманом тут, конечно, выступил Microsoft.
                                                                                                                Автосимуляторы однозначно уступают разным аркадам, только F1 держится за счет крепкого ядра фанатов.
                                                                                                                А где теперь симуляторы подводных лодок? Кто из поколений иксбокса захочет взять в руки лист реальной бумаги в клетку и транспортир? Хотя уж что-то, а это-то сделать в виде ПК-сима + аппа на планшете было бы СУПЕР.
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  Оставлю здесь: www.youtube.com/watch?v=qhp_l_TrlLI

                                                                                                                  :)
                                                                                                                  • +1
                                                                                                                    Спасибо, отличная иллюстрация упадка симуляторов: десятилетней давности графика (ах эти пассажиры!) указывает на малобюджетное производство для узкого отживающего сегмента:


                                                                                                                    P.S. youtu.be/8BXoMAcTqI8?t=2m30s :)
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      LET TEH HOLY WAR BEGIN: www.youtube.com/watch?v=1qShj0QH2e0
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        десятилетней давности графика (ах эти пассажиры!) указывает на малобюджетное производство для узкого отживающего сегмента:
                                                                                                                        Насчет десяти лет Вы угадали точно: MSTS вышел в 2001. А про бюджет Вы совершенно неправы, симулятором занималась Microsoft.
                                                                                                                        • +1
                                                                                                                          Да, современные симуляторы выглядят, скорее, вот так (или так :)
                                                                                                                          • 0
                                                                                                                            второе это скорее хреновый видеоплеер, а не симулятор.
                                                                                                                            и таких детских проколов, как встречный поезд (и прочие окружающие объекты) на одной камере и его отсутствие на другой; несовпадения теней — могли бы вообще избежать.
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        Если мы говорим про игры (не аркадные), то да — почти вымер, однако само направление активно спонсируется и развивается.
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Да ладна, с чего вдруг вы взяли, что на MSFS забили?
                                                                                                                          • 0
                                                                                                                            Потому, что на него действительно забили, а потом начали пилить en.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Flight. Вики говорит, что это casual.
                                                                                                                            • 0
                                                                                                                              Зачем Вики, если можно скачать и попробовать — бесплатно :)
                                                                                                                              Но да, casual, пустовато, скучновато, дороговато… Народ в целом сильно недоволен.
                                                                                                                              • 0
                                                                                                                                Ну MSFS все же был полноценным симулятором, а не казулкой.
                                                                                                                                • 0
                                                                                                                                  Разумеется, я же не спорю. MSFS был полноценным симом и даже больше — симуляторной платформой для десятков разработчиков моделей, сцен, аддонов, плагинов и т.п.

                                                                                                                                  А Flight — казуальный продукт, сделанный фактически на том же графическом движке, с урезанной функциональностью. Для тех, кто летает геймпадом. И даже как казуальный продукт он слабоват — например, почему там не используется Кинект?