0,0
рейтинг
20 июня 2012 в 16:27

Русские на Kickstarter.com

Что такое Кикстартер

В этой статье я хочу поделиться знаниями, приобретенными во время моего исследования краудфандинговой площадки Kickstarter.com. Я буду писать с точки зрения разработчика компьютерных игр, так как это моя профессия, но все описанное подходит и для других проектов. Кроме того, я поясню некоторые совсем очевидные вещи — по полученным недавно вопросам они оказались не такими очевидными, как мне казалось.

Кикстартер — это американский портал по «народному финансированию» (crowdfunding). Если кратко, то обычные люди скидываются на самые разные проекты, которые им нравятся — будь то тяжелая подставка для айфона из металла, танцевальный проект или игра. Последними нашумевшими новостями в области игростроя стали достижения Брайана Фарго, собравшего на свою игру «Wasteland 2» $2,933,252 и Тима Шейфера, собравшего на «Double Fine Adventure» $3,336,371.

Но это звезды игровой индустрии, которых все знают. Их коммьюнити формировались десятилетиями и насчитывают десятки тысяч игроков. Многих интересует вопрос: может ли молодая и неизвестная команда собрать себе средства на разработку игры с помощью Кикстартера?

По статистике, предоставленной командой Кикстартера, только 25% игровых проектов собирают необходимые средства. В эту статистику входят проекты звезд индустрии геймдева, так что шанс молодых и неизвестных команд еще ниже — по моей субъективной оценке, не более 15%. Много это или мало — решать вам.

От чего зависит успешность кампании на Кикстартере

В первую очередь, успешность проекта зависит от наличия пяти элементов:

  1. Видео разработчиков, где есть вы и/или ваша команда. Это видео должно быть интересным, увлекательным и — желательно — с чувством юмора. Чувство юмора в видео считается «правилом большого пальца». В то же время, как показывает изучение видео разных проектов — аудитория не любит цирк и паясничество, глупые шутки или высокомерие. Девиз видео банален: будь проще, будь собой и будь искренним. Как делать хорошее видео для Кикстартера можно посмотреть тут.
  2. Видео, показывающее вашу игру, геймплей или моделирующее ее (в случае проектов из других областей — соответственно видео, показывающее то, что вы хотите сделать в итоге). Например, у вас еще нет игры — но нарисованы персонажи, продуман мир, карта. Вы можете показать, как будут перемещаться персонажи по карте, взаимодействовать. Рассказать про боевую систему, если она есть, и так далее. Так например сделали Two Guys from Andromeda, пока у них не было прототипа на HTML5. Часто игровые компании имеют уже рабочий прототип игры, который они демонстрируют в видео.
  3. Награды (rewards). Это — один из самых сильных мотиваторов, почему пользователи вкладывают деньги. Например, очень часто за $15 вы можете получить коробку с игрой, которая после издания игры будет стоить например $50, а за награду в $50 вы можете получить подарочное издание + майку + флешку с лого игры. Наград может быть много разных, от $1 и до $10,000. Например, Тим Шейфер «продал» четыре обеда с ним и Роном Гилбертом четырем разным людям. Стоимость обеда составила $10,000.
  4. Сумма, которую вы хотите собрать на ваш проект. Если вы поставите слишком мало — мало и соберете (за редким исключением, когда разработчики просили например $10,000 а собрали $200,000, проект FTL). Если вы попросите слишком много — то вам не поверят и не будут в вас вкладываться. Опять же, такие звезды, как Брайан Фарго, могут попросить и пару миллионов, хотя даже он заявил $900,000. Поэтому надо трезво оценивать свои силы, сложность проекта и потенциальный интерес аудитории не только к вашей игре, но и к выбранному вами жанру, сеттингу и прочему.
  5. Подготовка. Это, наверное, самый важный фактор. Кикстартер — это на 90% пиар, на 10% — ваш проект. Связи с крупными новостными сайтами, список форумов и блогов, заранее подготовленные статьи и обзоры, арт, фото или эскизы призов (ревордов) и прочее. Крайне желательно заручиться поддержкой хорошей, опытной PR-компании, у которой уже есть наработанные контакты с крупными специализированными порталами.

Препятствия на пути отечественных команд

Самая большая сложность для отечественных команд — это то, что Кикстартер работает с платежной системой Amazon Payments. А Амазон Пейментс не работает ни с кем, кроме резидентов Соединенных Штатов. Иными словами, если вы — не американец, то попасть на Кикстартер, как разработчику, вам будет трудно. Сами платежи принимаются со всего мира — стать «бекером» (англ. backer), то есть, человеком, поддержавшим проект, вы сможете, если у вас есть обычная банковская карточка.

Но решения есть всегда. Если вы разработчик, и у вас есть партнеры в США — надежные друзья или родственники, — вы можете договориться с ними. Заключив с вами договор, они смогут стать вашими представителями и создать для вас проект на Кикстартере. Это — самое простое из всего того, что вам предстоит сделать. Кроме того, вы можете сами открыть счет в банке США (необходимо личное присутствие). Этого будет достаточно, чтобы запустить свой проект на Кикстартере.

Следующей сложностью является низкий органический трафик. На Кикстартере довольно плохо организован поиск проектов или их предоставление аудитории, отсутствует единое коммьюнити — поэтому без статей на топовых тематических сайтах и широкого распространения информации о вашем проекте в средствах массовой информации сам по себе проект вряд ли соберет нужную сумму. Именно поэтому вышеописанный пункт номер 5 так важен. Если вы хотите преуспеть, то искать контакты, договариваться о статьях и ревью придется заранее. Кроме того, вам очень будет нужна помощь ваших бекеров. Без их поддержки шансы минимальны. Можно распространить информацию на сотне небольших сайтов, тематически подходящих вашему проекту — но есть общее мнение создателей проектов, что статья на одном крупном сайте принесет больше пользы, чем на сотне мелких. Конечно, это не значит, что мелкими порталами надо пренебрегать; если есть возможность размещения там информации, обязательно нужно это делать.

Но и это еще не все. Многие проекты не учитывают стоимость изготовления наград, которые они обещают бекерам. Например, один проект заявил в качестве наград кофты с символикой, производство которых вместе с пересылкой почтой стоило больше, чем сумма, которую заплатили бекеры (к сожалению, не могу найти конкретно этот линк). Еще один пример — другая команда, у которой вкупе с налогами, не посчитанной стоимостью звуков и музыки, недооцененной стоимостью изготовления наград осталось на разработку всего $4,000. Поэтому очень тщательно считайте стоимость изготовления всего игрового контента, всех призов, пересылки (международная пересылка стоит порядка $15).

Наши на Кикстартере

Например, белорусская игра «Legends of Eisenwald» успешно получила финансирование: небольшое, всего $83,577. Но все же это успех при всех тех сложностях, с которыми сталкивается отечественная команда. Это первая игра из стран СНГ, собрала такую серьезную сумму на Кикстартере. Сейчас разработчики «Легенд Ейзенвальда» считают, что вполне могли бы собрать и вдвое больше. Однако, русские (и жители СНГ) практически не поддержали проект: порядка 70% финансирования пришлось на американскую аудиторию, 15-20% на немецкую и оставшееся — на всех остальных.

Второй отечественный проект – «al-Skyjacker» – поставил себе цель в $200,000. Для самого проекта подобного уровня это совсем немного, особенно при том, что у проекта уже есть играбельная демо-версия. Однако, видимо жанр космических симуляторов (достаточно хардкорный и нишевой сам по себе), происхождение команды и такая сумма испугала американских бекеров. Сейчас Skyjacker пошел на второй заход, с учетом ошибок предыдущей (отмененной) кампании.

Но даже если проект не соберет нужную сумму, разработчик далеко не в накладе (конечно, при условии, что он выживает без необходимых средств): его проект получает известность. За проектами на Кикстартере следят как обычные пользователи, так и блоггеры, тематические информационные порталы, обсуждают на форумах и в личном общении. Это позволяет формировать коммьюнити и, если проект будет таки сделан, запуститься уже с каким-то неплохим (для начала) количеством игроков. Кроме того, пока что на Кикстартере нет запретов на повторную подачу проекта. Получив опыт и фидбек от вашей аудитории, вы сможете улучшить ваш проект, учесть замечания и внести правки, затем подать заявку еще раз. Единственное, что вы скорее всего не сможете изменить — это вашу страну и «национальную принадлежность» проекта (реальную, а не ту, что указана на сайте). Кроме того, все проекты походят модерацию перед публикацией, так что если проект просто так перезапущен, высока вероятность отказа в его публикации.

Немного патриотизма и оптимизма

Этой статьей и своим опытом я надеюсь пробудить в наших разработчиках оптимизм, а в игроках — чувство патриотизма. Ведь Россия — огромная страна, с огромным количеством игроков. Собравшись вместе, мы вполне можем показать американцам, что наши проекты тоже имеют будущее на Кикстартере, что они ничуть не хуже. Главное — чтобы появился подходящий проект. Скоро мы, с учетом опыта наших коллег и всего вышеописанного, подадим наш проект на Кикстартер. Чтобы не нарушить правила Хабры, ссылку давать не буду — как я понимаю, это может быть причислено к рекламированию. После этого мы надеемся, что наши люди будут проявлять больший интерес к соотечественникам на Кикстартере. Произойдет ли соревнование между нашей аудиторией и аудиторией США? Думаю, сейчас — вряд ли. Но в дальнейшем вполне может быть, ведь если посмотреть на английские проекты — их сильно поддерживают англичане (чего только стоит один Totalbisquit и его CynicalBrit). Кстати, у нас таких сильных коммьюнити лидеров я не знаю. Ну и конечно все зависит только от нас самих, наших игроков и разработчиков — и от того качества, которое могут предложить разработчики игрокам. Если сформируется отечественное краудфандинговое коммьюнити, то это даст огромный толчок нашим инди-девелоперам. Касательно индустрии отечественных игр, могут произойти огромные перемены: игры будут делаться такими, какие хотят игроки. Разработчики больше не будут поставлены в интересную позу и смогут сами решать, что им делать; какие игры они хотят делать; какие игры действительно интересны, а не являются всего лишь средством заработка денег их «патронов» (кем бы они ни были, пальцем показывать не буду).

Пара слов о payments.amazon.com

Принимает платежи, переводит деньги от бекеров разработчикам и занимается проверками счетов, карт и прочими финансовыми моментами payments.amazon.com. Одной из основных проблем для иностранцев на Кикстартере является Амазон — именно он работает только с резидентами США. Сейчас, насколько мне известно, Кикстартер ищет способы решить эту проблему и стать международной площадкой.

Польза Амазона — прекрасная система приема платежей. Я считаю, что именно поэтому бекеры так смело и щедро поддерживают проекты на Кикстартере. Суть ее проста: вы можете поддержать проект любой суммой (от $1 до $10,000). Но до тех пор, пока проект не соберет запрашиваемую минимальную сумму, деньги остаются у вас на счету. Амазон их блокирует, но ваш счет они не покидают. Это придает бекерам уверенность и спокойствие. В любой момент они могут изменить свою ставку на Кикстартере, или вообще ее отменить (и это происходит у любых проектов — к этому надо быть готовым и относиться с пониманием).
В случае, если проект успешен — деньги переводятся Амазоном в этот момент. В случае, если проект не собрал нужную сумму (хотя бы $1) — платеж отменяется и деньги никуда не переводятся.

Амазоном могут пользоваться не все, поэтому многие разработчики на своих сайтах делают дополнительный прием платежей через PayPal (и/или другие платежные системы). Для примера: один игровой проект собрал около $580,000 на Кикстартере и на своем сайте (через PayPal) добрал порядка $35,000 (точные цифры не помню, но порядки такие). Таким образом, смысл дублировать прием платежей через альтернативные платежные системы конечно есть.

Полезные ресурсы

Сайт статистики проектов на Кикстартере — Kicktraq.com. Прежде, чем создавать проект на Кикстартере, настоятельно рекомендую изучить там схожие проекты, ежедневный приток бекеров, средний платеж и прочее.

Группа Русские на Кикстартере — для тех, кому интересно развитие русской аудитории на Кикстартере, у кого есть какие-то вопросы или мысли касательно Кикстартера (ее же упоминал Александр Дергай в своем интервью) и полученный там опыт.

Divine Space (наш проект): Ссылку не ставлю греха подальше. Когда запустим проект на Кикстартер — попробую написать записки с поля боя в другой статье где расскажу как готовились, что делали, почему и зачем.

Благодарности

Спасибо за информацию, советы, подсказки и прочую помощь в написании этой статьи: Александру Дергаю (Legends of Eisenwald), Евгению Жукову (al-Skyjacker), Vic Wertz (The Terah Project) и Chris Pope (Two Guys from Andromeda).
Анти Данилевский @AntiDanilevski
карма
57,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (25)

  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +1
    Да, но всё же предлагаю не забывать о том, что есть и в России платформы. =)) Мы всех авторов ждём у себя, например…
    • 0
      Платформы есть, а толку нет — и не будет. Какова доля малого предпринимательства в РФ? Вы знаете хотя бы один пример когда резидент РФ бескорыстно помогал другому резиденту РФ заработать деньги? А в промышленных масштабах? Бросьте, не было этого, нет и врят ли будет. Не все, что работает там работает здесь.

      Единственный шанс на успех — привлекать бейкеров с соответсвующей социальной прошивкой, но таких в этой части суши не делали.
      • 0
        Здесь нет речи о бескорыстной помощи. Все равно кто бы не помог хочет за это получить привилегии.
        Грубо говоря это то, что дает возможность покупать акции людям с малым количеством денег, нежели необходимы нынче на биржах
        • +2
          Какие акции? О чём вы? Это краудфандинг к инвестированию никакого отношения не имеет.

          Те плюшки которые проекты предлагают своим бейкерам — это на усмотрение проекта. Вообще КС — открывался под творческие проекты, там собирают деньги на постановки, экологические проекты и прочие околотворческие темы. Там вообще — получить что либо кроме "+1 к карме" — не возможно. И проекты не предлагают взамен ничего кроме реализации идеи описанной в проекте.

          В этом то и есть ключевое отличие, и Вы отлично показали что у нас эта модель работать не будет. БОльшая часть бейкеров руководствуются желанием поддержать и, сделав маленький толчек, помочь случится чем-то более большому. Ничего взамен не получая.

          Игры на КС — это отдельная тема, если Вы внимательно изучите вопрос, то поймете что Игра НЕ от метра индустрии, не сделанная на 90% имеет шансы на успех стремящиеся к 0. Поэтому то там выстреливают только почти готовые проекта, и люди по сути делают предзаказы.
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            • 0
              Я бы сказал не «Даже», а «именно для».

              Кикстартер отличная вещь, но надо понимать его идеалогию и суть.

              Ну и не забывайте, что кикстартер это тот же стор, без продвижение своего проекта сам он не стрельнет — над этим надо работать.
            • 0
              Вообще я не соглашусь, что наличие уже работающего проекта — обязательное условие успеха на Кикстартере.

              Если идея актуальна и интересна людям, если хорошо продемонстрирована, показаны авторы-разработчики — то одна только идея вполне может собрать нужную сумму. Например та же Диаспора, где молодые ребята собирали деньги на интересную идею, ничего по сути не имея. Результат: вместо $10,000 собрали $200,000. Да, это конечно сложнее, но это возможно.

              Ну и конечно звездам — Брайану Фарго, Тиму Шейферу, Нотчу и прочим достаточно просто рассказать о том, что они хотят сделать без каких-либо демо-версий. Но это уже совсем отдельная тема наработанного бренда/коммьюнити и нашему обычному разработчику не подходит.

              Резюмируя коммент — не надо бояться подать на Кикстартер. В худшем случае ничего не потеряете и приобретете преданных сторонников, которые будут помогать вам и дальше, даже если проект не соберет нужную сумму.
              • 0
                Думается мне, что в случае игр прототип, а лучше почти готовая на 90% игра — вещь обязательная.

                Поскольку игра — это продукт коммерческий и в 99,9% не перевернет мир игрока, не даст уникального игрового опыта (тот же фан от игры в больше или меньшей степени + под иным соусом), не будет социально значим и т.д. Это просто очередная игра, которые и без кикстартера появляются, притом регулярно.

                Поддержать такой продукт можно только при соблюдении нескольких условий:
                1. Бейкеру нравится идея и он будете в нее играть
                2. Бейкер уверены, что та игра будет реализована, причем именно так как он себе вообразил

                А удовлетворить им можно только показав рабочее демо.
                • 0
                  В случае на 90% готовой игры может возникнуть у бекеров вопрос: «А зачем им мои деньги? И так же все уже сделано!». Кстати, мне кажется что именно поэтому al-Skyjacker могут не так активно бекать — слишком хорошая демка, не возникает ощущения, что проекту что-то нужно. У меня сложилось впечатление, что отношение к инди-командам, у которых только начальная стадия разработки, лучше чем к более-менее стабильным, сильным командам (за исключением знаменитостей).

                  Конечно лучше с демо-версией. Но она может быть разной. Возвращаясь к Two Guys from Andromeda, вот их прототип (только для google chrome). Сложно ли такой сделать? По-моему вовсе нет (пусть и не HTML5). Показывает ли такой прототип будущую игру? У меня не осталось вопросов после «прохождения» этого прототипа.

                  Но конечно если цель собрать больше $50k, то без демо шансов не очень много. И если меньше, и тем более это — настолка, то арта вполне может оказаться достаточно.
      • –1
        А вы провидите опрос, кто хоть раз перечислял деньги на развите чего-то. Думаю что результаты вас удивят. Конечно легче сидеть и ныть как вам не повезло родится в этой части суши. Но здесь все просто потенция либо есть, либо нет.
  • +5
    Мое мнение — ссылку ставить нужно. Тем более, что это будет не реклама, а отличное дополнение, и, надеюсь, история успеха. Ну и статья то ваша про Kickstarter, а не проект :)
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    А где же благодарность за инвайт? Пойду свой бейк требовать обратно =)
    from: классический русский бейкер
    • +1
      Каюсь! Иван, спасибо за инвайт, без тебя не было бы тут этой статьи :)
  • +1
    По поводу ссылки — Бог с ней. Я попробую найти время посреди кампании и напишу что-то вроде полевых записей прямо с места действия. Не факт, что успею, но если получится — это будет интересно. И, надеюсь, полезно — у нас есть довольно интересная стратегия, которая может выстрелить. Если же не выстрелит, сэкономлю многим кучу времени, которое ушло на подготовку к нашему запуску.
  • 0
    Однако, русские (и жители СНГ) практически не поддержали проект: порядка 70% финансирования пришлось на американскую аудиторию, 15-20% на немецкую и оставшееся — на всех остальных.
    Это согласуется с итогами моих наблюдений на Хабрахабре.
  • 0
    >>>Наград может быть много разных, от $1 и до $10,000.
    Обычно на верхние суммы вешают относительно простые в реализации вещи в духе «пообедать вместе с разработчиком», «добавить вашего персонажа в комикс». Мне всегда было интересно, не используют ли сами разработчики дополнительные аккаунты для пересылки самим себе $10,000? Это хороший способ добрать 100%, если не укладываешься по времени, или пересечь первые 30%, чтобы выбраться из «зоны смерти».
    • 0
      Для того, чтобы заплатить самому себе, не нужно «покупать» тир реворда. Можно просто перечислить $10000, но не выбирать реворд. Ваши деньги попадут на счет проекта, притом реворд не будет «занят».
    • 0
      И да, забыл подтвердить мысль: конечно так делают, как в начале — чтобы дать стартовый разгон, так и в конце, если не хватает денег на окончательную сумму.

      Более того, есть даже сами бекеры, которые так делают — вносят например $10000 и выбирают реворд $50. Затем, когда проект собирает необходимый минимум, снижают свой взнос до $50. Таким образом, они подстраховывают проекты, давая им начальный разгон.

      Потрясающие люди — огромное им спасибо за то, что они такие есть!
  • 0
    Am I eligible to start a Kickstarter project?

    To be eligible to start a Kickstarter project, you need to satisfy the requirements of Amazon Payments:

    —You are 18 years of age or older.
    —You are a permanent US resident with a Social Security Number (or EIN).
    —You have a US address, US bank account, and US state-issued ID (driver’s license).
    —You have a major US credit or debit card.

    Projects must also follow the Kickstarter Guidelines.

    Без каких-то партнеров в США вы проект не начнете.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Я могу ошибаться, но вроде бы EIN тоже подходит. Цена вопроса у первого попавшегося агента, занимающегося регистрациями EIN — $200.

      MaxUp, может быть вы пошагово расскажите, как что сделали? Это один из самых частых вопросов (по крайней мере пока КС не стал интернациональным — и то не факт, что он станет таковым).
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.