Выпускающий редактор Geektimes
50,6
рейтинг
7 августа 2012 в 02:35

Что внутри марсохода Curiosity



6 августа 2012 года на поверхность Марса десантировался аппарат «Любопытство» (Curiosity). В следующие 23 месяца марсоход будет изучать поверхность планеты, её минералогический состав и спектр излучения, искать следы жизни, а также оценит возможность высадки человека.

Основная тактика исследований состоит в поиске интересных пород камерами высокого разрешения. Если таковые появляются, то марсоход издалека облучает лазером исследуемую породу. Результат спектрального анализа определяет, нужно ли доставать манипулятор с микроскопом и рентгеновским спектрометром. Далее «Кьюриосити» может извлечь и загрузить образец во одну из 74 чашечек внутренней лаборатории для дальнейшего анализа.

При всем своем большом обвесе и внешней легкости аппарат имеет массу легкового автомобиля (900 кг) и весит на поверхности Марса 340 кг. Для запитывания всего оборудоваения используется энергия распада плутония-238 от радиоизотопного термоэлектрического генератора компании «Боинг», ресурс которого составляет как минимум 14 лет. На данный момент он вырабатывает 2,5 квт·ч тепловой энергии и 125 Вт электрической, со временем выход электричества будет снижаться до 100 Вт.

На марсоходе установлено сразу несколько различных типов камер. Mast Camera — это система из двух неодинаковых камер обычной цветопередачи, которые могут делать снимки (в том числе стереоскопические) разрешением 1600×1200 пикселов и, что ново для марсоходов, записывать аппаратно сжатый 720p-видеопоток (1280×720). Для хранения полученного материала система имеет 8 гигабайт флэш-памяти для каждой из камер — этого достаточно, чтобы уместить несколько тысяч снимков и пару часов видеозаписи. Обработка фотографий и видеороликов идет без нагрузки на управляющую электронику «Кьюриосити». Несмотря на наличие у производителя конфигурации с трансфокатором, камеры не имеют зума, поскольку времени для тестирования не оставалось.


Иллюстрация изображений от MastCam. Красочные панорамы поверхности Марса получаются путем склейки уже нескольких изображений. Камеры MastCam будут использоваться не только для развлечения публики погодой красной планеты, но и в качестве помощи при извлечении образцов манипулятором и при перемещении.

Также на мачте закреплена часть системы ChemCam. Это лазерно-искровой эмиссионный спектрометр и блок формирования изображения, которые работают в паре: после испарения крошечного количества исследуемой породы 5-наносекундным импульсом лазера производится анализ спектра полученного плазменного излучения, что позволит определить элементный состав образца. При этом не нужно выдвигать манипулятор.

Разрешающая способность оборудования в 5-10 раз выше, чем у установленного на предыдущие марсоходы. С 7 метров ChemCam может определить тип изучаемой породы (например, вулканическая или осадочная), структуру грунта и камней, отследить преобладающие элементы, распознать лед и минералы с водными молекулами в кристаллической структуре, измерить следы эрозии на камнях и визуально помочь при исследовании пород манипулятором.



Стоимость ChemCam составила 10 млн. долларов (менее полупроцента всей стоимости экспедиции). Система состоит из лазера на мачте и трех спектрографов внутри корпуса, излучение к которым подводится по оптоволоконному световоду.

На манипуляторе марсохода установлена Mars Hand Lens Imager, способная получать снимки размером в 1600×1200 пикселов, на которых могут быть видны детали в 12,5 микрометров. Камера имеет белую подсветку для работы как днем, так и ночью. Ультрафиолетовая подсветка необходима для вызова излучения карбонатных и эвапоритных минералов, наличие которых позволяет говорить о том, что в формировании поверхности Марса принимала участие вода.

Для целей картографирования использовалась камера Mars Descent Imager (MARDI), которая во время спуска аппарата записывала снимки размером 1600×1200 пикселов на 8 гигабайт флэш-памяти. Как только до поверхности осталось несколько километров, камера начала делать пять цветных фотографий в секунду. Полученные данные позволят составить карту ареала обитания «Кьюриосити».

По бокам марсохода установлены две пары черно-белых камер с углом обзора 120 градусов. Система Hazcams используется при выполнении маневров и выдвижении манипулятора. На мачте расположена система Navcams, которая представляют из себя две черно-белые камеры с углом обзора 45 градусов. Программы марсохода постоянно строят клиновидную 3D-карту на основе данных этих камер, что позволяет избегать столкновений с неожиданными препятствиями. Один из первых снимков с «Кьюриосити» — это картинка именно с камеры Hazcam.

Для измерения погодных условий на марсоходе установлена станция мониторинга окружающей среды (Rover Environmental Monitoring Station), которая измеряет давление, температуры атмосферы и поверхности, скорость ветра и ультрафиолетовое излучение. REMS защищена от марсианской пыли.

CheMin (Chemistry and Mineralogy) — это прибор для исследования химического и минералогического состава с помощью рентгеновского флуоресценцного инструмента и рентгеновской дифракциии. Грубо говоря, он поможет найти минералы, которыми богат Марс, что покажет, каковы были условия на планете.



Основным инструментом для исследования полученных образцов является Sample Analysis at Mars, масса которого составляет половину от массы всей научной аппаратуры. В SAM включен масс-спектрометр, газовый хроматограф и настраиваемый лазерный спектрометр. Также в работе используется рентгеновский спектрометр альфа-частиц. Образцы будут облучаться альфа-частицами, и за два-три часа будет получен их полный элементный состав, а десяти минут хватит для обзора основных составляющих.

Внутри марсохода установлен детектор радиации для оценки возможности посещения Марса людьми и прибор обнаружения водорода. Интересно, что научная аппаратура была разработана не только в США, это проекты организаций из Франции, Канады, России и ряда других стран.

Всей этой аппаратурой управляет небольшой дублированный компьютер с 256 МБ ОЗУ, 2 ГБ ПЗУ в форме флэш-памяти и процессором RAD750, который способен выполнять 400 миллионов операций в секунду, что, грубо говоря, сопоставимо с обычным смартфоном. Мощности системы хватает на генерацию 15-40 тыс. 3D-точек со стереоизображения. Память «Кьюриосити» примерно в восемь раз производительней памяти марсоходов предыдущих поколений. Хотя конфигурация системы похожа на начинку дешевого одноплатного компьютера, следует учесть условия работы электроники и испытываемые ею излучения, защитой от которых клоны Raspberry Pi не обладают.

В качестве операционной системы используется VxWorks. Это проприетарная операционная система реального времени, которая управляла тремя предыдущими марсоходами — «Спирит», «Оппортьюнити» и «Марс Патфайндер», а также кораблем «Дракон» компании SpaceX. Кроме космических аппаратов VxWorks используется в авиалайнерах, робототехнике, медицинской технике и других встраиваемых высоконадежных системах (например, в роутерах Apple та же операционная система, что и в марсоходах).

Управляющие программы разделены на 150 модулей, каждый из которых отвечает за отдельную функцию. Связанные модули объединяются в компоненты, которые организуют совместную работу включенных в них модулей. Всего существует менее 10 компонентов высокого уровня. Большая часть кода сгенерирована автоматически или наследована от предыдущих марсоходов.

Но в этих 2,5 миллионах строчек кода на C реализовано автономное управление множеством систем лишь с редкими вмешательствами человека — сигнал от Земли идет несколько минут. На основе показаний нескольких камер и датчиков компьютер сам управляет вождением аппарата, фотографированием и видеосъемкой, системой охлаждения, извлечением образцов и работой научного оборудования.

Код, разумеется, недоступен публике, а данные о программном обеспечении марсохода скудны. Но кто знает, чего стоит ждать от НАСА: у них уже давно есть аккаунт на Github.
Анатолий Будько @atomlib
карма
289,0
рейтинг 50,6
Выпускающий редактор Geektimes
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (174)

  • +4
    Меня больше всего поразил спектрометр. Анализ на расстоянии…
    • +21
      Странно, мне всегда казалось, что это давняя (19й век, и даже не его конец) и слишком известная технология, чтобы кого-то удивлять, тем более «больше всего»…
      • +1
        Удивление вызвала не сама технология, а наличие прибора на столь удаленном и мобильном аппарате.
    • +7
      а меня больше поразил компактный атомный реактор :)
      • +6
        Это РИТЭГ — он работает по несколько другому принципу.
        • +4
          Во-во, вчера всю ночь читал о РИТЭГах, Вояджерах, звездном ветре, проектах колонизации, кораблях поколени… Куда ни заведет википедия. :)
          • +2
            Вот это еще почитайте!
            Очень интересно, я даже как-то думал для хабра перевод начеркать
      • +3
        > компактный атомный реактор
        Где?
        РИТЭГ это совсем не атомный реактор, и его используют повсеместно уже лет 50, если не больше.
        • +1
          Ну тут только вопрос в терминах
          Формально и в «настоящем» и в РИТЭГ используются ядерные реакции для получени тепла.
          Разница только в том, что в первом случае используется цепная ядерная реакция
          • +4
            Ну да, ядерный рекатор по определению работает именно с цепными реакциями, поэтому РИТЭГ и не является ядерным реактором.
    • +1
      а меня больше поразило что-то зелёное, похожее на траву, на снимке с камнями. кто знает, что это?
      • +2
        Это планета земля очевидно
        • +1
          а я уж надеялся, что заливные марсианские луга ))))
        • +3
          Вот из-за этой фотографии через 50 лет люди будут сраться между собой на тему, а был ли куриозити на Марсе вообще :) Или это просто курьёз, а всё сняли на полигоне на Земле.
          • +1
            Да вы что, какое сраться. Просто будут устраивать протесты и говорить, что на Марсе есть трава, мы бы могли давным давно начать его загаживать, а правительство от нас скрывало эту возможность!
            Начинаю понимать, почему наса оставляет небо красным на фотках Марса )
  • +18
    > например, в роутерах Apple та же операционная система, что и в марсоходах

    Ну теперь всё просто зашибись.
  • +5
    У марсохода же есть лазерное оружие — власти США что-то от нас скрывают ;).
    • +3
      Угу, выжигатель глаз марсиан. Марсоходы ломаются из-за них, вот и ставят для защиты.
      • +10
        Не, они просто хотят оставить надпись на какой-нить скале: «Здесь был Curiosity!!!» :)
        • +2
          Марсоходами управляют и приколисты тоже. Не удивлюсь, если в самом деле оставят :)
        • +2
          Вам будет интересно узнать, что шины ровера оставляют след в виде закодированной морзянкой надписи JPL. Это используется для определения пройденного расстояния.
          • +2
            Не знаю, на сколько это эффективное решение, но красивое же! :)
            • +1
              Так же эффективно, как считать пройденные шаги. :)
              • +1
                Пока не поскользнулись, например, и не смазали след. Или не набрели на каменистую осыпь, на которой не осталось отпечатков.
                • +1
                  Задачи вернуться по своим следам не стоит.

                  Колесо крутится, а сверху за ним наблюдает камера и считает пройденное расстояние. Точно так же, как если бы вы шли пешком, смотрели вниз и считали шаги.
                  • +2
                    Зачкм так сложно? Датчик оборотов ведь ничем не хуже.
                    • +1
                      Один датчик?
                      • +1
                        Зачем один, на каждом колесе по датчику. И подозреваю, они там есть, хотя бы для определения пробуксовки. (Интересно, а АБС на Curiosity есть? :)
                        • +1
                          Ага и ESC впридачу :)
                          • +1
                            Ещё и автопилот. Что это там гугл испытывает в Неваде? А тут уже работает!
                    • +1
                      Ну так как раз из-за пробуксовки же, особенно с марсианской то пыльностью
                  • +1
                    Так датчик следит за следом колеса на поверхности или за самим колесом? Если за самим колесом, то это просто такой одометр, все Ок :)
  • –16
    >>Стоимость ChemCam составила 10 млн. долларов (менее полупроцента всей стоимости экспедиции).

    Очень интересно сколько бы это стоило у нас. Мне кажется наши платиновые чиновники смело списали бы лярд на эту тему.

    Можно дальше пофантазировать на тему что бы получилось за машинка у них, с учетом реально потраченного по делу бюджета )
    • –21
      Очень интересно. Это отряд нашистов или я реально не прав и наши чиновники профинансируют подобный проект добросовестно?
      • +14
        Судя по последним тенденциям, был бы послан таджик.
        • –2
          Не могу плюсануть, но я чуть со стула не упал. Гасторбайтер, он и на Марсе — гасторбайтер.
          • +2
            Гастарбайтер, от немецкого Gastarbeiter — «гость-рабочий». А за стул крепче держитесь.
    • +39
      Знаете, утомили уже эти политические вбросы. Долой политику с хабра!
      • –12
        Да, давайте наденем розовые очки и будем жить в своем воображаемом государстве, где никогда не бывает ничего плохого.

        Открестившись от подобных тем, мы делаем только хуже сами себе. Я считаю нельзя избегать разговоров о политике, пока мы еще можем свободно говорить на эту тему. Если основная масса населения «устала» от политических тем и не хочет больше ничего слышать, значит скоро мы превратимся в северную корею и вместо политики будем обсуждать речных крабов:

        www.wikireality.ru/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B1

        Я не призываю везде писать, но и так категорично избегать тоже не стоит.
        • +7
          Всякой теме — свое место. Не нужно смешивать марсоходы и политику, тем самым увеличивая энтропию и приближая тепловую смерть Вселенной =)
        • +5
          Хабр — не для политики. На сайте не приветствуются дискуссии на политические темы в любом их проявлении.
          • –3
            Было предположение насчет бюджета высокотехнологичного проекта, где в этом политика.
            Сколково и полученные гранты тогда тоже политика, однако сколько было тут статей.

            Хотя согласен, конечно, дальше оно скатилось именно туда.
            • +2
              Вы высказали банальнейшую мысль, и именно за это вас и минусуют. Было бы что умное или новое, а так…
              • 0
                Ну да, тут что не комментарий, то глубочайшая мысль таится в нем.

                Минусуют потому как всех достали политики/политика, а банальные мысли тут не при делах.

                И в моем профиле находят отдушину, ну и ладно.
                • +5
                  Да не находят в твоем профиле отдушину, всех просто заебало, что кто-то находит эту отдушину в комментах. Можешь вконтактике попостить о том, как русскому народу живется плохо, авось осознают и свою оплошность
    • +3
      Дорога на Красную Планету ($2,5 млрд. и 567 млн. км.) стоит в ТРИ раза дешевле олимпийской дороги на Красную Поляну (227 млрд. руб. и 48 км.)!!!
      • +1
        Вы так говорите, будто дорогу до Марса асфальтом за эти деньги закатали :)
        • +1
          Не закатали, но по сложности, подготовке, количеству привлеченных специалистов дорога на Марс, логически должна быть гораздо дороже 50 км асфальта.
          • +1
            Вы так говорите, будто у вас на руках списки привлеченных специалистов и единиц задействованной техники :)

            Я вот могу примерно так же рассудить, что дорогу в горах прокладывать по всем нормам безопасности — это задача уникальная (хотябы потому, что сочетание рельефа, грунта и климата повторяются нечасто :)).

            В то же время отправка космической лаборатории на Марс — это отработанный запуск готовой ракеты, типовые траекторные рассчеты, много-много готовой инфраструктуры для производства, подготовки, запуска и сопровождения. Ничего принципиально новго, отработанный процесс.

            Дилетантская точка зрения получается, да? :)
            • +1
              Ну так и сама, собственно, прокладка дорожного покрытия это отработанный процесс, ничего принципиально нового. Разве нет?
              • +1
                Смысл моего прошлого комментария сводится к тому, что не будучи экспертом в области и не имея в руках конкретных данных предполагать, сколько должен стоить тот или иной проект, мягко говоря, некорректно :)
                • +2
                  Но всё-таки, прикинуть мы можем? С одной стороны задача спроектировать сложнейшую систему которая способна закинуть тонну груза на 567 млн. км. и мягко посадить в область 20км на 7км.

                  С другой навалить бульдозером щебенки и камня. Пусть и по супер технологиям и с привлечением экспертов.
                  • 0
                    Вы просто не пробовали дороги проектировать, также как и марсианские посадочные модули. Я тоже не пробовал ни того ни другого, поэтому даже прикидывать не стану — все равно не угадаю :) А значит и корректного сравнения не получу :)
                  • +3
                    Ок. Допустим вам надо проложить автомобильную и жд дорогу. Всего 50 километров. Половина этого расстояния надо строить мосты, половина — долбить тоннели. За 3 года. В РФ. Если вы готовы это сделать дешевле, то бульдозер какой марки вы предпочитаете?
                  • +1
                    А материалы вы нарочно не учли?
  • +1
    Марсоход в стиле стим-панк.

    Фотокамера а-ля клаксон.
    ХимМин-лаборатория а-ля паровой двигатель.
    И т.д. :)
  • 0
    Стоп, стоп. Они что, правда изобрели плутониевый электрогенератор, который способен питать эту штуку (в том числе для перемещений) в течение 14 лет? Почему бы его не ставить тогда на земные электромобили?
    • +18
      Потому что это… опасно?
      • +9
        Не говоря о цене.
        • +4
          Ага, вон в России от СССР осталось 700 ритэгов, которые уже давно не пашут, но на утилизацию не хватает ресурсов, даже при том, что после 9/11 американцы помагают баблом. Попадалась инфа, что на вывоз и утилизацию одного ритэга уходит 120 тысяч баксов.
          • +2
            Поэтому следует очень осторожным быть на свалках всякого железного барахла. Источников всевозможных валяется тьма, и не все из них должным образом промаркированы, могут быть ржавые или разбитые или что угодно. И РИТЭГи иногда находят тоже.
            • +2
              «То, что не надо трогать руками»
            • +1
              Но чтобы от этого добра как-то пострадать — надо либо спать с ним под подушкой, либо на вкус попробовать
              • +1
                Смотря что за добро. От внутренностей РИТЭГ ласты можно склеить крайне быстро, от десятков минут до дней.
    • +3
      Потому что он вырабатывает 100 ватт и при этом очень нехило греется.
      Марсоходу между прочим для работы требуется 135 ватт, поэтому он может работать только когда заряжены батареи, и несколько часов. Остальное время он будет спать и заряжаться.
      • +2
        Да он и не может не греться, как известно
      • +3
        Мощность и нагрев не важны в данном случае. Просто дело в том, что внутри очень радиоактивное вещество, которое нужно потом утилизировать также, как и топливо с атомных станций. Это не говоря об авариях, и потенциальном попадании в руки террористов.
        • +2
          Зачем утилизировать?
          Бросим на Марсе. Пусть это будет их проблемой.
          • +1
            Да эти отходы ерунда по сравнению с вариантом взрыва на полярных шапках нескольких ядерных бомб в целях разогрева климата на Марсе. Подробнее об этом написано в википедии.
      • +1
        WALL·E ?:)
    • +4
      Ну РИТЕГи используются уже более 50 лет.

      А теперь про автомобили
      1 кВт = 1,3596 л.с. (возможно нужна не Метрическая лошадиная сила, но порядок один)

      Таким образом, установленный на Curiosity генератор будет выдавать примерно 0,17 лошадиной силы.
      За 14 лет можно уехать далеко, но очень медленно.

      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • +1
        Максимальная теоретическая скорость ровера — 90 метров в часть.
        Если учесть то, что g меньше на Марсе, то у нас я думаю он бы ехал метров 40-50 в час, не более.
    • +5
      Потому что у земных электромобилей есть серьезная уязвимость в плане безопасности. Водителем завется.
      • +1
        У ровера — тоже земной водитель
        • +1
          У ровера скорость другая, и аж целая группа пилотов ровероводов, плюс марсиане культурные, не подрезают и не лихачат, что то-же способствует.

          Кстати, ровер-то придумали уже давно :)
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      а лучше в iPad!!111
      • +2
        Больше 2 кВт тепловой энергии в руках?
        • +1
          Зато зимой можно на улице писать в Твиттер и не мерзнуть.
          • +1
            А через некоторое время использования для пользователя станет возможным без фонарика в темноте обходиться, будет при собственном свете перемещаться :)
            • +1
              Ну, если себя поместить в среду со скоростью света в ней меньшей, чем скорость света в вакууме…
    • +1
      Если такая машина разобьется, то природе будет очень грустно.
      • +4
        Канадцы уже это на себе испытали, когда на них советский спутник с таким генератором упал.
  • +4
    имеет массу легкового автомобиля (900 кг) и весит на поверхности Марса 340 кг


    А с каких пор вес измеряют в кг?
    • +4
      Это для простых смертных
      • +16
        Это для наглядности, не всегда нужно въедаться в детали и сверкать умными словечками.
        • +1
          Наглядность никогда не должна приводить к искажению фактов. Вес и массу учат различать в пятом классе. Это элементарные основы, которые должны осозновать все люди, окончившие среднюю школу.
    • +7
      А с каких пор вес измеряют в кг?
      С середины XIX столетия существует система единиц МКГСС, в которой вес измеряется килограмм-силами.

      Килограмм-сила равна весу тела массой в 1 кг при нормальном ускорении свободного падения.
      • +1
        И где же вы видете измерение веса в килограммах? Вес — это сила, правильно паписано… А килограмм — это в любом случае единица измерения массы тела… Масса тела инвариантна (в классической физике) и зависит только от свойств самого тела. А вес — может меняться в зависимости от внешних условий. Например в зависимости от того, на какой планете находится тело.
    • +2
      • +1
        И где же вы видете измерение веса в килограммах? Вес — это сила, правильно паписано… А килограмм — это в любом случае единица измерения массы тела… Масса тела инвариантна (в классической физике) и зависит только от свойств самого тела. А вес — может меняться в зависимости от внешних условий. Например в зависимости от того, на какой планете находится тело.
        • +1
          какой классической физике вы говорите? Дорелятивистской, которой уже век? Вы удивились названию — мы указали вам век когда это название могло пприменяться. Как-то не принято было тогда измерять вес в мирах, отличных от нашего.

          Даже и сейчас имеющиеся у населения приборы для измерения веса тел проградуированы в килограммах. Вы же не спрашиваете непальскую тётушку отвесить вам ровно инерционный килограмм мяса горного козла. Вы спрашиваете килограмм, и она не пересчитывает показания из ньютонов своего динамометра в килограммы, используя коэффициент, расчитанный для непала с 100 знаками после запятой — потому что этих ньютонов — у неё и нету, только килограммы.

          Ну, а если вы про релятивистскую физику, то ваше утверждение неверно (не говоря уже о квантовой).
          • +1
            какой классической физике вы говорите?
            — о ньютоновской механике в первую очередь.

            Дорелятивистской, которой уже век?
            — да ладно, всего век?!

            Даже и сейчас имеющиеся у населения приборы для измерения веса тел проградуированы в килограммах.
            — они измеряют массу как и положено. Мнение о том, что они измеряют вес — ошибочно.

            Вы удивились названию — мы указали вам век когда это название могло пприменяться.
            — вы указали мне на систему счисления, в которой единицей силы (и веса стало быть) является килограмм-сила, но никак не килограмм.
    • +1
      Старая школьная шутка:
      — Сколько весит килограм ваты?
      — 9.8 ньютонов
  • +1
    ChemCam конечно крутая штука. Я проникся.
    Но остался вопрос о связи с Землёй. Мне кажется неплохо бы включить в обзор этот кусок тоже — mars.jpl.nasa.gov/msl/mission/communicationwithearth/
    Ну и вообще да, рекомендую всем просто поизучать весь сайт mars.jpl.nasa.gov/msl/
  • +1
    Помнится в предыдущих роверах были какие-то буры(сверла), а в этом нет?

    Вообще ровер конечно выдающийся, и вся экспедиция уникальна, но что он сможет найти? Снова неоднозначные следы в почве да пару интересных камешков?
    • +1
      на сколько можно судить по видеороликам у него есть небольшое сверло на манипуляторе
  • –23
    Тут проприетарщина, там проприетарщина, даже в марсоходах проприетарщина. Как же человечеству развиваться и двигаться вперёд, если каждый скрывает свои разработки?
    • +3
      Так внутренняя кухня и технологии процессоров Intel и AMD тоже закрыты. Но при этом развиваются и чуть ли не каждый год радуют новинками.
      Да и стремно, наверное инженерам НАСА в такой дорогой девайс ставить открытое ПО
      • +5
        Как только открытое ПО будет удовлетворять по надежности/качеству и прочим параметрам NASA, думаю будут ставить.
        А так — без фанатизма. Для разных задач и разной ответственности — разное ПО. И коммерческое себя очень неплохо ведет. Впрочем как и OSS
        • +4
          Кстати, не исключено, что какие-то части взяты из открытого ПО. Просто там, наверное основная фишка в том, что это ПО тестируют по полной программе)
        • +2
          Как раз читаю Code Complete, где в числе прочего приводится пример про Pathfinder, когда в продукционном ПО оставили отладочный код, благодаря которым удалось отдебажить ошибку, проявившуюся только после примарсения. Пофиксили, загрузили новый код. WIN!

          Размышляю о сходствах с веб-разработкой ;)
  • +3
    Всё-таки в хорошее время мы живём: шедевры от Хаббла, Кассини, МКС, марсоходы, и такая милая Opportunity в частности.
    Может не такое героическое как раньше, хотя отчасти правильно, за место соперничества стран надо делать совместные проекты Землян, и наш модуль, и основа США — это великолепно.

    По поводу исходников — хотелось бы глянуть, конечно. Быть может в будущем НАСА всё-таки частично откроет. По сути там ничего не должно быть секретного, может кроме развязки драйверов и шифрования канала данных. Ну и конечно, оплаченный человеческий труд.
    • +4
      Там еще и наши двигатели РД-180 у Атлас-5
  • +1
    Разрешение фотоснимков всего 1600х1200? Не маловато ли будет?
    • +2
      И правда, кто-нибудь может объяснить незнающим, почему ставят камеры с не очень большим разрешением?
      • +2
        Стоимость разработки (обычные 100500Мп матрицы не пройдут) + размеры/вес + узость канала передачи.
        Вполне может быть такое, что более высококачественные снимки передавать нет возможности, так как это займет не 2-3 минуты, а 15-20.
      • +1
        Ну да, вопрос, наверное, нубский, раз минусуют. Но правда не очень понятно, почему такое невысокое разрешение…
      • +2
        Самое простое объяснение этому — этиф фотографии еще доставить на землю надо
        А канал там не очень быстрый и фотки с большим разрешением будут идти очень долго
        Первые фотки с Вояджеров могли вообще сутками передаваться
        • +3
          Ну можно было сжатие сделать на месте. Но при желании посмотреть что-то очень подробно — запросить HiRes
          • +1
            Сжатие аппаратное происходит на месте.
            • +3
              Я думаю что имелось в виду, что можно там снимать 4000х3000, потом масштабировать до 1600х1200 и дальше слать на Землю как сейчас.
              А при необходимости подождать сутки и получить HiRes картинку.

              Но раз сделали так как сделали, то наверняка были причины.
              • +1
                Не забывайте про то, что матрицу нужно делать в радиационно стойком исполнении. + тут нет места маркетинговой шелухе, возможно такого разрешения им более чем достаточно и «мегапихарями» никто не мериться не собирается.
      • +2
        Вы видели воочию, насколько медленно, буквально построчно передаются данные по эфиру? Передача данных на сверхтехлоногичных космических аппаратах близка к радиолюбительским аналогам из-за действующей физики. А потом плюс, если из-за помех пакет всё-таки потерялся — его повтора надо ждать 14 минут.

        Помимо скорости передачи больших массивов данных ещё, думаю, неваловажный фактор — особая, космическая приёмка. Не думаю, что обычная матрица из обычных зеркалок может быть использована. Она должна переживать агрессивные условия (перепад давления, температуры, радиация, электромагнитные поля) и выдвать всё столь же хорошие результаты, то есть быть безотказной и максимально чистой.

        Как минимум, с чем камере Curiosity придётся столкнуться — это жесткое излучение у Земли и за её пределами, а так же перегрев при торможении и входе в атмосферу Марса, быть рабочей при температуре ниже 50 градусов по цельсию.
        • +1
          Прошу прощения, конечно имелось в виду -50 градусов.
        • +3
          Повтора пакета наверное надо ждать гораздо дольше. При этом, я думаю, что там не используется этот протокол, т.к. проще всё передать, а потом дождаться ответного сообщения со списком потерянных пакетов и скопом передать их повторно. А то уж очень далеко.
          • +3
            Например Proximity-1, и ещё.

            На сколько мне, не сильно понимающему в коммуникации, кажется, он использует привычный TCP\IP, FTP в том числе. Может найдутся знатоки, расскажут нам, как всё на самом деле обстоит — было бы любопытно.
            • +1
              Кстати, вот ещё интересный вопрос (я тоже дилетант в этом), почему бы не сделать несколько ретрансляторов между Землёй и Марсом (ну да, они должны летать по орбите вокруг Солнца — это, навскидку, первая сложность)? Тем не менее, такой ретранслятор (или несколько) решил бы проблему ширины канала передачи.

              Очевидно, что марсианских миссий впереди ещё много, такой ретранслятор расширил бы возможности обмена информацией между планетами.
              • +2
                Несколько это сколько?
                10^9 думаете хватит, или всё же нужно поболее?
                Проблема в том, что орбиту нельзя синхронизовать с Марсом, чем «меньше» рбита, тем быстрее скорость, и спутник будет сначала улетать от Марса за Солнце, а затем подлетить из-за Солнца.
                Поэтому нужно будет равномерно распределять много спутников по одной орбите, затем по следующей орбите ближе к Земле, затем на еще одной, и так далее.
                Это не просто много, это оооочень много.
                • +1
                  На Хабре, кстати, об этом было немножко: habrahabr.ru/post/141904/
                  • +1
                    Совсем немного, а именно последний абзац.
                • +1
                  Спасибо за ответ. Я поэтому и спросил, так как не представляю, с каким сложностями придётся столкнуться.
            • +1
              Там собственный проприетарный стек протоколов.
              Вроде как полностью новый на каждом уровне OSI.
    • +10
      Матрица низкого разрешения меньше подвержена радиации, меньше шумит, более надежна. А получить хайрез можно, склеив несколько снимков.
      • +1
        Если камера без трансфокатора, то стоя на одной точке фотоснимок объекта с большей детализацией получить не выйдет, наверное.
        • +1
          Разрабатывали с ним, но в итоге отказались от трансфокатора из-за того, что сроки поджимали, и потестить как следует не успевали.
          • +1
            Это я понял :)

            Просто выше написали про получение Hi-Res путем склеивания снимков. Без трансфокатора номер не пройдет.
            • +1
              Ну почему же, просто поездить побольше :)
              • +2
                Кстати, о трансфокаторах и разрешении камеры…

                Если они не смогли поставить туда оптику с достаточно высокой разрешающей способностью, то ставить матрицу с высоким разрешением тоже смысла нет. Мегапикселами меряться не с кем, а средства на «крутую» матрицу уйдет
        • +5
          Отнюдь! Делается несколько снимков подряд с одной точки. Между снимками камера случайным образом смещается на расстояния меньше размера пикселя. После обработки нескольких снимков можно получить более высокое разрешение, чем на каждом из них.
          en.wikipedia.org/wiki/Superresolution
          • +2
            О! Спасибо! :)

            Буду знать! :)
        • +2
          Недавно на хабре была статья про увеличение разрешения снимков через субпиксельную обработку серии снимков низкого разрешения одного и того же ракурса. Лишь бы сюда передались, а дальше можно крутить.
          • +3
            читаю перед отправкой, читаю перед отправкой…
    • +1
      Даже с таким разрешением можно сделать 100500Мп, сшив фрагменты панорамы на Земле.
  • +14
    Увидев фотографии поначалу решил, что на Марсе есть трава.
    • +2
      Вероятная версия =)
      • +2
        блин, мне померещилось, что перед этой рекламой будет еще одна реклама от youtube. поубывав бы.
  • +1
    Как я понимаю, прежде чем выложить фотки на сайте NASA, делают небольшую коррекцию по цвету?
    А, интересно, не выкладывают ли фотки в оригинальном виде?
    • +2
      • +1
        Там разбито по марсианским дням (они их почему-то называют Sol 0, Sol 1 и т.д). По умолчанию открывается на странице за сегодня. Вчерашние фотки более внятные (на текущий момент)
        • +1
          я думаю все ждут фотографий именно с цветных камер аппарата
    • +1
      Интересно, какого же все таки цвета Марс?)
  • +1
    Код, разумеется, недоступен публике, а данные о программном обеспечении марсохода скудны. Но кто знает, чего стоит ждать от НАСА: у них уже давно есть аккаунт на Github.
    Этак глядишь, лет через 5 сообщество сможет вносить изменения в исходники… а НАСА уже будет деплоить их.
    • +1
      А почему бы и нет. желающих будет много в этом поучавствовать, все таки здорово, наверное почувствовать себя хоть немного причастным к таким проектам. Я бы с удовольствием поучавствовал бы)
      • +3
        Главное, чтоб не наговнокодили. А то будут потом жаловаться, что оперативки мало на марсоходе.
        • +1
          На самом деле, это реально крутая идея. И, может быть, с некими поправками она и будет реализована потом. Выгода для НАСА — экономия денег. Незначительная, но все же. Выгода для активного участника: портфолио. А чтобы не наговнокодили, надо, чтобы были ревизоры… и не допускать до разработки людей уж совсем без опыта/мозга (проверяется довольно несложно).
          • +1
            Ревизоры, возможно…
            А кто будет определять стабильный снапшот, который будет передан для тестирования? Кто тесты будет писать? Особенно HW\SW? Там есть определённого рода процедура, опенсорц в которую пока плохо вписывается. Либо скинуть на волонтёров рутину по юнит-тестированию и вылизыванию лоу-левельных спецификаций, например.
            • +1
              Я не говорю про ключевые компоненты же. Проблем хватает, но определенный жизненный потенциал, на мой взгляд, у идеи есть.
      • +1
        Сорри за очепятку в моем посте. Конечно же пишется «поучаствовал». Просто на экране монитора два окна с кодом двух разных проектов и еще хабр открыт)) Иногда и больше ошибок делаю)
        • +3
          У вас и в этом комментарии опечатка в слове «опечатка».
          • +1
            Да, но так смешнее
    • +2
      Даешь CI с деплоем прям на марсоход! :)
      • +2
        «У нас есть пул свободных марсоходов для целей CI. Уважаемые участники сообщества, постарайтесь не уронить их в кратер».
  • +7
    Ну наконец автономное питание, а то сколько проблем испытывали из-за солнечных панелей и их засыпанием песком на Оппортьюнити и Спирит.
    • +5
      РИТЭГ марсохода весит 50 кило, если учесть то, что вес 2ого поколения роверов (spirit/opportunity) всего 180 кг, тогда покажется объянимым выбор между ритэгом и солнечными батареями.
  • +8
    без привычных объектов рядом, выглядит как моделька
    чтобы лучше представить его размеры, посмотрите на это фото с людьми рядом

    image

    и, конечно же, вначале внутри него были люди!

    image

    • +2
      Ультрафиолетом подсвечивают что бы пыль была видна?
      • +2
        Возможно, это дефектоскопия. На поверхность наносится вещество-маркер, затем смывается, и под ультрафиолетом высвечиваются следы маркера, которые остались во всяких микротрещинах и прочих дефектах материала.
    • +1
      Как же плотно они его упаковали!!!
  • +2
    Открываем официальную галерею НАСА
    www.nasa.gov/mission_pages/msl/multimedia/gallery-indexEvents.html
    и смотрим изображение №48 :)

    А потом смотрим фильм «Козерог 1» (1978)
    rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1824607
  • +2
    Тоже решил поделиться ссылкой: может кого-нибудь заинтересует данная статья про колонизацию Марса и другое.
  • +5
    всегда думал что в кВт*ч меряют работу, а не мощность. Что вообще это значит «он вырабатывает 2,5 квт·ч тепловой энергии», вырабатывает в час, в месяц?
    • +2
      В день.
    • +2
      Насколько я понял, он вырабатывает 2кВт тепловой и 125Вт электрической энергии. То есть 3кВт*ч электричества в сутки.
  • +1
    Также на сайте NASA есть 3D модель марсохода и что не менее интересно 3D модель пространства где он находится в данный момент, правда требуется установка плагина. mars.jpl.nasa.gov/explore/curiosity/#141
  • +1
    Хотелось бы увидеть снимки с Mast Camera. Они будут доступны простым смертным?
  • +1
    Кстати вот и фрагменты посадки.
  • +3
  • +2
    Подумалось — а ведь на Марсе мы инопланетяне. Мы сами стали теми, кого постоянно пытаемся увидеть…
  • +1
    россияне тоже не остались в стороне от марсианской эпопеи, создав и самостоятельно профинансировав один из ключевых приборов экспедиции – нейтронный детектор содержащейся в грунте или в минералах воды (http://slon.ru/world/mars_atakuem-817112.xhtml)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.