30 лет компакт-диску


    Тридцать лет назад, 1 октября 1982 года, на прилавки магазинов впервые попал совершенно новый носитель информации — в музыкальных магазинах покупателям стал предлагаться шестой студийный альбом Билли Джоэла «52nd Street», который был записан на компакт-диске (CD). Выбор исполнителя и альбома для новинки был выбран отнюдь не случайно — в 1979 году альбом получил «Грэмми», а заглавная песня стала лучшей в номинации «Лучшее мужское исполнение поп-композиции».

    История изобретения CD далека от однозначности. Его разработка была начата в недрах компании Philips в 1974 году с целью создания оптического носителя аудио-информации с качеством звука, превышающим качество виниловых пластинок, и диаметром в 20 см, причём новую разработку была вложена астрономическая по тем временам сумма в 60$ млн. Уже в 1979 году Philips сумела выпустить первый CD-плеер, но вскоре после его релиза компания начала искать контакты с другим лидером по производству электроники — японской компании Sony — с целью объединения усилий по развитию новой технологии аудиозаписи.

    Тогдашний директор Philips Лу Оттенс полагал, что одного часа музыкальной записи на диске будет более чем достаточно. Однако, вице-президент Sony Норио Ога, учившийся музыке в Берлинской консерватории, настоял на том, чтобы общее время проигрывания CD должно быть таким, чтобы на диск помещались не только альбомы современных (1979 года) исполнителей, а и классические произведения. В итоге было достигнуто соглашение, что Девятая симфония Бетховена длительностью в 74 минуты, должна стать как раз эталоном длительности звуковой записи CD-диска, который стал известен как CD-DA (Compact Disk Digital Audio).

    В итоге через три года, 17 августа 1982 года, на производственных мощностях Philips был выпущен первый промышленный образец компакт-диска, на котором был записан альбом супер-популярной тогда ABBA «The Visitors». Таким образом был установлен окончательный размер диска в 120 мм с ёмкостью в 74 минуты аудиозаписи и частотой дискретизации в 44,1 кГц.

    В 1992 году продажа CD-дисков различного назначения (аудио и видео) достигли 200 000 штук. А уже в 1996 году тот же альянс — Philips и Sony — представил технологию записи оптических дисков высокой плотности, которая получила название DVD (Digital Video Disk).

    UPD: Выпускник факультета электронной техники Ленинградского электротехнического института Жорес Иванович Алфёров, академик Российской Академии Наук и Нобелевский лауреат по физике в 2000 году «За разработки полупроводниковых элементов, используемых в сверхбыстрых компьютерах и оптоволоконной связи» также внёс весомый вклад в разработку «холодного лазера», которые активно применяются при чтении и записи компакт-дисков.
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 40
    • +11
      30 лет Compact Disc-диску
      • +1
        DVD — Digital Versatile Disc
      • 0
        Не день рожденья надо праздновать, а хоронить уже.
        • +4
          Так давно похоронен, это лишь поминки.
          • +2
            Уже даже не поминка. Скорее как отмечание годовщины рождения известных почивших людей.
            • 0
              Хотя да, поминки и после бывают. Не подумал почему-то.
            • 0
              Ну не скажите, у меня один из первых дисков с бекапами записан в 96м году. Вот как-то понадобилась софтина, аналога которой я просто не встречал с тех пор и легко нашел у себя в закромах и все прочиталось.
            • +6
              Одно другому не мешает. Об усопших надо вспоминать хорошо или вообще не вспоминать.
              Легенда про 74 минуты особенно придает шарм.
              • +2
                да ладно — вовсю юзается — куча драйверов поставляется именно на сиди
                • +2
                  Которые благополучно выкидываются, чтобы просто сходить на сайт производителя.
                  • +1
                    Особенно если Windows не «увидела» сразу сетевой карты, а другого компьютера с доступом в сеть под рукой нет ;)
                    • –2
                      Последний раз когда я видел компьютер без доступа в интернет это было в музее :-) То был великий и могучий Commodore PET.
                    • 0
                      Аха конечно можно пару дней качать дрова для видюхи от nvidia по gprs — я серьезно! — есть еще на карте России места где иного вида связи нет.
                • 0
                  Что-то помнится, что про симфонию Бетховена — просто городская легенда.
                  • +1
                    Вероятней всего, вы правы. Но она, по крайней мере, красива, и к тому же, наиболее широко распространена.
                    • +1
                      Красивее чем форм-фактор под размер нагрудного кармана на рубашке :)
                  • +11
                    Я знал покойного…
                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                      • +2
                        Не не, зря закапываете. Я лично — только за разнообразие физических принципов носителей. С точки зрения пресловутого резервного копирования. Ну, например, жесткий диск вряд-ли переживет сильное магнитное поле или сильную встряску. SSD — разряд статики, или скачек напряжения по питанию. Оптический диск же в этом плане — выдерживает эти четыре испытания. Конечно и он не лишен недостатков, однако, именно благодаря ему происходит компенсация физических факторов на различные носители данных. Имхо.
                        • 0
                          Если вдаваться в принцип записи на CD диск, то он банально стареет и помирает через 5-10 лет.
                          • 0
                            Зависит от диска, но сферический китайский CD в вакууме не надежен ни разу.
                            • +1
                              не правда. У меня старая коллекция болванок — дохнут только ноунеймы. Все приличные TY'шки с 2001, 2002, 2003 и т.д. — живы.
                              • +1
                                О да, эта погоня за TY по магазинам города!..
                              • 0
                                У меня есть рабочие самописные диски 96года записи.
                            • +3
                              Эх, детство — детство, 650 мегабайт казались фантастическим объёмом данных. CD-R да и CD-ROMов ещё не было, да и вообще 20 мегабайт MFM хард был несусветной крутью, а тут 650 мегабайт да на скорости в 150 Кб/с!
                              Премастеринг делался на DAT кассету, куда надо было, с соответствующими отступами, всё переписать и расставить PQ коды.
                              Ещё тогда, ребёнком, я уже начал понимать как ужасны 16 бит в сравнении с тридцатидюймовой лентой и сводить на неё было один хрен приятней чем на дат. Стоит упомянуть, что АЦП магнитофонов тех лет были не фонтан. В Q-коде был pre-emphasis но не смотря на упоминания в красной и последующих книгах, CD плееры на него клали, как и бытовые DAT магнитофоны, не знаю почему так, но факт…

                              Помню первые, сказявые CD-R, дорогие контроллеры и харды, и отсутствие нормального софта. Рэковые CD-R были куда приятней во всех отношениях, но писали track at once, которые глючили и щёлкали на обычных проигрывателях, но проигрывались :-(
                              • 0
                                Когда музыкальные диски были уже доступны, а их проигрыватели несусветно дороги, я слушал музыку через полурабочий CD-Rom подключенный самодельным переходником к проигрывателю Radiotehnika и списанному AT блоку питания. Это было невероятно круто.
                                • 0
                                  Собственно я являлся счастливым обладателем пяти-кнопочного CD-ROM, позволявший не только переходить на следующий трек но и на трек предыдущий. Блок питания самодельный на 5 и 12 вольт, УНЧ на теплых ламповых TDA2003. И выводился звук на самодельные колонки с динамиками 4ГД-35 (кто помнит тот поймет) а вот про ВЧ динамики уже и не вспомню. Вот так я вступил в эру цифрового звука.
                                  • 0
                                    Друг из такого же привода сделал переносной плеер. Вот народ в метро таращился, когда он его доставал, чтобы поменять диск в трее :)
                                    • 0
                                      И чемодан с батарейками.
                                      • 0
                                        У него был довольно вместительный баул с наушниками-лопухами и 12 вольтовым аккумулятором :)
                                • +1
                                  Еще был формат для видео-дисков: компакт диск размером с грампластинку. Мне как-то подарили такой. Правда, что там записано я так и не узнал — проигрыватель стоил тогда астрономических денег и не отличался компактностью (размером с с крупный видик был), да и сами видеодиски были редки и дороги… А потом появился DVD и про этот формат окончательно забыли. Так я и не узнал что же было на том диске… вероятно, он до сих пор валяется где-то дома:)
                                  • +1
                                    image
                                    • +1
                                      А это LaserDisc… Папа не только CD но и DVD. Видеосигнал записывался без сжатия!
                                      • 0
                                        Более того, видео было аналоговое. А вот звук мог быть и цифровым.
                                  • +1
                                    В итоге было достигнуто соглашение, что Девятая симфония Бетховена длительностью в 74 минуты

                                    Блин, как вы задрали пересказывать эту сказку.
                                    www.exp-math.uni-essen.de/~immink/pdf/beethoven.htm
                                    На самом деле, всё дело в том, что в альянсе Филипс-Сони каждый тянул одеяло на себя. В момент утверждения стандарта у Филипса уже была готова фабрика, выпускающая 115-мм диски, а у Сони — нет. Чтобы не дать заклятым друзьям преимущества, Сони настоял на увеличении диаметра диска до 120 мм, для чего и придумали красивую маркетинговую историю. Правами на 74-минутую запись 9-ой симфонии Бетховена п/у Фуртвенглера, если что, владела вообще EMI и делиться с Филипсом и Сони не собиралась.
                                    Кстати, до 1988 года 74-минутную запись Фуртвенглера нельзя было записать на CD, т.к. рекордер U-Matic не позволял записывать больше 72 минут.
                                    • 0
                                      Парсер лох.
                                      • 0
                                        Правами на 74-минутую запись 9-ой симфонии Бетховена п/у Фуртвенглера, если что, владела вообще EMI и делиться с Филипсом и Сони не собиралась.

                                        Сама то симфония свободная, можно было бы в другом исполнении подобрать.
                                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

                                      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.