Star Trek: текстовая игра 1971 года



    Когда на хабре составляли список лучших игр всех времён и народов, в комментариях несколько раз проскальзывала мысль, что тема превращается в список самых старых игр, которые можно вспомнить. И тогда я подумал, а что если действительно попытаться вспомнить самую первую игру, в которую я играл?

    Может быть я ошибаюсь, ведь это было почти 30 лет назад, но мне кажется, что такой самой первой, и кстати, очень даже неплохой для того времени игрой, был Star Trek. Считается, что первоначальная версия была создана Майком Мэйфилдом (Mike Mayfield) в 1971 году, но я застал его в середине 80-х. Возможно сейчас процесс игры покажется уже не таким захватывающим, как тогда, поэтому я решил написать о нём исключительно по оставшимся воспоминаниям, и с небольшим использованием исходного кода.

    Играл я в него на СМ-3, имевшей весьма популярный тогда терминал Videoton VT340, у которого был черно-белый алфавитно-цифровой экран, отображавший 16 строк по 80 символов.



    Сама игра по жанру — текстовый пошаговый космический симулятор, если можно так выразиться. Надо было за ограниченное время уничтожить все корабли клингонов, находящиеся в пределах игрового поля размером 8x8 квадрантов, каждый из которых в свою очередь разбит на 8x8 секторов.

    Уничтожать их надо фазером и фотонными торпедами, запас которых можно пополнить на нескольких разбросанных по галактике базах. Фазер может уничтожить сразу несколько клингонов, особенно если они находятся близко, но на это требуется много энергии. Торпеды уничтожают их по одному, и энергия на это не расходуется, зато нужно точно прицеливаться. Помню, скорость вывода координат полёта торпеды на дисплей была невелика, и можно было наблюдать за процессом, как будто это происходило в реальном времени.

    В распоряжении капитана имеется компьютер, который может рассчитать курс корабля или торпеды. Однако он, как и любая другая система, может быть поврежден в бою, и тогда курс придётся считать самому. Еще большие сложности возникают, если на пути оказывается звезда, и надо попасть в нужный сектор с первого раза, обогнув её, иначе корабль обстреляют клингоны, когда ход перейдет к ним. Вот пример такой ситуации:



    Компьютер препятствия не учитывает, а для определения «на глаз» правильного курса, чтобы торпеда прошла мимо звезды, но попала в клингона, требуется большое мастерство. Направления задавались весьма необычным образом, в полярных координатах с углом от 1 до 9. Те, кто играли, наверняка помнят. Еще в игре было защитное поле, которым можно было управлять.

    Со времени создания до конца 80-х годов было очень много разных версий игры. Были усложненные варианты, с новыми типами объектов и врагов. Были версии на бейсике, фортране, коболе и других языках, для практически всех видов компьютеров, существовавших тогда. Версия, в которую я играл, была классической, лишь немного изменённой и кем-то переведённой на русский. Сейчас от неё сохранился только листинг, распечатанный для переноса на появившийся примерно в то время Радио86РК-совместимый компьютер, чтобы можно было (просто невероятно!) играть дома.



    Как видите, некоторые иголки сломаны, и в принтере использовалась двухцветная, красно-черная лента, которая то ли из-за неполадки, то ли из-за того, что она не от того принтера, частично окрашивала буквы снизу красным цветом.

    Возможно, среди читателей найдутся те, кто играл в эту самую версию, или даже те, кто её переводил, привожу здесь несколько запоминающихся фраз:

    Сообщения из русского Star Trek'а
    Коэффициент искривления пространства (0-8)
    Прапорщик Зинин докладывает: «Неверный курс, капитан!»

    Двигатели заглохли в секторе 1, 4! Ошибка навигации

    Офицер-ученый Гриць докладывает: «приборы показывают отсутствие вражеских кораблей в этом квадранте.»

    150 единиц энергии ударило по кораблю из сектора 6, 3
    (защитное поле упало до 562 единиц.)

    *** Локаторы ближнего обзора неисправны ***

    Техники настаивают на ремонте вашего корабля
    Приблизительное время на ремонт: .4 звездных дней
    Разрешаете ли вы ремонт?

    Были конечно и другие игры, но все алфавитно-цифровые, кроме того, межстрочное расстояние видеотона довольно велико и для игр не приспособлено. Большинство игр было как Star Trek, пошаговыми, но были исключения, например, тетрис. Такие игры мы называли тогда «динамическими». Это означало, что действие происходит постоянно, не ожидая реакции игрока с клавиатуры.

    А еще у меня была распечатка с экрана неведомого графического компьютера, находившегося где-то в недоступном месте. Как оказалось, и она сохранилась в шкафу до сих пор:



    Мне удалось вспомнить название игры: «Шериф», благодаря чему нашлась статья, написанная в 2012 году, о создателях этих игр. Может быть кому-то тоже напомнит старые добрые времена, вот некоторые скриншоты из той статьи, сделанные с эмулятора:

    Скрытый текст
    Pif-Paf

    Garden

    Land


    В те времена графические игры казались чем-то невероятным. О том, что они когда-то станут цветными, можно было только мечтать. Как я уже сказал, поиграть я в эти игры не мог, и мне оставалось только смотреть на распечатку и представлять, как это может выглядеть в движении.

    Но вернемся с Star Trek'у. Написав статью, я решил всё-таки попытаться в него поиграть. Пользуясь листингом, нашёл версию, наиболее близкую к той, что у меня была в 80х, и после небольшой коррекции она запустилась. Я начал играть, понемногу привыкая к давно забытой обстановке. Когда очередная торпеда, несмотря на рассчитанный компьютером курс, вдруг полетела не в ту сторону, я заподозрил неладное. А когда чуть позже запуск двигателя завершился ошибкой (выход за границы массива), это стало ясно окончательно.

    Оказалось, что в версии, опубликованной в 1978 году в книге "101 игра на бейсике", с которой, видимо, и были набраны все ходившие по стране версии, была ошибка. При индексации массива для вычисления курса корабля и торпед, вещественное значение округляется, хотя автор ожидал, что оно будет усекаться. Эти строки видны на скане страницы, приведённой выше.

    3110 X1=C(C1,1)+(C(C1+1,1)-C(C1,1))*(C1-INT(C1))
    3140 X2=C(C1,2)+(C(C1+1,2)-C(C1,2))*(C1-INT(C1))
    

    В результате, если дробная часть заданного курса больше 0.5, направление вычисляется неверно, а если он больше 8.5, возникает ошибка. 30 лет назад мы так и играли. Сначала думали, что это такая особенность игры, вносящая дополнительные сложности, а потом это нашли и исправили, но я об этом совершенно забыл. Что интересно, в исходной версии 1972 года этой ошибки не было.

    Я исправил программу и снова начал игру. Хотя были и сюрпризы, всё шло примерно так, как мне запомнилось с прежних времён. В битве с тремя клингонами повредился компьютер, и я честно вычислял курсы для торпед в уме. В самый нужный момент сломались двигатели, пришлось тащиться через несколько квадрантов, теряя время. Хотя перед началом игры я слегка увеличил отведённый на задание срок, он быстро таял, и к концу облёта галактики у меня оставалось всего несколько звёздных дней.

    При перелёте в квадрант с предпоследним клингоном сломались фотонные торпеды, и пришлось задействовать фазер. Пока я добрался до последнего врага, пусковой аппарат починили, но как на зло, точно на линии огня оказалась звезда, и воспользоваться торпедой не получилось. Пришлось истратить остатки энергии на последний фазерный удар. Последний боевой крейсер клингонов уничтожен, федерация спасена! Так через много лет успешно завершился еще один звёздный бой.

    Желаю удачи тем, что захочет вернуться в прошлое, в Star Trek или другую вашу первую игру, ведь найти её и заставить заработать сегодня не менее интересно, чем собственно поиграть.
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 61
    • +2
      Эх, помню. На АГАТ-9 на Бейсик-АГАТ была реализация такой игры. «Кларнон» называлась. С галактической картой в дополнение к карте системы, автопилотом, звуковыми эффектами (написано было на ассемблере и именно с этого куска я и начал постигать асм), возможностью задавать направление в градусах и «интерактивным меню». И глючная. Сколько я на неё убил времени… Играл, правил баги, менял звук…
      Под конец нашёл ещё одну реализацию с огромным полем (20x20 символов, по-моему) и заданием направления в радианах, но поиграть в неё более-менее длительное время не удалось.
      • 0
        В не draka? Кларноны там вроде были пришельцы, с которыми воевали. Мы тоже рубились, копались в коде, а потом решили написать свою игру. Ничего не получилось, но стали учиться программировать.Это была первая стратегия, в которую я играл.
        • 0
          Скрины — это игры на БК-шках. Boulder Dash, Sheriff, Lode Runner и Пиф-Паф. Играл я в такие в свое время.
        • 0
          Спасибо за стартрек!

          Мы ходили в харьковский институт ИПМАШ программировать, где то в 1988 и играли тогда в неё!
          • +1
            Как же, помним. Я играл в версию с особенным переводом и мне больше всего запомнилось название врагов. Они назывались «семижопы»
            А еще вечно бесил этот импульсный двигатель, импульсы для которого постепенно накапливались, и сделав несколько шагов приходилось ждать, пока импульсы накопятся снова (напоминает нынешние f2p-игры, не?) ) Можно было воспользоваться фотонным, но он не подчинялся управлению и просто случайно делал шаги через некоторые промежутки времени. И в итоге редко вез тебя туда, куда бы ты хотел попасть.
            А в целом, в те времена это было круто. И лучше всех прилизанных Unity-экшенов сейчас *ностальгическая слеза*
            • +1
              Точно точно, были такие семижопы там )) Играл на ДВК совместимом компьютере)
              Там ещё была офигенская игра «zona», сколько времени на неё было убито) И лишь однажды я дошел таки до золотого шара в конце.
              • 0
                Зона надоела тем, что никто так и не дошел до конца. Позже написали свою зону. Надоела тем, что никто, кроме автора, так и не дошел до конца. :)
                • 0
                  Угу, и называлась она «Klingon», а в «Zona» больше всего запомнилась фраза «Ботинки есть будете?», если в рюкзаке еды нет. И хинты с движением наискосок, чтобы пятно засветки за ход было больше. Жаль тогда совсем мелкий был, на «Klingon» мозгов не хватало, а на «Zona» усидчивости, там ведь мало было дойти до золотого шара, его еще надо было обратно вынести…
              • +1
                Как сейчас помню — у нас был переведенный вариант, с шестижопыми кусаками. Не скажу, какая именно версия игры была, но играли на ДВК-1. На нем же резались в тетрис. На ДВК-2 была «Тропа», ДВК-3 был предназначен для чертика… :) 89-й год… :)
                • 0
                  Точно шести, не семи?) Я помню, еще фазер эффектно был сделан — несколько строчек заполнялись символами "=", вроде как прогресс-бар, потом карта белела, а потом снизу отображалось кто убит, кто не добит.
                  • 0
                    Шести, шести. С учетом того, что все было еще и на транслите — у нас кириллицы не было… :) shestizhopye kusaki
                • 0
                  Ой, какая ностальгия. В «Стартрек» я играл на ДВК, а в остальные игры (которые графические) на БК0010.
                  • +2
                    ШРИФТ! Шрифт на первой картинке… Хотеть! Интересно, сейчас есть ли аналогичный ему?
                    • +3
                      Эта картинка сделана с помощью truetype шрифта «Epson1»
                      • +1
                        И так в те времена шрифт выглядеть мог только на бумаге, но не на экране. Потому что «полупиксели».
                        • 0
                          Ну да, не нашел я шрифта с прямоугольной матрицей, этот самое близкое что было.
                    • +1
                      Вариация на первых Apple: habrastorage.org/storage2/7bc/ac9/6a8/7bcac96a84cbe14112700723c8dc3007.png
                      Для АГАТа (простенький вариант): habrastorage.org/storage2/162/743/e6e/162743e6ef0f6e473f0dacf4bc3bad55.png
                      Для АГАТа (крутая версия, тот самый «Кларнон»): habrastorage.org/storage2/e10/350/fff/e10350ffff6552ed52bdfaeb816191d1.png
                      • 0
                        Помню играл еще в Galaxy+ по email :)
                        • +1
                          И еще была текстовая пещера. Машина БЭСМ — 6, система КРАБ.

                          Коли троля ножом!
                          • +5
                            Спасибо за интересный экскурс!

                            Моя первая игра — диггер на БК0010.

                            А в текстовый Звездный Путь можно поиграть на андройде, например:

                            • 0
                              Ну да, и многие в нее в 71 резались-то? Я думаю, что только пара-тройка человек из оборонки USA, у кого был доступ вообще к пульту. В 71 в СССР такого точно ни у кого из смертных не было, боюсь что даже что у приближенных с трудом. Ну на ДВК и УКНЦ потом в шериф играли конечно, хвала ASP или как их там, но это уже после копипасты PDP11 и ваще хрущевской оттепелью. Я не понял мысль статьи — была древняя игруха, ессно в расцвет спектрумов и пдп ее скопипастили наши и че?
                              • +1
                                Оххх, сколько же я в эти игры наигрался на БК-0010! А «Star Trek» у нас был на ДВК. Там ещё был весьма оригинальный перевод, и клингоны назывались, пардон, «шестипопые кусаки» :)

                                Спасибо!!!
                                • 0
                                  На бэкграунде крутится Star Trek:TNG второй сезон, а тут такие статьи! :)
                                  Спасибо.
                                  Live long and prosper!
                                  • +1
                                    Я играл в адаптированный вариант этой игры на УК-НЦ (забавная машинка, между прочим, двухпроцессорная).
                                    Игра называлась «Космос». Помню, что иногда корабль мог попасть в «комариную плешь». Эдакий привет Стругацким.
                                    Ностальгия!
                                    В шерифа тоже играл.
                                    • +1
                                      УК-НЦ. Эх ностальгия. ПЗУ с BASICом, только нельзя сохранить что напрограммировал, кольцевая ЛВС, ОДНОВРЕМЕННАЯ загрузка всего класа (15 машин) из сети. Запись работ по сети, персонально для каждого класса своя дискета. ДВУХдисковый дисковод! Начинал там изучать Pascal.
                                      Ну и конечно ДВК + класс из 12 БК 0010. Как божественно грузилась ДВК. Никогда не забуду эти ощущения.
                                      • 0
                                        И немного страшных слов: ФОДОС, RT-11-SJ (и предложение вводить дату при загрузке!), TESTMZ, SATURN, DBAS…
                                        • 0
                                          MZO>_ MZ1>_ Н Г М Д, матричный принтер EPSON

                                          и самое страшное ОШИБКА УРОВНЯ ПЕРЕДАЧИ

                                          уже тогда же в нашей школе ученики изучали базовую работу с файлами, с текстовым редактором, печать файлов. Ну и конечно программироапние на бейсике.
                                          • 0
                                            В нашей, к сожалению, изучение было чисто формальное. В том смысле, что бОльшая часть класса откровенно забивала на информатику. Но любопытных типа меня и еще одного паренька поощряли безлимитным доступом в класс и даже доверяли «админить» в классе, пока учителя уходили чаи гонять.
                                            • 0
                                              Ну мне, да и считаю всем, кто учился в школе — повезло. Учителем информатики была моя мать и в своё время она стала главным методистом и руководителем секции учителей информатики в нашем районе. Обучение было по специально разработанной методике. И уже по окончанию школы дети имели базовый курс пользователя компьютера.

                                              Сейчас вспоминая прошлое я понимаю, что это был большой прорыв в то время. То чему учат сейчас в школе моих детей, совсем другой уровень. Хотя и прогресс шагнул далеко вперед.

                                              Вообще во всех школах, где были хоть какие то компьютерные классы были такие «приближенные» дети. Которым давали больше доступа к компьютерам, их возили на районные, межрайонные и всероссийские конкурсы. Как сейчас помню межрайонные конкурсы — т.к. в школах стояло разное оборудование, то зачастую, для демонстрации участники привозили свои компьютеры с собой. А программы везли, сделав несколько копий, что бы не повредить их в электричке (садится надо было в тарахтящий, немоторный вагон)
                                          • 0
                                            Ухты. То, что был РАФОС я помнил, но вот про SJ/FB вспомнил только после вашего комментария. FB я точно запускал, хотя применения многозадачности не нашел :)
                                        • 0
                                          Плюсую УК-НЦ. Кстати, коллега, а знаете ли вы, что эмулятор для этого комбайна уже пару лет как существует, и даже есть образа дискет с некоторыми играми? К сожалению, kling.sav (у нас стартрек назывался именно так) мне там не попадался, но land точно есть :)

                                          Из особенностей перевода «нашей» версии игрухи: «Ты баран смотри куда прешься!». Кажется, без запятых :)
                                      • 0
                                        Отличнейший шрифт на первой картинке! Он был в проекте 71го года?
                                        Помнится, даже Keyrus покойного Димы Гуртяка не позволял на старых CGA мониторах хоть сколько-либо приятный текст получать…
                                        • 0
                                          Нет, это попытка создать эффект видеотона на современном жидкокристаллическом мониторе. Truetype шрифт «epson1», подобранный нужным размером и затем уменьшенный на 66%. Если открыть его в редакторе и покрутить контрастность, создаётся эффект, похожий на вращение ручки яркости на черно-белом ЭЛТ.
                                        • 0
                                          Вот аркадная игра была, требовавшая ловких пальцев: алфавитно-цифровой пакман, появившийся задолго до тетриса

                                          • +1
                                            Первая игра, в которую я играл, была «Вы король небольшой страны». Это было в 1986 году, у нас в школе только ввели «Основы программирования» (тогда еще не «Информатика»), пришел препод из Тверского (тогда еще Калининского) университета, пробовал нас учить. Я с приятелем быстро врубился и он пригласил нас на час в университет, поработать на БЭСМ-6. Это была не только первая игра, но и первая встреча с настоящим компьютером.

                                            Монитор был именно таким − черно зеленым. Сам компьютер гудел где-то за стеной. Игра была текстовой пошаговой стратегией. Появлялись строки текста, надо было вводить, как распоряжаться деньгами, как распоряжаться выращенным зерном. Мы успели сыграть всего две игры. В первую игру у нас умерли все крестьяне, потому что мы не дали им зерна на проживание. Во вторую игру мы мало заплатиле военным, и те нас свергли. На этом время закончилось. Мы были в полном восторге.
                                            • +1
                                              Эта игра называлась «Королевство Эйфория». Сейчас в сети можно найти не только бинарник, но и её исходники. Производит просто поразительное впечатление: там и кода-то всего несколько страниц, такое за выходные закодить можно было, а как затягивало!
                                              • 0
                                                Да, я подобную штуку пробовал повторить на программируемом калькуляторе, видимо на «Электроника Б3-34». Мне его дали на вечер, и я просидел до 3 часов ночи.

                                                Электроника Б3-34

                                                Написал на листочке, как играть и как понимать разные переменные, которые отображались на экране. Попробовал запустить, но выдал ошибку. Отладить времени уже не было. А утром пошел в школу.

                                                Странно, что никто не выложил игру в онлайн.
                                                • +1
                                                  О! У меня такой есть! К нему подходили программы от БЗ-34. В «Наука и Жизнь» к нему игры печатали, кажется. На самолете, помню, летал
                                                • +1
                                                  На «Микро-80» играли в «Эйфорию», потом на своем уже «Радио-86РК».
                                                  • +1
                                                    Падают цены на бананы!
                                                • +1
                                                  Опять непонятные комменты на хабре. С одной стороны (по комментам) — куча «олдскуллеров», с другой — никто не вспоминает реализацию СтарТрека для «Примуса» (знаю, что была в поставке; на чём именно была реализована — уже не помню). Или про ЕС ЭВМ и «диалоговую систему Примус» посетители хабра не слышали? «При абенде разбей стекло молотком!» — кто без гугла ответит (да черт с ним, можно с гуглом! :D), откуда фраза и что значит «абенд» — тому сладкий пряник :)
                                                  • 0
                                                    Ну «олдскулеры» Хабра это в самом крутом случае — самосборный Спектрум или ДВК на папиной работе, ЕС это все же другие задачи и другой слой, и школьников (которыми были сегодняшние «олдскулеры») к ЕСкам не подпускали особо.
                                                    • 0
                                                      Если мне не изменяет моя стариковская память, абенд — это прерывание пакетного обработчика заданий.
                                                      • 0
                                                        О, «плюспяцот», сладкий пряник — с меня! Abnormal End — пресловутый «abend», в точку! У меня хоть память и не «стариковская» (44 — фигня!), а промпт Примуса был классынй! «Эх, были люди в наше время»… :)
                                                      • 0
                                                        ABEND был еще на Novell, но это было много позже.

                                                        а вот СМ-вские «иллегал дежице» — это было весело
                                                        • 0
                                                          Нет, это все — позже… Не «еще на Novell» — а, собственно, тогда Novell еще и не было :)

                                                          P.S. CM-овский бмор — это отдельная тема для топика :)
                                                        • 0
                                                          Помню заветные:
                                                          LINK KINGDOM («Королевство Эйфория»)
                                                          LINK XO (крестики-нолики)
                                                          LINK BULL&CO («быки и коровы»), вводимые на терминале ЕС-ки под Примусом у мамы на работе. Кажется, что-то еще, но про стартрек не знал точно…
                                                          • +1
                                                            По-русски — «АВОСТ» :)
                                                            • 0
                                                              Оооо, примус на ЕС-1020 и 1030… Кроме трека был у нас еще в ходу Kingdom, где пшеницей торговали )
                                                            • 0
                                                              Я играл в реализацию этой игры на 286, она была «почти графическая». Помните такую штуку, EGAVGA.BGI?:)
                                                              • 0
                                                                Turbo Pascal 7 или Turbo C? Я тогда уже писал на BC 3.1 for Applications. Нашел тут свой код, понастольгировал.
                                                              • 0
                                                                Помнится в воронежском «Детском мире» удалось как-то поиграть в «Шерифа» на автомате. Может кто знает что там было внутри, был ли это автомат или упрятанный в него компьютер, но единственное что я помню хорошо, в рядом стоящем автомате с МК3 была сега.
                                                                • 0
                                                                  Перепись стариков на хабре?)
                                                                  • +3
                                                                    А знаете, что было самым удивительным в тех играх? Они не тормозили!
                                                                    Серьёзно, про то, что игра оказывается может притормаживать, фризиться, выдавать по 2FPS — я узнал аж после 1998 года. До тех пор если игра уж запустилась, то она однозначно работала. Всё шло очень плавно, а уж текстовые игры вообще работали со скоростью мысли: не успевал я нажать на кнопку, как уже выводился следующий экран.
                                                                    Это с появлением OpenGL/DirectX стало нормой, что игра может выдавать 2FPS, и что первые минуты две после загрузки очередного уровня идут постоянные фризы, пока оно не просвопится.
                                                                    А сейчас, в эпоху JavaScript, даже текстовые игрушки почему-то взяли моду существенно подтормаживать и периодически фризиться, пока там в фоне что-то работает. Слишком много абстракций нагородили, и нет ни малейших возможностей распланировать работу всех систем так, чтобы не возникали фризы. Даже при работе с чистым текстом (ибо сборка мусора, работа с памятью/DOM и много чего ещё выведено из-под контроля программиста).
                                                                    • 0
                                                                      ну из личных развлечений могу сказать так. гонял на четверке (486) на первом курсе «дракона» Х(арпера)Х(эйтуэя). 25 итераций без проблем — потом тормоза. Сейчас вот написал его же на джаве и запустил на и7. 22 итерации — потом тормоза. Вывод.Скорость обработки единичной потоковой задачи осталась приблизительно на том же уровне :) Картинка конечно лучше, но смысл то в ней…
                                                                      У меня вон даже Carrionfields «тормозит». ЖК в отличие от старой трубки изза латентности скроллы по 50-60 строчек отрисовывает кривовато… :( Как теперь в мады играть я хз :( В результате в первом же мясе ложат :(
                                                                    • 0
                                                                      «Квадрант 7.7» выглядит несколько диковато, исходя из определения квадранта. Да и в звездном пути их всего четыре — альфа, бета, гамма и дельта. Впрочем, это времена TOS, тогда и шкала варпа была не та, и звездная дата от балды, c них станется иметь и сотню квадрантов…
                                                                      • 0
                                                                        Ностальгия. Это тоже моя самая первая игра. Только на СМ-4 мы ее гоняли. Написана она была на Фокале, если мне не изменяет память, и называлась «Клинги». В прошлом году мы с сынишкой воспроизвели ее на C# (благо в сети имеются кое-какие исходники).
                                                                        «Фазеры держат цель!» :)
                                                                        • 0
                                                                          Мне больше «Континент» нравился (прообраз цивилизации). Там не с компьютером ирать можно было а с другим человеком. Только приходилось уговаривать системщика создать общий фрейм для двух программ…

                                                                          Ой какая замечательная ссылка на «101 игра на бейсике»! Как раз недавно поставил COMODORE BASIC на iPad… Жаль, что в сканах… А есть где-то
                                                                          • 0
                                                                            Да… Вспоминаю… Начало-середина 80-х. НИИ кварцевого стекла.



                                                                            Среди прочего этот НИИ занимался изготовлением оптоволокна и оптики для космической промышленности.
                                                                            Имел не маленький вычислительный центр. Туда, к стати, была поставлена одна из первых четырех вычислительных машин фирмы IBM первого поколения, предназначенных для предприятий Ленинграда.

                                                                            Так о чем это я?.. Ах, да. Работал в этом ВЦ мой отец. И бывало (изредка) я оказывался у него на работе.
                                                                            Сколько там было вычислительной техники! Это сейчас никого не удивить компьютером или целой серверной на предприятии, а тогда…
                                                                            Один только машинный зал с накопителями на магнитных лентах чего стоит. Был там большой шкаф-хранилище с автоматическими полками, которые по нажатию кнопки как лифт спускались и поднимались, извлекая бобины с лентами и пряча их обратно в чрево этого монстра.
                                                                            Аппарат по набивке перфокарт (отдельное удовольствие)… Множество черно-белых, чаще черно-зеленых мониторов.

                                                                            Были там и «игрушки». Морской бой, отгадывание числа, тараканьи бега.
                                                                            Вот эти самые «тараканьи бега» особо запомнились. Вся графика это несколько дорожек в текстовом режиме (а другого-то и не было) и тараканчики-звездочки. Имена их были написаны. Жмешь кнопку и они сами побежали. А запомнилась игра потому, что выигрывал всегда один и тот же таракан!

                                                                            Что это за компьютер был не помню, может СМ, может еще чего, помню смутно. Я тогда еще мелкий был (даже в школу еще вроде не ходил).

                                                                            Еще вспомнилось… Была как-то там в НИИ организована новогодняя елка для детей сотрудников. Елка мне не запомнилась, а вот то, что один из коллег отца угостил меня жевательной резинкой (тогда еще советской) я помню до сих пор — я ее честно съел (пожевал, пожевал и проглотил). Первый опыт, так сказать. Ностальгия.

                                                                            [Прям, почувствовал себя стариком. :) ]

                                                                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.