Редактор Geektimes
743,1
рейтинг
23 мая 2013 в 22:37

«Солнечный импульс» успешно завершил рейс Феникс-Даллас (1541 километр)



На Хабре не раз и не два публиковались новости о швейцарском проекте «солнечного» самолета Solar Impulse, который получает энергию от фотоэлементов. Этот самолет уже побил немало рекордов, и буквально сегодня ночью стало известно об успешном завершении рейса по маршруту Феникс-Даллас.

Общая протяженность пути самолета составила 1541 километр, с максимальной высотой около 8200 метров. Скорость самолета, как и можно было ожидать, невелика — всего 84 километра в час (понятное дело, это же не реактивный самолет). Весь путь был проделан за 18 часов, так что пилоту пришлось нелегко, поскольку автопилота в этом самолете попросту нет.

Вес «солнечного» самолета составляет 1,6 тонны, что совсем ничего по сравнению с тем же A340, вес которого — 370 тонн. Для получения достаточного количества энергии корпус самолета, его крылья и стабилизатор, покрыты фотоэлементами, число которых достигает 12 тысяч. Вес аккумулятора — 400 килограммов, Li-ion аккумулятор нужен для накопления энергии днем, чтобы можно было двигаться ночью.



По утверждению разработчиков, пилот такого самолета может находиться в воздухе столько, сколько пожелает, поскольку нет необходимости спускаться для дозаправки. Конечно, пилот устает, ему нужна еда, есть и прочие потребности. Поэтому пока что максимальный рекорд пребывания в воздухе на этом самолете — 26 часов. Рекорд поставил пилот (и один из основателей проекта) Андрэ Боршберг, на этот раз самолет пилотировал Бертран Пикар.

В 2015 году на самолете Solar Impulse планируется проделать кругосветное путешествие. Вероятно, полет будет этапным, с промежуточными посадками для отдыха пилотов. Но для подобного класса самолетов (да и для многих прочих типов летательных аппаратов) кругосветное путешествие — весьма заметное достижение.



Via BBC
marks @marks
карма
170,7
рейтинг 743,1
Редактор Geektimes
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (58)

  • –28
    Энтузиазм изобретателей заслуживает уважения, но 83 км в час — это всё же скорость лишь немного превышающая скорость велосипеда. Почему бы не сделать гибридный самолёт, добавив в придачу к солнечным батареям и дизель-генератор?
    • +12
      Разве непонятно, что цель проекта — демонстрация возможностей и создание вау-эффекта? Самолет полностью летающий на солнечных батареях != самолет с гибридным двигателем.

      Да и 83 км/ч это даже близки не чуть больше скорости велосипеда. Попробуйте на шоссейном велосипеде подержите среднюю скорость в 40 км/ч часик. Про MTB я вообще молчу.
      • –22
        Со скоростью 30 км\ч я стометровку бегаю))) А на велосипеде разогнаться можно до 60 км\ч и обогнать какой-нибудь запорожец(если кто помнит их ещё=)))

        Цель проекта мне понятна, но непонятны перспективы. Эффект — это конечно хорошо и красиво, но где практический аспект? Было бы интересно услышать мнения о возможных вариантах развития проекта и совсем необязательно минусовать за это.
        • +11
          Вы не путайте кратковременные перегрузки в 100 метров и долговременные. 100 метров вы пробежите. А 100 километров?
          Проедете вы со скорость 40 км/ч на велосипеде 10 км, а дальше — вряд ли.
          Есть средняя скорость. 1500 км велосипедист будет преодолевать чуть меньше месяца, а эта штука — меньше суток.
          • +1
            Ну насчет месяца вы погорячились. 15 дней.
            • +7
              Профессиональных спортсменов в расчет не берем — не знаю, как у них там.
              Обычный любитель велосипеда проедет в первый день 100 километров (а это почти 7 часов со средней скоростью 15 км/ч, что достаточно много учитывая подъемы и небольшие остановки), ну во второй, ну в третий, на крайний случай, в четвертый. А потом все — сушите сухари.
              • +7
                Не понял, а зачем сушить сухари? «Сушить сухари» — готовиться сесть в тюрьму.
              • +14
                «Сушите весла» — говорят в этом случае…
                • 0
                  Принято.
              • 0
                Мой результат 7:40 на 200 км с учетом остановок (на mtb кстати). Так что вы все же недооцениваете возможности любителей. Скажем 150 среднего пробега в день + 2-3 дня отдыха. Две недели на 1500 для любителя очень реально.
                • 0
                  Примем ваши 2 недели. Разве две недели это «немного больше», чем 18 часов?
                • 0
                  Да, кстати, и любители бывают разные. Через 2 недели после того, как я купил MTB я проехал 75 км со средней скоростью 20 км/ч по грунту в том числе в темное время суток. Покрышки широкие, резина зубастая (Schwalbe Rocket Ron). Я очень устал. Я думаю, все зависит от подготовки.

                  У вас выходит средняя скорость больше 30 км/ч (если учитывать остановили). Для MTB и любителя это, мягко говоря, непросто.
                  • 0
                    Это вы просто не видели как профессионалы ездят… Я тут так потрепаться зашел.
      • 0
        >>Самолет полностью летающий на солнечных батареях != самолет с гибридным двигателем.

        Де-факто он больше скорее огромный планер с несколькими маленькими моторчиками.
        • 0
          Де факто самолет — это тоже планер с моторчиком. Далее все зависит от соотношения планер / моторчик.
          • 0
            >>Далее все зависит от соотношения планер / моторчик.

            Если вы про аэродинамическое качество, то полагаю, что оно у данного аппарата где-то в районе цифр, характерных для планеров.
            • 0
              Я имел ввиду соотношение абстрактной возможности планирующего полета (характерной для планеров) к энерговооруженнести самолета (характерной для истребителей). Как это называется официально я не в курсе.
    • +2
      Почему бы не добавить педали? ))
      • 0
        Уже =)
      • 0
        Уже есть, и очень давно. Но далее концепта не ушло — он слишком легкий и малейший ветерок его «сложит»
  • +2
    Конечно, пилот устает, ему нужна еда, есть и прочие потребности. Поэтому пока что максимальный рекорд пребывания в воздухе на этом самолете — 26 часов.

    Боюсь представить, что пилот терпел 26 часов…
    • 0
      Конечно, и еда с водой есть, и что-то придумали для удовлетворения этих самых прочих потребностей. Но все же 26 часов без отдыха, без автопилота — это очень сложно.
      • +1
        А ведь достаточно его сделать двухместным, причем второе место в виде койки.
        • +13
          И вместо пилотов — дальнобойщики )
      • +1
        Ну это же маркс, автопилота у нас в том понимании как у лайнеров конечно нет, но контроль высоты и направления есть. Без этого не такой размер не дают лицензию.
        • +5
          Что значит «у нас»?
    • +1
      А его имени даже не упомянули
      • 0
        Уже есть, действительно, упущение.
    • 0
      Боль и унижение. В принципе это решаемо.
  • +2
    — автопилота в этом самолете попросту нет
    Как-то странно. Не самая тяжелая задача при создании самолета.
    • –2
      1. Разработки. Это же не Boeing. Если их нет — покупка дорогостоящего оборудования и софта.
      2. Вес.
      • +3
        Телеметрию снимать, обрабатывать и передавать простейшие команды для поддержания направления и высоты — хватит килограммового набора железок. Не думаю, что при весе 1.6 тонны лишний килограмм хоть как-то сыграет роль — пилот плотно покушал — и то больше масса изменится.
        • –2
          Я думаю, поддержания высоты и направления недостаточно. В начале XX века — возможно, но не сейчас
          • +6
            Чего-чего? :) То есть контролировать несколько гироскопов, GPS, датчики давления и полтора десятка микроконтроллеров в 21 веке стало сильно сложно? Простейшие автопилоты для RC-самолётов вон вообще на адруине клепают, а их устройство не сильно сложнее, чем у этого большущего планера — он же максимально прост и примитивен с механической точки зрения.
        • 0
          А аттракторы? Подозреваю, что в этом самолете управление строго «прямое», сервионики ноль.
  • +2
    чкаловцы почти трое суток летели через северный полюс. И у них были так называемые «пассивные пилоты», то есть те емкости, в которые команда справляла нужду. Скорей всего создатели этого «солнцелета» знакомы с этим опытом, и как-нибудь, да решат такой неудобняк
    • 0
      Скорее всего они решили просто пока что не решать эту проблему, потому, что им это не надо. Захотят — все решат. На МКС же эту проблему решили? А там все намного сложнее!
  • +12
    Послушайте, автор, ведь многим эта тема интересна и они хотят следить за новостями с фронта «солнечной авиации», но ведь нужно же проверять информацию. «Пересек США» — это, мягко говоря, не совсем корректно, потому что хоть от Феникста, штат Арканзас, до Далласа, штат Техас почти 1500 км, но расстояние от края США до другого их края — намного больше. Тем более, что еще запланированы перелеты на восточное побережье, включая Вашингтон, округ Колумбия и Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. Там еще много предстоит пролететь, так что держите нас в курсе новостей, но, пожалуйста, читайте первоисточники внимательно (www.solarimpulse.com).
    • +2
      Думаю, вы правы, исправлено.
  • +7
    … сегодня ночью стало известно об успешном завершении трансконтинентального рейса, по маршруту Феникс-Даллас.
    А откуда тут «трансконтинентальный»?
  • +5
    Отличный задел для беспилотников. Точку выбрал и пускай себе мониторят без дозаправки.
    • 0
      Сомневаюсь, что такой девайс обеспечит нужную живучесть и грузоподъёмность для военных целей.
      • +2
        Сомневаюсь, что кому-то нужен беспилотник с размахом крыльев, как у Аэробуса
        • 0
          Зато не надо платить зп пилоту и горючку заливать. Видели цены на бенз?
          А сколько литров аэробус в минуту сжигает?
          Имхо очень перспективное направление как и вся экологическая энергетика в целом.
      • +1
        Ну кстати я не имел ввиду военные цели, например полезно просто мониторить местность.
        Открыл гуглокарты, выбрал Real Time Mode и смотришь как там машинки бегают — ну пока что это всё мечты, мечты :)
        • 0
          «ой, а куда это моя машинка поехала???»
      • 0
        самолет-наблюдатель, вместо дорогого армейского спутника — самое оно. Низкая заметность с земли обеспечит необходимый срок жизни, тем более, что обычно США воюют с технологически отстатлыми странами, которым сбить висящий на высоте 20к самолет просто нечем.
  • +3
    Заглавная фотография совершенно от другого проекта и к самолету, который осуществляет перелет через США, не имеет никакого отношения.
    • 0
      Да, с фоткой промашка, исправлено.
  • 0
    Я побывал на дне открытых дверей у Solar Impulse и мне очень сильно не понравилось отношение к посетителям. Такое ощущение, что это мероприятие они сделали исключительно для галочки, для отчета за потраченные деньги. Это очень сильно изменило мое отношение к самому проекту в целом.
    • 0
      Расскажите же подробнее, очень интересно ведь.
  • +1
    Думаю не стоит рассматривать эту инновацию как средство передвижения в ближайшее время.
    А вот различные летательные средства, которые могут находиться в воздухе барражируя на скорости 83 км могут пригодиться метеорологам (как минимум), поисковым службам и т.д.
  • 0
    Интересно как оно, справлять естественные потребности с высоты 8200 метров =)

    Неужто там не предусмотрено примитивного унитаза? Да я понимаю что нельзя допускать разгерметизацию на такой высоте, но как-нибудь с системой шлюзов можно я думаю сделать.
    • 0
      Памперсы.
      • 0
        да ну…
        • 0
          Почему нет?
          Когда только зарождалась космонавтика и полёты были короткими и выполнялись в большинстве своём в скафандрах, первые устройства для сбора твёрдых и жидких отходов представляли собой эластичные трусы со сменными гигроскопическими прокладками — предтечами подгузников.

          Wikipedia: Космический туалет
  • 0
    В математическом сериале 4исла в эпизоде про «Шумный край», первый сезон, 12 серия, рассказывается про подобный бесшумный стэлс самолёт, с очень похожим дизайном.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.