Как нам книги читать

    image

    Вначале было слово


    Копирасты хотят денег, а продают ограничение доступа. То есть вся их бизнес-модель описывается в этих трех словах — деньги за доступ.

    Тут к слову наблюдается типичная подмена понятий — хотят денег а воюют за доступ. Потому что кто девушку ужинает, тот ее и танцует. Теряешь в монополии на доступ — теряешь (в силу нулевого копирования) и деньги.

    Какова же альтернатива? Увы, основная масса предложений сводится к поиску — кто за нас заплатит за доступ. Как до меня дошел сей прискорбный факт — я решил на суд хабрасообщества выдвинуть свою безумную идею. Несмотря на то, что я к копирастам отношения не имею.


    image

    И что делать?


    Начну с места в карьер. Неэффективны донаты и к. Зачем платить больше?

    По этой же причине страшилки «авторы перестанут писать книги» не действуют. Почему? Да потому что профессиональная литература и учебная никуда не денется, как предмет первой необходимости (учиться и работать ведь не перестанут). Тут вполне себе издатели на местах, и издательства а-ля сафари букс, орейли и прочие тут нужны и выполняют массу полезных функций. Хотя бы — обеспечивают минимальное качество учебной литературы.

    А вот детективы и прочие фэнтези — это entertainment, то есть развлекалово. Не будет Перумова — начнем читать Экслера, графоманов ведь меньше не станет, не так ли? Вот этот (по мнению многих — излишне раздутый тиражами «ниже плинтуса») сегмент в опасности. Именно тут и идет эпическая битва бабла со злом копирастов и потребителей.

    Платить за развлекуху добровольно? Да вы что, с ума посходили? Если таких сознательных будет хотя бы 1% — это будет полная победа нового мира над замшелыми бюрократами, которые не видят разницу между грампластинкой и файлом в интернете. Позволю себе сослаться на эксперименты Лукьяненко — очень показательно.
    image

    И что же предлагается?


    Да что-то жуткое.

    Авторам нечего есть? Пусть выкладывают книги онлайн и ставят себе адворды! Ага, ага — и с этих копеек оплачивают корректора, редактора и художника.

    А давайте за то что я читаю книги — платит провайдер! Или налог такой введем. Чего уж там, давайте сразу с пенсий высчитывать. Старушки ведь читают книги? Воот! А когда всем известный Мигалков идет этим путем — получаем море возмущения и прочие бурления.

    image

    Или так. Давайте с каждого — по рублю! Поэтому один будет качать и смотреть клевые картинки 24 часа в сутки (бездельник которого кормят родители), а работяги будут стоять у станка, и им газетку перед сном почитать за счастье. Зато все при деле.

    Ну или классика — я потом заплачу. Когда-нибудь. Вот прочитаю еще три книги серии — и вот тогда 100р перечислю. И неважно, что уже оказанная услуга по развлечению мало что стоит.

    image

    Надежды нет?



    Тут есть очень важный момент, на который мало кто обращает внимание. А именно, потребитель завтра согласится на то, на что он не согласится «никогда-никогда» сегодня. Вопрос в цене — что потребитель с этого получит. Сегодня мы в штыки воспринимаем «книги только в онлайн» или «читалку с ДРМ».

    Почему?

    Да потому что мало того что в этих с позволения сказать «средствах» читать менее удобно чем в (любимую читалку подставить), так еще и эти неудобства — не сами по себе, а плата за ограничение наших же прав читать комфортно (не просто читать, это важный нюанс).

    То есть — чтобы копирастам было проще, мы как потребители получаем геморрой на свои же деньги. Вот в двд-шке от пиратов уже заботливо отрезаны дурацкие надписи красным на черном, которые еще и не промотаешь (классика).

    image

    Та же ситуация с книжками. Поиск никакой, куча ограничений, даже картинку скопировать — это победа. А уж когда под видом книжки продают фактически линеаризованные ПДФки (то есть набор картинок)… И это — за деньги? Вы издеваетесь?

    Хотя современные подходы именно к книгам могут просто поражать воображение.

    Вот приведу пару примеров из области социальной, которая требует чтения онлайн.

    • коллективное чтение (вычитывание, корректирование, комментирование)
    • развернутое аннотирование одновременно группой читателей
    • обмен книгами и прокат
    • доступ к сериям и скидки, подарки, обмены
    • автоматический поиск и присоединение к тем кто тоже читает эту книгу


    Но — книжку оффлайн уже полноценно (по новому) не почитаешь.

    А вот примеры технологические, которые электронный болван может обеспечить сам (при наличии интернета)

    • обеспечит подборку книг похожей тематики
    • аннотирует книгу сам, сделав ссылки на википедию c дбпедией
    • сам составит список ключевых понятий и навигацию по ним
    • интерактивная навигация по аннотациям и комментариям
    • интерактивная навигация по книгам серии, автосноски и автоссылки
    • автоматически построенная расширенная навигация между главами, разделами, выносками и прочим
    • — построит превью книжек — ознакомиться можно будет даже не заходя в читалку, прямо в браузере
    • для учебной литературы — куча дополнительных бонусов, начиная от авто-опросников по прочитанному а-ля ЕГЭ, и заканчивая персональным «ментатом», который построит целый учебный курс индивидуально под читателя.


    Но — книжку оффлайн уже полноценно (по новому) не почитаешь.

    В связи с этим интересно мнение хабрасообщества, а то вдруг я курил что-то нехорошее.
    Будете ли лично вы пользоваться книгами с ограничениями, если они дадут вышеперечисленные возможности?

    Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

    Метки:
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 33
    • +3
      коллективное чтение (вычитывание, корректирование, комментирование)
      развернутое аннотирование одновременно группой читателей

      Ни в коем случае. Это чудовищно.
      • 0
        Жаль что владельцы киндлов об этом не в курсе :-)

        Да, на всякий случай, я к копирастам отношения не имею. Это всего лишь мои мысли вслух. Решил понимаете ли адвокатом дьявола выступить, а то набили оскомину рацпредложения с обоих сторон, кои сводятся к поиску — кто же за них будет платить.

        Потребители хотят зрелищ и подешевле, копирасты хотят подороже. А тренд таков что за все платить предлагают провайдерам. То есть платить всем одинаково, а потреблять как получится. Я как-то не в восторге от такой перспективы, если честно.
      • –3
        совсем охренели
        • +6
          Все эти ограничения будут так или иначе сняты пиратами. ИМХО, не в том направлении копаете.
          Ограничения, репрессии, воззвания к совести, донат — не работают абсолютно.
          Реклама (в т.ч. встроенная в повествование) и кикстартерство условно работают (при удаче на пиво хватит, но не более того).
          Значит, думаем дальше. Давно пора обратить внимание, что самые отъявленные пираты, которые в жизни не заплатят даже за самую свою любимую книгу, могут сливать кучу бабла в f2p-играх.
          Вон, Молинье умудрился кубик монетизировать. И люди платят! Платят за то, чтобы добраться до центра и узнать, что внутри.
          Может, стоит попробовать? Например, пишем книгу, упаковываем каждые N слоёв куба по главе (N должно быть достаточно большим, но не чрезмерным). «Сняв» все верхние слои и докликав до очередной главы, читатели могут её прочесть. Чтение открывается кликом по любому из пикселей слоя (т.е. если пиксели все уже расхватали, остальным только ждать, что кто-то добрый поделится). Последняя глава содержится в последнем слое, который может быть всего в 27 пикселей, т.е. сразу прочитать сможет лишь ограниченное количество народу.
          За энную сумму можно снять сразу пачку пикселей, также можно и добавить немного.
          Плюс можно размещать рекламу (за деньги на любой из слоёв может быть помещена картинка из цветных пикселей, причём клик по любому из пикселей рекламки приводит к переходу по ссылке одновременно с исчезновением этого пикселя).
          Ну это так, на вскидку. Уверен, маркетологи могли бы придумать и получше идеи. В конце концов, они именно за это деньги получают, а не за борьбу с потребителями контента под видом пиратов.
          • 0
            Вот именно — ограничения будут сняты. Значит что? Надо предложить нам как читателям что-то взамен. Чтобы не было смысла снимать. Я и задумался — а на что бы лично я был готов поменять неудобства от ДРМ и к?

            Если я буду готов платить за контент на условиях этих жлобов — что я буду иметь с того что будет экономить денег копирасту? Просто картинок страниц в большем качестве? Нет. От качества бумаги Донцова ведь лучше не станет.

            А что тогда? Чего не хватает в нынешних якобы электронных книгах? Интерактива. Осмысленного интерактива. Социальных сервисов и общения по мотивам. Что ещё?

            И вот тут получается смешно. Без онлайна общаться не выйдет, ведь так? И копирасту тоже распространение без онлайна ограничить можно только чудовищной фигней (что и видим, уже торренты к порно приравнивают).

            Не это ли и есть наше безрадостное будущее? Или всё-таки найдём рабочий вариант, или право читать будет нам недоступно. Копирасты ведь думать не будут, им рэкет только выгоднее.

            Если что, я и сам не в восторге от своего варианта. Но мейнстрим мне нравится ещё меньше.

            И таки да, лично я книжки с головоломками точно бы брать не стал.
            • +1
              В онлайн-играх получается, потому что продукт неотделим от сервиса.
              С медиапродукцией это не так. Вы предлагаете всякие социальные вещи, но что мешает пиратам брать чужой продукт и вбрасывать его в свои сети, обеспечивая сервис, который станет стандартным?

              Медиа должны трасформироваться так, что без автора (живого его участия) они бы не работали. Иначе монетизация так и будет основываться на эксклюзивном доступе.
              • 0
                Так это конец цивилизации. Как так — знания от его носителя не отделяются? 8-)
                • 0
                  Не знания, а медиапродукт. Как концерт от исполнителя. Другой исполнитель → другой концерт.
                  Всё, что отделяемо — сразу становится общественным достоянием.
                  • 0
                    Я все больше про свое, про книги. На всю медиакультурку мне плевать с высокой полки, для меня т. н. современная поп-музыка — ритмичный шум (за редким исключением). Уж извините.
                    • 0
                      Как вариант, первые книги пишутся бесплатно, а далее — сбор денег через кикстартер. Возможно, с привлечением спонсоров. Читателю лень будет 100 руб. скинуть, а какая-нибудь компания сразу может дать 100.000 с правом на упоминание, что это она спонсирует книгу.

                      • 0
                        Что сейчас мешает этой схемой пользоваться? Абсолютно ничего.
            • +1
              Вон, Молинье умудрился кубик монетизировать.
              У него получилось, потому что
              1. новая идея,
              2. раскрученность самого Молинье.
              В статье речь о том, как спасти индустрию, а куб только один раз сработал. Дальше или каждый раз принципиально новое, либо народ будет ждать, когда пираты «откликают» весь куб и скачивать расшифрованный вариант. Самому раскликивать стандартные кубы не интересно.
            • 0
              ЭОС.
              «пользоваться» = покупать?

              А смысл? Сейчас покупка эл. книги имеет только одну причину — заплатить автору, чтобы продолжал писать.
              • +2
                Вообще-то, много лет назад, предполагалось, что покупать книгу надо чтобы ее прочесть. А не из жалости. 8-)

                21 век на дворе — компьютерные игры сделали большой шаг вперед. А книги? Книги так и остались в эпохе Гутенберга. И если проводить аналогию с играми — вместо дума и контр-страйка у нас есть скан бумажного лабиринта.А игровой кубик в реале остался. И чего это сканы плохо продаются?
                • 0
                  но нельзя же проводить аналогию между книгой и игрой, игра это интерактив, а книга — это сообщение от одного человека другим
                  аналогию можно приводить с картинами, музыкой — то есть, искусством
                  • 0
                    Ну можно же и книги развить дальше, в сторону интерактива. Например, несколько альтернативных сюжетных линий. Или повествование от лица различных героев.
                    Я подобные потуги видел у некоторых авторов, но все упиралось в то, что они делали это в «классическом форм-факторе» книги, т.е. линейно, по главам. А тут нужен немного другой подход.
                    • +1
                      Можно, но зачем? Основные достоинства книг — это как раз линейность, последовательность, подробность, связность. Хорошая книга — это не просто куча разрозненных фрагментов, это одно большое целое, которое за счет внутренних связей и последовательных изменений имеет большую ценность, чем фрагменты по отдельности. В книге можно описывать большие и сложные идеи, которые не влезают в более мелкие форматы.

                      Скажем за счет линейного, последовательного рассказа об одном персонаже можно показывать изменение его внутреннего мира, мыслей, чувств на таком уровне, который нигде больше не доступен.
                      • 0
                        Так можно же добавить туда параллельную ветку и про другого персонажа. А не просто разрозненные куски повествования.
                        • +1
                          Весь вопрос в степени параллельности. В принципе сама книга и история может изначально рассказывать о нескольких персонажах. Их личные истории будут частью одной большой общей истории. Примеров масса — от Войны и Мира до Игры Престолов. Но в таком случае зачем вообще как-то выделять параллельную ветку?

                          Если же в параллельной ветке будет своя история, независимая от основной — то это по сути дела будет отдельная книга. Зачем ее объединять с основной? Может лучше выпустить отдельно?

                          Но в обеих случаях интерактива как раз нету. Проблема в том, что интерактив рушит ту саму последовательность и связность. Ведь в хорошей книге главы выстроены в определенном порядке не просто так — их последовательность имеет свой смысл.

                          Возьмем примитивный пример — детектив. Какой смысл читать детектив с конца, с развязки, с выяснения виновного? Смысл детектива как раз в линейном чтении, в подробном описании расследования. При этом детектив — это история следователя. Параллельная линия про убийцу будет совсем другой историей. Она может иметь смысл в качестве отдельной книги или сложной, переплетенной истории — но вот интерактивно переключения между двумя такими линиями аналогично тому самому чтении с конца, ведь с самого начала будут известны все действия преступника и какой смысл тогда читать о расследовании?

                          Даже в компьютерных играх хорошие сюжеты почти всегда линейны, а нелинейные песочницы почти всегда не имеют хороших сюжетов — Half-Life 2, Dragon Age, Planescape:Torment, Fahrenheit одно, Minecraft совсем другое.

                          Сильная сторона книг — это как раз линейность и связность. Сильная сторона игр — нелинейность и свобода. Как мне кажется нет особого смысла делать из книг игры, надо развивать в книгах те черты, которые лучше всего подходят им по их природе.
                          • 0
                            > Но в таком случае зачем вообще как-то выделять параллельную ветку?

                            Ну вот лично мне было бы интересно по ходу чтения основной ветки переключаться в параллельные и читать о событиях с другой точки зрения.

                            > Если же в параллельной ветке будет своя история, независимая от основной — то это по сути дела будет отдельная книга. Зачем ее объединять с основной? Может лучше выпустить отдельно?

                            Вы не поняли идею :( Возьмем, например, Властелина Колец. История Бильбо, Фродо и Саурона — это три разные книги?
                            Ну, по идее, автор издавал все произведение, разделенное на части, но это просто опять же искусственное ограничение, вызванное объемом, вся трилогия и «Туда и обратно» — это, по сути, об одном.

                            > Сильная сторона книг — это как раз линейность

                            Позволю себе не согласиться. Линейность — это естественное ограничение, вызванное структурой классических бумажных книг, к которому все привыкли.
                            В электронном же виде можно читать не просто «сканы бумажных книг», а как минимум — нормальные гипертекстовые документы, со всеми плюшками.
                            Интерактивность — это уже следующий шаг. Нечто близкое уже есть в интерактивных (визуальных) новеллах или текстовых квестах (Interactive fiction).
                            • 0
                              О вкусах не спорят. Я кстати держал в руках нечто подобное в бумажном виде в начале 90-х, это была изданная приличным тиражом книжка о приключениях с текстовыми ссылками в духе «вы стоите на развилке туннеля. Если вы поворачиваете в право, перейдите на стр. 78, если влево — на стр 165».
                              • 0
                                Почему-то эти IF написаны от второго лица, из-за чего кажутся невообразимо скучными. Ни одна полноценная книга не может быть написана в таком стиле («и вот огромный монстр набрасывается на вас»). Вот что мешает авторам писать «монстр набросился на меня, полетели искры [-2ХП, Оглушение]»?
                                • 0
                                  они всё равно будут скучными, книга, как и фильм, имеет ритм, драйв, если угодно, и если он теряется, читатель/зритель начинает скучать и удовольствие уже не то. Не каждый жанр книги может подойти под подобные развилки и совсем не каждый писатель сможет так делать. В порядке эксперимента — здорово, конечно, но трудно представить, как такое пойдет в массы
                                • 0
                                  Да, были такие. «Подземелье черного замка», «Тайна капитана Шелтона» Браславского… Обожал их в детстве и «заигрывал» до дыр. Уже в начале 2000-х увидел переиздание и купил )))
                                  Принцип книги игры: весь текст разделен на небольшие, в пару строк, фрагменты (главы), которые беспорядочно перемешивались, чтобы не было смысла читать все подряд. Да, было такое «Вы стоите на развилке… *описание дорог*… Если идете налево — глава 171, направо — 19». Нужны были кубики для сражений и лист бумаги для характеристик героя, инвентаря и т.д. Были там и альтернативные концовки, и реиграбельность.
                                  Подробнее ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0
                                  Кстати, подобные книги и сейчас живы. Года четыре назад распечатывал себе с интернета и играл в отпуске.
                        • 0
                          > Ну можно же и книги развить дальше, в сторону интерактива. Например, несколько альтернативных сюжетных линий.
                          habrahabr.ru/post/136236/ — следующий абзац после строки «Что же это за жанр?»
                      • 0
                        Собственно, очень точное замечание по поводу игр. Наличие простой, централизованной системы распространения а ля Steam или AppStore с системой отзывов и рейтингом было бы неплохим подспорьем в решении проблемы. А в условиях, когда купить и спиратить книгу одинаково просто, адекватный человек вряд ли выберет последнее. Более того, в идеале такая система могла бы привести к утрате необходимости в издательствах (кто громче всех голосит о нарушении авторских прав при том, что их участие в создании книги минимально?) и отсеяла бы откровенный литературный шлак.
                        • 0
                          На Западе такая система уже есть — Kindle. И в ней уже есть авторы-миллионеры, заработавшие свои деньги без издателей, самостоятельно продавая и рекламируя свои книги — аналогично инди-разработчикам.

                          Вот только нас и наших авторов на этом празднике жизни пока нет.

                          • 0
                            Не знаком с ней, но есть подозрение, что издательства (как и традиционные, так и чисто электронные, «новой волны») там хорошо представлены (по аналогии с тем же стимом). И отдельные success stories вовсе не значат, что каждый автор сможет их повторить. Для кого-то важен авнас, получаемый от издателя, для кого-то его корректоры, редакторы, художники, верстальщики и т. п., для кого-то маркетологи и рекламщики, для кого-то фиксированный гонорар, для кого-то ЧСВ что солидное издательство выпустило его книгу, для кого-то его юристы и бухгалтеры.

                            Не все авторы способны подготовить не просто «рукопись» (файл в ворде или ещё чём), а книгу (пускай и электронную), которую будут покупать (в том числе заниматься ценовой политикой и продвижением). А некоторые способны, но не хотят этим заниматься. И те, и другие хотят просто делегировать это профессионалам, а на каких условиях — свобода договора и в принципе потребителей не касается. Издательства в нынешнем виде умрут, когда авторы перестанут видеть от них пользу. А большинство наверное не умрет, а адптируется, чтобы продолжать приносить авторам пользу.

                            Чем мне нравится современная система — она предоставляет кучу возможностей, как традиционных, так и таких, о которых ещё несколько лет никто и не думал.
                            • 0
                              Главное что авторы в этой системе могут зарабатывать написанием книг. С издательством или без. И такая система уже есть, работает и в принципе всех устраивает — не требуя описанных в исходной статье сложностей. Только не в России.

                              Для меня это главное, мне как читателю (игроку, зрителю) хочется, чтобы автор мог написанием интересных мне книг зарабатывать не меньше, чем сейчас программист, написанием нужных программ.

                              Как мне кажется именно в этом смысл всей системы авторского права. А все остальное вторично.

                          • 0
                            Как это отменило флибусту, я что-то не уловил ;-)

                            Да и совершенно непонятно — а автор что получит от еще одного магазина? Как книги пишутся можно почитать вот тут, недавно ж пролетало.
                      • +1
                        Все вышеперечисленное не имеет никакого отношения к чтению книг. Это просто какая-то параллельная реальность, которая собственно читать только мешает.

                        От электронных книг я хочу простой и очевидной вещи — чтобы их было удобно искать, удобно приобретать и удобно читать. И я готов за это платить, за хорошую книгу я могу и 150 рублей заплатить и 300. Просто потому что неповторимые ощущения от чтения хорошей книги стоят этого.

                        В электронных книгах будущего не будет ничего, снижающего удобство трех этих вещей — поиска, приобретения, чтения. Там будут все книги без исключения, когда-либо написанные человечеством, они все будут приобретаться/скачиваться после истечения срока авторских прав одним кликом, их можно будет спокойно читать как мне это удобно и где мне это удобно.

                        Ближе всего к светлому будущему подошел Kindle — хотя многих книг там все еще нет, а DRM все еще есть. Добавить туда русский язык, больше книг и снять DRM — будет совсем близко. И кстати авторы там могут спокойно издаваться без посредников — было бы желание. А книги классиков, перешедшие в общественное достояние, доступны бесплатно.
                        • +2
                          Или так:
                          Я выпрямился.
                          – А что, если продать книгу Техно-Центру?
                          – Мы пытались, – ответила Тирена. – Продали один экземпляр. Как только мы перебросили его по мультилинии, миллионы других ИскИнов, работающих в реальном времени, тут же получили копии. Этому кремниевому дерьму начхать на межзвездный копирайт.
                        • +1
                          Тему вы затронули интересую (по крайней мере для меня), так как я и ilblackdragon как раз развиваем свой проект онлайн произведений для, в большинстве своём, неопубликованных авторов и их читателей (ссылку не буду оставлять здесь, ибо реклама, но вы её без проблем найдёте). Денег для поддержания сервиса мы не ищем, а вот помогать авторам хотим, но что-то с монетизацией их произведений никак не складывается. «Технологические» плюшки мы вводили и вводим, но я бы не сказал, что это значительно помогает заинтересовать читателей.

                          PS Мы готовы сделать мир лучше, но «наш» менталитет совершенно неплатёжеспособен. Сейчас мы подумываем о развитии альтернативной идеи — не получать денежные знаки, а обесценить ещё и труд корректоров и дизайнеров над книгами — тогда автор вздохнёт чуток свободнее, но… ;)

                          PS2 Если вдруг у кого-нибудь появится (или уже появилась) идея о том, как помочь авторам — я всегда буду рад прислушаться к возможному решению и внедрить в нашем проекте.

                          Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.