Как стать автором
Обновить

Обзор Parrot Asteroid Tablet – самый «автомобильный» Android

Время на прочтение14 мин
Количество просмотров110K


Мне всегда не хватало компьютера в автомобиле. То есть, конечно, планшет, телефон и навигатор решают большинство задач, но хотелось иметь единое интегрированное устройство без лишних проводов и без необходимости постоянно что-то подключать, отключать и путаться в проводах.

Имеющиеся на рынке 2-DIN устройства, заменяющие штатную магнитолу, зачастую обладают настолько неудобным интерфейсом и бедным функционалом, что рассматривать их всерьез на данном этапе я бы не стал. К тому же проприетарные операционки почти не позволяют расширять функционал.

Поэтому, когда мне предложили потестировать автомобильный андроид-планшет Parrot Asteroid Tablet, я, естественно, вдохновился, предвкушая скорое окончание мучений с зоопарком гаджетов в машине.

Сразу должен сказать главное: то, что выглядит как планшет и работает как планшет, не всегда является планшетом в классическом представлении. Поэтому не спешите делать выводы по внешнему виду, а лучше посмотрите вместе со мной, что на самом деле скрывается за планшетным позиционированием Parrot Asteroid Tablet.

Для начала послушаем, как описывает свое устройство сам производитель. Parrot Asteroid Tablet – автомобильный планшет с multi-touch дисплеем высокого разрешения, который легко и незаметно интегрируется в любой автомобиль с подключением к штатной аудиосистеме и, опционально, к рулевым клавишам. Устройство позволяет взять на себя функции вашего смартфона или планшета в автомобиле, реализуя в полной мере возможности вспомогательных приложений – навигационных, музыкальных, информационных и других. Водитель получает доступ к медиатеке любых внешних устройств, а также может пользоваться продвинутыми функциями hands-free при помощи голоса или дистанционного пульта с сенсорным управлением.

На самом деле, это лишь одно устройство из довольно богатой линейки автомобильных компьютеров и беспроводных устройств Parrot. Как оказалось, компания очень известна в Европе и сейчас серьезно работает на российском рынке.

Внешний вид и комплектация


Мне привезли довольно увесистую коробку:



Сверху лежит, вроде бы, просто планшет, толстая инструкция и пульт на руль. Но сбоку виден торец головного устройства – уже любопытно! Значит, все-таки, не просто планшет.



Снимаем верхний слой и видим неимоверное количество проводов и разных пакетиков:



Достаем все это разнообразие. Комплект занимает половину моего, далеко не маленького, стола:



К планшету мы вернемся чуть позже и детально на него посмотрим. А пока изучим увесистую «железку» головного устройства. Сначала я вообще не понял, что это и куда его предполагается устанавливать. Оказалось все довольно просто и изящно. Головное устройство устанавливается за штатной магнитолой, которая, в свою очередь, подключается к аудиосистеме сквозь Parrot.

Что же можно найти на корпусе и что находится внутри?

На передней панели мы видим 3 порта USB – то, чего обычно так не хватает в машине. Все мы знаем, как автопроизводители позиционируют аудиосистемы: начальный уровень – это чуть ли не кассетник или CD-аудио, чуть более продвинутый и значительно более дорогой вариант – CD-MP3, а DVD – это уже люксовый сегмент. Смешно, конечно, но это так. USB-входы стали появляться не так давно и до сих пор есть далеко не у всех. А ведь многие уже забыли, что такое оптические диски, и носят с собой плеер или флэшку с музыкой и фильмами. Так вот, у Parrot мы видим аж 3 USB-входа. Наконец можно разгуляться!













В добавок к USB есть:

  • два разъема Line-Out
  • один Line-In
  • один вход для микрофона (сам микрофон очень необычный, кстати)
  • разъем для связи блока с планшетом
  • разъем для соединения с магнитолой и со штатными системами автомобиля
  • разъем для подключения штатных кнопок на руле при желании (реализуется через дополнительный опциональный модуль Parrot UNIKA)


Ну и, наконец, внутри блока управления находится 4-канальный усилитель 4x47 Вт. Вот такой вот довесочек к планшету…

Звук со штатной магнитолы и с планшета переключаются через внутреннее реле Parrot. Т.е., например, вы слушаете радио на штатной магнитоле, а на планшете навигационная программа сообщает о повороте. В этом случае звук радио приглушается, включается голосовое предупреждение, затем музыка продолжает играть. Сказка!

Теперь о самом планшете. Это не просто экран, а полноценный 5-дюймовый планшет со всей соответствующей начинкой внутри. Он не имеет встроенного аккумулятора и подключается проводом к головному устройству. Причем соединение идет через держатель и сделано очень удобно – на магните. Т.е. вы подносите планшет к держателю, и он практически самостоятельно там защелкивается. Магнит направляет движение, поэтому попасть в разъем удается без прицеливания. Очень удобная и продуманная система, на мой взгляд.







На планшете, как видим, нет никаких разъемов, кроме слота для SD-карты. Включается он автоматически при вставке в крепление, выключается при извлечении. Естественно, при обесточивании автомобильной электросети планшет выключится, находясь в держателе.

Чуть более подробно о держателе.









Предусмотрено два варианта крепления – присоской к стеклу либо на торпеду с помощью самоклеющейся платформы 3М. У Parrot также есть 2-DIN модель Asteroid Smart, со встроенным экраном, заменяющая штатную магнитолу.



Здесь же идея была вынести экран повыше для большего удобства водителя. И, к тому же, не забываем, что в случае с Asteroid Tablet штатная магнитола (как и гарантия на автомобиль) остается на месте. Благодаря такому решению, Asteroid Tablet многими воспринимается как простой планшет, а интеграция в автомобиль и многочисленные дополнительные функции упускаются.

Сам держатель подключается к блоку управления через разъем mini-USB с дополнительной резьбовой фиксацией, чтобы при тряске провод не выскочил.



Второй разъем – отладочный и в обычных условиях не используется.

Отдельно стоит изучить пульт, крепящийся на руль.







У него всего 4 кнопки, две из которых относятся к управлению звонками, одна отвечает за голосовое управление и еще одна – за выбор источника, с которым в данный момент работаем. А навигация реализована при помощи сенсорной панели, что делает пульт уникальным – насколько мне известно, аналогов для авто пока не существует. Сенсорное управление автомобильными гаджетами, как правило, воспринимается негативно – механические кнопки обычно существенно удобнее. Но в отношении пульта ситуация обратная – гораздо проще и быстрее навигация осуществляется таким вот сенсорным диском наподобие iPod-а.

Помимо крепления на руле, пульт можно защелкнуть вот в такой держатель:



и затем приклеить к любой поверхности. Но я полагаю, что на руле будет удобнее.

Заслуживает внимания микрофон. Как видим, он сдвоенный.





Нет, это не стерео, а просто два микрофона. Такое решение позволяет получить более качественный звук при беспроводной связи, а здесь Parrot традиционно на высоте. Микрофон крепится на присоске в любом удобном месте. Провод длинный и может быть убран под обшивку.

В коробке мы также можем найти SD-карту на 4 гигабайта, литиевую батарейку для пульта и несколько разных проводов.



ISO-кабель для подключения к автомобильной электросети.





Удлинитель троссика стояночного тормоза.



2 качественных USB-кабеля для внешней периферии.



Переходник USB-iPod.



Теперь посмотрим на технические характеристики и разберемся, что же умеет наше устройство.

Технические характеристики


Список функций можно представить в виде инфографики:



Все подробно расписано здесь.

Краткая сводная таблица:

Экран: 5.0” Multi-Touch, технология TN, 800x480
Процессор: OMAP 3630 Cortex A8 (ARMv7) 800 MHz
Графика: PowerVR SGX530
Оперативная память: 256 Мб
Встроенная память: 1 Гб
GPS: встроенный SiRFStar IV
Карта памяти: SDHC
Связь: Wi-Fi, Bluetooth 2.1, поддержка USB-модемов (для включения GPRS/3G)
Операционная система: Android 2.3 (о причинах такого выбора ниже)
Телефония: Dual Mode — подключение двух телефонов по Bluetooth одновременно
Разъемы: 3xUSB, Line-In, 2x Line-Out, Mic, iPod через переходник
Встроенный усилитель: 4x47 Вт MOSFET
Рекомендованная цена: около 18 тыс. рублей.

Установка в автомобиль


Установка достаточно проста, но требует извлечения штатной магнитолы. Поэтому, если вы не уверены в своих силах, можно воспользоваться услугами установочных центров.

Подробные инструкции есть здесь и здесь.

В целях тестирования я ограничился настольным подключением через адаптер 220 вольт, поэтому, к сожалению, опытом не поделюсь. Но сложностей здесь не должно возникнуть, т.к. Parrot за несколько лет установил огромное количество своих устройств.

Итак, нам необходимо:
  • Подключить головное устройство к электросистеме, магнитоле и аудиосистеме, вывести необходимые провода наружу и вставить назад штатную магнитолу.
  • Подключить провод стояночного тормоза при желании.
  • Закрепить самоклеящуюся платформу на торпеде и приклеить к ней держатель на присоске, либо приклеить присоску на стекло.
  • У меня, кстати, платформа не приклеилась на поверхность торпеды из-за слишком шершавой фактуры (либо просто клей уже подсох). В общем, здесь я бы посоветовал Parrot подумать над улучшениями.
  • Закрепить пульт управления на либо руле либо на клеящейся платформе в любом другом месте. Вставить батарейку.
  • Приклеить микрофон и подключить его к блоку управления (не забыть вывести провод при монтаже блока).
  • При желании подключить внешний 3G модем. Я попробовал мегафоновский – работает. Модем, кстати, спрятать глубоко не получится, т.к. он будет плохо ловить сигнал. Желательно закрепить его где-нибудь повыше. Рекомендуют, например, перчаточный ящик. Альтернативно можно подключить интернет через точку доступа Wi-Fi в телефоне (ну или непосредственно по Wi-Fi при его наличии).
  • Опционально подключить штатное кнопочное управление на руле через блок UNIKA.
  • Настроить связь с телефоном(-ами) через Bluetooth.

Вот как это выглядит в машине:



Я же ограничился приклеиванием планшета на стекло :)



Впечатления о работе



После подключения планшета в держатель (либо после включения зажигания в автомобиле) планшет стартует приблизительно 20-25 секунд. На мой взгляд, это вполне приемлемое время. Моя, гораздо более простая, 2-DIN магнитола Panasonic стартует чуть быстрее, но тоже приходится ждать.

Далее мы попадаем на стартовый экран.





Parrot потратила три года на разработку собственной оболочки и магазина приложений для своих устройств. Целью было сделать интерфейс более крупным и удобным для управления за рулем, что потребовало вносить изменения в ядро. Надо сказать, что от штатного Андроида мало что осталось – с ходу не поймешь даже, какая версия взята за основу.













Экран оказался на удивление отзывчивым. Практически ни разу мне не приходилось нажимать куда-то дважды. Элементы управления крупные, промахнуться трудно.

При подключении к Wi-Fi планшет предложил обновить прошивку до версии 2.1.1. Как я понимаю, политика обновлений и обратная связь с пользователями у Parrot реализованы хорошо.







Скорость работы отличная, не смотря на относительно скромные технические характеристики. Реакция на любое действие мгновенная, запуск приложений происходит быстро. Это еще раз доказывает, что железо в устройстве не главное, и если достаточный уровень производительности обеспечен, гнаться за показателями смысла нет. Сразу вспоминается техника Apple.

Предустановленных приложений не так уж много, кое-что, на мой взгляд, лишнее, кое-что можно было бы добавить.





Здесь у компании подход следующий. Предлагается сбалансированный набор аппаратного и программного обеспечения для водителя. Некоторые «продвинутые» возможности урезаны намеренно, чтобы сделать систему доступной для людей, далеких от IT.

Google Play Market отсутствует, но зато есть Parrot Market своей собственной разработки, а также можно самостоятельно установить Яндекс Store. Здесь мы имеем дело с автомобильным устройством, поэтому устанавливать сотни тяжелых приложений вряд ли кто-то станет, и отсутствие Google Play не кажется мне недостатком. К тому же, в Яндекс Store сейчас уже дублируются почти все популярные приложения.

Отдельно стоит сказать про Parrot Market, который, как следует из названия, был разработан специально под устройства компании. Приложений здесь не много, от силы пара десятков. Но зато они все тщательно оттестированы, проверены на совместимость, а некоторые еще и адаптированы под устройства Parrot. Очень порадовало наличие iGo Primo в магазине. Он платный, но, как известно, через Google Play его вообще не купить, а здесь вот можно! Лицензия на программу и карты 23 стран стоит 3900 рублей.







Желающим установить Navitel. пока что придется делать это через apk-файл, который можно скачать прямо с сайта Навител.

Чувствительность GPS отличная – он смог определить координаты даже в помещении, за метр от окна.

Во время движения, когда стояночный тормоз отключен и при наличии датчика, активируется безопасный режим, и можно запускать только приложения, разрешенные при вождении. Насколько я понимаю, это настраивается заранее в Parrot Market, потому что у меня получилась забавная ситуация – Яндекс.Навигатор выдал вот такое предупреждение:



В общем, я бы не стал подключать провод стояночного тормоза. Например, вполне себе допустимый сценарий использования, когда ребенок смотрит в дороге мультик, будет заблокирован при движении. Здесь, скорее, надо думать головой, а не полагаться на искусственные запреты.

Интересно, что медиаплеер по умолчанию – VLC. Вполне разумный выбор.

Я попробовал в качестве эксперимента запустить предустановленный SPB-TV. Мы же хотим, чтобы в наших машинах был телевизор, как в люксовых BMW и Mercedes :) В общем, работает вполне прилично. При наличии интернета, естественно.



Для музыки и радио установлено приложение Dezer, которое позволяет создавать плейлисты из 20 миллионов бесплатно доступных для потокового воспроизведения треков. Кроме того, есть отличная программа TuneIn – онлайн-радио с набором из 70 тысяч станций. Обе приведенных программы примечательны тем, что для них поддерживается голосовой музыкальный поиск устройства. Вот это я понимаю, интеграция сторонних приложений. Жаль, что онлайн-сервисы пока актуальны, основном, в городе.





Собственно, голосовой музыкальный поиск – эксклюзивная функция, такого больше нигде нет. После активации опции нужно произнести исполнителя, затем аппарат просканирует подключенные источники музыки и оперативно отобразит результаты.

Есть также почтовое приложение, карты, справочники автомобилиста и некоторые другие. Но зато нет предустановленного файлового браузера. Естественно, его можно установить из Яндекс Store. Подробно описывать весь софт смысла не вижу, потому что это ведь Android, а его каждый настраивает под себя.

После подключения телефона по Bluetooth (поддерживается большинство телефонов) можно использовать Parrot как устройство hands-free с качественным микрофоном и управлением на руле. Я проверил – подключение работает корректно. Голосовое управление выполнено на «пятерку», что неудивительно в свете лидерства Parrot по части технологий распознавания речи. Нажал кнопку на пульте – произнес имя абонента и знаешь, что сейчас планшет сам наберет номер.

Вопросы, критика и ответы на нее



1. Почему за основу взят Android 2.3?

Это обусловлено двумя факторами – во-первых работа была начата давно, когда еще не вышел 4-й Android. А во-вторых, автомобильный планшет не требует практически ничего из того, что нам дают более поздние версии Android. На мой взгляд, особого смысла переводить устройство на более новую платформу нет, разве что какие-то новые приложения написаны под версию 4+. Но это, скорее, исключение.

Parrot объясняет свой выбор так: «Проект разработки серии устройств ASTEROID был начат в компании Parrot еще 3 года назад. Выбор мобильной системы был основан на ее перспективности развития и возможности адаптации ядра системы под конкретные нужды. Выбор был сделан на Андроид, благодаря открытости исходного кода. Однако уже тогда стало понятно, что использовать Андроид в чистом виде на автомобильном устройстве нельзя. Это связано как с интерфейсом, с его слишком мелкими иконками, сложной структурой меню, так и с самой системой, в которой возникали некоторые конфликты при одновременной работе различных приложений, а следовательно зависания и сбои. Команда проекта принимает решение о доработке части софта, библиотек и используемых приложений, которые бы отвечали более жестким требованиям к надежности и стабильности работы. Правильность выбора данного решения подтверждается еще и тем, что последующие версии Андроид фокусировались на таких аспектах как, улучшение вида интерфейса и добавление встроенных приложений, работа клавиатуры и прочее, не относящееся к нашим потребностям. С 2010 года Parrot набрала около 100 инженеров на данный проект и инвестировала в его развитие более 10 млн. евро.»

2. В процессе работы периодически слышны щелчки. Что это?

Эти щелчки происходят из электронного блока в момент когда устройство переключает на себя воспроизведение звука на динамики автомобиля при помощи реле. Как правило, когда устройство постоянно подключено к динамикам, например когда с него играет музыка и т.д. такие щелчки происходят только в момент включения музыки и после выключения. Как утверждает производитель, при установке в машине эти щелчки не будут слышны – проверено много раз.

3. Яндекс Store работает в портретной ориентации, а планшет по умолчанию установлен в альбомной. Можно это исправить?

Яндекс в курсе проблемы и, наверное, в скором времени добавит портретный режим. Но, в принципе, планшет в креплении можно поворачивать – там установлен шарнир, жесткость которого регулируется специальным болтом.

4. Можно было бы придраться к качеству экрана, но, вообще говоря, разрешение выше 800x480 на таком расстоянии от глаз не даст никаких преимуществ водителю. Ну и углы обзора TN-матрицы оказались очень приличными: по горизонтали вообще нет никакого дискомфорта, а по вертикали обычно не приходится смотреть под углом. Единственное, что бы я сделал – добавил бы варианты диагоналей 6-7 дюймов, потому что 5 все же маловато для просмотра фильмов и иногда мелковато для навигации. Насколько я понимаю, они над этим думают. Ведь это пока пилотный проект такого форм-фактора.

5. Почему-то мультитач в iGo не поддерживается, хотя у меня на телефоне с версией с 4PDA работает. В других приложениях на Parrot с этим все хорошо. Возможно, установлена не самая последняя версия iGo.

6. Приложения из Parrot.Market не все русифицированы, но работа над этим ведется.

7. Как устройство ведет себя на морозе -25 и на жаре, когда в салоне +50?

При -25 тестировали с января по февраль этого года. Проблем никаких. При +50 еще не пробовали, однако учитывая, что самые большие продажи своих устройств Parrot исторически делает в Испании и что на протяжении 10 лет проблем не было, можно с уверенностью сказать, что проблем не будет.

8. Странное решение с 256 Мб оперативной памяти. Уверены ли вы, что 256 Мб оперативной памяти хватит для будущих версий iGo и других приложений? Для iGo Primo, насколько я знаю, 128 – минимум. Т.е. 256 – тоже близко к нижнему пределу. Что, если я загружу туда несколько десятков тысяч POI?

Убежден, что все это работает и будет работать без каких либо торможений и глюков. Мы производим доводку гармоничной работы оборудования в комплексе, оптимизацию распределения памяти и загрузки процессора. Мы проводили стресс-тестирование, запуская и музыку и навигацию и фоновые сервисы оповещений и периодические переключаясь между видео файлами. Проблем не возникает. Размер базы POI объектов также не имеет значение, так как в iGO используется очень качественная система индексирования объектов, поэтому для доступа к ним не требуется хранение их в памяти. Интересно отметить, что компания Volvo выбрала данную платформу для своей мультимедийной системы, которая появится только в конце этого года. Вот ссылка (по сути это и есть Parrot ASTEROID, только в другой графической оболочке).

7. Будет ли возможность подключить камеру заднего вида? Видеорегистратор?

Недавно вышла новая версия прошивки для данного устройства, вот здесь подробно об этом написано.

Судя по тому, как активно программисты вносят новшества, можно надеяться, что эти возможности также будут реализованы. Вывод с камеры заднего вида или видео регистратор можно было бы реализовать только программными методами. Все необходимые разъемы для этого есть.

8. Где все-таки предполагается крепить USB-модем? Выводить его удлинителем куда-то повыше под лобовое стекло? За магнитолой он точно не будет ловить сигнал.

Вы правы, уровень сигнала за магнитолой значительно ниже и будет периодически пропадать. Более того, мы рекомендуем его располагать в зоне досягаемости водителя. Оптимальные варианты, это перчаточные ящик в тех авто, где он находится в верхней части торпеды, либо в подлокотник. Выводить его непосредственно под лобовое стекло нет необходимости. Это в большей степени применимо к GPS антеннам.

9. Asteroid Smart как-то умеет отборажать состояние автомобиля. Это штатно реализовано?



Данное решение не является штатным, но легко реализуемо и на Parrot ASTEROID Smart и на Parrot ASTEROID Tablet. Для этого достаточно купить «OBD Bluetooth адаптер» (например), подключить его к автомобилю в разъем и к Parrot по Bluetooth. А чтобы выводить их в красивом виде, нужно установить андроид-приложение Torque. Мы сами все пробовали, тестировали, получается впечатляюще и забавно, но через пару дней уже не интересно :)

Плюсы и минусы



Плюсы


  • Полная интеграция в автомобиль, нет необходимости демонтировать штатную магнитолу, машина после установки остается на гарантии.
  • Прекрасно отлаженный программно-аппаратный комплекс. Все работает быстро и стабильно.
  • Отличные возможности расширения, благодаря Android.
  • Собственный магазин проверенных и адаптированных приложений
  • 3 порта USB позволяют подключать всевозможную периферию
  • Качественный микрофон
  • Качественная реализация hands-free
  • Отличный пульт на руле с тачпадом
  • Активная разработка и выпуск обновлений

Минусы


  • Цена, на первый взгляд, высоковата. Но это если сравнивать с простым планшетом. Здесь же, как видим, все работает в комплексе, плюс присутствует недешевое головное устройство и периферия.
  • Решение с выносным экраном для некоторых спорно. Да, удобно видеть экран на уровне глаз, но здесь пропадает ощущение монолитности, как если бы экран был вмонтирован в приборную панель. В общем, этот минус является спорным.
  • TN-матрица экрана и небольшая диагональ. Особых неудобств, правда, у меня не возникло.
  • Не выдающиеся технические характеристики и не последняя версия Android. Но, как мы уже обсудили, для автомобильного устройства это не является критичным, в случае, если все работает быстро и стабильно.
  • USB-устройства подключаются через торчащий провод. Его, правда, можно закрепить где-нибудь на торпеде. В принципе, это не минус, потому что если мы оставляем штатную магнитолу, то нет никакой возможности вынести на ее переднюю панель разъем USB. Да и даже в этом случае флэшка или модем все равно будут торчать наружу.


Выводы



Мне очень понравилось устройство. На данный момент линейка Parrot Asteroid очень выгодно отличается от остальных предложений car-pc, которых, вообще говоря, пока очень мало. Конкретно же у Parrot Asteroid Tablet аналогов вообще не видно. В пользу устройства говорит достаточно длительная история успешных продаж устройств Parrot, большая клиентская база и качественная поддержка. Я думаю, в России у Parrot есть будущее. Конкуренция, которая неизбежно обострится с их приходом, сыграет на пользу покупателям и, думаю, очень скоро такие устройства будут очень доступными. Правда и при нынешней функциональности Parrot заметно выигрывает у штатных систем, которые, к тому же, стоят очень существенных денег.

Полезные ссылки





Видеообзор – распаковка Asteroid Tablet:



Видеообзор интерфейса Asteroid Tablet:



Всем, кто дочитал, спасибо за терпение! :)
Теги:
Хабы:
+28
Комментарии61

Публикации

Изменить настройки темы

Истории

Ближайшие события