Пользователь
0,0
рейтинг
4 августа 2013 в 18:07

Субъективные заметки об OpenPandora: блеск и нищета open source

Хотя о карманном компьютере (или портативной консоли, кому как нравится) Pandora написано уже немало, я решил добавить в копилку свои впечатления от этого весьма интересного устройства. К тому же на Хабре «Пандора» пока что упоминалась лишь вскользь. Стало быть, неплохо бы исправить упущение. Обзор — не мой жанр, так что сразу перейду к вещам, на мой взгляд, наиболее существенным.



Немного политинформации

Карманный компьютер Pandora позиционируется как «созданный гиками для гиков» или «геймерами для геймеров», что в целом соответствует действительности. Проект с переменным успехом развивается с 2008 года. Уже тогда определились с дизайном системы, так что выпускаемые устройства по сути собраны на элементной базе пятилетней давности. Единственной крупной модернизацией с тех пор стала установка более скоростного процессора (1 ГГц) и расширение объёма оперативной памяти до 512 мегабайт.

Консоль разрабатывается небольшой группой энтузиастов, собравшей деньги на предзаказах. Вскоре после выхода на рынок производители ухитрились испортить большую партию устройств (они говорят, что виноват был завод, но не будем вдаваться в подробности), после чего было принято этически небесспорное, но, вероятно, единственно возможное (кроме банкротства) решение: продавать свежевыпускаемые устройства новым покупателям, а удовлетворение предзаказов осуществлять «в фоновом режиме», то есть при наличии свободных денег.

Я это говорю к тому, что выбор между «купить сейчас» и «подождать следующей версии» не стоит: следующая версия, если и будет, то ещё нескоро. С другой стороны, на нынешней «Пандоре» обосновался достаточно широкий круг экспериментаторов, да и сами идейные лидеры вроде как проект не забрасывают, так что скорой смерти консоли я не ожидаю. Косметических обновлений (вроде уже случившегося повышения тактовой частоты процессора), по всей видимости, в ближайшее время тоже не будет.

Кирпич снаружи

Снаружи — да, именно кирпич. Сразу вслед за сравнительно кусачей ценой (600 долларов) в списке причин «почему не брать» идут размеры и масса. Сразу же упомяну и третью причину: «Пандора» не подойдёт тем, кто хочет просто включить питание и наслаждаться: без обработки напильником наслаждаться не получится.

Весит «Пандора» довольно много — 325 г, а толщина корпуса в 3 см уже явно выводит её из категории карманных устройств. Для сумки или рюкзака вполне годится, но для ношения в кармане уже потребуется жилет Вассермана. Надо сказать, что на корпусе довольно много чего расположено, но всё равно контора побогаче изыскала бы способ ужать размеры. Но мы, повторюсь, имеем дело с продуктом творчества энтузиастов, так что рассчитывать на передний край технологий здесь не приходится.

Зато в нерациональном использовании корпуса авторов не обвинишь: раз уж «кирпич», то пусть уж будет со всеми причитающимся украшениями: выключатель питания с отдельными положениями «выключено» и «сон», разъём для наушника, два слота под SD-карты, «железный» регулятор громкости, левый и правый триггеры по краям (как на геймпаде), разнообразные светодиодные индикаторы, USB- и Mini USB-разъёмы, фирменный UART-разъём, гнездо для внешнего блока питания, отверстие для стилуса и даже сквозное отверстие для запястного шнурка (довольно бесполезная вещь для устройства такого размера, разве что из рук не вырвут несознательные граждане).

Кирпич изнутри

Глядя на картинки в интернете, первым делом спрашиваешь себя: ну зачем эти широченные панели под динамики? Лучше бы сделали экран побольше. Оказывается, не так всё очевидно. Разрешение экрана «Пандоры» составляет 800*480 пикселей (получается соотношение сторон между 16:9 и 16:10), и расширять экран по горизонтали уже нет смысла: всё равно полноэкранные приложения в большинстве своём не рассчитаны на такой сверхширокий дисплей. Да и не всякие размеры экранов существуют в свободной продаже. Возможно, я бы сделал ход конём и в принципе бы поставил экран побольше нынешних 4.3'', пусть даже за счёт увеличения продольного размера консоли. Всё равно при общих габаритах корпуса лишний сантиметр-другой не меняет картины. Но здесь уже возможны различные мнения. Вот что бы можно было разместить, так это веб-камеру. Динамики есть, микрофон встроенный есть, почему бы не всунуть камеру, благо свободное место рядом с экраном наличествует? Ещё я видел, как один умелец впаял в верхние углы над экраном по светодиоду для освещения клавиатуры. Вышло довольно забавно, но у меня нет чёткого мнения о полезности такой модернизации.

Конечно, главная killer feature «Пандоры» — это её клавиатура. Сами авторы так воодушевились своим изобретением, что сейчас, собрав изрядное количество денег на «Кикстартере», готовят к выпуску Bluetooth-контроллер iControlPad2, в котором явно просматривается родство с «Пандорой»:


Если посмотреть на вытесненные с рынка устройства аналогичного класса, например, Viliv N5, то видно, что впихнуть полноценную клавиатуру в маленький корпус — задача не из лёгких:


И как ни старайся, всё равно в обзорах будут жаловаться: клавиши маленькие, легко промахнуться, расположение неудобное… Авторы «Пандоры» в этом смысле решили подойти к проблеме радикально. Сами клавиши маленькие, зато сильно выпуклые, и зазор между ними приличный. Поэтому промахнуться невозможно. Курсорных клавиш и блока PageUp / PageDown / Home / End нет — вместо них используются клавиши геймпада. А место тачпада заняли «nubs» — круглые аналоговые контроллеры прямо над основной клавиатурой. Есть ещё, как вы помните, триггеры, которые тоже могут быть задействованы в качестве дополнительных клавиш.

С помощью этих ухищрений и полного отказа от некоторых клавиш авторы сократили общее количество основных клавиш (без учёта игровых элементов управления) до 46. Больше, чем в ZX Spectrum, но меньше, чем в ZX Spectrum+. А вот с учётом игровых клавиш как раз ZX Spectrum+ и выходит.

На мой вкус клавиши туговаты, но в остальном нареканий нет. Вслепую печатать пока не получается, а ввод отдельных символов через аккорд «Fn + Shift + клавиша» мучителен, но вряд ли в предложенном корпусе можно было разработать решение получше. Я бы сказал, что в верхний ряд (Q...P) можно было бы добавить ещё пару клавиш, но их бы задевали пальцы, лежащие на игровых элементах управления.

Джойстики nubs похожи на всем известный манипулятор ноутбуков серии ThinkPad:


Принципиально такая система меня устраивает (ThinkPad использую с большим удовольствием), но реальная реализация пока не столь удобна. Во-первых, джойстики необходимо калибровать, а калибровка почему-то частенько слетает. Мне кажется, что иногда для сбоя достаточно простой перезагрузки, не то что выключения устройства. Во-вторых, у джойстиков «Пандоры» достаточно широкий ход, то есть чтобы перевести его в крайнее положение, придётся довольно сильно сдвинуть палец, что не очень удобно. Управление ThinkPad мне точно даётся легче. Возможно, всё это дело привычки, но пока я предпочитаю достать стилус и ткнуть в экран, нежели двигать курсор джойстиками (движения второго джойстика используются вместо кнопок мыши).

Базовое программное обеспечение

К компьютерам наподобие Viliv N5 предъявляли и другие претензии: да, Windows 7 в кармане это прикольно, но работать в Windows на таком маленьком экране нереально, да и батарея съедается целиком за два-три часа.

Проблему с батареей решили выбором более экономного процессора архитектуры ARM. Трудно поверить, но даже в карманных компьютерах с Windows применяется активное охлаждение. Неудивительно, что батареи хватает ненадолго: сначала процессор тратит энергию на обогрев квартиры, а потом ещё запускается вентилятор. Однако ARM естественным образом отсекает Windows (ну, кроме Windows RT).

В итоге на «Пандору» был установлен довольно ограниченный дистрибутив Linux Angstrom с графической оболочкой XFCE. Авторы утверждают, что заряда батареи в реальных условиях хватает на десять часов работы. Хоть я и не успел пока ни разу разрядить батарею до нуля, в целом цифра выглядит правдоподобной. Огорчает, что в режиме ожидания батарея садится быстрее, чем хотелось бы. Думаю, протянет не дольше нескольких дней, но с этим жить можно.

Поскольку на «Пандору» портированы среда DOSBox и эмулятор процессоров QEMU, можно запустить и DOS, и Windows, но, конечно, высокой производительности от режима эмуляции ждать не следует.

Портирован также Android Gingerbread. На мой взгляд, это очень большой плюс, поскольку решается упомянутая проблема с полноценной работой на маленьком экране. Так вышло, что я никогда не держал в руках смартфона с настоящей мобильной операционной системой, так что смотрю на вещи довольно непредвзято.

Linux на «Пандоре» не очень удобен: всё-таки экран маловат. Любые панели инструментов, границы и заголовки окон, полосы прокрутки и меню отъедают драгоценное пространство экрана; текст мелковат — читать не очень комфортно; кнопки в окнах и прочие элементы управления тоже мелковаты — целиться трудно. Android в этом смысле куда дружественнее. Пользуясь полноэкранными приложениями, скромные размеры экрана перестаёшь замечать.

Да, справедливости ради надо отметить, что кроме оболочки XFCE для Linux предусмотрена среда MiniMenu — что-то вроде цветастого полноэкранного главного меню. Его вполне хватает, если не заниматься настройками и подстройками, а просто запускать установленные программы:



Танцы с бубном

Возможности «Пандоры» широки, но воспользоваться этими возможностями далеко не всегда просто. Сложности подстерегают в самых неожиданных местах. Как ни странно, очень просто установить DOSBox, QEMU, Windows и Android. Гораздо сложнее подключить Bluetooth-гарнитуру или организовать стартовое меню XFCE по своему усмотрению. Не вдаваясь в подробности, я просто перечислю некоторые проблемы, чтобы дать о них представление.

Изначально стартовое меню сильно захламлено (а на маленьком экране это приводит к существенным неудобствам), но оказывается, что изменить его можно только путём ручного редактирования целого набора конфигурационных файлов, довольно неочевидных по местоположению и содержанию. Та же задача возникает после установки любой новой программы, которая автоматически попадает в то или иное меню, далеко не всегда для пользователя очевидное (прописываясь иногда и под неочевидным именем!)

Вообще для «Пандоры» разработали предельно упрощённую модель установки нового софта: любая программа распространяется в виде единственного файла-контейнера, который нужно просто поместить в определённый подкаталог, после чего программа появится в меню. Реально при запуске контейнер подключается в качестве виртуальной файловой системы, исполняемый модуль запускается, а после завершения работы файловая система отключается. Настройки программы и прочие подобные файлы при этом хранятся в особом каталоге основной файловой системы (наподобие %AppData% в Windows).

Такой подход удобен для установки / запуска / удаления софта, но имеет свои недостатки, если в контейнере находится несколько запускаемых модулей или при запуске требуется передать аргументы командной строки. Конечно, для основных задач предусмотрены вспомогательные инструменты, но, скажем, аудиопроигрывателю я так и не научился передавать на вход файлы, содержащие в именах пробелы. Запустить проигрыватель и открыть из него файл — пожалуйста, а вот чтобы любая запись mp3 воспроизводилась по щелчку — нет.

Некоторый предустановленный софт сбоит, а иной просто отказывается работать. К счастью, почти всегда существует альтернатива. Bluetooth-модуль в системе есть, но толку от него пока мало: вроде бы можно подключить внешний брелок GPS; наушники подключаются без проблем, но не работают ни в одном проигрывателе, кроме Gnome MPlayer, который сам при этом безбожно глючит. Вообще когда что-то глючит, всегда проще всего поискать альтернативу под Android, но не в случае с Bluetooth, которого Android в принципе не видит. Похвалю зато встроенный Wi-Fi модуль: работает прекрасно, хотя раньше на форумах высказывались большие претензии (предлагали даже плюнуть и купить отдельный USB-модуль).

Встроенный UART-разъём потенциально интересен, но на сегодняшний день втыкать в него попросту нечего. «Пандора» умеет выводить на него видеосигнал, но для подключения к телевизору нужен ещё кабель, которого на сегодняшний день нет в продаже. Можно, правда, попытаться спаять его самому по схеме, благо разъёмы продаются, но это довольно кропотливая работа. Ещё можно попытаться вывести видео через адаптер USB->DVI, но для этого не любой адаптер годится, плюс он 60 долларов стоит, плюс по размеру и массе он как половина «Пандоры».

В Android я на сегодняшний день дольше всего провозился с установкой двуязычной клавиатуры. Практически весь софт либо не поддерживает физических клавиатур, либо полагает, что раз уж клавиатура физическая, то полноразмерная, и не даёт способа ввести символ, отсутствующий на клавиатуре «Пандоры», каким-либо альтернативным способом. По сути нормально работает только клавиатура Multiling O Keyboard, к остальным есть те или иные несовместимые с реальным использованием претензии.

В Windows по умолчанию плохо работает стилус (курсор «как-то» реагирует, но перескакивает совсем не туда, куда надо); вроде бы эта проблема решается, но я пока не имел возможности заняться ею плотно.

При использовании Android возникает ещё один нюанс. Предустановленное программное обеспечение «Пандоры» записано на встроенную флеш-память. Всего памяти 512 МБ, а свободной в итоге будет около 80 МБ. Поэтому пользоваться встроенной памятью рекомендуют только в исключительных случаях, и уж точно не на повседневной основе. Поэтому весь дополнительный софт, музыка и так далее будет храниться на SD-карте. На ней же будет храниться и Android, в данном случае также являющийся «дополнительным сотфом». Однако сам Android, разумеется, будет считать собственный раздел системным, а в качестве внешней SD-карты обудет распознана лишь карта из второго слота. Таким образом, для полноценного использования Android вам придётся занять оба SD-слота. Есть и другие шутки юмора: например, apk-файлы устанавливаются без проблем, только если их разместить на первой SD-карте; сам Android тоже работает лишь с первой карты. Всё это, конечно, мелочи, но добавляют нежданного досуга с форумами и wiki-страницами. Да, магазин Google play работает без нареканий.

Игры с эмуляцией и без

Хотя «Пандору» язык не поворачивается назвать игровой консолью, понятно, что среди прочего софта игры занимают особое положение. Говоря об играх, можно просто ограничиться ключевыми словами: Linux, Android, QEMU, DOSBox.

Под Linux для «Пандоры» существует большое количество родного софта, распространяемого через официальный репозиторий и несколько сайтов поменьше. Система тривиальная: скачать файл-контейнер, положить в определённый подкаталог, запустить через меню и наслаждаться. Помимо игр, замечу в скобках, можно скачать самый разнообразный софт — браузеры, среды разработки, офисные приложения… Не могу сказать, насколько прост процесс портирования программы на Pandora с другой Linux-системы; ограничиваюсь пока что скачиванием готового. На сегодняшний день в репозитории зарегистрирована 651 игра. Правда, в действительности их меньше, поскольку в категорию игр попадают также эмуляторы игровых систем.

Примеры игр, портированных на Pandora:
Extreme Tux Racer
Open Transport Tycoon Deluxe
EDuke32
(открытый движок для Duke 3D)


Про Android рассказывать, в общем, нечего: что работает под Gingerbread, то работает.

С эмуляторами тоже всё понятно: их много; если чего-то нет под Linux, то есть под Android. Хорошо эмулируются системы до пятого поколения включительно (то есть в PlayStation и Nintendo 64 ещё можно играть, а вот PlayStation 2 и Dreamcast уже будут тормозить). Само собой, сюда же относятся все классические компьютеры восьмидесятых годов.

Сложнее ситуация с DOS и Windows. Формально под DOSBox/QEMU можно поставить Windows (95/98, будем реалистами), а под Windows уже что угодно. По сети действительно гуляют ролики с довольно серьёзными играми, но в действительности всё это развлечение в стиле «как сделать пошаговую стратегию из автогонок».

Мои собственные ограниченные эксперименты не дают окончательных выводов, но всё-таки. Я пробовал запускать Need for Speed I различными способами. На DOSBox получилась почти что пошаговая стратегия. На Windows 95 уже можно играть, но графику в настройках придётся урезать. На Windows 95 в режиме полной эмуляции MS-DOS (ну то есть по сути в MS-DOS 7.1) почти не тормозит даже на максимальных настройках. По крайней мере, некоторая потеря плавности воспринимается как меньшее зло по сравнению с выкрученными на минимум настройками графики.

Я не удовлетворился субъективными ощущениями и решил запустить найденный на просторах интернета тест процессора CPR4DOS. Надо сказать, что быстро найти для DOS тестирующую программу с эталонными результатами для разных компьютеров непросто, так что я ограничился первой похожей на правду утилитой. Результаты меня несколько удивили:

Система Время работы теста (сек.)
Windows 95 345.71
Windows 95, режим полной эмуляции MS-DOS 317.42
DOSBox 227.72


В документации CPR4DOS приводятся следующие примерные данные:
Система Время работы теста (сек.)
486DX 66 298
Pentium 100 84


Получается, что эмуляторы «Пандоры» обеспечивают скорость, сопоставимую с процессором 486DX 66, безнадёжно отставая при этом от Pentium 100. Однако в документации Need for Speed сказано, что игре требуется Pentium 75 или выше. Кроме того, эмулятор DOSBox неожиданно вырвался в лидеры, хотя в полевых условиях он работал значительно медленнее QEMU. Вероятно, оценку надо проводить по разным категориям — отдельно скорость процессора, отдельно видеоадаптер, отдельно пропускную способность оперативной памяти.

Для себя я сделал и другие выводы. Во-первых, как раз примерно в это время (вторая половина девяностых годов) игры стали массово переводить на высокое разрешение SVGA, и играть в них на маленьком экране в любом случае некомфортно. Даже в Need for Speed легко можно врезаться во что-нибудь, попросту не заметив препятствия. Та же история происходила и с приставками. Насколько мне известно, если большинство игр на PlayStation работало в разрешении 320*240, в PlayStation 2 уже массово стало использоваться разрешение 640*480. Во-вторых, многие хорошие игры выходили сразу на нескольких платформах, и прежде чем возиться с PC-версией, имеет смысл обратить внимание на ту же PlayStation (это как раз случай Need for Speed: PlayStation-версия игры на «Пандоре» работает идеально). Для более старых игр, выходивших в восьмидесятые, смотреть прежде всего надо в сторону Amiga, Atari ST, ну и аркадных машин, конечно же. Эти компьютеры, ко всему прочему, в те годы обгоняли PC по аппаратным данным, так что у вас будет шанс увидеть кое-что получше графики EGA и звука PC Speaker:

Sky Shark (PC) Sky Shark (Atari)


Commando (PC) Commando (Amiga)


Особо хочу отметить десятки игр в жанре Point-and-click adventure, созданные на базе системы SCUMM. Это Monkey Island, Full Throttle, Leisure Suit Larry и многие другие. Для них существует версия эмулятора ScummVM, работающая на «Пандоре» не хуже, чем на PC.

Итоги

Закончу, наверно, тем, с чего начал: «Пандора» — это очень интересное устройство :) По сути единственное в своей нише, так что если вам хочется иметь условно карманный компьютер с полноценной клавиатурой, игровыми элементами управления и Linux / Android / DOS / Windows на борту, выбирать больше не из чего. Крепкая сборка, качественная аудиосистема, хороший (хотя и небольшой) сенсорный экран, долгоиграющая батарея — это всё объективные плюсы. Не будем забывать и умеренно активное сообщество — новые программы появляются регулярно, а обновления операционной системы выходят чуть ли не ежемесячно. Конечно, как и в других проектах, продвигаемых энтузиастами, усилия подчас сосредотачиваются не на тех фронтах. Право слово, портировать «Дюка» куда интереснее, чем чинить Bluetooth. Поэтому «Дюк» есть, а человеческой поддержки Bluetooth до сих пор нет.

Если поставить перед собой задачу настроить все любимые эмуляторы и видео/аудиопроигрыватели, хватит одного вечера. Ну, двух вечеров. Вот тонкая обработка напильником уже может занять куда более продолжительное время. Но ведь такая настройка — тоже своего рода забава, от которой можно получить не меньшее удовольствие, чем от старых любимых игр.
Maxim @rg_software
карма
268,3
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (86)

  • +4
    Прошу прощения за продублировавшийся пост. Спасибо всем заметившим и отписавшимся.
  • +2
    Как запандорить аккумулятор без смс?
    • 0
      Да, да помню, была такая проблема при перепрошивке PSP. не понимаю почему минусуют.
      • 0
        Видимо владельцев PSP тут мало, или они не застали эту фичу.
        • 0
          Наверное
  • +2
    225% батареи на скриншоте
    • +3
      255, полностью заряжена!
      • +3
        Думаю, если попытаться зарядить ее выше максимума, то заряд обратно «сбросится» в 0.
  • +17
    $600 за это? я не понимаю.
    • +9
      Ну, во-первых, аналогов нет, а во-вторых, это же маленькая компания с большими накладными расходами. Плюс ликвидация их большой катастрофы с испорченной партией. Тут ничего не попишешь.
      • +4
        >> выпускаемые устройства по сути собраны на элементной базе пятилетней давности
        почему же аналогов тогда нет? всё равно не понимаю, в чём кайф предложения?
        • +5
          Обратите внимание — я сам вовсе не являюсь апологетом данного устройства, и нигде в своей заметке его не рекламирую. Сам его раздобыл из спортивного интереса.

          Аналогов нет потому, что клавиатурные карманные компьютеры полностью вытеснены смартфонами с сенсорным экраном. А любители игр, которым нужны кнопки, могут купить карманную консоль за сто долларов.

          Если вы не понимаете, в чём кайф совмещения игровой приставки с полноценным компьютером, значит, вы в хорошей компании 99% прочих пользователей, которые тоже этого не понимают.

          Поэтому цена так высока — узконишевый продукт для любителей. Видимо, находят в нём кайф. А про апгрейд я уже писал — авторы считают, что в нынешнем формате развивать железо некуда. Ну а даже если есть куда, на сегодня у них нет на это ресурсов.
        • +2
          Устройство рвёт и dingoo и caanoo, (разве что отсутствие акселорометра смущает).
          Игры, скомпилированные специально под устройство (а не Java — программы, как на андроидах) могут дать большую фору по производительности. Например, iPod touch 4 прекрасно играет игры при родных 128 (или 256, не помню) мегабайтах озу. Я молчу про то, что на тачскрине особенно марио не поиграешь.
          Итого, для любителей Dendy, Sega, GBA это устройство на данный момент является лучшим.
          • 0
            Для любителей Sega, Dendy, GBA всё-таки лучшим выбором будет Dingoo или Caanoo (этого уже можно вычёркивать), просто потому что они отлично эмулируют данные платформы и их возможностей для этого достаточно и при этом гораздо дешевле (только отсутствие 6-кнопочного джойстика напрягает). А вот для любителей DosBox'а эта игрушка подходит лучше.
      • 0
        Да просто потому что они, наверное, и не нужны? Для игр есть DS, работать на такого размере устройстве все равно малоприятно.
        • +1
          Ну вот и да, и нет. На сегодняшний день продано несколько тысяч «Пандор». Это не очень много, но всё-таки это тысячи людей, которые наверняка тоже слышали про DS.
  • +3
    Железо времён N900. И разрешения экрана такие же. С N900 сравнивать вполне можно было — с современными лопатками уже нет.
    • 0
      С железом вот какая история. Сами авторы полагают (и я склонен с ними согласиться), что в рамках предлагаемой концепции смысла улучшать железо попросту нет.

      Я бы хотел видеть «Пандору» более тонкой, а что делать с дополнительной мощностью — непонятно. Эмуляторы до PS1/N64 работают хорошо, а для полноценной поддержки следующего поколения (PS2) нужен уже большой скачок и в процессорной мощности, и в памяти, и, главное, в размерах экрана. В теории может захотеться запускать более требовательные программы под Linux и Android, но я с трудом вижу реалистичный сценарий.

      Кроме того, авторы утверждают (я не знаю, насколько справедливо), что апгрейд оборудования пагубно отразится на времени работы от батарейки.
      • –1
        При чём тут эмуляторы? Мы же говорим про компьютеры? Значит, я хочу иметь то же, что на десктопе. Например, не испытывать затруднений при выполнении scp с машины на машину. (На всякий случай — одного ядра топовых армов сейчас хватает максимум на 2-3 мегабайта/с, а x86 даёт больше 30Мб/с).

        Другой простой пример — распознавание изображений, их обработка со встроенной камеры.

        Про браузеры я вообще молчу (как там с поддержкой WebGL?)

        Другими словами, времена, когда от неттопа требовалось «хоть как-то» давно прошли. Сейчас от них ожидают замены PC с поправкой на мобильность. Как в положительном, так и в отрицательных смыслах.
        • +1
          Не спорю, у всех свои ежедневные задачи.

          Вообще с поправкой на мобильность всё плохо.
          Для моих, скажем, ежедневных задач (программирование, работа в офисных пакетах) мобильной замены PC нет и не будет, потому что без большого экрана очень неудобно.
          • +1
            За прошедшие годы энергоэффективность Atom'ов сильно выросла, активное охлаждение не нужно.
        • 0
          Так это не неттоп.
  • +1
    Большое спасибо! Давно хотел прочитать адекватный обзор устройства из первых рук. Следил за пандорой еще со времен открытия блога openpandora.
  • +1
    И что там OpenSource, кроме операционной системы? С таким же успехом можно купить любой субноутбук, поставить туда Linux и назвать всё это OpenSomething.
    • +1
      Ну, помимо открытой операционной системы там «открытое железо» в том смысле, что какие-то части схемы опубликованы и существуют даже официальные и полуофициальные руководства для любителей паяльника. Все эти развлечения поддерживаются авторами устройства.

      А что ещё должно быть «открытого» в «открытой» консоли? :)
      • –4
        Где опубликованы схемы/VHDL/Verilog-листинги на Cortex A8? А схемы DSP от TI? У той же Intel есть многотомные руководства для любителей паяльников, но это не делает их открытыми.
        • +2
          Я думаю, что во всём есть серая зона. По сравнению с Kindle, например, которые тоже «субноутбуки с Linux/Android», достаточно открытый проект.
          • +1
            Почти на любой ноут можно найти схему, я согласен с Lockal, что открытое железо это прежде всего микросхемы. Если когда-нибудь народ соберёт девайс на IP-cores(OpenRISC) проекта OpenCores, вот это уже будет по настоящему открытый проект. А на данном этапе это просто очередная «Китайская» поделка при этом очень дорогая.a
            • 0
              Ну, среди нас есть некое количество людей, для которых слова «open source software» что-то значат.

              Есть, наверно, и такие, кого интересует также «open source hardware», но это уже гики среди гиков, исчезающе малая прослойка. И в этом смысле теоретически да, было бы интересно, а практически вряд ли наберутся желающие делать такой проект из чисто идейных соображений.

              Потому что софт важнее железа. Если завтра владельцы некоего патентованного железа начнут вести себя плохо, послезавтра весь софт переедет на другое патентованное железо, а пользователи ничего не заметят. Стало быть, практическая выгода от открытости не столь уж очевидно, чтобы ради неё убиваться.
              • 0
                Софт важнее железа? Интересное заявление вы вообще в курсе, что железо без софта работать может, а вот софт без железа работать не будет. Что вы будете делать, если договориться ARM, AMD и Intel, и поднимет цену на процессоры раз в 10 или 100 или 1000? Производителей железа может быть много, но разработчиков, кто придумывает новые схемы и двигает эту тему очень мало, а вот производителей софта куда не плюнь, сейчас каждый школьник может считать себя крутым программером, но вот что бы придумать новую архитектуру, тут нужно поработать… Сообществу радеющему за что-то свободное необходимо придумать хотя бы один реальный процессор. Так как программного обеспечения свободного от копирайтов уже излишнее кол-во в отличии от процессоров различного назначения. А что бы приобщиться к миру опен сорс можно купить что-нибудь китайское по цене в 100-200 баксов, с открытым загрузчиком и включить мозг, думаю существует достаточно девайсов на которые можно поставить линукс.
                Владельцев патентованого железа всего трое и нагнуть они могут кого-угодно, владельцев же патентованного софта миллионы на них можно плевать, на AMD, Intel и ARM (уж не знаю как там фирма, разрабатывающая и лицензирующая эту архитектуру называется) плевать разработчикам софта не получится, новую архитектуру не придумать за день, неделю, месяц или даже год, не менее трёх-четырёх лет необходимо для этого.

                P.S. А что вы будете делать, если сейчас гос. деп. США запретит экспорт любых микросхем, разработанных в США, радоваться русскому Эльбрусу? А вот софта Российского достаточно.
                • 0
                  Да, я действительно так считаю. Потому что помимо Интел и AMD есть японцы, там подтянутся китайцы, процессоры могут даже делать в России, пусть и не такие передовые. Да много у кого есть технологии.

                  Чтобы написать операционную систему класса современного Windows или Linux с нуля нужны десятилетия, это огромный труд. А с железом я не вижу проблем — да, откатимся на поколение назад, но это в общем-то невелика беда.
                  • 0
                    Назовите архитектуру, которая имеет массовое производство на данный момент кроме ARM и Intel x86. Честно я не знаю что-там делают Японцы, но китайцы делают только ARM'ы, причём по купленным лицензиям, а не украденным, т.к. украсть микроархитектуру труднее чем купить, а если ARM не захочет продавать свои разработки? На SPARK будете работать?

                    Так вот о чём это я. Открытая ОС уже есть. И даже не одна. А вот открытых процессоров адекватной производительности нет. Есть OpenSpark и OpenRisc, но боюсь вам не понравится на них работать. Поэтому развивать Свободное железо гораздо важнее.
                    • 0
                      Я буду работать на чём угодно, потому что какая разница? Что плохого в OpenSparс? Туда нельзя Linux портировать?

                      Наша даже российская промышленность клепает процессоры для военных. Я думаю, они будут в диком восторге, если у них появится шанс продавать свои устаревшие технологии на массовом рынке.
                      • 0
                        Пользователи зато не будут )) Не всем хочется вернуться во времена Спектрума, я думаю в том числе вам. Так вообщем я не понял одного, почему открытое ПО важнее открытого железа? На мой взгляд если вы собираете кучу денег на какой то открытый проект, то важнее вложится не в ПО, которого и так много, а в железо, которого нет. Спарк меня не устраивает прежде всего своей производительностью.
                        • 0
                          В смысле Спарк работает со скоростью Спектрума?

                          Вообще это вопрос во многом философский, но я попробую объяснить. Для меня железо — это всего лишь носитель или инфраструктура для софта. Софт к железу относится как книга к папирусу/бумаге/киндлу или автомобиль к дороге.

                          Если завтра меня лишат лучшего на сегодня носителя, довольно скоро появятся альтернативы. Да, они будут не столь хороши, но в принципе я не первый год на свете живу, и воспользоваться бумагой вместо киндла или просёлочной дорогой вместо автострады для меня не трагедия. Главное, что я по-прежнему смогу читать мои нынешние книги и пользоваться моим нынешним автомобилем.

                          Так что софт — это, собственно, самое важное и есть. Если меня лишат моих книг или моего автомобиля, что тогда? Да, напишут другую книгу и создадут другой автомобиль, но это будет не та книга и не тот автомобиль, ситуация гораздо менее приятная.

                          В этом смысле любое железо, под которое можно портировать эмулятор QEMU, обеспечивает полноценную современную рабочую среду. Пусть это не Core i7, но у меня и сейчас не Core i7; не жалуюсь, тем не менее.

                          А вот если завтра придётся заново строить рабочее окружение в смысле софта, для меня это будет гораздо большим стрессом. Конечно, «софта и так много», но поставить эмулятор — это один вечер, а заново изучить полный набор инструментов (на том уровне, на каком я их знаю) — годы.

                          Да вообще, мы же постоянно читаем о каки-то банковских системах на Коболе, которые с шестидесятых готов крутятся до сих пор. Железо уже всё другое, а софт старый жив и работает.
                    • 0
                      У меня в роутере процессор с архитектурой MIPS, в МФУ с архитектурой Power(PowerPC). Живых процессорных архитектур, на самом деле, несколько больше чем три.
  • 0
    Однако ARM естественным образом отсекает Windows (ну, кроме Windows RT).

    А как же Windows CE?
    • 0
      Верно, упустил. Насколько я помню из обсуждений, теоретически это может быть возможно, но до практики дело не дошло.

      Вот Android пришлось «портировать»; возможно, WinCE без некоторой доработки тоже не встанет.
  • 0
    Если честно — какой о страшный зверь по невменяемой цене. Китайцы давно наклепали консольки на андроиде за 100$+, на n900 можно всё это же самое + webos игры (NFS например), а еще можно звонить, voip, видео связь, fm премник/передатчик, клавиатура и куча других наворотов по смешной цене. Живет конечно не 10 часов, если активно играть, но думаю 5 протянет. Если что я сторонник openSomething, но ЭТО точно не хочется купить или пощупать.
    зы: недавно преобрел hp pre3 — моя новая любовь, софт почти на js, почти любую прогу можно подправить под свои нужны, даже встроенные, вроде email клиента или календаря… а synergy — просто невероятно крутейшая и удобнейшая штука. Конфетка, а не девайс/ось, жаль что Palm/HP всё кинула умирать, LG еще не понятно когда и чего сделают, а openwebos кажется так и будет очередным open проектом без железок с интузиастами и «о глядите, ядро запустилось без модулей проприетарных».
    • +1
      Я выше уже заметил, что вовсе не рекламирую данное устройство. Я понимаю, в чём его изюминка, но стоит ли она своих денег — вопрос большой и открытый.

      По сути ребята хотят нахватать лучшее из перечисленного по своему разумению. В Nokia есть клавиатура? Отлично, а у них ещё и геймпад. Китайцы продают консоль за 100 долларов? Пусть, зато там нет клавиатуры. И так во всём — одним нравится одно, другим другое. А когда подобного класса устройства начинают продвигать на массовый рынок, они помирают, что мы видели и на примере N900, и на примере Synergy.

      VoIP, справедливости ради, можно. Звонить нельзя. Камеры тоже нет, что на мой взгляд существенное упущение.
      • 0
        Я понимаю что вы не рекламируете и спасибо за обзор, уже и забыл про этот проект, следил больше за alwaysinnovating, но они благополучно загнулись, хотя проект был крайне интересный.

        Просто девайс похож на монстра, вобравший всё подряд, а 99% очень редко любят комбайны и как я понимаю после покупки еще и напильник нужен, что отпугнет еще больше народа. При этом любой гик за 600$ сможет купить железку по интереснее и сделать из неё всё что захочет, часто без особых танцев с бубном. Действительно девайс очень нишевый.
        Помирают отличные девайсы от фигового маркетинга и непонятных решений внутри компаний, а не от возможностей и технологий. Та же нокия не особо рекламила n900, как и meego/maemo в целом, зато сейчас вот винфоном весь интернет загадили. При этом есть ощущение что Nokia вообще захотела забыть о N900, убрав любые упоминания об устройстве со своих сайтах и даже в их «музее» вроде бы его нет. Я не могу сказать что это гиковый девайс, если не лазить в консоль, он точно такой же как ios, android и прочие мобильные операционки, но из коробки умеет больше чем другие (или скажете что в ios и android из коробки skype, sip и до недавнего времени googletalk из коробки?) и на момент выпуска был просто мега крутым.

        Данное устройство не сможет завоевать рынок, а значит и с приложениями будет всегда беда, по сути это не более чем ARM железка с клавиатурой, в которой еще и геймпад вкорячили (про открытость железки спорно… кто-то будет паять дома его? или будет паять из транзисторов процессор?). Что-то революционного и интересного не увидел, а цена еще больше отпугивает.

        VoIP без камеры и 3G модуля не имеет особого смысла, тем более на фоне других девайсов.
    • 0
      Тоже счастливый владелец гикофона? Ничего, скоро апгрейд.
      • 0
        Гикофон к сожалению лежит без дела сейчас, с разряженным аккумом и в пыли. Жду апгрейда, но где то мелькали крайне не приличные цены этого обновления.
  • +3
    Интересная штука. Побольше бы таких проектов.
  • 0
    но, скажем, аудиопроигрывателю я так и не научился передавать на вход файлы, содержащие в именах пробелы

    mplayer "song with spaces.mp3"
    mplayer song\ with\ spaces.mp3
    

    Изначально стартовое меню сильно захламлено (а на маленьком экране это приводит к существенным неудобствам), но оказывается, что изменить его можно только путём ручного редактирования целого набора конфигурационных файлов, довольно неочевидных по местоположению и содержанию

    alacarte
    • 0
      Проблема с пробелами возникает не на уровне Linux, а на уровне «прокладки» между запускальщиком PND-файла и Linux. Но проверю, спасибо!
  • 0
    Была бы эта игрушка раза в два подешевле и имела бы при себе побольше портов по типу UART и можно было брать :)
  • 0
    Очень странная штука, а учитывая цену — явно только для фанатов, по крайней мере, в виде игровой консоли. Втрое дешевле можно купить китайское устройство на современном железе с андроидом и хардверными кнопками. Ну блютус-клаву докупить ещё вдобавок, если так уж хочется хардверную. А за ту же цену можно асусовские трансформеры прикупить…
    Да, получится некарманно, но всё же мобильно, то есть практически то же самое. А за открытость охотников платить найти тяжело. В общем, странная штука. :)
    • 0
      > Втрое дешевле можно купить китайское устройство на современном железе с андроидом и хардверными кнопками.

      А дайте ссылку, заценим :)
      • 0
        Например JXD S7300?:) Там правда кнопки только для геймпада + стики… У Pandora'ы дизайн конечно покруче будет, жаль что стоит дорого)
        • 0
          А с qwerty таких нет? Идеально — тоже в форм-факторе «геймпада», только вместо джойстиков — две половинки клавиатуры (как у Samsung Q1 Ultra). Неужели китайцы ничего такого не сделали?
          • +2
            QWERTY нынче не в моде, а китайцы этому тренду следуют. Сейчас же главное экран побольше, чтоб звонить толи с телефона, толи с планшета или в камеру мегапикселей 40 пихнуть на миллиметровый сенсор.
          • 0
            Увы, не встречал таких со времен UMPC)
            В лучшем случае такой, или такой встречал у китайцев, но это я так понимаю из старых запчастей(т.е. все как и в далеких 2006-2007 годах, без какого либо намека на энергоэфективность и автономность). Сейчас китайцам выгодней клепать бескнопочные планшеты… пипл и такое хавает)
            • +2
              Помню был анонс Sharp IS01, но это скорее исключение и вроде как дальше Японии устройство не дошло.

              image
              • 0
                Ну это скорее не UMPC, а продолжатель рода Sharp Zaurus
                image
                Но завры тоже как и пандора не особо как взлетели изза цены, хотя аппаратина была просто шикарная)
                • 0
                  У меня завр до сих пор дома лежит, случайно в руки попал. Не получается его толком использовать, т.к. с коммуникациями современными там напряг. CF-WiFi днём с огнём не сыщешь, встроенного ни блютуса, ни вайфая, ни тем более 3G нет, без выхода в инет как-то сразу очень грустно становится…
                  • 0
                    А ведь дизайн этого устройства за 8 лет так и не устарел, засунуть экран получше, беспроводные интерфейсы, процессор пошустрее и будет серьезный конкурент Андройду… жаль что забросили шарпы его)
                    • 0
                      Кстати, согласен, до сих пор очень интересно смотрится.
                    • 0
                      Кого-то так коментарий за живое задел, что даже в карму плюнули? Ну спасибо вам, анонимные хейтеры:)
      • 0
        JXD очень много такого делают, помимо S7300 ещё вспомнить S5110B, он хоть и со скромными коммуникативными возможностями, зато стоит всего 90 баксов при неплохом железе.
        • 0
          Какого «такого»? Мы как-то незаметно перешли от физической клавиатуры к джойстику с четырьмя кнопками. Таких устройств, конечно, было много, начиная с Dingoo.
          • 0
            Так я не говорил про QWERTY-клавиатуру изначально, хотя видимо, я непонятно выразился. Я имел в виду, что устройства имеют физические кнопки для использования в играх(мы ж про игровую консоль вроде, не?). QWERTY-устройств действительно мало, но их вообще мало в настоящий момент, а Пандора родом из 2008 года, когда клавиатурники были вполне себе распространены. Простите, если разочаровал.
            • 0
              Ну так я поэтому и говорю, что устройство единственное в своём роде, нишевый продукт. В играх кнопки тоже нужны, в текстовых квестах, например. Ну и плюс можно письмо написать или презентацию по-быстрому сделать.

              В отличие от похожих qwerty-устройств родом из конца нулевых «Пандора» всё ещё живёт и умирать вроде как не собирается, в этом разница. Ну я думаю, мы друг друга поняли.
              • 0
                На случай работы с текстами я предложил BT-клаву. Хотя вообще, это тоже на любителя, если текст нужно вводить эпизодически — большинство экранной клавиатурой обходится. В крайнем случае можно полноразмерную клаву в OTG воткнуть :) Короче да, «нишевый продукт» или «для фанатов».
              • 0
                с QWRTY клавиатурой есть например линейка телефонов Motorola Droid, или китайские чехлы-клавиатуры для Iphone :)
  • 0
    А мне вот полюбилась Caanoo. Не «компьютер», но портативная консоль ИМХО лучшая в своем роде.
  • 0
    В андроиде конфигурация хардварной клавиатуры тюнится посредством редактирования файлов в
    /system/usr/keychars

    www.kandroid.org/online-pdk/guide/keymaps_keyboard_input.html
    source.android.com/devices/tech/input/key-character-map-files.html

    Либо посредством системной апликушки, InputDevices.apk (андроид 4.2 и некоторые вендоры)

    Любой apk файл является zip-архивом, так что его тоже можно разобрать и модифицировать раскладки, но это включает сложности с подписыванием файла и.т.д

    Можете потом закомитить раскладку обратно в порт для консоли.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      К сожалению, я PSP тоже в руках не держал. Как там с ходом — тоже надо двигать пальцем до упора, чтобы получить максимум?

      Возможно, дело в том, что такой джойстик в принципе не очень хорош для перемещения мыши. Почти всегда хочется сдвигать его до крайнего положения, а это неудобно.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • 0
        Насколько я помню, в PSP джойстик — как мышь.
        То есть всё в сетке координат.
        Например в центре (0,0) а с левого края (-15, 0).
        Приложение в любой момент может считывать эти данные.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • +2
        В MacOS X же. :)
        • 0
          не совсем
          в os x app-пакет с программой это реально папка притворяющаяся файлом, содержащая все нужные ресурсы — о сути 99% софта это portable версии
          • 0
            Так и здесь то же самое практически — каждый пакет — это виртуальная файловая система, содержащая всё необходимое. Принципиальной разницы не наблюдаю, только техническую.
          • +1
            portable версии хранят внутри себя настройки и пользовательские данные, в OS X настройки хранятся отдельно.
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
          • 0
            Так речь про модель установки — контейнер со всем необходимым, а что внутри контейнер из себя представляет — дело десятое, юзер вполне может быть не в курсе.
  • 0
    Есть вопрос по Nintendo 64 — как там с производительностью? Например, Conker's Bad Fur Day не тормозит? Сейчас готовлю обзор портативной android-приставки, там эта игра тормозит изрядно, играть сможет только сильный духом.
    • +1
      Сегодня попозже посмотрю, отпишусь.
    • +1
      Конкер — самая навороченная игра для n64, так что не удивительно =) Даже на пк не на каждом эмуляторе идеально.
      ЗЫ. Кинете ссылку на обзор, как будет готов?
      • +1
        Однозначно скину, и будет это завтра. ;-)
    • 0
      Проверил. Да, тормозит, однако.
      • 0
        Спасибо за тест!
  • 0
    Любопытный этот тест, CPR4DOS.

    Китайская приставка на андроиде ценой менее 100$ в тесте CPR4DOS выдаёт 124 секунды теста в DosBox.
    Домашний комп на i7 — 32 секунды там же.

    А пандора при своей цене — аж 227. Однако…

    Но под андроид эмуляторы Nintendo 64 по совместимости уступают аналогичным для Linux или Windows, увы.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.