Пользователь
5 сентября 2013 в 11:23

Фоторепортаж из сердца китайского интернет-гиганта Alibaba Group



Изначально опубликовал пост в «Я пиарюсь», но добрые люди подсказали, что это подходит для хаба "Офисы IT-компаний". Тем более в Рунетах очень мало информации о китайских интернет-компаниях, да и таких масштабов. Итак, место действия — столица провинции Чжэцзян город Ханчжоу. Поехали!

По недавно запущенной и пока единственной линии метро я приезжаю куда-то в пригород, ловлю такси и говорю «师傅,到阿里巴巴集团» ([Довезите] до компании Alibaba). Едем еще десять минут, выезжаем на улицу с красноречивым названием ул. Электронной коммерции (网商路) и вдали виднеется футуристическое здание, напоминающее мне почему-то корову. «Это оно», — думаю я, и вот уже у ворот огромного комплекса меня встречает Денис Маккавеев, с которым мы договорились об интервью и путешествии в сердце китайского интернет-гиганта.



Денис занимает должность директора по развитию российского направления AliExpress, международной торговой площадки от Alibaba, которая соединяет поставщиков из Китая с покупателями из более чем 200 стран. Об истории Alibaba и деятельности AliExpress я и приехал сюда поговорить, но сначала экскурсия.



Получаю гостевой пропуск с изображением трудолюбивого быка. Как мне позже объяснил Денис, рогатый персонаж А-Ню (阿牛) является одним из талисманов группы компаний Alibaba («Наша дойная корова»). Практически у каждого сайта или продукта группы есть свой талисман, например, у B2C-платформы Tmall это «небесный кот» (天猫).



Штаб-квартира представляет из себя комплекс из семи зданий, которые объединены переходами. Здесь есть свое почтовое отделение, банк, библиотека и магазины, столовые и кафе (один из немногих Starbucks, полностью находящийся внутри другого предприятия в Китае, говорит Денис).





У каждого работника на шее висит пропуск, он же электронный кошелек, который завязан на личный аккаунт в платежной системе Alipay. Расплачиваются тут только с помощью него, а в Starbucks еще и скидка для сотрудников компании.



Людей на улице немного. Все либо работают или учатся, либо сидят в кафе и там работают или учатся. Рабочий день здесь с 9 до 6, но в 18:00 никто не торопится уходить. Если остаешься сверхурочно и ужинаешь в столовой, то компенсацию за ужин тебе возвращают на карточку. А для «полуночников» всегда доступны раскладушки.



У каждого работника есть строгие KPI и ежеквартальная аттестация. При этом текучка небольшая.





Но в компании заботятся и о душевном состоянии сотрудников: стараются поддерживать семейную атмосферу. Служебные романы не редкость, они не запрещены, но о них нужно сообщать супервайзеру. А раз в год даже проводится День массовых свадеб.



Сотрудники объединяются в клубы по интересам, кто-то к примеру в составе пейнтбольной команды.



За хорошие результаты в работе отделу выдается премия, которую сотрудники могут потратить на благоустройство своего рабочего пространства. Например, дополнительную кофе-машину, или свой личный барабан.



Строго дресс-кода нет. Сам Денис одет по-летнему в шортах и светлой рубашке. Позже он мне рассказал забавный случай, что один из офисов компании в Пекине находится в деловом районе и соседствует с офисами других известных компаний. И вот на этот офис как-то даже написали жалобу соседи, что сотрудники Alibaba ходят «уж слишком свободно».



А вот и фитнес-клуб с беговыми дорожками, гольф-тренажером, комнатой для йоги и пилатеса, а также бильярд, бадминтон, настольный теннис и многое другое.





В комплексе работают две столовые, которые отданы в управление двум разным компаниям. Периодически они меняются местами. Конкуренция поддерживается даже здесь. Кстати, цены вполне «коммунистические»: обед в районе 12-15 юаней. И есть даже бесплатная похлебка.



Книжный магазин с читальным залом, а также магазин сувениров. Денис рассказал, что в Alibaba очень строго следят за подарками, которые дарят сотрудникам представители других компаний, и наоборот. Каждый подарок сдается на оценку специальной комиссии и отправляется на склад. Так здесь борются с коррупцией.







Стенды с фотографиями иностранных сотрудников Alibaba. Здесь не все. Предлагаю Денису присоединиться.





«Комната бога». Здесь в режиме реального времени отображаются многочисленные данные о том, кто, что и откуда покупает/продает товары на сайтах Alibaba.



А вот и серверная комната. Небольшой кусочек Alibaba.com крутится здесь.



Уже движемся в сторону заветного кабинета, где будет интервью. Проходим мимо главного холла с фотогалереей об истории компании. Вот основатель Alibaba Ма Юнь (Джек Ма) с Си Цзиньпином (нынешний председатель КНР). А вот фото из 1999 года: в съемной квартире под офис Ма что-то рассказывает своим 18 коллегам на заре становления компании.





Интервью с Денисом о AliExpress читайте в следующей части через неделю. Буду рад за комментарии и извиняюсь за «заваленные горизонты» 囧!



Обновление от 24.09.2013: Вторая часть вышла — habrahabr.ru/post/194940
Александр Мальцев @mayuxi
карма
104,2
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (26)

  • +14
    Неплохой у них «офис». Серьёзный подход. Хоть посмотрел кто мне чехлы и остальное помогает приобретать, спасибо!
    • +1
      Ага, устроились хорошо. Подробности про бизнес будут в следующей части, но вот для затравки:
      — это штаб-квартира, а еще есть 70 офисов в Китае, Индии, США и Великобритании
      — 24 000 сотрудников
      — главные проекты компании: B2B-платформа Alibaba.com, B2C — Tmall, C2C — Таобао, платежная система Alipay, облачные решения AliYun…
      • 0
        А в России нет в планах создавать офисы?
        • +1
          Stay Tuned. Будет в интервью на следующей неделе.

          Кстати, а интервью-то пустят в хаб «Интервью» и «Электронная коммерция»?
          • +2
            Для этого поста есть же хаб «Офисы It компаний»
  • +5
    Шикарный офис.
    Некоторые фотографии, в частности «Комнату бога», хотелось бы посмотреть покрупнее.
    Но все равно, спасибо! Очень интересно было посмотреть, жду интервью.
    • +2
      Да, «комнату Бога» посмотреть хочется поближе
    • +3
      Сказано — сделано (там фотки не очень получились, с освещением я не справился), но вот еще одна.
  • +5
    А где о вакансиях информация? О заработках?
    • 0
      Про это мы к сожалению не говорили. А что, интересно? Хотите там поработать?

      В целом, как я понял, компания в последнее время нанимает осторожно, так как есть курс на улучшение производительности при сохранении тех же размеров.
      • 0
        Очень интересно
  • 0
    Выглядит всё здорово, только вот для работы какие-то совсем гигантские опенспейсы и при этом маленькое личное/рабочее пространство.
    • 0
      Ага, я много фотографий офисных пространств не выкладывал, но в основном все так — как «кубики» без стен, то есть опенспейс на тысячу человек. Но говорят, что в разных подразделениях по разному, в каких-то офисах (не в этой штаб-квартире) больше «кубиков».
  • 0
  • 0
    Так вот где сидят люди, которые уже третий день меня мурыжат “首先取消手机绑定,然后取消安全保护问题,以后取消数字证书,然后取消电子邮箱绑定。。。” Для чего — непонятно, потом опять все это привязывать. Параноики. Уже пятый день ничего не могу купить…
    • 0
      Пытался купить подарок своей карточкой человеку в другой стране, две недели морочили голову (возвращали уже списанные деньги обратно, требовали прислать фотографии усов-лап-хвоста, потом замолкали) — после нескольких попыток с одинаковым исходом зарёкся иметь дело с «китайскими интернет-гигантами».
      Пусть живут дальше в своём собственном измерении.
  • +1
    Походу, их отделу дизайна некогда делать свою работу за всеми плюшками. Начиная с логотипа, заканчивая интерфейсами магазина.
    • 0
      Раньше я вашей точки зрения придерживался, но потом поработав с китайским екоммерс и сравнив с другими, пришел к выводу, что все-таки у них не все так плохо.

      В компании есть целые отделы есть, которые за конверсией следят, делают а/б-тестирования и вымеряют с штангенциркулем какого размера, цвета и где должна находится нужная кнопка. Может быть такое ощущение складывается из-за того, что у нас несколько отличаются «понятия прекрасного». Подробнее об этом я писал здесь: habrahabr.ru/post/172717/ (Главные особенности китайского веб-дизайна и их истоки)
  • 0
    Сколько из тех 18-и сотрудников, что стояли у самых истоков Алибабы стали на сегодня долларовыми миллионерами?
    • 0
      Думаю, не так уж и мало. По фотографии, похоже, товарищ Ма занимается китайскими единоборствами и не стесняется использовать полученные знания даже в процессе объяснения чего-либо коллегам. Возможно, это вносит дополнительную мотивацию.
  • 0
    у алипей есть вообще английская версия?
    • 0
      Есть, как b2b-услуга.
  • +2
    На каком языке они общаются, учитывая что в Китае больше 10 диалектов? Или все на английском?
    • 0
      Неожиданный вопрос :) Тут достаточно Википедию почитать, но отмечу, что в Китае куда больше диалектов и говоров (не говоря еще и про языки, официально здесь проживает 56 национальностей, 90% из который ханьцы, т.е. этнические китайцы). Тем не менее, существует официальный «язык» — стандартный диалект (путунхуа, mandarin Chinese), на котором говорят на ТВ, в школах и так далее. Письменный язык, грубо говоря, везде одинаковый, так что проблемы нет (исключая Тайвань и Гонконг с Макао).
      • 0
        Ну а насчет этого, хоть как я вас не уважаю, как специалиста по китайскому Интернету, вы пальцем небо ткнули.
        Переведите, мне, пожалуйста, с кантонского, следующие фразы ( второй язык в Гуандуне, на нем даже объявления все дублируются и объявляются остановки а автобусах.
        哈佬
        我中意你
        你好得意
        唔好意思
  • 0
    <расизм>Китайский гигант — это звучит гордо.</расизм>

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.