Пользователь
0,0
рейтинг
7 сентября 2013 в 18:57

Слава эпигонам, или Великие против лучших

Я обычно стараюсь писать по делу, но иногда можно и поразмышлять об абстрактном. Не так давно мне в руки попалась неплохая (и, пожалуй, единственная в своём роде) книга 1001 Video Games You Must Play Before You Die, авторы которой взяли на себя титанический труд вычленения лучшей, по их мнению, тысячи игр за всю историю индустрии. Учтены практически все известные платформы, начиная с аркадных машин семидесятых годов и заканчивая Xbox360 и iPhone. Конечно, любой хит-парад (даже если в нём аж 1001 позиция) субъективен, и каждый из нас может с удивлением не обнаружить в нём любимой игры. Ещё авторы явно благоволят последнему десятилетию, которому досталась половина всей книги. С другой стороны, к их чести заявленным форматом «1001» дело не ограничивается, и частенько проскакивают комментарии вроде «эта игра имела такого-то предшественника, а позже аналогичная идея была воплощена в таком-то проекте», по сути расширяющие основной список. Однако мне бросилась в глаза ещё одна особенность, которая, как мне кажется, отражает любые «списки лучших» чего бы то ни было, а именно явное преклонение перед великими работами.

Наверно, в играх я понимаю лучше, чем в книгах, музыке или кино, хотя и стараюсь ликвидировать пробелы, поэтому постараюсь не слишком часто отходить от основной линии. (Учитывая, что игр было за историю создано куда меньше, чем, например, книг, их и взглядом охватить куда проще).

Моему поколению, чьё детство и отрочество пришлось на крушение железного занавеса, довелось испытать интересный эффект: хлынувшие из-за границы игры «спрессовались» в единый клубок, и мы не воспринимали их как нечто последовательно развивающееся. Скажем, наши зарубежные сверстники, наигравшись в Super Mario Bros. (1985), наблюдали за лавиной платформеров, растущих как грибы после дождя. Мы же сначала не имели ничего, а потом получили сразу всё, и в этом смысле сантехник Марио был в наших сердцах прямым конкурентом Чипу и Дейлу из одноимённой игры (1990).

Особенно интересно в этом плане изучать ZX Spectrum. Не только потому, что лично я его люблю, а потому что случай совсем чистый: платформа в практически неизменном состоянии прожила примерно 10 лет, к началу 90-х годов все основные коммерческие игры уже вышли (это потом российские программисты подтянутся и создадут несколько шедевров), а каждый уважающий себя синклерист имел громадный каталог игр. Ещё бы, на обычную магнитофонную кассету влезало 10-12 игр, а кассеты легко копировались. На консолях же играли во что придётся (накупить тонну картриджей не каждому по карману было), а на PC время не «спрессовалось», потому что аппаратные возможности за десять лет так сильно изменились, что ставить на одну доску какой-нибудь Alley Cat первой половины восьмидесятых с Dune II (1992) решительно невозможно.

Однако я отвлёкся. Листая книгу, я (ожидаемо) обнаружил там Super Mario Bros., Jet Set Willy и Boulder Dash. Однако не нашёл ни Chip & Dale, ни Darkwing Duck, ни Dynamite Dan, ни Earth Shaker. Для меня это игры той же эпохи, вдохновлённые предшественниками, только интереснее, веселее, разнообразнее. Оставим в стороне Super Mario, у которого масса преданных фанатов, и сосредоточимся на парах Boulder Dash — Earth Shaker и Jet Set Willy — Dynamite Dan.

Boulder Dash Earth Shaker


Jet Set Willy Dynamite Dan


Вторые члены пар лучше первых во всех отношениях, кроме одного. Они не великие. Авторы Boulder Dash придумали великую идею и предложили достаточно скромную реализацию, в которую я пытался играть несколько раз, но так и не смог получить большого удовольствия. Примерно то же можно сказать про Jet Set Willy. Но эпигоны не дремали: не только на долю «Тетриса» и «Арканоида» выпало множество подражаний; пусть и не в том объёме, но и Boulder Dash, и Jet Set Willy породили жанры. Однако открыватель жанра и пик жанра — это не совсем одно и то же.

Если я читаю книгу по истории искусства (любого), всегда бывает интересно знать, кто пробил дорогу тому или иному направлению. Но не в меньшей степени интересно и то, чего же лучшего породило какое-либо время. Не берусь рассуждать о литературе и кино, а вот в играх ситуация почти однозначная: посмотрите любой список вида «лучшие игры 80-х», и вы в действительности увидите «самые великие игры 80-х». Но я же не историк игр; я просто хочу поиграть в самое лучшее и самое необычное, что было создано. В этом смысле мне всё равно, передо мной великий Boulder Dash или пигмейский эпигон Earth Shaker — это одна эпоха, одна платформа (если брать спекрумовский порт Boulder Dash), и именно по лучшим продуктам с точки зрения меня нынешнего, не отягощённого личным переживанием игры в первый Boulder Dash в годы когда ещё и жанра-то никакого не было, я буду оценивать те времена.

Как вы думаете, действительно ли основавшая жанр игра Boulder Dash настолько высоко подняла планку, что именно она до сих пор кочует из списка в список? Или (боюсь покушаться на святое) великий движитель жанра фэнтези профессор Толкиен с первого захода написал такую выдающуюся книгу, что её и в наши дни с громким успехом экранизируют? А как же эпигоны? Хочу рейтинг лучших, а не великих!..
Maxim @rg_software
карма
268,3
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (14)

  • 0
    Boulder Dash открыватель жанра? Вообще-то это клон Digger
    • +3
      Спор о деталях :) Для меня Digger — совершенно другая игра. Диггер скорее аркада, а Boulder Dash скорее puzzle. Вот как-то никогда не приходило в голову их сравнивать.
    • +2
      Кстати, фантастическим образом Диггер не попал в книгу.
  • +1
    Digger!
    • 0
      Dig Dug и Mr. Do!, хотя по моим наблюдениям Digger в exUSSR был более популярен.
  • +2
    Supaplex!
    • +1
      Supaplex — увы, последователь Болдер Даша…
  • 0
    Мне кажется, что дело в том, что вы взяли слишком далёкий промежуток времени, когда игры были еще в начале своего пути развития.
    Если посмотреть на более поздний период (конец 90-x, начало 2000-x), то игры-шедевры того времени объективно остаются шедеврами, даже по сравнению с лучшими представителями нового поколения игрушек.
    Но вообще изначальная идея несколько странная. Есть игры-легенды, чей статус непоколебим, пусть даже объективно они устарели по всем параметрам. Кому придет в голову напрямую сравнивать, например, Elite с серией X? Или Doom1 с Crysis?
    • +1
      Ну, я же не говорю, что Jet Set Willy или Boulder Dash не шедевры. Шедевры по-своему. Просто жизнь человеческая ограничена, а объёмы производимого контента огромны.

      Представьте себе, что через 15 лет условному моему подросшему ребёнку захочется узнать, чего было там крутого, в этих двухтысячных. Ему плевать на культовый статус (само слово культовый в общем-то ни о чём не говорит ещё), и он готов, допустим, потратить время на два десятка игр. Естественно, он залезет в интернет и за две минуты найдёт «хит-парад двухтысячных», вот только сомневаюсь, что в нём будут действительно самые лучшие представители.

      Ну так рискну предположить, что и с книгами то же самое.
      • 0
        Ну так кто ему помешает найти не «хит-парад двухтысячных», а, к примеру «лучшие игры года», что сделать будет даже гораздо проще. Ну или открыть какой-нить глобальный хитпарад вроде метакритика или ag.ru и просто отсеять игры за последние 5 лет?
        Это одна сторона медали.
        Вторая же сторона медали, как я сказал выше, что есть игры, которые объективно остаются лучшими, несмотря на почтенный возраст. Кто будет спорить с тем, что лучшие квесты, это квесты времен расцвета Lucas Arts, что для любителей тактических боев Jagged Alliance 2 до сих пор вне конкуренции? Что одни из лучших рпг это Fallout1-2, Planescape: Torment, Baldur's Gate 1-2? Ну а какой любитель шутеров, пускай даже современный, пройдет мимо Half-Life2? Я недавно в него переигрывал, его десятилетний возраст ничуть не ощущается (ну может текстурки и эффекты местами немного слабоваты).
        Все эти игры объективно(!) до сих пор остаются одними из лучших в своих жанрах.
        • 0
          Скажем так, утверждать что-то конкретное всегда трудно, это нужно проводить масштабные исследования. Конечно, я не спорю с тем, что HL2 или квесты Lucas Arts действительно будут всегда в фаворе у критиков и заслуженно.

          Но бывает и такая ситуация: выходит игра с новой идеей. Например, stealth шутер (этот жанр на нашей памяти появился). Все в восторге, максимальные баллы. А потом появляются последователи, вроде не хуже, но люди уже наигрались и не особенно реагируют.
  • 0
    Ооо, ёсшейкер! Однако на спеках она была вне конкуренции в своем классе.
  • 0
    Это же своего рода образовательная книга. Зная про Boulder Dash, можно не только при желании легко найти все его клоны, но и понять друг друга в разговоре с другим умным человеком, если вдруг речь зайдет о старых играх.
  • 0
    О да.
    По сути такие книги — как ретро-шоу на ютубе, только помасштабнее. Которые одно увидел, считай, что все посмотрел. Потому что десяток «великих» тайтлов кочует от автора к автору.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.