Редактор Geektimes
39,2
рейтинг
22 сентября 2013 в 13:19

История Nintendo во главе с Хироси Ямаути

Три дня назад от пневмонии скончался экс-президент Nintendo Хироси Ямаути, проработавший в этой должности с 1949 по 2002 год — то есть целых 53 года.

За это время Nintendo превратилась из производителя игральных карт в видеоигровую компанию с мировым именем и мультимиллиардными оборотами.

Давайте вспомним, что происходило с Nintendo в то время, когда во главе компании стоял Хироси Ямаути — вспомним о Donkey Kong, Super Mario, Game Boy и многих других играх, а также о таких игрушках, как радиоуправляемый пылесос и аппарат для производства сахарной ваты в домашних условиях.

image

image image image


Конечно, придётся немного расширить период и начать с самого создания компании.

Компания Nintendo существует с 1889 года. Первое её название — Marufuku, а первой продукцией были игральные карты. Название Nintendo Koppai компания получила только в 1907. Колода Ханафуда, о которой идёт речь, состоит из 48 карт — 12 мастей по 4 карты.

image

image

Логотип Нинтендо в течение первых 75 лет.
任 (Nin) 天 (ten) 堂 (dō)

image

Хироси Ямаути встал во главе Nintendo в 1949 году. Ему эта должность досталась по наследству — от дедушки, Секирё Ямаути. От предыдущего главы компании Хироси отличался небрежностью, высокомерием и приверженностью к собственному стилю управления — Нинтендоизму: никаких вам корпоративных гимнов и прочего тимбилдинга, мешающего творчеству.

Новый директор был жёстким в своих решениях. На одну из забастовок, связанных с решением централизовать рабочие мощности в одном месте, ответил письмами примерного содержания «Собирайте вещи и ищите другую работу».

Логотип Nintendo в 1960-ых.

image

Такая милая колода продавалась в первой половине 1960-ых годов. Размер карт — 15х24 миллиметра.

image

image

В 1970-ых годах Nintendo открыла собственную фабрику по производству игрушек. В их число входил даже аппарат для производства сахарной ваты и радиоуправляемый пылесос.

image

image

Игрушка Ultra Hand была создана в 1966 году.

image

image

Игрушки производства Nintendo 1970-ых годов.

image

image

image

Color TV Game 6 появилась на рынке в 1977 — это игровая приставка для ТВ с 6 видами светового тенниса. Управление осуществлялось с помощью дисков на корпусе приставки. На этой же фотографии — гоночный симулятор, игровая ТВ-приставка Game Racing 112.

image

Nintendo Beam Gun Game — световой пистолет.

image

В 1978 в компании открывается подразделение, цель которого — производство и вывод на рынок аркадных игр для игровых автоматов. Один из первых продуктов — Computer Othello, аналог Реверси.

image

В течение нескольких лет компания представляет миру Radar Scope и Donkey Kong.

image
Геймплей Radar Scope.


Геймплей Donkey Kong: в этой игре впервые появился Марио.



Отдельно нужно упомянуть одного из важнейших персонажей в истории Нинтендо — конечно же, это Марио. Впервые появившись в 1981 году в игре Donkey Kong в качестве плотника «Прыгуна», он затем был использован в более чем 200 играх — как аркадах, так и гонках, и в головоломках. Всего с ним было продано более 210 миллионов единиц игр. В списке пятидесяти лучших персонажей компьютерных игр по версии книги рекордов Гиннеса Марио находится на 1-ом месте.

image

image

В 1980-ом в целях продолжения завоевания мира Nintendo открывает подразделение в Нью-Йорке, США. Главой подразделения внезапно становится зять Хироси Ямаути.

image

В том же году стартовали продажи игр Game & Watch. Было порядка десяти модификаций этой системы, включая версии с двумя дисплеями. Одна консоль — одна игра.

Что-то это мне напоминает...

image

image

image

1983 год: компания выпускает Nintendo Entertainment System и становится лидером игрового рынка. Эта система дошла и до России — в виде клона под маркой Dendy. В самой же Японии это — Famicom.

image

image

image

У кого была такая?

image

В 1989 году появилась карманная приставка Game Boy. Это было новое поколение карманных консолей — гораздо более продвинутое, чем Game & Watch. Первая модель была оснащена чёрно-белым экраном с разрешением 160×144 пикселей и стереозвуком. Использовался процессор Sharp LR35902 DMC-CPU[2] на тактовой частоте 4,194304 МГц. Была и интересная функция Game Link — с помощью кабеля объединялись две приставки для игры в многопользовательском режиме.

Nintendo использовала такую стратегию: как только продажи Game Boy шли на убыль, компания выпускала новую версию.

image

image

image

В начале 1990-ых появляется игровая консоль нового поколения: 16-битная Super Nintendo. В Японии — Super Famicom.

image

В рекламе Super Nintendo в 1991 году снялся Пол Радд. Странно, но за 22 года он совсем не изменился.



image

21 рекламный ролик Нинтендо из 1980-х и 1990-ых: Star Wars, Simpsons, Super Mario и т.д.



Первой домашней консолью от Nintendo, способной на трёхмерную графику, стал Virtual Boy, выпущенный в 1994 году. Тут используется технологи, аналогичная «шлему виртуальной реальности» — погружаешь лицо в устройство, и два монохромных (чёрно-красных) проектора передают изображение раздельно для каждого глаза.

Но систему ожидал провал — у пользователей, в основном, болела шея. Да и чёрно-красное изображение не радовало.

image

image

image

64-разрядная игровая приставка Nintendo 64 была выпущена в 1996 году — это был ответ компании на Sony PlayStation и Sega Saturn. Тактовая частота ЦП NEC VR4300 — 93,75 МГц, графического процессора — 62,5 МГц. Память — 4,5 мегабайта. Игры выпускались на картриджах до 65 Мб. Поначалу игр было мало (одна из причин — использование картриджей, когда конкуренты выпускают диски), но спустя пару лет, к 1998 году, консоль всё-таки заняла второе место на рынке игровых приставок — после Sony PS.

image

image

В 2000 году на Space World были представлены портативная 32-битная игровая система Game Boy Advance и домашняя приставка нового поколения GameCube. Примечательно, что Game Boy Advance совместима со всеми предыдущими версими Game Boy, а также способна взаимодействовать с GameCube. В GBA использовался процессор 32-разрядный arm7tdmi на частоте 16,78 МГц и Z80 на 8 МГц, 32 Кбайт ОЗУ, 256 Кбайт внешней оперативной памяти.

image

GameCube — предшественник Wii и четвёртая домашняя игровая консоль от Nintendo. Игры поставлялись на mini-DVD. Всего в мире было продано 21,74 миллиона экземпляров GameCube. Хироси Ямаути рекламировал GameCube как машину, сделанную для того, чтобы быть только игровой приставкой — фильмы на ней смотреть было нельзя, как и аудио-CD проигрывать. GameCube был призван предложить гораздо более сильный игровой опыт в противовес универсальным центрам развлечений от конкурентов. Цену старались делать как можно более низкой: ведь главное, чтобы покупали больше игр.

image

image

Через два года, в мае 2002, Хироси Ямаути покинул пост президента Nintendo и стал председателем правления компании, но в 2005 году вышел из состава правления. Он отказался и от пенсии по старости, которая могла составить от 9 до 14 миллионов долларов, так как считал, что полезнее для компании будет оставить ей эти деньги. 19 сентября 2013 года Хироси Ямаути в возрасте 85 лет скончался от пневмонии.

Это интересно:
Товары Nintendo с 1965 по 1983 годы
Старая реклама Game Boy
Иван Сычев @ivansychev
карма
61,7
рейтинг 39,2
Редактор Geektimes
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (29)

  • +11
    В моем детстве были только пиратские Dandy и Sega. Особенности региона проживания :)
    • +15
      Для тех, кто интересуется историей Dendy в России, очень рекомендую этот фильм:
      www.youtube.com/watch?v=rJQr3tnjHlg
      • +5
        Ваш комментарий отвлек меня от хабра на 1.5 часа.
        • +4
          Но ведь оно того стоило? ;)
          • +5
            Определенно.
  • +12
    Крайне интересно наблюдать по рекламным проспектам за понятиями «идеальной семьи» в разных странах и в разные времена.
    Ultra hand — мальчик балуется, девочка подаёт отцу фрукт, супруга сидит в скромном закрытом платье и вежливо улыбается, довольная тем, что глава семейства доволен. Глава довольно вальяжно сидит в кожаном кресле на почётном месте.
    • +7
      А потом начались проблемы с перенаселением островов и игра стала заменителем секса супружеского долга.
    • 0
      В Японии женщина, как бы это помягче сказать, занимает второстепенное положение по отношению к мужу.
  • +1
    На самом деле я поражаюсь, как такие реально великие люди-звёзды могут появляться в стране, которая всё сделала для максимальной стандартизации своего населения.

    Может, у нас слишком расхожие штампы о Японии?
    • +4
      Дело в культе труда и долга. Если ты можешь сделать нечто гениальное — ты обязан это сделать, несмотря ни на что. Если не можешь — обязан всю жизнь отпахать на своей мелкой должности. Без убеждений всех подряд в «красоте снежинки» и «каждый может добиться всего».
      • +1
        Ух ты. Сильно сказано. Надо обдумать…
  • 0
    У меня был оригинальный Famicom — мама где то достала за границей) убойная вещь — но теперь в очках хочу — телевизоры в то время были ужасные((
    • +6
      А у меня комп появился только годам к 17, а приставок вообще не было. И тоже хожу в очках. Вряд ли дело тут в телевизоре.
  • +2
    Я слегка шокирован, оказывается у нас Dendy появилась лет 10 спустя, после своего выхода, круто мы оказывается отставали…
    • +1
      Не «мы», а китайцы.
      • 0
        Ну будь открытая экономическая зона, то ничто не мешало завозить оригинал в СССР в 80е оптом.
  • 0
    Расскажите еще почему Nintendo отказывается предоставлять полноценный сервис России.

    Консоли Wii купленные в России так и остались убогими обрезками, при цене в на треть дороже, чем зарубежом. В своё время я купил Wii Sports Resort для детей из-за уникальной WiiMotionPlus. Прожила она не долго. Стало понятно, что она вообще никак не поддерживается производителем, просто выкинул на балкон…
    • 0
      Нинтендо потихоньку приходит в Россию, уже Нинтендо Клуб российский работает, руссифицированы интерфейсы Wii U и 3DS, некотрые игры с переводом на русский продают.
      • +1
        Потихоньку приходит?! На фоне PlayStation и XBox это звучит смешно…
        То, что вы написали, это скорее заслуга российских энтузиастов. Всё это выглядит так, как будто Nintendo делает для них большое одолжение…
        • +1
          Энтузиасты только показали интерес в России к Нинтендо, а дальше большая Н сама начала. Пока «Новый диск» был российским представителем, никакого движения не было.
          С другими консолями не сравниваю, смысла в этом нет. Если сравнивать с другими странаим, то, например, по сравнению с Японией нинтенды в нашей стране совсем-совсем нет. А если сравнивать с Россией года полтора назад, то чувствуется движение в лучшую сторону.
          • 0
            А что этот интерес показывать? Он в России был всегда. Одна популярность Dendy чего стоит. Сомневаюсь, что эта популярность была для Nintendo секретом.

            Из ваших слов выглядит так, что Nintendo внезапно обнаружила, что есть такая страна, как Россия и там есть потребители. При том, что продажи других приставок в России были весьма приличные. В общем я уверен, что игнорирование России это политическое решение руководства Nintendo. В Японии есть целое движение направленное на игнорирование России. Южные Курилы и всё такое…

            Тем не менее их решения мне, как технарю, нравятся. Не смотря на то, что их доля в тройке консольщиков самая маленькая, они двигают этот рынок. Если они выйдут из игры, рынок много потеряет. И ms и sony больше ориентированы на допиливание чужих идей и массовое производство. Реальные инновации в консолях так и остаются за Nintendo.
  • +1
    Судя по рассказам, долго на черно-красное изображение 3D Virtual Boy смотреть было невозможно, жутко уставали глаза.
    • +1
      Минут 30 можно спокойно в него играть, почти в каждую игру встроена возможность авто-паузы через 10 минут. Играть в него просто замечательно, но после рабочего трудного дня хочется кинуть кости на диван, а не сидеть за столом, играя в Virtual Boy. Хотя, одна Wario Land сводит такую зависимость на нет. Когда ко мне приходят гости они прямо зависают на этой игре долго-долго.

  • +8
    До сих пор работает:
    • +2
      Да, работать будет вечно, если не считать ручной перепайки батареек в картриджах от GB (если они поддерживают сохранения). Право сказать — замена батареек биоса/сейва в те времена, вплоть до DreamCast, не самая тривиальная задача для людей, не державших в руке паяльник.
  • +3
    habr.habrastorage.org/post_images/55e/309/834/55e3098345524c2de7aa3c8513f64d7e.jpg
    Это реклама для Англии? Даже не верится.
    Да уж, поменялись нравы, сейчас бы точно запретили.
  • +1
    Мы будем помнить Вас вечно, господин Ямаути.
  • +1
    Это произведение искусства:



    Сейчас уже таких не делают…

    P.S. Если кому-нибудь будет интересно, могу выпустить видеообзор и рассказать (и показать) подробнее об этой консоли и некоторых хитах на ней (и не только об этой).
    • 0
      Мне это будет интересно.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.