разработчик
0,1
рейтинг
22 ноября 2013 в 22:17

Интервью с Элоном Маском. Часть 2 — про массу, про Марс и про MBA перевод

imageЭто вторая часть интервью Элона Маска Элене Левин, колумнистке издания Американского физического общества APT News. Первая часть была опубликована вчера.

Левин: Как вы решаете встающие перед вами бизнес-задачи? Помогает ли вам ваше физическое и математическое образование видеть проблемы в бизнесе под другим углом, или по-другому подходить к их решению?

Маск: Физика очень помогает, потому что математика, на которую опираются бизнесмены, очень примитивна по сравнению с математическим аппаратом физики. Помню, как на курсе по анализу рынка ценных бумаг преподаватель объяснял, что такое матрицы. Я был в шоке. Если вы знаете математику достаточно, чтобы заниматься физикой, то экономические задачи будете решать без усилий. Многие учёные недооценивают себя в этой области. На самом деле они знают намного больше, чем думают. Можно просто взять и приложить физический метод мышления к практически любой проблеме — это универсальные приёмы и они работают в мире экономики так же как и в мире физики.

Левин: Я тоже изучала математику и физику и всегда рассматриваю проблемы в бизнесе как двоичное дерево, и продумываю шаги на 4, 5 или 6 уровней вперед. У вас это так же происходит? Это изучение физики накладывает отпечаток?

Маск: Да, в общем-то я всегда стараюсь продумывать будущие события, пытаюсь предсказать их. Я предвижу цепочку событий, затем анализирую ошибки и расхождения между предсказанием и реальным ходом вещей и пытаюсь минимизировать эти ошибки. Вот так мне это представляется. А ещё я думаю в терминах потоков вероятностей. Есть определённый набор исходов, вероятности этих исходов, и я хочу быть в выигрыше при любом раскладе. Так что, хоть и не всегда всё происходит так как планируешь, если всё правильно просчитать, со временем обязательно продвинешься вперёд.

Левин: То есть это ваш повседневный способ мышления?

Маск: Да, я представляю будущее как ветвящиеся потоки вероятностей.

Левин: А есть какие-то недостатки в знании физики для человека в вашей должности и в вашей отрасли?

Маск: Определённо, нет. Я всем могу это рекомендовать. Проблема наоборот в том, что физику очень плохо преподают в школах. Очень много времени уделяется изучению инструментария, но не даётся ответа на вопрос: «Какого чёрта нас вообще заставляют это учить?»

Левин: Когда вы нанимаете сотрудников, на какие качества и характеристики вы смотрите прежде всего, не считая, конечно, технических знаний?

Маск: В SpaceX мы заняты развитием технологий ракетостроения, и наша конечная цель — создать самодостаточное поселение на Марсе. Для этого нам нужны люди, которые способны находить новаторские решения для всех частей ракеты. Мы прежде всего ищем свидетельства исключительных способностей кандидата. Конечно, мы смотрим и на оценки, но всегда есть возможность обмануть университетскую систему, выбрать подходящие курсы и легко получить высший балл. Так что для нас часто важнее победы на международных конкурсах или олимпиадах. Если кто-то победил на научной ярмарке национального масштаба, собрал выдающийся прибор или написал выдающийся софт ещё в подростковом возрасте — это говорит о выдающихся способностях, новаторском складе ума и инициативе. Это для нас самое главное.

Левин: Что вы посоветуете молодым физикам, или тем, кто учится на физика на случай, если они захотят стать предпринимателями?

Маск: Задумайтесь над тем, что вы очень хотели бы делать, и что при этом приносило бы пользу людям, а затем направляйте ваши усилия в эту сторону. В самой физике лишь небольшое число людей двигают науку вперёд, особенно если успех зависит от масштабных технических проектов вроде Большого адронного коллайдера. Даже если вы не хотите после учёбы работать физиком, такое образование очень полезно. Так что я рекомендую изучать физику в качестве фундамента, затем пройти побольше разнообразных прикладных инженерных курсов, чтобы определиться с наиболее интересным для вас направлением, и не пренебрегать искусствами и гуманитарными науками, особенно историей. И ещё будет неплохо изучить несколько экономических предметов, хотя бы чтобы ориентироваться в терминологии. В принципе, хватит одного бухучёта, хотя лично я его терпеть не могу. Экономические дисциплины нужны, но не в больших количествах. И я не рекомендую MBA. степень MBA не нужна, это плохая идея.

Левин: Почему?

Маск: На курсах MBA учат совершенно не тому. Там не учат людей думать. Причём чем престижней курсы, тем хуже. Потому что там приучают людей к мысли, что они особенные, после чего те становятся неспособны воспринимать обратную связь и беспристрастно анализировать собственные ошибки.

Левин: Но вам приходится нанимать людей со степенью MBA?

Маск: Я нанимаю скорее вопреки наличию степени, а не благодаря ему. Среди высшего руководства моих компаний очень мало людей с MBA.

Левин: Если бы случайный попутчик в самолёте спросил вас, кто вы по профессии, что бы вы ответили?

Маск: Я инженер. Инженер-ракетчик и автомобильный инженер. Большую часть времени я занимаюсь именно этим.

Левин: Сколько именно времени вы проводите, решая инженерные задачи, и сколько — управленческие?

Маск: В основном, процентов шестьдесят свое времени я работаю с техническими командами. У меня каждую неделю по несколько совещаний с инженерами Tesla и SpaceX. Правда, за последние несколько месяцев я потратил очень много времени на бизнес-задачи, связанные с реорганизацией обслуживания и продаж в Tesla. Не самое приятное из занятий, но это было необходимо.

Левин: Между вашими компаниями идёт обмен техническими идеями?

Маск: Со временем всё больше и больше, всё не должно идти только через меня. Работать на стыке аэрокосмической и автомобильной отраслей очень полезно — я вижу вещи, которых не видят те, кто работает только в одной из них.

Левин: Например?

Маск: Автомобиль — довольно примитивное устройство по сравнению с ракетой, ведь, чтобы выйти на орбиту, она должна быть исключительно эффективной по массе. Первая ступень ракеты на 95% состоит из топлива. На двигатели, электронику, проводку, каркас и так далее остаётся только 5%. Это очень, очень мало. Работая с ракетами, привыкаешь оптимизировать всё до грамма. А теперь посмотрите на машины — у них полно лишнего веса там где не нужно и наоборот, недостаточно прочности в других местах, да и сделаны они из не самой лучшей стали. Tesla Model S — единственная машина в Северной Америке, которая сделана целиком из алюминия. Так как у неё очень тяжёлая батарея, нам приходится сильно облегчать всё остальное. Чтобы добиться такого большого запаса хода, как у Model S, нам пришлось перейти к полностью алюминиевой раме и кузову. Там ещё много чего можно оптимизировать, но мы в первую очередь хотели добиться, чтобы масса машины была сравнима с массой обычного бензинового седана, несмотря на тяжёлую батарею.

Левин: Как вы думаете, когда обычные люди смогут себе позволить космические путешествия, так же как сейчас океанские круизы?

Маск: Это зависит от того, что понимать под космическим путешествием. Просто подняться выше плотных слоёв атмосферы несложно — выпрыгнуть на пять минут и вернуться, вот и всё. А для того, чтобы выйти на орбиту, нужно на два порядка больше энергии на разгон, а потом ещё нужно будет эту энергию как-то рассеивать во время торможения, так что это намного сложнее. Я думаю, орбитальные путешествия рано или поздно будут стоить, скажем, сто-двести тысяч. Наш Святой Грааль — полёт на Марс стоимостью меньше полумиллиона. Это пороговое значение, при котором будет возможно создать на Марсе самодостаточную колонию. И вот ещё что: многие учёные ставят под сомнение необходимость расходов на пилотируемые космические полёты, потому что не видят в них особого смысла. Я могу с ними согласиться, если речь идёт только о полётах на околоземную орбиту. Но, если мы хотим стать настоящей космической цивилизацией, и, как биологический вид, распространиться по многим планетам, именно пилотируемые полёты важнее всего. Потому что это многократно увеличивает ожидаемую продолжительность существования человечества, так же, как и её охват и масштаб, что приведёт и к новым прорывам в физике и других областях.

Левин: Будущее принадлежит физикам?

Маск: (смеется) Безусловно!
Перевод: Alaina G. Levine
Илья Сименко @ilya42
карма
469,7
рейтинг 0,1
разработчик
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (31)

  • +5
    захотелось достать учебники по физике и серьезно взяться за это предмет :))
    • +3
      Курс общей физики Иродова и Матвеева Вам в помощь.
      Они довольно простые и начинаются с азов.
      Или можно Фейнмановские лекции по физике.
      Или же начать с ещё советской книжки «Энциклопедия юного физика» меня в свое время в науку именно эта книжка увлекла.
      • 0
        Ух ты, я вообще просто выразил свои мысли, но большое спасибо вам за ответ. Не знаю только по поводу Иродова и Матвеева — я в физику вхож, просто с университета не обращался к этим знаниям, может это пособие и будет в самый раз. Не очень понятно, что он имел ввиду под «физическим мышлением», про которое он упоминал в первой части интервью и здесь.
        • 0
          Думаю, смысл «физического мышления» очень хорошо раскрыт как раз в книгах Фейнмана. У меня от них остался образ, гхм… «струящейся чистой мысли». Очень рекомендую, если не читали. Можно начать с его «Дюжины лекций».
          • 0
            Круто, спасибо. Обязятельно ознакомлюсь с ними, потому как однажды уже встречал упоминания о Фейнмане и его трудах, изложенных очень доступным языком.
      • +4
        Курс общей физики Иродова
        Имел удовольствие лично ходить на лекции Игоря Евгеньевича. Даже двойку как-то получил на экзамене.
        Очень здорово умел простым языком писать и объяснять физику.
        • +1
          Круто!
  • –2
    Маск: Да, я представляю будущее как ветвящиеся потоки вероятностей.

    Жесть. Я знал что я не один такой.
    • +9
      Вы, возможно, хотели сказать: «Вероятность того, что я не один представляю себе будущее как ветвящиеся потоки вероятностей равна единице.»
      • +8
        Думаю, человек привыкший представлять вероятности, вряд-ли оценит какое-либо событие (кроме чистых абстракций) в единицу.
        • +1
          Поскольку, не будучи знакомым с братьтями по разуму, Ассимилятор тем не менее знал об их существовании, то я и предположил такое значение.
          • +4
            Если уж говорить то так: «Наконец-то выделенный мной поток вероятности существования индивидов эквивалентных мне в восприятии будущего стал основным».
            • 0
              Наконец-то выделенный мной поток вероятности...


              Жалко, что слово «запутанный» в подобных фразах звучит некрасиво, оно там, как мне кажется, более к месту. «Entangled» выглядело бы интереснее, но так же непонятно.
            • 0
              И это тоже выбор врат Штейна!
      • –2
        С людьми надо разговаривать по-людски. С Маском я бы разговаривал по-нашенски.
        • +2
          «А давайте, закурим! По-нашему, по-бразильски!» (с)
    • +2
      Оказывается, он всеведуший,
      Поскольку вездесущий,
      И все могущий, даже то, чего никто.

      А я-то думал, я один такой!
      Выходит, у меня есть конкурент!
      А это значит — под вопросом мой
      Авторитет, процент и дивидент!
      • +2
        На самом деле всемогущ никто
        На данном уровне всего лишь бренно тело,
        Работать, ползать, бегать создано,
        Летать не может как бы ни хотело.

        Мне нужно Масковское трудолюбие,
        Чтобы сравниться с сим миллионером,
        Ну а пока что я лентяй и раздолбай,
        Мне никогда не быть таким примером.
  • +11
    Припомнив высказывание «Раньше люди смотрели на ночное небо и звезды и хотели полететь в космос, а сейчая пялятся в свой айфон и хотят бесплатный вай-фай везде», вслух порадуюсь тому, что все еще остались такие люди, которые хотят полететь в космос и вобще интересы не упирающиеся в низины пирамиды Маслоу.

    Кажется этот человек действительно может сделать что-то выдающееся!
    • +9
      Он уже сделал, и продолжает делать.
  • 0
    Было бы интересно больше почитать про его технические решения. Потому что можно легко сказать, что Тесла одна на всю Америку с алюминиевым кузовом, но на нашем континенте сложно этим удивить. Отдать бы его Кларксону на растерзание, там бы такая ерунда не прошла!
  • –6
    интервью Элона Маска Элене Левин, колумнистке издания Американского физического общества
    Левин: Если бы случайный попутчик в самолёте спросил вас, кто вы по профессии, что бы вы ответили?
    Маск: Я инженер. Инженер-ракетчик и автомобильный инженер.

    Никаких поспешных выводов, надо читать другие его интервью. Но подозрительно.
    • 0
      Уважаемые минусующие, поясните, пожалуйста, вашу позицию. Спасибо.
      • +3
        Я честно не понял: о чем ваш комментарий? Какие выводы? Причем тут другие интервью? Что подозрительно?
        • –3
          Комментарий о том, что в интервью с представителем физического общества Маск называет себя инженером, то есть выдаёт себя за «своего». Непонятно, на самом ли деле он самоидентифицируется как технарь, или же в общении с бизнесменами он называет себя в первую очередь бизнесменом. Чтобы в этом разобраться, надо читать другие его интервью.
  • +3
    Любопытно бы провести исследование. Уже не раз замечаю по интервью, что те, кто не учился на МБА — часто его ругают. Однако те же, кто учился, не жалеют о потраченном времени и средствах.
    • +7
      У меня возникла аналогия с армией :)
      А вообще, есть стандартное когнитивное искажение — если человеку что-то досталось с большим трудом, то вряд ли он способен признать, что это все было зря и бессмысленно. В частности в этом причина очень жестоких обрядов посвящения и инициации в различных группах. Или, успеха некоторых дорогих коммерческих товаров.

      Впрочем, есть и другое когнитивное искажение — то, что не понимаешь, кажется бесполезным.
      Какое из них здесь работает ( или оба сразу) — неизвестно.
    • 0
      Можно ругать, конечно, но я думаю что мало кто поспорит с тем, что он вполне состявшийся бизнесмен.
      • 0
        Да я не ругаю. Интересно просто, так ли это или мне кажется.
        Если же говорить о результативности образования, то:
        1. основываясь на элементарных предположениях можно утверждать, что в мире гораздо больше успешных менеджеров без МБА чем с ним.
        2. с другой стороны, интересно посмотреть, на сколько МБА повышает качество менеджера, особенно топ менеджера в крупных компаниях

        Если у кого то из читателей есть ссылки на исследования, приложите пожалуйста.

        • 0
          Дело же не в МБА, а в наличии/отсутствии навыка в «физическом» мышлении. Т.е. мышлении, основанном не на шаблонах, а на принципах.
          МБА, насколько я вижу, учит шаблонам, которые привели к успеху в прошлом.

          И еще — поверьте, Вам будет неинтересно изнутри компании посмотреть насколько МБА повышает качество плохого менеджера. Разве что как исследование извне, со стороны…
  • +1
    Тот случай когда не первый раз перечитываешь пост и хочешь добавить его в избранное… а он уже там :)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.