Пользователь
0,0
рейтинг
14 марта 2014 в 01:06

К 45-летию полёта космического корабля «Аполлон-9»: разоблачение популярного мифа о лунном модуле, якобы сделанном из фольги

Каждый раз читая российские форумы в которых затрагивается тема полётов человека на Луну, я наталкиваюсь на абсолютное невежество среди форумчан (в т. ч. и среди технически образованных людей). В рунете распространено мнение, что лунный модуль, спроектированный и построенный фирмой Grumman Aerospace Corporation для высадки человека на поверхность Луны в рамках программы «Аполлон», сделан чуть-ли не из фольги. Мол толщина стенок его кабины настолько тонкая (наиболее часто говорят о трёх слоях фольги), что её можно пробить ногой, а прочность конструкции обеспечивается внутренним давлением. Это заблуждение среди отечественных читателей тянется с 1976 года, и базируется на неверной интерпретации фразы астронавта Джеймса Макдивитта (James Alton McDivitt), произнесённой им на одной из пресс-конференций перед полётом космического корабля «Аполлон-9». Изначально она была неверно интерпретирована советским писателем-фантастом и журналистом Владимиром Степановичем Губаревым, который написал популярную в СССР книгу «Космические мосты» (издана в 1976 году в Москве издательством «Молодая Гвардия»). Владимир Губарев пишет (цитата из книги):
«Р. Швейкарт должен быть очень осторожен. Одно неверное движение, и он повредит лунную кабину. Стенки её настолько тонки и непрочны, что человек может пробить их ногой, — заявил перед стартом Д. Макдивитт. — На Земле стенки лунной кабины во многих местах может повредить даже случайно уронённая отвёртка...»

image

Другой журналист, не менее популярный популяризатор космонавтики, коллега Губарева — Ярослав Кириллович Голованов пишет в известной книге «Правда о программе «APOLLO» (практически копирует текст своего коллеги, добавляя при этом своё мнение, которое является по-сути мнением дилетанта):
«- Швейкарт должен быть очень осторожен, — предупреждал Макдивитт. — Одно неверное движение, и он повредит лунный модуль. Стенки его настолько тонки и непрочны, что человек может пробить их ногой. На Земле стенки лунного отсека может повредить даже случайно оброненная отвёртка…
Я две недели рассматривал лунную кабину, которая стояла в зале, где разместилась пресса во время полета «Союза-19» и «Аполлона» в Хьюстоне. «Паучок» сделан из металлической фольги. Не из такой, конечно, в которую заворачивают шоколадные конфеты, но все-таки, если выбирать из двух определений: металлический лист или металлическая фольга — фольга точнее. В вакууме жесткость этой конструкции увеличивалась за счет внутреннего надува, но все-таки она оставалась весьма субтильной.» (источник)

image
Взлётная ступень лунного модуля LM-12 космического корабля «Аполлон-17». Фотография NASA AS17-149-22857

Мнение Ярослава Голованова о конструкции, «сделанной из фольги», и «увеличивающей свою жёсткость в вакууме» выглядит особенно нелепым, если посмотреть фотографии лунного модуля LTA-1, сделанные в Cradle Of Aviation Museum, расположенном в городе Ист-Гарден-Сити на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк:

image

image

LTA-1 (Lunar Test Article 1) представляет собой первый экземпляр лунного модуля (прототип), построенный в 1966 году, который конструктивно подобен серийным образцам, предназначенным для полётов в космос. До LTA-1 фирма Grumman Aerospace Corporation строила лишь полномасштабные макеты лунного модуля (т. н. Mock-Up's: M-1, M-5, TM-1). Конструктивно эти макеты были выполнены из металла и дерева, предназначенные для представления заказчику (NASA), отработки компоновочных решений по размещению различного вспомогательного оборудования и тренировок астронавтов. Но силовая конструкция LTA-1, а также все системы (двигательные установки, их ПГС, электрооборудование и т. д.) были выполнены по рабочим чертежам с соблюдением всех технологических процессов. Данный экземпляр был предназначен для отработки процесса изготовления, сборки и дальнейшей отладки лунного модуля, когда ещё велось проектирование, а также для статических, динамических и электрических испытаний:

image
Стыковка взлётной и посадочной ступени лунного модуля LTA-1 в комнате для испытаний на кондуктивные электромагнитные помехи на предприятии Grumman Aerospace Corporation, город Бетпейдж, Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк. Фотография NASA S67-22164

Основное конструктивное отличие LTA-1 от серийных образцов летавших в космос — передний люк, предназначенный для выхода и входа экипажа из взлётной ступени лунного модуля. На LTA-1 он круглой формы. Начиная с LTA-8 и на всех серийных образцах лунного модуля, по требованию астронавтов, люк был выполнен прямоугольной формы. Проведённые на борту «летающей лаборатории» NASA (переделанный топливозаправщик Boeing KC-135A Stratotanker) эксперименты показали, что в условиях лунной гравитации астронавтам было гораздо удобнее протискиваться в скафандре с ранцевой системой жизнеобеспечения PLSS именно через люк прямоугольной формы). В 1974 году, после завершения программы «Аполлон», LTA-1 был передан на хранение в Национальный музей авиации и космонавтики Смитсоновского института, расположенном в городе Вашингтон (округ Колумбия), а в июне 1998 года передан для реставрации и дальнейшей экспозиции в Cradle Of Aviation Museum, где и находится в настоящее время:

image

image

image

Лунный модуль космического корабля «Аполлон» конструктивно состоит из двух ступеней: посадочной и взлётной. Посадочная ступень оборудована жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) для осуществления схода с орбиты искусственного спутника Луны, выполнения захода на посадку и мягкого прилунения. Посадка осуществляется на четырёхножное шасси с тарельчатыми опорами. Перегрузка при прилунении снижается за счёт укорачивания ног шасси, которые представляют собой телескопические штанги. Кинетическая энергия при ударе о лунную поверхность поглощается сминаемым заполнителем сотовой конструкции из алюминиевого сплава. Экипаж, состоящих из двух астронавтов (командир и второй пилот), находится в герметичной кабине взлётной ступени, которая установлена сверху над посадочной. Спуск астронавтов на поверхность Луны осуществляется по лестнице, закреплённой на одной из телескопических ног посадочного шасси, расположенной со стороны переднего люка. Взлётная ступень оборудована ЖРД для взлёта с поверхности (стартовым столом на этом этапе служит посадочная ступень) и выхода на орбиту искусственного спутника Луны. Также взлётная ступень оборудована реактивной системой управления (РСУ). РСУ предназначена для управления не только взлётной ступенью, но и всем лунным модулем (когда он находится в посадочной конфигурации) по шести степеням свободы. ЖРД РСУ могут работать в группе или отдельно — непрерывно или импульсно. Т. к. взлётная ступень вмещала в себя экипаж, то её конструкция представляет наибольший интерес в рамках рассматриваемого массового заблуждения.

image

image

Основная конструкция взлётной ступени лунного модуля представляет собой полумонококовую конструкцию, выполненную из хорошо сваривающегося дюралюминиевого сплава 2219 (основной легирующий элемент медь) и высокопрочного деформируемого алюминиевого сплава 7075-T6 (основной легирующий элемент — цинк), имеющие изотропные характеристики. Основная конструкция состоит из трёх главных частей: кабины экипажа, центральной секции и заднего отсека оборудования:
image

Герметизируются только кабина экипажа и центральная секция. Эти две части представляют собой сварную и кованную конструкцию, сформированную оболочкой цилиндрической формы и подкрепленую прикованными по окружности стрингерами, сформированными из листового дюралюминия, а также поперечными фрезерованными лонжеронами, к которым крепятся элементы конструкции взлётной ступени лунного модуля (балки, соединительные кронштейны и т. д.). В цилиндрической части кабины экипажа над рабочим местом командира сделан проём стыковочного иллюминатора, усиленный по периметру. Передняя часть кабины экипажа образованна плоскими фрезерованными панелями из листового дюралюминия, также подкреплёнными стрингерами и лонжеронами на сгибах. В передней части кабины экипажа находятся два треугольных проёма для иллюминаторов переднего обзора, усиленные по периметру, и между ними, ниже, проём для переднего люка (круглой или прямоугольной формы).
Согласно техническим отчётам по лунному модулю (архивы NTRS), толщина стенок оболочки кабины экипажа и центральной секции взлётной ступени лунного модуля доходит до 0,065 дюймов (1,651 мм). Это значение на порядок превосходит толщину фольги (в большинстве стран общепринятым определением фольги является значение толщины листового металла до 0,2 мм), и толще обшивки сверхзвуковых пассажирских самолётов Ту-144 (1,2 мм) и Concorde (1,5 мм), которые эксплуатировались в более жёстких условиях, чем лунный модуль: аэродинамический нагрев при полётах на больших сверхзвуковых скоростях в стратосфере, циклические напряжения в герметичной конструкции фюзеляжа из-за постоянных перепадов давления, аэродинамические воздействия (изгиб, крутка) и т. д. В процессе эксплуатации самолётов Ту-144 и Concorde случаев «пробивания ногой обшивки» зарегистрировано не было.
В отдельных местах (ненапряжённых), с целью уменьшения веса конструкции, толщина стенок уменьшена методом химического фрезерования до 0,012 дюймов (0,3 мм).
К основной конструкции взлётной ступени лунного модуля крепится двигательная установка, состоящая из жёстко закреплённого в центральной секции взлётного ЖРД Rocketdyne RS-18 (разработанного на основе двигателя Bell 8247), двух топливных баков для него: с левого борта от центральной секции с помощью поддерживающих стержневых балок устанавлен сферический бак горючего («Аэрозин-50»), с правого борта от центральной секции аналогично установлен сферический бак окислителя (четырёхокись азота).
К задней части центральной секции, а также к кабине экипажа через кронштейны крепятся стержневые балки, держащие четыре блока РСУ с шестнадцатью ЖРД Marquardt R-4D (сгруппированы по четыре двигателя). Четыре топливных бака цилиндрической формы с полусферическими днищами расположены симметрично со стороны левого и правого борта центральной секции. Топливные компоненты аналогичны используемым в основной двигательной установке. Между баками с горючим и окислителем для ЖРД РСУ с каждой стороны установлены шарообразные баки с гелием для вытеснительной системы этих двигателей. К верхней части центральной секции крепятся два сферических бака с водой, а также блоки передающих антенн.
Вытеснительный газ (гелий) для основной двигательной установки также хранится в сферических баках. Распожены они в заднем отсеке оборудования вместе с двумя модулями редуцирования давления гелия, управляющим клапаном основной двигательной установки (управляет подачей топливных компонентов, вытесняемых давлением наддува гелием, в камеру сгорания взлётного ЖРД RS-18) и управляющий клапан с перекрёстным управлением для ЖРД РСУ. Также в заднем отсеке оборудования над сферическими баками с гелием расположены два сферических бака с газообразным кислородом для системы жизнеобеспечения экипажа. На специальной выносной панели заднего отсека оборудования крепятся блоки систем радиоэлектронного оборудования лунного модуля отвечающие за радиосвязь, работу бортовых систем (сигнализация, предупреждение) и блоки бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), отвечающей за навигацию. Все системы связаны между собой многожильными кабелями и проводами, проходящими по всей поверхности основной конструкции взлётной ступени лунного модуля. Питание электроэнергией осуществляется за счёт двух серебряно-цинковых аккумуляторных батарей.
Чтобы защитить основную конструкцию взлётной ступени лунного модуля и все системы описанные выше от воздействия космического пространства (перепады температуры в вакууме, микрометеориты, воздействие струй ракетных двигателей), применяются термоизоляционное покрытие и микрометеоритная защита, а также специальная термозащитная краска, наносимая на микрометеоритную защиту.
Термоизоляционное покрытие представляет собой многосегментное покрытие из специальных многослойных одеял, каждый сегмент которых натягивается на каркас основной конструкции взлётной ступени. Крепление осуществляется с помощью специальных шпилек*, которые крепятся либо к специальным кронштейнам, либо к силовому набору (к стрингерам и лонжеронам), обеспечивая минимальный зазор 25,4 мм между внутренней стороной одеяла и внешней стороной оболочки кабины экипажа и центральной секции, а также на ферменную конструкцию, окружающую топливные баки главной двигательной установки и задний отсек оборудования. Каждое одеяло состоит из набора следующих слоёв (если считать начиная с внутренней части): один слой алюминизированного каптона (плёнка из полиамида разработки компании DuPont, толщина 0,5 мм), десять слоёв алюминизированного майлара (плёнка на основе синтетического полиэфирного волокна разработки компании DuPont, толщина каждого слоя 0,15 мм), пятнадцать слоёв алюминизированного каптона (толщина каждого слоя 0,5 мм). Количество слоёв одеял термоизоляционного покрытия может варьироваться в зависимости от места нахождения сегмента. В районе воздействия струй ЖРД РСУ сверху вышеперечисленных слоёв накладывается дополнительное термоизоляционное покрытие, состоящее из одного слоя никелевой фольги (толщина 0,5 мм), сетки из инконеля, и инконелевого покрытия толщиной 1,25 мм. Одеяла между собой стыкуются внахлёст и удерживаются с помощью специальных скоб. Стыки заклеиваются липкими лентами:

image
Схема установки ферменного каркаса внешнего корпуса на основную конструкцию взлётной ступени лунного модуля

image
Схема установки термоизоляционного покрытия на основную конструкцию взлётной ступени лунного модуля

Микрометеоритная защита представляет собой внешнюю оболочку взлётной ступени лунного модуля и состоит из тонких листов из алюминиевого сплава толщиной до 0,5 мм, устанавливаемая поверх одеял термоизоляционного покрытия:

image
Схема установки микрометеоритной защиты (внешняя оболочка) на термоизоляционное покрытие взлётной ступени лунного модуля

Её раскрой по секторам идентичен. Крепление осуществляется с помощью тех же специальных шпилек, с помощью которых к основной конструкции взлётной ступени лунного модуля крепится термоизоляционное покрытие. Шпильки над одеялами имеют продолжение, что обеспечивает минимальный зазор 25,4 мм между ними и листами защиты. Стыки между листами заклеиваются липкой лентой.
Во избежание вспучивания термоизоляционного покрытия и микрометеоритной защиты из-за резкого падения окружающего давления во время набора ракетой-носителем высоты, в одеялах и листах проделаны оконтованные вентиляционные отверстия, через которые происходит выравнивание давления.
В районе воздействия струй ЖРД РСУ микрометеоритная защита покрывается специальной термозащитной краской чёрного цвета (ей покрыта большая часть микрометеоритной защиты кабины экипажа).
Если посмотреть на многочисленные фотографии взлётной ступени лунного модуля, то для обывателя создаётся впечатление, что внешняя оболочка из тонких листов алюминия, местами проклеенная липкой лентой, и есть герметичная обочка, которую «легко пробить ногой», т. к. она «сделана из фольги». Это заблуждение было наглядно продемонстрировано Ярославом Головановым в известной для любителей космонавтики книге.

image

image

P. S.: Подробный фотоотчёт (Walk Around, 57 фотографий взлётной ступени и 49 фотографий посадочной ступени) по лунному модулю LTA-1 можно посмотреть здесь

© Сергей Вяткин, 2014

* — шпильки обеспечивают равный зазор между основной конструкцией взлётной ступени лунного модуля, термоизоляционным покрытием и микрометеоритной защитой.
Sergey Vyatkin @sergewatkins
карма
19,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (29)

  • –65
    Интересный материал!
    Однако никак не решает основной проблемы — наличие лунного модуля вовсе не свидетельствует о самом полете.
    В качестве контр аргумента приведу на мой взгляд самую занимательную «версию» Ю. И. Мухина.

    • +49
      Да-да, американцы не летали на Луну, в Крыму нет российских войск, и Деда Мороза тоже не существует :)
      • –38
        Я всего лишь привожу достаточно состоятельную и логически обоснованную точку зрения в дополнение имеющейся. Для любознательного человека не составит труда изучить их, а уже после, основываясь на своем личном опыте и знаниях, тут у каждого по-своему, сделать далеко идущие выводы, или не очень.
        Дадим бой оценочным суждениям! :)
        • +3
          Ну тупыыые :)
        • 0
          > основываясь на своем личном опыте и знаниях
          Вот именно, что на своих микрознаниях и наноопыте.
      • +11
        Ну только не надо тут про Крым, пожалуйста…
        • +2
          Предлагаете к правилу Годвина добавить новый пункт? Впрочем, я за!
    • +19
      О господине Мухине и его «подходе» написано тут.
      Почти каждый пример из списка сторонников «теории заговора» разобран здесь, а также в своеобразной форме на «Лурке».
      Лучший вариант проверить теорию т. н. «лунного заговора» — написать пост на форуме журнала «Новости-Космонавтики», на котором переписываются известные отечественные специалисты в области проектирования и эксплуатации авиационной и ракетно-космической техники, а также прямо или косвенно причастные. Напишите и посмотрите на их реакцию…
      • 0
        Почи
      • 0
        Про данную статью и лунный модуль я ничего сказать не хочу.
        Прочитал я длинный разбор, где «почти каждый пример из списка сторонников теории заговора» получил ответ. В основном там собраны вопросы достаточно несложные для школьного курса по поводу тригонометрии, фотографии, видеороликов, силы притяжения, задержки сигнала и даже стыковки кораблей.
        Вот только не разбирали несколько более серьезных вопросов по поводу ракеты Сатурн-5, ее мощного для того времени двигателя на 130 тонн, «декларируемая НАСА способность «Сатурна-5» выводить на орбиту сверхтяжёлые объекты осталась неподтверждённой со стороны иностранных специалистов».
        Казалось бы ну если так дорого летать на Луну, так что вас остановило продолжать выпуск таких производительных ракет и помогать прогрессу? Аналоги такой ракеты появились лишь в 88м году…
        doverchiv.narod.ru/AIPopov-moon/01.htm
    • +1
      Конспиролухи? Вы сами себе не надоели!?
  • +2
    Спасибо за столь подробно разобранный материал да еще и изложенный в доступной форме. Я давно для себя признал факт полета американцев на Луну, но вот про защиту от радиации как ничего не знал, так и тут к сожалению не смог узнать — была она там или нет, и если была, то какая?
    • +5
      Никакой специальной защиты не было. Полёты были кратковременными и планировались на периоды минимальной солнечной активности. В будущем экипажи долговременных лунных станций предполагается защищать… реголитом. Модули станции планируется углублять в лунный грунт, засыпая их сверху. Естественная и недорогая защита.
  • –12
    Я бы не был так категоричен, что это миф. Буквально на днях я просматривал дополнительные материалы к фильму «Аполлон-13», там беседовали в т.ч. и с Джимом Ловеллом, который говорил совершенно то же самое — «неосторожным движением ноги можно было пробить дыру в лунном модуле, а Суайгерт не тренировался в лунном модуле, поэтому мы были вынуждены за ним присматривать».
    • +12
      Дело тут не в категоричности, а в сухом техническом анализе. Посмотрите на фотографии взлётной ступени лунного модуля LTA-1.
      В материале к фильму «Аполлон-13» цитируются слова Тома Келли (главный конструктор лунного модуля) о том, что обшивка в некоторых местах действительно тонкая. Том Келли имел ввиду внешнюю оболочку, а не гермокабину. Прочитайте ещё раз статью.
      Для наглядности приведу в пример фотографию, где хорошо видна основная конструкция взлётной ступени лунного модуля на этапе изготовления:

      image

      Толщина обшивки основной конструкции доходит до 1,651 мм. Это явно не фольга! Но теоретически и её можно пробить. Как и обшивку самолёта Ту-144 (1,2 мм). Как и обшивку герметичной конструкции российского модуля «Звезда» Международной космической станции (1...2 мм).
      У самолёта B-29, с которого был скопирован советский Ту-4, толщина обшивки равнялась 1/16 дюйма (1,5875 мм). Но ведь никто не пробивал в этих самолётах дыры ногами!
      • +1
        Я понял вашу позицию и ваши аргументы убедительны. Но, тем не менее, есть факт восприятия модуля как очень хрупкого. Я пересмотрел этот участок ещё раз. Келли говорит про «skin of a crew compartment», и «you can easily put your boot or your foot through». Жаль, цитата коротковата и действительно возможен вариант, что он говорил о ноге, например, рабочего на сборке, а не астронавте. Но ведь и Ловелл говорит секундами дальше — «don't stretch your feet out, because you'll push the door open». Если модуль не являлся таким хрупким, то откуда тогда такое широкое распространение мифа — от главного конструктора до астронавтов? Понятно, что, с одной стороны, модуль рассчитывался на определенные нагрузки, и это действительно не была летающая надутая фольга. Но, с другой стороны, вес надо было экономить, и тонкие стенки были весьма привлекательны, а для удержания одной атмосферы хватает достаточно тонкого металла.
        P.S. для интересующихся — фильм есть на Youtube

        Цитаты, из-за которых разгорелся весь этот сыр-бор — на 33 минуте.
        • +1
          Согласен, что вес нужно было экономить. Поэтому обшивка в некоторых местах была т. н. «вафельного типа», которую получали методом химического фрезерования.
          Цитата из текста статьи:
          «В отдельных местах (ненапряжённых), с целью уменьшения веса конструкции, толщина стенок уменьшена методом химического фрезерования до 0,012 дюймов (0,3 мм).»
          ViGilant написал:
          «Да что там 1.5мм, толщина обычной металлочерепицы 0.4-0.5мм (я про кровельное покрытие), ее тоже ногой не пробьешь) Да и отверткой не сразу.»
          Я соглашусь. Сам в детстве по таким крышам бегал. Теперь прочитайте, что пишет Ярослав Голованов. Поймёте почему «конспирологи» пренебрежительно говорят о «надувной кабине из фольги».
          А про фразу Джеймса Ловелла можно сказать следующее: он мог действительно так пошутить со Свайгертом, а потом сказать об этом в фильме ради красного словца. При всём моём огромном уважении к Джеймсу Ловеллу — он профессиональный лётчик-испытатель, а не инженер-конструктор.
          Пол кабины экипажа вообще покрыт панелями из сотового алюминия, толщиной два дюйма (50,8 мм). Ну а если быть ещё более конкретным, то астронавты при закрытии люка стыковочного устройства взлётной ступени лунного модуля упирались ногами в кожух взлётного ЖРД, который закрыт глухой крышкой (на нём, кстати, специально наклеены четыре ворсистые полоски, чтобы не скользить ногами в невесомости):

          image

          P. S.: 31 июля 1971 года, во время т. н. «стоячего» выхода (Stand-Up EVA, сокращённо SEVA), на защитном кожухе взлётного ЖРД стоял астронавт Дэвид Скотт (David Randolph «Dave» Scott). В скафандре, высунувшись по пояс. Выход продолжался 33 минуты. Никаких «скретчей» сделано не было:

          image
      • +3
        Да что там 1.5мм, толщина обычной металлочерепицы 0.4-0.5мм (я про кровельное покрытие), ее тоже ногой не пробьешь) Да и отверткой не сразу.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +9
      Вы правда не можете ответить на этот вопрос самостоятельно? Это же тривиальное инженерное решение. Максимальный объем при минимальном весе конструкции плюс механическая прочность.
    • +10
      Потому что при одинаковом объёме, если сравнивать цилиндрический и сферический баки, площадь поверхности у последнего будет меньше. И если рассматривать напряжённо-деформированное состояние цилиндрической и сферической оболочек, то говоря простым языком, в последней будут меньшие напряжения. Толщину стенок бака можно уменьшить. Следовательно он будет легче. В ракетно-космической технике идёт борьба за каждый грамм лишнего веса.
    • +2
      Максимальный объем при наименьшем размере. Пример из природы — разного рода яйца.
      • +5
        Может быть форма яйца обусловлена легкостью «выхода» из тела?
        • +3
          … в том числе и это
  • +3
    Всегда восхищался людьми, которые методично и беспристрастно могут подать материал для «скептически» настроенных разномастных конспирологов. Браво!
    • +5
      Вот только конспирологи его все равно читать не будут :)
      • +1
        Вот именно по этому и восхищаюсь. Кстати, вспомнил, что большой молодец и популяризатор науки А. Гордон сам снял «антилунный» фильм. В голове не укладывается, что это было, ошибка молодости?
  • +4
    Даже если бы она и взаправду пробивалась ногой, в этом не было бы ничего удивительного или разоблачающего: например, каждый из вас сможет спокойно пробить ножом или отверткой лопасть вертолёта, сделанную из авиационного сплава, который образует внутри неё тончайшую сотовую структуру под обшивкой…
  • 0
    Ярослав Кириллович Голованов… добавляя при этом своё мнение, которое является по-сути мнением дилетанта

    Если же внимательно посмотреть на биографию Голованова, то можно узнать некоторые факты из его жизни
    закончил ракетный факультет МВТУ им. Н. Э. Баумана

    Так что Ярослав Голованов ни в коей мере не является дилетантом в ракетно-космической тематике

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.