Тормозим вместе с NASA JPL

    Полезная всё-таки вещь, этот парашют! И пилоту жизнь спасти может, и гуманитарную помощь доставить куда нужно. А особо любопытных — даже на соседнюю планету посадить. Парашюты в космонавтике — отдельная, заслуживающая внимания тема.
    Под катом я расскажу, а скорее покажу последние достижения NASA в испытании новых «тормозных» моделей.



    Для начала немножко истории парашютизма.
    Парашюты были изобретены очень давно — ещё Леонардо да Винчи сумел рассчитать приблизительные площадь и форму, необходимые для безопасного спуска человека по воздуху. Однако, пока в том не было потребности, не было и хоть какого-то производства. Парашюты вошли в нашу жизнь в XVIII веке — как мера безопасности при полёте на воздушном шаре, и окончательно укрепились с развитием авиации. Сегодня трудно найти человека, хотя бы втайне не мечтающего о любительском прыжке с высоты.

    Но находчивое человечество нашло ещё одно полезное применение этому простому изобретению. С начала освоения космоса мы стали использовать парашюты не только для приземления, а и для при%planetname%ения — главное, чтобы атмосфера объекта позволяла. Не была слишком разрежённая, чтобы можно было воспользоваться сопротивлением. Ну и чересчур плотную не надо, чтобы космический аппарат не разбился о небесную твердь, хотя на самом деле в плане посадки как раз такое свойство было бы полезным.



    Спускаемый аппарат входит в средние слои атмосферы Титана

    Именно купол парашюта (пролежавший на поверхности планеты-соседа больше 40 лет) стал одной из зацепок, благодаря которой не так давно был найден советский космический аппарат Марс-3. Да-да, уже в 1971 году применялась комплексная система посадки — как раз из-за особенностей атмосферы Марса. Сначала был выпущен вытяжной парашют, который освободил отсек основного (просто сорвав крышку). Когда скорость падения снизилась до околозвуковой, основной парашют полностью раскрылся, а на высоте примерно в 20 метров подобно своему вытяжному брату отсоединился от аппарата, предоставив права «тормоза» реактивным двигателям. Как видим, яблоко от яблони недалеко упало, в прямом смысле — купол указал, где стоит искать.

    Ещё более интересная история посадки у Curiosity. Помимо прочих особенностей и новшеств, надёжно спрятавшись в капсуле, «Любопытный» выпустил свой парашют на двойной скорости звука. При таких огромных скоростях применяются специальные парашюты. Они так и называются — «сверхзвуковые». Сверхпрочные, сверхнадёжные — настоящий гений инженерной мысли! Главный их недостаток состоит в размерах: ведь чем более тяжёлый аппарат мы хотим, безопасно посадить, тем большей должна быть площадь парашюта. До поры до времени с такими размерами приходилось мириться, однако вопрос встал боком во время испытания последних моделей системы LDSD (Low-Density Supersonic Decelerator — Малоплотного Сверхзвукового замедлителя). Огромный купол просто не захотел помещаться в аэродинамической трубе! Как же NASA решило с этим справиться? Давайте послушаем их самих:



    P.S. Я переводил и озвучивал видео для русскоязычного сегмента, но если кто-то ищёт оригинал — вот он. Кстати, там целый канал NASA JPL очень хорошо и доступно рассказывает о миссиях и планах. Советую.
    Метки:
    • +37
    • 10,9k
    • 9
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 9
    • –18
      Добавьте, пожалуйста, кармы до 5, не могу опубликовать статью о вредоносном скрипте в Google Analytics (Да простит меня НЛО)
      • +3
        <зануда mode on>
        Глядя на размеры Солнца над горизонтом, я не могу согласиться с тем, что на второй картинке изображён Титан :)
        <зануда mode off>
        • +2
          <зануда2>
          Если длиннофокусным объективом издалека снимать, то может и так получиться
          </зануда2>
          • –1
            <зануда3>
            Даже если снимать длиннофокусным объективом, падающим синхронно со спускаемым аппаратом, притом падающим вдалеке от спускаемого аппарата — нет, не получится. Даже при всех этих условиях, нельзя получить такой размер Солнца на фото, особенно учитывая тот факт, что система Сатурна расположена очень далеко от Солнца. Но за попытку поставил Вам плюс :)
            </зануда3>
        • 0
          А почему Jet Propulsion Laboratory, а не «лаборатория реактивного движения»?
          • +3
            Скажите, вы, когда читаете статьи про NASA, чаще видите аббревиатуру ЛРД или всё-таки JPL? :)
            • +3
              Потому что, к сожалению, NASA, а не Роскосмос.
            • +5
              Браво! Основательный подход к делу. Не только перевод, но и озвучание ролика не каждый может осилить. Тем приятнее видеть результат. Благодарю от всей души.
              • +2
                Крутость этого парашюта в том что он открывался на большой скорости, а размер у него «всего» 16 метров в диаметре. Для сравнения каждый из трех парашютов в твердотопливных бустерах спейс шатла диаметром 41 метр. Пока что это самый большой из применяемых парашютов в мире.

                Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.