Редактор Гиктаймс
1,3
рейтинг
19 апреля 2014 в 12:07

Первый запуск ракеты SpaceX Falcon-9 с раскладными опорами для посадки прошёл успешно

Вчера, 18 апреля, ракета-носитель Falcon-9, разработанная компанией Илона Маска SpaceX, успешно вывела на орбиту космический грузовик Dragon с грузом для МКС. Из-за различных технических неполадок запуск откладывался несколько раз на протяжении месяца. Однако с точки зрения перспектив развития космонавтики, этот запуск важен прежде всего не самим грузовиком, который доставит на Международную космическую станцию 2200 кг запасов и оборудования, а ракетой-носителем. Впервые ракета была оборудована раскладными опорами для мягкой посадки. В этот раз ракета всё ещё приводнилась в океан — по словам Маска, шансы на успех составляли всего 30-40%, и пока команда проекта не рискнула сажать ракету-носитель на землю.



Главная задача этого запуска — добиться стабилизации и замедления ракеты, необходимых для мягкой посадки. Хотя из-за шторма поисковая команда всё ещё не выудила ракету из океана, последние показания приборов говорят, что ей удалось стабилизировать полёт, и она не разбилась в момент касания поверхности воды — датчики продолжали посылать данные в течение 8 секунд после касания, пока ракета не приняла горизонтальное положение. На высоте 8.5 км скорость ракеты составляла 360 м/сек, и, что особенно важно, она практически не вращалась — во время предыдущего запуска из за неконтролируемого вращения ракеты центробежная сила помешала топливу попасть в двигатели, из-за чего их не удалось повторно запустить перед посадкой.

Ранее компания SpaceX произвела несколько успешных запусков и посадок уменьшенной модели ракеты-носителя Falcon-9, названной Grasshopper (Кузнечик). Уменьшенная модель (сравнимая по размерам с 10-этажным домом) успешно поднималась на высоту почти в километр и возвращалась на стартовую площадку. А вот так будет выглядеть посадка полноразмерной ракеты Falcon-9:



Более подробные данные о состоянии ракеты и параметрах приземления будут доступны, когда поисковые команды поднимут её из воды. Если всё действительно прошло хорошо, ракету можно будет отремонтировать и использовать повторно. Возможно, во время следующего запуска Falcon-9 попробуют посадить уже на твёрдую землю. В случае успешного завершения испытаний, стоимость вывода грузов на орбиту может уменьшиться в несколько раз. Всего в рамках контракта с НАСА SpeceX должна совершить 12 полётов к МКС. Этот запуск был третьим, то есть для обкатки технологии повторного использования ракет-носителей у Маска осталось девять попыток.

Илья Сименко @ilya42
карма
469,7
рейтинг 1,3
Редактор Гиктаймс
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (47)

  • +5
    Маск говорил, что основную стоимость запуская составляют затраты на сам ракетоноситель (корпус, грубо говоря), а затраты на топливо составляют около 1%.
    Кстати, NASA и SpaceX заключили некое соглашение на 20 лет и 50 полетов включая Луну, астероиды и Марс:
    www.nasa.gov/press/2014/april/nasa-signs-agreement-with-spacex-for-use-of-historic-launch-pad/
    • +2
      А роскосмраспил во всякие спасехи не верит — дурят со сланцевым газом, с картонными ракетами и смехотворными санкциями.
  • +20
    Сейчас они все отладят, начнут производить эти ракеты серийно. Начнут летать в космос предельно дешево.
    После чего Россия для полетов в космос станет не нужна.
    И будет нам всем радостно за человечество в целом, и грустно за Россию.
    • +2
      Думаю, что Россия, поднатужившись, может сравняться с Маском. Правда, придётся придумать что-то достаточно новое впервые за 40 лет, прошедшие от создания Союза-У.
      • +7
        Новое конечно придумывали последние 40 лет — например космическая ядерная энергетическая установка для дальних полетов.

        Тем не менее, просто поднатужится недостаточно. Нужно натуживаться 10 лет подряд, иметь на это деньги, мотивированных руководителей и инженеров.
        • +2
          ИМХО всё в людей и упирается. Грамотные инженеры и технические руководители сейчас очень важны.
          • +2
            Соглашусь с вами и с комментатором сверху в особенности: помимо квалификации нужна и мотивация. Я наивно полагаю, что если весь коллектив будет заинтересован в результате и объединён общей идеей — распилы уменьшатся, а качество повысится.
            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            • +1
              Коллектив может быть заинтересован в чем угодно, но если не заинтересована финансирующая его бюрократия, то ничего не будет. Проверено на людях.
      • +6
        Россия, поднатужившись, может сравняться с Маском.

        Блин, звучит хлестко даже для ушей либертарианца. Целая страна, с одним человеком, да еще и поднатужившись… Страна, конечно, не в лучшем состоянии да и того человека весьма не слабо поддерживает другая страна. Но тем не менее.
    • +18
      Уверен, что нам сразу же по всем каналам объяснят, что так даже лучше, т.к. благодаря высвобождению космических ресурсов мы наконец-то сможем заняться колонизаций луны по передовым технологиям разработанным в сколково.
    • –27
      Ты только этого и ждёшь.
    • –16
      Можно попросить на каждое утверждение привести аргументацию. А то как-то похоже на сеанс самогипноза.

      Россия лидер по коммерческим запускам спутников, хотя это может делать и Китай и Европа и Америка… Но Россия оказалась нужна потому что бизнесу плевать на политику для важнее выгода. Российские пуски выгоднее. А вообще космос сложная вещь, без России с ним не совладать. Россия все еще передовая космическая держава… (надеюсь, это утверждение никого не оскорбляет).

      З.Ы. При современных технологиях до сих пор эксплуатировать концепцию многоступенчатых ракет это анахронизм. Нужны возвращаемые космические аппараты, может быть со отделяемыми топливными баками. Но гробить двигатели при каждом старте это просто варварство. Ладно госконторы, они могут позволить себе тратить миллиарды и не экономят. Но коммерческая компания должна понять, что это просто разорительно. Возвращаемые технологии разрабатывались всегда, просто они сложнее и не так надежны. Но если они не будут развиваться в этом направлении, то это мертворожденная компания. Будем надеяться что это только первые шаги коммерции в космос, которые неизбежно нужно пройти, но задерживаться на этом этапе не стоит.
      • +2
        Насколько я понял, SpaceX как раз и разрабатывают максимально многоразовый вариант ракеты…
    • 0
      На протяжении всей истории космонавтики наши страны шли бок о бок где то вырывались вперед, где то отставали, где то работали совместно — это нормальный и естественный процесс. При этом космические программы у каждой страны развиваются с опорой на собственные нужды и возможности. Маск в первую очередь работает в интересах NASA, что было и до него (Боинг, Локхид) при этом прекрасно себя чувствовала и наша космическая программа. В последнее время активно включился Китай и двигается семимильными шагами.

      Теперь вопрос, почему будущие (еще не достигнутые) успехи Маска должны сделать ненужной российскую (китайскую, европейскую...) космическую отрасль, откуда вообще взялся этот вывод и на чем он основан?
      • +6
        Потому что успехи Маска будут достигнуты, скорее всего, уже в этом году и сделают запуски в космос сильно дешевле благодаря его исследованиям. А в России же не ведётся никаких более-менее сравнимых исследований. Более того, как следствие нынешней ситуации в образовании, просто некому будет в России проводить такие исследования и разработки.
        • 0
          Потому что успехи Маска будут достигнуты, скорее всего, уже в этом году

          Из недавнего вики про Dragon
          Неоднократный перенос даты запуска: 06.04.2013, 30.09.2013, 11.11.2013, 09.12.2013, 15.01.2014, 16.03.2014, 30.03.2014. Не исключен дальнейший перенос даты запуска.

          Успешно запустили 19.04.2014, т.е. через год после первой заявки.
          Это об успехах, у Маска все движется так же как и у всех, т.е. с пробуксовкой и в этом нет ничего необычного.

          А в России же не ведётся никаких более-менее сравнимых исследований

          Ангара, не слышал.
          Пуск этим летом.

          Более того, как следствие нынешней ситуации в образовании, просто некому будет в России проводить такие исследования и разработки.

          Работаю отчасти в космической отрасли, на работе много толковых работающих студентов… все нормально, за будущее не переживаю.

          И на вопрос так ответа и не получил, каким образом успехи Маска, сделают ненужной российскую (китайскую, европейскую...) космическую отрасль?
          • +1
            Не «ненужной вообще», а сильно менее востребованной. Возможно – «ненужной никому, кроме самой России».

            Ангара, не слышал.
            Пуск этим летом.
            Буду рад ошибиться насчёт своего мнения о российской космической отрасли.
            • +2
              Круто, конечно, что Ангару, наконец допилили. Будем надеяться, что ее:
              а) действительно запустят
              б) все пройдет нормально
              в) будут запускать и дальше и она будет лучше Протона (который сегодня, действительно, вне конкуренции)
              Но увы, это не та Ангара, в которой было что-то действительно прорывное. А без прорывов нам реально нечего противопоставить Falcon-R, который обещается стать по $400 за кг.
              • –1
                Ключевое слово обещается, а как оно на самом деле будет и когда. Практика показывает, что Маск не исключение, крайний Драгон запускали год.

                В свое время с Илона Маска срисовали образ Тони Старка из «Железного Человека». Но вот когда на Маска и на его деятельность смотрят уже через призму эдакого Тони Старка, что все то что анонсировано и заявлено уже считается почти свершившимся фактом ИМХО это вводит в заблуждение.

                Я сам слежу за деятельностью Маска и по своему за него болею. Товарищ молодец и умница, движется семимильными шагами и в чем то задает темп окружающим и это здорово и правильно. И если он совершит прорыв, то будет на кого равняться всем космическим агенствам мира (россиянам, европейцам, китайцам, да и самим американцам) так было и так будет. Но авансом превозносить его будущие достижения и тем более утверждать, что они похоронят соседние космические отрасли — это заблуждение.
                • +2
                  Тони Старк появился раньше, чем родился Илон Маск. Рисовали Стака с Говарда Хьюза.
              • 0
                Ну, будем надеятся, что на смену Байкалу придет работающая МРКС
          • +3
            Я не специалист, но разве «Ангара» это не традиционная РН, безо всяких возвращаемых частей? В чём прорыв, кроме керосина? Кроме того, согласно викии, старт «Ангары» откладывался столько раз, что в сумме вышло девять лет, и не факт, что этим летом полетит. На этом фоне годичная задержка Драгона выглядит несерьёзно.
            • –1
              Байкал-Ангара

              На этом фоне годичная задержка Драгона выглядит несерьёзно.

              Это как посмотреть, то что Драгон везет две с лишним тонны грузов на МКС и соответственно этого груза на станции ждали год со всеми вытекающими, т.е. снабжение закрывали другими кораблями в том числе российским Прогрессом.

          • –1
            Работы по Ангаре свернуты.
            • 0
              Первый испытательный старт «Ангары» состоится с 25 по 30 июня
              itar-tass.com/nauka/1130649
              • +1
                izvestia.ru/news/562792
                Да, был не прав. Позиция по Ангаре сейчас такая.
                «Ангару» надо довести, хотя и понятно, что рыночной судьбы у этой ракеты нет, — пояснил Ионин. — Бросать проект нельзя, потому что это попросту деморализует отрасль. Поэтому ракету стоит доделать и использовать на Плесецке для запуска аппаратов военного и двойного назначения.


                Т.е. это никак не конкурент ракете Маска.
                Фактически, как Маск доделает возвращение первой ступени и пилотируемый вариант, т.е. ориентировочно в 2015 году, мы будем отставать лет на 10. Минимальный срок разработки нового корабля.

                • –1
                  Позиция по Ангаре сейчас такая...
                  говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. Это не «позиция» по Ангаре, а мнение данного персонажа данного газете Известия.

                  Т.е. это никак не конкурент ракете Маска.

                  Маск работает в интересах NASA(США) и за его деньги и развивает американскую космическую программу, что было (развитие) всегда и у всех. В разные времена разные люди это двигали Королев, Фон Нейман… вот теперь Маск — это абсолютно нормальный и естественный процесс. И с конкуренцией тут тоже все в порядке было и будет всегда, причем почему то всегда забывают, что есть еще европейцы и китайцы у которых так же есть успехи.

                  Фактически, как Маск доделает возвращение первой ступени и пилотируемый вариант, т.е. ориентировочно в 2015 году


                  Т.е. за 1 год он создаст пилотируемый корабль на базе грузовика Драгон летавшего несколько раз и на базе кузнечика возвращаемую первую ступень… Маск очень толковый деятель, но надо смотреть реально на вещи, запуск крайнего Драгона длился год.

                  С Ангарой будем посмотреть, проект для нас перспективный.
                  • 0
                    Позиция по Агаре есть в статье. Ее озвучил глава Роскосмоса. И чего стоит его мнение думаю вы понимаете.
                    проект для нас перспективный.

                    Мания величия?
                    • 0
                      Не надо передергивать, глава Роскосмоса там все нормально сказал. И еще раз это Известия. Лучше ознакомтесь со взглядами Рогозина.

                      Мания величия?

                      Я работаю в данной отрасли.
                      • 0
                        Рогозин болтун. Если верить его словам, то чуть ли не завтра мы будем на Луне. Учитывая, что за время «рогозиных» не запущено успешно ни одной межпланетной станции, веры его словам ни на грош.

                        Я работаю в данной отрасли.

                        Вы не глава Роскосмоса.
                        • –2
                          У нас только межпланетными станциями меряется успех космической программы? Аплодирую стоя! Тогда говоря вашими словами, сколько их запустил Маск? (вопрос естественно риторический)

                          Вы не глава Роскосмоса.

                          И по этому я не могу говорить о перспективности российского проекта Ангара? Браво 2-ой раз! Даже имея к этому (имею в виду космическую отрасль) некоторое отношение, да и просто будучи человеком интересующимся космическими проектами!

                          По моему это уже скатилось в демагогию…

                          Краткие итоги:
                          1. Маск все сделает к 2015 году и российская(китайская, европейская) космическая программа откатится на 10 лет
                          2. Маск все запустит задешево и Россия(Китай, Европа) с её запусками станет не нужна
                          3. Ангара — убыточный проект, сказал кто-то там из второго ряда, а значит правда, Известия не соврут
                          4. Рогозин — болтун
                          5. Российских межпланетных станций нет — а значит все плохо
                          6. Я — не глава Роскосмоса, а по сему права не имею

                          … дальше уже даже не интересно. У меня аргументов нет. Разговор полагаю можно закончить.
                          • +2
                            Маск частник. Не сравнивайте с государством.
                            И по этому я не могу говорить о перспективности российского проекта Ангара?

                            Говорить можете. За всех или за отрасль нет. Слова главы Роскосмоса важнее.

                            Попытка передернуть у вас печальная получилась.
    • –11
      Что-то такое нам уже обещали, когда делали Шаттл. А до этого была лунная программа. Где это все? Только потомки Союзов уныло возят пассажиров к потомку Салюта-Мира.

      Это был факт номер 1. Приведу еще несколько.

      2. Элон Маск известен своим убыточным проектом автомобиля Тесла (16 миллионов убытков в 2013-м году при выпущенных 6892 автомобилях).

      3. До Маска вертикальную посадку на реактивных двигателях делали еще во время лунной программы, без суперсовременных компьютеров.

      4. Но вот с возвращаемой 1-й ступенью все не так просто. До Маска ее пыталась сделать Blue Origin — их аппарат развалился после достижения сверхзвуковой скорости: ru.wikipedia.org/wiki/Blue_Origin

      5. Стоимость услуг Маска по доставке грузов к МКС — в 4-8 раз больше, чем если доставлять груз Прогрессами по коммерческой стоимости, со всеми накрутками, услугами священников на космодроме, и т.п. Пруфлинки: контракт НАСА en.wikipedia.org/wiki/Dragon_(spacecraft)#NASA_ISS_resupply_contract, стоимость Прогресса: izvestia.ru/news/550640#ixzz2lwvpDCh7.

      По подписанному контракту Дракон должен совершить 12 грузовых рейсов к МКС. Все вместе стоит 1.6 миллиардов, правда, цена может вырасти. В течении этих полетов надо доставить 20 тонн грузов. Так как полеты беспилотные, то их надо сравнивать не с Союзом, а с Прогрессом. Примерная «экспортная» цена «Прогресса» около $60 млн. Эта сумма учитывается в качестве вклада РФ в снабжение МКС, однако РКК «Энергия» получает меньшую сумму. Прогресс везет 2.5 тонны, т.е. 24 миллиона за тонну или 480 миллионов за 20 тонн. Мы видим, что американцы заплатили своим в 4-8 раз больше, чем платят русским.

      6. В ЦАГИ в аэродинамической трубе испытывается проект многоразовой первой ступени: www.tsagi.ru/pressroom/news/735/. Выявилась проблема — слишком высокие тепловые потоки. Интересно, как с этим у Маска?
      • +5
        Я охотно хочу вам верить. Ну как бы, прямо буду всем это рассказывать.

        Но пункт №2 меня всегда смущал. Как Tesla может быть убыточной если они показали прибыть спустя пару месяцев после начала поставок Model S? Или вы посчитали оплаченый кредит на 5 лет раньше как убыток? Замечу кредит, не субсидию как многие тут считают.
        • +7
          Он не считал, он скопировал с руксперта. Проект Фрицморгена, а он не дружит ни с математикой, ни с логикой и регулярно врет.
          • 0
            del
    • 0
      Для тех кто не в курсе Первый запуск «Ангары» состоится 25 июня

      У ангары в том числе в проекте были возвращаемые ступени возвращаемые по самолетному. Будет у Маска дешевле будут пилить возвращаемые ступени для удешевления запусков. Всем хорошо.
  • +10
    Если всё действительно прошло хорошо, ракету можно будет отремонтировать и использовать повторно.

    Этого точно нe произойдет. Повторно использовать будут только ступени, которые сели на землю — и то, скорее всего, только начиная с 2-3 посадки. Вчерашняя ступень села в морскую воду при достаточно сильном волнении, и скорее всего, потерпела очень серъезные повреждения. По крайней мере двигатели точно можно выбрасывать — представьте себе, что происходит с раскаленным соплом ракетного движка, который отключился только полсекунды назад, при погружении в холодную соленую воду.

    Вчерашняя ступень будет использоваться исключительно в исследовательских целях — она будет разобрана на составляющие и изучена до мельчайчих подробностей, чтобы удостовериться, что весь процесс возврата в атмосферу и посадки происходит именно так, как запланирован. Любые повреждения ступени должны быть проанализированы на этом этапе, чтобы удостовериться, что будущие ступени смогут летать по нескольку раз.
  • +5
    Этот запуск был третьим, то есть для обкатки технологии повторного использования ракет-носителей у Маска осталось девять попыток.

    И это тоже не совсем верно. SpaceX запускает ракеты не только под заказ NASA, но и для других клиентов. В Википедии расписано более двух десятков запланированных пусков Falcon-9 до 2016-го года. Следующий запуск состоится через 4-6 недель со спутниками Orbcomm, при этом также будет попытка посадки первой ступени. Пока еще точно не известно, на земле или на воде — на пресс-конференции вчера сказали, что сначала будет еще одно приводнение, но это былo до новостей о успешной посадке вчерашнего Falcon-а.
  • –13
    Кто первый скажет, что запуск не последний, а крайний?
  • +3
    А еще можно надеяться, что успехи SpaceX, наконец прекратят все эти досужие разговоры насчет того, что у человечества был шанс на освоение Солнечной системы и Космоса, но тут люди изобрели компьютеры и Интернет и предпочли Angry Birds ракетам. Но во-первых, посадка на хвост возможна стала только благодаря мощным и легким компьютерам, а во-вторых, Элон Маск «стал возможен» только благодаря Интернету.
    • +1
      Посадка на хвост была возможна всегда. В конце концов, как беспилотники садились на луну? Также, «на хвост».
      • +2
        У них хвост не такой эпичный! =)
        С другой стороны, им надо было куда большую скорость загасить и без помощи атмосферы…
        • –2
          Без атмосферы проще, она не помогает, мешает.
          • 0
            Зря минусуете. Сбросить скорость атмосфера, конечно, помогает — но при этом так и норовит отклонить аппарат в сторону, закрутить его как-нибудь. А тут еще и двигатель ниже центра масс расположен…
  • –4
    В комментариях, как обычно, ад и холокост, как и в любой новости про SpaceX. Диванные аналитики, свидетели навального, ванги-глобы и просто обычные жопоголики в один голос пророчествуют будущее великолепие частной космонавтики и захирение российского космоавиапрома.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.