Редактор Geektimes
196,2
рейтинг
22 июня 2014 в 12:54

История портативных игровых консолей. Часть 1 (До 2000 года)

Привет, Хабр!

В продолжение постов об истории игровых приставок я решил написать о портативных игровых системах. Я постарался обеспечить вам минутку ностальгии в это воскресенье, так что — добро пожаловать под хабракат.

imageimageimageimage

Первые попытки


Microvision

О чем вы думаете, когда слышите понятие «портативная игровая консоль»? Вероятнее всего — о PlayStation Portable. Конечно, и до неё мы дойдем, но начало было положено всё-таки даже не компанией Nintendo. Одними из первых в 1970-х годах стала компания Milton-Bradley со своей портативной консолью Microvision, в которой (О Боги!) даже была возможность сменить игру. Разрешение жидкокристаллического дисплея составляло всего 16х16 пикселей, что на данный момент кажется нереальным — как можно играть, когда у тебя всего-то 256 точек на дисплее?

Весьма необычным кажется и то, что кнопки управления располагались не на консоли, а на картридже. Количество кнопок — от двух до двенадцати, это зависело от конкретной игры. Консоль состояла только из корпуса, чипа для экрана и кнопок и штурвала.

Ассортимент игр был крайне мал — за три года продаж консоли их вышло всего-то 13 штук.

Всего было продано 8 миллионов экземпляров Microvision.

image

Сравните размеры с PSP.

image

Одна из игр, выпущенная в первый год продаж — Star Trek: Phaser Strike.

image

Palmtex Home-Computer Software Super Micro Cartridge System

В 1984 году выходит Palmtex Home-Computer Software Super Micro Cartridge System. Скорее всего, вы о ней даже не слышали — потому как эта портативная игровая система в плане продаж была провальной.

image

image

Nintendo


И вот уже после этого лидером стала компания Nintendo, в 1989 году выпустив Game Boy. Но путь к этой начался с серии игр Game & Watch. В советском союзе была своя Game & Watch, с волками и зайцами, называлась она Электроника. Подробнее об истории компании советую почитать тут: История Nintendo во главе с Хироси Ямаути.

image

В серии игр Game & Watch впервые появился D-Pad, ныне кажущийся обязательным элементом джойстика почти любой игровой приставки.

image

Талисман серии игр — Мистер Game & Watch.

image

Родная советская версия. Сумели пройти до мультика в конце?

image

Затем в 1989 году Nintendo выпускают первый Game Boy. После этого была выпущена масса версий, включая цветную в 1996 году. Разрешение дисплея — 160×144, масса игр и низкое энергопотребление, а также выпуск других версий сделали линейку этих консолей самой популярной. Наверняка вы, дорогие читатели, сами были или до сих пор являетесь счастливым обладателем Game Boy.

Кроме игр, были и другие бонусы. Среди них — внешний аккумулятор, возможность объединить несколько геймбоев для совместной игры, поиграть в игры от Game Boy на телевизоре и даже сонар для поиска рыбы под водой.

image

И принтер…

image

Прямо мечта ребенка из 90-х.

image

В этом ролике робот перестает разрушать все вокруг, потому что начинает рубиться с парнем в тетрис.



image

Первые цветные консоли


Atari Lynx

В 1989 году Atari выпустила первую цветную игровую консоль Lynx. Попытка захватить рынок портативных игровых приставок провалилась.Не смотря на потрясающие преимущества в графике над Game Boy, тогда еще вообще монохромным, консоль осталась позади.

Один из гвоздей в её гробу — это слишком высокое энергопотребление. Шести батареек хватало на четыре часа игры, в то время как в Game Boy нужно было только четыре батарейки, и играть можно было гораздо дольше.

Еще гвозди — это медленные игры, а также их выпуск с большим опозданием. И корпус, кстати, был чуть менее чем полностью заполнен воздухом — виной этому исследования, согласно которым консоль с большим корпусом можно продавать по большей цене.

Их хорошего:
— цветной дисплей
— возможность совместной игры до 17 человек
— возможность повернуть экран на 180 градусов, что было бонусом для левшей.

Вот забавный ролик — в нем снялся Тоби Магуайер, известный человек-паук.



image

В 1991 году Atari выпустила обновленную консоль, сделав ее чуть более привлекательной. И незначительно обновив чипсет и дисплей. В любом случае к середине 1990-х на прилавках магазинов данную приставку найти было очень сложно.

image

NEC Turboexpress

Одной из первых цветных портативных игровых консолей была Turboexpress от NEC в 1990 году. Это была портативная версия вышедшей за пару лет до этого приставки TurboGrafx-16.

Это была первая портативная игровая консоль с 16-битной графикой. Разрешение 2,6 дюймового экрана — 400x270 пикселей. Весьма неплохо.

image

image

А тв-тюнер, приобретаемый отдельно, делал из Turboexpress настоящий портативный телевизор.

image

Sega Game Gear

В начале 1990-х Sega вышла на тропу войны и представила миру свою версию портативной консоли. Это была Sega Game Gear, аппаратная часть которой сделана на основе восьмибитной игровой приставки Sega Master System. Это упрощало перенос игр с домашней приставки на портативную. К тому же, был ряд неоспоримых преимуществ над Game Boy:
— цветной экран 3,2 дюйма
— поддержка модулей расширения (даже телетюнер)
— линза, увеличивающая дисплей до 5 дюймов

Но такие вкусняшки сопровождались одним перекрывающим почти всё минусом: слишком высокие эгергозатраты. Комплекта батареек хватало на четыре часа игры. Так что если ты хотел взять её в поход или в поликлинику — нужен бы был мешок батареек.

image

Консоль с линзой Super Wide Gear.

image

Ох уж эта реклама 1990-х! В тлене и безысходности бытия явно видна Nintendo Game Boy, которую затем возвращают продавцу, потому что видите ли цветную приставку кто-то принес. Потрясающий полет фантазии.



Этот ролик веселее, но бред тот ещё.



Game Boy Color

Первую цветную портативную консоль Nintendo выпускает лишь в 1998 году. Это был Game Boy Color, правопреемник классической версии. Для этой консоли было выпущено около семи сотен игр, среди которых есть даже игры в жанре Survival Horror.

Консоль оснащена 8-разрядным процессором Z80, работающим с частотой 8 МГц, 32 килобайтами памяти и 17 килобайтами видеопамяти. Дисплей диагональю 60 мм вместил в себе 169х144 пикселей. Было несколько версий корпуса различных цветов, включая прозрачный. Для работы нужны две пальчиковых батарейки.

Самыми продаваемыми играми были Pokemon Gold и Silver.

image

На видео — геймплей Resident Evil: Gaiden.



image

Это рекламный ролик 1998 года. Вы тоже увидели за рулем тачки парня из сериала Клиника?



В следующей части мы поговорим о Nokia N-Gage, Game Boy Advance, Nintendo DS и PlayStation Portable.

Это интересно:
История Nintendo во главе с Хироси Ямаути
История игровых приставок в рекламе. Часть 1: от Magnavox Odyssey до Super Nintendo
История игровых приставок в рекламе. Часть 2
История игровых приставок в рекламе. Часть 3
Альтернативные аркады на GDC: галерея сумасбродных контроллеров домашнего производства
Управление движением в играх
Иван Сычев @ivansychev
карма
62,7
рейтинг 196,2
Редактор Geektimes
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (38)

  • +3
    Да, про мультик в конце игрушки про волка с яйцами улыбнуло.
    • +5
      А мне рассказывали что после 1000 рубль юбилейный оттуда выпадет!
      • +28
        тебя развели. а мультик был прикольный.
  • +3
    Прошел почти всю серию покемонов на Game Boy Color. Было нереально круто обмениваться этими самыми покемонами с друзьями, да и как по мне игрушка культовая. Очень крутые воспоминания с ней связаны
    • 0
      А у меня версия для GBA до сих пор на телефоне стоит под эмулятором. В качетстве таймкиллера смотрится лучше большинства игрушек из стора)
      з.ы. а это вы в России еще и " Было нереально круто обмениваться этими самыми покемонами с друзьями"? В нашей глубинке в те времена никто и не слышал про GameBoy и я никогда бы не подумал, что в России он имел широкое распространение.
      • 0
        Не думаю, что был широко распространен GBC. Наверно только в моей «Тусовке», тогда был малым совсем)
  • +1
    За статью спасибо, про несколько интересных девайсов узнал. Но…

    О чем вы думаете, когда слышите понятие «портативная игровая консоль»? Вероятнее всего — о PlayStation Portable.

    Ну за кого надо принимать людей, что бы говорить такое? Первая мысль у многих, наверняка, про русские клоны Game&Watch («Ну погоди!») (которые, технически, НЕ являются игровыми консолями, т.к. нет смены игр) и Game Boy (который уже полноценная консоль).
    • +2
      Спасибо за замечание.

      Я посчитал, что человек скорее вспомнит о Game&Watch и Game Boy в том случае, если обратит внимание на контекст — то есть на слово «история» в заголовке. В ином же случае он вспомнит то, что постоянно видит, например, в метро — то есть PSP.
      • +1
        То что вы «постоянно видите в метро» — это ни разу не PSP (коих было продано почти вдвое меньше, чем Nintendo DS), а, в основном, китайские поделки в форм-факторе PSP. Настоящая PSP в метро встречается реже, чем Nintendo DS. Впрочем в последнее время всё это стало жуткой экзотикой: в 9 случаях из 10 (если не в 99 случаях из 100) люди играют не на портативных приставках, а на смартфонах и планшетах.
        • +2
          Да в 90% случаев люди и использовали PSP в качестве этакого мини-планшета, т.к. альтернатив тогда особо и не было. Там и калькулятор, и читалка, и словарик, и mp3-плеер, и куча прочего софта. Всё в одном устройстве!
          И многие лютой ненавистью ненавидели Sony, которая изо всех сил старалась препятствовать такому использованию консоли. Мало того, из маркетинговых соображений возможности консоли были искусственно урезаны, а потом по мере выхода прошивок их с большой помпой под ритуальное пение маркетологов постепенно разблокировали, каждый раз выдавая это за большой технологический прорыв.
          Так, изначально тактовая частота процессора составляла 222 МГц (потом её разблокировали, и он смог разгоняться за 300), встроенный видеоплеер переваривал лишь крайне ограниченный набор разрешений (причём все они были меньше разрешения экрана, не говоря уж об использовании видеовыхода), ну и т.д.
          К выходу ещё более огороженной PSVita у потребителей наконец-то появилась альтернатива (смартфонов/планшетов полно, на любой вкус), и консоль оказалась не у дел: её покупают лишь те, кому нужна именно консоль и кто готов таскать её вместе с планшетом/смартфоном в виде второго устройства. В итоге объёмы продаж неприятно удивили Sony.
          • 0
            О, а я вот таскаю Виту от случаю к случаю. Там довольно много годных игр, на порядок круче смарфтонных. Ну и нормальные хардварные кнопки дорого стоят.
    • +3
      На Хабре люди разных возрастов…
  • +5
    А Sega Nomad чем не портативная консоль?
    • 0
      Во-во. Как можно было бойти стороной одну из самый востребованных сейчас на рынке б\у и самых дорогих консолей?
  • 0
    Удивительно читать статьи о прошлом
    8 МГц, 32 килобайтами памяти и 17 килобайтами видеопамяти

    Умудрялись в рамках таких характеристик делать игры, а сейчас кому-то мало более мощных Arduino для простых подделок…
    • +1
      Игры «жили» не в этих килобайтах, однако. Скажем NES нёс на борту какие-то жалкие 2KB памяти, но картридж с игрой мог в себе и пару мегабайт содержать. Первая же переносная приставка, где игры приходили без отдельной памяти — это PSP, в ней уже 32 MB памяти, что несколько не совсем Arduino.
      • 0
        И все-таки существовала масса игр (не на консолях), которые полностью умещались в 32KB ОЗУ и менее и отлично там жили, приводимые несколькими МГц тактовой частоты. Так что комментарий вполне корректен.
      • +2
        Совсем недавно программировал под NES и вот что могу заметить. Картридж мог расширить оперативную память всего на 8 килобайт. Да, он мог нести на борту сколько угодно ROM (Read Only Memory) с кодом и графикой, при помощи маппера проецируя 32 килобайта PRG-ROM в адресное пространство процессора и 8 килобайт CHR-ROM в адресное пространство видеопроцессора. Также в приставке было 2 килобайта RAM видеопамяти (и ещё два мог добавить картридж). Большие игры просто проецировали нужную часть ROM с необходимыми в данный момент времени данными. Но при этом оперативной памяти у процессора всё равно было всего два килобайта встроенной и до 8 распаяно на картридже.

        Также не стоит забывать, что 2 мегабайта — это исключение. Все, даже самые крутые игры для NES, которые выходили официально, редко превышают по объёму даже 256 килобайт. Единицы доходят до 512 килобайт. Ну и легендарный Super Mario шёл на простейшем картридже без каких-то мапперов (как и все старые игры для NES). А это 40 килобайт ROM с кодом и графикой, и никаких расширяющих возможности приставки микросхем.
        • 0
          Под «старыми играми для NES» я подразумевал игры до 1990 года, конечно. И да, они действительно «жили» в двух килобайтах RAM. Приставка вышла в 1983 году, после 1990 года разработчики были вынуждены усложнять схемы картриджей, чтобы делать красивые и современные игры. И если бы Nintendo не запретила бы выпускать новые лицензионные игры после 1994 года, кто знает, сколько бы ещё хитов мы увидели бы.
        • +3
          Потому что не было никакой кроссплатформенности, характеристики железа были заранее известны, а железо не экранировалось от программ операционками.
          Демомейкерская любовь к старому железу типа ZX Spectrum или Amiga как раз и объясняется возможностью испытать ни с чем не сравнимый кайф программирования под одно разрешение, одну платформу с чётко заданными характеристиками и с полным доступом ко всем возможностям железа.
          Всё же дикая фрагментация рынка устройств, когда абсолютно разных железок выпускается как бы не больше, чем программ за тот же период времени, определённо не пошла на пользу кодерскому искусству.
          • +3
            Кстати, в мире NES также есть кое-какая фрагментация: NES, Famicom и Dendy (китайцы сделали что-то среднее между NES и Famicom). Они отличаются частотой процессора и количеством кадров в секунду, и сейчас модно писать так, чтобы код автоматически определял систему и подстраивался под неё :)
            Также были игровые автоматы, основанные на NES: Nintendo VS. System (под неё вышли немного обновлённые версии игр, в Duck Hunt можно стрелять в собаку!) и PlayChoice-10 там есть различия в палитрах и ещё какие-то детали.
            Ну и сам японский Famicom был интересен. К нему можно было подключать дисковод и модем. Загрузкой игр с дискет занимался небольшой загрузчик, можно сказать, операционная система. И да, настоящий Super Mario 2 никогда не выходил на картриджах, он был выпущен только для японского рынка на дискетах для Famicom. Остальному миру японцы подарили другую игру, переделанную в Super Mario, поскольку они решили, что классическая версия слишком сложная для не японских геймеров :)
            • 0
              ого, а что происходит если попадешь в собаку?
  • +3
    Не увидел в обзоре главного конкурента GameBoy — Neo Geo Pocket Color. Девайс превосходил по техническим характеристикам GB, но проиграл в битве из-за криворукого менеджмента и из-за отсутствия тайтлов вроде Pokémon. 2 миллиона тираж был, была куча аксессуаров, в том числе модуль игры по беспроводной сети. Очень грустно, что поражение на рынке было такое сильное, что даже автор специфичного обзора ничего не знает о ней. Советую изучить сабж и в частности тайтлы вроде Samurai Shodown 2 или Last Blade.
    • +2
      image
      • +1
        И WonderSwan от Гунпея Ёкои, который принимал участие в создании геймбоя.
        • 0
          Они все вышли в 99 и позже, так что им может быть уделено время во второй части статьи. Странно, что в статье нет Nomad и хотя бы картинок GB Pocket/Light. Ну и раз уж в ход пошли довольно обскурные консоли, то надеюсь что следующая часть так же упомянет вещи типа Game.com (имевшей даже собственный порт RE2), Zodiac и Gizmondo.
  • +3
    Может я не совсем прав, и это не совсем карманная игровая консоль, но тем не менее не могу не упомянуть карту памяти от DREAMCAST, на ней можно было играть отдельно от консоли )
    image
  • +8
    И про легендарный Brick Game (тетрис + аналоги) забыли, в России после Электроники это наверное была самая популярная портативная приставка:
    image
  • 0
    Не менее интересен список неудачных портативных консолей. А ведь выпади рандом иначе — расклад мог быть соверешнно другим и был бы у нас не PlayStation 4, а какой-нибудь Magnavox VX5000 3D.
    • +1
      Спасибо за ссылку на эту статью! Почерпнул много нового.
  • +1
    Будет очень классно, если вы в своей следующей публикации затронете не только «попсовые» (Nokia N-Gage, Game Boy Advance, Nintendo DS и PlayStation Portable) портативные игровые консоли, история которых известна тут многим, но и поистине «гиковские» handheld'ы:

    GP2X:
    image

    GP2X WIZ:
    image

    GP2X Caanoo:
    image

    Dingoo A320:
    image

    Pandora:
    image

    Да, они известны немногим и были не столь распространены, но в купе с Linux'ом на борту и доступным SDK с возможностью писать различные homebrew'шки, подобные девайсы когда-то были самой сокровенной мечтой «гиков» нулевых годов. Любой желающий мог взять SDK и портировать какой-нибудь эмулятор с «большого брата» или написать простенькую игру. Помимо этого, открывался огромный простор для исследований устройства и его операционной системы. А ещё стоит упомянуть про огромное количество платформ, которые могут эмулировать эти гаджеты:

    Список платформ, которые можно эмулировать, например, на GP2X
    Acorn Archimedes
    Acorn BBC Micro
    Amstrad CPC
    Apple ][
    Apple Macintosh
    CPS2
    MAME
    MC68000/Z80 (FBA)
    Atari 130XE
    Atari 800/800XL
    Atari 2600
    Atari 5200
    Atari 7800
    Atari Jaguar
    Atari Lynx
    Atari ST
    Bandai Wonderswan
    Coleco Adam
    ColecoVision
    Commodore Amiga
    Commodore Plus/4
    Commodore C64
    Commodore C128
    Commodore CBM-II
    Commodore PET
    Commodore VIC-20
    Game Park GP32
    GCE Vectrex
    IBM PC (Bochs-GP2X, DosBox, Legacy)
    Magnavox Odyssey 2
    Mattel Intellivision
    MGT/SAM/WCC SAM Coupé
    NEC PC-98
    NEC PC Engine
    Nintendo GameBoy (and GameBoy Color)
    Nintendo GameBoy Advance
    Nintendo Entertainment System
    Super Nintendo Entertainment System
    Sinclair ZX Spectrum
    Sega Game Gear
    Sega Master System
    Sega Mega CD
    Sega Mega Drive
    SNK Neo Geo
    SNK Neo Geo CD
    SNK Neo Geo Pocket
    Sony MSX
    Sony PlayStation
    Tandy Color Computer (aka. Radio Shack TRS-80)
    Texas Instruments 99/4A
    Texas Instruments TI-92
    Thomson TO7-70
    Watara Supervision
    Chip8
    EDSAC
    J2ME


    Эх, а игры, cтарые добрые игры! На эти консоли их было портировано огромное количество! Напишу небольшой список по памяти:

    Wolfenstein 3D и Wolfenstein 3D: Spear of Destiny
    Doom, Doom II и моды на него
    Duke Nukem 3D и моды на него
    Shadow Warrior
    Rise of the Triad
    Heretic
    Hexen
    Hexen II
    Descent
    Descent II
    Aleph One
    Warcraft
    Abuse
    Flashback
    Alother the World
    Quake
    Quake II
    Ultima 7
    X-COM: Terror from the Deep for GP2X и X-COM: UFO Defense for GP2X
    Transport Tycoon Deluxe
    Cave Story
    Ken's Labyrinth
    The Legend of Zelda (roth, olb, 3t)
    Baldurs Gate 1, Baldurs Gate 2, Icewind Dale 1 и Planescape Torment!
    Heroes of Might and Magic II
    Full Throttle via ScummVM

    А вообще все и не перечислишь, так что наверняка я что-то забыл. В общем, считаю что эти устройства обязательно должны быть упомянуты. Хотя, возможно, мне следует самому написать объёмную статью касающуюся истории каждого из этих гаджетов. Я в своё время крутился в тусовке разработчиков ПО под GP2X/Dingoo, так что могу прояснить технические подробности этих устройств или какие-нибудь интересные нюансы, касающиеся разработки и портирования софта и игрушек для этих гаджетов. Информации накопилась достаточно и предавать её забвению очень жалко. Эта информация как раз умещается в рамках хаба История ИТ, возможно кому-нибудь будет интересно.
    • 0
      Спасибо за большое количество материала для новой статьи!
    • +1
      Предавать забвению ваши знания ни в коему случае нельзя. Сам когда-то интересовался Dingoo A320, было бы интересно почитать пару историй от участника культа.
    • 0
      а Pandora вроде до сих пор развивается, но с их ценовой политикой — это игрушка для довольно обеспеченных гиков.
    • 0
      Это классные штуки, но их стоило бы выделять в отдельную статью, тк это эмуляторы, у них нет своей базы игр и вообще к развитию игровой индустрии мало относятся.
    • 0
      Еще можно упомянуть GCW Zero, которую мне уже почти 2 года прислать не могут. Да каких «почти», уже больше 2 лет!
      Justin Barwick, основатель проекта, испытывает какие-то проблемы в реальной жизни, на почту не отвечает и мало общается даже с разработчиками.
  • +5
    Сегодня увидел селфи на геймбое:
    image
  • 0
    Пару лет назад безуспешно искал рабочий ROM Resident Evil: Gaiden

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.