Редактор Гиктаймс
1,3
рейтинг
25 апреля 2014 в 22:57

Илон Маск официально подтвердил успешное приводнение первой ступени Falcon-9

image

Основатель и генеральный директор компании SpaceX Илон Маск на прошедшей сегодня пресс-конференции в Вашингтоне официально подтвердил, что первая ступень ракеты носителя Falcon-9 успешно совершила мягкую посадку в воды Атлантического океана после запуска грузовика Dragon к МКС, состоявшегося 18 апреля. Хотя из-за шторма поисковой команде не удалось вовремя найти и поднять ракету из воды, и она была уничтожена волнами, данные телеметрии однозначно говорят о том, что ракета приводнилась в вертикальном положении, с заданной скоростью и с полностью разложенными опорами. Повторное использование первой ступени — самой дорогостоящей части ракеты — сможет уменьшить стоимость космических запусков на 70%.

Сейчас SpaceX строит несколько стартовых (а в ближайшем будущем и посадочных) площадок в Техасе и Флориде. Кроме того, компания решила добиваться от Военно-воздушных сил США пересмотра пятилетнего контракта на запуски спутников военного назначения, который те заключили с совместным предприятием Боинг и Локхид Мартин United Launch Alliance (ULA). Маск считает, что многомиллиардный контракт невыгоден США — один запуск силами ULA сейчас обходится в среднем в 380 миллионов долларов, тогда как SpaceX обещает выводить такие же грузы на такие же орбиты в среднем за 100 миллионов. Кроме того, в ракете Атлас-5, которую использует ULA, установлены двигатели российского производства РД-180, что в современной политической обстановке неприемлемо для Америки, утверждает Маск.


Тестовый взлёт и посадка Falcon-9

Маск ведёт борьбу с монополией Боинг и Локхид Мартин ещё с 2005 года. После успешного испытания мягкой посадки и теперь уже абсолютно реальной перспективы революционного удешевления запусков, SpaceX решила действовать в этом направлении агрессивнее — сегодня Маск объявил о том, что его компания подаст иск против ВВС США в федеральный суд. Он подчёркивает, что его компания не будет добиваться эксклюзивного права на запуски, а лишь хочет свободной конкуренции в этой области.

Илья Сименко @ilya42
карма
469,7
рейтинг 1,3
Редактор Гиктаймс
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (78)

  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +14
      в теории — все просто, обыкновенный обратный маятник. на практике — подобная реализация это чудо инженерной мысли :-)
    • +6
      Если учесть, что ракета достигает сверхзвуковых скоростей, то да.
    • +4
      Ракета находится в динамически неустойчивом состоянии, точка приложения силы тяги ниже центра масс.
    • 0
      Вот только на видео управляемый наклон. Они её подымают, отводят немного в сторону, а затем сажают на место старта.
    • +1
      Вообще, садящиеся на двигатели ракеты делать пытались и они даже как-то летали. Лунный модуль садился на Луну.

      Например, проект Delta Clipper, одноступенчатая многоразовая ракета с посадкой на двигателях, начало 90-х годов.
      До конца не доделали, но садиться получалось и это впечатляет. Были и есть и другие проекты, разное степени неготовности.

      Видео, посадка на 1:20:
      http://www.youtube.com/watch?v=JzXcTFfV3Ls&hd=1

      Информация:
      en.wikipedia.org/wiki/McDonnell_Douglas_DC-X
      ru.wikipedia.org/wiki/КОРОНА_(ракета-носитель)
  • –13
    Кроме того, в ракете Атлас-5, которую использует ULA, установлены двигатели российского производства РД-180, что в современной политической обстановке неприемлемо для Америки, утверждает Маск.

    Зря он в эту дешевую политику полез, инженером и менеджером технических проектов у него быть лучше получается.
    • +17
      Внешняя политика, это так… для острастки. На самом деле его злит то что большие ребята не хотят пускать его в лакомый бизнес военки.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • –87
        Второй хохляцкий подлый заяц.

        Ваш враг Россия не пострадает нисколько от того, что маск не закупит несколько двигателей.
        Как выразился ваш земляк выше — «бензоколонка» — живет за счет других источников.

        Это самая что ни на есть дешевая политика.
        Показать воякам американским отмывающим деньги, что он свой.
        • +4
          Это бизнес, вообще-то.
        • +1
          Я ему что, надо показывать, что он российский?
  • +9
    Ну вот, на твёрдую поверхность сажать ракету не рискнули, а в воде «она была уничтожена волнами».
    • +8
      Она два дня «плавала» во штормящем океане. По моему её просто затопило.
    • +4
      Ну так всё правильно, подобные новшества отрабатываются поэтапно. Гагарин тоже не в первой ракете полетел. Тем более, что ракета выводила полезную нагрузку на МКС, а не чисто тестовый полет был.
    • +16
      Если бы эту ракету сразу стали сажать на землю и она, не дай б-г, навернулась бы, журналюги на каждом углу это бы разнесли. В условиях дикой конкуренции и откровенного лобби ULA, это могло стоить всей кампании.

      С инженерной точки зрения разница только в том, что они потеряли ракету. Но телеметрия снята и по ней они вполне смогут спрогнозировать, как ракета повела бы себя при нормальном приземлении. Так что двух зайцев убили: и эксперимент поставили, и избавили себя от потенциальных репутационных потерь на ранней стадии.
  • 0
    Это хорошо что «в вертикальном положении, с заданной скоростью и с полностью разложенными опорами», но почему в океан?
    • +9
      Потому что точность еще нe доказана. Пока не будет несколько посадок на воду с доказанной точностью, достаточной для посадки на площадку на земле, им попросту не разрешат возвращать ракету на землю — ключевое слово Range Safety.
      • 0
        На земле разве мало пустынных мест?
        • +5
          Сначала нужно убедиться, что она с большой вероятностью хотя бы разобьется в этом пустом месте, а ни где-нибудь рядом в не пустом.
          • 0
            Траекторию падения ступени если известны вводные в момент ее отделения и остановки маршевых двигателей плюс/минус 2-3 километра разве трудно рассчитать?
            • 0
              Учитывая, что они запускают практически с берега атлантического океана, то может проблема в том, что там банально нет суши, на которую можно упасть? Т.е. либо возвращайся на место старта либо падай в океан :)
              • –3
                Вот это скорее всего, ему просто не было куда садиться. Но это забавно, посадку ступени сделали, а садиться ей все равно некуда.
                • +2
                  Как это некуда, садить будут обратно на космодром. В этом то и основная фишка, чтобы потом не искать разбитую ступень по степям и океанам. Так проведут пару спусков в океан, чтобы проверить по телеметрии, что всё идет как запланировано, и потом будут садить на космодром.
                  • –8
                    Опять на космодром, то есть пролететь назад 300-500, а скорее всего 2-3 тысячи километров и сесть на место старта? Немного так посчитайте прикиньте и удалите свой пост :)
                    • +9
                      Однако, в этом вся идея SpaceX и состоит. На самом деле этот возврат намного проще, чем можно подумать: все, что для этого нужно — это импульс против направления полета в горизонт после отделения второй ступени. Импульс достаточно небольшой, так как:

                      — Почти пустая первая ступень весит не так уж и много.
                      — Основную часть горизонтальной скорости набирает лишь вторая ступень, задача первой — поднять ее над плотной атмосферой и придать ей изначальный импульс. Значительная часть скорости первой ступени в момент разделения направлена вверх, и ее не нужно гасить двигателями, с этим прекрасно справится гравитация.

                      Траектория получается примерно такая:

                      image
                      (картинка, кстати, из русских исследований на эту же тему).
                      • 0
                        1. На вашей картинке не хватает второго импульса — торможение перед входом в плотные слои атмосферы. Без такого торможения скорость входа составит 1-2 км/с, а это требует теплозащиты.

                        2. Еще надо оценить, сколько топлива уйдет на эти импульсы. Картинка без этой оценки — как анекдот, оборванный на середине.
                        • 0
                          Хочу напомнить, что ракета вообще-то взлетала через эти самые плотные слои атмосферы. А уж во время непосредственно старта так там вообще ад творится… Так что теплозащита требуется в любом случае.
                          • 0
                            Во время пролета через плотные слои атмосферы скорость ракеты сравнительно небольшая. При возвращении скорость будет равна скорости подъема в момент выключения двигателей прибавить скорость, которую ракета наберет, падая от высоты выключения двигателей до плотных слоев атмосферы.

                            Собственно, это должно быть понятно любому, кто хоть на минуту задумается о механике полета ракеты.
            • 0
              Слово «посадка» как бы подразумевает, что двигатели там не остановлены.
      • +2
        Ладно в океан, ладно шторм. Но почему нет кадров с камер установленных на ступени? Казалось бы, такое событие… Несколько странно.
  • +52
    Как же это круто, что есть человек, который готов бросить вызов таким феерическим монополиям, как бензиновые машины и космические полеты. Черт, Боинг и Локхид Мартин они же всю свои историю сотрудничали с государством, а тут чик, приходит человек и говорит, ребята подвитнесь, мы можем лучше! Кто из монополистов еще десяток лет назад мог подумать, что такое случится! Воодушевляет Маск однозначно!
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • +1
        Думаю что все таки решающим было количество денег у Маска.
        • +24
          Собственных денег у него было не очень много относительно требуемых вложений. Однако был светлый ум и решимость. А так же уже реализованные ранее прибыльные проекты (которые самому Максу деньги и принесли).
          Причем не забывайте, у него (и у обеих компаний, что у Теслы, что у SpaceX) был период, когда они были на грани разорения. У SpaceX раз за разом падали Falcon и оставалась последняя попытка ракету заставить полететь, а у Теслы было безумное затоваривание родстерами, которые никто не хотел покупать. Причем денег на исправление ситуации уже не было. Тем не менее, он убедил акционеров дать еще денег на Теслу и они с инженерами заставили полететь Falcon (следующая попытка запуска была успешной).

          Так что не стоит думать, что что-то измеряется в деньгах. Деньги — это лишь следствие. Главное — это мозги и (на мой взгляд даже важнее) упорство в достижении своей цели.
          • –4
            Насчет светлого ума однозначно согласен. Но согласитесь только с одним светлым умом без удачных реализаций проектов и собственного капитала он бы близко не попал в эту сферу деятельности.
            • +25
              Так он собственный капитал заработал своим светлым умом. Он же не прихватизировал нефтяную компанию или заводик, как российские олигархи. Так что тут вполне закономерное развитие. Сделал один проект -> заработал денег -> делает другие проекты. Тем более он не чисто на свои деньги делает, а привлекает инвесторов.
              • –2
                Но если прикинуть, то отжать нефтяные вышки и остаться живым тоже нужен ум, может не светлый, но незаурядный точно :)
                • +3
                  Там не ум нужен, а смекалка. Как говорил Задорнов смекалка, как раз и работает в первую очередь на то, как что-то отжать, украсть и т.п.
                • +4
                  Да, куда там Маску до росбыдла в пиджаках.
            • 0
              Удачно реализованные проекты — это его заслуга. Деньги он тоже не в наследство получил. Но миллиардером он не был. У него было несколько десятков, максимум — пара сотен миллионов. Я точных цифр не помню. Но по оценкам экспертов только разработка платформы Model S обошлась примерно в 750 миллионов.
              Кроме того, ниже вы сравниваете инженера и финансиста. Я принципиальной разницы в данном случае не вижу. Тут, скорее, стремление цели добиться. Ну, это моря точка зрения. Если вы действительно хотите добиться цели, вас не остановит ни отсутствие проектов, ни отсутствие денег. Как-то так.
        • +18
          У Прохорова побольше 10 млрд. баксов, у Маска меньше 7, и где сейчас Ё-мобиль?
          • +2
            Вы так говрите так, как будто считаете, что у них млрд в наличных.

            Думаю, у Маска наличности больше, т.к. он постоянно привлекает инвестиции.
            • +2
              Никто не говорит, что всё в наличных. Но в ту же Tesla Маск вложил аж целых 7,5 млн. собственных баксов.
          • +9
            Разнится пожалуй кроется, что в одном случае были вложения миллиардера финансиста в инженерный проект, а во втором миллиардера инжинера в инженерный проект
            • +3
              в одном случае были вложения миллиардера финансиста в инженерный проект
              с целью пиара

              а во втором миллиардера инжинера в инженерный проект
              с целью построения производства

              Причём цель, как мне кажется, гораздо важнее того, является ли вкладывающий финансистом или инженером. Если бы ё-мобиль банально не слили, то что-то да могло бы получится, т.к. Яровит-Моторс (собственно разработчики ё-мобиля) — вполне адекватная инженерная компания, делающая довольно неплохие грузовики собственной разработки.
    • 0
      1) монопольный из монопольных GM выпускает электромобилей больше чем Тесла. Погуглите по Chevy Volt
      2) Боинг делает ещё кучу всего кроме ракет
      3) Собственно в оборонном заказе и у NASA так всегда и было, что коммерческие фирмы предлагают разные решения и соревнуются. Это нормально.
  • –14
    То есть ступень в итоге уничтожило волнами, и найти ее целой уже не удастся? Тогда о каком повторном использовании может идти речь? О каких 70%? О каком суде может идти речь? Конечно глупо надеяться, что сходу все получится, но по-моему такие публичные заявления — преждевременны. Найдите ракету, вытащите и покажите что она повторно-используема, и что количество повторов — велико.
    • +3
      Они же не в море в конечном итоге планируют ступень спускать.
      • –3
        В итоге получается, что компания, которая создала ракету за несколько лет и предусмотрела все, что только можно, не посмотрела прогноз погоды за день до старта, рискнув дорогостоящей ступенью?
        Датчики телеметрии показали, что ракета вертикально приводнилась с учетом штормового ветра?
        • +2
          Прогноз-то у них может и был, но ракету с последующей стыковкой вряд ли можно запустить в произвольное время. Следующее окно могло быть неприемлемо далеко. И так месяц откладывали, космонавты уже голодать стали =)
          Да, судя по новостям, приводнилась с точностью, достаточной для нормальной посадки на землю.
  • +10
    Столько политики и прочего г-на в комментах.
    • +3
      Если убрать все комментарии, так или иначе связанные с политикой и срачем, то получается очень даже неплохая десятка комментов по теме.
      • 0
        Видимо таки убрали. Так как сам поддался слабости и ответил на два комментария. А сейчас не вижу всей этой ветки.
  • +3
    Интересно, сколько топлива оставалось в ракете на момент погружения?
  • 0
    Интересно что испытывал в это время пилот вертолёта, с борта которого велась сьёмка взлёта и посадки.
    • +2
      Тепло и комфорт. Съемки велись с беспилотного квадрокоптера.
      • 0
        Или даже мультикоптера.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.