Редактор Гиктаймс
0,2
рейтинг
22 мая 2014 в 20:41

С сентября этого года робоавтомобили смогут ездить по дорогам общего назначения в Калифорнии

image

Департамент автомобильного транспорта штата Калифорния утвердил правила, по которым будут выдаваться лицензии на использование беспилотных автомобилей на дорогах общего назначения. Принципиальное решение о допуске робоавтомобилей на дороги штата было утверждено 25 сентября 2012 года. Новые правила вступят в силу 16 сентября этого года. Как и в других штатах, за рулём автономного автомобиля на всякий случай должен присутствовать живой водитель. Страховка для компаний, желающих получить лицензию, обойдётся в 5 миллионов долларов.

Калифорния — важный рубеж на пути к повсеместному использованию робоавтомобилей — это самый густонаселённый штат США, здесь живёт почти 40 миллионов человек — больше чем в остальных трёх штатах, где также разрешены робоавтомобили. Здесь же расположена штаб-квартира и лаборатории Google — ведущего разработчика беспилотных автомобилей. В Калифорнии самая густая сеть электрозаправок, так и напрашивается идея объединить два главных тренда современного автомобилестроения — электромобили и беспилотники. Здесь живёт огромное количество гиков, которые с радостью будут покупать такие автомобили. Похоже что лет через двадцать, а то и десять штат изменится до неузнаваемости.

Первым штатом, допустившим робоавтомобили на свои дороги стала Невада — первую лицензию получила компания Google два года назад. С тех пор автомобили Google в общей сложности наездили уже миллион километров — без единой аварии. Вслед за Невадой беспилотники лицензировали Флорида и Мичиган. Процесс легализации робоавтомобилей также идёт в нескольких странах Евросоюза. Ежегодно из-за ДТП в мире гибнет больше миллиона человек. Повсеместное использование автономных автомобилей теоретически способно уменьшить эту цифру почти до нуля, а заодно уменьшить пробки и сэкономить топливо за счёт оптимизации режима вождения и согласованного движения автомобилей в потоке.

Илья Сименко @ilya42
карма
467,2
рейтинг 0,2
Редактор Гиктаймс
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (99)

  • +31
    за рулём автономного автомобиля на всякий случай должен присутствовать живой водитель

    А если он будет мёртвый, то его что — оштрафуют?
    • +2
      Ну и, надеюсь, там есть в правилах уточнение про то, что живой водитель за рулём должен быть в сознании.
      • +5
        А можно ли быть пьяным?
        • +41
          А то теряется вся прелесть робомобилей :)
          • +5
            Полагаю, что какое-то время законодательство будет требовать от водителей автопилотной машины всё то же самое, что и от водителей обычной. Ну то есть вести машину, если не желаешь, не веди; но непременно обязан быть трезвым, воздерживаться от телефонных разговоров и набора SMS, не оборачиваться к пассажирам заднего ряда кресел, держать обе руки на руле и следить за дорогою. Иначе разорение и тюрьма.
            • –1
              Руки на руле и следить за дорогой? А в чем тогда суть автопилотирования? Просто гордое чувство знать что он в машине есть?
              Вот с круиз контролем можно хотябы ноги убрать от педалей.
              • 0
                суть в том, что технологию надо обкатать лет 5 хотя бы, что бы понять, что хотя бы основные подводные камни выбраны.

                Например, что человек от неруления расслабляется до состояния овоща и компьютер в какой-то момент не может принять правильное решение, а человек уже отвлекся и задремал.
                • –1
                  уже все обкатано и проверено, вопрос безопасности естественно был в приоритете
                  • 0
                    Что вы понимаете под «обкатано»?
                    Для кого-то «один раз мы выехали на пустыре на автопилоте — и впервые никого не сбили! ура! чудо!» — это уже означает обкатано. А для другого — менее 3 000 лет в разных климатических условиях, в разное время года, в том числе обязательно испытать во время извержения этого вулкана фубля и хотя бы пару раз во время атаки инопланетян — если не подходит, то еще недостаточно обкатано.
        • 0
          А нужно ли пьяному иметь водительское удостоверение?
    • +2
      А если водитель будет живой, но не человек? ))
      • 0
        Когда человек садится за руль, то он уже не человек, он теперь — «эй, ты, смотри куда едешь!».
        • 0
          Даже в Калифорнии? :(
          • +7
            В Калифорнии: «Did You Get Your licence Out Of A Cereal Box?»
            • +2
              Экие в Калифорнии сложные эвфемизмы для «насосала».
              • 0
                Именно так. Даже каждое слово с большой буквы говорят как написано выше.
  • +4
    Супер! Давай, Гугл, не подведи!
  • –1
    -
    • +7
      — Как установить Apple iCar на мой робоавтомобиль вместо штатной Windows Vehicle 12.
  • +55
    Запросы в поисковиках в будущем:
    — как получить root на автомобиль ...;
    — скачать прошивку для проезда на мигающий зелёный и жёлтый свет;
    — включить обгон по обочинам;
    — разрешение поворота налево с крайней правой полосы;
    — и т.д.
    • +40
      А чтобы загрузить новую прошивку придется одновременно зажать тормоз, дернуть ручник, и бибикнуть.
      • +2
        В случае с гуглом перед этим надо будет разблокировать загрузчик и прошить recovery.
    • +11
      А если вы по неосторожности заехали в макавто на своем робомобиле, то будете ездить мимо этого макдональдса целый месяц, вне зависимости от того, куда пролегает ваш маршрут.
    • +1
      Вообще-то робоавтомобили будут ездить на желтый, ибо у них нет выбора. В Северном Америке другая система светофоров: мигающий зеленый — регулируемый пешеходами светофор, и здесь сразу за зеленым идет желтый и потом красный. Причем время переключения между цветами регулируется, и если полиция чувствует, что ей надо побольше денег заработать в этом месяце, они промежуток сокращают (сейчас идут судебные разбирательства насколько это законно). Обычно, желтый горит от полсекунды до пары секунд (если огромный перекресток). Но самая большая проблема, что никогда не знаешь, когда желтый загорится: либо надо ориентироваться по пешеходным сигналам, либо иметь шестое чувство. Так что проезд на желтый — это обычное явление в Северной Америке.
      • +1
        Так это в правилах написано, что на желтый не надо останавливаться, если придется применить экстренное торможение. Собственно от европейских правил отличается только тем, что нет мигающего зеленого.
        • 0
          Если следовать официальным скоростным лимитам в городе (в среднем 25 миль, зависит от штата, либо 50 км/ч в Канаде), то практически никогда не надо использовать экстренного торможения, если держишь дистанцию. Ни то, ни другое, конечно, не соблюдается, но возможно что робоавтомобили будут все правила соблюдать (думаю, это будет еще одна причина, почему многие не захотят их использовать — ездить по официальному лимиту в Калифорнии на хайвее в 60 миль в час практически нереально, слишком медленно, есть большой шанс попасть в аварию, т.к. скорость сильно отличается от скорости потока, которая в среднем 70 миль в час).
          • 0
            Ну… 70 mph это в Вашингтоне. В Калифорнии все 80 будут :)
            • 0
              В Калифорнии на большинстве хайвеев ограничение 65. Есть несколько, где 70. 80 не встречал.
          • 0
            25mph это в самом центре где-то. В пригородной «сетке» и 50mph бывает, но и желтый горит довольно долго, поэтому если реально не успеваешь остановиться, то светофор и не переключится. Ну это в Мичигане так, по крайней мере. В городе в основном все соблюдают скоростной режим, в т.ч. и потому что «зеленые волны», быстрее ехать просто бессмысленно, всё равно на светофоре встанешь. А вот на хайвее все реально гонят, при ограничении в 70mph в пятницу вечером народ может спокойно 95mph ехать. Ограничение в 60 на хайвее это издевательство над здравым смыслом какое-то, понятно что все будут нарушать.

            Да и в робомобиле же будет большая красная кнопка OFF, чтобы взять управление на себя. Думаю, что на хайвее все будут её нажимать и всё.
            • 0
              Длительность желтого зависит от ограничения скорости на данной улице.
              • 0
                К сожалению, не всегда. Бывает на дорогах стоит знак 45 миль, но жёлтый горит 1-2 секунды. Приходится угадывать по светофорам для пешеходов.
                • 0
                  Есть такой документ MUTCD, он имеет федеральный статус и в нем есть такая рекомендация:
                  A yellow change interval should have a minimum duration of 3 seconds and a maximum duration of 6 seconds

                  Конечно, это только рекомендация, но если вас поймают за проезд на красный на перекрестке, где желтый горит менее 3-х секунд, я думаю, в суде есть хорошие шансы оправдаться.
                  • 0
                    Вот-вот. В сети много примеров, когда жёлтый горит и меньше секунды, например:
                    Walker and Bahen claim Florida's yellow lights are often 0.5 seconds or more too short, because the state no longer factors drivers' actual speed into calculations, even though national guidelines recommend it.

                    В этом случае суд может помочь, но сколько надо потратить времени и денег? А что делать гугл машине в этом случае?
    • 0
      Watch_Dogs какой то
    • +2
      — Как активировать режим «Убить всех человеков» (с)
  • +1
    А никто не подумал о гипотетической опасности написания специализированного вируса провоцирующего смертельные ДТП?
    • +18
      Это всяко легче лечится чем повальный алкоголизм.
      • +13
        Алкоголизм через интернет не передается, для этого общаги политехов существуют.
        • 0
          А кто сказал что Google Car подключен к интернету :-)
          • 0
            Кто сказал, что иранские АЭС подключены к Интернету?
      • +2
        …за рулем. Постоянно наблюдаю новости о пьяных утырках, сбивающих людей, переходящих на свой зеленый. Уж лучше робокар, чем такие «люди».
        • 0
          Ох, не скажите. Пара тысяч автомобилей одновременно резко завернувших через все полосы из-за команды вируса… И пока суть да дело такая фигня повторяется еще в течении нескольких дней…
          • +1
            Ну вот самолёты же летают на компьютерном управлении, хоть про один вирус для них слышали?
            • +1
              Ну я имел в виду все-таки более далекое будущее. Где-то в каментах упоминалось «Как поставить Apple iCar вместо Windows Vehicle». Когда на машины будут ставить обои и прошивки, скачивая их без СМС, вот тогда и вирусы появятся. И потом, добавьте иронии )
            • +2
              Самолёты — не такая массовая штука пока. Мало кто имеет к ним доступ, чтобы как следует этим заняться.
              Ну, а вообще, imageИсследователь продемонстрировал перехват управления самолетом при помощи Android-приложения.
              <irony>Остаётся только переписать как модуль для Metasploit</irony>
              • 0
                А теперь комментарии прочитайте, там специалисты высказывались.
                • 0
                  Основные возражения там состоят как раз в том, что все действия контролируются пилотом вручную.
                  • 0
                    И в том, что по этим каналам не передается информация для управления самолетом, только для сведения.
                    • 0
                      не передается информация для управления самолетом, только для сведения.
                      Классика из «Крепкого орешка» — передавать сведения, что полоса на N метров ниже, чем есть.
                      • 0
                        • 0
                          На А320, к примеру, FMS конечно же на ILS влияет — она автоматически включает нужные приёмники в процессе полёта и захода на посадку. Но — в соответствии с флайтпланом.
                          На сколько я помню из FCOM на A320 (а я не пилот совсем, только листал его, так что могу и ошибаться), флайт-план можно получить через ACARS, но для этого надо явно нажать на кнопку
                          Т.е., вся суть в том, что контроль за пилотом остаётся.
              • 0
                metasploit (imho) сам по себе вирус. полубесполезная тулза, которая все равно не заменит качественный «душевный, ручной» аудит, но при этом распиареная, так, что любой ITшник побуждает босса ее купить, чтобы себе в резюме написать про опыт работы с метасплойтом (и тогда, тоже уже зомбированные эйч-ары, дают ему несколько очков бонусов при оценке кандидата).
            • +1
              Просто редкий хакер имеет возможность поковыряться в самолете или оборудовании аэропорта. Это не ноутбук и не мобильник, который можно на каждом углу купить и на найти полную документацию с исходниками в интернете.

              • 0
                И редкий самолет имеет интерфейсы управления торчащие наружу.
                • +1
                  Ну, когда самолет заходит на посадку по курсо-глиссадная радиолучу в режиме автопилота, чем это не внешний интерфейс управления? Просто ответная часть этого интерфейса не общедоступный ноутбук, а промышленная установка.

                  Радует что в кабине самолета при этом сидит опытный пилот и постоянно контролирует процесс. А в автомобиле сидят невнимательные обыватели.
                  • 0
                    Увы практика показывает, что в нынешнее время достаточно не опытных пилотов сидят (недавние аварии). К тому же часто оператор вместо того чтобы дублировать автоматику занимается черти чем.
            • 0
              Слышали. В том числе на хабре писалось.
              1. Был пост про то, что можно перехватывать управление современными лайнерами (при куче условий, правда)
              2. habrahabr.ru/post/202184/ А тут просто про то, как оно все ненадежно
    • +6
      Или чтобы они забавно таранили друг друга на улице при встрече.
      • +18
        Обязательно будет видео на хабре как автомобили в пробке играют клаксонами тему из супер братьев марио.
        • 0
          Вот на рекламе к видео и будут хакеры зарабатывать!
          И никаких жертв не нужно =)
      • 0
        Я думаю для этого вирусов не надо. Достаточно на несколько секунд ввести в заблуждение систему распознования образов автопилота какими нибудь хитрыми обманными муляжами, плакатами или светотехническим оборудованием.
    • 0
      Изолировать управляющий компьютер от каких-либо сетей, и проблема решена.
      • +12
        А как же он тогда будет показывать контекстную рекламу на стекле и возить только по «нужным» магазинам?
        • +1
          Для этого можно выделить отдельный и полностью изолированный компонент.

          Собственно, похожая логика сейчас в сотовых — разделение на baseband и application processor

          offtop:
          никто не знает, занимался ли кто-либо реверс-инженирингом baseband'ов MTK?
          • 0
            Опасно так разделять. Как только разделение будет таким, что отдельная часть системы нужна будет чисто чтобы «иметь» пользователя, и больше ни для чего — так он тут же и перекусит зубами провода к ней, и, голый и мокрый, выйдет из машины, обратится к Солнцу и победно прорычит, стуча себя в грудь, под музыку из Космической Одиссеи.
            • 0
              За котиков и совушек во вемя езды отвечать будет та же подсистема.
    • +1
      Ну все, нужно сворачивать разработку и ставить крест.
  • +1
    Можно вот это пояснить?
    Страховка для компаний, желающих получить лицензию, обойдётся в 5 миллионов долларов.
    • –3
      5 млн долларов — это цена за полис обязательного страхования для компаний, которые хотят затариться новенькими робомобилями.
      • +3
        Manufacturers, не клиенты ни разу.
    • +1
      Manufacturers wishing to test autonomous vehicles must apply for a permit, provide a minimum of $5 million in insurance.
    • 0
      будет что-то вроде, Public Liability Insurance — если автомобиль, произведенный компанией, наделает беды, страховая компания выплатит убытки
      • 0
        Public не факт… возможно просто через лизинг их сначала распространять будут
      • 0
        Где это вы такое вычитали?
    • +1
      Ошибка перевода.
      Должно быть что-то типа: «Производители, которые хотят тестировать свои автомобили должны получить разрешение и иметь страховку с покрытием в минимум 5 миллионов долларов».
  • –31
    Очень правильная картинка. Давайте уже заменим всех блондинок за рулём на автоматику.
    А нормальные мужики будут ездить сами. И с механической коробкой.
    • +15
      Я правильно понимаю, что мужики, которые ездят на автоматике, не являются нормальными в вашем понимании?
      • –9
        Нет, я неправильно выразился. Нормальные — сами, а самые крутые — с механикой :)
    • +11
      Мммм, в Калифорнии с механической коробкой? Только есть мустанг какой-то, да и то редкость.
      • +1
        Забавный случай был в американском прокате автомобилей. На просьбу предоставить машину с «ручкой», менеджер округлил глаза и спросил «вы спортсмен?» :)
        • 0
          Примерно такой же случай был, только меня не спрашивали, мне просто сказали — нет таких :)
      • 0
        Да ладно, я езжу. И не мустанг. Вообще, конечно, ручка здесь редкость но ещё не музейная.
    • +10
      Нормальные мужики ездят только на коне, а все эти ваши новомодные безлошадные кареты фигня :)
      • 0
        удалено
      • 0
        Это да. И чтоб меч был.
    • +2
      Ага, и на заднем стекле надо обязательно баннер «я вожу на ручке, у меня яйца по 2 кг»
    • +1
      Как нормальный мужик (механика, внедорожник, дизель) заявляю вам — нормальный мужик когда захотел — тогда и забухал! в любой время и в любом месте! Поэтому автопилот нормальному мужику просто необходим — ну не жену же за руль сажать, жена-то у нормального мужика, обычно, баба.
    • +1
      Видали мы (пешеходы) этих ваших «нормальных мужиков». Иногда хочется этим «нормальным мужикам» дать нормального такого пенделя в область промежности, когда они:
      — становятся посреди пешеходного перехода
      — едут к переходу на скорости 60 км/ч, за одну секунду снижают скорость до 5 км/ч, а потом смотрят на тебя, как на говно: мол, чего тормозишь, иди уже
      — обливают водой из лужи
      — создают аварийные ситуации на ровном месте из-за своих безбашенных манёвров — мнят себя героями фильма «Форсаж»
      — не включают поворотники или не могут включить из-за их неисправности
      — создают пробки своим тугодумством и несоблюдением безопасной дистанции: загорается зелёный, стартует первый, через секунду второй и т.д. в итоге на зелёный успевают проехать около 10 автомобилей, а могли бы 50, если бы стартовали одновременно и не стояли вплотную друг к другу
      — резко стартуют и так же резко тормозят; таких водителей автобусов и маршруток хочется подвесить в мешке и дать любому желающему подёргать за верёвочку

      Напоминаю, что пока ещё большинство водителей — мужчины.
      • 0
        хочется этим «нормальным мужикам» дать нормального такого пенделя в область промежности

        таких водителей автобусов и маршруток хочется подвесить в мешке

        Вам права точно противопоказаны :)

        создают пробки своим тугодумством и несоблюдением безопасной дистанции: загорается зелёный, стартует первый, через секунду второй и т.д. в итоге на зелёный успевают проехать около 10 автомобилей, а могли бы 50, если бы стартовали одновременно и не стояли вплотную друг к другу

        Да, точно. Без обид.
        • 0
          Да не собираюсь я никого бить или вешать, это для красного словца. Я не утверждаю, что каждый человек обладает хорошей реакцией и может стартовать одновременно со всеми (хотя дистанцию держать мог бы — для своей же безопасности). Я имел ввиду, что компьютер этого недостатка лишён, неточно выразился (моя вина).

          Почему мне права противопоказаны, не очень понятно: я-то буду ездить осторожнее всех. Разве что если вы имели ввиду мою реакцию на остальных участников движения, но я уже написал об этом выше.
  • 0
    Хорошие новости, вот только хотелось бы, чтобы на этом рынке было много игроков. В этом случае общее качество робомобилей будет выше.
    • +1
      Помнится, было очень много бородатых шуток на тему того, если бы IT-компании делали автомобили, в частности, Microsoft
      Одна из них
      • +4
        А еще была бородатая шутка в стиле «кто быстрее выпустит свою ОС — графический просмотрщик (acdsee) или писалка дисков (nero)». Оказалось — браузер :)

        Так что в каждой шутке, как говорится, есть над чем подумать :)
  • 0
    Недавно была статья на Wired о том что не все так радужно в мире робомашин — www.wired.com/2014/05/google-self-driving-car-maps/
    Прежде чем они смогут нормально ездить по обычным дорогам им надо прогнать и замапить каждую дорогую по нескольку раз.
    • +1
      С учётом того, сколько машин в США и как много там ездят — даже если тысячные доли процента будут роботами, всё равно каждый клочок дороги в течение года по сто раз будет обновляться. В конце-концов сначала люди будут и на «ручном управлении» ездить без напряжения, а через десять лет каждый сантиметр дорог будет замаплен. + Алгоритмы будут совершенствоваться.
      • 0
        Кажется, даже для одного человека с одним робоавтомобилем это не проблема: лично я (уверен, что таких не мало) в течение недели проезжаю 90% всех своих маршрутов. Дом — работа — дом — два-три основных магазина. Проехался неделю сам, а потом доверил управление роботу.
        • +1
          так это как раз не интересно. На работу я могу и сам съездить. А вот круто, если бы можно было бы нажать на кнопку, а машина всю ночь пилит до Флориды. Проснулся — уже на пляже. И это вполне реально, на автомагистрали намного легче роботу, чем в городе, да и замапить их можно относительно быстро.
          • 0
            Ну, если на работу/с работы — три часа по пробкам, то я бы и там поспал.
  • 0
    боюсь представить, что будет, если подобные автомобили будут ездить по нашим дорогам… с нашими, гм, водятлами

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.