1040,4
рейтинг
15 августа 2014 в 04:08

На МКС заняты все доступные стыковочные узлы


Это фото (рендер) опубликовало в твиттере агентство NASA

Европейский беспилотный грузовой корабль ATV-5 занял пятый стыковочный узел, так что на Международной космической станции теперь заняты все реально доступные места. Впрочем, уже в пятницу американский Cygnus должен отстыковаться и освободить одно место.

Сейчас на «парковке» находятся пилотируемые корабли Союз TMA-12M и Союз TMA-13M, которые доставляют экипажи МКС с/на Землю (один корабль в качестве запасного), а также три беспилотных грузовых корабля.

Пилотируемый корабль Союз TMA-12M прибыл 27 марта (ракета-носитель Союз-ФГ, космодром Байконур) с участниками 39-й экспедиции (они уже покинули станцию), а отстыкуется 11 сентября.

Пилотируемый корабль Союз TMA-13M прибыл 29 мая (ракета-носитель Союз-ФГ, космодром Байконур) с участниками 40-й экспедиции, а отстыкуется 10 ноября.

Беспилотный грузовой корабль Прогресс М-24М (Progress 56), прибыл 24 июля (ракета-носитель Союз-У, космодром Байконур), груз: около 2500 кг, топливо, продукты питания и вода, научное оборудование и расходные материалы; отстыкуется 27 октября.


«Прогресс» перед стыковкой

Беспилотный грузовой корабль Cygnus CRS Orb-2 (груз: 2000 кг) выведен на орбиту 16 июля американской компанией Orbital Sciences. Она является одной из двух коммерческих компаний (вместе со Space X), получившей контракт NASA на доставку грузов. В отличие от капсулы SpaceX Dragon, этот не сможет вернуться обратно на Землю и сгорит в атмосфере после отстыковки сегодня 15 августа. Астронавты загрузят его ненужным мусором и отправят к Земле.


Cygnus CRS Orb-2 перед стыковкой

ATV-5 — последний грузовой корабль, который на МКС доставило Европейское космическое агентство. Этот тяжеловесный аппарат 12 августа привёз на станцию 7700 кг груза, и разгружать/загружать его будут аж до 25 января 2015 года.


ATV-4 перед сжиганием в атмосфере
Анатолий Ализар @alizar
карма
683,6
рейтинг 1040,4
Редактор
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (23)

  • +46
    Тоже мне проблема. Тут необходим тройник!
    • –17
      А лучше сетевой фильтр à la «Розеткус» от Студии Лебедева, дабы можно было стыковаться как угодно :-).
    • +4
      Мелко берете, уже шестерник делают :)
    • 0
      Только хотел написать об этом «ноу-хау»)
  • +3
    Давно хотел задать вопрос, ждал подходящей темы

    ATV-5 George Lemaitre — полезный груз 6555 кг
    Прогресс М-24М — полезный груз 2500 кг
    Cygnus CRS Orb-2 — 2000 кг
    SpaceX Dragon ~ 3300 кг

    По каким причинам русские продолжают использовать систему Союз-Прогресс, разработанную в 70х?

    Возможные варианты:
    * Союз выводит на НОО всего 9 тонн, поэтому для этого РН нет смысла что-то изобретать, а других средних ракет нет. Ангара еще в разработке.
    * Протон слишком мощный, выводит на НОО где-то 22 тонны, столько на орбите не нужно, поэтому для протонов не разрабатываются грузовики.
    * Ждем завершения летно конструкторских испытаний тяжелой ангары и ПТК и разрабатываем грузовой вариант. Где-то в 2025 будет новый грузовик на 3-5 тонн полезного груза.

    Тот же ATV-5 имеет российский стыковочный аппарат. За последнее десятилетие две частные компании создали свои грузовики. Значит это дело хоть и хитрое, но посильное.

    Какие еще мысли по этому поводу могут быть?
    • +7
      По каким причинам русские продолжают использовать систему Союз-Прогресс, разработанную в 70х?

      Работает не трогай (с) Все просто, устраивает по ТТХ. Плюс Прогресс сильно унифицирован с Союзом. Новый пилотируемыый ПТК так же будет унифицирован с грузовиком. У Dragon X та же кстати фишка. У оставшихся двух это тупо грузовик без какой либо перспективы. Делать же отдельно грузовик типа выводить много груза при необходимости пилотируемой космонавтики, дорого и не нужно.
    • +2
      Ну, собственно первого пункта уже более чем достаточно. Нет ножек — нет варенья; нет носителя — нет грузовика.
    • +2
      Тем не менее, Союз и Прогресс за эти годы сильно модернизировали. Это же не смартфон, чтобы каждый год полностью новый делать. Менять название тоже смысла особого нет, просто указывают дополнительные литеры. Конкретно, корабли данной серии — это Союз ТМА-М, первый полёт в 2010 году и Прогресс М, первый полёт в 2008 году.
      • +1
        Его модифицировали в области управлении, заменили аналоговую вычислительную машину на цифрову. Многие приборы наверняка уменьшились в размерах и массе, что хорошо сказалось на полезной нагрузке. НО координально ничего не поменялось.

        Я не могу понять вот что, если бы прямо сейчас был бы грузовик на 5 тонн, использовали бы его или продолжали бы снабжать станцию прогрессами, потому что их хватает и они дешевы.

        Тот же ATV все пять раз поднимал от 5 тонн до 8ми, но программу свернули. Почему ее свернули, потому что не нужен такой большой грузовик т.к. он дорог или просто ESA свернула программу, потому что хочет другим заняться?
        • +1
          Насколько я понимаю, для ATV планируется расширение до пилотируемого варианта (CTV) и непилотируемого возвращаемого варианта SPR. А в отдалённой перспективе и беспилотного межпланетного транспорта (Земля — Луна, Земля — Марс). Есть и другие предложения по развитию.

          И ещё важно понимать, что выгрузка привезённого груза идёт очень долго, невесомость вносит в этот процесс свои плюсы и минусы. И разгрузить 3 тонны и 8 тонн силами самих космонавтов — это очень разные по трудоёмкости задачи.

          По поводу кардинальных изменений. А что именно вы под ними понимаете? Для большего груза нужна другая ракета-носитель, более мощная.
          • 0
            Да, это и понимаю. Для кардинальных изменений нужна другая РН. Ее готовят — Фнгара, в тяжелом виде будет до 15 тонн подбрасывать, соотвественно и масса полезного груза будет больше. Вот если будет МКС2, уже не с 5ью портами, а с 10. Тогда бы можно было держать грузовики подольше. Больше грузовик — больше топлива для коррекции, больше еды, дольше порт занимает. Но все равно нужно регулярное сообщение для смены экипажа и подкидывания нового оборудования для экспериментов. Большими грузовиками часто дорого летать. Поэтому оба класса грузовиков имеют право на жизнь.

            После принятия на вооружение более тяжелого грузовика, Прогресс будет использоваться или уйдет на заслуженный отдых?
            • 0
              А почему бы его не использовать? В классе лёгких грузовиков вполне возможно.
  • 0
    >> Пилотируемый корабль Союз TMA-12M прибыл 27 марта (ракета-носитель Союз-ФГ, космодром Байконур) с участниками 39-й экспедиции (они уже покинули станцию), а отстыкуется 11 сентября.

    Своим ходом направились к земле или к другой станции? :)
    Тема, на чём они покинули станцию, не раскрыта.
    • +2
      Текущие обитатели станции тоже не на своём вернутся. Подсказка: к МКС всегда пристыковано два «Союза» от двух последних прилетевших экипажей.
  • +20
    Да… Здоровая стала. А в 1999 была лишь такой:
    Скрытый текст
    image
  • +2
    >Европейский беспилотный грузовой корабль Cygnus CRS Orb-2 занял пятый стыковочный узел

    Наверное речь идет всё таки об ATV-5?
    • +2
      Виноват, исправил.
  • +1
    Всё волнует следующий вопрос:
    На орбиту поднять груз, дело дорогостоящее. Всё не пойму, зачем было топить Мир? Отбуксирить в точку лагранжа и там потихоньку базу строить. Ведь найдутся в будущем способы материалы, что уже на орбите, переработать.
    • +2
      А почему все спрашивают только про Мир? Можно ещё спросить почему утопили Салюты с 1 по 7 и Скайлэб :)
    • 0
      Поднять на орбиту буксир тоже дорого.
      Точка Лагранжа — это не стабильное положение, положение станции пришлось бы постоянно корректировать.
      Да и потом, дешевле всё же просто запустить новую станцию, чем разворачивать мощности по переработке на орбите.
    • 0
      В планах Мир должен был существовать 3 года, с 86 по 89, и впоследствии его собирались заменить станцией Мир-2. Но тут страна рухнула. И станция проработала в 5 раз дольше.
    • +2
      К чести российской космонавтики стоит указать, что время эксплуатации станции Мир изначально было установлено в 5 — 6 лет (как и предыдущие станции серии Салют). К 1991г СССР уже собирал новый базовый блок станции Мир 2. Но страна развалилась, денег на новую станцию не было и эксплуатация станции Мир затянулась на 15 лет. В 93ем вообще решили блок станции Мир 2 оставить для будущей станции МКС (ныне модуль Звезда), а изначально боевые экспериментальные модули Спект и Природа, переоборудованы в научные и запущены при финансовой помощи НАСА в 95 и 96гг (опять таки в рамках программы МКС).
      Производство орбитальных станций в СССР было чуть ли не конвейерным, потому без лишней сентиментальности в 86 году полностью рабочая станция Салют 7 была законсервирована и сошла с орбиты лишь в 91 году.
  • +3
    Проблемы с парковкой теперь и в космосе.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.