Пользователь
0,0
рейтинг
18 августа 2014 в 07:56

Луна-7 или SpaceX по-русски



Частной космонавтикой в России уже никого не удивишь, постоянно всплывают проекты различной степени амбициозности. Но не так давно на бескрайних просторах Интернета я наткнулся на поистине удивительный проект от частной российской компании «Лин Индастриал». Компания ни много ни мало замахнулась на колонизацию Луны и если обычно такие проекты вызывают лишь грустную улыбку, то этот действительно поразил меня глубиной проработки. И так о чем собственно речь?

Легкая ракета как ключ к успеху


В начале немного о самой компании. «Лин Индастриал» – это небольшая команда инженеров и ученых, которая работает над различными проектами гражданского и двойного назначения. Новостной раздел сайта говорит нам, что компания «Лин Индастриал» получила свидетельство участника проекта «Сколково». Там же удалось узнать, что в «Сколково» команда из «Лин Индастриал» продвигает свои разработки в части легких и сверхлегких ракет-носителей: Адлер и Алдан. По-моему мнению, это очень здравый подход, как мы помним всем известный Илон Маск так же начинал с разработки легкой ракеты-носителя Falcon-1. Но о данных проектах как-нибудь в другой раз, так как больше всего меня заинтересовал раздел сайта «Наши перспективные проекты» с предложением по развитию пилотируемой космонавтики — “Луна семь”.

Почему собственно семь?


Как известно, на данный момент люди высаживались на нашем естественном спутнике шесть раз в ходе миссий Аполлон. Компания Лин Индастриал предлагает сделать это в седьмой раз, да так что бы остаться там всерьез и надолго. Естественно Роскосмос уже озвучил планы по колонизации Луны, но в Лин Индастриал уверены, что с теми сроками, которые заложены в программе, о том что именно Россия осуществит седьмую высадку не может идти и речи, Китай наступает на пятки, да и американцам никто не мешает в очередной раз подкорректировать планы, благо создание ракеты-носителя SLS и корабля Orion вышли на финишную прямую. Дабы не упускать инициативу на поприще колонизации Луны, в Лин Индастриал предлагают проект максимально использующий уже существующие (или доступные в ближайшем будущем) технические решения такие как:


Естественно, что для реализации задуманного потребуется некоторая переделка всего выше перечисленного, но об этом ниже. Вот так будет выглядеть вся система в сборе:



Слева на право (или снизу вверх, если хотите): третья ступень А5, КВТК, Фрегат и Союз (точнее, то что от него осталось). Как при таком ограниченном наборе технических средств удастся осуществить высадку двух космонавтов на Луну? А это столько же сколько американцы смогли высадить на Луну используя такого монстра как Сатурн-5.

Не Кондратюком единым


Я уже писал о том, что схема Кондратюка позволяет доставить на поверхность Луны больший груз чем при прямом перелете, но даже при этом для высадки на Луну американцам понадобилась ракета грузоподъемностью в 140 тонн. Что же делать если такой ракеты у нас нет? Роскосмос решает вопрос в лоб, если ракеты нет, то её нужно построить. Именно в этом моменте, по мнению ребят из Лин Индастриал и таится главная ошибка, создание носителя подобного типа стоит колоссальных денег (по последним данным 214,6 миллиарда рублей и это только на первый этап!) и займет много времени (разработку планируется завершить не ранее 2030 года), за это время можно упустить инициативу. От себя добавлю, что подобные носители таят в себе ещё один риск, они очень специализированны и их невозможно использовать для коммерческих запусков, за счет этого носители данного типа запускаются крайне редко, что в купе с дорогостоящей разработкой делает их поистине золотыми.



Как предлагают решить данную проблему в Лин Индастриал? Во-первых, они предлагают вместо одной супер-ракеты использовать несколько, но доступных прямо сейчас, а во-вторых, они предлагают схему прямого перелета! Стоп, давайте разберемся! Получается, что бы заменить по грузоподъемности один Сатурн-5 необходимо как минимум 6 (шесть) таких ракет как Ангара-А5, но при отказе от схемы Кондратюка их число должно ещё возрасти. В Лин Индастриал заявляют, что достаточно ТРЕХ! Как это у них получается?

Следите за руками


Для начала предлагается взять орбитальный отсек и возвращаемый аппарат от Союза, и вместо приборно-агрегатного отсека использовать специальную версию разгонного блока Фрегат. Фрегат-Л (назовем его так) должен иметь не только солнечные батареи и радиаторы, ну и посадочные опоры для прилунения. В общем как-то так:



Чтобы отправить всё это дело к Луне, необходим водородный разгонный блок. К счастью, в России подходит к концу разработка КВТК (кислородно-водородный тяжелого класса), данный разгонный блок проектируется как раз для использования в составе Ангары-А5. Тут возникакет первая проблема, грузоподъемности Ангары-А5 не хватит, что бы поднять это хозяйство на орбиту Земли. Но и тут всё решаемо. В посте про первый полет Ангары я упоминал, что при проектировании данной ракеты оказалось что УРМ-2 велик для А1, но при этом мал для А5. Ситуацию для легкой Ангары исправили и в ГКНПЦ им. Хруничева есть планы по модернизации УРМ-2 для Ангары-А5, путем замены двигателя РД0124А тягой в 30 тс двумя двигателями РД0125А с суммарной тягой в 59 тс. Этим вариантом и предлагают воспользоваться в Лин Индастриал. Однако при этом всё равно понадобится использование КВТК для довыведения корабля на опорную орбиту (прямо как в случае Сатурном-5). После чего на орбите оказывается связка из корабля и разгонного блока с топливом общей массой более 28 тонн.



После повторного запуска двигателей водородного разгонного блока, корабль отправляется к Луне. Надо сказать, что этот перелет должен проходить для двух космонавтов в довольно комфортных условиях, даже по сравнению с Аполлоном. Перелет длится не намного дольше чем раньше требовалось для того что бы добраться до МКС, и в объемах Союза летят не три, а всего два космонавта, да что говорить, там есть даже нормальный туалет (если конечно его не придется выкинуть из-за экономии веса, но об этом ниже). Однако, топлива находящегося в Фрегате-Л хватит только на то, что бы выйти на орбиту Луны и собственно прилуниться, после чего его баки будут пусты. Что бы не превращать двух космонавтов в героев самоубийц, заранее на Луну отправляются (так же с помощью A5 и КВТК) два танкера, представляющие собой уже знакомые нам Фрегаты-Л с установленными на них сферическими баками с топливом. Кстати о безопасности, если по каким-то причинам прилунение будет отменено, то остатков топлива как раз хватит что бы отправить корабль обратно к Земле.



Причем на одном танкере, баки будут заполнены не полностью, поэтому появляется возможность отправить с ним дополнительное оборудование для работы космонавтов на поверхности Луны. Естественно посадка всех трех кораблей осуществляется в заранее выбранном районе в достаточной близости друг от друга, для того что бы заправить пилотируемый корабль для отлета на Землю. Дальше все просто, относительно конечно, космонавты работают на поверхности нужное время, заправляют корабль и отправляются домой. На этом собственно всё.
Так же на сайте подробно расписаны этапы строительства лунной базы, но об этом могу написать в следующий раз, если конечно хабравчанам будет интересно.

Ложка дегтя


Конечно у данного проекта есть неоспоримые плюсы:

  • Корабль не ожидает возвращения экспедиции на орбите. Снимается проблема наличия стабильных окололунных орбит. Из-за влияния Земли и Солнца, далеко не все окололунные орбиты стабильны;
  • Стартовать можно практически в любой момент (в варианте со стыковкой на орбите — потребуется старт в точное время или фазирование — даже если корабль ожидает взлетный модуль на полярной орбите);
  • Отсутствуют сложные стыковочные операции у Земли или у Луны. Не требуется установка стыковочного узлов и радиооборудования;
  • Ну и как уже говорилось ранее, использование стандартных носителей и остальных компонентов в данной программе экономит кучу бюджетных средств и позволяет опередить конкурентов.

Но как всегда есть одно НО: даже в Лин Индастриал не уверенны что удастся ужать пилотируемый корабль до 3,6 тонн, да именно столько можно доставить на Луну этими средствами. Как можно легко проверить, используемые компоненты от Союза превышают эту массу, фактически необходимо оставить только внешний корпус корабля, а начинку всю переделать, дабы уложиться в жесткие лимиты. Проблема бы не возникла если бы существовала такая ракета как Ангара-А7 (35 тонн на НОО), но к сожалению её нет даже на горизонте. Тем не менее в Лин Индастриал не теряют оптимизма, вот что пишет основатель компании в своем ЖЖ: «Появляется возможность реального сотрудничества с РКК „Энергия“. Вопрос требует обсуждения, но, возможно, „Луна семь“ (после небольшой или большой трансформации) станет государственной программой :) Не сразу, конечно — но шанс есть.»

И напоследок красивое видео:


Ссылки по теме:
сайт Лин Индастриал;
ЖЖ основателя компании;
ветка на форуме «Новостей космонавтики».
@tractus_lepus
карма
22,0
рейтинг 0,0
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (35)

  • +10
    Опять только умозрительные проекты без какой-либо технически реализованой базы, печалька. Если бы была господдержка (или олигарх какой взялся, хотя Прохоров и йоу-мобиль то осилить не смог, куда им космос), то может и был бы шанс.
    Появляется возможность реального сотрудничества с РКК „Энергия“
    пока что не сильно обнадёживает…
    • +5
      Вот как раз за финансированием они и обратились в «Сколково», но там речь идет про ракеты, но надо же с чего-то начинать
  • +9
    Я знаком с «основателем компании» лично, хоть и не очень близко, и это знакомство оставляет впечатление, что он действительно маниакально увлечённый космонавтикой человек.

    Но в остальном, боюсь, я со скепсисом отношусь к проекту. Возможно я чего-то не знаю, но сейчас самые великолепные замки идей возводятся на зыбчайшем песке российских реалий.

    В любом случае — удачи я им желаю.
    • 0
      >что он действительно маниакально увлечённый космонавтикой человек.

      У меня тоже сложилось такое впечатление, хотя лично не знаком
  • +13
    Похоже тут требуется удивительная точность прилунения (плюс-минус несколько метров). Судя по иллюстрации надо подсоединяться шлангами к предварительно доставленным танкерам с топливом. Как бы не вышла ситуация наподобие:

    image

    Врятли космонавты смогут перетащить посадочный модуль поближе к заправщику даже в условиях низкой гравитации…
    • +1
      Да, тоже об этом подумал, но прилуняться рядом с танкерами с топливом тоже так себе идея, в общем ещё одно узкое место
    • +3
      Может тогда колеса приделать к танкерам, пусть сами добираются до места посадки,
      Ну и раз танкеры сами по себе ракеты, они могут и перелететь в случае ошибки
      Но в общем, да. Мероприятие очень опасное
      • +16
        image
    • –4
      На этот случай в Сколково будут специально разработаны пластиковые нано-ведра для ручной переноски горючего из танкеров к ракете.
    • +1
      Можно разбить экспедицию не на три, а на четыре ракеты: сделать отдельные лунные посадочный и стартовый модули, выиграть на этом в грузоподъемности. Ну и запустить стартовый вместе с танкерами. Тогда на момент вылета космонавтов уже будет известно, успешно ли он приземлился. Может даже организовать его автоматическую заправку.
      Хотя водород же, вроде, долго не хранится.
      • 0
        Ну кстати да, прилетели на одном корабле, улетели на другом. За время отсутствия людей, старый корабль дозаправили автоматами и вот, можно еще одну экспедицию отправить.
        • 0
          Ну в одном и том же месте высаживаться всеми экспедициями наверное не так уж интересно. Либо этот корабль должен сам перелететь на новое место. Хотя, вот пишут, что танкеры с запасом, может топлива и хватило бы,
      • 0
        Тоже думал над таким вариантом, скорее всего если бы это была реальная экспедиции так бы и делали.

        >Хотя водород же, вроде, долго не хранится.

        Фрегат работает на высококипящих компонентах, так что с хранением проблем нет. Водород только в том блоке, который разгоняет корабль от Земли.
    • +1
      Не надо изобретать велосипед. На Луну можно доставить пару мобильных заправщиков с электрическими приводами. Они и будут курсировать между посадочным модулем и основной топливной станцией. Сразу же после посадки туда направляется заправщик, заливает топливо и едет назад к базе с космонавтами.
      • 0
        Имея готовый реактивный двигатель как то не логично не воспользоваться им и не сесть в нужном месте, но вместо этого притащить с собой заправщик, который не понятно сколько весит, не понятно где будет брать энергию и будет курсировать с черепашьей скоростью, допустим, за несколько тысяч километров по кратерам. При том что нынешний рекорд передвижения по поверхности вне земли чуть больше 40км и это без тонн горючего в кузове.
        • 0
          Для меня как раз сомнителен момент точной посадки всех трех станций рядом друг с другом, причем набитые топливом.

          И я не согласен что сверхтяжелая РН коммерчески не окупаема и строго специализированна. Лишь Сатурн 5 строго заточенный под сверхтяжелый носитель был по большей части специализирован (за исключением третей ступени). У Н 1 это была первая ступень (все остальные использовались как отдельные РН Н 2 и Н 3). У Энергии это была вторая ступень (блоки первой ступени были от РН Зенит). Маск пошел еще дальше, и его сверхтяжелая, 53 тонная ракета Falcon Heavy — это связка из трех первых ступеней РН Falcon 9 + чуть усиленный разгонный блок.

          Правда я не совсем понимаю почему бы аналогично не использовать связку из трех блоков Зенит для сверхтяжелой ракеты, а не доить изо всех сил Ангару. РД 171 избыточный двигатель лишь для одной РН среднего класса.
  • +3
    Ок, прилетели, погуляли, улетели. Лимит веса не позволяет даже лишних научных приборов взять, не говоря уже о каких-то инструментах и машинерии для строительства базы. Вот этот вопрос меня смущает.

    Но инициатива в любом случае хорошая.
    • 0
      А если их доставлять отдельно?
  • 0
    Тогда уже можно потихоньку базу строить роботами. А потом на всё готовое и космонавтов слать.
    • +1
      На самом деле в проекте всё так и есть, я просто хотел об этом в следующий раз написать.
  • +1
    Это чем-то напоминает проект полёта на Луну на Н-1. И там, и тут крошечный лунный корабль и всего 2 космонавта. И там, и тут жесточайшая нехватка максимально возможного выводимого груза. И там, и тут весь проект опасный и рискованный.

    Ну и потом, в начале статьи речь про строительство базы, а строительство базы — это как минимум доставить туда робота-грейдера и экскаватора, необходимые стройматериалы, хороший запас воды, еды и кислорода для людей, и много чего ещё. А тут предлагается просто полёт с высадкой. Всё равно без тяжёлых ракет не обойтись, но с тяжёлыми ракетами у нас всё очень грустно. Н-1 закрыли, Энергию просрали, теперь что, в третий раз с нуля создавать такую ракету? Это ведь гигантские деньги. ИМХО лучше попытаться сделать пусковую петлю.

    Ещё интересно, как они собираются тормозить капсулу Союза при входе в атмосферу? Там ведь вторая космическая, нужно не уменьшать массу, а наоборот наращивать теплозащитное покрытие.
    И ещё, почему обычный Союз, была же модификация Союза для облёта Луны, на ней черепашки слетали. Поднять чертежи, построить её, набить начинкой от современного Союза — может, так будет лучше?
    • 0
      Вы не внимательно читали, я написал «Так же на сайте подробно расписаны этапы строительства лунной базы, но об этом могу написать в следующий раз, если конечно хабравчанам будет интересно.» Сразу обо всем писать не стал, слишком большой пост получался.
      • 0
        Да, но чем туда отправлять тяжёлую технику? Только если по частям…
        • 0
          В проекте любой элемент базы не превышает по массе 3,5 тонны, реализуемо ли это на практике совсем другой вопрос.
  • +1
    Вы пару раз написали про «за это время можно упустить инициативу». С одной стороны о какой инициативе может идти речь, когда Лунная программа РФ в чём-то напоминает Марсианскую программу РФ? С другой стороны — а зачем нужно быть именно быстрее Китайцев и зачем эта гонка? Также интересует вопрос — неужели американцы не рассматривали и такой вариант?
    • +1
      Дело в том, что это только кажется, что Луна большая. А если начать искать места на которых есть лед, прямая радиовидимость с Земли и постоянное освещение Солнцем, то через 100 лет может оказаться, что все подходящие места для баз заняты.

      >Лунная программа РФ в чём-то напоминает Марсианскую программу РФ?
      Вот тут не понял о чём речь.

      >неужели американцы не рассматривали и такой вариант?
      В те времена все боялись стыковок и прочих операций (а тут проблема с точностью посадки в одном месте) всё должно быть одни куском. Хотя даже практически у американцев была отработана стыковка с разгонной ступенью на орбите Земли, т.е. они смело могли делать ракету на 70-80 тонн и не заморачиваться, но видимо решено было перестраховаться, в СССР шли точно по такому же сценарию.
  • +2
    Одна здравая идея в проекте — забросать Луну танкерами с топливом. С системами прыжкового перемещения (гравитация в шесть раз меньше) или колесные.
    Хотя в свете современных тенденций про санкции — нужно предусмотреть какую-то защиту «чтоб не спёрли».

    Но непонятно другое. Чем идея сборки лунного корабля на орбите Земли не подходит? Соберите не 145, а хоть все 200 тонн пятью-десятью запусками Энергии — и летите куда угодно…

    Вот Вам и массовое производство для снижения расходов.
  • +3
    Я не понимаю одного — зачем сейчас человек на луне? Ну вот чем принципиально прилунение двух человек и их работа на поверхности лучше, чем использование очередного лунохода (естественно, с учетом современных реалий). Все необходимые образцы можно взять удаленно, рассмотреть как удобно, доставить на возвращаемый аппарат и отвезти на Землю. А учитывая расстояние до луны — это все еще и с помощью ручного управления сделать можно, без разработки навороченного софта как для Марса. Люди зачем??

    Вот я понимаю — прислать на луну кучу роботов, собрать там из местных материалов и привезенных приборов нормальную базу с соответствующей безопасностью для людей… Если там телескоп поставить — астрономы будут готовы вам душу продать!

    Но вот так — в чистое поле космос послать людей с вообще не понятными целями — более того, я пока даже нигде так и не встретил упоминаний о целях полета на луну. Ну кроме понтов престижа успеть первыми, раньше китайцев. Не то, чтобы это было так уж плохо — но, имхо, как-то мелковато…

    Когда была первая лунная гонка — зачем там был человек мне понятно. Техника не позволяла многое. Поэтому человека отправляли, чтобы обойти ограничения тогдашних железок, решить нестандартные задачи и т.п. Но сейчас, когда собрать луноход можно дома на коленке (условно), а ПО к нему в состоянии написать любой школьник (потому что не сам, он возьмет готовый софт и адаптирует) — посылать людей вместо техники — это уже очень странное решение.
    • +1
      А зачем люди на МКС? Уж туда-то роботов можно было б напихать уйму, и не париться с системой жизнеобеспечения.
      Уровень современной техники пока еще не позволяет полностью заменить человека во всех задачах, хотя рано или поздно это конечно произойдет.
      • +4
        А давайте не путать яйцо с курицей? МКС — это станция. Они там живут и работают. Там разноплановые задачи, их бессмысленно автоматизировать. Там задачи от выращивания сверхчистых кристаллов и кукурузы внутри, до разведения насекомых на внешней поверхности станции. Пока у нас тут живые андроиды по планете бегать не начнут — автоматы с данными задачами будут справляться плохо. Узкая специализация на МКС — бессмысленна, а на неспециализированных роботов пока знаний нет.

        Обсуждаемый полет на луну — это просто полет на луну. Всё. Потусоваться, собрать образцы и улететь. В любом случае, даже если там есть какие-то еще цели — кроме самого полета — то время пребывания людей на луне будет измеряться часами. Да, за это время они что-то смогут сделать, я не спорю, но…

        Вот сколько они там шлют к луне-то?
        После чего на орбите оказывается связка из корабля и разгонного блока с топливом общей массой более 28 тонн.
        Да 28 тонн — это overдофига роботов + материалы/приборы, которые невозможно добыть на луне.

        1. Грузим роботов, шлем на луну.
        2. Делаем а) карьер, или б) кирпичи или в) пользуемся готовой дыркой (они там есть) и строим базу.
        3. Герметизируем.
        4. Расставляем привезенное оборудование, подключаем.
        5. Подводим энергию: солнечные батареи или привезенный реактор или еще чего-нибудь (у нас 28 тонн!!! Туда слон влезет!!)
        6. Ждем людей.
        7. Profit

        почему ждем людей? Ну дык, если мы уже построили базу — то это получается как МКС, только на луне.
        • +1
          На Луне и Марсе уже есть роботы. Им не до строительства базы. Им бы проехать несколько километров так, чтобы не развалиться и успеть принять — отправить фотографию и анализы грунта и атмосферы. :) Даже на земле, с достаточным питанием, материалом в виде готовых кирпичей и цемента и обслуживанием роботы не особо успешно строят «земные базы».
          • 0
            Да, ездят. Вот только из роботов на Луне был только китайский, а Марс — он далеко, там ИИ нужен.

            Вот смотрите — Роскосмос просит 214 млрд: на эти деньги можно первого терминатора сделать, не то, что пару-тройку луноходов.
            По факту, всё необходимое для постройки базы на луне именно роботами уже есть:
            — конструкционные технологии, чтобы ездил и не сломался механически (старые луноходы)
            — подогрев, чтобы не замерз и не сломался + охлаждение, чтобы не перегрелся (старые луноходы)
            — технологии поиска пути, навигации (нет, они там не обязательны, базу можно строить и на частично или полностью ручном управлении, хотя, конечно, с такой задержкой сигнала это будет тем еще мучением)
            — технологии автоматизированного строительства — 3д принтеры, автоматическая укладка кирпичей (это если мы не строим базу под землей луной)

            Если база под землей — то робот должен уметь ориентироваться и двигаться самостоятельно, без участия человека. Если на поверхности — то с навигацией все упрощается, будет дешевле. Более того, никто не мешает при высадке расставить маячки и привязаться к ним, создав виртуальную координатную сетку в пределах которой роботы и будут действовать. Или развесить над луной микроспутники, работающие как GPS — благо луна меньше, десятилетия работы нам не нужны, да и спутников много не потребуется — нам же не по всей луне ездить (на первом этапе).

            Что касается автоматизации строительства, то тут тоже уже все не так страшно как кажется — процесс уже активно отлаживают на земле. Дайте им денег и результат будет быстрее.

            Кроме того, Луна — близко. Если роботы просто не сломаются в процессе, то в любой момент времени им можно передать новую программу работы, причем это могут быть какие-то вполне конкретные задачи, а не абстрактные — «проехать 5 метров на запад» — как приходится делать с марсоходом. Потому что роботом можно в любой момент порулить и осмотреться.

            На мой взгляд, единственное что может помешать всему этому (помимо отсутствия денег) — это проблемы с механикой и электроникой. Потому что последний луноход летал на луну очень давно, технологии могут быть утеряны. А с электроникой и так беда у нас — достаточно вспомнить Фобос-Грунт. С другой стороны — запаску мозгов роботов можно и с собой привезти, и чинить одного робота другим (при наличии правильного манипулятора).

            P.S.: и, кстати, совсем не обязательно все вышеперечисленное тащить одной ракетой
    • +3
      Как представитель команды разработчиков проекта, отвечу следующее:

      1. Цель проекта — начать промышленное освоение Луны, то есть добычу местных ресурсов и обеспечение с их помощью дальнейшей космической экспансии человечества.

      2. Из соображений максимального ускорения развертывания лунной базы первого этапа проект создавался с расчетом на максимальное использование существующих или реализуемых в ближайшей перспективе технологий. Именно поэтому мы не опираемся на полную автоматизацию процесса сборки базы и не рассчитываем на использование сверхтяжелых носителей — и то, и другое потребует многих лет работ и ввода дополнительных промышленных мощностей на Земле, что приведет к значительным расходам. Хотя в принципе идея полностью автоматического строительства с максимальной опорой на местные ресурсы далеко не нова, и одна из самых известных проработок по этой теме, работа «Advanced Automation for Space Missions», была сделана еще в 1980, и требовала доставки на поверхность Луны для начала работ примерно 100 тонн и разработки примерно одного миллиона оригинальных деталей, что по сложности примерно сравнимо с разработкой того же корабля «Аполлон». В НПО им. Лавочкина в последние годы была сделана менее радикальная разработка — автоматическая лунная база, комплекс научного оборудования, обслуживаемый с помощью роботов.

      3. Несмотря на развитие техники, требования к оборудованию, рассчитанному на длительную работу в условиях космического пространства, по-прежнему остаются крайне жесткими. Из-за воздействия высокоэнергетических частиц срок жизни самый обычной электроники с достаточной высокой степенью миниатюризации не превышает нескольких суток, собранный на коленке луноход до Луны может просто долететь в уже неработоспособном состоянии. Требуется специальное исполнение, а это к тому же куда меньшая серия и значительная цена аппаратной части. То же относится и к программному обеспечению, разработка или даже адаптация которого простому школьнику недоступна (как и большинству обычных программистов), так как отличается крайней степенью педантизма. В истории космонавтики были случаи, когда аппарат теряли из-за ошибки в одном бите программы. Были и великие победы искусства программирования над тяжелыми обстоятельствам. Запущенный к Юпитеру в 1989 году американский аппарат «Галилео» не смог открыть свою основную передающую антенну и был вынужден держать связь через малую, со скоростью передачи данных в 1000 раз ниже (160 бит/с против 134 Кбит/с), но доблестные программисты НАСА смогли найти выход из ситуации и обеспечить почти полную передачу научной информации с него. И это еще если не упоминать о том, что сборка космической техники осуществляется вручную, так как работа-слесаря еще не придумали даже в земном исполнении, не говоря уже о космическом.
      • 0
        Спасибо за ответ!

        Мне не понятно как вы собираетесь сочетать первый пункт (промышленную добычу) с третьим? В условиях столь больших проблем с электроникой — делать людям на луне опять-таки нечего. Потому что тогда стоит учитывать тот факт что бортовой компьютер на возвращаемом аппарате тоже накроется. Но это ладно, тут еще что-то придумать можно, учитывая опыт предыдущих миссий — решения есть.

        Не будем сейчас даже касаться вопросов как вы будете добытое на луне куда-либо доставлять и/или использовать и что вообще вы там собрались добывать такого, что невозможно добыть в другом месте. (Хотя, конечно, не проанализировав будущие рынки сбыта добытой продукции начинать столько дорогой проект — это как-то странно. По крайней мере на вашем сайте по этому вопросу ничего нет)

        Самый интересный вопрос — как вы собираетесь организовать добычу чего-либо в условиях постоянно сбоящей электроники?

        Второе: анализ пород на месте посадки производить не предполагается. Если вы собираетесь строить базу именно там, где планируете посадку сейчас — то далеко не факт, что там будет что добывать в будущем. В итоге, уже сейчас вы создаете себе огромное количество возможных проблем в будущем — потому что, потом вам, как минимум, придется решать вопросы как организовать добычу на расстоянии от базы (возможно — значительном, вы же сейчас ничего не знаете ни о составе пород в глубине на месте будущей базы, ни о том, есть ли там вообще что-нибудь полезное), а так же — вопросы связанные с транспортировкой добытого на базу для дальнейшей переработки.

        Т.е. сейчас это все выглядит достаточно странным и не очень проработанным проектом.

        P.S.:
        вообще же, рассказы о том что «в космосе техника сбоит и поэтому пошлем туда людей» — это не нормально. Все отказы именно электроники (микросхем) в космосе в нашей истории показывают только одно — мы постоянно куда-то торопимся и вместо детального тестирования на земле, мы проводим дорогостоящее тестирование уже в процессе эксплуатации.

        Протестировать механику в условиях лунной «погоды» вполне можно на земле, создав необходимые условия в изолированном помещении. Да даже можно попробовать сэкономить и тестировать просто на воздухе — в холоде и в жаре, которые легко можно найти даже на нашей территории.

        Протестировать электронику можно вместе с механикой. Плюс можно создать «эмуляцию» космического излучения какими-либо подручными средствами. Понятно, что энергии заряженных частиц получатся в разы меньшие, однако их вполне достаточно для того, чтобы отладить поведение всей электронной начинки робота в условиях непредсказуемых отказов отдельных компонентов. И тогда не нужно будет пытаться как-то удаленно «починить» систему, как это было с тем же Фобос-Грунтом, а можно будет все это проделать на земле, в комфортных условиях, повторяя эксперименты столько раз, сколько потребуется, причем с минимальными затратами денег. Проведение таких экспериментов на земле позволяет отлаживать систему — наблюдая за ней любыми иными способами, недоступными в космосе за тысячи километров от земли.

        P.P.S.: если вы не найдете на луне чего-то совсем экзотического, что там добывать удобнее, чем на земле — типа редкоземельных металлов, то у вас большая проблема. Потому что единственное, чем луна выгоднее земли — это тем, что там ниже сила тяжести и нет атмосферы. Меньше затраты на вывод грузов на орбиту. Ну и астрономам — счастье.

        Т.е. использовать луну для добычи можно только ради более глобального проекта — типа марсианской базы, так как большой корабль для этих целей выгоднее собирать на орбите и возможно, что использование ресурсов, добываемых на луне, сможет удешевить эту сборку.
        • 0
          Не забывайте и об отработке технологий, тренировке кадров для Марса

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.