Пользователь
0,0
рейтинг
20 августа 2014 в 11:26

Ar.Drone 2: полгода полетов

Привет, Хабр!

С недавних пор я стал увлекаться полетами на квадрокоптере AR.Drone 2.0, а именно с момента, как друзья подарили мне его на день рождения. Хотя на соревнования и «покатушки» с другими любителями времени нет, на нем довольно интересно полетать в том же офисе под веселые возгласы коллег. Да и поэкспериментировать можно – с дополнительными модулями и модами.

В этом посте я написал о собственном опыте эксплуатации и постарался собрать список советов. Если у вас есть подобный опыт – пишите о нем в комментариях, чтобы можно было составить максимально полное впечатление для начинающих летчиков. А у тех, кто планирует купить коптер – сформировалось взвешенное впечатление о гаджете.



В таблице я собрал все особенности Ar.Drone, выявленные за полгода полетов
Проблема Описание Решение
Время полёта 9 минут на штатном аккумуляторе Покупка аккумулятора большей емкости
Изнашивание шестеренок При обычной эксплуатации Покупка запасных, несколько комплектов всегда должны быть под рукой
Поломка шестерёнок При столкновениях и падениях Покупка запасных
Рама При жесткой посадке может лопнуть крестовина, а «ноги» могут
отлететь при столкновении с препятствием во время полета
Покупка комплекта из крестовины и т.д.
Корпус Кожух для помещений постоянно ломается при малейшем столкновении, часто его травмируют сами винты, которые он и должен защищать Клей
Радиус полета 25 метров с iPhone 5, 50 метров с iPad 2 Необходимо использовать роутер, внешнюю антенну для дрона
Управление Множество непонятных приложениий, а управление со смартфона не очень удобно RC мод, переход на традиционный пульт для радиоуправляемых моделей
Пропеллеры Карбоновые приказали долго жить после первой аварии, хрупкие Вернул штатные, но необходимо иметь пару комплектов в запасе
Установка штатного GPS модуля Не вмещается в корпус Сделать новую крышку или доработать напильником
Сброс питания После падения или потери связи нужно вручную отключать аккумулятор Вывод отдельного тумблера
Малая грузоподъем-
ность
С GoPro на борту коптер летает тяжело, в кадр попадают пропеллеры Для GoPro нужен просто другой коптер
Отклеивание крышки дна После нескольких посадок крышка начала съезжать и загораживать нижнюю камеру Сделать новую в перспективе, а пока спас клеящий пистолет
Шум при полетах Конструкторы придумали слишком сложную трансмиссию, она хрупкая и шумит Замена втулок на подшипники, но это мало влияет на шум, остается только смириться


Кратко об AR. Drone 2.0


Для тех, кто не особо интересовался этой темой. Квадрокоптер позиционируется производителем как «дрон дополненной реальности» — Augmented Reality Drone. Он работает под операционной системой Linux, при этом управление вы можете осуществлять с устройств на Android и iOS. В моем случае это iPhone 5S. API у дрона открытый, что позволяет допиливать его по необходимости для участия в различных соревнованиях.

Но об этом на Хабре писали неоднократно, так что лучше почитайте этот обзор.
Технические характеристики
Процессор: 1GHz ARM Cortex A8
Видеопроцессор: 800 MHz DSP TMS320DMC64x
RAM: 1Гбит DDR2 RAM
Операционная система: Linux 2.6.32
Моторы: 4 х 14,5 Вт, 28500 RPM
Контроллеры моторов: 8 MIPS AVR CPU
Максимальная скорость: 18 км/ч
Фронтальная камера: HD 720p
Камера на дне: QVGA 320х240
Штатный аккумулятор: Литий-полимерный, 3 ячейки, 11,1V, 1000 mAh.

За полгода я выявил несколько недостатков, некоторые из которых можно решить приобретением дополнительных частей или устройств, а с некоторыми остается только смириться. Именно этим опытом я хочу поделиться с вами.


1. Время полета


Основная проблема всех современных летающих гаджетов — это небольшое время работы без подзарядки. Хотелось бы, чтобы квадрокоптер мог летать часами, но это на данный момент невозможно. Штатного аккумулятора в 1000 mAh хватает всего на 9 минут с включенной видеозаписью. Вначале при 30% заряда софт запрещает делать флипы. На 15% начинает орать, а около нуля дрон просто принудительно снижается и глушит движки после касания земли. За все время мне так и не удалось выехать за город, чтобы полетать на открытом пространстве, так что приходится лавировать над территорией офисного центра и припаркованными авто. Если проморгать уровень заряда, можно потерять дрон или поцарапать чужой автомобиль.

Проблема длительности полета решается приобретением аккумулятора на 2000mAh, но аккумуляторы большей емкости толще и в штатном корпусе держатся плохо. Это регулярно приводит к проблемам в полете.



Аккумуляторы. Видна разница в толщине, что тоже не было предусмотрено изначально. Однако сейчас аккум на 2000mAh продается того же размера, что штатный на 1000mAh.




2. Изнашивание шестеренок


Родные шестеренки на винтах не отличаются долгожительством, после аварий они теряют зубцы и их приходится менять. Изнашивание неоригинальных шестеренок происходит довольно быстро даже в режиме бережных полетов, но стоят они недорого и закупить их сразу можно десяток.




3. Поломка шестеренок


Более того, в случае удара винтом шестерни попросту выходят из строя. Любые столкновения во время полета чреваты тем, что зубцы будут “съедены”.

Первым делом я приобрел несколько комплектов запасных шестерней, за время использования на моем счету итого 4 комплекта.




4. Рама


Вы слышали про эффект Даннинга-Крюгера? Это когда вы свои способности преувеличиваете. Я уверен, почти все испытывали его в первый раз при полетах на квадрокоптере. И почти все каким-либо образом квадрокоптер роняли и бились им об стену.

Из этого выходит следующий недостаток: при жестких посадках можно сломать раму, о чем часто пишут. Поломать ее мне, правда, не удалось, зато одна из “ног” отлетела при столкновении со стеной во время порыва ветра. Крестовина осталась целой. Но лучше заранее предусмотреть возможность сломать её и докупить комплект. Вообще, даже в штатном режиме у Ar.Drone весьма некультяпистая автоматическая посадка.

Фото утраченной «ноги».


Защита шестеренок из карбона отдельно была преобретена мной и установлена, это существенно увеличило срок службы шестеренок.



5. Корпус


Настоящим «лидером» по ремонту является кожух для полета внутри помещений. Регулярно запуская комптер в офисе, так как он появился у меня зимой, каждый второй из полетов заканчивался легкой аварией. Приходилось брать в руки клей.

Это навело меня на мысль о необходимости найти или же сделать самому кожух покрепче. Это план на будущее.

Кожух для полета на улице лишен ободов, защищающих лопасти, выглядит явно круче.

За время экслуатации и он несколько раз серьезно пострадал.



Нижняя часть корпуса используется постоянно, поэтому ее тоже пришлось укреплять.




6. Радиус полета


Радиус полета — еще одно слабое место. Я летал с iPhone 5S и 4S, и радиус полета при этом составлял около 25 метров. В случае c iPad 2 радиус достиг 50 метров, но все равно, особо не разгонишься.


7. Управление


Управление под iOS отличается невысокой чувствительностью и большим временем отклика. А в случае, если во время полета вам кто-то позвонит, то квадрокоптер зависнет в воздухе, а если вы решите пару минут поболтать, то дрон просто приземлится на ту же точку, над которой его застиг звонок. Даже если там озеро, кишащее крокодилами.

На такой случай было бы круто иметь автовозврат к месту взлета.

Кроме того, есть еще одно неудобство с управлением. Сейчас в App Store есть куча приложений для управления дроном, все они оформлены весьма похоже, а при запуске одного из приложений оно может предложить запустить уже другое. В итоге на моем телефоне 5 приложений для Ar.Drone и я до сих пор не очень понимаю, для чего они? Так случилась из-за того, что производитель расскрыл API, и теперь каждый может написать и опубликовать свое приложение для полета на этом квадрокоптере.


8. Пропеллеры


Внезапно штатные пропеллеры работают отлично. Иногда пишут, что это расходные материал, и лучше закупать их пачками.

В моем случае все вышло иначе: я закупил карбоновые пропеллеры, но в итоге вернулся на родные пропеллеры и продолжил летать с ними. Вид уже потрепанный, но летают они нормально.

Карбоновые пропеллеры отработали всего несколько дней, после очередной аварии была сорвана резьба у втулок, а новые втулки и болты отдельно от винтов найти пока не удалось.


9. Установка GPS модуля


Модуль GPS предназначен для того, чтобы заставить ваш квадрокоптер летать в нужных направлениях автономно. Например, следить за работой заключенных на плантациях. Я повелся на него и хотел протестировать возврат к точке взлета, так как летать у меня получается только в городе и чаще всего над крышами соседних офисов. А полюбившийся подарок потерять не хочется.



Этот модуль пока мне кажется бесмысленным и беспощадным расширением. Родной софт для полета по GPS выглядит крайне убого и неудобно, по крайней мере на iOS. Мне так и не удалось полетать по GPS еще вот по какой причине: размещение штатного usb разъема в Ar.Drone 2.0 удобно для установки флешки, но для подключения модуля крайне не удобно. Приходится просто вкладывать модуль во внутрь, он там свободно болтается и при полетах это мешает, флипы делать нельзя.



Однажды во время флипа под резким порывом ветра аккумулятор вместе с модулем GPS выпали, открыли кожух дрона, что в итоге привело к падению и тяжелым травмам аппарата.

Тут тоже хотелось бы иметь другой кожух, в котором было бы предусмотрено место для модуля.


10. Сброс питания



После каждой аварии или потери связи нужно открыть крышку дрона, отсоединить колодку питания, после чего с аппаратом снова можно работать. Гораздо удобнее было бы иметь для этих целей отдельную физическую кнопку. Это не самая удобная процедура.


11. Небольшая грузоподъемность


Хотя квадрокоптер способен поднять в воздух камеру GoPro, сразу же после этого управлять им становится не очень-то легко, его вертит из стороны в сторону от малейшего ветерка. Поэтому приходилось пользоваться штатной камерой, разрешение вполне приличное.


12. Крышка дна


Дно квадрокоптера защищено тонкой крышкой, которая может слегка отклеиться и закрыть собой нижнюю камеру. Аппарат начинает думать, что под ним — препятствие, и пытаться его обойти, вытворяя полнейший ад, стучась об стены, людей и пугая несчастных котиков.



Кстати, эти две огромные белые штуки – колпачки от бутылки с жидкостью для очистки маркерных досок, после потери одной из опор пришлось придумывать что-то очень быстро. Двусторонний скотч и смекалка спасли ситуацию.


13. Шум


В отличие от больших дронов, между двигателем и пропеллеров есть шестеренки, втулки и вал, а смазать их нельзя по объективным причинам. Втулка была заменена на подшипник, чтобы уменьшить уровень шума. Но после приземления в траву или на грязную дорогу шестеренки встанут, так как на смазку просто налипнет пыль. Приходится просто мириться с шумом.



На фотографии желтые – родные медные втулки, а стальные – специально заказанные мной микроподшипники. Не уверен, что этот мод объективно снизил шум, но впечатления от работы несколько улучшились.

В ходе подготовки этого поста мы планировали снять крутое видео с красивыми полетами Ar.Drone в ограниченном пространстве. Но случилось страшное: дрон стал вести себя неадекватно – вначале он атаковал нашего милого оператора, налетев со спины, а позже целился и в припаркованные неподалеку автомобили. Полеты пришлось свернуть, а видео собрать из того, что получилось.



Небольшой бонус: краш-тест блондинки глазами квадрокоптера


После этой аварии дрон начал сходить с ума, например этот цирковой номер он исполнил совершенно произвольно и без команды оператора.

Несмотря на все описанные истории, мне очень понравился Ar.Drone. Это очень крутая игрушка за свои деньги, которая требует ухода и обслуживания. Очередная авария только разжигает интерес, а впечатления от полета – незабываемы. Я однозначно снова отремонтирую свой дрон и до наступления зимы еще не раз планирую полетать. А так же постараюсь исправить существующие проблемы, но об этом я планирую рассказать в другой раз.
@Abac
карма
11,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (34)

  • +1
    Вот уж не думал что есть люди которые его так сильно апгрейдят :) ИМХО хорошая игрушка что бы полетать без лишней мороки и понять что это такое, а дальше смысла что-то делать нету, лучше сразу строить свой кастомный дрон :)

    Если по теме то у меня за пару лет (летал раз 20-30 максимум) сломалась камера при жестком столкновении с деревом, прям с пенопластом отлетела :) И еще была поломка шлейфа от ультразвукового дальномера до навигационной платы. Обе поломки решились покупкой новых деталей и заменой. Ничего лишнего прикручивать не стал.

    Вот еще по поводу 25 метров хочу прокоментировать, у меня или глазомер плохой или у меня он явно дальше 25метров на iphone5 летал. Метров 50 точно было.
  • +2
    Последнее видео — пример самоуничтожения :)
    • 0
      У меня он так над крышей дома кувыркнулся и застрял там… это не самоуничтожение, а особенность системы стабилизации, у которой слишком большая постоянная времени. В итоге достигается плавность движения за счет снижения устойчивости к внешним воздействиям. Таким образом, над скошенной поверхностью его опрокидывает настолько быстро что не успевает отработать система стабилизации.
  • +4
    Сколько уже статей про коптеры, и почти во всех авторы не предпринимают вообще никаких мер для обеспечения безопасности полетов. Никогда не летайте близко к людям и над головами людей, даже если у вас очень маленький коптер/вертолет, и уж тем более если у вас что-то более крупное.
  • +2
    Достаточно дорогой аппарат с неудобным управлением с телефона, при том что с китая можно заказать довольно достойные FPV аппараты типа
    Hubsan-H107D — с десятком дополнительных аккумов можно летать очень долго.
    Из более дорогих и серьезных аппаратов с подвесом под камеру можно посмотреть в сторону Walkera-QR-X350
    • 0
      камера 0.3Мп… это только для FPV и хватает — записывать практически бесполезно.
      Размер маленький(хоть это и не недостаток...) и самое главное — аккумулятор шибко мелкий, каких-то 330мА*ч, причем цена почти такая же как на АрДрон. Вот к АрДрону бы такой пультик и цены бы ему небыло.
      • 0
        >аккумулятор шибко мелкий, каких-то 330мА*ч,
        Время полета лечиться покупкой там же набора из 5 аккумов за 15 баксов.
        Вообще вы правы, но и цена за FPV аппарат более чем бюджетная.
      • 0
        AR Drone 2.0 можно рулить с ноутбука + геймпад от ps3/xbox360
        • 0
          Bли еще как вариант есть отдельные приемники которые подключаются к специальному порту на плате.
          • 0
            Спасибо, я планирую этот мод затестить, уже заказал пульт.
            А вот софт для полетов с ноута посоветуй, буду благодарен.
            • 0
              Честно сказать я его никогда не использовал его :) Увидел в apple store за 10$, посмотрел видео прикольно да, но покупать его никакого желания нету как и модернизировать аппаратно текущий AR Drone 2.0. Я решил что вместо этого лучше начать собирать свой дрон на ArduPilot правда еще не решил самолет или мультикоптер, но ArduPilot уже заказал :)
    • 0
      107D очень хорош, но нужно сразу менять линзу на 120градусную — иначе летать невозможно по FPV, ну и нужны очки))

      Я считаю, что Hubsan X4 H107C, с камерой 2MP чуть ли не полная альтернатива ArDrone2.

      Из преимуществ перед ArDrone2
      При том же разрешении дает на мой взгляд лучшую картинку.
      Можно летать где угодно — никого непугает, в отличае от дрона, который выглядит более внушительно по размерам.
      В безветрие такой же стабильный.
      Гораздо более крашеустойчив и более дешев, в случае утраты.
      Есть только два минуса — нужно опять же ставить 120градусную линзу. Нет FPV.

      Кому инетересно — можете посмотреть пример видео.

      Имею оба аппарата — и как то после Hubsan-а летать на ArDrone2 не тянет…
  • 0
    А у меня глючит высотомер. Случаем не знаете как починить?
    • 0
      Насколько глючит? Наверно, надо попробовать для начала почистить нутро от пыли, возможно отверстие барометра просто напрочь забилось.
    • 0
      А на какой высоте проблемы начинаются? До 7 метров или выше? При полете над ровной поверхностью?
      Как именно ведет себя дрон?
      • 0
        Глючит как на ровной, так и нет. Вначале летает нормально, но через пару минут начинаются глюки с высотой. Например на уровне моего роста может показывать 3,4,5 метров, как ему вздумается. В следствие этого порой плюхается на землю, так как думает, что там ещё воздух.
        • 0
          В первую очередь это проблема с ультразвуковыми датчиками, т. к. именно они отвечают за взлет посадку и полеты на высоте до 5-7 метров. Они находятся в нижней крышке, это два круглых отверстия с сеткой. Посмотрите чтобы они были чистыми. Можно продуть или аккуратно пропылесосить и обязательно сделайте ресет (кнопка в дырочке под аккумом). Потом полетать, если проблема осталась – снимайте нижнюю крышку, смотрите тонкий белый шлейф от основной платы к датчикам, если и он на месте, целый, то можно поменять плату с датчиками. Но лучше, наверное, уже сносить в сервис на этом этапе.
  • +1
    По-моему, вместо того чтобы такого ребёнка лечить проще нового самому сделать из запчастей, как делают все RC-моделисты.
    Ардрон это, всё же, игрушка и не стоит от нее очень многого хотеть.
    • 0
      Тоже верно, но здесь я скорее просто увлечен этой самой борьбой. Кстати, я уже выбираю себе раму для нового коптера. Хочется чтобы он легко и шустро летал с gopro, пропеллеры не попадали бы в кадр, а раму можно было как-то складывать для перевозки. Пока подходящего варианта не нашел.
      • 0
        Я летаю на Tarot 690s с подвесом таротовским тоже — пропы 13" почти не попадают в кадр, только если камеру выставить в горизонт или выше и лететь вперед. Но и это решаемо, в принципе. Ну и складная она, удобно. Но, конечно, большеват коптер получился.

        Для гоупро, в принципе, наверное лучше квадр Tarot 650, но он не выдержит потери одного мотора, а гекса (было у меня разок), вполне себе летает на 5 штуках, хотя тут от мозгов зависит (на назе2 всё хорошо с этим).
  • 0
    1. Менял втулки на подшипники у первого дрона. По ощущениям действительно стало тише. Возможно, не так заметно если втулки сразу сменить, но когда они немного разболтаются — шум становится раздражающим.
    2. Не знаю как в 2.0, но в первом Ar.Drone крестовину надежнее было просто разместить между двух пластин и стянуть их вместе болтами. Т.как крестовина достаточно хрупкая оказалась и сломать ее было довольно просто. НО после такого мода дрон выдерживал что угодно :)
    3. А вот тумблер на питание — довольно спорное решение, как по мне. Никто из знакомых моделистов тумблер не использует т.как от вибрации и\или удара может случайно выключиться. Удобство удобством, но безопасность поежде всего.
    • 0
      У меня разъем питания уже разболтался, поэтому чтобы меньше его дергать, я задумался о тумблере или о кнопке, но это надо обдумать и протестировать.
      • 0
        Я батарею стразу после покупки перепаял под обычный разъем питания типа таких www.hobbyking.com/hobbyking/store/catalog/14544-2.jpg
        Уже и не помню какие там были родные
  • 0
    Разбил раму, купил новую, заменил. Дрон не взлетает — при попытке два мотора загораются красным и всё. Плюнул, теперь лежит в коробке.
    • 0
      Ресет делали? Это маленькая кнопка под аккумом. В приложении для полетов слева от кнопки взлета есть кнопка, которая ведет в меню тестов, там можно проверить моторы. Еще можно моторы поменять местами, проверить будут ли от после этого тест проходить. Если один и тот же мотор на разном шлейфе ведет себя одинаково — проблема мотора скорее всего. Если на другом шлейфе тест проходит, значит пролема проводки или электроники.
      • 0
        Я попробую всё пересмотреть вечером. Я уж забыл что я там пробовал.
        • 0
          Удалось оживить дрона?
          • 0
            Так я его и забросил.
    • 0
      Надо в приложении посмотреть информацию о моторах, попробовать обновить прошивку в них через штатное приложение. Может где-то проводок отошел или настройки моторов слетели.
      Красный загорается сразу или после попытки начальной диагностики?
      • 0
        Попробую вечером посмотреть, забыл уже.
  • 0
    По поводу ножек — есть вот такое решение проблемы:

    используем стяжки
    imageФотографировал на тапок


    • 0
      Это мысль, но одной ноги у моего дрона уже нет, крепить одну стяжку не за что. После замены рамы попробую так.
      С ними нормально дрон на землю садится? Не прыгает?
      • 0
        Пока да, единственный минус — нужно возить с дроном кусачки и запасные стяжки. Стяжки очень часто ломаются при падении более чем с полутора метров.
  • 0
    Ну, немного некропост, но я сам только недавно после зимы вытащил своего попугая из коробки.

    Прежде всего хотел бы сказать, что Вы неправильно ставите GPS модуль — он так держаться не должен и, соответственно, не будет. Так хорошо втыкать обычные флешки или прочую «свисткообразную» фигню (модем, например). «Липучка» на модуле не просто так — он просто кладётся поверх аккумулятора и стягивается той же липучкой, которая держит аккумулятор. При такой установке он держится крепко и вполне выдерживает и кувырки и аварии.

    Также не хватает упоминания о валах. Родные стальные — неплохой вариант, пока прямые. Когда после аварии погнутся — фиг разогнёшь, а от кривых дрон трясёт как лихорадочного. Титановые наоборот, гнутся от чихания в сторону дрона, но и разгибаются легко. Я остановился на карбоновых — они не гнутся вообще, зато требуют обязательной установки подшипника и ломаются при неудаче.

    Клеевой пистолет не рекомендую — гораздо удобнее двусторонний скотч, но это скорее дело вкуса.

    Крестовину сломать можно довольно легко, включив Emergency на висящем в паре метров над асфальтом дроне %( Проверено на собственном опыте. Впрочем, стяжки — друзья попугаевода, ими можно починить половину дрона.

    Ну и самое интересное — почему-то не указано, что там честный linux :)
    Вполне можно, к примеру, поставить (не знаю зачем, но ведь можно же!) на дрона почтовый сервер и отправлять дрона возить почту.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.