Пользователь
0,0
рейтинг
22 августа 2014 в 16:29

Радио как предвестник Интернет-пиратства

image Скрытная наука эта история. В школе всех заставляли зубрить даты начала второй мировой или год крещения Руси. Но как-то скромно замалчивали то, что все прочитанное в затертых учебниках с плохими картинками – это обязательная проекция всего, что нам самим предстоит пережить. В конце концов, не так важно, когда началась вторая мировая, важнее было бы уметь увидеть те же предвоенные нотки в отношениях, например, Украины и России. Но не хочется сейчас о политике. Мой блог, все же, о копирайте. Который, к слову, не является исключением из исторических процессов.

Основной проблемой копирайта сегодня является Интернет-пиратство. Самые уважаемые эксперты и зубры шоу-бизнеса хмурят брови и осуждающе качают головой. Никто не знает, что делать с Интернет-пиратством. Интернет по паспорту – как вариант с Востока. Уголовная ответственность за пару скачанных треков – с Запада. Лоббисты драконовских анти-Интернет законов разводят руками с высоких трибун, говоря, что с такой проблемой авторское право еще не сталкивалось. Цифры потерь от пиратства выстраиваются в длинные строки, переваливая за триллионы, уходят в космические величины. Я даже встречал сравнение пиратства с чумой для рынка. Но гнусявый и тихий голос истории едва слышно, если только уделить ей внимание, шепчет: «Фиг вам! Все это уже проходили!»


30-е годы ХХ века. Временя Великой депрессии в США. Глобальный экономический кризис. Покупательная способность населения стремится к нулю. Огромное количество людей столкнулось с реальной угрозой голода. Не обошел кризис и индустрию музыки. Пластинки никто не покупает. Фактически их продажи остановились. Новые пластинки не выпускаются. Их даже демонстративно жгут на площади. Но коммерческий эффект от этого не проявляется. Денег нет.
Однако даже перед лицом голода люди находят время думать о музыке. Музыка отвлекает от черных мыслей и позволяет пережить депрессию. И тогда в дома людей приходит радио. Бесплатная музыка теперь звучит в каждом доме. Это был короткий и невероятный прорыв музыкальной индустрии. И что он означал для звукозаписывающих компаний? Правильно – убытки, пиратство, катастрофа, чума.

Вот несколько ссылок по этой теме:
webs.ashlandctc.org/jnapora/hum-faculty/syllabi/Parra1.htm
www.radiostratosphere.com/zsite/behind-the-dial/radio-in-1930.html
www.recording-history.org/HTML/musicbiz3.php
en.wikipedia.org/wiki/Entertainment_during_the_Great_Depression

Выход был найден достаточно быстро. Лицензионные условия для радио стали предусматривать выплату авторских вознаграждений. Изменился способ монетизации – вместо того, чтобы пытаться собрать деньги с конечного клиента, была найдена точка удобного сбора оплаты авторских вознаграждений. Внедрение этого способа тоже было непростым, ведь он ломал стройную логику старого бизнеса. Те же вопросы: «Почему я должен платить столько же, сколько тот парень, который слушает радио целыми днями?» — были ровно настолько же уместны тогда, как и сейчас в отношении модели подписки на контент.

Посмотрим, к чему привела эта история.
Борется ли сейчас хоть один правообладатель против радио? – Из тех, кто сохраняет рассудок, мне такие не известны.
Погубило ли радио музыкальную индустрию? – Глядя на успех Джастина Бибера и Стаса Михайлова, я затрудняюсь с ответом. Но, по крайней мере, не радио в этом виновато.

Во времена Великой депрессии угроза голода способствовала повышенной чуткости правообладателей к рынку. Тогда лоббисты в Сенате не могли изменить того непреложного факта, что люди физически не в состоянии оплатить старый формат музыкального товара. Сейчас пока запас прочности общества явно не исчерпан. Однако, старуха-история только посмеивается, тщательно все записывая в учебники с плохими картинками. Посмотрим.
Артем Афян @artemafian
карма
19,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (32)

  • +2
    Тогда, по этой логике сейчас работают пандора и спотифай. Однако проблема в том, Что радио подразумевает большое количество радиостанций с разными стилями и подборками. А спотифай может дать множество плейлистов и быть, по сути, монополистом с одним-двумя конкурентами.
  • +6
    Да уже целый век одну и ту же пластинку крутят: радио убьет оперу, кино убьет театр, телевидение убьет кино, кассетные магнитофоны убьют музыку, интернет убьет всех…
    • +10
      Интернет самый страшный! :)
    • +2
      А что, разве не убил? Я радио как таковое (не интернет-станции) не слушаю уже лет 7. Всё ушло в онлайн, так что можно сказать что интернет таки их всех «убил», собою заменив
      • +6
        А радио в машине и общественном транспорте? :)
        • +3
          А радио в машине и общественном транспорте? :)
          Упаси б-г. Лучше бы без него.

          А вообще, тут видимо надо говорить о формате, а не о носителе. С приходом телефона и тем паче интернета, отпала необходимость в телеграфе и бумажной почте, хотя сама объективная потребность в передаче информации на расстояние — осталась.

          В то же время, театр, как таковой, заменить нельзя, потому что это качественно иная сущность. Поэтому, он живет. И ни кино, ни телевидение его заменить не могут, ибо сама суть театра — в наблюдении живого действия.

          Точно так же, в кино идут не за движущимися картинками (которые и в инете и по ящику посмотреть можно), а ради процесса коллективного созерцания, ну и как повод встретиться с друзьями.
          • +2
            Я постоянно слушаю радио со школы. В последние несколько лет видна явная переориентация радиостанций как раз на автомобилистов. Рассказ о пробках ежечасно, еще некоторые мелочи.

            Насчет формата, я с вами согласен. Но в то же время есть ньюансы. Тот же театр заменить нельзя, но в то же время он становится менее популярен. Побывав на нескольких спектаклях в прошлом году я заметил, что подавляющее большинство посетителей театра это люди старше 40-50 лет. И этот формат вымирает.

            В кино тоже стало меньше народу ходить, так как много кто покупает телевизоры с большой диагональю. А в добавок к тому, что в России распространено пиратство — это тоже имеет влияние. Так что тут не все так однозначно.
            • +2
              Рассказ о пробках — это тоже так странно выглядит в наше время. Перечисление 50 пробок типа пробка на N от А до Б в сторону Г. После первых трех таких тараторок — голова идет кругом. И все это во времена повального интернета на стмартфонах и бесплатных навигаторов.
          • 0
            Почему упаси бог? ну ладно, если таксист слушает шансон, то лучше это выключить. А если водитель вы или едете с другом, поставили правильную радиостанцию, то чем плохо? Я вот случаю ROKS, там хоть и не всегда мне нравится репертуар, но зато много нового для себя открываю. Ну и даже на флешку постоянно музыку заливать лень, радио всегда под рукой, включил и поехал.

            Но за пределами машины не прижилось.
            • 0
              едете с другом

              Я вот слушаю ROKS

              Это ж еще друга такого найти где-то надо :)
            • 0
              Я вот случаю ROKS

              Каждый слушает в меру своей испорченности. Я это к тому, что оценка «плохости» радио — сильно субъективная.
              • 0
                Я не настаиваю на том, что слушать нужно что-то определенное. Для популярных стилей в больших городах выбор есть. Для упорных фанатов чего-то злого, не желающих слышать ничего другого, наверное подходящей не найдется, по крайней мере на просторах бывшего СССР.

                Моя мысль заключалась в том, что радио у автомобилистов в городах очень популярно и по сей день. В основном, из-за отсутсивя альтернативы, которая бы позволяла на забивать себе голову составлением плейлиста и переноса его в машину.
                • 0
                  Ну в ближайшее время альтернативы и не будет — все беспроводные технологии имеют слишком малую ёмкость пространства, чтобы передавать настолько массово что-то помимо радио.
                  А про оценку я упомянул в том плане, что для кого-то и радио шансов вполне годный выбор (как я рад, что с такими не знаком, по крайней мере близко), поэтому упоминая ассортимент/конкретную станцию надо помнить о субъективности оценки.
                  • 0
                    В Штатах популярно интернет-радио. В принципе, если такое есть, то уже можно и кастомизированные плейлисты передавать. В принципе, скорости 3G должно уже для этого хватать.
                    • 0
                      На всех пользователей — не хватит, слишком мала ёмкость. Соты могут обслуживать так много аббонентов только благодаря тому, что большую часть используется только служебный канал (достаточно тонкий в полосе пропускания), а вот обильный «голос» резко садит сеть (не встречались с проблемой позвонить в новый год поздравить? А с 3g радио проблема очень быстро встанет ещё острее).
                      • 0
                        Вы предсказываете что не хватит для технологии, которая уже работает и очень популярна в большой стране? Как-то это странно;)

                        Все там работает, скорость 3G сильно выше битрейта аудио, каждый абонент интенет-радио использует пару процентов канала (128кбит против 3.6 Мбит потолочной скорости), так ничего страшного нет. А если там 4G уже, так проблем еще меньше.
                        • 0
                          Ещё раз: ёмкость сети, а не канала.

                          В пределах одной соты есть возможность использовать ограниченный по частотному спектру канал, на 20-100 человек его хватит, на большее — начнутся проблемы, на сильно большее — у многих просто не будет сети по факту.

                          Вы просто не сталкивались с явлением, когда под давлением массы желающих сота почти ложится и использовать для чего-то кроме тормознутого сёринга инет становится невозможно, я — пользовался. И этим 3g и недо-4g. В такой ситуации инет радио будет лагать и слушать станет неприятно.
                          • 0
                            Я не очень понимаю. Вы не верите, что в Штатах такое уже есть? Или просто доказываете, почему реально существующая и работающая технология, не может работать в принципе?

                            Вы считаете, что радио означает, что все пользователи постоянно висят на канале и тянут свои 128Кбит, а буфферов не существует?
                            В общем, я не вижу смысла спорить. Не понимаете, как это работает, почитайте о том, как оно устроено в тех-же Штатах или других странах, где интернет-радио популярно.
                            • 0
                              Я говорю об ограничениях массовости. До определённого момента пользоваться можно, но если перейдут все — работать перестанет.

                              Ну во-первых 128 как-то уныло звучит, так что скорее уж 192-304, а буфера они… из неоткуда брать не могут. Поэтому канал в среднем получается занят на этот самый битрейт + накладные расходы. Но вот реально, чтобы лагов не было буферу лучше держать от 10 секунд, а дефолтовые настройки — 3-6 секунд.

                              Интернет радио везде популярно, но адекватно, без опасения о ёмкости канала им можно пользоваться только на проводных каналах интернета.

                              Последняя попытка: ширины радио-канала, например в бывшем WiMax не хватало даже на адекватный сёрф (точнее сёрфить было можно… но медленно) — ни о каком радио там и речи не было (сплошные лаги). После появления LTE за счёт малой массовости — да работало норм. А вот более массовое 3g не всегда справлялось.
                              • 0
                                Я повторяю в 100500й раз, что в Штатах это явление массовое.

                                128К достаточно. У современного FM даже частота дискретизации половинная (22050), из-за этого высокие частоты уже срезаны. Радио не предназначено, чтобы сидеть в обесшумоенной комнате и на аудиофильском железе выискивать изьяны звучания.

                                По поводу каналов, я вас вообще не понял. Какая разница, что там в среднем, если там единицы процентов от ширины канала? Пролемы могут создать одновременно висящие пользователя, для того, чтобы от них избавиться и используют буффер. Подключился, прокэшировал секунд 10-20 за 0.5-1 сек и отключился.

                                Простой простмотр ленты фейсбука создает вполне сравнимый трафик со всеми этими фотками и, иногда, видео. И пользуется им явно не меньше народу, чем интернет-радио в машине.

                                По поводу остального обсуждать безсмысленно. То, что у каких-то операторов не хватает емкости для обеспечения массового прослушивания радио, не означает что везде так.
                                • –1
                                  Массовое? Вот сидят сотни-тысячи автомобилистов в пробке и слушаю интернет-радио? Ссылочки в студию.
                                  На проводе — легко себе представить такую картину (хотя очень непонятно зачем), 3g/4g — что-то не очень. Объясняю ещё раз — сёрфить было хреново. Что ж при таком коннекте будет с бедным радио?

                                  128К — лажа полжная. Отсутствуют половина басов, да и в высоких частотах искажения. Хотя для совсем клуба/попсы вполне канает, да. Рок, фолк,… на дрянном аудиооборудовании теряют в сочности звучания. Да, сравнивал. Далее у современного радио частота может и половинная, но там полная и не требуется — там нет оцифровки сигнала, а выше 15к человек и слышит уже плохо, но вот чтобы более-менее нормальный спектр обхватить при оцифровке приходится удваивать частоту дискретизации. Поэтому для аналога 22к — норм, а для цифры — лажа. И это без всякого «аудиофильского оборудования» — достаточно простого, сравнительно бюджетного оборудования.

                                  По поводу каналов самый смех — не может аппарат полностью отпустить канал (хотя канал там и так распределяется по таймфреймам, но каналов-то ограниченное количество, и их пропускная способность тоже неслабо ограничена), иначе останется без этого самого канала, поэтому служебная нагрузка всегда есть. На практике большое количество подключённых в одном месте уже техническими расходами забивают больше половины канала. Поэтому «подключился, проекшировал секнду 10-20 (обычно кэши, как я уже писал 3-6) секунд за секунду и отключился» не канают — во первых не отключился, а просто перестал активно использовать канал, во вторых при излишней забитости канала на проверку/передачу данных (среда гомогенная и потребители друг другу мешают, приходится тратиться на проверку доставки пакетов) вполне может получиться, что кусок 10-20 секунд будет грузиться 20-30 секунд.

                                  А вот тут вы и напарываетесь на проблему — потребителей такого контента в одну единицу времени сейчас на порядки меньше, чем слушающих радио в машине. А я вам говорю не о невозможности такого использования а о проблемах масштабирования. Да и лаг при просмотре ленты — не то, чтобы критичен.

                                  Я говорю про реалии РФ с имеющимися частотами/каналами. В Америке, возможно, каналов больше (насчёт WCDMA не читал), но тоже не бесконечное количество.
                                  • 0
                                    Я пожалуй воздержусь от дальнейшей дискуссии.
    • 0
      … интернет убьет мозг
  • +1
    Вы подаёте материал так, как будто все представители радиовещания одновременно и с радостью согласились на условия правоторговцев. А ведь были и пиратские радиостанции, вещавшие без договоров.

    Не было бы радио-пиратства, не было бы и такой страны как Княжество Силенд, кстати.
    • 0
      Вроде бы это лишь делает аналогию более полной, нет?
    • 0
      Спасибо за замечательный штрих к этой истории. Княжество Силенд вообще стоит отдельного поста с точки зрения копирайта.
      Безусловно, впечатление, что радио быстро и радостно согласилось на условия — ошибочно. Важно, что в рамках истории развития рынка этот процесс прошел относительно быстро. Не сравнить с тем, насколько накалена сейчас обстановка с Интернетом.
  • +2
    Была идея сделать радиостанцию с «копилефт» контентом (если можно так сказать). знаю приличное кол-во музыкантов, которые тратят своё личное бабло на запись альбома, а затем на радость смертным выкладывают его в халявный доступ…
    • 0
      А для людей, чем она будет отличаться от обычной, за исключением ограниченного асортимента музыки?
      • 0
        Отсутствием рекламы и прочих методов монетизации
        • 0
          Да ладно. А лицензия на частоты? А оборудование для огранизации вещания? А юристы, чтобы не докопался какой-то РАО или что там контролирует копирайт на радио. А персонал, коорый все это будет поддерживать?

          Затраты на авторские отчисления у радио одни из самых маленьких среди всех других способов доставки. И, пожалуй, самые маленькие из массовых способов (по сравнению с телевизором и интернетом).
  • 0
    Борется ли сейчас хоть один правообладатель против радио?

    Я вроде внимательно прочитал, но…
    зачем с ним бороться, все исполнители получают деньги за то что их песенки крутятся на радио, разве нет?
    А если не заплатишь — так отберут частоту, а с ними сейчас ой как сложно…
    Так зачем бороться сейчас с радио?
  • +1
    Пиратить никогда не бросим!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.