Редактор Geektimes
847,9
рейтинг
25 октября 2014 в 11:09

Как будет выглядеть поселение на Марсе?



Проект Hi-Seas призван выяснить, как в случае переселения на Марс люди будут жить. Шесть членов будущего экипажа принимают участие в эксперименте, где условия будут максимально приближены к условиям существования людей на Марсе. Восемь месяцев шестеро людей проведут на вулкане Майна-Лоа в специально сооруженном доме.

Ученые не только хотят выяснить, насколько тяжело люди будут адаптироваться, но и насколько новое жилье подходит для существования человека в сложных для него условиях. Специально созданный дом имеет все необходимое для жизни там, где практически ничего нет. По задумке ученых, если все пройдет гладко, то к 2030 году земляне смогут высадиться на соседнюю планету.

Дом имеет форму полусферы, очень высокие потолки и автономную энергетическую систему. Эта система основана на водородных топливных элементах. В доме также установлен современный принтер, способный печатать необходимые для жизни предметы. Таким образом, участники эксперимента смогут создавать самые необходимые запчасти и некоторые инструменты самостоятельно.



Площадь дома составляет более 1000 квадратных метров. И все 8 месяцев команда экипажа проведет на его территории. На улицу испытуемые будут выходить исключительно в скафандре, как это было бы на Марсе.



Площадь дома разделена на несколько комнат, среди которых спальни, общая гостиная, кухня, столовая, комната для хранения вещей и запасов. В спальнях есть низкие кровати-матрасы, уголок для работы. В целом обстановку можно назвать спартанской — ничего лишнего замечено не было. Высокие потолки специально предназначены для предотвращения приступов клаустрофобии у людей. В ежедневном расписании членов команды присутствуют физические тренировки для поддержания здоровья и сил.





Ученые также предусмотрели задержку по каналу общения с «Землей» в 24 минуты.



Проект Hi-Seas был создан при поддержке NASA. Это уже второй опыт подобных исследований в среде, приближенной к марсианской обстановке. Планируется также и третий этап, который продлится на несколько месяцев дольше этого. В этом году в проект было вложено 1,2 миллиона долларов.
marks @marks
карма
177,7
рейтинг 847,9
Редактор Geektimes
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (64)

  • +1
    Представляю поселение на Марсе, которое извлекает энергию из ТЯЭС и перемещается на электромобилях. Эх, мечты…
    • 0
      Это конечно замечательно, но вот постоянный стресс от того что можно умереть потеряв воздух несколько отрезвляет. Нужны страховочные варианты.
      • 0
        Я предполагаю некие кабинки, как биотуалеты, в которые можно успеть добежать в случае прокола скафандра.
        • +3
          Осторожно дотянувшись до боковой части шлема, я нащупал ремонтный набор. Он представляет собой воронку с клапаном на узкой стороне и невероятно липучей смолой на широкой. Идея в следующем: вы открываете клапан, а широкую часть прикладываете к отверстию. Воздух может уходить через клапан, так что он не мешает смоле надёжно запечатать отверстие. Затем вы закрываете клапан — дело сделано!
          • 0
            а как узнать место разгерметизации?
            • +1
              Датчики, не?
              Ну целостности обшивки, например. А для локализации можно использовать контактные средства. Ну или сразу спец. полимером залить область (или вообще, капсулы с ним могут входить в состав обшивки, и при повреждении заливка происходит автоматом).
          • +1
            Однажды Тудапов корабль потерпел
            Крушенье на Ж-37,
            Пробитый скафандр заклеила Гоб
            И этим спасла ему жизнь.
          • 0
            Мне тоже навеяло :)
        • +3
          некие кабинки, как биотуалеты, в которые можно успеть добежать

          Вы тоже видели эту игрушку? :-)
          Lifeless Planet



          • 0
            На Луне-луне-лунище
            Мы построили колхоз.
            Нет ни воздуха, ни пищи,
            Половой стоит вопрос.
          • +1
            Ужас! Из-за вас я (возможно, и не только я) убил три с лишним часа своего времени, потому что игрушка оказалась настолько увлекательной, что я засел… смотреть её прохождение. :) Спасибо за наводку на интересную инди-игру на космическую тему!
            • +1
              Игрушка действительно душевная, да и обзорщик хороший.
            • +1
              Там вроде как больше четырех часов. Последняя часть была 20 минут, а все остальные вроде как были чуть больше получаса. Девять частей… В общем да, не вы один… :)
          • 0
            затягивает. не смотря на то, что прыгание по камням быстро надоедает. но атмосферно!
  • +2
    Слишком роскошно для марсианского дома, туда ведь не пригонишь бригаду строителей и реальная база будет меньше.
    • 0
      Можно послать робота, который будет строить используя местный грунт. Этакая Hi-Tech землянка (марсианка?).
  • +4
    Что они хотят проверить этим экспериментом? Были уже подобные эксперименты, есть результаты по ним — гуглить «Марс-500», что нового американцы хотят увидеть в этот раз?
    • +3
      Каждый раз они проверяют (наверняка, ибо незачем больше) более современные материалы, технологии и др. архитектурные решения. С текущим ускоряющимся прогрессом это становится все более актуальным, особенно когда полет на такие дальние расстояния требует максимального подхода и следует использовать наиболее эффективные средства.
    • 0
      Вы за новостями хоть немного следите? )))
  • 0
    По задумке ученых, если все пройдет гладко, то к 2030 году земляне смогут высадиться на соседнюю планету.

    ну за ближайшие 15 лет Марс будет автоматами достаточно подробно исследован
    и это будет:
    — недорого (по сравнению с пилотируемыми экспедициями)
    — безопасно
    — технологически просто (не надо никого возвращать на Землю)
    — эффективно (автомат уже сейчас может годами кататься по марсианским пустыням, не надо тратить ресурсы на обеспечение жизнедеятельности человека и его защиту)
    — информативно (масса оборудования на автоматах и все работает без присутствия человека)
    • +3
      Вы предлагаете сразу на Альфа Центавру махнуть?
      • –3
        Вы предлагаете сразу на Альфа Центавру махнуть?

        1)перестать людям морочить голову
        2)осознать очевидный тренд современной космонавтики — беспилотные проекты
        3)разъяснять, почему тренд именно таков (ввиду достижения предела мощности «обычных» двигателей из-за того, что химические топлива не настолько калорийны, как нам бы хотелось, а других видов топлива пока не видно)
        4)поэтому запуск «больших» пилотируемых аппаратов — это проблема, а вот небольших автоматов — реально

        • 0
          Из ваших утверждений можно сделать один вывод: вы не допускаете, что за ближайшие 15 лет в «топливном вопросе» может быть прорыв. Возможно, что в NASA — допускают.
          • –1
            вы не допускаете, что за ближайшие 15 лет в «топливном вопросе» может быть прорыв. Возможно, что в NASA — допускают.

            1)теплотворная способность всех веществ известна
            2)других двигателей, кроме нынешних пока не видно

            • 0
              • 0
                «Ядерная энергетическая установка», на пример?

                вы еще расскажите, как Рогозин обещал колонизировать Луну и Марс :)))
            • 0
              Самым эффективным топливом для химических реактивных двигателей является пара водород + фтор (Черток, «Ракеты и люди»). Понятно, что в атмосфере никто и никогда использовать фтор не будет. Но в космосе экологических проблем не существует. Потому возможности совершенствования химических двигателей, предназначенных для межпланетных перелётов, ещё далеко не исчерпаны.
              • +1
                Самое эффективное — не значит, что оно настолько эффективнее используемых, чтобы возиться из-за этого с фтором. Процитирую «Ignition! An Informal History of Liquid Rocket Propellants» John D. Clark, 1972
                (её не переводили, перевод абзаца мой):
                — «Это случилось во время монтажных работ в Шревепорте, Луизиана, во время подготовке к отправке стального цилиндра с CTF (фторид хлора).
                Цилиндр был охлаждён сухим льдом, чтобы упростить загрузку в него вещества, и холод сделал сталь хрупкой. В процессе переноса цилиндра на платформу он треснул и тонна CTF вылилась на пол. Он разъел 11 дюймов бетона и образовал трёхфутовую дыру в гравии под ним, заполнив всё парами, которые разъели всё что было поблизости, превратив в адское месиво.
                Появилась гражданская оборона и начала эвакуировать окрестности и, пока ситуация не нормализовалась, было, мягко говоря, довольно шумно.
                Чудесным образом никто не погиб, хотя была одна потеря — человек, который закреплял цилиндр, когда тот треснул. Его нашли в пятистах футах, где он достиг 2M (двух скоростей звука) и всё ещё продолжал набирать скорость, когда был остановлен сердечным приступом.»
                • +1
                  Достаточно эффективное, чтобы Глушко в 60-х годах с ним экспериментировал (остановлены эти эксперименты были совсем не по желанию Глушко).

                  В современном мире соединения фтора используются очень широко (достаточно вспомнить фторопласты), потому жидкий фтор давным-давно научились и хранить и перевозить.

                  Цитата же об аварии с соединением фтора (а не самим фтором), случившейся более 40 лет назад, выглядит по меньше мере странно. Тем более, что последний абзац этой цитаты представляет собой откровенный бред.

                  При первом запуске P-16 погибло 78 человек (включая маршала Неделина), однако почему-то это не остановило использование крайне ядовитого несимметри́чного диметилгидразина — и американцы на нём до «Аполлонов» в космос летали, и французы сейчас летают…

                  • +1
                    Цитата приведена в качестве иллюстрации (зря вы думаете, что чистый фтор менее опасен). За 40 лет свойства веществ не изменились. В последнем абзаце — юмор.
                    Автор — разработчик топлива для РД. Сама книжка отнюдь не юмористическая. Для химиков и разработчиков РД, я бы сказал. Там много уделено внимания всяким нестандартным топливам и проблемам с ними — рекомендую почитать.
                    По чьему желанию кто там что и почему остановил — это скорее из области конспирологии. Сейчас имеем факты — ни в США, ни в РФ, ни в других странах (производящих ракетные двигатели) — фтор почему-то использовать не хотят. Несмотря на преимущества.
                    Прежде чем оказаться в космосе, всё это дело должно успешно взлететь и выйти на орбиту. И неожиданности на этом этапе, в виде распада в атмосфере или на старте здоровенного бака с фтором — никому не нужны.
                    А от НДМГ всячески пытаются отказаться даже у нас (несмотря на интенсивно эксплуатируемый «Протон»). Плюс к тому, НДМГ не предъявляет таких специфических требований к материалам двигателей, как фтор.
                    • 0
                      Я прекрасно знаю опасность фтора. И понимаю, что за 40 лет его свойства не изменились. Но понимаете-ли Вы, что за это время кардинально поменялись материалы и технологии? Повторю, свою мысль: в настоящее время фтор широко используется промышленностью и его хранение и перевозка не создают той опасности, что была 40 лет назад.

                      Очевидно, что «Ракеты и люди» Чертока Вы не читали. Это не конспирология, а мемуары одного из создателей советской космической программы.

                      Если бы руководство СССР хотело отказаться от «Протонов», оно дало бы разрешение на создание Н-11 (вторая, третья и четвертая ступени Н-1 в качестве носителя гузоподъёмностью 25 тонн). Это ведь только первая ступень Н-1 собиралась без огневых испытаний, а для остальных ступеней тестовые стенды были созданы. Но проект Н-11 был закрыт именно в пользу «Протона». Подробности — в вышеуказанных мемуарах.

                      И повторю: французские «Арианы» летают именно на НДМГ и никого это не напрягает. Двигатели на НДМГ вообще самые простые по конструкции, но и по величине удельного импульса рекордов не ставят.

                      Я разве предлагал запускать бак с фтором с Земли? Я только говорил о том, что фтор может быть перспективным окислителем для двигателей, не предназначенных для запуска в земной атмосфере. А вот откуда этот фтор может быть получен — это уже вопрос развития внеземного производства.
                      • +1
                        И повторю: французские «Арианы» летают именно на НДМГ и никого это не напрягает.

                        Французские Арианы летают с двумя твердотопливными бустерами и водород-кислородной первой ступенью. Более того, вариант с гидразиновой второй ступенью (G/G+/GS) крайний раз запускался 5 лет назад, все последующие пуски — только с водородной второй ступенью. Зато на НДМГ летает весь китайский пилотируемый космос, кстати.

                        Если бы руководство СССР хотело отказаться от «Протонов», оно дало бы разрешение на создание Н-11
                        Тут спорно так. Передать ещё и тяжелый носитель в и без того загруженное ОКБ-1 (на котором висели работы по Н-1, Р-7 и куче прочих программ) — было бы слишком рисковано. А потом уже было поздно — на момент отказа от Н-1, Протон уже летал и «зарезать» живой носитель, да ещё и сконцентрировав все работы по РН в рамках одного ОКБ-1, у которого и так хватало работ — по «семерке» и «Энергии», которую начали пилить с середины 70-х — спорное решение. Плюс в те же годы начали проектировать «Зенит», который мог бы взять на себя часть грузов, которые выводились «Протонами». Плюс одной из основных нагрузок «Протона» был «Алмаз» разработки структурно связанных с коллективом ОКБ-23 организаций.

                        Но понимаете-ли Вы, что за это время кардинально поменялись материалы и технологии?
                        Но остались две проблемы (причем сама по себе ядовитость фтора в них более-менее фторична, простите за каламбур):
                        — фтор по-прежнему остается очень сильным окислителем, да ещё и имеет неприятную особенность при малейших следах воды образовывать такие безусловно малополезные для баков и магистралей вещи, как перекись водорода и плавиковую кислоту, а при соприкосновении с органикой — начинать пожар.
                        — фтор сложнее хранить долгое время, что вызывает проблемы с использованием его на аппаратах, живущих несколько лет.

                        А эксперименты Глушко с фтором — в те годы вообще много с чем экспериментировали, даже с топливной парой «фтор-пентаборан», по сравнению с которыми «гептил-амил» — это совсем цветы. Но впоследствии от всего этого добра отказались как раз в силу эксплуатационных нюансов — причем как в СССР, так и в США.
                      • 0
                        Я читал Чертока (год или два назад). И не только его. Нужно понимать, что когда человек говорит, что какой-то проект или какие-то эксперименты были остановлены по желанию некоей личности, это необязательно правда. Люди слишком лично воспринимают решения о закрытии тех или иных проектов, затрагивающих их или их КБ. Если послушать каждого, получится, что страна вообще не должна была заниматься ничем, кроме производства ракет т.к. каждый проект в этой области был чем-то ценен или интересен кому-то.
                        Ограниченные ресурсы неизбежно приходилось как-то делить, и у каждого свой виновник и своя справедливость, которые современники трактуют как им нравится. Кому-то не дали доделать Н1, другому УР-700, третьему не дали денег на Марс…
                        (именно в этом контексте я использовал слово «конспирология»).

                        > это уже вопрос развития внеземного производства.
                        Если человечество дойдёт до стадии, когда горючее и окислитель можно будет добывать вне Земли, думаю там уже будет не до таких мелких проблем, как использовать или не использовать фтор. Это всё очень отдалённое будущее.
    • +2
      В пилотируемой экспедиции есть вариант не возвращать. Строить колонию, пока колония сама не освоит производство космических кораблей — завозить необходимое, параллельно помогая в терратрансформации.
      • 0
        В пилотируемой экспедиции есть вариант не возвращать. Строить колонию, пока колония сама не освоит производство космических кораблей — завозить необходимое, параллельно помогая в терратрансформации.
        — анекдот припоминаю…
        " а фантастика у нас в соседнем зале"
        • +2
          Живите на этой планете дальше.
          • +1
            т.е. вы типа летите? Когда рейс?
          • 0
            Живите сами взаперти на станции. Пусть даже очень большой, пусть размером с город, но взаперти. Разнообразия же никакого, скучно.
            • 0
              Скучно — одел скафандр, иди гуляй.
              Или взяли инструмент — и сделай, то что тебе не хватает. Хочешь на землю — делай космодром и ракету.
              Целая планета в твоем распоряжении.

              Кстати, и скафандр там попроще и полегче лунного.
              И вес всего 0.38 земного.
            • 0
              Вы представляете, сколько людей на планете никогда не были дальше 20км от места рождения?
              • –1
                А вы представляете, что это не те люди, которые могут попасть в первые очереди на переселение на станцию? А наиболее активные и образованные не могут жить без контакта с земным разнообразием ландшафта, форм жизни, культуры и так далее.
                • +3
                  Не может человек жить без воды, еды и кислорода. «Контакты с земным разнообразием ландшафта» — это шило в одном месте, а не базовая потребность человека.
                  На МКС куча экипажей проводили по полгода. При том, что время пребывания в невесомости ограничено по медицинским показаниям. Эти люди — пассивные и необразованные?
                  • –1
                    Я не о пребывании по полгода (хотя это дико для меня), а о постоянном поселении. Всю жизнь провести в оазисе в пустыне…
                    • +1
                      А наиболее активные и образованные не могут жить без контакта с земным разнообразием ландшафта, форм жизни, культуры и так далее.
                      Почему? Я знаю много образованных (ну, то есть не «активных», наверное, в привычном смысле то есть там спортик-зожик-кататьсяпомиру), но действительно интересных, грамотных и образованных людей, которые минимум несколько отпусков проводили в Азероте.
                  • –2
                    Зачем ты тут задвигаешь про базовые потребности? Ты сам хотел бы хотел так жить? Честно?
                    • 0
                      А я не считаю себя эталонным человеком, по которому можно мерить всех остальных представителей homo sapiens. Люди — они ж все разные.
                • +2
                  М-да, а я-то думал, что нас и правда всех
                  готовили в космонавты
                  Понимаете, Игорь, вас всех готовили в космонавты. Должны были появиться десятки, сотни миллионов космонавтов – все, кто мечтал об этом. Вы ведь не думаете, что дети сами решали, что они хотят быть космонавтами? Трехлетний ребенок не может проснуться утром и придумать, что он хочет летать в космос. Детям объяснили, о чем они должны мечтать. Это было частью подготовки. Какая-то грандиозная операция – колонизация дальнего космоса, геноцид инопланетян. Не помню, что именно. В любом случае – сплошная маниловщина. Потом, конечно, пришел кто-то умный, планы поменялись, вы оказались не нужны. Сначала вас хотели ликвидировать – Третья мировая, Дарт Рейган, забриски мертвого человека. Но снова появился кто-то умный и предложил оставить про запас. Переподготовкой, конечно, никто не стал заниматься – лишние расходы. Кто выживет, тот выживет. Это как в фильмах про киборгов, которых вырастили безумные ученые и оставили маяться, когда Пентагон перестал финансировать программу. Они бродят по огромным парковкам возле моллов и что-то ищут в небе. Вы пытаетесь понять, почему все так нелепо и нескладно, почему хочется футбол и лететь с балкона, ломая ветки тополей. Просто вас готовили совсем к другому. У вас отняли способность любить, оставив только инстинкт размножения, – когда долгие месяцы несколько десятков человек заперты вместе в корабле, лишние конфликты ни к чему. Вам нужны перегрузки, жесткое излучение, вода из мочи – вот почему вы так старательно травите себя. Земля – слишком уютная для вас планета. Вы тыкаетесь во все углы этого мира, обдирая в кровь лицо и коленки, и пытаетесь по запаху найти для себя место. Навигаторы стали программистами, пилоты гоняют в тонированных «девятках», специалисты по негуманоидному разуму пишут в живой журнал. И ничего уже нельзя сделать – вмешательство было на уровне ДНК. Ваши дети будут космонавтами. Ваши внуки будут космонавтами. Вы пишете книжки о космонавтах и для космонавтов, и все картины, все фильмы, вся музыка – это разные истории о Гагарине, который проспал 12 апреля. Глухой Циолковский и мертвый Гагарин – вот кто правит вашим миром. Странно, что вы еще живы. То есть вы молодцы, конечно, но вас очень жалко. Так брезгливо и трогательно. ©Александр Щипин, «Понимаете, Игорь…»
      • –3
        В пилотируемой экспедиции есть вариант не возвращать. Строить колонию, пока колония сама не освоит производство космических кораблей — завозить необходимое, параллельно помогая в терратрансформации.


        можно уже начинать тренироваться на Земле:))))
        группу людей забрасываем в пустыню в скафандрах,
        там они строят себе какое-то помещение… где будут жить (с марсианским давлением и радиацией — можно жить
        только в убежище), а потом они там «освоят производство космических кораблей „
        будь моя воля — я бы туда отправлял всех болтунов :))))
        • +1
          Тренируют. Mars One Столетний космический корабль
          Болтуны — это не по адресу.
        • +1
          там они строят себе какое-то помещение… где будут жить (с марсианским давлением и радиацией — можно жить

          Кстати, а вот интересно — перейдут ли рано или поздно на следующий этап эксперимента — как раз с давлением, регенерируемой атмосферой во всей красе и радиацией?
        • +1
          Ели колония выживет и будет успешно развиваться, то за полстолетия вполне реально построить свой космический корабль — технологии ведь никуда не денутся, а еще и улучшиться успеют, поскольку Земля будет снабжать новейшими сведениями до поры до времени.
  • +3
    Думаю эта книга тут не помешает.
  • 0
    У каждого своя комната в эксперименте. В реальной экспедиции такое маловероятно — индивидуальная жилплощадь каждому — это лишний вес который нужна тащить до Марса с Земли, я конечно понимаю что там полет больше года и как на аполлонах площадью шкафа не обойдешься но все равно.
    • 0
      Пяток пластиковых перегородок — не настолько громадный вес чтобы делать его нерентабельным. а психологический комфорт — это очень важно.
      • 0
        Я не про то — наличие у каждого индивидульной комнаты это общее увеличение жилого обьема, это уже модуль нужен больше.
        • 0
          Если модуль складной, или вовсе надувной, как в «Марсианине», то велика ли будет разница? по сравнению с психологическим стрессом который марсонавты будут испытывать от невозможности где-нибудь уединиться? Им же до этого несколько месяцев вместе в ракете лететь.
          • 0
            Насчет надувного — я лично таким конструкциям отношусь негативно. Во первых разница давлений между внутри и снаружи больше 100 раз (и конструкцию распирает собственным внутренним давлением). Во вторых насколько форсмажороустойчива надувная конструкция? В третьих как приделать шлюз?
            • 0
              > больше 100 раз

              Примерно 1 атмосфера (внутри даже можно чуть понизить). Материалов, которые могут долго выдерживать такое давление — куча. Для надежности можно сделать его многослойным и многосекционным, с вшитыми датчиками и системами защиты (вроде твердеющего полимера). Для бОльшей надежности можно закопать всю конструкцию в грунт (или поместить в естественных полостях).

              Со шлюзом тоже особых проблем нет — отводной коридор + жесткое кольцо с дверью. Емнип, что-то подобное вроде бы на Салютах еще испытывали.
              • 0
                > на Салютах

                Память меня подвела, это было еще аж на Восход-2 в 65-ом.
            • 0
              >Во первых разница давлений между внутри и снаружи больше 100 раз (и конструкцию распирает собственным внутренним давлением).
              В этом, как бы, и плюс. Не нужны сильные опорные конструкции, оно само себя будет держать давлением.

              >Во вторых насколько форсмажороустойчива надувная конструкция?
              Ну, здесь не скажу, но да, логически звучит менее надежно чем металлическая оболочка. С другой стороны — а что его проткнет-то, на Марсе? Аборигенов с ножами там не обнаружили (по крайней мере, пока), а против всего остального можно сделать армирование поверхности. Уже есть куча гибких материалов которые можно продырявить только более-менее целеустремленным усилием.

              >В третьих как приделать шлюз?
              Вообще не вижу проблемы. Ну, шлюз и пол помещения будут единственными жесткими элементами, да.
              • 0
                А как на поверхности Марса обстоят дела с микрометеоритами? Не могут они представлять опасность для купола?
                • 0
                  У марса, все-таки, есть достаточная атмосфера, чтобы портить настроение садящимся на него кораблям… Мне кажется, микрометеориты сгорают.
  • +2
    А ведь и для Земли это хорошая идея, для мини-хостела

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.