Пользователь
0,0
рейтинг
8 декабря 2014 в 16:08

Как сберечь зрение и развить воображение, работая с диктофоном из песочницы

Доброго дня! Давно тянутся руки поделиться опытом на Хабре, или, вот, GT, благо опыта накоплено немало и в научной сфере, и в преподавательской, и в алгоритмотворческой. Но работа в крупной корпорации связывает руки в плане написания статей о разрабатываемых системах, а писать какие-то общие слова на тему — очень мало смысла и пользы. Однако пришла в голову идея поделиться именно подходом к работе, который позволяет сохранять здоровье, не теряя производительности, а порой даже заметно её повышая.

Слабым местом программиста — а кто в наше время не программист? — является зрение. Код, документы, презентации, диаграммы и прочая картиночно-текстовая мишура, сутками пляшущая на мониторе, очень сильно сажает зрение в глубокий минус по диоптриям и в дельта-окрестность нуля по остроте. Не могу при этом не похвастаться собственным зрением, не требующим для успешной работы ни очков, ни близости рассматриваемого объекта, ни его крупности, ни значительных мощностей освещения. Сохранять его в таком состоянии удаётся, во многом благодаря отражённой в заголовке технике работы с диктофоном. Этот подход позволяет работать не только без монитора, но и даже без ручки с бумажкой.

В общих словах такую работу можно описать следующим образом. Если требуется хорошенько обдумать какую-то часть деятельности, которая потом, конечно, выльется в исходный код, презентацию или текстовый документ, то не надо сразу же кидаться к редактору. Да, многие знают, что кидаться сразу к редактору среды разработки — это, вообще, детский, нулевой, уровень. Открывать текстовый документ для написания плана работы можно, пожалуй, назвать первым уровнем развития. На второй уровень позвольте поставить ручку с бумажкой или доску с маркером (кстати, мел я люблю больше), потому что отказ от включения компьютера позволяет не только отодвинуть среду разработки ещё подальше для лучшего развития плана работы, но и банально дать глазам ещё несколько минут или десятков минут не пялиться в монитор. Уровни, надо отметить, совершенно условные, взятые прямо в момент написания текста с моего невысокого потолка просто для некоторого разграничения подходов разных людей. Иногда ведь так перещёлкнет, что лезешь прямо в код, делаешь там весьма значительные правки — и всё с первого раза отлично работает. Но это как бы говорит о том, что всё планирование и продумывание произошло в головушке, а там это порой случается в одну секунду.

Собственно, пишу-то я о третьем уровне развития подготовки к работе. Не надо даже брать ручку с бумажкой, можно просто закрыть глаза и включить диктофон. Воображение, правда, тоже придётся активировать, но с ним, пожалуй, у программистов обычно всё в порядке. Сейчас может показаться самым приятным, что, в отличие от подходов всех предыдущих уровней, здесь зрению предоставляется полный покой. Например, первый набросок данной статьи я наговаривал на диктофон, лёжа с закрытыми глазами в кровати, перед сном. Но отдых аппарата восприятия картинок — это, честно говоря, не самое приятное. Самой сладкой плюшкой оказывается именно ощущение могущества работы в голове, без привлечения окружающего мира. Попросту можно сказать, что предлагается хорошая практика предварительного обдумывания работы с использованием диктофона. Я ещё не говорю о том, что в дороге с работы домой в автобусе, в метро или в личном транспорте записывать свои мысли лучше всего именно на диктофон. Эх, сказал… И всё же, практикуя такого рода диктовку, в некоторый момент приходишь к поразительной возможности не просто обдумать и набросать, а полностью до деталей выполнить всю работу, не прибегая ни к чему, кроме воображения и диктофона.

На этом можно было бы статью и закончить. Посыл простой: прежде чем писать код, клепать презентацию, документацию или даже решать физико-математическую задачку с немаленькими формулами, попробуйте взять диктофон и заняться всеми теми же видами деятельности с закрытыми глазами. На прогулке или за рулём глаза, правда, лучше не закрывать. Оказывается, ничто не мешает вербально описывать названия и параметры функций, их взаимодействие, их начинку, работу с памятью, индексы элементов в массивах, типы данных и даже битовое содержимое. Ничто не мешает точно также «на словах», а не на деле, брать сложные интегралы, описывая подынтегральные функции, области интегрирования, подстановки, элементарные методы перехода за следующий знак равенства и т.п. Такая работа реально снизит нагрузки на зрение и удивит возможностями собственной, казалось, уже пустой, головы.

Однако статья на этом не заканчивается. Плох препод без жизненных примеров. Диктофон я купил в тот момент, когда у меня оказалось сразу три работы: преподавание математики с ассистентской нагрузкой, научная активность, которую после защиты кандидатской хотелось разогнать для выхода на докторскую траекторию, и ещё R&D деятельность в области 3GPP и смежных стандартов, за которую только и платили какие-то разумные деньги, в отличие от первых двух активностей.

Необходимо было написать отчёт по технологии Мобильного IP. Что-то вроде технико-экономического обоснования (feasibility study). Несмотря на простоту идеи технологии и, вообще говоря, нефундаментальность исследования, весь зоопарк систем и подсистем, содержащий в себе мобильные сети третьего и четвёртого, на тот момент, поколения, а также сети Wi-Fi и попытки их вовлечения в сети сотовых операторов, требовал для создания сколько-нибудь грамотного отчёта закопаться в такую кучу стандартов IETF, IEEE и OMA, что мама не горюй. Я просто физически начал замечать, как номера домов, которые мог различить, глядя с балкона, становились всё ближе и ближе, а те, которые были различимы вчера, сегодня превращались в недогруженный Прогрессивный JPEG. Ведь, помимо чтения документов, требовалось ещё куда-то фиксировать усвоенный материал, то есть постоянно переключаться между файлами, копировать, вставлять, переставлять местами куски текста, дописывать, искать, куда вставить текст, который пришёл позже, но жизненно необходим для понимания раньше и т.д. Чтение само по себе не так утомительно, как эти самые метания между документами, презентациями и прочей электромакулатурой. Технические стандарты имеют к тому же привычку ссылаться друг на друга самым непристойным образом. Авторов, конечно, можно понять, но разгребать все эти ссылочные деревья с многократными ветвлениями, а потом ломать глаза в поисках документа с нужным номером в папке на собственном компьютере — это удовольствие, достойное самого радикального мазохиста.

И тогда я взял диктофон. Переходя к очередному документу, просто проговаривал его название и спокойно читал, надиктовывая отдельные цитаты, описания картинок и диаграмм, собственные мысли по ходу чтения. Периодически туда же в звуковой файл рассказывал общую картину, которую понял на текущий момент, указывая, каких крупных и мелких элементов в ней не хватает. А когда находил эти элементы, точно так же рассказывал, где они были найдены, что из себя представляют и как встраиваются в целиковую конструкцию. В подобном подходе к работе во многом привлекает тот факт, что очень эффективно составляется именно общая картина, но при этом ничто не мешает пристально рассмотреть любую её мелкую деталь во всех подробностях. И всё это документально фиксируется для дальнейшего сбора в финальный документ. Когда приходит глубокое понимание исследуемого предмета и ощущение способности изложить это понимание в отчёте, диктофон переключается в режим ускоренного воспроизведения, и отчёт пишется с нуля и до конца в один присест, разве что только с отвлечениями на справление естественных нужд, но чаще всего — на очередную кружку чая.

Другой пример — с формулами. Однажды затеял поиск уравнений движения сложной механической системы, но в то же время возникла необходимость совершить 9-часовой перелёт. Диктофон, как обычно, лежал в кармане, и я подумал, что можно записать хотя бы какие-то начальные мысли по поводу конструкции и анализа этой системы. В течение перелёта, в условиях тряски, темноты и полусна — в обычных самолётных условиях — удалось обдумать все обобщённые координаты и связи, направления и нулевые лучи для отсчёта углов, ввести таким образом кучу переменных, собрать их в нехилый лагранжиан, взять необходимые частные и полные производные (см. Лагранжева механика) и сделать некоторый анализ полученных уравнений движений, которые, конечно, представляли собой набор гармонических осцилляторов с разного рода взаимосвязями. И всё это, практически не открывая глаз. Все необходимые вещи прекрасно описываются словами, и, будучи описанными, великолепно запоминаются и поддаются манипулированию в воображении не хуже, чем на бумаге или доске.

Очевидно, что диктофон на третьем уровне развития является лишь неким костылём для воображения, который на четвёртом уровне уже не понадобится. Но костыль чрезвычайно удобный, позволяющий открывать невиданные горизонты. Пришёл я к нему, вообще говоря, пытаясь запрыгнуть сразу на четвёртый уровень ещё в старших классах школы. Дед активно впрягал меня в пахоту, окучивание, прополку и сбор картошки, а мне одновременно нужно было решать физические задачки с удалённых курсов МГУ. Решать приходилось в уме. На самом деле, задачки как правило не решались, а только именно обдумывались в общих чертах, но обдуманные задачи, как известно, решаются весьма непринуждённо. Тем не менее, меня сегодня нисколько не удивляет, что, например, Стивен Хоукинг пишет книги и выполняет сложнейшие вычисления, будучи чуть более подвижным, чем огурец; и что Леонард Эйлер спокойно, а может быть, даже ещё активнее занимался математической физикой после полной потери зрения.

Добавлю ещё о диктофонах. Всю прелесть этого устройства сложно оценить, имея только какое-то там диктофонное приложение на смартфоне. Сам пользуюсь устройством (можно немного рекламы?) Olympus VN-713PC, не являющимся профессиональным инструментом, но позволяющим работать именно вслепую: включать и ставить на паузу запись, перематывать записанные дорожки, ускорять воспроизведение и менять его громкость — всё приятными на ощупь кнопочками, без опасения коснуться сенсорного экрана в неподходящем моменту месте.

И ещё о редактировании текста. Вот написал в один проход статью из диктофонной заготовки. В следующий проход я начитываю её на диктофон, опять-таки, не пытаясь корректировать печатный текст, что требует периодических перечитываний, дабы избежать коверкания читабельности и логики правками. При этом, однако, на диктофон начитывается модифицированный текст: предложения исправляются, добавляются новые. На третьей итерации слушаю диктофон и вставляю правки в печатный текст. Диктофон позволяет во время диктовки нажатием кнопочки вставлять метки прямо на звуковой дорожке, между которыми легко перемещаться. Например, данный текст при первом перечитывании потребовал всего трёх правок. В результате слушать всё целиком ради поиска модификаций немного расточительно, поэтому удобно пользоваться перемещением между метками. Второй и третий шаг можно и, вообще, желательно повторить несколько раз. Ускоренное вдвое прослушивание не отнимает много времени, зато позволяет соорудить достаточно приятный текст.

Ну и, самое последнее. Диктовка развивает речь и ораторские способности, что всё ещё ценится в современном мире, но часто бывает чудовищно недоразвито у программистов и прочих трудяг не самого разговорного фронта.

Благодарю за внимание. Надеюсь, кто-то освоит.
Юрий Ушаков @youree
карма
8,0
рейтинг 0,0
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (21)

  • +1
    Спасибо за статью, интересный подход. Мне лично не очень комфортно говорить (бормотать, надиктовывать) что-то вслух, скажем, в самолете, рядом с другими пассажирами, да и вообще в транспорте. Вас это не смущает или же микрофон позволяет почти не отвлекать народ?
    • 0
      Всем всё равно. Если кто-то бубнит, то посмотрят косо, а через десять секунд вынесут на задний план и не будут замечать.
    • 0
      Если говорить о самолёте, то там обычно такой гул, что тихое бормотание не услышишь, особенно, при почти упёртом в губу диктофоне.
      Но я такой диктовкой занимаюсь порой даже в очень тихих местах — шёпотом. Шёпот уже совсем не слышно посторонним, а в записи он очень хорошо различим.
  • 0
    > Сохранять его в таком состоянии удаётся

    Благодаря хорошей наследственности :)

    > www.vseoglazah.ru/eye-diseases/computer-vision-syndrome/
    > развитие и прогрессирование близорукости из-за работы с видео-дисплей терминалами возможно только при наличии предрасположенности к этому

    Поэтому несмотря не то что сам посыл «поменьше втыкать в монитор» безусловно правильный, от близорукости он, к сожалению, не спасет :(
    • +2
      Я на третьем курсе стал замечать, что хуже вижу вдаль. Начал тупо садиться всегда на дальние ряды как в семинарских аудиториях, так и в лекционных залах. Сначала всё плыло, а потом расслабился и буковки начали проявляться. Потом вообще привык.
      Бабушка, мама и сестра у меня близорукие. И вообще, в наследственность я не верю. Она, конечно, есть, но определяет очень мало.
      • 0
        А сейчас как? Просто у меня тоже не сразу село, сначала постепенно и незаметно, потом побыстрее, потом глаза стали сильно уставать, а сейчас сижу в очках :)
        • 0
          Сейчас глаза устают, да. Правый глаз время от времени начинает нечётко видеть. Но тут реально нагрузки бывают: весь рабочий день в мониторе. Этап настройки, думать особо не приходится. Правишь параметры, запускаешь симуляцию, смотришь на временную развёртку сигнала, на спектрограмму, пытаешься уловить мельчайшие различия.
          Стараюсь давать себе зарок в качестве отдыха не Хабр читать, а идти смотреть вдаль. Помогает. Очень.
          Я уверен, что в организме всё обратимо, если не было нарушено каким-то жёстким повреждением. Типа, отпиленную ногу не отрастишь, но севшее зрение можно поднять. Дед у меня — яркий пример. От старческой дальнозоркости тренировками глаз избавился (в 78 лет). И остроту тоже тренировками поднял, когда ему медосмотр не подписали для водительского удостоверения. А ещё раньше от катаракты начисто избавился народными средствами — мочу с мёдом в глаза закапывал :)
  • +1
    Видно, что текст набирался с речи — в нём необычно большое для письменной речи количество деепричастных оборотов и практически все предложения — составные.
    Описанный вами метод удобен аудиалам. Но для людей с другими приоритетами восприятия он будет неудобен.
    • 0
      Вынужден не согласиться. Исходник рассказывался на диктофон, но потом был настолько мелко перемолот в текст, что послужил лишь набором ключевых мыслей. А для правки текста диктофон удобен 1 — чтобы не прыгать глазами и не перечитывать поправленное, 2 — по мотивам рекомендации: «перед публикацией прочитайте текст вслух».
      Вообще говоря, я просто так пишу. По мне, так сложные предложения именно аудиалам и неудобны и для речи не особенно характерны. Могу ошибаться.
  • 0
    Рекомендуете именно этот диктофон: Olympus VN-713P или уже присматриваете себе что-то другое?
    Используете ли синхронизацию с ПК, насколько она удобна?
    • 0
      Я с ним уже года три примерно. Очень удобно. С самого начала присматривал модель, которая ещё и видео с фотками может делать, но она была дороговата при не особенно понятном смысле таковой пользоваться. А потом привык, видимо. Не знаю, что там сейчас в новых моделях. С удовольствием порекомендовал бы, но вдруг вы потом скажете, что в последней недорогой модельке есть ещё такая и такая примочка, а тут такой динозавр. Не уверен, вообще, что они ещё есть в продаже. Вообще, посмотрите на сайте Олимпуса лучше.
      Что такое «синхронизация с ПК» в данном контексте, не понимаю. Самое большее: скидываю иногда всё из памяти в папочку с датой сброса. Обычно эти записи имеют временный характер и перерабатываются в тексты, коды, статьи.
      • 0
        Что такое «синхронизация с ПК» в данном контексте, не понимаю. Самое большее: скидываю иногда всё из памяти в папочку с датой сброса. Обычно эти записи имеют временный характер и перерабатываются в тексты, коды, статьи.

        Да я это и имею в виду — насколько этот сброс удобен для работы на компьютере. Как называются файлы, рассортированы ли они по папкам, возможна ли работа с метками.
        В продаже он есть, в описании есть функции «Индексирование каждой записи» и «Сканирование сообщений» — а это что такое?
        • 0
          Там пять папочек на устройстве: от A до F. Поэтому, скажем, доклады конференции пишешь в А, а свои записи в перерывах — в С. Во время записи и прослушки можно нажать кнопочку, и здесь вставится индекс. Потом при прослушивании нажимаешь вправо-влево, тем самым перемещаясь по индексам-меткам. В аудиофайлах на компе я эти индексы что-то не обнаружил. Может, плохо искал. Либо софт нужен специальный. Но я и говорю, что работа идёт именно с диктофоном. Больше ничего по сути не надо. На экранчике показано количество записей в данной папке и номер текущей, типа 6/17. Для текущей видна дата записи и длительность.
          Есть ещё какая-то тема с календарём. Я ей не пользуюсь. Открывается календарь, и видны числа, в которые были сделаны диктовки. Нажимаешь дату — видишь названия записей в этот день. А записи нумеруются тупо: 713_0689.MP3, 713_0690.MP3 и т.п., где 713 — модель диктофона :) Но зато из календаря знаешь, в какой день она была сделана. И показываются они там без привязки к папкам.
          Есть ещё сцены какие-то: Заметки, Встречи, ещё что-то. Но я ими тоже не пользуюсь. Тоже, наверное, помогают искать.
          Что за «Сканирование» — не знаю.
  • +1
    Отличная статья, отличный метод. Но, увы, не ко всем применим. Я, например, визуал до костного мозга. Люблю карандаш + планшет с бумагой и считаю визуальные заметки идеальным средством проектирования.
    • 0
      Честно говоря, плохо ориентируюсь в визуалах, аудиалах и прочих. С некоторых пор рассматриваю категории право- и левополушарного мышления. Левое полушарие отвечает за речь и логику. Поэтому оно, наверное, как раз у аудиалов хорошо работает. А правополушарное мышление — это образы, целостные картины. Собственно, я сам как раз из отряда правополушарных. Это создаёт определённые проблемы, потому что в этом мире общение образами пока не особенно развито. Приходится очень трудиться над речью и хромающей логикой. Они у меня выработаны по сути искусственно.
      Почему и пишу про «четвёртый уровень», которого хотелось бы достигнуть. А пока диктофон — это костыль. В голове работают именно образы, невидимые двух- трёх-мерные модели, та же самая доска с мелом для формул и т.п. А на диктофон как бы делается заметочка, мол, нарисовал такую-то формулу. Гораздо больше, пожалуй, именно визуальных заметок одновременно производится в воображении.
      Кроме того — важность текстов. Тексты есть всё-таки речь. Вот захотел развёрнуто ответить на ваш комментарий — надо печатать. Пока мыл посуду, надиктовал примерный ответ. Пишу сейчас совсем другое, но по уже выстроенной схеме. Поэтому пишется легко.
      Сам люблю рисовать. Но, во-первых, на прогулке или в транспорте, а тем более, за рулём с планшетом особенно не развернёшься — хотя, когда-то все мои заметки шли в блокноты, и с планшетом я, бывало, даже творчески прогуливался вдоль реки. Во-вторых, как ни крути, бумага ограничивает… Ограничивает своим физическим размером. Ограничивает даже тем, что карандаш воткнут в данное конкретное место. Для правого полушария это прямо диссонанс какой-то: то текст некуда писать, потому что лист закончился, то какую-нибудь деталь не дорисуешь по той же причине. А мониторы ещё более ограничены. Листы бумаги можно, хоть, широко по столу разложить…
      Короче, постепенно переезжаю на работу непосредственно в мозг.
      • 0
        Короче, постепенно переезжаю на работу непосредственно в мозг.

        Звучит очень круто. Мне тоже интересна эта тема, не смотрели в сторону мнемотехники, там тоже все построено на образах?
        • 0
          Не знаю, может и смотрел. С образами как-то нет проблем. Не знай, куда их девать, прям. Вот диктофон, пожалуй, наиболее быстрый и подручный способ хоть как-то зафиксировать. Иногда бывает настолько грустно забыть какую-нибудь хорошую мысль, хоть кричи! Или этак сформулируешь идейку под душем, а пока вытираешься, половину забудешь. Было так чётко, стройно, а остаётся какая-то карикатура.
          В начале вот этой статьи автор описывает активную работу с диктофоном, какая и у меня, примерно, происходит.
          • 0
            А по какому принципу обрабатываете и удаляете сделанные записи? Не получается ли так что диктофон завален какими-то записями в которых очень сложно что-то найти и в результате просто забываешь, что записал какую-то интересную идею?
            • 0
              Тут, думаю, каждый сам стратегию выработает. Для примера, разве что…
              Если писал конференцию, то, скорее всего, всё в одну папку. Просто скидываю на диск ту папку и называю именем конференции. Раза два, наверное, открыл что-то из подобных папок. А в начале каждой записи добавляю голосом название доклада, докладчика, ещё что-нибудь, если считаю полезным.
              Если по работе или по науке какие заметки сделал, то они, будучи проговоренными, и в собственной памяти хорошо фиксируются. И обычно быстро переходят на бумагу или в код. А потом сборка мусора, как правило: иду по записям в папке, слушаю каждую по нескольку секунд; если не вижу надобности — стираю, если кажется, что может пригодиться — оставляю. Стараюсь много в папку не накидывать, держу в чистоте.
              Есть ещё иногда какие-то длинные концепции, типа вот тех записей с 9-часового перелёта. Это папка, в которой целая куча файлов. Но с ней расправляюсь аналогично конференционным папкам: сливаю на диск, даю характерное название. Иногда устраиваю сессии прослушивания для сбора собственных мыслей. Тут плохо, что на компьютере меток не видать. Но и сессия прослушивания подразумевают некоторую расслабленность, неторопливость.
              На самом диктофоне, кстати, очень удобно прослушивать с ускорением. На моём можно ускорять до двух раз. Это быстро. Чужую речь почти не различишь. Собственную различаешь в силу привычки. И диктофон ещё искусственно понижает частоту звука при ускорении: во сколько раз ускорили, во столько раз понижаются частоты спектра. В результате голос не превращается в смешное пискливое вяканье.
  • 0
    Для себя бы в идеале выбрал скорее все сразу. Текст+картинки+видео+аудио и все в одном тематическом документе. Ну или навигация по тематическому принципу где каждая тема 3Д объект жемчужина-облачко, где все к тексту облачку можно добавить тематическое аудио пояснения потом с ним добавить картинку (связав с определенным местом в тексте или аудиозаписи), а потом видео и т.д., собрав все в одну большую тематическую зону на заданную тему. Аудио именно хорошо, в моем случае, для быстрой фиксации размышлений, хода суждения, ассоциаций на заданную тему. Но в остальном текст вне конкуренции.
  • 0
    Хорошая статья! Хотелось бы увидеть примеры хороших приложений для iOS и Android, позволяющих удобно ставить метки в диктофоне и тд.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.