SpaceX успешно запустила обсерваторию DSCOVR

    От посадки первой ступени на баржу в море в этот раз пришлось отказаться



    В видеоролике очень хорошо показан запуск Falcon 9. Примерно через две с половиной минуты происходит отключение двигателей и отделение первой ступени. Затем начинает работать вторая ступень, и отделяются головные обтекатели.

    В назначенное время компания SpaceX успешно запустила ракету Falcon 9 с нагрузкой в виде спутника наблюдения за космической погодой DSCOVR. К сожалению, от некоторых вторичных задач пришлось отказаться: первую ступень ракеты не посадили на специальную баржу, вместо этого она приводнилась в Атлантическом океане.

    Изначально запуск планировался на 9 февраля (или 8 февраля по местному времени), но по независимым от SpaceX причинам — ВВС США испытывали проблемы с системой слежения — его пришлось перенести. Понедельник не понравился погодными условиями, поэтому старт назначили на 18:05 по местному времени на вторник (то есть на два часа ночи среды по Москве). Вчера запуск отложили повторно из-за сильного ветра.

    В этот раз погода была прекрасной, вероятность нарушения параметров старта — менее 10 %. Но в море начался очень сильный шторм, волны достигали 9 метров в высоту. Не могло идти речи ни о какой посадке первой ступени на специально созданную для этого морскую платформу. К тому же у корабля исправны были только три двигателя из четырёх. Илон Маск, глава и основатель SpaceX, заявил, что шансов на удачный исход меньше процента.



    После двух пропущенных стартовых окон больше откладывать было уже невозможно. Ещё одна отмена означала бы сдвиг сроков на 20 февраля из-за неблагоприятного положения Луны и связанных с этим условий гравитации. Поэтому ракету пришлось запускать без посадки первой ступени на беспилотный корабль. Маск также пообещал, что морскую платформу значительно обновят в будущем, чтобы она была готова практически ко всему. Отработка посадки первой ступени ракеты Falcon 9 означает потенциал уменьшения стоимости запуска в десятки раз.


    DSCOVR — это обсерватория, которая призвана следить за атмосферой Земли, солнечным ветром и выбросами корональной массы. Наблюдение за солнечной активностью важно, поскольку она негативно влияет на работу систем радиосвязи, спутников и электрических энергосистем, а также увеличивает дозу радиации, которую получает экипаж Международной космической станции. Без точных прогнозов активности Солнца системы могут выходить из строя в самый неблагоприятный момент. Стоимость программы DSCOVR — 340 млн долларов.

    "/>

    Для работы аппарат нужно разместить в точке Лагранжа L1 в полутора миллионах километров от Земли. Оттуда он сможет постоянно видеть освещённую сторону нашей планеты и Солнце. Для SpaceX это первый старт такого характера, никогда раньше детище Илона Маска не запускало аппараты за пределы земной орбиты. О полном успехе запуска можно будет говорить примерно через 110 суток, когда DSCOVR займёт своё местоположение.


    Приводнение первой ступени Falcon 9 в штормовых условиях. На фотографии видны решётчатые рули, с помощью которых аппарат управлял своим положением. Ошибка составила всего 10 метров. Если бы не было штормовой погоды, и в море находилась бы платформа для посадки, был бы очень вероятен удачный исход.
    Поделиться публикацией
    Никаких подозрительных скриптов, только релевантные баннеры. Не релевантные? Пиши на: adv@tmtm.ru с темой «Полундра»

    Зачем оно вам?
    Реклама
    Комментарии 38
    • +8
      После предыдущего неудачного приземления лично я очень ждал этого запуска…
      А им пришлось отменить приземление ступени. :(
      Теперь еще ждать придется…
      Кстати, а когда следующий запуск с приземлением? Не могу у них на сайте найти расписание запусков.
      • +2
        Если верить Википедии, то 8 апреля.
        • +1
          Судя по той же ссылке, следующий запуск 28 февраля.
          • +1
            Маск в твиттере написал, что следующая попытка будет, вероятно, в апреле.
            • +4
              28 февраля запуск ракеты v1.1, а сажают v1.1( R ). Её ближайший запуск 8 апреля.
          • +5
            Отличное расписание запусков есть в сайдбаре /r/spacex. С дополнительной разметкой какие запуски будут с попытками возвращения.
          • +2
            А я решил, что всё же была попытка посадки. Интересно.
            • +6
              Я понял это так.
              была отработка посадки, но садились просто обозначенный кусок океана на воду.
              • +4
                Похоже они решили не рисковать платформой
                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            • +12
              Как же профессионально сделана трансляция! Отличный комментатор, девушка из ЦУПа передаёт в эфир телеметрию, качество картинки отличное!
              • +1
                Интересно, утонула ли первая ступень после мягкой посадки? Думаю опустевшие топливные баки могли бы удержать её на плаву.
                • +1
                  Простите за «профанский» вопрос — но заполняются ли они воздухом после отработки?
                  • +3
                    Конечно — нет, они же заполняются жидким вакуумом.
                    P.S. Почитайте тут.
                    • +2
                      Неважно чем они заполняются, главное чтобы вода не залилась в них. Полагаю объём баков позволит ракете плавать, если её аккуратно положить горизонтально, ибо львиная часть массы ракеты это топливо. Здесь же была мягкая посадка на воду, затем вероятно ступень опрокинулась. Длина ступени на глаз метров 40-50, скорость при свободном падении с такой высоты ~32 м/c или 115 км/ч. Здесь падение не совсем свободное, но вероятно все-таки разбилась и утонула.
                      • +1
                        Волны ломают даже корабли, предназначенные для открытого моря. Это, конечно, во время шторма, но и прочность несоизмерима.
                        • +1
                          Я на всякий случай напомню:
                          а) причиной того, что не было попытки посадки на платформу, был шторм
                          б) прошлая попытка посадки на воду в шторм закончилась полным разрушением ступени
                      • +1
                        Думаю, из-за особенностей конструкции, при посадке на воду, а не на платформу, она сложится. Усиливать, по сути, огромный бак — сильно увеличить его вес. При старте он сохраняет прочность за счет своего содержимого.
                        А был бы прочным — можно было бы сажать и при помощи парашюта.
                      • +6
                        Как и предполагали ранее теперь для полностью успешной процедуры запуска/посадки нужно две «хорошие» погоды в точке старта и в точке посадки. И в случае такого форсмажора, что нужно запускать вот прямо сейчас (Луна, контракт, окно) цена пуска вырастает по сравнению с пуском невозвратной ступени, т.к. получается что на ступени установлено оборудование для посадки и заправлено больше топлива, а оно по сути задействовано не будет (хоть свинчивай/сливай перед пуском), т.к. посадка невозможна.

                        Возможно, что если ступень ранее уже летала и имеет хотя бы одну посадку, то тогда да скорее всего она себя экономически оправдала и можно топить. Но тут получается хитрая экономика зависящая от погоды и по сути от случая, как в рулетке. Т.е. может быть 10 пусков и посадок, т.е. цена вывода в результате минимальна… однозначно PROFIT. А может и быть вынужденное (Луна, контракт, окно) затопление ступени при первом запуске, как в этот раз.

                        Я далек от экономики, но мне кажется, что тут получается много хитрых нюансов, например встречное условие от SpaceX на расширенное окно запуска(недели, месяц), возможно ли это, пойдет ли на это заказчик? Или расчет экономики пуска как «средняя температура по больнице». Возможно, что на критические по времени запуска будут ставить уже летавшие ступени с однозначным затоплением, но опять пойдет ли на это заказчик, т.к. ступень б/у, или новые ступени без посадочного оборудования.

                        Но в любом случае дорогу осилит идущий. Маску удачи.
                        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                          • +1
                            Флорида достаточно густонаселенный штат. Маску потребуется очень высокая надежность системы посадки.
                            image
                            • +3
                              Эм, вас не затруднит нарисовать в этом же масштабе размер посадочной площадки? Чтобы понимать, влезет она между городами или нет.
                              • +4
                                Дело не в посадочной площадке и её размерах. Дело в том что возможно траектория падающей ступени и соответственно операции по наведению на посадочную площадку приходятся над населенными районами, поэтому требования к надежности системы посадки будут повышенными.
                                • +1
                                  Ок, то же самое, но для «тракетории падающей ступени».
                                  • +2
                                    У меня нет данных по траектории будущих пусков из Техаса, если у вас есть то изобразите, я думаю всем будет интересно.
                              • +1
                                В данный момент в условиях шторма погрешность — 10 метров. Может, конечно, повезло, но всё же — это успех.
                                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                  • +2
                                    Речь выше шла о посадочной площадке на мысе Канаверал. Он находится на восточном побережье, практически по середине Флориды.
                                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                              • +3
                                В океан сажают для тестов. Позавчера была новость о том, что SpaceX заключила контракт на аренду пусковой площадки Atlas'ов на мысе Канаверал для переоборудования её в посадочную площадку. Так что потенциальных проблем с погодой для возврата будет в несколько раз меньше (если вообще будут — запуск и приземление в территориально близких точках (ну, ладно, не очень близких, но волн не будет)).
                                • +1
                                  Когда отладят технологию возврата ступеней, то собираются пускать над континентальными Штатами.
                                  А там и волн нет, и погода поспокойнее, и многие тысячи квадратных километров ровной поверхности, например, вместо баржи площадью менее 0.003 км2.
                                  • +3
                                    пойдет ли на это заказчик
                                    Это все та же «средняя температура по больнице». Заказчики ведь разные бывают. У кого-то окно не критично, у кого-то критично, но хотят подешевле с б/у ступенью (это, в конце концов, не б/у автомобиль купленный у кого попало, риск хоть и есть, но не такой уж большой), а кому-то подавай все новенькое и в четко обозначенное окно — тот же запуск людей, например.
                                  • +11
                                    Маску в твитере предложили такой корабль-платформу для посадки…
                                    На что он ответил «В принципе мы на такое способны, стоит подумать..»
                                    и чет мне кажется он не шутил )



                                    • +3
                                      Чем мне нравится Маск — он ставит новую планку всегда.
                                      Ставит вопрос об успешности приземления возвращаемой ступени, а не об успешности запуска. Успешныый вывод груза на орбиту у него подразумевается по умолчанию.
                                      Если бы он еще занялся разработкой новых двигателей для ракет. Или принципиально новым способом вывода груза на орбиту. Я на него надеюсь.
                                      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                        • +1
                                          Спасибо за статью, очень интересно. Увеличение тяги — очень хорошо. Но все равно это еще практически те же химические двигатели. Надеюсь, это только начало.
                                      • +4
                                        видно как работает система ориентации первой ступени: (картинкой не вставляется)

                                        i.imgur.com/rajhnfQ.gif

                                        • +1
                                          чем они наблюдали за взлётом? больше 30км расстояние. опять же «ведение» цели

                                          Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.