12 февраля 2015 в 18:00

Культурное наследие, которое хотят забрать из общественного достояния


Озеро Макартур, парк Йохо (1924). Работа Джеймса Макдональда, канадского художника, члена Группы Семи, одного из основателей национальной канадской живописи

Вы слышали, что такое Транс-Тихоокеанское партнёрство? Если бы не Wikileaks, то об этой организации почти никто не знал.

Trans-Pacific Partnership — планируемая к созданию международная торгово-экономическая организация, целью которой является образование зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В ноябре 2013 года черновик секретного соглашения о TPP опубликован на сайте Wikileaks.

Среди прочего, TPP предусматривает новые минимальные сроки на защиту авторских прав: не меньше, чем 70 лет после смерти автора (Мексика предлагает 100 лет). США подталкивает страны к установке срока копирайта 95 лет для корпоративных работ и 120 лет для неопубликованных работ. Документ предусматривает унификацию законодательства для борьбы с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности, а также нормы по регулированию интернета.

Одновременно США готовят аналогичное Трансатлантическое соглашение о свободной торговле (Trans-Atlantic Free Trade Agreement) с Евросоюзом.

Как только документы появились на Wikileaks, с официальным заявлением по этому поводу выступил Фонд электронных рубежей (EFF). Он осудил увеличение сроков копирайта и тот факт, что Торговое представительство США обсуждает их без консультаций с общественностью. Ведь в таком случае будут учтены интересы корпораций, но не общества.

Сейчас EFF решил обратить внимание на проблему ещё раз. Он опубликовал галерею из нескольких художественных работ, которые исчезнут из общественного достояния на 20 лет, если соглашение TPP вступит в силу.

Среди «потерянных» на 20 лет работ будут очень ценные вещи для национальных культур своих стран — Канады, Новой Зеландии, Японии, Вьетнама, Малайзии, Брунея. Например, в Японии есть проект оцифровки национальной литературы. Проект называется Aozora Bunko — Библиотека Синего Неба. За последние пару лет они торжественно перечисляли писателей, философов и поэтов, чьи работы стали свободными. Все эти работы придётся убрать из онлайна на десятилетия.

Казалось бы, какое нам дело до Вьетнама и Брунея? Проблема в том, что международное законодательство будет унифицироваться, и увеличенные сроки копирайта обязательно навяжут другим странам. Кроме того, вдохновлённые успехом медиакорпорации начнут готовить почву для следующего увеличения сроков, что они делали не раз.

Анатолий Ализар @alizar
карма
671,3
рейтинг 462,9
Редактор
Самое читаемое

Комментарии (8)

  • +14
    Респект Ализару. Опять он Пирацкую Партию опередил с публикацией :)
    ЗЫ. Просто я считаю такие новости должны отслеживаться Пиратской партией России и публиковаться на ленте партии.
  • –1
    >о свободной торговле
    >копирайт
    >свобода — это рабство
    >Лицензионный_Достоевский_или_конец_эры_бумажных_книг.txt
  • +3
    Через век после смерти автора в общественное достояние — человечество идет к полному успеху.
    Консервация прогресса.
  • 0
    Это очень плохая тенденция!
  • 0
    И кому по этому закону должны принадлежать права на произведения умерших?
    Если родственникам, То какая от этого выгода корпорациям?
    • 0
      Корпорациям могут принадлежать права, например после выкупа имущественных прав на произведение у его автора.

      А какой сейчас срок в Америке? В РФ же вроде и так 70 лет (ГК РФ Часть 4 Статья 1281. Срок действия исключительного права на произведение). Или я что то путаю?
  • –1
    Это запрограммированное уничтожение культурного наследия развивающихся стран: малоизвестные авторские работы после смерти авторов просто некому будет хранить, и они исчезнут из культурного горизонта этих стран навсегда.
  • 0
    Более справедливым является защита авторских прав после смерти автора в течении жизни его непосредственных наследников, не распространяясь на наследников наследников и так далее.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.