Редактор Geektimes
802,8
рейтинг
19 марта 2015 в 10:47

«КАМАЗ» с беспилотной системой управления: все, что вы хотели знать, но боялись спросить

image

Будущее становится все ближе к нам. На дорогах США и Великобритании появляются первые роботизированные автомобили. Многие автопроизводители работают над собственными проектами авто-беспилотниками, это касается и легковых автомобилей, и грузовиков. Во втором случае проектов гораздо меньше, чем в первом: на данный момент известно, что свой грузовик-беспилотник разрабатывает Mercedec-Benz и «КАМАЗ», совместно с Cognitive Technologies.

Cognitive Technologies в проекте выступает в качестве разработчика системы автономной системы управления автомобилем, а «КамАЗ» будет дорабатывать грузовик для такой системы. Я задал несколько вопросов относительно проектируемой системе и самого проекта разработчикам из Cognitive Technologies, и получил ответы, которые спешу опубликовать.

Какое вы используете аппаратное обеспечение (лидар, или распознавание видео с камер, или и то и другое, еще что-то?)

Используется распознавание с видеокамер. В дополнение к этому также используются радары для анализа близких препятствий, инерционные датчики, датчики GPS/ГЛОНАСС. Лидары планируется использовать для построения карт местностей, а не для серийных автомобилей.

Пригодились ли в работе над этим проектом ваши предыдущие наработки в области ИИ, если да, то какие именно и как именно (алгоритмы? сотрудники с опытом?)

Безусловно, используются наработки в области анализа изображений и машинного обучения. Наши специалисты еще с начала 90-х занимались анализом двумерных изображений. С начала 2000-х мы активно занимаемся анализом дорожных сцен.
Кроме того, Многие члены команды работали над созданием быстрых алгоритмов. В этой области мы считаем себя профессионалами. Участники проекта КАМАЗ входят в число тренеров по спортивному программированию команды МИСиС – неоднократного финалиста чемпионатов мира.

Сколько человек работает в команде?

Над созданием ядра работают 25 человек. Всего численность команды составляет 50 чел.

Опираетесь ли вы на какие-то опенсурсные библиотеки или ферймворки, или пишете всё с нуля?

Да. Мы используем опенсурсные библиотеки, например OpenCV, поскольку считаем, что не имеет смысла дважды кодировать известные алгоритмы.

Все делаете сами или есть партнёры с опытом аналогичных разработок?

Ключевые разработки мы ведем самостоятельно. Но по смежным вопросам, конечно, привлекаются партнеры, например по решению аппаратных, инженерно-конструкторских задач, а также задач с использованием неоптических типов сенсоров, например СВЧ радары (НИТУ МИСиС).

Что думаете про v2v и i2v, намерены ли как-то использовать?

v2v безусловно будут использоваться в таких задачах, как движение в колонне. Что касается i2v, то абсолютно не исключено.
Мы в своих разработках делаем основной акцент на обработке видеоданных, на так называемых, пассивных методах компьютерного зрения, что важно в тех случаях, когда отсутствует возможность связи, в неблагоприятных погодных условиях и т.п. Но это не мешает нам в дополнении к основной модели использовать другие методы, как например, картографическую информацию, rfid-метки и т.д.

Не интересовались ли вашими разработками железнодорожники и метро? По идее сделать беспилотный поезд легче — рельсы ровнее и трафик меньше. В некоторых метро уже есть поезда-беспилотники.

Нет, не интересовались. Но наши технологии способны эффективно решать задачи этого класса. Более того, поскольку мы умеем распознавать пешеходов в рамках дорожной сцены, нам не трудно будет трансформировать эту задачу в частности на проблему безопасного подъезда поезда к платформе.

Есть какие-то конкретные намётки в плане законодательства? Договорённости с региональной или центральной властью?

Мы активно изучаем состояние законодательства в области создания беспилотных транспортных средств и разрабатываем необходимые изменения в законодательство, чтобы впоследствие внести их в правительственные структуры или законодательные органы. Мы изучаем зарубежный опыт. Наши предложения об изменении законодательства обеспечивающие возможность движения грузового автомобиля на базе шасси КАМАЗ по дорогам Российской Федерации была поддержана в конце прошлого года Дмитрием Медведевым, по поводу чего было выдано соответствующее поручение Минпромторгу России. Также, для достижения наилучшего результата в этой области была создана межведомственная рабочая группа совместно с Агентством Стратегических Инициатив. Первые результаты ее работы ожидается, что будут доступны в мае месяце этого года.

Не планируете ли строить в России полигон для тестирования беспилотников наподобие таких или таких?

В настоящее время существует готовый проект по созданию полигона для тестирования беспилотных автомобилей на базе шасси КАМАЗ в республике Татарстан, который будет располагаться в непосредственной близости от предприятия КАМАЗ. У него уже есть название – «Долина роботов». Предполагается, что его инфраструктура будет организована по принципу максимальной комфортности для технических специалистов. Проект поддержан главой республики Р.Миннихановым.
Пока полигон в Татарстане не заработал, тестирование беспилотных автомобилей производится на полигоне МЧС, по соглашению с руководством этого ведомства.

Как высчитаете, в каком году повсеместно разрешат беспилотники на дорогах общего пользования?

По опыту реализации стратегических проектов, поддержанных руководством страны, решение организационного контура задач осуществляется довольно оперативно. Другое дело, что перед разработчиками проекта стоит множество проблем, требующих детальной проработки. Стоит сказать, что полностью все организационные и законодательные проблемы, связанные с движением беспилотных транспортных средств не проработаны еще ни в одной стране мира. Это и вопросы страхования, и подготовки национальных стандартов и т.д.
Мы считаем, что подготовка основных изменений в законодательство завершится к 2019 году, а в 2020 году беспилотный КАМАЗ сможет выйти на дороги Российской Федерации.

В каком году из машин полностью исчезнут привычные органы ручного управления?

У человека обязательно должна остаться возможность вмешиваться в процесс управления. Это необходимо, например, в экстренных ситуациях, экстремальных условиях вождения и т. д. Такое мнение едино у основных разработчиков беспилотных автомобилей. Более того, по оценке экспертов, только 40% водителей готовы полностью отказаться от ручного управления. Поэтому, органы ручного управления в обозримом будущем останутся. Хотя именно для задач грузового беспилотного транспорта эта задача выглядит более привлекательной, нежели для легкового.

В каком году запретят машины на ручном управлении (разрешат роботомобили)?

Сегодня вопрос о запрете не стоит

Какие есть конкурентные проекты, кроме робота-грузовика от Mercedes-Benz?

Все ведущие автопроизводители объявили о создании беспилотных версий к 20-м годам. Это мировой тренд. Несомненно, возможность беспилотного движения будет конкурентным преимуществом.

Когда ожидается выход коммерческой версии КАМАЗа с автоматической системой управления?

Мы ожидаем, что это состоится в 2020 году.

Есть ли расчеты по возможной экономической выгоде такой компании, как КАМАЗ, от внедрения системы автоматического управления автомобилями?

Они есть, но предназначены для служебного пользования. (Открыть их можно только с разрешения КАМАЗа и это может занять время.)
Но пример эффективности того, как решение задачи по созданию беспилотного транспортного средства на базе шасси КАМАЗ привести можно. Если рассмотреть ситуацию движения обычного грузового автомобиля с водителем и грузом из точки А на территории России в точку Б, то очевидно, что тарифная ставка на страховку водителя, транспорта и груза будет соответствующая и будет учитывать человеческий фактор по целому ряду параметров, в том числе и отработки правил движения и т.д.
В случае беспилотного транспортного средства, учитывая, что в кабине будет находиться независимый наблюдатель, имеющий возможность брать на себя процесс управления в критических ситуациях, очевидно, мы будем иметь более жесткий контроль за дорожной ситуацией, фактически с нулевой вероятностью нарушения правил движения. Очевидно, что тарифная страховая ставка по всем параметрам будет иная.
Можно также сказать, что создание возможности для беспилотного движения станет конкурентным преимуществом для КАМАЗа, позволит повысить его маржинальность. КАМАЗ планирует упрочить свои позиции на международном рынке.
marks @marks
карма
171,7
рейтинг 802,8
Редактор Geektimes
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (36)

  • +29
    Камаз на беспилотном управлении — всё, чего я боялся.
    • +2
      Стиль вождения не будет отличаться от текущего пилотного.
      • +2
        Вспомнилось, где-то недавно было:

        — Скоро будет беспилотная газель.
        — Я думал они уже, а человек там сидит просто за проезд собирать…
    • +22
      Зато алгоритмы писать легко ('Правила проезда перекрестка для «Белазов»: 1. Выехать на перекресток. 2. Убедиться в отсутствии другого «Белаза». 3. Продолжить движение.')
      • +4
        Причем убеждаться в отсутствии можно по радиомаякам, которые камаз собственно и поставит на все новые машины.
        Такие маяки потом можно будет продавать легковушкам за большие деньги :)
  • +6
    интервью о планах.
    хотелось бы результатов.
    пока, насколько я видел, в конкурсе cognitive.ru/ru/competition-results только одна команда представила результаты.
    как-то это неоптимистично.
    С начала 2000-х мы активно занимаемся анализом дорожных сцен.

    и где опубликованные результаты? или они секретные? или просто показать нечего?
    • –1
      Скорей всего опубликовать нечего, поэтому секретные.
      А вообще достаточно мало автомобильных компаний публикуют резульаты своих исследований в области ADAS и всяких автопилотов. Даже Google не особо как торопится раскрывать подробности своего автомобиля-автопилотника.
      Своими исследованиями разве что Mersedes регулярно делится.
      • +3
        да ладно результаты исследований, пусть хоть видяхи какие покажут.
        а то даже всякие ниссаны-хундаи публикуют.
        • 0
          1) А что вы там на видео увидить хотите, после чего сразу сможете поверить в отечественную науку?:-)
          2) Пока вроде бы заявляют только о планах начать строить беспилотники. Вполне может быть, что даже прототип пока не существует, а алгоритмы обкатываются на датасетах (например на томже KITTI, хоть он и снять на легковой машине) или в среде для симуцяии дорожных ситуаций. Тогда показывать кроме вывода программы нечего.
          3) Вот тут есть какое-то видео в сюжете про эти беспилотники:
          • 0
            ну хоть что-то.
            если это их разработка, конечно.
            • 0
              Вообще визуализация очень похожа на то, что рисуется в Doppia (это такая довольно знаменитая библиотека с имплементацией всевозможных каскадных классификаторов/детекторов)

              Но по крайней мере пейзажи вроде бы отечественные.

              А вообще было бы интересно послушать про техническую составляющую проекта, а не словоблудие аля «когда машины заменят человека», но фиг дождешься представителей отечественного автопрома на Хабре :(
          • 0
            А какое отношение Камаз имеет к Мерседесу в видео?
            • 0
              Что вы имеете в виду? Почему в видео упоминают Мерседес — это у журналистов спрашивайте А демка (там, где отмечаются машины и рисуется что-то типа Ground Plane), снята в Москве, т.ч. не думаю, что это мерседесовский беспилотник у нас по москве катался)
            • 0
              Вроде как они совместно работают над этим.
  • +3
    05 камаз со стёртыми от старости поршневыми кольцами, натужно тянущий 5 км\ч в небольшую горку, выбрасывающий огромные тучи сажи, из-за которых, чтобы обогнать его по разбитой колейной «федеральной трассе», нужно дышать этой сажей, пытаясь из-за неё разглядеть встречку…

    теперь апельсиновый с автопилотом!
    • +1
      Я кстати не пойму, почему никак не сделают электрогрузовики? Если я верно понимаю, у электродвигателя крутящий момент сразу доступен, а это значит. что для грузов оно как раз приспособлено куда лучше. Вместе с грузом можно возить аккумуляторную батарею, так чтобы хватило от пункта А до пункта Б без каких либо проблем.
      Даже если не электромобиль — есть ли гибридные камазы и другие грузовые машины? Пусть там будет стоять экологически-экономичный двигатель по циклу Аткинсона и генерирует дополнительную энергию. В любом случае, мне кажется сажу можно избежать.
      Я недавно видел как уборочная машина (которая поливает улицы) когда проезжала мимо оставляла за собой огромный столб едкого дыма. Хорошо так город почистили.
      • +1
        Потому что нет смысла половину фуры забивать аккумуляторами, если можно налить в бак несколько сотен литров солярки и ехать по-старому.
        • +1
          Да бог с ней, с соляркой. Пускай она будет в баке. И пусть она крутит генератор. А ехать на электричестве — это же все равно эффективней и загрязнение будет меньше, потому что ДВС будет работать в оптимальном режиме.
      • 0
        Делают. Только не у нас в стране. Как раз для уборки мусора зачастую — самый оптимальный вариант. Недавно была новость, что один из сооснователей Тесла, который ушёл из проекта где-то через год после его начала, как раз и занимается переоборудованием грузовиков.
  • 0
  • +3
    Самый интересный вопрос похерен: кто будет нести отвественность за ДТП?
    • +2
      С появлением первых жертв придумают!
    • 0
      Компания производитель, видимо.
    • 0
      А если пешеход управлялся аналогичной системой — вот тогда начнётся.
    • 0
      Проще всего будет узаконить регистраторы и обвешать ими автоматические машины. При ДТП, соответственно, происходит созыв комиссии из разработчиков системы и людей в погонах. Если будет доказана вина робомобиля, то платит компания. Плюс сделают отдельные страховки для машин с конскими ценами.
  • +1
    Более того, поскольку мы умеем распознавать пешеходов в рамках дорожной сцены, нам не трудно будет трансформировать эту задачу в частности на проблему безопасного подъезда поезда к платформе.

    На платформе поезд может пользоваться данными с кучи дополнительных камер, если станция не типа «горизонтальный лифт». А вообще пора все станции оборудовать защитой от суицидников и просто на случай, если станет плохо и/или толпа вытолкает.
    • +1
      Что-то типа щитов из прочного стекла?
    • 0
      имхо, безопасный подъезд поезда — медленный.
      и в случае поезда задача в апринципе упрощается до тривиальной, так что это не показатель.
      • 0
        Попробуйте реализовать медленный подъезд поезда в московском метро, не увеличив интервал между поездами и оставив время пассажирам на вход и выход.
        • 0
          ну а быстро едущий поезд все равно быстро не остановить, даже если автоматика засекла падение человека.
          • 0
            Если человек упал до подхода поезда, то поезд может начать снижать скорость уже в тоннеле, а тем временем будет запущен роботизированный человеческий экстрактор для удаления помехи с пути поезда.

            И ещё раз повторюсь: безопаснее просто не допустить возможности упасть (станции типа «горизонтальный лифт» и иже с ними).
  • +1
    Безусловно, используются наработки в области анализа изображений и машинного обучения. Наши специалисты еще с начала 90-х занимались анализом двумерных изображений. С начала 2000-х мы активно занимаемся анализом дорожных сцен.


    Если они уже третий десяток лет работают над зрением для машин, то где научные публикации по теме? Вот про MobileEye, которые решением ADAS задач с начала 00-х занимаются слышал, а про разработки Камаза в этой области что-то первый раз упоминание вижу…
  • +1
    Cognitive? Тогда верю!
  • +2
    «а в 2020 году беспилотный КАМАЗ сможет выйти на дороги Российской Федерации.»

    и

    «У человека обязательно должна остаться возможность вмешиваться в процесс управления. Это необходимо, например, в экстренных ситуациях, экстремальных условиях вождения и т. д.»

    Какой можно сделать вывод?

    На мой взгляд есть большая вероятность того, что В 2020 году при самом оптимистичном прогнозе в серию войдёт Камаз, с адаптивным круиз контролем, и, возможно, способностью к автоматическому изменению ряда движения при включении указателя поворота в случае благоприятной дорожной обстановки — чистое и ровное асфальтовое покрытие и новая разметка на нём. Плюс пикающие датчики парковки, конечно. По НТВ покажут Камаз, Путина и забудут об этом курьёзе.
  • 0
    У КАМАЗа, который на картинке номер, как бортовые номера Ту-134.
  • 0
    А автопилот научат давать взятки за перегруз машины и прочее? :)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.