Звукоинженер
0,0
рейтинг
12 мая 2015 в 15:18

Основы Mid-Side записи перевод tutorial

Когда большинство людей думают о стерео-записи, первое, что им приходит в голову — это подобранная пара микрофонов, расположенных в совпадающей (XY) системе. Обусловлено это тем, что такой способ позволяет максимально реалистично повторить пару человеческих ушей.

Но в то время, как стереопара является самым очевидным методом, это не единственный игрок на поле стерео-записи. Техника Mid-Side выглядит немного сложнее, но она имеет ряд преимуществ перед обычной подобранной парой. Если вы никогда не слышали о MS-записи, или всегда боялись попробовать, то все это время вы упускали серьезное оружие в вашем звукозаписывающем арсенале.


MS-система, состоящая из AKG 414 в качестве «side»-микрофона и Audio Technica 4051 в качестве «mid»-микрофона.


Больше, чем Вы слышите


Традиционная XY-запись повторяет положение наших ушей. Как и человеческий слух, микрофоны в системе XY опираются на временную задержку в несколько миллисекунд между каналами для локализации звука в стерео-поле. Это достаточно простая концепция работает хорошо до тех пор, пока оба микрофона подобранны и равномерно распределены для получения точного звукового образа.

Одна из слабых сторон такой техники это то, что после записи остается мало возможностей для изменения стерео-изображения. В некоторых случаях прослушивание трека в моно может привести к противофазе сигналов.
MS-техника предоставляет вам гораздо больше контроля над шириной стерео-поля, чем другие, и позволяет внести изменения в любое время после записи.

Mid-Side совсем не новое понятие. Оно было разработано инженером EMI (британская медиагруппа, одна из крупнейших звукозаписывающих компаний мира — прим. переводчика) Аланом Блюмлейном, пионером стереофонического и объемного звука. Блюмлейн запатентовал технику в 1933 году и использовал её на некоторые из самых ранних стереофонических записях.

Записи микрофонами по MS-технологии широко используется в трансляции, в значительной степени потому, что правильно записанные треки всегда моно-совместимы. MS также популярна как техника для студийной и концертной записи, и ее удобство и гибкость делают её хорошим выбором для записи живого звука.

Что требуется


В то время, как XY-запись требует подобранной пары микрофонов чтобы создать согласованный образ, в MS записи часто используется два совершенно разных микрофона, или используются подобные микрофоны, установленные на различные характеристики направленности.

«Mid»-микрофон (центральный) обращен к центру источника звука. Как правило, это будет микрофон с кардиоидной или гиперкардиоидной диаграммой (хотя в некоторых вариациях техники используют ненаправленную или двунаправленную «восьмерку»). К «side»-микрофону (боковому) требования более жесткие: он должен иметь направленность строго в виде «восьмерки». Этот микрофон повернут на 90 градусов от оси источника звука. Оба микрофона следует размещать как можно ближе, как правило, один над другим.

Как это работает


Это не редкость для музыкантов быть запуганными сложностью MS-техники, и я видел, как глаза не одного человека тускнели от объяснений. Но в своей основе методика такой записи не так уж и сложна. Концепция заключается в том, что «mid»-микрофон выступает в качестве центрального канала, в то время как каналом «side»-микрофона создается атмосфера и направление путем сложения или вычитания информацию с любой стороны.

Двунаправленная «восьмерка» «side»-микрофона, повернутая на 90 градусов от источника, принимает окружающие и реверберированные звуки со стороны сцены. В результате того, что это «восьмерка», мы получаем две стороны с разностью фаз в 180 градусов. Другими словами, положительный сигнал на одной стороне диафрагмы микрофона создает равный ему отрицательный на другой стороне. Фронтальная сторона микрофона, обычно представляемая как плюс (+), направлена в левую сторону, в то время как задняя часть, или минус (-), указывает вправо.



Поток сигналов при MS-записи.

Далее сигнал от каждого микрофона записывается в свой трек. Однако, для того, что бы услышать надлежащий стерео-эффект при прослушивании записи, треки должны быть матрицированы и декодированы.

Итак, вы записали только два канал аудио (центральный и боковой), и следующим шагом будет разделение бокового сигнала на два отдельных канала. Это может быть сделано либо в программном обеспечении вашей DAW (Digital Audio Workstation — прим. переводчика), либо при помощи аппаратного микшера путем переноса «side»-сигнала на два канала, и инвертированием фазы одного из них. В результате получаем два канал, представляющих именно то, что обе стороны вашего микрофона «слышали».

Теперь у вас есть три канала записанного аудио — центральный канал и два боковых канала, которые должны быть сбалансированы для воссоздания стерео-изображения. (Вот где это все становится немного запутанным, так что держитесь крепче.) MS-декодирование работает по тому принципу, что называется «сумма-разность»: добавим один из боковых сигналов — плюс (+) — к центральному сигналу для суммы, а затем вычтем другой боковой сигнал — минус (-) — из центрального сигнала для разности.

Если вы еще не уснули, то вот вам математическая формула:

Mid + (+Side) = left channel
Mid + (-Side) = right channel

После этого, если вы послушаете только центральный канал, то получите моно сигнал. Включите два боковых канала, и вы услышите стерео. А вот самое крутое — ширину стерео-поля можно изменить варьируя количество бокового канала в миксе!

Почему это работает


Инструмент на «мертвой точке» (0 градусов) создает звук, поступающий в «mid»-микрофон непосредственно по оси. Но в то же время этот звук попадает в нулевую точку «side»-микрофона. Конечный сигнал в равной мере идет в левые и правые шины микшера и громкоговорители, в результате к центру изображения.

Инструмент, расположенный на 45 градусов влево, создает звук, который попадает в «mid»-микрофон и одну из сторон «side»-микрофона. Из-за того, что фронтальная сторона «side»-микрофона направлена влево, звук вызывает положительную полярность. Эта положительная полярность в совокупности с положительной полярностью «mid»-микрофона в левом канале приводит к повышенному уровню на левой стороне звукового поля.

Между тем, на правом канале бокового микрофона, тот же сигнал вызывает сдвинутый по фазе сигнал отрицательной полярности. Эта отрицательная полярность в сочетании с сигналом среднего микрофона в правом канале приводит к понижению уровня справа.

Инструмент, расположенный на 45 градусов вправо, создает противоположный эффект, увеличивая сигнал на правой стороне при одновременном снижении его слева.


Средний микрофона выступает в качестве центрального канала, в то время как сигнал бокового микрофона создает стерео атмосферу.


В чем преимущество?


Одно из самых больших преимуществ MS-записи является гибкость, которую она предоставляет. Так как стерео изображение находится в прямой зависимости от количества сигнала, поступающего в сторону бокового канала, повышение или снижение соотношения среднего и боковых каналов делает стерео-поле шире или уже. Результатом является то, что вы можете изменить звук вашей стереофонической записи после того, как она уже была записана, что было бы невозможно с использованием традиционной XY-микрофонной записи.

Попробуйте поэкспериментировать с этим — слушайте только средний канал, и вы услышите прямой, монофонический сигнал. Теперь опустите уровень среднего канала и в то же время поднимите уровни боковых каналов. Как только повысятся боковые сигналы и понизится центральный, вы заметите, что стерео становится более широким, а центр отодвигается дальше от вас. (Полное удаление среднего канала приведет к сигналу, являющегося по большей частью звуком атмосферы комнаты — полезно для эффектов, но не более того.) Начав только с центрального канал и постепенно добавляя боковые, вы придете к созданию правильного стерео-изображения трека.

Еще одно большое преимущество MS-техники является то, что она обеспечивает истинную совместимость с моно. Поскольку два боковых канала компенсируют друг-друга, когда вы переключите микс в моно, то останется только центральный «mid», предоставляя вам идеальный монофонический сигнал. А так как боковые каналы также содержат большую часть атмосферы комнаты, переключение микса в моно исключает этот звук, в результате чего получаем микс с повышенной четкостью. Хотя большинство XY-записей моно-совместимы, вероятность подавления фаз больше, чем при MS-записи. Это одна из причин, по которой MS-технология всегда была популярна в мире вещания.

Другие возможности


Хотя большинство MS-записей производятся с использованием кардиоидного микрофона в качестве «mid», его замена может привнести некоторые интересные эффекты. Попробуйте использовать микрофон с ненаправленной диафрагмой для резкого возрастания «просторности» звучания и расширения диапазона низких частот.

Эксперименты с различными комбинациями микрофонов также могут иметь значение. По большей части оба микрофона должны быть крайне схожи в своем звучании. Это особенно важно, когда источник звука достаточно большой, как, например, пианино или хор, потому что каналы обмениваются информацией о панорамировании; в ином случае качество тона будет меняться в стерео-поле. Для небольших источников, таких как акустическая гитара, соответствие микрофонов менее важно. При меньших источника проще экспериментировать с разными микрофонами. Например, попробуйте более ярко звучащую сторону микрофона, что бы окрасить стерео-картину и сделать ее более просторной.

Как вы видите, в Mid-Side записи есть куда больше, чем то, что слышит ваше ухо. Даже если в теории эта техника выглядит устрашающей, на практике вы найдете ее невероятно полезной для достижения полного контроля над стерео-полем в ваших записях.

Примеры
Перевод: Daniel Keller
@fahrenheithabr
карма
10,0
рейтинг 0,0
Звукоинженер
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (5)

  • 0
    Метод, безусловно, весьма интересный. Но есть одно «но». При совместном расположении микрофонов полностью теряется информация о фазовой задержке между каналами (при скорости звука 300м для разницы в расстоянии к микрофонам в 10см задержка составит 1/3000с, т.е. целый период для звука в 3кГц). А эта информация активно используется мозгом для воссоздания направления на источник звука. Так что эта моно- совместимость не дается даром.

    Теоретически, при мастеринге можно специально внести эту задержку в итоговый сигнал. А если постараться, можно вычленить звуки разных источников и для каждого внести свою индивидуальную задержку, разнеся их, таким образом, в стерео-картине. Но, мне кажется, для этого случая будет проще и надежнее использовать классическую XY-запись.

    Впрочем, нужно учитывать, что эта фазовая задержка имеет непосредственное значение только при прослушивании в наушниках, когда левый и правый сигналы никак не смешиваются (т.е. правый сигнал не попадает в левое ухо и наоборот). Проигрывание через колонки вносит дополнительную фазовую задержку, и тут уже надо смотреть, вполне может быть, что MS-система будет в более выигрышном положении.
  • 0
    Смутил тезис о том, что правый канал — противофаза левого. То, что приходит в правое ухо, не является противофазой сигнала левого. Например эхо, отраженное от правой стенки, попадет в правое ухо, и гораздо слабее — в левое (ухо ведь тоже имеет направленную характеристику). Здесь этот эффект не учитывается. Для того чтобы учитывался, как мне видится, нужно все же иметь 2 боковых канала (т.е. суммарно 3), и их уже вычитать из центрального.
  • –1
    Зачем спустя два года повторно публиковать ту же самую статью, а ту старую удалять? webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:bCj8qiRwdXYJ:habrahabr.ru/post/182624/+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
    • +1
      Решил перевезти на новый сайт + продолжить переводы.
      Не поленились же в кэш лезть…
      • +1
        Я же помню что всё это читал и комментировал, этакое дежавю.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.