Пример графического QR-кода
Китайский торговый гигант Alibaba придумал новый, современный способ борьбы с подделками товаров народного потребления. Для этого по договорённости с производителями и в сотрудничестве с израильским стартапом Visualead продавец планирует размещать на товарах уникальные идентификационные наклейки со специального вида QR-кодом.
Проблема подделок затрагивает практически всех производителей и продавцов, и часто оказывается отвратительным сюрпризом для покупателя. Помню, как лет 20 назад, во времена нарождающегося капитализма и появления в магазинах первого, ещё робкого изобилия, ходили слухи о «волшебных» комбинациях цифр со штрих-кодов, по которым, якобы, можно отличить поддельную продукцию от настоящей.
К сожалению, долгое время технические возможности не позволяли адекватно справляться с проблемой подделок. Изготовление уникальных кодов для продуктов и их учёт было практически нереально провести. Но с развитием информационных технологий невозможное становится реальным.
Alibaba предлагает наносить на каждый товар уникальную наклейку, на которой изображён двумерный штрих-код, напоминающий QR-код. Для красоты в код можно включить графическое изображение – логотип бренда или изображение продукта.
Суть системы защиты в том, что все коды – уникальные. Пользователь при помощи фирменного мобильного приложения Taobao сканирует этот код и получает подтверждение об аутентичности товара. После сканирования код получает особую пометку в базе магазина и повторно уже не используется.
Уже сейчас Alibaba сотрудничает с несколькими крупными производителями, например косметическим брендом L'Oreal и производителями шоколада Ferrero. В планах компании – отмечать подобным кодом как можно больше товаров.
Alibaba не только сотрудничает со стартапом Visualed, но и выступает в роли одного из его инвесторов. В январе 2015 он получил не раскрываемую сумму в рамках второго раунда инвестиций, которая оценивается в несколько миллионов долларов. За два года до этого стартап поднял инвестиций на общую сумму в $2.4 млн.
Alibaba постоянно сталкивается с жалобами покупателей, производителей и даже правоохранительных органов. Только на прошлой неделе компания Kering, владеющая брендом Gucci, подала иск в американский суд по подозрению в том, что продавец причастен к изготовлению и продаже нелегальных товаров этой марки. А в январе 2015 китайское правительство обвинило компанию в том, что она недостаточно хорошо следит за своими участниками торгов и закрывает глаза на нелегальный бизнес.
В общем, самое время для компании Alibaba, которая успешно вышла на IPO в прошлом году, избавляться от клейма поставщика контрафактной продукции, которое стоит не только на компании в частности, но и на китайском рынке в целом.