Он построил квадрокоптер и рассчитал траекторию полёта на Луну: 133 года со дня рождения Георгия Ботезата

    7 июня 1882 года родился Георгий Александрович Ботезат. За 57 лет жизни он построил первый в мире четырёхвинтовой вертолёт, рассчитал траекторию полета на Луну, которую использовали при разработке программы Аполлон, и написал несколько трудов по механике, самолётостроению и работе лопастного винта.

    image

    Георгий Ботезат был инженером-электриком по образованию, он окончил институты в Харькове и Бельже (Бельгия). Одно из главных его изобретений — это вертолёт с несколькими винтами. Схема из четырёх винтов упростила управление, поворачивал аппарат изменением положения лопастей носовой части.

    Средства на создание вертолёта изобретателю выдала армия США. Задачей Ботезата было сделать летательный аппарат с вертикальным взлётом и посадкой. Выданных 200 000 долларов не хватало на прототипы, поэтому Ботезат сразу построил полноразмерный аппарат.

    Аппарат впервые поднялся в воздух в 1922 году. В рамках одного из экспериментальных полетов он поднял на высоту в 4 метра груз весом 450 кг. За 1922 и 1923 годы этот первый вертолёт американских военно-воздушных сил совершил 100 полётов.

    Технические характеристики первого квадрокоптера:
    Управление: 1 пилот
    Грузоподъемность: до четырех пассажиров
    Габариты длина/ширина/высота: 20 х 20 х 3 метра
    Масса: 1633 кг
    Двигатель: 1 роторный двигатель Le Rhone мощностью 180 лошадиных сил
    Максимальная скорость: 48 км/ч
    Рабочая высота: 5 м
    Максимальная высота: 9,1 м



    image

    Правительство США прекратило финансирование проекта Ботезата, отдав предпочтение автожирам. Изобретатель в 1926 году основал фирму по производству вентиляторов и начал поставлять их для установки в производственных и жилых зданиях и на военный флот США — для новых крейсеров.

    image

    Ещё одной работой Ботезата были спецэффекты для фильма «The Love of Sunya».

    image

    Индивидуальный летательный аппарат с бензиновым двигателем для военных.

    image

    В 1938 году Георгий Ботезат с лётчиком Борисом Сергиевским основал Helicopter Corp. of America. Первые вертолётом компании был GB-2. Модифицированная версия аппарата под названием GB-5 стала последним из вертолётов изобретателя. Вертолет не мог подниматься выше полутора метров и на одном из испытаний разбился.

    Георгий Ботезат умер в 1940 году в возрасте 57 лет.

    image
    • +18
    • 10,1k
    • 7
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 7
    • +2
      Помню впервые о Ботезате прочёл в «Юном технике». Помню интересный факт: лопасти были сделаны по чертежам, основанных на математических моделях, без построения каких-либо реальных моделей и прототипов.
      • +2
        Как я писал в посте про первый квадрокоптер — у Ботезата не было ни средств, ни терпения для прототипов. Поэтому сразу строил готовый аппарат.
      • +1
        Согласно википедии и другим источникам, NASA использовало для первого полета на луну расчеты этого человека.

        UPD: наверно использовались расчеты обоих ученых.
        • +1
          Если смотреть по английской Википедии и по источникам оттуда, то речь идет о Кондратюке, Жуковском, Цандере и прочих, но Ботезат не упоминается.
        • 0
          Индивидуальный летательный аппарат с бензиновым двигателем для военных.

          Вспомнился Baumgärtl Heliofly:
          image
          • 0
            А чем примечательна дата 133? Или это юбилей в 7-ричной системе исчисления?
            • 0
              Учитывая то, что я живу на ул. Кондратюка, мне про расчет траектории полета на Луну сейчас было почти обидно :)

              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.